Лев Интернально-объектная Интернально-субъектная стратегия стратегия мо внутр. «+»; мд внеш. «-» мо внутр. «+»; мд внеш. «+» Меланхолик Сангвиник Сангвиник – Холерик мд активность интровертность Экстравертность Флегматик – Меланхолик Холерик Флегматик


Скачать 98.61 Kb.
НазваниеЛев Интернально-объектная Интернально-субъектная стратегия стратегия мо внутр. «+»; мд внеш. «-» мо внутр. «+»; мд внеш. «+» Меланхолик Сангвиник Сангвиник – Холерик мд активность интровертность Экстравертность Флегматик – Меланхолик Холерик Флегматик
Дата публикации01.06.2013
Размер98.61 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
«КОНСТРУКТИВНОСТЬ МОТИВАЦИИ»
Относительно этой методики имеются данные о положительных корреляциях конструктивности мотивации с особенностями интеллекта и свойствами личности по параметрам реактивности и активности. Это позволило практически и теоретически идентифицировать содержание и смысл методики с представлениями В. А. Якунина о мотивационных стратегиях, воплощающих то или иное качество конструктивности мотивации человека. Методика может быть использована для непосредственного диагностирования индивидуальных различий людей по отношению к четырем основным типам мотивации, различающимся качеством (характером) конструктивной мотивации человека, индуцируемой особенностями его взаимодействия с внешним миром. Методика является специальным психодиагностическим инструментом, позволяющим вскрыть сущность индивидуальных различий мотивации и активности человека и построить на этом теоретически опосредованном основании причинные типологии. Причинная типология мотивации отличается от собирательных или описательных типологий тем, что не только упорядочивает отношения индивидуального к типологическому, но и объясняет эти отношения существенными различиями способов взаимодействия внутреннего и внешнего, которые одновременно являются ведущими, глубинными мотивами этого взаимодействия. Эти четыре ведущих мотива, воплощающие собою четыре основные подструктуры внутреннего и внешнего взаимодействия, разворачиваются в соответствующие мотивационные стратегии. Описание этих стратегий, существенно различающихся между собою, представляет предлагаемое нами ниже литературное описание типов мотивации.

В общепринятой психологической терминологии четыре основных типа мотивации могут быть раскрыты как результат ортогонального отношения мотивации достижения (МД) и мотивации отношения (МО). Отношение МД к МО вполне может быть представлено нижеследующей схемой взаимоотношения типов мотивации.

Подчеркнем, что не отношение МД к МО, а способы взаимодействия являются причинным основанием типологии мотивации, в том числе основанием выделения самого этого подразделения мотивации на МО и МД.

^ МО

РЕФЛЕКСИЯ

Интернальность

«Да-Нет» - Пантера «Да-Да» - Лев

Интернально-объектная Интернально-субъектная

стратегия стратегия

МО внутр. «+»; МД внеш. «-» МО внутр. «+»; МД внеш. «+»

^ Меланхолик - Сангвиник Сангвиник – Холерик МД АКТИВНОСТЬ

Интровертность Экстравертность

Флегматик – Меланхолик Холерик - Флегматик

Экстернально-Объектная Экстернально-Субъектная

стратегия стратегия

МО внутр. «-»; МД внеш. «-» МО внутр. «-»; МД внеш. «+»

«Нет-Нет» - Медведь «Нет-Да» - Тигр

Экстернальность

(Взаимоотношение типов (стратегий) мотивации).

Используя эту схему, рассмотрим описание четырех основных типов мотивации (мотивационных стратегий).

«ЛЕВ»: Основной способ (мотив) взаимодействия — «Да - Да», то есть мотив взаимного принятия внутреннего и внешнего, их взаимного положительного отрицания, обусловливающего возможность саморазвития личности. Конструктивное единство мотивации достижения и мотивации отношения, результатом которого является стремление к сотрудничеству. Уравновешенность внутреннего и внешнего во взаимодействии является основой баланса целей и отношений, как во внешнем, так и во внутреннем планах личности. В идеале «Лев» на основе интернальности и экстравертности устремлен к совместному творчеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласий (по К. Томасу — стремление к сотрудничеству).

Может быть Учителем (с большой буквы), директором, основателем научной школы, собирателем, пастырем, духовным наставником, мастером на все руки. Пассионарность его имеет чрезвычайное общественное значение. Но при нетребовательном к себе отношении и общественной невостребованности «вырождается» в безобидного весельчака, мечтателя, болельщика в общественных явлениях, завсегдатая компаний, «своего парня».

В случаях крайнего напряжения душевных и физических сил обнаруживается по параметру личностной реактивности в темпераменте холерика, в то время как обычное личностное состояние по параметру его конструктивной активности — сангвиния. Это следует понимать так, что «львом» не рождаются, им становятся. Причем, скорее всего это происходит либо в сфере общения, либо в познавательной деятельности, где для этого имеются специфические, собственно человеческие, родовые для человека разумного «тепличные» условия. Особенно часто тип «льва» диагностируется в научной среде, в выборках школьников и студентов, в благополучных семьях и производственных объединениях. В то же время вне оптимальных условий деятельности или вне специального воспитания «лев» при той же самой мотивационной стратегии проявляет себя, согласно нашей модели типологического единства личности, именно своим естественно-реактивным образом, как холерик, со всеми вытекающими из этого следствиями. В различной мере эффект самовоспитания демонстрируют такие, например, «львы», как Сергий Радонежский, Д. И. Менделеев, В. И. Вернадский, И. П. Павлов.

«ПАНТЕРА»: Основной способ (мотив) взаимодействия — «Да — Нет», то есть мотив реконструктивного единства мотивации достижения и мотивации отношения, когда самоактуализация личности осуществляется в общении скорее от ума, нежели от сердца. Результатом этой реконструктивной мотивации чаще всего является «избегание» (по К. Томасу) сложных ситуаций, где вновь возникают острые вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего. Духовная работа над собою, обостренная рефлексия в самосовершенствовании в целом представляют «пантеру» как интернала, но обращенного более вовнутрь, то есть интроверта. Мотивация отношения к самому себе доминирует над мотивацией достижения; самоотношения доминируют над целями — более важным становится постижение себя или какой-либо абстрактной истины и только затем уже, через себя, принимается внешний мир. Отсюда общая направленность на виды деятельности, предполагающие уединенность труда: ученый, писатель, композитор, мудрец, отшельник. Обычное личностное состояние по параметру активности — меланхолия, причем именно воспитанная, приобретенная, и не обязательно в благоприятных обстоятельствах жизни. Так, Б. Пастернак писал о будущем академике, инженере-химике, жизнерадостном в общем, человеке, Д. И. Збарском, вынужденно работавшем не по призванию: «Жизненная, т. е. деловая его стезя — ложна и обидна сейчас. …Как я не музыкант сейчас, так и он не ученый. В том же горьком смысле и значении... В его меланхолии виноваты его темперамент и дарование» (Новый мир. - 1990. - № 3. - С.176).

Отсюда понятно, что в случаях стрессовых ситуаций, а еще вероятнее — в благоприятных обстоятельствах, проявляется не меланхолия, а естественно-реактивное состояние человека, в данном варианте мотивации по нашей модели личности — состояние, выраженное темпераментом сангвиника. В положительном смысле проявления реактивности «пантера» приобретает необходимое ей чувство творческой независимости и Возможность сотрудничества, а при отрицательном смысле самоосвобождения резко падает самодисциплина и человек стремительно «снижается», избавившись от присущего интерналам чувства ответственности за себя и других. Примеры воспитанной меланхолии являли собою А. П. Чехов, Н. В. Гоголь, А. А. Ухтомский, Г. В. Ф. Гегель и Л. С. Выготский.

«ТИГР»: Основной способ (мотив) взаимодействия, противоположный мотиву «пантеры» — «Нет—Да», означающий отрицание внутреннего по отношению к внешнему. Это проявление мотивации относится не только к себе, но и к другим: все должны следовать какой-либо внешне определенной идее, правилу-норме, цели и т. д. - как инструкции. Деструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения обнаруживается в стремлении к «соперничеству» (по К. Томасу), на основе которого осуществляется самовоспитание и самоутверждение личности во внешнем. Цели и отношения личности при этом находятся в дисбалансе: доминируют цели, достижение которых, по экстернальным представлениям «тигра», мало зависит от рационального и, в частности, психологического стечения обстоятельств. Психологическое при этом понимается как инструментальное, а не как духовное достоинство человека. Показательно, что Наполеон, являющий собою «тигра», именно инструментально определяет талант полководца как квадрат, одна сторона которого — ум, а другая — мужество. В противоположность духовной пассионарности «льва» выступает, таким образом, пассионарность конкретно материализуемая. Этот пример показывает, что в экстернально-экстравертной (объектной) стратегии поведения «тигров» доминирует экстернальность, облегчающая переход от личностного, воспитанного состояния холерика к естественно-реактивному состоянию флегматика, когда возникает реальная ситуация опасности, или, наоборот, ситуация наибольшего благоприятствования, славы и почета: тогда нет вокруг более спокойного, флегматичного человека, чем только что организовавший конфликт безудержный «тигр». Его мужество при этом как раз и есть свойственная его темпераменту выдержка, инертность активности на индивидно-индивидуальном уровне личности. Неукротимость, бьющая через край энергия личностной холерии «тигров» позволяет им достигнуть в своей самоотверженности очень многого в общественном служении, в том числе и на поприще искусств. «Тигры» часто являются, благодаря своему основному мотиву, полководцами, горящими на работе или на алтаре семьи «воинами», «поэтами». В отрицательном плане они являют собою типы вроде Хлестакова или Ноздрева. Им необходимо в принципе более дорожить своим здоровьем, поскольку по своему темпераменту флегматика они реактивны, то есть достаточно чувствительны и потому действительно «сгорают» в переживаниях от собственного пламени холерии. «Воспитанными» в той или иной мере «тиграми» можно назвать Наполеона, А. С. Пушкина, А. С. Суворова, Э. В. Ильенкова.

«МЕДВЕДЬ»: Основной способ взаимодействия и его мотив — «Нет—Нет», то есть мотив взаимного отрицания внутреннего и внешнего, отрицательного отрицания, обусловливающего известную стабильность и равновесие обстоятельного, неспешного развития личности. В принципе инструктивное, это единство мотивации отношения и мотивации достижения в реальности выражается в двух взаимодополняющих формах «приспособления» (по К. Томасу). Первая из них — это форма подавления, властвования над другими и над собою во взаимном отрицании внутреннего мира — как своего, так и мира других людей. Вторая форма — приспособление к нравам других людей и к собственным привычкам, обеспечивающее известную стабильность существования. Вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего решаются преимущественно волевым, произвольным образом, — иногда в буквальном смысле последнего — совершенно непредсказуемо. «Медведь» одновременно и экстернал и интроверт, и его поведение может варьировать от «спячки» и покорности, уповающей на счастливый случай, шанс или судьбу, до жестокого подавления своей природы и природы других людей, отношений и вещей. Поэтому «медведь» либо проявляет себя как гедонистически настроенный благодушный художник, музыкант, ученый или писатель, весьма умелый мастер, либо как властелин, царь, законодатель, судья, менеджер, чиновник, практик в лучшем смысле слова, реально и несколько пессимистически представляющий жизнь. Его флегматия, однако, является личностным состоянием, плодом отношения к нему в семье или в ближайшем окружении. В стрессовых ситуациях обнаруживаются проявления значительно большей реактивности, так как по параметру реактивности личности «медведь» — меланхолик. Вследствие этого в решительные моменты жизни «медведь» поступает совершенно экстернально: полагается на других людей, на свой гороскоп, не отстаивает ни целей, ни отношений, уходит в отпуск, в болезнь, под «панцирь». Его спасает обычно достаточно хорошая репутация надежного, постоянного человека, так что этот «панцирь» можно понимать и как авторитет, как обладание властью или мастерством. В качестве примеров «медведей» можно назвать имена О. де Бальзака, И. Ньютона.

Приведенные описания типов мотивации могут быть, например, дополнены содержанием, относящимся к проявлениям четырех основных типов характера и типов темперамента, представляющих сущность личностных состояний и свойств по параметрам активности и реактивности личности. Эта их сущность не «исчезает» в стрессовых или благоприятных ситуациях, поскольку прямо относится к единой сущности основных способов взаимодействия, преломляемой относительно независимо по каждому из основных параметров личности. В целом описание типов мотивации можно развернуть наиболее широко по сравнению с описаниями других типологических особенностей личности, поскольку влияние параметра направленности личности, к которому принадлежит мотивация и другие регулятивные образования, наиболее яркое и всепронизывающее: мотивация активности личности скорее всего разыскивается во всех формах этой активности.

Несложность, общедоступность содержания методики позволяет применять ее в широких возрастных и социальных диапазонах. Объективность методики подтверждена экспертно и в ретестовых испытаниях. Методика дискриминативна, валидна и вполне стандартизуема.
Инструкция: Представьте себе, что Вы — экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что не удовлетворяющие из них лично Вас оцениваются единицей или двойкой, а совпадающие с Вашим личным мнением или близкие к нему — четверкой или пятеркой. Оценка «3» не должна использоваться вовсе. Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы не затягивать процедуру экзамена. За советами, будучи в положении экзаменатора, Вам обращаться, не рекомендуется — оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений:


  1. Первый блин — всегда комом.

  2. Чья земля — того и хлеб.

  3. Мягко стелет — жестко спать.

  4. Ум хорошо, а два лучше.

  5. Руби дерево по себе.

  6. Худую траву с поля вон.

  7. Не подмажешь — не поедешь.

  8. На вкус да на цвет товарищей нет.

  9. Чужая душа — потемки.

  1. Загнанных лошадей следует пристреливать.

  2. Лучше поздно, чем никогда.

  3. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

  4. На языке мед, а на сердце лед.

  5. Кто смел, тот и съел.

  6. Цыплят по осени считают.

  7. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

  8. Выше головы не прыгнешь, выше лба уши не растут.

  9. Волков бояться — в лес не ходить.

  10. Лучший способ разрешать споры — вовсе избегать их.

  11. Выноси заботы на свет и держи с друзьями совет.

  12. Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое — ни одной.

  13. Всяк сверчок знай, свой шесток; в чужие сани не садись.

  14. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

  15. Дружно — не грузно; согласного стада и волк не берет.

  16. И мутную воду пьют в невзгоду.

  17. Не зря, что Фоме огороды копать, а Ереме над ним Воеводой стоять.

  18. Дружба дружбой, а служба службой.

  19. В конечном счете, справедливость торжествует, а зло наказывается.

Обработка результатов. Сложить количество баллов отдельно по четырем группам вопросов:

  1. №: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25 Сумма:_____(«Медведь»)

  2. №: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26 Сумма:_____(«Тигр»)

  3. №: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27 Сумма:_____(«Пантера»)

  4. №: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28 Сумма:_____(«Лев»)

Желательно при совпадении значений сумм вновь обратиться к вопросам соответствующих столбцов, по которым вы, как экзаменатор, проявили избыточную доброжелательность и тем самым невольно уравняли различное. Исправить достаточно две-три оценки.

Результаты применения методики «КМ» позволяют сделать предварительное заключение об основном типе мотивации (мотивационной стратегии) по схеме «Взаимоотношение типов (стратегий) мотивации», представленной на схеме выше.

Похожие:

Лев Интернально-объектная Интернально-субъектная стратегия стратегия мо внутр. «+»; мд внеш. «-» мо внутр. «+»; мд внеш. «+» Меланхолик Сангвиник Сангвиник – Холерик мд активность интровертность Экстравертность Флегматик – Меланхолик Холерик Флегматик icon52. Психодиагностика личности
Анализ результатов- 9 балов и выше-св-во развито хорошо, 4 и менее –не развито. Холерик- высокие оценки по энергичности, темп, эмоц....
Лев Интернально-объектная Интернально-субъектная стратегия стратегия мо внутр. «+»; мд внеш. «-» мо внутр. «+»; мд внеш. «+» Меланхолик Сангвиник Сангвиник – Холерик мд активность интровертность Экстравертность Флегматик – Меланхолик Холерик Флегматик iconХолерик. Меланхолик. Комбинированный. Флегматик. Тип темперамента,...
Характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивность, скорость, темпа, ритма психологических процессов...
Лев Интернально-объектная Интернально-субъектная стратегия стратегия мо внутр. «+»; мд внеш. «-» мо внутр. «+»; мд внеш. «+» Меланхолик Сангвиник Сангвиник – Холерик мд активность интровертность Экстравертность Флегматик – Меланхолик Холерик Флегматик iconПсихічні властивості особистості. Основні поняття теми: 
Основні поняття теми: темперамент, холерик, сангвінік, флегматик, меланхолік, екстраверсія, інтроверсія, характер, акцентуація, риси...
Лев Интернально-объектная Интернально-субъектная стратегия стратегия мо внутр. «+»; мд внеш. «-» мо внутр. «+»; мд внеш. «+» Меланхолик Сангвиник Сангвиник – Холерик мд активность интровертность Экстравертность Флегматик – Меланхолик Холерик Флегматик icon14. Индивидуально-псих особенности личности. Темперамент
Флегматик. Действ по правилам, порядок, взвешенные решения, доводит все дела до конца. Бухгалтер, хирург. Меланхолик. Не способен...
Лев Интернально-объектная Интернально-субъектная стратегия стратегия мо внутр. «+»; мд внеш. «-» мо внутр. «+»; мд внеш. «+» Меланхолик Сангвиник Сангвиник – Холерик мд активность интровертность Экстравертность Флегматик – Меланхолик Холерик Флегматик iconЯвляются ли поставленные перед корпорацией вопросы надлежащими?
Эти вопросы: Каждая стратегия уникальна. Нужно ориентироваться на логику ситуации, никакая стратегия не является «правильной»
Лев Интернально-объектная Интернально-субъектная стратегия стратегия мо внутр. «+»; мд внеш. «-» мо внутр. «+»; мд внеш. «+» Меланхолик Сангвиник Сангвиник – Холерик мд активность интровертность Экстравертность Флегматик – Меланхолик Холерик Флегматик iconСоциально-критическая стратегия в рамках постклассической философии
Социально-критическая стратегия – это исторически первый вариант преодоления основных познавательных установок философской классики....
Лев Интернально-объектная Интернально-субъектная стратегия стратегия мо внутр. «+»; мд внеш. «-» мо внутр. «+»; мд внеш. «+» Меланхолик Сангвиник Сангвиник – Холерик мд активность интровертность Экстравертность Флегматик – Меланхолик Холерик Флегматик icon1. 15. Простейшие активные и пассивные стратегии управления портфелем облигаций
Стратегии управления портфелем облигаций разделяют на активные и пассивные. Активная стратегия предполагает изменение структуры портфеля...
Лев Интернально-объектная Интернально-субъектная стратегия стратегия мо внутр. «+»; мд внеш. «-» мо внутр. «+»; мд внеш. «+» Меланхолик Сангвиник Сангвиник – Холерик мд активность интровертность Экстравертность Флегматик – Меланхолик Холерик Флегматик iconПроблемы управления
О теоретико-методологическое обоснование категории "финансовая стратегия корпорации", разработаны основы методологии определения...
Лев Интернально-объектная Интернально-субъектная стратегия стратегия мо внутр. «+»; мд внеш. «-» мо внутр. «+»; мд внеш. «+» Меланхолик Сангвиник Сангвиник – Холерик мд активность интровертность Экстравертность Флегматик – Меланхолик Холерик Флегматик iconСтратегия «Земля-Дома-Дороги» (далее Стратегия) представляет
Именно поэтому основной целью Стратегии является продвижение к справедливости, попытка создания доверия граждан к государству. Основной...
Лев Интернально-объектная Интернально-субъектная стратегия стратегия мо внутр. «+»; мд внеш. «-» мо внутр. «+»; мд внеш. «+» Меланхолик Сангвиник Сангвиник – Холерик мд активность интровертность Экстравертность Флегматик – Меланхолик Холерик Флегматик iconФинансовая стратегия корпорации
Рассмотрен зарубежный опыт построения финансовых систем корпораций. Предложены основы методологии определения инвестиционной привлекательности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница