7 теоретические предпосылки и основы науки «деловое общение» Решающую роль в становлении науки «деловое общение»


Название7 теоретические предпосылки и основы науки «деловое общение» Решающую роль в становлении науки «деловое общение»
страница1/28
Дата публикации29.03.2013
Размер3.79 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

1. Теоретические предпосылки и основы науки «деловое общение» 7

^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВЫ НАУКИ «ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»

Решающую роль в становлении науки «деловое общение» сыграло развитие философско-этического и психологического знания, в рамках которого были заложены теоретические основы делового общения, его теоретический базис.

1.1. Этические предпосылки науки «деловое общение»

Этические предпосылки науки «деловое общение» складывались на протяжении многих веков. Именно в русле этического знания, раз­вития этической науки сформировались ведущие этические традиции делового общения. Одной из таких традиций стала восточная тради­ция, которая берет свое начало со школы служилых людей Конфуция (сер. I тыс. до н.э.). Этические идеи Конфуция обычно характери­зуют как теорию «управления людьми на основе добродетели».1 Главное место в отношениях между людьми Конфуций отводит кон­цепции «Жэнь» человеколюбию.

Центральный принцип этой концепции: «Чего не желаешь себе, того не делай и другим».2 Только обладающий человеколюбием со­блюдает этот принцип в общении с другими. При этом на первое место в отношениях с людьми благородный муж ставит долг и спра­ведливость, а неблагородный — только выгоду.

Первостепенное значение долга в общении служилых людей под­черкивается и в другом изречении Конфуция: «Благородный муж думает о долге, а мелкий человек о выгоде».3

Концепция человеколюбия, предложенная Конфуцием, включа­ла в себя и такие важные принципы общения служилых людей, как ■сдерживание себя», «благовейное отношение к делу», соблюдение правил нравственного поведения. По существу, все эти принципы составили основу универсальных этических принципов делового общения.

1 Истории китайской философии. — М.: Прогресс, 1989. — С. 63.

\итало*ия мировой философии. Т. 1. — М.: Мысль, 1969. — С. 194. 'Там же, С. 194.

Важное место в концепции Конфуция занимает «путь золотой середины» — «самый высокий принцип добродетели». Конфуций со­ветует в общении с другими «держать два конца, но использовать середину».1 Поиск «среднего пути» между противоречиями служилых людей позволяет им избежать «чрезмерности», смягчить противоречия и достигнуть компромисса. Но на компромисс, замечает Конфуций, следует идти не ради компромисса как такового, путем лицемерия, а для решения деловой проблемы.

Называя лицемерие врагом добродетели, Конфуций призывает в общении с людьми, соблюдать меру: проявлять строгость без жесто­кости, а компромисс без лицемерия.

Концепция компромисса, предложенная Конфуцием, — это один из источников современной теории компромисса в деловых отношениях.

Не меньший интерес в восточной традиции представляет этиче­ское учение буддизма. И хотя в нем в прямой форме не изложены этические принципы общения людей, но в косвенной форме они присутствуют в нравственном законе буддизма, который проявляет­ся как борьба «между хорошими, благородными свойствами челове­ка и его дурными или скверными склонностями».2

Согласно этому закону этичное поведение человека основано на фундаментальном буддистском учении о вселенской любви и состра­дании ко всем живым существам.

В общении с другими людьми этичное поведение включает «пра­вильную речь, правильное действие и правильный образ жизни».3

Правильная речь подразумевает воздержание от лжи, сплетен, кле­веты и любого разговора, который может способствовать разъедине­нию и дисгармонии в общении людей. Необходимо воздерживаться и от резких, грубых или оскорбительных выражений, бесполезной и глупой болтовни. Вместо этого нужно «говорить правду и употреб­лять приветливые, корректные и приносящие пользу выражения».4

Правильное действие — это нравственное, честное и миролюбивое поведение. Его можно достичь путем воздержания от бесчестных поступков.

Правильный образ жизни поддерживается только честными спо­собами, не причиняющими никому вреда и исключающими мошен­ничество.

1 История китайской философии. — М.: Прогресс, 1989. — С. 73.

2 Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. — М.: Наука, 1988. — С. 208.

3 Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. —
Спб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2001. - С. 565.

4 Там же.



8
I. Теоретические основы делового общения

Указанные черты нравственного поведения, выделенные буд­дизмом, служат еще одним источником (наряду с конфуцианст-иом) универсальных этических принципов делового общения. Ведь для эффективного делового взаимодействия крайне необходимы и приветливость, и честность, и корректность в отношении к дело-iii.iM партнерам.

Особое место в восточной традиции занимает этическая кон­цепция ислама. Решающий вклад в ее разработку внес суфизм, ко­торый «притягивал к себе людей, склонных к самостоятельному мышлению».1

Суфийская этическая концепция многомерна. Она включает в себя стремление как к личной независимости, так-и к общению с другими людьми. При этом сущность развития человеческой лич­ности заключается в стремлении к объединению людей. Истинное «Я» человека проявляется тогда, когда он начинает «с любовью от­крываться другим».

Подчеркивая важность общения с другими людьми, в особенно­сти с близкими товарищами и единомышленниками, суфизм пред­лагает отказаться от такого поведения, которое разделяет людей, не высказывать недовольства по поводу ошибок других и не создавать неловких или трудных ситуаций в общении.2

В целом восточная этическая традиция подготовила основы гума­нистического делового общения. Утверждая уважительное отношение к партнеру по общению, ориентированность на компромисс, она, по существу, исключала релятивистские и утилитаристские установки, которые в наибольшей степени проявились в западноевропеской этиче­ской традиции. Ее анализ показывает, что в ней с самого начала опре­делились две тенденции, противоположные по своей этической ориен­тации: гуманистическая и прагматично-утилитаристская.

Первая, более близкая к восточной этической традиции, утвер­ждала принципы гуманистического делового общения. Свое начало она берет с античной философской мысли, в которой человек вы­ступает как высшая ценность и как «мера всех вещей» (Лротагор). Признавая право человека на самостоятельность мышления и свободу выбора, она ориентировала в общении с людьми на благоразумные, Обдуманные и мудрые поступки, на хорошее расположение духа.

И сегодня актуальны такие советы античных философов, как: «говори к месту», «не позволяй своему языку опережать свой разум», «Лучше думать перед тем, как действовать, чем после». Важное зна-'iiти- античные философы придавали соблюдению меры в общении

1. Теоретические предпосылки и основы науки «деловое общение» 9

с другими людьми. «Ничего сверх меры», «мера — наилучшее» — эти принципы выполняли ведущую роль в общении.

Особый интерес представляют диалоги Платона. По существу они являются творческой мастерской общения нескольких собесед­ников, каждый из которых демонстрирует свое искусство общения в споре, в дискуссии, в постижении истины. В диалогах Платона впервые рождается диалектическое искусство общения. Столкнове­ние противоположных позиций собеседников происходит в рамках корректности и уважительного отношения к мнению другого. Это и позволяет собеседникам прийти в конечном счете к истинному ре­шению обсуждаемой проблемы.

Следует иметь в виду, что для Платона общение с учениками в Академии, обучение их мудрости и диалектике было профессиональ­ным занятием, а именно деловым общением. В его рамках утвер­ждались такие гуманистические принципы, как благо, добро, истина, справедливость, умеренность, благоразумие, добродетель. Они и сей­час не потеряли своей социальной значимости для делового общения.

Стремление к утверждению добродетели в общении с другими людьми было присуще и этике Аристотеля. Он рассматривал доб­родетель как «приобретенное качество» человеческой души, которое формируется в результате социализации человека и его воспитания. Реально добродетель проявляется в поступках людей, в «образе их действий» как «известного рода середина» между такими принад­лежностями порока, как «избыток и недостаток».1

Самообладание, умеренность, мужество, скромность, благоразу­мие — вот те добродетели, которыми, согласно Аристотелю, руковод­ствуется знающий и мудрый человек в общении с другими людьми.

Своей актуальности аристотелевское учение о добродетелях не потеряло и в наши дни. Его непреходящее значение для современных деловых отношений подчеркивается в отечественных исследованиях.2

Гуманистическая тенденция в западноевропейской этической мысли нашла свое продолжение и в Новое время, в концепции ес­тественных законов Т. Гоббса. Рассматривая естественные законы как основу нравственного общения людей, Гоббс отождествляет их с теми гражданскими добродетелями, которые способствуют как достижению блага, так и сохранению мира в государстве.

Человек может для сохранения своей природы использовать собственные силы по своему усмотрению, но в общении с другими людьми ему желательно руководствоваться гуманистическими прин­ципами. Один из этих принципов формулируется во втором естест-


1 II, тори:! современной ирубежной философии: компаративистский подход. —

Спб , I1»')/. -С. 141.

' i м фр$йдзквр Р., ФейдименД. Указ. соч. — С. 617.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

7 теоретические предпосылки и основы науки «деловое общение» Решающую роль в становлении науки «деловое общение» iconДеловое общение Понятие делового общения
Деловое общение — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений,...
7 теоретические предпосылки и основы науки «деловое общение» Решающую роль в становлении науки «деловое общение» icon1 Русский литературный язык как высшая форма национального языка ...
Он обслуживает разные сферы человеческой деятельности: политику, науку, культуру, словесное искусство, образование, законодательство,...
7 теоретические предпосылки и основы науки «деловое общение» Решающую роль в становлении науки «деловое общение» iconСамоуважение
Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение,...
7 теоретические предпосылки и основы науки «деловое общение» Решающую роль в становлении науки «деловое общение» iconРеферат по теме: Уважение
Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение,...
7 теоретические предпосылки и основы науки «деловое общение» Решающую роль в становлении науки «деловое общение» iconРефератов по дисциплине «Психология общения»
Деловое общение как технология достижения эффективности в социальном взаимодействии личности
7 теоретические предпосылки и основы науки «деловое общение» Решающую роль в становлении науки «деловое общение» iconВопросы для повторения к экзаменационному зачету по дисциплине «Деловое общение»
Бихевиоризм и необихевиоризм как психология поведения и теоретическая основа манипулятивного общения
7 теоретические предпосылки и основы науки «деловое общение» Решающую роль в становлении науки «деловое общение» iconПрограмма лекционного курса дисциплины "Деловое общение"
Форма контроля: письменный конспект. Цель овладеть навыками конспектирования устной речи и письменных научно-аналитических работ
7 теоретические предпосылки и основы науки «деловое общение» Решающую роль в становлении науки «деловое общение» iconТемы практических занятий тема 1: методологические основы истории...
Роль Средневековых университетов и академий наук в возникновении экспериментальной науки
7 теоретические предпосылки и основы науки «деловое общение» Решающую роль в становлении науки «деловое общение» iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине: «деловое общение»
Отличие делового общения от личностного. Организация как пространство осуществления делового общения. Служебные и профессиональные...
7 теоретические предпосылки и основы науки «деловое общение» Решающую роль в становлении науки «деловое общение» iconТема История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки
Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница