Печатается по решению учебно-методической комиссии


Скачать 361.76 Kb.
НазваниеПечатается по решению учебно-методической комиссии
страница1/3
Дата публикации14.06.2013
Размер361.76 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3





Печатается по решению учебно-методической комиссии
факультета психологии РГУ. Протокол № 2 от 14 октября 2004 г.

Редакционная комиссия:
профессор Ермаков П.Н.,
профессор Фоменко В.Т.,
доцент Дикая Л.А.

Введение


Сегодня, являясь самостоятельной формой общественной практики, образование пронизывает все сферы жизнедеятельности человека и обеспечивает целостность всего общественного организма. Оно также является той связующей нитью, которая соединяет воедино прошлые и будущие поколения, устанавливая межвременные связи и передавая исторической опыт, культуру, моральные нормы и ценности. При этом ВУЗ является той целостной социально-образовательной средой, которая с самого начала своего существования объединяет в себе социальные, культурно-созидательные и личностно-развивающие процессы.

Образовательную среду ВУЗа можно рассматривать как наиболее продуктивную среду взаимодействия личности и общества, пересечения частных и общественных интересов, приобщения к общемировым и формирования личных ценностей, порождения личностных и общественных смыслов, принятия определяющих дальнейшую перспективу жизненно-важных решений молодым поколением страны.

Проблема смысла и смыслообразования тесно связана с процессом обучения, поскольку юность – это один из наиболее сензитивных периодов развития человека, период критического мышления, проверки устоявшихся норм и правил и активного исследования и создания нового. Именно в этот период происходит интенсивное смыслообразование, рождение новых смыслов и пересмотр старых; проверка уже устоявшейся системы ценностей; формирование новых точек зрения и подтверждение старых истин.

Современные подходы говорят о большей эффективности образования при подходе к обучающемуся с точки зрения его смысложизненной концепции человека, т.е. его системы индивидуальных ценностей.

В связи с тем, что у разных людей преобладает разная познавательная направленность, система смыслообразования, лежащая в основе выбора приоритета ценностей, имеет определенную специфику, которую нужно и важно уметь выделять и учитывать для подбора наиболее эффективной или изменения уже использующейся методики обучения. Ведь от того, какие именно смысловые стратегии использует студент при изучении того или иного учебного предмета, является ли этот предмет значимым для него, т.е. входит ли он в его систему смысложизненных ценностей зависит эффективность образования в целом и усвоение данного предмета в частности.

В настоящее время существует огромное разнообразие методик, которые в той или иной мере исследуют ценностно-смысловую сферу человека. Смысловая реальность доступна для изучения разными методами, как специфическими, так и неспецифическими. Но как отмечает Д.А. Леонтьев, экспериментальные исследования могут быть направлены на две из трех граней смысла – на феноменологический или субстратный (регуляторный) их аспект. В первом случае предметом исследования выступают смысловые связи в картине мира, мировоззрение, субъективная семантика, образы в широком смысле слова. Во втором случае предметом исследования выступают регуляторные влияния тех или иных индивидуальных особенностей смысловой сферы или индуцированных в экспериментальной ситуации смысловых установок на процессы практической и познавательной деятельности, на решение конкретных и более общих задач, вплоть до влияния на жизненный путь субъекта в целом. При этом исследования такого рода становятся исследованиями смысловой реальности только в том случае, если при рассмотрении независимых и опосредующих переменных учитывается их онтологический аспект, то есть место в структуре жизненных отношений.

Д.А. Леонтьев выделяет пять основных методических подходов к эмпирическому изучению смысловой реальности: экспериментальный, психометрический – относятся к линии объективного (субстратного) описания; и проективный, психосемантический и качественно-феноменологический – относятся к линии субъективного (феноменального) описания.

Первым подходом к изучению смысловой регуляции был экспериментальный подход. Авторы, концептуализировавшие идею смысловых образований личности (А.Г. Асмолов, Е.Е. Насиновская, Ф.В. Басин), в специальной работе, посвященной принципам исследования смысловой, сферы выделяют следующие основные принципы:

1. Принцип личностной значимости ситуации исследования для испытуемого.

2. Относительная неопределенность ситуации исследования.

3. Неконтролируемость исследуемых переменных со стороны испытуемого.

4. Контролируемость ситуации исследования со стороны исследователя.

5. Принцип изучения процесса в структуре целостной деятельности.

В рамках этого подхода Е.В. Субботский отмечал, что смысловые образования проявляются в эффектах отклонения поведения от линии, предусматриваемой «интеллектуалистической презумпцией объяснения».

Психометрический подход к изучению смысловой регуляции включает наиболее широкий спектр методик. К этому разделу могут быть отнесены такие, ставшие уже классическими методики, как, например, СЖО (Д.А. Леонтьев), САМОАЛ (Н.Ф. Калина), ТМД (М.Ш. Магомед-Эминов) и многие другие.

Проективный подход к диагностике смысловых структур, как и последующие, относятся уже не к объективным, а к субъективно-феноменологическим подходам. Можно охарактеризовать суть проективной методологии как предоставление испытуемому возможности структурировать или интерпретировать предложенный проективный материал в соответствии с его картиной мира так, что проективная продукция (рисунок, рассказ, завершение предложений и др.) будет в каком-то отношении изоморфна его субъективной реальности и вследствие этого позволит выносить суждения об этой реальности.

Психосемантический подход к изучению смыслов основан на методологии измерения локализации объектов в пространстве, образованном системой базовых семантических координат субъективной категоризации объектов и явлений (В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев, Е.Ю. Артемьева).

Как отмечает Д.А. Леонтьев, психосемантическое исследование позволяет раскрыть смыслы лишь в случае обращения к онтологическому плану анализа и учета места изучаемых объектов в системе жизненных отношений испытуемых. Более того, даже в этом случае успех не гарантирован.

Применение качественно-феноменологического подхода к изучению смысловой реальности человека предполагает осознание респондентом тех или иных аспектов своего жизненного мира, опирается на это осознание и стимулирует его развитие и углубление. Методики, используемые в рамках данного подхода, являются не только исследовательским и психодиагностическим инструментом, но и психотехническим или даже психотерапевтическим средством, фасилитирующим личностный рост и развитие процессов осмысления.

В рамках указанных выше подходов все методики, которые могут быть использованы для изучения смыслообразовательных стратегий студентов разной познавательной направленности, могут быть разделены на две категории: диагностические и проективные.

С целью получения целостного портрета личности студента также может быть проведена Гуманитарно-смысловая экспертиза, объектом которой выступает сам студент и его смысловая сфера.

Анкета


Однако для получения первоначальных общих сведений о студентах может быть разработана анкета, содержащая первичную ориентировочную основу действий в соответствии с приоритетными компонентами, которые будут в дальнейшем изучаться при исследовании смысловой сферы.

С помощью такой анкеты можно выявить отношение студента к изучаемому предмету и причины такого отношения; интенсивность и продолжительность его изучения, динамику уровня успеваемости, удовлетворенность испытуемого знаниями, умениями и навыками по данному учебному предмету его локус-контроль Я и перспектива продолжения изучения этого предмета в будущем. В качестве примера можно привести анкету, разработанную, для выявления отношения студентов разной познавательной направленности к изучению иностранного языка.

Анкета № __________

Укажите, пожалуйста, следующие данные:

  1. Ф.И.О. _______________________________________________________

  2. Ваш пол ___________, возраст (полных лет) _______________________

  3. Университет, Факультет, Курс, Группа ____________________________

  4. Что для Вас значат слова «знать английский язык» __________________
    _____________________________________________________________

  5. Нравится ли Вам сам английский язык: да нет. Почему: _____________________________________________________________

  6. Кто или что повлияло на Ваше отношение к языку: _________________

  7. Обучались ли Вы в языковой спец. школе: да нет

  8. С какого класса Вы изучаете английский язык: _____________________

  9. Посещали ли Вы какие-нибудь курсы английского языка или занимались с репетитором: да нет. Какие курсы, и какой период времени: _____________________________________________________________

  10. Какая оценка по английскому языку у Вас была в школе: ____________

  11. Какая оценка по английскому языку у Вас сейчас: __________________

  12. Как Вы сами оцениваете свои знания по английскому языку сейчас
    (1 2 3 4 5) по: фонетике _______, грамматике _______, лексике _______.

  13. Как Вы сами можете оценить Ваше владение следующими видами речевой деятельности на английском языке (1 2 3 4 5):
    аудирование ________________, разговорная речь ________________, чтение ______________________, письмо _______________________.

  14. Довольны ли Вы глубиной своих знаний: да нет. Почему: _____________________________________________________________

  15. Какими своими знаниями, умениями и навыками Вы довольны больше всего:
    а) словарным запасом в разных областях знаний;
    б) умением живого общения на бытовые темы;
    в) умением красиво и правильно письменно переводить сложные технические тексты;
    г) ___________________________________________________________

  16. Текущий уровень Ваших знаний иностранного языка зависит от:
    а) преподавателей, б) от Вас самих, в) от обстоятельств.

  17. Хотели бы Вы знать иностранный язык лучше: да не знаю нет

  18. Считаете ли Вы изучение иностранного языка необходимым для Вашей жизни:
    а) да, нужен уже сейчас или очень пригодится в будущем;
    б) да, на всякий случай;
    в) не знаю;
    г) нет, едва ли;
    д) нет, уверен, что иностранный язык мне не понадобится;
    е) ___________________________________________________________
  1   2   3

Похожие:

Печатается по решению учебно-методической комиссии iconОтечественная история
...
Печатается по решению учебно-методической комиссии iconКонтрольная работа студента: структура и оформление методические...
Печатается по решению Учебно-методического совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Печатается по решению учебно-методической комиссии iconПрограмма данного курса включает два тесно связанных раздела: 1 зарубежная...
Печатается по решению методической комиссии факультета ргф ивановского государственного университета
Печатается по решению учебно-методической комиссии iconА. Ф. Ческидов техническая эксплуатация
Печатается по рекомендации методической комиссии факультета лмф протокол №1 от 30. 10. 2002 г
Печатается по решению учебно-методической комиссии iconРуководство к практическим занятиям по фармакологии
Печатается по решению учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России
Печатается по решению учебно-методической комиссии icon050706 «Педагогика и психология» Учебно-методическое пособие Мурманск, 2007
Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета
Печатается по решению учебно-методической комиссии iconМетодические рекомендации
Печатается по решению Учебно-методического совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Печатается по решению учебно-методической комиссии iconМетодические рекомендации
Печатается по решению Учебно-методического совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Печатается по решению учебно-методической комиссии iconЮ. И. Венгер история отечественной и зарубежной социальной работы учебно-методический комплекс
Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова»....
Печатается по решению учебно-методической комиссии iconУчебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. 2-е...
Работа печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского государственного педагогического университета
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница