Примерная схема изучения личности младшего школьника и составления психолого-педагогической характеристики




Скачать 110.72 Kb.
НазваниеПримерная схема изучения личности младшего школьника и составления психолого-педагогической характеристики
Дата публикации15.06.2013
Размер110.72 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
Задание по психологии: психолого-педагогическая характеристика одного из учеников класса.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.ОБЩИЕ ДАННЫЕ: имя ребенка, дата рождения, класс.

Цель изучения личности учащегося: почему именно личность этого ученика стала предметом Вашего анализа, что заставило Вас обратить внимание на этого учащегося?

Общее физическое развитие, состояние здоровья, условия жизни и быта в семье.

Взаимоотношения членов семьи. Правильность основной линии семейного воспитания.

^ II.ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С КОЛЛЕКТИВОМ И ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:

1.Общая характеристика класса (общее развитие учащихся, воспитанность, традиции и требования классного коллектива).

2.Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение).

3.Отношение к товарищам по классу (любит ли их, равнодушен к ним, не любит, дорожит ли мнением коллектива, с кем дружит и на чем основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина).

4.Доволен ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять?

5.Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней?).

6.Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит, уважает их).

^ III.УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1.Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам). Уровень знаний.

2.Кругозор, начитанность.

3.Развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль письменно и устно).

4.Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности).

5.Способности к учению:

а)особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению);

б)осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления;

в)уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивает механически или осмысленно, владеет ли приемами преднамеренного запоминания, какова быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти);

г)развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, каков уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения).

д)развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности).

6.Старательность в учебной работе.

7.Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и пр.).



^ IV.НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ.

Интересы (перечислить все, чем интересуется учащийся: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т.д., отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если учащийся не просто проявляет интерес к какой-нибудь области знания и деятельности, но серьезно ею занимается, подробно осветить интерес к чтению, любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу). Убеждение, мечты, идеалы. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов в поведении?

Отметить, есть ли особые способности к какой-нибудь деятельности (к музыке, рисованию, артистические способности и т.д.). В чем они проявляются?

V.ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ.

Общая характеристика поведения (ведет себя сдержанно, спокойно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).

Выполнение школьного режима (соблюдает режим, нарушает намеренно по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время и пр.).

Выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их и какие именно). Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.

^ VI.ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА.

Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера:

а)черты направленности личности (по отношению к людям, учебе, труду, самому себе: чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность и т.д.);

б)волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, легкая внушаемость и т.д.).

Выражение особенностей темперамента.

Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное), его устойчивость. Чем вызываются его смены?

^ VII.ОБЩИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и т.д.).

Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей воспитательной работы с младшими школьниками.

^ VIII.ПРИЛОЖЕНИЕ (протоколы обследования).

P.S. При выборе диагностического инструментария целесообразно ориентироваться на методы и методике, предложенные в диагностической карте.

Диагностическая карта

Структурные компоненты личности

и ндивидуальности

Исследуемые аспекты

    Класс

 

 

Диагностические

средства

 

Обозначение

в карте

 

 

Направленность   личности

Мотивы

1 класс

Методика «Приятная остановка» (паровозик)

Рисуночная анкета

(по Н.Л.Белопольской)

^ Цветовое  обозначение:

красный – высокий уровень;

зеленый - средний уровень;

синий – низкий уровень

2 класс

Методика Н.Л.Белопольской

Опросник «Отношение к учению»

3 класс

Анкета «Как я отношусь к учебе»

4 класс

Методика А.А.Андреева для исследования

удовлетворенности учащихся школьной жизнью

 

 

Направленность    личности

Склонности

1 класс

Методика А.де Хаана и Г.Кафа

для  определения врожденных способностей 

^ Условные  обозначения  словами:

технические – тех., музыкальные – муз.,

сп-ти к науч.работе – снр., артистические – арт., интеллектуальные – интел., спортивные – спрт., литературные –литер., художественные – худ.

2 класс

Педагогическое наблюдение

3 класс

Методика А.де Хаана и Г.Кафа

для  определения врожденных способностей

 

4 класс

Педагогическое наблюдение

Ценностные отношения

 

1 класс

Методика М.И. Шиловой

для изучения воспитанности младших школьников

^ Цветовое  обозначение:

красный – высокий уровень;

зеленый - средний уровень;

  синий – низкий уровень

2 класс

Методика Л.М.Фридмана «Выбор» 

3 класс

Методика М.И. Шиловой для изучения воспитанности младших школьников

4 класс

Методика Б.П.Битинаса

«Стандартизирован-ная характеристика школьника»

 

 

Социальный   опыт

Способности  к  адаптации

1 класс

Методика  Л.Н.Ковалева

«Адаптация к школе»

^ Цветовое  обозначение:

красный – высокий уровень;

зеленый - средний уровень;

      синий – низкий уровень

Сформированность  учебной  деятельности

1 класс

Методики диагностики сформированности приемов учебной деятельности ( «Домик», «Рисование по точкам», «Графический диктант») 

^ Цветовое  обозначение:

красный – высокий уровень;

зеленый - средний уровень;

синий – низкий уровень

Общеучебные

умения и навыки

 

1 класс

Педагогическое наблюдение, диагностические контрольные работы

^ Цветовое  обозначение:

красный – высокий уровень;

зеленый - средний уровень;

синий – низкий уровень

 

 

2 класс

3 класс

4 класс

Учебные достижения

1 класс

Анализ результатов промежуточной аттестации учащихся

Листок достижений

2 класс

Выставляются итоговые отметки по триместрам, годовые

3 класс

4 класс

 

 

Социальный опыт

Опыт построения межличностных  отношений

1 класс

Педагогическое наблюдение

^ Цветовое  обозначение:

красный – высокий уровень;

зеленый - средний уровень;

синий – низкий уровень


2 класс

Социометрия

3 класс

Методика Розенцвейга «Конфликтное поведение»

4 класс

Методика «Референтометрия» Е.В.Щедриной

 

 

Психические процессы и состояния

Память

1 класс

Методика А.Р.Лурия

«10 слов»

для исследования объема кратковременной памяти, словесно-слуховая памяти

^ Цветовое  обозначение:

красный – высокий уровень;

зеленый - средний уровень;

синий – низкий уровень

 

2 класс

Тест для исследования

оперативной памяти (кратковременная память на числа)

 4 класс

Тест  Н.Б.Истоминой «25 картинок»

Внимание

1 класс

Тест «Копирование рисунка»

^ Цветовое  обозначение:

красный – высокий уровень;

зеленый - средний уровень;

   синий – низкий уровень

 

2 класс

Таблицы Шульте

(объем, переключение внимания)

Графический диктант Д.Б. Эльконина

3 класс

Тест Торндайка

4 класс

Тест Г. Мюнстерберга

 

 

Психические процессы и состояния

Мышление и

творческое  воображение

1 класс

Диагностика информированности  ребенка о  социальном окружении (кругозор учащихся)

 

Краткий тест творческого мышления П.Торренса 

^ Цветовое  обозначение:

красный – высокий уровень;

зеленый - средний уровень;

синий – низкий уровень

 

2 класс

Невербальный тест Кеттелла

(изучение логического мышления)

3 класс

Тест вербального интеллекта

(изучение логического мышления)

4 класс

СТШ 3 

Тест П.Торренса

(изучение креативности мышления)

Эмоционально-волевая сфера

1 класс

Методика Е.Ф.Бажина , А.М.Эткинда

(изучение характера эмоциональных отношений) 

^ Цветовое  обозначение:

красный – высокий уровень;

зеленый - средний уровень;

синий – низкий уровень


2 класс

Методика В.Б. Никишиной

(изучение эмоционально-психологического климата)

3 класс

НЗП (школьные страхи)

 

 

Самооценка

Самооценка

2 класс

Методика А.И.Липкиной

Самооценка и уровень притязаний

^ Цветовое  обозначение:

красный – высокий уровень;

зеленый - средний уровень;

синий – низкий уровень

4 класс

Самооценка психологической готовности к обучению в основной школе 

 

 

 

Здоровье   и  физическое   развитие

Здоровье

1 класс

Углубленный осмотр медицинской комиссии к школе

В карте указывается группа здоровья:

- основная – осн.;

- подготовительная – подг.;

- специальная – спец.

2 класс

Диагностические методы изучения  состояния здоровья школьников

(по плану  медицинской службы)

 

3 класс

4 класс

Физическая подготовленность

 подготовленность

1 класс

 

Тесты для определения физической подготовленности школьников:

- бег на 30 метров с высокого старта;

                подтягивание на перекладине (для мальчиков);

        - подъем туловища в сед (для девочек);

            - прыжок в длину с места;

                   - бег на 1000 метров. 

Цветовое  обозначение:

красный – высокий уровень;

зеленый - средний уровень; 

синий – низкий уровень

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная схема изучения личности младшего школьника и составления психолого-педагогической характеристики iconПримерная схема составления психолого-педагогической характеристики учащегося
Начало проявления трудностей (в дошкольном возрасте, в 1-ом, во 2-ом классе и т д.)

Примерная схема изучения личности младшего школьника и составления психолого-педагогической характеристики iconИзучения личности учащегося и составления психолого-педагогической характеристики
...

Примерная схема изучения личности младшего школьника и составления психолого-педагогической характеристики iconОриентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики...
Психолого-педагогическая характеристика ребенка – дошкольника с нарушениями развития речи предполагает сбор и анализ информации о...

Примерная схема изучения личности младшего школьника и составления психолого-педагогической характеристики iconИсследование личности младшего школьника Тест «Несуществующее животное»
Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием"

Примерная схема изучения личности младшего школьника и составления психолого-педагогической характеристики iconБожович Л. И. Б76 Проблемы формирования личности: Под редакцией Д....
Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности

Примерная схема изучения личности младшего школьника и составления психолого-педагогической характеристики iconСеминар №1 предмет, задачи и методы педагогической психологии
...

Примерная схема изучения личности младшего школьника и составления психолого-педагогической характеристики iconТема: Психологические особенности развития ребёнка в младшем школьном возрасте
Психологические трудности первоклассника. Проблема школьной дезадаптации младшего школьника

Примерная схема изучения личности младшего школьника и составления психолого-педагогической характеристики iconТемы контрольных работ для студентов 4 курса педагогического факультета...
Основные этапы психолого-педагогического исследования. Классификация методов исследования в педагогической психологии

Примерная схема изучения личности младшего школьника и составления психолого-педагогической характеристики icon1. Ознакомление с базой практики
Изучение современного состояния психолого-педагогической работы в различных учебных учреждениях (вузах, школах, фирмах, учреждениях...

Примерная схема изучения личности младшего школьника и составления психолого-педагогической характеристики iconТема Сущностные характеристики профессиональной педагогической этики
Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи, основные детерминанты

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
userdocs.ru
Главная страница