С указа


Скачать 252.99 Kb.
НазваниеС указа
Дата публикации08.03.2013
Размер252.99 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
Технология подготовки учащихся к написанию эссе

Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Особенности эссе, как литературного жанра

особенности объема

как правило, это небольшая работа

индивидуальность работы

субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему

особенности стиля

образность, афористичность, разговорные интонации и лексика

особенности композиции

композиция свободна, однако, это не предполагает ее полное отсутствие;

последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции;

в пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению


Можно заметить, что не зависимо от того, сколь свободным будет композиционное построение работы, в нем будут присутствовать определенные части, создающие общую структуру работы, некий скелет, выстроенный по определенным принципам. Иначе говоря, предполагаем, что в работе будет наличествовать традиционная триада в ее последовательности:

- вступление (суть и обоснование выбора данной темы; не лишним будет осветить во вступлении то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамку рассуждений), можно также дать краткие определения ключевых терминов, например: "Под гендерными отношениями я подразумеваю следующее...", однако число определений должно быть не слишком велико (скажем, три или четыре) с кратким их изложением (достаточно одного предложения);

- основная часть (развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала (идеи, модели и данные);

- заключение (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.).

В связи с этим в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить совместное коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях - рассуждениях.

Такую копилку можно собирать совместно с учащимися. Для удобства накопления и последующего использования материалов можно воспользоваться, например, такой таблицей:

Вступление

^ Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
Во-первых,…

Во-вторых,…

В-третьих,…
Таким образом,…



Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…

Рассмотрим несколько подходов…

Например,…

Подведем общий итог рассуждению…

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…

Проиллюстрируем это положение следующим примером…

Итак,…

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…

^ Для полемического эссе:
С одной стороны,…

С другой стороны, …

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…




Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться, так называемой, ПОПС-формулой:

П – Положение (утверждение) – ^ Я считаю, что…;

О – Объяснение – Потому что…;

П – Пример, иллюстрация – Например,…;

С – Суждение (итоговое) – Таким образом,...












С8.1 Философия

«Человек есть принципиальная новизна в природе»

 ( Н.А.Бердяев )

С8.2 Социальная психология

«Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами и огнепоклонниками»

 ( Саади )

С8.3 Экономика

«Человек, согласитесь, значительно шире и больше своего желудка» ( В.Путин )

С8.4 Социология

«Большим авторитетом нужно пользоваться осторожно, как всем тяжелым: иначе можно нечаянно кого- нибудь придавить» (

Э.Севрус )

С8.5 Политология

«Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» ( А.П.Сумароков )

С8.6 Правоведение

«Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и правосудии» ( Ас-Самараканди)

  Все представленные выше темы - афоризмы,  отобраны такие высказывания, которые могут вызвать неоднозначную реакцию человека, побудить к дискуссии, рассуждению о смысле фразы, уместности такой трактовки или такого подхода к тем или иным общественным явлениям, процессам, фактам.

     Таким образом, готовясь к написанию эссе, подбирая темы для работ, учащиеся могут ориентироваться на эти общие подходы к их подбору:

1.краткость;

2.связь с обществоведческими (правовыми)   граждановедческими   явлениями, процессами, событиями;

3.опора на прочитанную литературу, источники;

4. проблемный характер и возможность неоднозначной трактовки.

Однако неправильным будет ограничить себя в подготовке к написанию эссе внимательным прочтением инструкции для учащихся и просмотром предлагаемых тем. Коль скоро этот жанр закрепился в литературе, обозначен соответствующим термином эссе, правильным будет познакомиться с литературоведческим определением этого жанра и помимо всего выделить другие особенности его написания.

Воспользуемся комбинированным определением, составленным на основе нескольких словарных статей.

Эссе - прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

 Предложите учащимся (родителям, педагогам) внимательно прочитать это определение и выделить некоторые специфические черты, которые должны присутствовать в работе эссеиста.

Особенности объема

Как правило, это небо

ьшая работа

Индивидуальность работы

Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему

Особенности стиля

Образность, афористичность, разговорные интонации и лексика

Особенности композиции

Композиция свободна, однако это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные

и восклицательные конструкции; в пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению

                                          

 

                                         

 

 

  ^ Особенности эссе как литературного жанра

Можно заметить, что независимо от того, сколь свободным окажется композиционное построение работы, в нем будут присутствовать определенные части, создающие общую структуру работы, некий скелет, выстроенный по определенным принципам. Иначе говоря, предполагаем, что работа не обойдется без традиционной триады в ее классической последовательности:

1.вступление (суть и обоснование выбора данной темы ); нелишним будет осветить во вступлении то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамку рассуждений), можно также дать краткие определения ключевых терминов, например: «Под тендерными отношениями я подразумеваю следующее...»; однако число определений должно быть не слишком велико (скажем, три или четыре) с кратким изложением ( достаточно одного предложения)

2. основная часть (развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала);

3. заключение (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения )

В связи с этим в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить совместное коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях. Такую копилку можно собирать совместно с учащимися. Для удобства накопления и последующего использования материалов можно воспользоваться представленной ниже таблицей. 

Вступление

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих,.

.

Таким образом,...

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями...

Рассмотрим несколько подходов...

Например,...

Подведем общий итог рассуждению...

 

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...

Проиллюстрируем это положение   следующим   примером...

Итак,...

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...

Для полемического эссе: С одной стороны,...

С другой стороны, ...

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

 

Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПC формулой: П - Положение  (утверждение: « Я считаю, что...; )О - Объяснение («Потому что...»); П - Пример, иллюстрация («Например,...»); С - Суждение  итоговое -(«Таким образом,...» )

 

 Не отрицая важности такого подхода к накоплению материалов для написания эссе (своеобразных «строительных кирпичиков»), отметим, что полезно будет подбирать и яркие фразы, необычные ходы, способные оказать неоценимую услугу начинающему эссеисту. Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе, написанных по разной тематике. Принципы подбора работ могут быть самыми разными, например:

-  это могут быть все работы, написанные учеником за определенное время (такая коллекция будет важна для самого школьника и педагога, поскольку по ней можно проследить, каким образом менялось качество написания эссе: от чего ушли и к чему пришли, можно ли отметить рост, движение вперед);

- портфолио может составляться только из лучших работ одного или нескольких учащихся (тогда им можно пользоваться для предъявления «образца», «эталона» написания эссе);

- можно создавать подборку только по одному предмету (например, по праву или экономике, что особенно важно для ребят, участвующих в  соответствующей олимпиаде). Однако все эти рассуждения и подходы будут неполными, если мы не обсудим порядок действий ученика, пишущего эссе. Иначе говоря, нам потребуется такой инструмент, как алгоритм написания эссе. Практика взаимодействия с учителями русского языка и литературы и опыт учителей истории и обществознания подсказывают следующую последовательность написания мини- сочинения.         

   ^ Алгоритм написания эссе

 

1.внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;

 

2. выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и пр.);

 

3.определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);

 

4.набросайте   аргументы   «за»   и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);

 

5. для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;

 

6. подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);

 

7. распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);

 

8. придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);

 

9. изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;

 

10. сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

 

 

 

 

                           

  

 

             

 

«Человек есть принципиальная новизна в природе» ( Н.Бердяев )

Термины к высказыванию: человек, индивид, личность, индивидуальность, природа, социум, антропогенез, социализация,

адаптация, свобода, выбор, ценности и т.д.


Отметим, что составленный алгоритм не претендует на абсолютную законченность, его можно уточнять, конкретизировать, дополнять в ходе работы по подготовке к написанию эссе.

                                               

       ^ Редактирование  текста эссе :

А)структура ( проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе );                                                         

Б) единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не переходили  с научного на публицистический, разговорный и наоборот );

  В)  объем эссе (напоминаем, работа должна быть краткой, сокращайте все  лишнее) ;

 Г) привлекательность вашей работы, ее индивидуальность ( есть ли в вашей работе что-то особенное, оригинальное, что вас может выделить  из числа    других работ )

                 На что стоит обратить внимание при написании эссе:

1.  Стоит заметить, что в гуманитарном образовании не существует абсолютно правильных или неправильных ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике - существуют только более или менее аргументированные точки зрения.

2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.

3.  При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:

а) способность (возможность) учащегося критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;

б) способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;

в) умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;

г) умение понимать аналитические подходы и модели;

д)  готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах.

4.  Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.

Чего следует избегать при написании эссе:

1. Непонимания сути заявленной темы.

2. Отсутствия структурированности в изложении.

3.  Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).

4.  Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).

5.  Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.

6. Слишком  обширной  описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.

7.  Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.

8. Повторов без необходимости.

Таким образом, подводя итог сказанному, попытаемся представить технологическую цепочку написания и представления эссе для ученика. Она может выглядеть следующим образом:

1) постановка  проблемы   (знакомство с проблемой, заложенной в предлагаемой для написания эссе теме);

2) обдумывание проблемы  (определение содержания: идеи, примеры, их иллюстрирующие);

3)  планирование    эссе     (определение структуры);

4) написание эссе;

5) проверка и редактирование работы;

6) подготовка презентации;

7) презентация эссе.

С самого начала 11-го класса мы с учащимися прошли все технологические стадии отработки написания эссе

^ Технология подготовки учащихся к написанию эссе (технология для учителя):

1-й этап: организация самостоятельного знакомства учащихся с эссе - литературным жанром и требованиями к написанию эссе (в рамках конкретного испытания, например, ЕГЭ, олимпиады или конкурса);

2-й этап: знакомство учащихся с образцами эссе (желательно по данному предмету);

3-й этап: «проба пера», или проведение практической работы по освоению учащимися алгоритма написания эссе (отметим, что данный этап может быть организован в интерактивном режиме, учащиеся могут писать эссе в малых группах, используя все необходимые для работы материалы: от учебника, словарей до иных источников информации);

4-й этап: подготовка презентации групповых эссе;

5-й этап: презентация и коллективная оценка эссе, разработанных в группах;

6-й этап: определение общих трудностей (ошибок, недочетов) в ходе написания эссе и путей их преодоления (исправления);

7-й этап: написание индивидуальных эссе.

В заключении хочу вернуться к вопросу, поставленному в самом начале: как научиться писать и представлять эссе? Ответ простой - надо делать это! Тренироваться в написании и представлении эссе.

Понятно, что написание эссе- это творческий процесс, и не все учащиеся имеют литературные креативные способности, но при желании, должной мотивации можно справиться и с этим трудным заданием.

Памятки для ученика. Этапы работы над эссе.
1. Познакомьтесь с предложенными темами
2. Определите, к какой базовой науке относится каждая тема
3. Определите смысл предложенных высказываний, ответив на вопрос: Что хотел сказать автор?
4. Осмыслите проблему в контексте базовых наук, ответив на вопросы:
• С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема?
• Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?
5. Выбирая тему, вы должны быть уверены, что:
• имеете неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
• ясно понимаете смысл высказывания ( что хотел сказать автор);
• можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
• владеете обществоведческими терминами, необходимыми для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые вы хотите употребить должны относиться непосредственно к теме эссе);
• сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции
6. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы:
• Согласен ли я с автором? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?
7. Определите обществоведческие термины, понятия и обобщения, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы:
• Какие известные вам из курса обществознания понятия и термины вы должны использовать?
• Какие теоретические обобщения вы должны учесть?
8. Отберите факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие вашу позицию. Ответьте на вопросы:
• Какими фактами, примерами вы можете подтвердить свое мнение?
• Убедительны ли они?


Добавлено (2009-06-01, 7:16 Pm)
---------------------------------------------
К достоинствам эссе, своего рода дополнительным аргументам в пользу того, что выпускник хорошо знает проблему и уверенно чувствует себя в ее контексте, нужно отнести включение в текст:
1) краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «крупный философ-экзистенциалист» и др.);
2) имен предшественников автора и его последователей или научных противников;
3) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
4) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они при¬меняются в эссе;
5) указания на альтернативные варианты решения проблемы.

^ Правила написания эссе по обществознанию.

Мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:
1. Соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, экономике, социологии и др.), к которой
относится анализируемая проблема.
2, Содержать узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания,
полученные при изучении курса обществознания.
3, Включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней,
4. Содержать термины, понятия, обобщения, факт,, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом
анализа, проблемой.
5. Характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, внутренним смысловым
единством, возможно парадоксальностью, небольшим объемом.

При выполнении задания на первом этапе работы необходимо:
1. 'Проанализировать высказывание (тему), уяснив смысл.
2. Выявить главную мысль, ключевой тезис и определить свою позицию по отношению к нему. Этот ключевой тезис необходимо доказать или опровергнуть, подобрав соответствующие аргументы.
3. Определить, какие теоретические понятия, термины (а не просто обыденные, житейские суждения) помогут раскрыть суть тезиса и собственной позиции.

^ Начинать эссе следует с четкого определения собственной позиции относительно предлагаемого суждения, высказывания, проблемы (я согласен, я не согласен, частично согласен и др.). По крайней мере, сделать это в первой части работы.

Далее уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение, важно раскрыть его основную мысль (определить содержание и сущность). Главное — раскрыть смысл высказывания (возможно фраза — «смысл данного высказывания...»),

Основная часть эссе — относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта.
^ Тезис (то, что требуется доказать) аргументы (факты, примеры, доводы, суждения) +
выводы (B силу каких доказательств тезис верен),


Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

Эссе относится к жанру философской и публицистической прозы, сочетающему индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением. Поэтому форма изложения может бьггь достаточно свободной. Главное — привести аргументированные доказательства (опровержения) рассматриваемого тезиса. Как, правило, достаточно трех доказательств (опровержений) тезиса.

Заключительное предложение — итоги работы. Можно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми. При написании эссе проверьте свои рассуждения, попробуйте привести контраргументы, опровергающие ваше мнение. Если вы можете это сделать, значит, ваша система доказательств неверна.

^ Достоинства эссе:
1. Наличие краткой информации об авторе высказывания, включение имен его предшественников.
2, Описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению.
3. Наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в
каком они применяются в эссе.
4. Присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы,

Эссе—
должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной. Не содержать ничего лишнего, включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции. Быть логичным и четким по структуре. Содержать убедительную аргументацию заявленной позиции. Демонстрировать осмысленное использование вами теоретических понятий, терминов и обобщений.
Главное — в эссе оценивается уровень приводимых суждений и аргументов.

^ Рекомендации по написанию эссе:

  1. Внимательно прочитайте высказывание.

  2. Определите, с какими разделами курса обществознания связана рассматриваемая тема, что необходимо вспомнить, чтобы раскрыть ее? (теоретические понятия, научные теории,  термины, факты).

  3. Обдумайте содержание, смысл, актуальность высказывания.

  4. Определите свою позицию в отношении высказывания: согласны Вы с автором или нет.

  5. Подберите убедительные аргументы (факты, примеры) для подтверждения своей позиции, с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

  6. Составьте тезисный план, сформулируйте все возникшие у вас мысли и идеи.

  7. Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры.

  8. Начните эссе с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (-на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (-на), и то, что кажется мне спорным».

  9. В следующем предложении сформулируйте Ваше понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять высказывание. Важно так раскрыть его смысл, чтобы стал очевиден контекст, который определит содержание и сущность основной мысли.

  10. В основной части эссе развернуто изложите Ваше собственное мнение в отношении поставленной проблемы. Каждый утверждение необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта. Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

  11. В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги эссе. Допустимо перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новый смысл.

  12. Прочтите содержание чернового варианта. Проверьте стиль и грамотность; проверьте текст на соответствие основным признакам: тематическое, композиционное, стилистическое единство; связность; логичность; законченность.

  13. Внесите необходимые изменения, напишите окончательный вариант.

  14. Рекомендации написания эссе по обществознанию

  15. Эссе по обществознанию должно:

    • соответствовать обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);
    • содержать относительно узкий круг рассматриваемых вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении обществознания;
    • включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и личное отношение к ней;
    • содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной анализируемой проблемой, отличаться корректностью в их использовании;
    • характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой.

    ^ К достоинствам эссе можно отнести:
    • наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т.д.)
    • включение имен его предшественников, последователей или научных противников;
    • описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;
    • наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
    • присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.


«Человек немыслим вне общества»
(Л.Н. Толстой)

| -

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель второй половины XIX – начала XX вв. Его творчество поражает читателя глубочайшими философскими смыслами.

«Человек немыслим вне общества» - как это понять? Чтобы грамотно сформулировать ответ необходимо, прежде всего, дать определение понятиям «общество» и «человек».

Человек - существо биосоциальное, обладающее мышлением, членораздельной речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда, воплощающее в себе высокие моральные и интеллектуальные свойства. Само определение подсказывает нам, что человек прочно связан с обществом, которое содействует и помогает ему стать личностью и отстоять свою индивидуальность.

Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, но тесно связанная с ней, состоящая из индивидуумов (людей), обладающих волей и сознанием и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Здесь осуществляется социализация, т.е. процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Ребенок с момента рождения попадает не только в природную, но и в социальную среду, которая готовит его к дальнейшей самостоятельной жизни, начиная со становления самых элементарных функций: питание, передвижение и т.д.

Общество содержит в себе смысл, разум и волю. Оно легитимно, в нем концентрируется сущность человеческого бытия: все, что отличает человека от чисто природного существа и обнаруживает его разумную и духовную природу. Оно формирует человеческую личность: устойчивую систему социально значимых характеристик человека как члена общества.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров – выдающаяся личность. Его отличает высокий ум, компетентность, воспитанность. Именно общество социализировало его, позволило ему раскрыть свой духовный и нравственный потенциал. Оно предоставило ему свои «интеллектуально-нравственные» дары – все лучшие ценности, которое накопило. Он получил блестящее образование (МГИМО), стал принимать участие в политической жизни России. Я считаю, что именно такие люди должны стоять на столь высших государственных постах.

Вне общества нет смысла, и каждый член общества получает возможность взаимодействовать со смыслами только в социальном пространстве. Чисто индивидуальный смысл, оторванный от общественных установок, не может существовать, и будет полной бессмыслицей. Даже высшие истины религии тесно связаны с обществом. В «Евангелии» Христос говорит: «… Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди их».

Природой заложено так, чтобы человек взаимодействовал с себе подобными. Человек с момента своего появления не может существовать вне общественных связей и отношений. Главное значение общества состоит в том, что в его рамках выживание человеческого рода, жизнедеятельность людей обеспечены более надежно и более эффективно, чем при изолированном существовании каждого человека. Более высокая гарантированность жизнеобеспечения заставила наших предков вести совместную жизнь. В эпоху традиционного общества люди сообща занимались земледелием, собирательством, скотоводством. Затем к этой деятельности добавились ремесла, человек стал заниматься творчеством и таким образом происходит совершенствование общества вплоть до современности…

Среди духовных испытаний для совершенствования по системе «дзен» в Японии существует процедура «моритао» - помещение человека на неделю и более в пещеру и строгий запрет разговаривать там даже с самим собой. По свидетельству лиц, прошедших это испытание, жажда общения к концу изоляции становилась просто невыносимой, и дальнейшая встреча с любым человеком, беседа на любую тему доставляла отшельнику острейшую радость. Отсюда вывод, что влечение человека к установлению контакта с другими людьми есть социальная потребность.

В настоящее время люди не пренебрегают коммуникацией. В эпоху информационно-компьютерных технологий человек все больше погружается в коммуникативную среду, черпает из нее важную и значимую для себя информацию, которая делает его умнее, начитаннее, помогает реализовать себя в жизнедеятельности, применять полученные знания на благо и развитие общества. Коммуникация – это и есть основа общества, когда люди понимают друг друга, сотрудничают и реализуют разные проекты. Наше общество развивается. С ним должен развиваться и человек. Я полностью согласен с высказыванием Льва Николаевича Толстого, что «человек немыслим вне общества».

«Имею право или обязан?»

| -

Конституция РФ предусматривает как соблюдение прав, так и соблюдение обязанностей всех людей, находящихся на территории РФ. Но что же всё-таки первично: права или обязанности?

Возьмём Конституцию. Статья 30 гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов». В этом пункте говорится только о правах, но дальше следует пояснение: «Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». Раз «гарантируется», значит, кто-то обязан обеспечить соблюдение этого права. Так можно разобрать любую статью, любой закон, и права одного всегда будут обязанностями другого.

Можно вспомнить, что ни в одной Утопии не было слоя общества начисто лишённого обязанностей. При коммунизме люди пытались построить общество равных возможностей, равных прав, но ни в коем случае не лишить, ради благоденствия это общество обязанностей.

Таким образом, обязанности присутствуют всегда, а вот права нет. Практически бесправными были рабы в Риме и шудры в Индии. Государство видело в них лишь рабочую силу.

Права надо заслужить. Именно труд, как сказал Ф. Энгельс, вывел обезьяну в люди. И, проходя по спиралям эволюционного процесса, человек приобретает всё новые обязанности, выполнять которые всё трудней и трудней. Но, вместе с тем, и новые права.

Я считаю, что обязанности стоят выше прав ( и этот вопрос НЕ аналогичен вопросу «Что было раньше - яйцо или курица?» ). И, только выполняя свои обязанности по отношению к другим, я имею право требовать от других соблюдения моих прав.

Похожие:

С указа iconВс россии принял заявление об отмене Указа о выборах
«О признании полностью недействующим и незаконным Указа Президента Российской Федерации Медведева Д. А. от 29 августа 2011 года №1124...
С указа iconПлан действий на первые три года
...
С указа iconМосква
В соответствии с подпунктом «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования...
С указа iconРеферат по истории. Тема: «История железной дороги Санкт-Петербург Москва»
История строительства "перспективной дороги" – тракта прямого направления между Петербургом и Москвой началась в 1712 г с указа Петра...
С указа iconПрограмма поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных...
В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации...
С указа iconО признании полностью недействующим Указа Президента РФ №1124 от 29. 08. 2011 г
...
С указа iconПрокурор Витебского района в интересах государства в лице
В отношении него составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 Указа Президента Республики...
С указа iconТекст указа 11110 Джона Кеннеди на русском языке. Важное примечание
Для исключения упрощенного понимания ситуации связанной с указом 11110, а также чтобы не способствовать возникновению мифов, рекомендуется...
С указа iconСамостоятельная работа не тему: «Классификация и стандартизация»
«О государственной системе здравоохранения»); социальная (организуется во исполнение Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. №769 «Об...
С указа iconЛекция правовые основы защиты государственной и служебной тайны план
«секретно». Использование указанных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница