1. Предмет логики, ее значение для научно-практической деятельности Мышление как предмет изучения (философия, психология, логика). Мышление и язык. Правильность, истинность, справедливость суждений и аргументации. Понятие логиче


Название1. Предмет логики, ее значение для научно-практической деятельности Мышление как предмет изучения (философия, психология, логика). Мышление и язык. Правильность, истинность, справедливость суждений и аргументации. Понятие логиче
страница1/7
Дата публикации05.07.2013
Размер0.96 Mb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Философия > Закон
  1   2   3   4   5   6   7


СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ




C.В. ОСТРОВСКИЙ




ЛОГИКА

Учебно-методическое пособие


Ростов-на-Дону

2009

Северо-Кавказская академия государственной службы

Кафедра философии и методологии науки



Отв. редактор д-р филос. наук, профессор В.И. Стрюковский

Логика: Учебно-метод. пособие. Островский С.В. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2009. 85 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для занятий по логике на дневном и заочном отделениях СКАГС и включает в себя тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, список дополнительной литературы, краткий словарь базовых понятий, тесты и задачи, методические рекомендации, вопросы к экзамену.

^ Содержание пособия основано на требованиях Государственного стандарта.

Рекомендуется для преподавателей и студентов.

Печатается по решению

кафедры. Протокол № 9

от 17.04. 2009 г.

Программа курса
Тема 1. Предмет логики, ее значение для научно-практической деятельности

Мышление как предмет изучения (философия, психология, логика). Мышление и язык. Правильность, истинность, справедливость суждений и аргументации. Понятие логической формы.

Определение формальной логики (формальная логика и диалектическая логика). Основные исторические этапы развития логики и ее современное состояние.

Определенность, последовательность, непротиворечивость и доказательность – основные черты правильной аргументации.

Понятие как исходная логическая форма аргументации. Виды понятий. Определение понятия (дефиниция).

Общая характеристика логических законов (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания).

Теоретическое и практическое значение логики. Логическая культура делового общения. Аргументация в деловом общении.
^ Тема 2. Понятие как форма мышления

Понятие как форма мышления, роль понятий в познании. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение как логические приемы формирования понятий.

Содержание и объем понятий. Признаки предметов как основа образования понятий, их виды (существенные и несущественные, отличительные и неотличительные, основные и производные, необходимые и случайные). Свойства и отношения как признаки.

Объем понятия. Классы. Подклассы. Элементы класса. Принадлежность элемента к классу, включение класса в класс.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Виды понятий. Общие и единичные понятия. Конкретные и абстрактные понятия. Относительные и безотносительные, положительные и отрицательные, пустые и непустые понятия.

Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Совместимость понятий как равнозначность, перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида). Несовместимость понятий: соподчинение, противоположность, противоречие (схемы Эйлера-Венна как способ выражения отношений между понятиями).

Операция с классами (объемами понятий): объединение, разность классов, дополнение. Законы логики классов: законы дистрибутивности; коммутативность и ассоциативность, операции пересечения и объединения; законы поглощения.

Операции обобщения и ограничения понятий, их роль в формировании и конкретизации научных знаний.

Деление понятий, его виды (дихотомическое деление, деление по видоизменению признака). Правила (возможные ошибки) деления.

Классификация, ее виды.

Значение операций деления и классификация в науке и практике.

Определение понятий. Виды определений: номинальные и реальные, явные и неявные. Определение через род и видовое отличие, генетическое определение. Правила явного определения, ошибки, возможные в определении.

Виды определений как отражение многообразия природы определяемых предметов. Неявные определения: контекстуальные, аксиоматические, индуктивные. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение, различение, указание и др.

Связь определений (дефиниций) с формированием и развитием понятий. Научная (специальная) терминология. Значение определений в науке, деловом общении.
^ Тема 3. Суждение как форма мышления

Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Виды предложений, их логический смысл. Простые и сложные суждения.

Виды простых суждений: атрибутивные суждения, суждения существования (экзистенциальные), суждения с отношениями. Суждения с простыми и сложными предикатами.

Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству). Выделяющие и исключающие суждения.

Отношения суждений: эквивалентность, логическое подчинение, частичное совпадение (субконтрарность). Отношения несовместимости: противоречие (контрадикторность), противоположность (контрарность). «Логический квадрат». Правила образования противоречащих (отрицающих) суждений.

Модальность суждений. Логическая и фактическая (онтологическая модальность). Категории алетической модальности. Понятие эпистемической, деонтической, временной модальности.
^ Тема 4. Умозаключение как форма мышления

Общая характеристика умозаключения. Структура умозаключения: посылки, демонстрация, заключение. Виды знания, составляющие умозаключение: исходное знание, выводное знание, обосновывающее знание, непосредственное и опосредованное знание. Виды умозаключений по количеству посылок: непосредственные и опосредованные. Виды умозаключения по направленности: дедуктивные и индуктивные умозаключения. Способы построения непосредственных умозаключений: превращение, обращение и противопоставление.

Дедуктивное умозаключение в теории и практике аргументации. Силлогизм и его виды: простой категорический силлогизм, его фигуры и модусы; сокращенный категорический силлогизм (энтимема); сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, сориты, эпихейрема); условные умозаключения; разделительные умозаключения; условно-разделительные умозаключения.

Индуктивные умозаключения в теории и практике аргументации. Методы индуктивного умозаключения: наблюдение и эксперимент. Виды индукции: полная и неполная индукция; индукция через простое перечисление; научная индукция.

Связь индукции и дедукции в аргументации. Умозаключение по аналогии. Роль аналогии в социально-экономической аргументации.
^ Тема 5. Логика высказываний как раздел современной логики (общая характеристика)

Логика высказываний – элементарный (фундаментальный) раздел современной формальной логики. Уточнение логической формы сложного (составного) высказывания как основная задача пропозиционной (символической логики). Алгоритмическое решение вопросов логического характера средствами математической логики.

Понятие логической формы высказывания. Высказывание и предложение. Атомарные (простые) и молекулярные (составные) высказывания. Ограниченность логической интуиции и многозначность естественного языка. Формализация как основа анализа логической формы в чистом виде.

Метаязык логики высказываний. Элементы метаязыка – пропозиционные переменные, константы (логические связки, операторы), скобки. Семантика логических знаков. Значение истинности высказывания. Принцип двузначности, его роль в логике высказываний. Таблицы истинности. Техника построения таблиц истинности составных высказываний.

Классификация высказываний по их формальной структуре и значениям истинности. Общезначимые высказывания (тавтологии), нейтральные и всегда ложные (противоречия) высказывания. Общезначимость. Методы установления общезначимости: табличный метод и метод сведения к абсурду.

Понятие логического следования. Правила вывода логики высказываний. Определение понятия логического следования как отношения между посылками и заключением. Общезначимые высказывания (формулы), их роль в анализе отношений логического следования. Техника проверки надежности (правильности) рассуждений (аргументов). Место и роль логического следования в практике аргументации.

Правила вывода, их логический смысл. Техника построения вывода заключения из посылок.

Применение теории и техники логики высказываний в анализе аргументов, выраженных естественным языком. Вариативность демонстрации (вывода) заключения из данной совокупности посылок. Вариативность совокупности посылок (оснований) для вывода заключения данного вида.
^ Тема 6. Доказательство и опровержение

Понятие доказательства. Строение доказательства. Тезис доказательства. Требования к тезису в процессе аргументации. Основной и подчиненный тезисы. Аргументы и их виды. Аргументы и факты. Демонстрация и ее структура. Виды доказательства: прямое и косвенное. Апологическое и разделительные доказательства. Доказательство и дискуссия.

Понятие опровержения и его роль в аргументации. Опровержение тезиса. Опровержение аргументов. Опровержение связи тезиса и аргумента.

Правила доказательства и опровержения в теории и практике аргументации. Правила и ошибки по отношению к тезису. Правила и ошибки по отношению к аргументам. Правила и ошибки в доказательстве, связанные с демонстрацией. Софизмы и логические парадоксы.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

1. Предмет логики, ее значение для научно-практической деятельности Мышление как предмет изучения (философия, психология, логика). Мышление и язык. Правильность, истинность, справедливость суждений и аргументации. Понятие логиче iconФилософия: ее предмет и функции
Основные понятия: Универсум, предмет философии, материализм, идеализм, онтология, гносеология, этика, эстетика, аксиология, философская...
1. Предмет логики, ее значение для научно-практической деятельности Мышление как предмет изучения (философия, психология, логика). Мышление и язык. Правильность, истинность, справедливость суждений и аргументации. Понятие логиче iconВопросы к экзамену по логике
Логика как наука о правильном мышлении, ее задачи. Предмет, метод, функции, задачи логики
1. Предмет логики, ее значение для научно-практической деятельности Мышление как предмет изучения (философия, психология, логика). Мышление и язык. Правильность, истинность, справедливость суждений и аргументации. Понятие логиче iconЛюбовь к мудрости, эпоха схваченная мыслью, искусство мыслить, учение...
Дискурсивное мышление(от лат discursus — рассуждение)- логическое мышление в понятиях, идущее последовательно, шаг за шагом в противоположность...
1. Предмет логики, ее значение для научно-практической деятельности Мышление как предмет изучения (философия, психология, логика). Мышление и язык. Правильность, истинность, справедливость суждений и аргументации. Понятие логиче iconВопросы к экзамену по курсу «Психология»
Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Виды мышления, основные мыслительные операции
1. Предмет логики, ее значение для научно-практической деятельности Мышление как предмет изучения (философия, психология, логика). Мышление и язык. Правильность, истинность, справедливость суждений и аргументации. Понятие логиче icon5 исследование проблем народонаселения и их связей с озз
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения....
1. Предмет логики, ее значение для научно-практической деятельности Мышление как предмет изучения (философия, психология, логика). Мышление и язык. Правильность, истинность, справедливость суждений и аргументации. Понятие логиче icon5 исследование проблем народонаселения и их связей с озз
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения....
1. Предмет логики, ее значение для научно-практической деятельности Мышление как предмет изучения (философия, психология, логика). Мышление и язык. Правильность, истинность, справедливость суждений и аргументации. Понятие логиче iconВопросы по предмету Логика
Исторические этапы развития формальной логики. Собственное и несобственное значение слова «Логика»
1. Предмет логики, ее значение для научно-практической деятельности Мышление как предмет изучения (философия, психология, логика). Мышление и язык. Правильность, истинность, справедливость суждений и аргументации. Понятие логиче iconРечь и мышление ребенка dvs1 (4pda) «Жан Пиаже. Речь и мышление ребенка»:...
Данная книга швейцарского психолога Жана Пиаже является результатом многолетних исследований таких психических функций в детском...
1. Предмет логики, ее значение для научно-практической деятельности Мышление как предмет изучения (философия, психология, логика). Мышление и язык. Правильность, истинность, справедливость суждений и аргументации. Понятие логиче icon4 Элементы математической логики
Логика как наука насчитывает несколько тысячелетий. Основы логики были заложены еще Аристотелем. Логику можно определить как сводку...
1. Предмет логики, ее значение для научно-практической деятельности Мышление как предмет изучения (философия, психология, логика). Мышление и язык. Правильность, истинность, справедливость суждений и аргументации. Понятие логиче iconПредмет курса «Этнология». Связь с другими науками. Этнографические источники
З. Фрейд и К. Г. Юнг. Их труды подверглись жесткой критике (С. А. Токарев, Ю. В. Бромлей). Не сама психология влияет на этнографию,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница