В 2013 году в третьей части экзаменационной работы предполагается только одно сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Предлагаем вам рассмотреть


НазваниеВ 2013 году в третьей части экзаменационной работы предполагается только одно сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Предлагаем вам рассмотреть
Дата публикации01.04.2013
Размер84.7 Kb.
ТипСочинение
userdocs.ru > Философия > Сочинение
ПРИЛОЖЕНИЕ
В 2013 году в третьей части экзаменационной работы предполагается только одно сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Предлагаем вам рассмотреть примерные темы-цитаты"', которые мы сгруппировали по следующим разделам:

  • Лексика и фразеология.

  • Лексика и грамматика.

  • Морфология.

  • Синтаксис и пунктуация.

  • Человек и его язык (речь).

  • Язык и речь.

  • Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности.

Лексика и фразеология

«Слово — великое оружие жизни» (В. О. Ключевский).

«Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти» (Л.Н. Толстой).

«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» (К. А. Федин).

«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах» (И.Н. Горелов).

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К.Г. Паустовский).

«Фразеологизмы — неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» (учебник русского языка).

«Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия» (Л.Н. Толстой).

«Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта» (М. А. Шолохов).

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям» (В. Г. Короленко).

^ Лексика и грамматика

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают» (Г.В. Степанов).

«В языке есть... слова. В языке есть... грамматика. Это — те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» (Л.В. Успенский).

«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение » (Л. В. Успенский).

«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение» (И.И. Постникова).

«Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни» (Н. Г. Чернышевский).

«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика» (М.В. Исаковский).
Морфология

«Имя существительное — хлеб языка » (Л. В. Успенский).

«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они... выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (A.A. Потебня).

«Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений „обесценено”» (A.A. Реформатский).

«Русский язык... богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей» (Л.Н. Толстой).

«Движение и его выражение — глагол — является основой языка. Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе» (А.Н. Толстой).




^ Синтаксис и пунктуация

«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» (М.Е. Салтыков-Щедрин).

«Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи» (A.C. Пушкин).

«Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» (A.B. Успенский).

«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании» (И. И. Постникова).

«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль — функцию общения? Это синтаксис» (A.A. Реформатский).

«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса» (Б.В. Шергин).

«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”» (С.И. Львова).

«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» (Н.С. Валгина).

«Знаки препинания не есть что-то внешнее, постороннее по отношению к живой ткани языка: они сами как бы «вырастают» из языка, из необходимости как можно более полно и точно выразить в письменной речи передаваемый ими смысл» (Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко).

«Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы и окрашивающие их чувства » (Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко).

«Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться» (К.Г. Паустовский).

«С какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя» (К.Г. Паустовский).

^ Человек и его язык (речь)

«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных» (И. А. Гончаров).

«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя» (Георг фон Габеленц).

«Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит» (Д. С. Лихачёв).

«Язык — это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи» (Поль Рикёр).

«Что такое язык? Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли. Язык имеет обратное действие. Человек, превращают?: свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык... он также как бы пронизывается этим способом выражения» (А.Н. Толстой).
Язык и речь

«Язык, по самой природе своей, есть орудие общения» (В.Г. Короленко).

«Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не всё, что содержится в живой речи, что передаётся интонацией, паузами, темпом речи, жестами и мимикой • (Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко).

«Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному» (A.C. Пушкин).

«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Б.Н. Головин).

«Язык — это то, что человек знает. Речь — это то, что человек умеет» (A.A. Мирошниченко).

«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи — единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение... И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу» (М.В. Панов).

«Русский язык... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» (В.Г. Короленко).

Некоторые учёные даже предлагают выделять два языка — устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью» (A.A. Мирошниченко). «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно» (А.Н. Толстой).
^ Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности

«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань» (М.Н. Кожина).

«Автор идёт от мысли к словам, а читатель •— от слов к мысли» (Н. Шамфор).

«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано» (Е. В. Джанджакова).

«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы» (Г.Я. Солганик).

«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов» (A.A. Зеленецкий).

«Выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» (А. И. Горшков).
Лексические явления для аргументации

  • многозначность;

  • лексика с точки зрения стилистической окраски;

  • слова одной тематической группы;

  • лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.);

  • лексика с точки зрения происхождения;

  • лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы);

  • синонимы, антонимы;

  • фразеологизмы;

тропы (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, гипербола и др.).

Грамматические явления для аргументации

. слова указанных в цитате частей речи;

  • словосочетания с разными видами связи;

  • предложения по цели высказывания;

  • предложения по эмоциональной окраске;

  • однородные члены предложения;

  • обособленные члены предложения;

  • вводные слова и предложения;

  • обращения;

  • разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные);

  • разные типы придаточных в сложноподчинённых предложениях;

  • прямая речь;

  • косвенная речь;

  • диалог;

  • синтаксические средства выразительности:



^ риторические вопросы;

^ риторические восклицания;

^ синтаксический параллелизм;

^ анафора;

^ инверсия;

^ парцелляция;

^ многосоюзие/бессоюзие,

^ градация;

. знаки препинания, абзац.

^ Что такое язык и речь (чем они отличаются)


Язык

Речь

1. Орудие (средство) общения.

1. Само общение, язык в действии, процесс общения.

2. Отвлечён от конкретных жизненных ситуаций.

2. Конкретное применение языка в определённых жизненных ситуациях.

3. К языку неприменимы нравственные категории правдивости и ложности.

3. То, что высказано в речи, всегда бывает либо правдиво, либо ложно.

4. Язык нецеленаправлен.

4. Речь всегда направлена на достижение цели.

5. Язык абстрактен.

5. Речь. материальна, конкретна.

6. Язык имеет уровневую организацию.

6. Речь линейна.

7. Язык потенциален, статичен.

7. Речь актуальна, динамична.

8. Язык ограничен определённым набором еди- ниц, инвариантен.

8. Речь вариативна, её возможности широки, но не беспредельны.

9. Язык — результат коллективного опыта людей, он объективен.

9. Речь индивидуальна, Субъективна.

10. Язык упорядочен.

10. Речь допускает элементы случайного.

Похожие:

В 2013 году в третьей части экзаменационной работы предполагается только одно сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Предлагаем вам рассмотреть iconСочинение пишите
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 1 в формате гиа-2012)
В 2013 году в третьей части экзаменационной работы предполагается только одно сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Предлагаем вам рассмотреть iconПамятка. Написание сочинения на лингвистическую тему
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует,...
В 2013 году в третьей части экзаменационной работы предполагается только одно сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Предлагаем вам рассмотреть iconКак писать сочинение на лингвистическую тему?
Лингвистика (языкознание, языковедение; от лат lingua — язык) — наука, изучающая языки
В 2013 году в третьей части экзаменационной работы предполагается только одно сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Предлагаем вам рассмотреть iconСочинение-рассуждение на тему «Востребованы ли качества благородного...

В 2013 году в третьей части экзаменационной работы предполагается только одно сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Предлагаем вам рассмотреть iconАлгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Находим в тексте одно лексическое и одно грамматическое явление (учитывая задания-подсказки). Теоретически (обобщенно) формулируем...
В 2013 году в третьей части экзаменационной работы предполагается только одно сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Предлагаем вам рассмотреть iconСочинение. Информационная обработка текста
Не правда ли, непонятно, как написать рассуждение, учитывая все эти критерии?  Поэтому предлагаем тебе шаблоны к сочинениям егэ и...
В 2013 году в третьей части экзаменационной работы предполагается только одно сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Предлагаем вам рассмотреть iconОбразцы сочинений-рассуждений на лингвистическую тему ( 1) Текст...
«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают»
В 2013 году в третьей части экзаменационной работы предполагается только одно сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Предлагаем вам рассмотреть iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Ий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых верный При выполнении задания части 1 обведите кружком...
В 2013 году в третьей части экзаменационной работы предполагается только одно сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Предлагаем вам рассмотреть iconРыжий дьявол
Колыме, на пятьсот третьей стройке и в „Краслаге. Освободились из заключения в тысяча девятьсот пятьдесят втором году. И после освобождения...
В 2013 году в третьей части экзаменационной работы предполагается только одно сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Предлагаем вам рассмотреть iconСочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница