Вопросы к экзамену по дисциплине «философия» 2012 г. Тема 1


Скачать 211.14 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену по дисциплине «философия» 2012 г. Тема 1
Дата публикации08.03.2013
Размер211.14 Kb.
ТипВопросы к экзамену
userdocs.ru > Философия > Вопросы к экзамену
Вопросы к экзамену по дисциплине «философия»

2012 г.
Тема 1.

1.1.Современный мир и философия. Наука и техника как определяющие факторы развития современного мира.

Понятия и ключевые слова: современность, культура модерна, техника, технология, критическая технология, инновация.

Литература:

  • Гидденс Э. Последствия модернити [Текст] / Энтони Гидденс - //Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В.Л. Иноземцева.// М., : Academia, 1999. – С. 101- 122).

  • С.Ю. Глазьев О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ http://edu.ioffe.ru/lectures/glaziev/

  • Рополь Г. Техника как противоположность природы // Философия техники в ФРГ. – М., 1989.

  • Холтон Дж. Что такое «антинаука»? // Вопросы философии. – 1992.- №2. Раздел «Что такое «модерн»? Социологический подход».

  • Указ Президента России от 7 июля 2011 года, N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» (33 http://www.garant.ru/hotlaw/federal/335057/).

^ 1.2.Философия, её предмет и цели. Познание как онтическая проблема бытия человека в философской антропологии.

Понятия и ключевые слова : объект, сущее, философия и ее предмет, цель философии по Гегелю, познание как онтическая проблема.

Литература:

  • Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга YIII. Пифагор.

^ 1.3.Философская антропология. Познание как онтическая проблема деятельного существования человека.

Понятия и ключевые слова: биологическое и культурное, Гердер и биологическая целесообразность, высшая ненадежность, человек как чистая возможность

Литература:

  • Гелен А. О систематике антропологии //Проблема человека в западной философии. М., 1988. Раздел X;

^ 1.4.Понимание как онтологическая проблема человека в философской герменевтике.

Понятия и ключевые слова: герменевтический круг, предрассудки, неопредмечивающееся сознание (Гадамер), всегда новый интенциональный объект, рефлексия как проявление эго, свидетельства существования которого не являются аподиктичными (Шюц)

Литература:

  • Гадамер Х.Г. Философские основоположения XX века //Философия человека: традиции и современность. Вып. 2. М., 1991;

  • Огурцов А.П. Понимание //Новая философская энциклопедия. Том третий. М., 2001. С. 279-283.

^ 1.5.Философия и мировоззрение. Структура и содержательная характеристика мировоззрения.

Тема 2. Философские проблемы бытия: онтология и метафизика.
^ 2.6.Мифологическое мировоззрение античности и социально-экономические причины возникновения философии.

Литература:

  • Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. – М., 1988;

  • Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма //Вопросы философии. – 1989. - №3

^ 2.7.Идея природы в фисиологии Фалеса из Милета.

2.8. Идея природы в фисиологии Анаксимандра из Милета.

2.9.Природа как число в математике пифагорейцев.

2.10. Бытие и движение в апориях Зенона Элейского.

^ 2.11. Парменид из Элеи и зарождение античной онтологии.

2.12.Бытие становления в философии Гераклита Эфесского. Соотношение чувств и разума (ума) в познании многого и единого (Логоса).

Литература к вопросам 7-12 :

  • Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики – М., 1989.

^ 2.13. Атомистическая теория природы Демокрита. Атом как структурный принцип и предел.

Литература:

  • Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). – М., 1963. YII. Эстетика непрерывной подвижности неделимых структур, атомисты.

^ 2.14.Эпистемология Платона. Априоризм познания как анамнезиса.

Литература:

  • Платон Государство. Кн. девятая. 592a-b (утопичность идеального государства)

  • Платон Федон. 73a-78a

  • Платон Федр. 246a-249d (метепсихоз)

  • Платон Государство. Кн. седьмая. 5514a-517d (символ пещеры)

  • Платон Государство. Кн. шестая.509d-511e. (знание безусловное и знание обусловленное).

^ 2.15.Идеалистическая онтология Платона. Бытие, небытие, природа, материя.

Литература:

Литература:

  • Платон Софист. 254 – 259 b.

  • Лосев А.Ф. Природа //Человек. – 1994. - №4

^ 2.16. Метафизика как наука о началах бытия в философии Аристотеля

Понятия и ключевые слова: индивидуально-сущее, субстрат, свойства, материя, движение, четыре рода причин.

Литература:

  • Аристотель Метафизика. Книга первая, гл. третья. Книга пятая, гл.первая – пятая.

  • Аристотель Физика. Книга вторая, гл. вторая, третья.

  • Аристотель Метафизика. Книга первая, гл. третья. Книга пятая, гл.первая – пятая.

  • Аристотель Физика. Книга вторая, гл. вторая, третья.

^ 2.17. Метафизика как наука о началах познания в философии Аристотеля. Роль чувств и опыта (эмпирии) в нахождении общего и необходимого.

Литература:

  • Аристотель Вторая аналитика. Книга первая, гл. 30-33;

  • Аристотель Об истолковании. Гл.9, гл. 13.

  • Аристотель Вторая аналитика. Книга первая, гл. 18, 31.Книга вторая, гл. 19. (проблема начала доказательного знания в метафизике Аристотеля).


Тема 3

Философские проблемы познания. Зарождение западноевропейского научного метода познания.

^ 3.18.Христианская картина мира и ее основные принципы: монотеизм, креационизм, символизм, христианский антропоцентризм.

Литература:

  • Бытие. 1-4;

  • Исход. 2-17;

  • Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том. 2. Средневековье. – ТОО ТК «Петрополис», 1994.

  • Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIY века. – М., 2001. Гл.2.2.

^ 3.19.Западноевропейская философия в вере. Соотношение веры и разума в познании истины.

Литература:

  • Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIY века. _ М., 2001. 4. Христианство и общество.

  • Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003. С.94 – 101.

  • Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том. 2. Средневековье. – ТОО ТК «Петрополис», 1994.

^ 3.20. Реализм как схоластический метод познания. А. Кентерберийский

схоластической философии.

Литература:

  • Евангелие от Иоанна. 1.14, 8.31-32;

  • Жильсон Э. Указ. соч. Введение.

  • Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента. – М., 1976. С.106-164. (понятие схоластики).

  • Ансельм Кентерберийский ОБ ИСТИНЕ lib.rus.ecb/2045

^ 3.21.Схоластический номинализм философии Средних веков. П. Абеляр.

Литература:

  • Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIY века. _ М., 2001. Гл. пятая. 2. Петр Абеляр и его противники.

^ 3.22.Схоластическая метафизика Ф. Аквинского.

Литература:

  • Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIY века. _ М., 2001. Гл.8. 5. От Фомы Аквинского до Эгидия Римского.

  • Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

^ 3.23. Номинализм (терминизм) В. Оккам: экономия мышления и «бритва Оккама».

3.24.Теория суппозиции В. Оккама. Роль опытного знания в логике естественного разума В. Оккама.

Литература к вопросам 23-24:

  • Уильям Оккам. Отрывки http://lib.ru/INOOLD/OKKAM/okkam.txt

  • Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том. 2. Средневековье. – ТОО ТК «Петрополис», 1994.


Тема 4

Философия познания Возрождения и Нового Времени. Формирование научного метода.
^ 4.25. Фактическое открытие природы в эпистемологии Возрождения.

Литература:

  • Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. – М., 1989.

  • Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. №4. - Разд. II.

  • Февр Л. Научный прорыв Возрождения // Бои за историю. М., 1991.

^ 4.26. Гуманистический антропоцентризм Возрождения и универсализм человека-субъекта познания и практической деятельности . Джованни Пико делла Мирандола.

Литература:

  • Джованни Пико делла Мирандола РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА //

http://www.akland.ru/arhiv/arhiv2/renessans/biblioteka/15vek/mirandolla/mirandolla.htm

Электронный ресурс http://www.italyart.ru/

^ 4.27.Человек и бесконечная Вселенная Возрождения. Новая метафизика субъекта познания.

Литература:

  • Борхес Х.Л. Сфера Паскаля //Проза разных лет: Сборник. – М., 1989.

  • Гвардини Р. Конец нового времени //Вопросы философии. 1990. №4.

  • Паскаль Б. Мысли. 67,72, 82, 144,146,206, 233, 294, 348,397, 409, 505.

Примечание: Ответ на данный вопрос предполагает знание мировоззренческого и методологического значения естественнонаучных открытий в области астрономии и механики Н. Коперника, Т. Браге, И. Кеплера. Г. Галилея, И. Ньютона. См., например: Клайн М. Математика. Поиск истины. – М., 1988.

^ 4.28. Действенная наука Ф. Бэкона. Идолы разума и методология их преодоления в философии опыта.

4.29. Индуктивный метод Ф. Бэкона. Познавательная ассиметричность подтверждающих и опровергающих фактов в элиминативной индукции Ф. Бэкона.

Литература к вопросам 28-29:

  • Бэкон Ф. Великое восстановление наук // Соч. В 2-х т. Т.1. – М., 1971;

  • Бэкон Ф. Новый органон (афоризмы об истолковании природы и царстве человека) //Соч.в 2-х т. Т.2;

^ 4.30. Эмпирическая философия Дж. Локка и ее основное противоречие.

Литература:

  • Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч. В 3-х т. Т. 1. Кн. 2, кн. 3;

  • Рассел Б. История западной философии.

^ 4.31. Субъективный идеализм философии Дж. Беркли.

Литература:

  • Беркли Дж. О принципах человеческого знания // Сочинения. – М., 1978;

  • Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом, в опровержение скептиков и атеистов //Там же;

  • Рассел Б. История западной философии.

^ 4.32. Основные положения философии опыта Д. Юма: идеи (впечатления) разума, их виды, источники идей, проблема индивидуации.

Литература:

  • Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам. Кн. первая. Часть IY. Гл.5.; кн.2, ч. III, гл.1

^ 4.33. Философия опыта Д. Юма. Идея причинности и ее необходимость для человека как социального существа.

Литература:

  • Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам. Кн. третья, ч. II, гл. 3.

  • История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая: Философия XY – XIX вв.). – М., 1996.

^ 4.34. Рационалистская программа познания Р. Декарта: скептицизм, понятие метода познания и его необходимость для отыскания истины.

4.35. Методология математизации природы в рационалистической философии Р. Декарта.

4.36. Проблема полноты науки в правиле энумерации Р. Декарта.

Литература к вопросам 34-36:

  • Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науке. Часть вторая. Основные правила метода;

  • Декарт Р. Правила для руководства ума. Правило III (интуиция и дедукция), правило IY (для разыскания истины необходим метод), правило YI (простые природы), правила YII, IX (энумерация).

  • Рассел Б. История западной философии.

  • И. Лакатос Фальсификация и методология научно-исследовательских программ http://www.philosophy.ru/library/lakat/01/0.html

^ 4.37.Критическая философия И. Канта. Трансцендентальная эстетика: чувственность и ее априорные формы – пространство и время.

Литература:

  • Кант И. Критика чистого разума. Введение. Трансцендентальное учение об элементах. Часть первая. Трансцендентальная эстетика.

^ 4.38. Критическая философия И. Канта. Рассудок и разум: антиномии чистого разума.

Литература:

  • Кант И. Критика чистого разума. Введение. Трансцендентальное учение об элементах. Вторая часть, второй отдел, вторая книга, II. Глава. Антиномия чистого разума;

  • Кант И. Метафизические начала естествознания. Предисловие.


ЛЕКЦИЯ 4 . Формирование научного метода Нового Времени.

Ф. Бэкон и Р. Декарт. «Открытие» Декартом современного ученого


ЛЕКЦИЯ 4 . Формирование научного метода Нового Времени.


1. Основные стили философского мышления: античный, средневековый, Нового Времени. Связь стилей мышления с категориальным аппаратом философского дискурса. Идеальное – телесное, тварное – нетварное, субъект – объект. Эмпиризм и рационализм как магистральные пути движения философии Нового Времени.

2. Новое Время как социокультурный феномен. Особенности политического и религиозного развития Европы в этот период. Реформация, ее идейный фундамент. Образование национальных государств. Научные открытия в области астрономии и механики. Н. Коперник. Т. Браге. И. Кеплер. Г. Галилей.

3. Критика научной методологии средних веков в трудах Р. Декарта и Ф. Бэкона. Структура научного метода Нового Времени: количественный характер результатов исследовательской деятельности, эксперимент, исследование действующих причин, феноменализм.

4. Обоснование Р. Декартом роли и значения познающего субъекта как независимого наблюдателя. «Правила для руководства ума» Декарта.

5. Школа британского эмпиризма. Ее связь с традицией неоплатонизма и францисканским стилем философствования. Ф. Бэкон: новые задачи науки, метод индукции, научное исследование как коллективный процесс. «Идолы», препятствующие научному познанию.

6. «Методологические правила» И. Ньютона. Значение естествознания И. Ньютона для философии Нового Времени.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Визгин Вик.П. Эксперимент и чудо: религиозно-теологический фактор генезиса науки Нового времени // Вопросы истории естествознания и техники. 1995. № 3. С. 3–20.

2. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII– XVIII вв.). М., 1987.

4. Дмитриев И.С. Неизвестный Ньютон. СПб., 1999.

5. Катасонов В.Н. Метафизическая математика XVII в. М., 1993.

6. Кирсанов В.С. Научная революция XVII в. М., 1987.

7. Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.

8. Копелевич Ю.Х. Возникновение научных академий. Л., 1974.

9. Косарева Л.М. Внутренние и внешние факторы развития науки (историографический аспект проблемы). М., 1983.

10. Косарева Л.М. Генезис научной картины мира (социокультурные предпосылки). М., 1985.

11. Павленко А.Н. Европейская космология. Основания эпистемологического поворота. М., 1997.

12. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 3. Новое Время. СПб., 1996.

13. Сапрыкин Д.Л. Regnum Hominis (Имперский проект Фрэнсиса Бэкона). М., 2001.

14. Соловьев Э.Ю. Парадоксы Реформации: От независимой веры к независимой мысли // История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. 2. М., 1996. С. 43–67.

30. Роль метафизики Р. Декарта и философии действенной науки Ф. Бэкона в формировании установки европейской цивилизации на инновационное развитие.

Литература:

• Даймонд Джаред Ружья, микробы и сталь. Судьбы человеческих обществ» .- М.: АСТ, 2009. Гл. 13. Мать необходимости. Эпилог. Будущее гуманитарной науки

Примечание. http://www.inventech.ru/lib/predpr/predpr0052/

Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

• использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

• внедрение продукции с новыми свойствами;

• использование нового сырья;

• изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

• появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам '.

Девиз инновации - "новое и иное" - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут служить появление застежек типа "молния", шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.

Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

Систематическая инновация состоит в целенаправленном организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для успешной деятельности предприятия.

Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

1. По степени новизны:

• радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;

• улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;

• модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

2. По объекту применения:

• продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;

• технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;

• процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;

• комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

3. По масштабам применения:

• отраслевые;

• межотраслевые;

• региональные;

• в рамках предприятия (фирмы).

4. По причинам возникновения:

• реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;

• стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

5. По эффективности:

• экономическая;

• социальная;

• экологическая;

• интегральная.

Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни. И если инновационный подход играет возрастающую роль в развитых странах, то в современной России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика.

Возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста.

Рассмотрим кратко эти положения.

В условиях рыночной экономики и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

В этой связи важно отметить, что один из классиков экономической теории - А. Маршалл высказывался о предпринимательстве, как о коренном свойстве, главной черте рыночной экономики. Говоря о главном свойстве рыночной экономики, А. Маршалл обращает внимание не на конкуренцию, а на другое свойство рыночной экономики - "свободу производства и предпринимательство".

В самом деле, конкуренция лишь создает ситуацию необходимости поиска конкурентных преимуществ фирмы и конкурентоспособности товара. Конкуренция побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. А сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, так как именно оно является реальным двигателем прогресса.

Что же касается преодоления кризиса и выхода на траекторию роста, то эту задачу можно решить только на основе глубоких качественных преобразований во всех отраслях народного хозяйства, осуществления глубокой структурной перестройки экономики, решительного обновления форм и методов работы.

В стране наблюдается гигантское перепотребление природных ресурсов, что создает мнимые дефициты в энергетике, сельском и лесном хозяйствах и т.д. Так, по расчетам, энергетические затраты на единицу конечной продукции в России в 3 раза больше, чем в Японии и Германии, по сравнению с США превышают в 2 раза. По затратам лесных ресурсов на 1 т бумаги Россия превосходит развитые страны в 4-6 раз. Эти данные убедительно показывают гигантскую "прожорливость" и затратный характер экономики страны. В этих условиях, если осуществить подъем производства на основе ресурсоемких технологий, то экономика России вновь попадает в замкнутый порочный круг: рост производства в обрабатывающих отраслях требует перераспределения в их пользу инвестиций, которые нужны для увеличения производства сырья и энергоносителей.

Совершенно очевидно, что в решении этих непростых, но очень важных для нашей экономики задач решающая роль принадлежит предпринимательскому подходу, основанному на поиске и реализации инноваций, ибо все эти задачи требуют не рутинного, а новаторского, творческого подхода.

Особое значение для производства имеют инновации с мощными преобразовательными функциями. Эти инновации радикально изменят производственный аппарат, имеющий высокую степень морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию, а, следовательно, и эффективность производства. К таким инновациям следует отнести, прежде всего, новую технику и технологии. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технологический уровень, можно создавать главные предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое состояние. Новый производственный аппарат требует, как правило, новой организации, управления, маркетинга, новой мотивации, т.е. нового типа инновационного менеджмента. Он предполагает, что будет производиться и новая продукция.

В российском праве понятие инноваций и инновационной деятельности появилось относительно недавно. Общее определение дано в постановлении Правительства Российской Федерации от 24.06.98 за № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы». Введены следующие термины: "инновация (нововведение)" - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в

практической деятельности; "инновационная деятельность" - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно - технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки

^ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИЯ


  1. Мировоззрение и философия: соотношение понятий.

  2. Отношение мифологии, религии, науки и философии.

  3. Исторические типы философии. Основание и критерий типологизации.

  4. Предмет философии как проблема. Изменение предмета философии в ходе исторического развития.

  5. Основной вопрос философии: его содержание, структура и роль в определении философской предметности.

  6. Категория бытия, ее смысл и специфика. Вопрошание о бытии как специфически-западноевропейский феномен.

  7. Бытие, сущее, сущность и существование: соотношение понятий.

  8. Онтологическое доказательство бытия Бога как выражение фундаментальной интуиции средневекового мышления. Знание и вера.

  9. Философия нового времени. Абсолютное «Я» как самодостоверное сущее.

  10. Бытие и способность познания в философии И.Канта.

  11. Учение о бытии в философии Гегеля.

  12. Бытие и экзистенция. Проблема бытия в основных направлениях философии ХХ века.

  13. Субстанция в системе категорий Аристотеля. Субстанция и субстрат.

  14. Субстанция как ключевая категория нового времени. Понятие материальной и духовной субстанции. Дуализм, плюрализм, монизм.

  15. О методологии определения материи как философской категории. Материя и субстанция: соотношение понятий.

  16. Понятие движения. Движение как атрибут материи. Формы движения материи.

  17. Постановка проблемы пространства и времени в философии. Несводимость и взаимосвязь пространства и времени.

  18. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание в время

  19. Проблема идеального.

  20. Сознание, бессознательное и язык.

  21. Основные проблемы антропосоциогенеза. Теория двух скачков.

  22. Общество и его структура. Способ производства человека.

  23. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

  24. Три отношения мысли к объективности: логика смены познавательных парадигм.

  25. Эволюция проблемы истины в классической теории познания.

  26. Количество как философская категория и предмет математики.

  27. Три закона диалектики.

  28. Предмет, теория, метод. Классификация методов научного познания.

  29. Восхождение от абстрактного к конкретному.

  30. Общенаучные методы.

  31. Смена типов научной рациональности.

  32. Понимание и объяснение.

^ 9. Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Предмет философии. Изменение предмета философии в ходе исторического развития.

  2. Основной вопрос философии.

  3. Специфика философского знания.

  4. Предназначение и основные функции философии.

  5. Роль философии в развитии экономической (юридической) науки.

  6. Зарождение европейской философии в Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, пифагорейский союз).

  7. Атомизм Демокрита.

  8. Вклад элеатов в развитие философии.

  9. Философские воззрения Сократа.

  10. Философское учение Платона.

  11. Философия Аристотеля.

  12. Основные характеристики средневековой философии.

  13. Ав. Блаженный – выразитель идей средневековой патристики.

  14. Эмпиризм и рационализм философии Нового времени.

  15. Философия Ф. Бэкона – основателя эмпиризма Нового времени.

  16. Философия рационализма Нового времени.

  17. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма.

  18. Трансцендентальная философия Канта.

  19. Этика Канта.

  20. Система философии Гегеля.

  21. Метод и система в философии Гегеля.

  22. Философские идеи П. Я. Чаадаева.

  23. Философия славянофилов и западников.

  24. Философия «общего дела» Н. Ф. Федорова.

  25. Философские взгляды Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

  26. Философия «всеединства» Вл. Соловьева.

  27. «Философия свободы» Н. А. Бердяева.

  28. Иррационализм философии А. Шопенгауэра.

  29. Философия нигилизма Ф. Ницше.

  30. Философия марксизма.

  31. От позитивизма к философии науки.

  32. Экзистенциализм - философия существования.

  33. Философия постмодернизма.

  34. Бытие. Уровни бытия.

  35. Материя как философская категория.

  36. Движение, пространство, время - основные атрибуты материи.

  37. Проблема возникновения человеческого сознания.

  38. Структура сознания. Проблема бессознательного.

  39. Историко-философское становление диалектики.

  40. Структура диалектики. Законы диалектического развития.

  41. Диалектика и синергетика.

  42. Познание как философская проблема.

  43. Чувственное познание и его основные формы.

  44. Рациональное познание и его основные формы.

  45. Формы и методы научного познания. Теоретический и эмпирический уровни научного познания.

  46. Философское учение об истине. Объективность истины.

  47. Относительная и абсолютная истины, диалектика их взаимодействия. Конкретность истины.

  48. Экономическая сфера общества.

  49. Социальная сфера общества.

  50. Политическая сфера общества.

  51. Духовная сфера общества.

  52. Проблема движущих сил развития истории.

  53. Проблема периодизации истории: формационный и цивилизационный подходы.

  54. Структура личности. Отчуждение личности и ее свобода.

  55. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

  56. Человек как философская проблема.

  57. Природа как объект философского осмысления. Современные экологические проблемы.

  58. «Информационное общество»: его сущность и черты.

  59. Общественный прогресс и его критерии.

  60. Глобальные проблемы современности: их сущность, причины и возможные пути разрешения.



Похожие:

Вопросы к экзамену по дисциплине «философия» 2012 г. Тема 1 iconВопросы к экзамену по дисциплине "Философия"
Вопросы к экзамену по дисциплине "Философия" для студентов дневной и заочной формы обучения рассмотрены и одобрены на заседании кафедры...
Вопросы к экзамену по дисциплине «философия» 2012 г. Тема 1 iconВопросы к экзамену по дисциплине «Уголовный процесс»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Уголовный процесс» для студентов специальности «Правоведение» 4 курса заочного отделения на 2011-2012...
Вопросы к экзамену по дисциплине «философия» 2012 г. Тема 1 iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Философия»
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Философия» бакалавров направления подготовки 080100. 62 Экономика
Вопросы к экзамену по дисциплине «философия» 2012 г. Тема 1 iconВопросы для подготовки к экзамену по философии
Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. 
Вопросы к экзамену по дисциплине «философия» 2012 г. Тема 1 iconВопросы к экзамену по дисциплине «философиия»
Философия как социокультурный феномен. Генезис философии. Структура и основная проблематика философии
Вопросы к экзамену по дисциплине «философия» 2012 г. Тема 1 iconВопросы к итоговому экзамену по дисциплине «философия» (3 кредита)
...
Вопросы к экзамену по дисциплине «философия» 2012 г. Тема 1 iconВопросы к экзамену по дисциплине «Организация и проведение кампаний...
Вопросы к экзамену по дисциплине «Организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью» для студентов 5 курса специальности...
Вопросы к экзамену по дисциплине «философия» 2012 г. Тема 1 iconВопросы для подготовки к экзамену по курсу «философия»
Английская философия XVII – XVIII веков (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс, Дж. Беркли, Д. Юм)
Вопросы к экзамену по дисциплине «философия» 2012 г. Тема 1 iconКафедра общественных и гуманитарных наук Философия Вопросы к экзамену
Философия И. Канта: учение о познании, практическом разуме и эстетической способности суждения. Феномен гения
Вопросы к экзамену по дисциплине «философия» 2012 г. Тема 1 iconВопросы к экзамену по дисциплине «Психология»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Психология» для студентов 2 курса биологического факультета
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница