От классической философии к постклассической


Скачать 165.41 Kb.
НазваниеОт классической философии к постклассической
Дата публикации02.04.2013
Размер165.41 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы

От классической философии к постклассической

1) Классика и постклассика – две эпохи в развитии европейской философии


В развитии европейской философии могут быть выделены две эпохи: классика (развитие философии с античных времен до середины XIX в., или – если персонально – до Гегеля включительно) и постклассика (развитие европейской философии с середины XIX в. по настоящий момент).

Что стало причиной такого разделения?

Философия – это «теоретическое зеркало жизни» – во всей полноте, какая она есть. Согласно Гегелю, это «эпоха, схваченная в понятии». Раз философия изменилась – значит, сменилась «эпоха». Чтобы сравнить классическую эпоху с постклассической, нам нужна какая-то база, набор критериев, характеризующих способ и организацию производства интеллектуального продукта.

Социальная структура духовного производства включает

– типичные формы разделения умственного и физического труда;

– экономическое положение интеллигенции;

– институты, в которых организуется духовная деятельность;

– формы трансляции знания;

– состояние внутреннего мира самого субъекта духовного производства.
Сравним основные черты духовного производства

классического и неклассического периода

1) сравнительно узкая база духовного производства. Философия – прерогатива людей определенных профессий и определенного социального положения. Для философии нужен досуг, материальный достаток. К тому же, философия – удел одиночек, одиноких гениев.


1) расширение базы духовного производства. Новые интеллектуалы. Вместе с тем – развитие новых инструментов регламентации массового поведения (бюрократия, репрессивный социальный контроль, человек-винтик. Культура городских окраин. Появления средств массовой информации, пропаганды, рекламы, – всего того, что можно назвать индустрией сознания)


2) представление об интеллектуальной элите философов как о «мыслящем органе» общества. Его задача – наработка идеальных средств и методов устроения бытия. Основной пафос классической философии – пафос просветительства.

2.1) Поскольку признается, что мир, по большому счету, не соответствует умозрительным лекалам, выработанным для него самой философией, у философов находится два оправдания:

– мир разумен, но лишь в запредельных своих основаниях, в трансцендентальном модусе

– знание об этом запредельном мире – это особое знание, до которого человек может возвыситься, практикуя особое, абстрактное мышление, в котором будет воспроизведена структура мира

2) Разрушается монополия философии на истину. Триумф естественных наук. Великие научные открытия XIX века. Сомнения в нужности философии как таковой

В поле зрения ученых попадает массовое сознание с его предрассудками, заблуждениями, эффектом толпы.


3) философия – преддверие конкретно-научного знания, «тест на допуск» в науку. Иллюстрирует это структура классического университета: философский (предварительный) – медицинский, юридический, богословский.

3) философия – «послесловие» научного знания; своего рода учение о связи науки и техники с внутренним миром человека и жизнью общества. Иллюстрирует это место философии в современном белорусском университете: чаще всего – на 4-м – 5-м курсе


Под классической философией обычно понимают стилистику философского мышления, базирующуюся на принципах рациональной интерпретации мира и форм его взаимосвязи с человеком как субъектом познавательной активности.

Термин «постклассическая философия» характеризует состояние философии «после классики» и распространяется как на неоклассические, так и на неклассические философские направления. Неоклассическая философия в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неотомизм, неопротестантизм). Неклассическая философия обнаруживает разрыв с предшествующей философской традицией: она не только выдвигает новые, нетипичные для классической философии проблемы, но и предлагает новое понимание сущности и задач философии.



Сравним базовые принципы и ориентации классической и постклассической философии:

Классическая

Постклассическая

Гармония и упорядоченность – неотъемлемые атрибуты мироустройства; принципиальная возможность их рациональной реконструкции

Мир может быть негармоничен, в основе его силы, которые его разбалансируют (вечно неудовлетворенная воля, насилие, эксплуатация, тяга к смерти и т.п.)

В мире велика роль хаоса и случайности

Редукция всего многообразия духовного мира человека к рационально-теоретическому мышлению; (разум – это сущность человека и всего социального и культурного)

Провозглашение категориально-понятийных структур философии наиболее продуктивным и адекватным средством философского познания

^ Отказ от рациональной аргументации. Иррационализм, идущий из кризиса общества. Акцент на интуитивном «схватывании» смыслов

Строгая приверженность метафизической проблематике, предполагающая в качестве приоритетной цели познания поиск истинных субстанциальных оснований сущего; (Метафизика – это раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового)

^ Отрицание метафизики – идея «исчезновения реальности», ее недоступности, «симуляции». Критика со стороны позитивизма, феноменологии и деконструктивизма

^ Принцип тождества бытия и мышления, означающее принятие умозрительной конструкции рефлексивного сознания как главного средства постижения объективной реальности

^ Отказ от тождества бытия и мышления. Введение фигуры непознаваемого

Трактовка субъект-объектного отношения как фундаментальной оппозиции и исходной гносеологической структуры процесса познания. Отсюда следует объективизм

^ Отказ от субъекта как наблюдателя, как умозрительной конструкции рефлексивного сознания. Отказ от принципиальной оппозиции субъекта и объекта. субъект всегда находится внутри, а не вне мыслимого. Переход от понятия субъекта к понятию субъективности

^ Принцип тождества мышления и языка

Отказ от тождества мысли и языка. (язык не только выражает мысль, но его грамматика может и «задавать», «диктовать» содержание мысли: принцип лингвистической относительности, гипотеза Сепира-Уорфа)

Провозглашение истины универсальным гносеологическим регулятивом, задающим содержательные и инструментальные приоритеты в познании не только природной, но и социокультурной реальности и т. д




Субстанциализм Субстанция – философская категория для описания чего-то неизменного, что лежит в основе постоянно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе. Первопричина происходящего У всего есть основание. Принцип Лейбница – Nihil sit fine ratione

Отказ от поиска неизменной субстанции

^ Дискуссия о соотношении материального и идеального Маркс: основной вопрос философии – об отношении идеи к материи, мышления к бытию, духа к природе

Дилемма материализма и идеализма не является для философии центральной проблемой – слишком абстрактна

^ Идея о разумности хода истории

Отказ от поиска закономерности в социально-историческом процессе, отказ от единого смысла и цели истории, идеи прогресса и т.д.

Беспредпосылочность Философское знание – подлинно высшая форма теоретического освоения действительности, т.к. говорит о самых предельных вещах

Критика философии как самой высшей формы знания. Философия – «надстроечное» явление в числе других феноменов культуры. Философия может быть пролетарской, буржуазной и т.п.



Процесс понятийного и тематического оформления постклассической философии, изменения самого языка языка и стилистики философствования исторически осуществлялись в несколько этапов.
^

2) Первый этап в становлении постклассической философии


Связан с распадом гегелевской школы философской классики и критическим переосмыслением задач и предмета философской рефлексии. Гегель (1770–1831) сам «спровоцировал» это, создав всеобъемлющую, всё объясняющую, «единственно-верную» систему, которая, к тому же, оправдывала существующий порядок вещей. Философию Гегеля можно назвать панлогизмом - логика здесь предстает как наука о наиболее общих законах бытия и мышления, а природа трактуется как "прикладная логика".
^ Первое направление 1-го этапа: «пост-гегелевское».

Здесь, прежде всего, следует указать на течение младогегельянцев и марксизм. Говоря упрощенно, его представляют ученики Гегеля, те, кто внимательно читал Гегеля, но не мог смириться с оправданием всего действительного. Их вдохновляла мысль Гегеля, что целью и обещанием истории является отрицание всяких ограничений человеческой свободы, что Свобода и Разум являются движущими силами истории. Представители этой группы – Людвиг Фейербах, Бруно Бауэр, Макс Штирнер, Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Лозунг: Философия должна изменить мир.
Второе направление 1-го этапа – условно его можно назвать «анти-гегелевское».

^ Артур Шопенгауэр (1788–1860), главная работа – Мир как воля и представление (1819) Согласно Шопенгауэру, истина в том, что в основании мира – не какая-то саму себя мыслящая идея, а воля, а именно воля к жизни и ее продолжению. Кант утверждал, что последняя реальность (noumenon, вещь в себе) непознаваема; Шопенгауэр соглашается: да, она непознаваема рациональным образом, зато мы «знаем» о ней непосредственно, это есть не что иное, как наша собственная неутолимая и мучительная воля, или желание. Эта воля объединяет нас со всей природой, делает нас частью космоса.

Идеи Шопенгауэра сближают его с философией буддизма: жизнь – страдание. Человеческие желания, настаивал он, бесконечны, и удовлетворить их невозможно. На место удовлетворенного желания заступают десять других, и даже если бы все желания были удовлетворены, результатом была бы лишь скука. Боль, говорил философ, позитивна, удовольствие негативно, это всего лишь временное облегчение. От борьбы и боли можно спастись тремя способами. Первый – созерцание произведений творческого гения, в которых отражаются вечные идеи. Этот путь приносит временное облегчение. Второй – моральная жизнь, уменьшающая страдание за счет того, что практикуется сострадание – главная моральная добродетель, отождествление собственной страдающей воли с той, что присуща другим людям и животным. Полнота спасения достигается, однако, лишь через отрицание воли, отказ от самости и желаний – через бесстрастную аскетическую жизнь.
^ Сёрен Кьеркегор (1813–1855) опубликовал несколько работ: Или – Или (1843), Повторение (1843), Страх и трепет (1843) и Поучительные речи (1842). В сочинениях Кьеркегора содержатся определения таких категорий, как вера, истина, откровение, разум; дана критика философского идеализма, в частности, гегелевского; анализируется проблема этической ответственности в конкретных ситуациях.

К. подверг критике основополагающий принцип гегелевской философии о тождестве мышления и бытия и противопоставил ему существование (existenz) как то, что как раз и разделяет мышление и бытие. Кьеркегор отрицает способность логического мышления понять ее, что обусловлено разными планами бытия логического и экзистенциального: а именно возможностью и действительностью (соответственно).

Кьеркегор постулирует экзистенциальный характер истины, исключая ее из сферы научного знания с его принципами объективности и систематичности. Если философская система, как у Гегеля, строится с точки зрения вечности, то из нее теряется «истинно конкретная» и единственно реальная вещь – единичное человеческое существование, чьим определяющим условием является «временность».

Кьеркегор выделяет три стадии существования человека: эстетическую, этическую и религиозную. «Эстетический» человек, в своем стремлении к наслаждению ориентированный на внешнее, не является личностью, имеющей свой центр в самой себе, он эксцентрик. Эстетическая жизнь может закончиться разочарованием, пониманием тщетности всего, пресыщенностью. И тогда человек поднимается на ступеньку этической жизни. Подлинное существование носит этическо-личностный характер. Этическое содержание концентрируется у Кьеркегора в понятии выбора, который является осуществлением свободы. Средоточием третьей, религиозной, стадии является у Кьеркегора мгновение «прыжка веры», которое открывает истинный смысл существования, состоящий в абсолютном отношении к Богу, то есть означает выбор человеком не "того или другого", но самого себя в своем вечном значении. Как высшая страсть вера осуществляется, согласно Кьеркегору, вопреки эстетическому и этическому, утверждая себя через абсурд. Подчеркивая личный характер богоотношения, Кьеркегор отвергает опосредованную связь с Богом, признавая абсолютную невыразимость опыта веры, -

В философии Кьеркегора впервые появляются т.наз. «экзистенциалы» – элементы структуры непосредственной жизни человека, не укладывающиеся в рамки рациональных категорий. Не «качество», не «количество», не «протяженность» - а то, с чем реально и непосредственно сталкивается человек. Отчаяние, смерть, любовь, игра, страх, труд, презрение и т.п.

Основные экзистенциальные понятия, призванные описать непознаваемую и немыслимую в своей тайне экзистенцию, не выводятся последовательно одно из другого. Они взаимообусловлены таким образом, что каждое понятие уже содержит в себе все остальные. Это уже не классические философские понятия. Они не обозначают, а указывают на что-то, описывают что-то. При этом описывают то же самое как бы с разных сторон.
^

3) Второй этап постклассической философии. Позитивизм, неоклассицизим и философия жизни


Был связан с противоречивыми тенденциями в развитии философского сознания: с одной стороны, новый этап дискуссий сторонников и противников немецкой трансцендентально-критической философии (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг), с другой стороны – переход к новому пониманию функции философии.
^ Первое направление второго этапа – позитивистское

Специфика позитивистского направления (Огюст Конт 1798–1857, Герберт Спенсер 1820—1903, Джон Стюарт Милль 1806–1873) – радикальный отказ от принципов метафизического философствования, т.е. от рассуждения о не только первоначалах, но и об экзистенциалах.

Позитивизм был основан в 30-х годах ХIХ в. французским философом О. Контом (1798–1857) В первоначальном истолковании Конта позитивизм означал требование к философии отказаться от поисков первопричин, каких-либо субстанциональных начал и вообще сверхчувственных сущностей. Эти поиски позитивисты характеризовали как бесплодную «метафизику».

Программа позитивизма кратко может быть описана следующим образом:

1) познание должно быть освобождено от всякой философской (мировоззренческой, ценностной) интерпретации;

2) вся предшествующая классическая философия должна быть упразднена. Ее заменят либо непосредственно специальные науки, либо обобщенный обзор системы знаний, либо учение о соотношении между науками, об их языке и т.д.;

3) дилемма материализма и идеализма несостоятельна, и познание должно идти неким срединным реалистичным (эмпирическим) путем, опираясь на опыт и ощущения.
^ Второе направление второго этапа – неоклассическое: неокантианство, неогегельянство, неотомизм.

Ориентации на сохранение и конструктивное переосмысление классического наследия.

В 60-х гг. XIX в. под лозунгом «Назад к Канту» (книга «Кант и его эпигоны», 1865 г., Отто Либман) оформляется неокантианство.

Цель неокантианской программы – обоснование научного знания и поиск возможных условий его существования.

Главные направления, которые выделились на пути переосмысления кантовского наследия – трансцендентально-логическое (Марбургская школа неокантианства) и трансцендентально-психологическое (Баденская школа неокантианства).

^ Марбургская школа (Герман Коген, Пауль Наторп, Эрнст Кассирер) в своих исследованиях осуществляет поиск логических оснований и предпосылок научного знания. Общий «лозунг» этой школы: философия должна выступить как методология. Предпринята попытка воссоздать теоретическую картину познания как логический процесс конструирования понятий.

Фрайбургская (баденская) школа (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт). Задача – трансцендентальное обоснование исторического познания, его универсального и всеобщего характера. «Бренд» этой школы: философия как мировоззрение, объединяющее Я и Мир. Для этого вводится мир ценностей как связующего звена между субъективным и объективным. Если естествознание устанавливает закономерные, повторяющиеся, типические связи, то науки о духе должны изучать уникальные неповторимые исторические явления (метод отнесения к ценности). Ценности общезначимы и универсальны. Отсюда проистекает внимание к истории как воплощению ценностей в развитии культуры. Философия как учение о ценностях есть, прежде всего, философия культуры.
под лозунгом «Назад к Гегелю» начало формироваться неогегельянство. К наиболее видным его представителям относятся Джеймс Хатчисон Стерлинг, Робин Джордж Коллингвуд – в Великобритании; Рихард Кронер – в Германии; Бенедетто Кроче, Джованни Джентиле – в Италии; Александр Кожев, Жан Ипполит – во Франции и др.

Философами-неогегельянцами использовался ряд базисных положений гегелевской философии для осмысления философско-исторической, философско-антропологической и экзистенциально-феноменологической проблематик. Обосновывалось применение диалектического метода как средства аналитического устранения «чувственности», «вещественности» для достижения истинной, т.е. внеэмпирической, реальности
Стремлением сохранить верность традициям и фундаментальным принципам философской классики отмечен и ряд направлений и школ религиозной философии конца XIX – начала XX вв. В частности, это относится к неотомизму (от лат. написания имени Фомы Аквинского --Thomas). Наиболее известные его представители – Жак Маритен (1882–1973), Этьен Жильсон (1884—1978).

в качестве важнейшей задачи философии неотомисты обосновывали необходимость адаптации постулатов средневековой схоластики к социокультурным условиям XX в.

Неотомизм позиционирует себя как философия универсализма, объединяющая веру и разум, умозрение и эмпирический опыт, созерцательность и практицизм, индивидуализм и «соборность». Основная задача философии усматривается в рациональном раскрытии и оправдании истин теологии.

Смысл и назначение человеческого познания - обнаружить трансцендентное в чувственно воспринимаемом. Этого можно добиваться разными способами – в частности, научным и сверхнаучным. Наука постигает "вторичные причины" и раскрывает лишь последовательность и внешнюю связь событий, тогда как "конечные причины" всего существующего относятся к сверхъестественному порядку бытия, к сущности бытия, т. е. к богу. Человеческий интеллект, чтобы быть истинным, должен сообразовываться с божественным интеллектом.
^ Третье направление второго этапа – т.наз. «философия жизни»

Философия жизни демонстрирует своеобразную реакцию на пафос Просвещения (она подчеркивает иррационализм, конфликты, несправедливость, поглощение личности обществом). Влияние оказали успехи в биологии – формирование биологической картины мира, «витализм» и «органицизм».

В рассмотрении проблем человека и общества нельзя опираться только на естественные науки, нужно отразить саму жизнь. «Жизнь» понимается как первичная реальность, предшествующая разделению мира на идеальный и материальный. Иными словами, жизнь показывается в двух аспектах: онтологическом (как сущность мира) и гносеологическом – как орган его познания. Разум – это более не главный инструмент, не мерило познания; ему отводится утилитарно-прикладное место. В поисках более адекватного средства познания Вильгельм Дильтей обращается к непосредственным переживаниям, Ницше – к аффектам, Анри Бергсон к интуиции.

Рассмотрим творчество нескольких представителей философии жизни.

^ Фридрих Ницше (1844–1900). Основные работы – «Рождение трагедии из духа музыки» (1871), «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Так говорил Заратустра», «Веселая наука» (1883), «Ecce Homo, или Как становятся сами собою» (1888).

Ницше рассматривал свою философию не как систему, а как своего рода жизнеучение. Он “проповедовал” свои взгляды, т. е. придавал самому акту учительства решающую роль в понимании смысла и целей жизни. Под учением следует понимать разновидность духовного упражнения, т. е. обновляющее повторение того, что уже много раз было повторено. Ницше чужда строгая структурность мысли: он переходит из одного состояния мысли в другое, меняет маски, даже, казалось противоречит сам себе. «Философствование Ницше есть непрестанная духовная трансфигурация», – пишет Валерий Подорога:

Творчество Ницше содержит взаимосвязанные, но относительно самостоятельные комплексы: учения о «великом стиле», о переоценке всех ценностей, о воле к власти, о «вечном возвращении».

^ Учение о переоценке всех ценностей. Все ценности, на которых построена культура Запада, должны быть пересмотрены, ибо эта культура сформировала себя в круге платоновско-христианских понятий о подлинном и неподлинном мире, под знаком пренебрежения к миру, обесценивания реальной жизни как лишь преддверия к другой, потусторонней жизни.

Из этой критики возникает идея «смерти Бога» — один из ключевых символов наступления всемирной эпохи переоценки всех ценностей, следующей за эпохой нигилизма. «Смерть Бога» символизирует собой не просто утрату веры в высшие ценности, но то, что мир вообще нуждается в другом порядке ценностей, их новой иерархии. «Бог, который умер» – это не конкретный Бог, который пережил конкретное событие смерти, а обозначение идеи свергнуть всех своих старых богов, всех идолов, с оглядкой на которых строил свою жизнь европейский человек.

^ Учение о воле к власти. Воля к власти есть основной принцип жизни, первообраз существования живого, она всеобща, не имеет смысла и цели. Принцип воли к власти Ницше переносит не только на области человеческой активности, но и на неживую и органическую Природу: Воля к власти может иметь характер как расширения и подъема, так и снижения и падения; она организует завоеванное пространство жизни, разделяя его на ранги, придавая каждому из них коэффициент ценности. И так продолжается до тех пор, пока воля не найдет для себя последний объект приложения сил — саму себя: тогда начинается процесс дезинтеграции и распада, она перестает существовать как один из центров силы.

^ Учение о вечном возвращении. Под вечным возвращением Ницше понимает «бытие становления». Вечное интерпретируется как вечно становящееся, т.е. в своей неизменности становления оно не может не распадаться на себя повторяющие мгновения. В ходе возвращения особую роль играет повторение того же самого как иного, ибо повторение строится и как забвение, и как воспоминание. Надо научиться говорить жизни «Да» (Ja-Sagen), т. е. не помнить ее «неудач» и «падений».
^ Освальд Шпенглер (1880–1936). Основные работы – «Закат Европы» (Т. 1 — 1918, Т. 2 — 1922), «Человек и техника» (1931), «Годы решений» (1933).

Предмет исследования – «морфология всемирной истории», своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий.

Центральное понятие – Душа. Душа стремится к самопроявлению, свое инобытие обретает в жизни – природной и социальной

Человечества как целого не существует, нет и единой истории – есть лишь разные культуры, которые по-разному самореализуются, отсюда и идея морфологии культур.

Культуры независимы и несопоставимы ценностно – нет общего критерия. Особенности культуры определяются душой и выражаются в единстве стиля (в экономике, искусстве, политике и т.д.). В основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и т.п.

Жизненный цикл культуры занимает порядка 1000 лет. Цивилизация – фаза смерти культуры: атеизм, материализм, агрессия, войны, революции, сциентизм, техницизм, урбанизация. Город – порождает массы.

К середине XX столетия завершается оформление третьего этапа в развитии постклассической западной философии. Она достигает своеобразной фазы формирования некой концептуально-тематической целостности, в рамках которой представлены несколько, относительно автономных стратегий неклассического философствования. Важнейшими из них являются: 1) социально-критическая; 2) экзистенциально-феноменологическая и 3) аналитическая. Каждая из них по-своему преодолевает установки классического философствования.


Стратегия

Что отвергает в класс. философии

Экзистенциально-феноменологическая

объективизм

Аналитическая

субстанциализм

Социально-критическая

абстрактность, спекулятивность




Похожие:

От классической философии к постклассической iconЭкзистенциально-феноменологическая стратегия в постклассической философии
Ее отличительная черта – критика объективизма предшествующей, особенно новоевропейской философии. Основным предметом философских...
От классической философии к постклассической iconКнига для чтения по марксистской философии Критика буржуазной философии...
Ф. Энгельс «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии», «Диалектика природы», «Анти-дюринг»
От классической философии к постклассической iconМетодология и онтология Реактуализация классической философии и политической...
Бузгалин А. В., Колганов А. И. Пределы капитала: методология и онтология. Реактуализация классической философии и политической экономии...
От классической философии к постклассической iconСоциально-критическая стратегия в рамках постклассической философии
Социально-критическая стратегия – это исторически первый вариант преодоления основных познавательных установок философской классики....
От классической философии к постклассической iconПлан Развитие классической политэкономии в начале xix в. Завершение...
Начало xix в. – это период промышленного переворота и утверждения капиталистических форм хозяйствования, который привел к углублению...
От классической философии к постклассической iconЛюдвига Фейербаха  
Философия Людвига Фейербаха (1804 — 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой...
От классической философии к постклассической icon-
В чем отличие классической философии от неклассической? Когда возникла неклассическая философия?
От классической философии к постклассической icon-
В чем отличие классической философии от неклассической? Когда возникла неклассическая философия?
От классической философии к постклассической iconВопросы к экзамену по философии
Понятие и предмет философии. Цели и задачи философии. Функции философии. Основные проблемы философии и её структура. Основной вопрос...
От классической философии к постклассической icon30 Философская система Гегеля Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770-1831)
Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770-1831), род в Штутгарте, умер в Берлине. Основные сочинения: Феноменология духа; Наука логики;...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница