Российской федерации


НазваниеРоссийской федерации
страница1/21
Дата публикации02.04.2013
Размер2.59 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.И. НОСОВА
Посвящается 70-летию МГТУ

Е. М. УДОВИЧЕНКО

Ф И Л О С О Ф И Я
(элементарный курс)

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ

ВОПРОСЫ И ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия.


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: в помощь студенту вуза
МАГНИТОГОРСК, МГТУ, 2004

УДК


РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Заведующий кафедрой эстетики, этики и культурологии Магнитогорского государственного университета, кандидат философских наук, профессор А.Г. Недосекина

Кандидат философских наук, профессор кафедры общей и практической психологии Магнитогорского государственного университета Л.Г. Бузунова

Е.М. Удовиченко

ФИЛОСОФИЯ: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): Учебное пособие. – Магнитогорск: МГТУ, 2004. – 203 с.

Учебное пособие включает конспект лекций по всем основным разделам курса философии, проверочные вопросы и задания для повторения и самопроверки по каждому разделу, а также адаптированный словарь философских терминов и список рекомендуемых первоисточников для подготовки к практическим занятиям и написания рефератов. В основание курса лекций положена базовая программа по философии для вузов. Курс лекций отвечает требованиям государственного образовательного стандарта. Историко-философский материал органично включен в теоретическую проблематику, а также раскрыт в ряде статей словаря. Рекомендуется студентам высших учебных заведений, а также всем, кто начинает изучение философии и интересуется ею.

* МГТУ им. Г.И. Носова, 2004

* Удовиченко Е.М., 2004

С О Д Е Р Ж А Н И Е


ПРЕДИСЛОВИЕ ……………………………………………………...

6







^ РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ




  1. Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания ……………………………………….....


7

  1. Структура философии: части и разделы философии. Функции философии, ее роль в обществе и культуре .…..


12

  1. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения …………………


16

  1. Философия и мораль. Место морального сознания в структуре мировоззрения ……………………………………..


21

  1. Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия …………………………………………………………


23

  1. Специфика философского мировоззрения. Философия и идеология …...…………………………………………………


27

  1. Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук ………………………………………………………………..



30

Вопросы для самопроверки и повторения ………………………

33







^ РАЗДЕЛ II. ОНТОЛОГИЯ: УЧЕНИЕ О БЫТИИ,

О СУЩЕМ БЫТИЯ




  1. Понятие бытия, его структура. Бытие и небытие …………

37

  1. Философские поиски первоначала бытия. Основные философские направления: материализм, его исторические формы …………………………………………..



42

  1. Основные философские направления: идеализм, его разновидности. Философский монизм, дуализм и плюрализм ……………………………………………………….



44

  1. Культурологические формы философствования как выражение бытия и сознания различных исторических эпох ……………………………………………………………….



48

Вопросы для самопроверки и повторения ………………………

52






^ РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЯ




  1. Понятие метода и методологии. Философия как всеобщая методология. Диалектика и принцип развития. Две концепции развития ………………………….



53

  1. Основные законы диалектики, их характеристика. Диалектика и метафизика как противоположные методы подхода к действительности. Синергетика ………



58

Вопросы для самопроверки и повторения ………………………

63







^ РАЗДЕЛ IV. ГНОСЕОЛОГИЯ: УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ




  1. Понятие гносеологии, ее проблематика. Познание, его социальная природа ……………………………………………


64

  1. Познание как информационный процесс. Объект и субъект познания ……………………………………………….


67

  1. Уровни и формы познавательного процесса. Эмпиризм, сенсуализм и рационализм …………………………………...


70

  1. Проблема источников знания, его способов и границ: скептицизм и агностицизм …………………………………….


73

  1. Философия о критериях истинности знания: различные подходы к проблеме ……………………………………………


77

Вопросы для самопроверки и повторения ………………………

80







^ РАЗДЕЛ V. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ЦЕННОСТЯХ




  1. Происхождение жизни и сознания …………………………..

81

  1. Сознание как проблема. Био-психо-социо-духовно-нравственная природа и сущность человека ……………...


83

  1. Человек как индивид, как индивидуальность и как личность ……………………………………………………..


89

  1. Роль личности в истории ……………………………………...

93

  1. Свобода как ценность. Проблема свободы ………………..

95

  1. Философия о смысле жизни, счастье, смерти и бессмертии ………………………………………………………


98

  1. Человек и красота. Эстетическое освоение действительности. Искусство и философия ………………


102

  1. Мораль и нравственность в системе ценностей ………….

103

Вопросы для самопроверки и повторения ………………………

111

^ РАЗДЕЛ VI. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

И ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА




  1. Философия истории: прогрессистcко-формационный и локально-цивилизационный подходы ……………………….


112

  1. Будущее человечества. Отношение к природе и глобальные проблемы …………………………………………


114

  1. Гражданское общество и правовое государство ………….

116







^ ФИЛОСОФИЯ В ПОНЯТИЯХ И ТЕРМИНАХ




(краткий адаптированный словарь) ………………………………

118

УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ СЛОВАРЯ ……………………………..

197







ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА (ко всем разделам курса) ………..

199

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПЕРВОИСТОЧНИКИ (для подготовки к практическим занятиям и написания рефератов) ……………..


200



^ Когда жизнь не находит певца, чтобы он пел ее сердце, она рождает философа, чтобы он измолвил ее разум.

Джебран Халиль Джебран

ПРЕДИСЛОВИЕ
Повседневное общение со студентами показывает, что изучение философии для них далеко нелегкий труд. Исторический охват более чем двух с половиной тысяч лет и огромное количество проблем, поставленных философией в ходе ее исторического движения, требуют как информационного усвоения, так и включаемости в смысл учений и теорий. Без наличия в индивидуальном пользовании комплексного учебного пособия сделать это очень сложно.

Предлагаемое учебное пособие содержит как информационно-проблемный материал по всем основным разделам курса, так и методическое обеспечение для лучшего его усвоения. Первая часть пособия включает лекции и проверочные вопросы к каждому разделу. Вторая часть представляет собой адаптированный к пониманию студента краткий (228 понятий) словарь терминов, а также основную литературу к изучению курса и рекомендованные первоисточники для самостоятельного изучения, подготовки к практическим занятиям и написания рефератов.

При изучении курса данное учебное пособие позволит оперативно обратиться к тому или иному вопросу или понятию, еще раз уточнить или выяснить их значение и содержание.

Учебное пособие не заменяет живого слова лектора, его ограниченный объем не дает возможности изложить все точки зрения, все нюансы, все многообразие философской постановки тех или иных проблем. Оно не заменяет более обстоятельной учебной литературы и капитальных философских словарей и энциклопедий, но вполне может дать представление обо всех необходимых для учебного курса проблемах и вопросах.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации концептуальные взгляды на деятельность вооруженных сил российской федерации
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г
Российской федерации iconОткрытое письмо  Президенту Российской Федерации
Российской Федерации, и с грубыми нарушениями основ Конституционного строя Российской Федерации – кандидатом в Президенты Российской...
Российской федерации iconУтверждено постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с 12 ноября 2012 года по 1 марта 2013 года совместно с Министерством образования...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Феде­ральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации топливо дизельное евро
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconМинистерство транспорта российской федерации приказ
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2009 г. N 251 "О мерах по совершенствованию...
Российской федерации iconГлавный государственный санитарный врач российской федерации
Российской Федерации, 1999, №14, ст. 1650) и Положения о государственном санитарно эпидемиологическом нормировании, утвержденного...
Российской федерации iconПоложение о получении общего образования в форме экстерната
Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13. 01. 96 N 12-фз Ведомости Съезда народных депутатов...
Российской федерации iconОб утверждении крупного и особо крупного
Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений...
Российской федерации iconУказ Президента РФ от 11 ноября 1998 г. N 1357 "Вопросы Министерства...
Советской Армии и Военно-Морского Флота бывшего ссср, дислоцированных по состоянию на 7 мая 1992 г на территории Российской Федерации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница