Тема: Педагогика в системе наук о человеке


НазваниеТема: Педагогика в системе наук о человеке
страница1/7
Дата публикации08.07.2013
Размер0.75 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Материал к экзамену

Тема: Педагогика в системе наук о человеке.
Вопросы:

1. Становление педагогики как науки.

2. Современный подход к определению объекта и предмета педагогики.

3. Основные категории педагогики.

4. Структура системы педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
1. Педагогика как наука сформировалась значительно позже, чем появилось в человеческом обществе то, что она изучает – воспитание.

В XIX в. было создано несколько концепций, объясняющих появление воспитания: эволюционная, или социолого-антропологическая теория французского этнографа Шарля Летурно (1831—1904); социолого-психологическая теория американского профессора педагогики Пауля Монро (1869— 1947); социолого-трудовая теория немецких политологов, основателей марксистской философии Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895); духовно-культурологическая немецкого педагога Карла Шмидта (1819—1864).

Каждая из этих теорий по-своему объясняет возникновение воспитания, делая акценты на разных аспектах этого сложного социального явления. Но все сходятся в одном – воспитание как общественное явление возникло одновременно с человеческим обществом и присуще ему на всех этапах развития. С момента своего появления человек постепенно накапливал определенный опыт познания окружающего мира, совместной деятельности и общения и всегда стремился передать его своим потомкам. Человеческое общество потому и развивается, что каждое новое поколение людей овладевает накопленным социальным опытом, обогащает его и передает последующим поколениям. Процесс передачи социального опыта, необходимого для жизни в обществе, от старшего поколения младшим и есть воспитание.

Таким образом, воспитание как общественное явление возникло из практической потребности приобщить подрастающее поколение к условиям общественного существования и необходимости обеспечить жизнь общества.
Свое название педагогика получила от греческого слова «paidagogike - пайдагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно, т.е. педагогами назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги — это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова – «педагог» и «педагогика». В результате в Древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика».
Педагогическая мысль вначале оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми.

До того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Кроме того, народная мудрость и опыт воспитания передавались от одного поколения к другому в виде сказок, былин, песен, детских прибауток, пословиц, поговорок, загадок, исторических преданий и т.д., которые в последствии и составили содержание народной педагогики.

Только затем, с появлением письменности, они обрели более «сухую», не иносказательную форму, и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций.

Тон и манеры поведения, вежливость в общении составляли весьма важную часть нравственной культуры народа, его педагогических воззрений. Именно через народное творчество на Руси, и в других странах, определялись и выражались своя этика и эстетика отношений, способы общения с окружающими людьми.

Кроме того, в древней Руси существовали разные институты воспитания и обучения.

Например, «кормильство» — своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам.

Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками.

Позже появились институт «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах.

История развития русского педагогического самосознания проходит три периода: церковный, государственный и общественный.
Вначале педагогическая мысль развивалась и формировалась как народная педагогика в виде пословиц, поговорок, песен, обрядов и других фольклорных форм. Долгое время педагогика как наука развивалась в русле философских и религиозно-философских учений. Уже в трудах таких древнегреческих и древнеримских философов, как Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Квинтилиан, Плутарх и др., большое значение придается проблемам воспитания.

Мощный импульс развитию педагогики дала эпоха Возрождения (14-16 вв.) В 1623 году англичанин Ф. Бэкон вычленил педагогику из системы философских наук как самостоятельную науку. С 17 века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Огромный вклад в создание основ педагогики внес чешский ученый Я.А. Коменский (1592—1670), которого можно назвать отцом педагогики. Его «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках» известны во всем мире. Он обосновал необходимость обучения и воспитания сообразно природе ребенка, на основе объективных закономерностей разработал систему принципов обучения, создал классно-урочную систему обучения.

XVII—XVIII вв активно генерируются новые педагогические идеи из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ. Появляются такие имена как Иоганн Генрих Песталоцци, Иоганн Фридрих Гербарт, Фридрих Адольф Дистервег Герберт Спенсер, Фридрих Фребель и др.

^ Второй этап. Постепенно преодолевался религиозный характер образования, расширялось содержание классического образования, основательно стали изучаться родной язык, история, география. В 19 веке возникают реальные и профессиональные школы, в том числе и по подготовке педагогов. Т.О. были созданы предпосылки становления педагогики в качестве учебной дисциплины. В педагогической практике получили развитие идеи гуманного отношения к детям, отмены физических наказаний в школах.
Значительный вклад в историю образования и русской педагогики внесли Л.Ф. Магницкий, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, Н.И. Пирогов, В.И. Водовозов, В.Я. Стаюнин, В.П. Остроградский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, революционеры-демократы А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.

Исторические события, которые произошли в октябре 1917 г. привели к развитию идей социалистического (коммунистического) воспитания. Вопросами создания новой школы и разработки теоретических и методических основ ее функционирования занимались в первые годы советской власти Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, СТ. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

В период социалистического развития школа стала бесплатной, общедоступной, светской, а общее среднее образование – обязательным.

Выделенные этапы не имеют четких границ. Более того, все эти формы педагогической мысли существуют и по настоящее время.
Проблемы воспитания и обучения подрастающих поколений в последние годы в советской и российской педагогике разрабатывались Ю.К. Бабанским, О.С. Богдановой, Н.И. Болдыревым, Н.Ф. Виноградовой, Н.К. Гончаровым, М.А. Даниловым, Б.П. Есиповым, ИА. Каировым, Б.Т. Лихачевым, B.C. Ледневым, Я.И. Лернером, И.Т. Огородниковым, П.И. Пидкасистым, АИ. Пискуновым, М.Н. Скаткиным, В.А. Сластениным, Н.М. Трофимовой, Е.Н. Шияновым и др.

Значительная роль в развитии не только белорусской, но и мировой культуры и образования в XVI—XVIII вв. принадлежит таким белорусским просветителям, как Е. Полоцкая, К. Туровский, Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, Л. Зизаний, М. Смотрицкий, С. Полоцкий.

Большой вклад в развитие теории обучения и воспитания во времена Советского Союза и в постсоветское время внесли белорусские педагоги и психологи В.В. Буткевич, Д.И. Водзинский, А.А. Гримоть, А.И. Жук, О.Л. Жук, И.И. Казимирская, А.В. Козулин, Я.Л. Коломинский, А.И. Кочетов, А.У. Пискунов, А.П. Сманцер, Н.К. Солдатенков, В.П. Тарантей, И.А. Фурманов, И.Ф. Харламов, В.В. Чечет, И.И. Циркун и др.
2. Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при условии выделения специфического предмета исследований.

^ Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследования, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.

Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:

1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.

2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.

3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.
Кроме того, педагогика как наука характеризуется и рядом других факторов, присущих любой науке:

  1. Наряду с предметом познания педагогика имеет свой объект. Объектом познания в педагогике является ребенок.

  2. Наука возникла из практической потребности общества в изучении, обобщении и передаче ранее накопленных исторических ценностей.

  3. Педагогическая наука изучает законы образования и воспитания. Она обобщает различные факты, устанавливает причины и связи между явлениями, прогнозирует события, отвечает на вопросы, почему и какие изменения происходят в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.

  4. Для изучения своего предмета исследования наука педагогика использует методы научного исследования (анкетирование, наблюдение, метод тестов, интервьюирование, метод изучения школьной документации, беседу, эксперимент и др.)

  5. Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогические категории и понятия, методы и принципы организации обучения и воспитания.


3. В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — воспитание, обучение, образование, развитие.

^ Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Можно выделить физическое развитие, умственное, социальное духовное. Человечество обеспечивает развитие каждого человека через воспитание, передавая актуальный собственный опыт предшествующих поколений.
Воспитание как всеобщая категория исторически включала в себя обучение и образование.

В современной науке нет другого понятия, которое трактовалось бы так разнообразно.

В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших к младшим (опыт – это известные людям знания, умения, нравственные и эстетические нормы и т.п., что создано в процессе исторического развития).

В узком социальном смысле воспитание – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подходов к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.

Таким образом, воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе развития у нее:

  1. определенных отношений;

  2. мировоззрения;

  3. форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение ЗУНов, формирование мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепления самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основа обучения: знания, умения, навыки. Со стороны преподавателя ЗУН – исходные (базовые) компоненты содержания, со стороны учащихся – продукты усвоения.

^ Знания – отражение человеком объективной действительности в форме фактов, понятий, представлений.

Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до автоматизма.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.

Процесс обучения включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача знаний, умений, навыков, опыта деятельности; и учение (деятельность обучаемого) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Образование – результат обучения, объем систематизированных ЗУН, способов мышления, которыми овладели обучаемые.

Главный критерий образованности – системность знаний и мышления, когда человек способен самостоятельно восстанавливать звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.

На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.
4. ^ Связь педагогики с другими науками.
Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками, т.к. объект науки педагогики — ребенок — служит объектом ряда других наук — физиологии, психологии, социологии.

Еще 60-е гг XIX ст К.Д. Ушинский высказал идею о системном использование данных всех наук о человеке при построении и осуществлении педагогического процесса (т.е идею о педагогической антропологии, к которой он относил анатомию, физиологию, психологию, историю религии, цивилизации, литературу и т.д.).

Философия определяет методологические подходы в объяснении педагогических явлений и процессов и место воспитания в развитии общества, дает знание об общих законах развития природы, общества, теории познания (гносеологии). Социология объясняет влияние среды на формирование личности, законы развития социальных групп и социальных отношений. Информатика, изучая современные информационные технологии, помогает правильно использовать их в педагогическом процессе, компьютеризация которого идет бурными темпами. Психология — наука, без которой педагогика вообще не может развиваться и выводить свои законы и правила. Педагогика занимается вопросами воспитания и обучения ребенка, а особенности психики растущего человека, процесс становления личности, сущность психологии воспитания и обучения изучает и раскрывает психология. Из медицины, анатомии, школьной гигиены, физиологии высшей нервной деятельности, генетики педагогика получает знания о физиологии и генетике человека, помогающие лучше понять индивидуальные особенности психики каждого воспитанника, рекомендации о том, как в процессе организации учебно-воспитательного процесса сохранить и укрепить здоровье детей — это естественнонаучная база педагогики. Этнология позволяет понимать и учитывать национальные особенности характера воспитанников, использовать традиции и практику народной педагогики в обучении и воспитании. Экология личности, экология среды — новые научные отрасли, изучающие закономерности и условия сохранения личности, создания условий для полного раскрытия ее потенциальных сил и возможностей.

Связи педагогики с другими науками идут по разным направлениям: творческое освоение научных идей других дисциплин (синергетика, кибернетика и др.); применение научных методов исследования других наук (математическое моделирование, социологические опросы и др.); использование результатов исследований, полученных различными науками (психологии, антропологии, физиологии и др.); совместное решение общих проблем (обучение шестилеток, лечебная педагогика и др.).

Существует и обратная связь. Знания педагогики необходимы для разработки многих проблем философии, этики, социологии, этнографии. Кроме того, молодежная политика в стране невозможна без опоры на педагогику.
^ Отрасли педагогических знаний. Современная педагогика представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин и отраслей, находящихся на разных стадиях развития и определенным образом между собой связанных.

На сегодня существует несколько классификаций педагогического знания.

^ Наиболее распространенная классификация:

  • общая педагогика, исследующая основные закономерности процесса воспитания, обучения и развития;

  • возрастная педагогика, которая представлена преддошкольной педагогикой, дошкольной педагогикой и педагогикой школы. К тому же различают педагогику среднего образования и педагогику высшей школы. Эти направления в педагогике изучают особенности воспитания на различных возрастных этапах;

  • специальная педагогика (дефектология) распадается на ряд отраслей: сурдопедагогика (образование глухих и плохослышащих детей), тифлопедагогика (образование слепых и плоховидящих), олигофренопедагогика (образование умственно отсталых), логопедия (обучение детей с расстройством речи);

  • история педагогики изучает развитие педагогических идей, мыслей и практики воспитания в различные исторические эпохи; частное дидактики (методики), изучающие методики преподавания различных дисциплин на основе общих законов и закономерностей обучения (методика математики, физики, русского языка, истории и др.);

  • профессиональная педагогика осуществляет развитие личности рабочего человека. Она изучает закономерности, принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную деятельность;

  • сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития систем образования и воспитания в различных странах путем сопоставления и нахождения сходства и различия в них;

  • социальная педагогика занимается изучением и разработкой области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых. Различные социальные институты воспитания (клубы, музыкальные и художественные школы, спортивные секции, театральныеи музыкальные студии, изостудии) служат средством развития культуры, передачи специальных знаний, развитию творческих способностей детей, применению полученных знаний на практике;

  • исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработку практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершение преступлений.

За последние годы интенсивно развиваются новые направления в педагогике:

  • военная педагогика;

  • музыкальная педагогика;

  • инженерная педагогика;

  • педагогика семейного воспитания (родительская педагогика);

  • педагогика детских и юношеских организаций;

  • педагогика наставничества;

  • валеология.



  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Тема: Педагогика в системе наук о человеке iconСурс педагогика в системе наук о человеке
Цель и задачи изучения дисциплины «Педагогика» и ее профессионально-личностная значимость
Тема: Педагогика в системе наук о человеке iconЛекция 1 (14) педагогика в системе наук о человеке возникновение...
С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслилось и само понятие, оно стало употребляться в более широком...
Тема: Педагогика в системе наук о человеке iconВопрос 1: Культурология в системе наук об обществе
Гуманитарные науки – это науки о человеке, а общественные науки – науки о человеке, обществе и культуре. Заметим, что в определении...
Тема: Педагогика в системе наук о человеке iconВопрос 1: Культурология в системе наук об обществе
Гуманитарные науки – это науки о человеке, а общественные науки – науки о человеке, обществе и культуре. Заметим, что в определении...
Тема: Педагогика в системе наук о человеке iconТемы семинарских занятий и задания к ним семинарское занятие №1....
Семинарское занятие №1. Возрастная психология и ее место в системе наук о человеке
Тема: Педагогика в системе наук о человеке iconСемейная педагогика в системе педагогических наук
Современная педагогика представляет собой целую систему научных отраслей. Одной из таких отраслей является семейная педагогика
Тема: Педагогика в системе наук о человеке icon«Специальная педагогика и психология в системе наук о человеке»
Объект, предмет и задачи специальной психологии и коррекционной педагогики. Взаимосвязь специальной психологии и коррекционной педагогики...
Тема: Педагогика в системе наук о человеке iconПрограмма итогового государственного экзамена по дисциплине «Педагогика»
Становление и развитие педагогики как науки, место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук
Тема: Педагогика в системе наук о человеке iconПрограмма итогового государственного экзамена по дисциплине «Педагогика»
Становление и развитие педагогики как науки, место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук
Тема: Педагогика в системе наук о человеке icon*Вопрос Педагогика как наука о воспитании и образовании Педагогика - наука о воспитании человека;...
Педагогика познает свой объект растущего, развивающегося человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница