Синтаксическая синонимия и омонимия


Скачать 52.63 Kb.
НазваниеСинтаксическая синонимия и омонимия
Дата публикации10.07.2013
Размер52.63 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
Семинар №4

Синтаксическая синонимия и омонимия
1 Даны предложения , которые допускают два варианта толкования. Раскройте двойной смысл этих предложений путем перефразирования. (см. пример «Стихи Нелли») Объясните причину двусмысленности, заключенной в этих предложениях.

I. 1. На другой стороне улицы я увидела приятеля Андрея.2.К чаю мы заказали пирожные с орешками. 3. В это воскресенье они пришли к нам с Ольгой. 4. Знакомые студентки пригласили нас в гости. 5. Мы подготовили переиздание популярных романов о любви знаменитого французского писателя. 6 На беду (,) откликнулись французские бизнесмены. 7. Он умеет заставить себя слушать. 8 Петр приглашен в фирму директором. 9. Наши друзья вернулись из командировки в Будапешт. 10.Я знал его маленьким мальчиком.11. Ей нельзя читать это.

II. 1.Фиолетовые руки на эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине (Бр.).2.Тень отбрасывает предмет, тень отбрасывает людей (Вознесенский). 3.А птичий свист везде сменил покой (У. Шекспир, пер. Б.Пастернака ). 4. < Быстро упала на землю темная, страшная африканская ночь, > и дикие запахи бродячих зверей сменили запах цветов и трав ( Гум.) 5. <Чтобы исполнить ее желание,> послал Эврисфей за поясом Геракла ( Кун ) 6.В комнате хозяйки пьют кофе. (Купр. ) 7. И ближе, ближе все звучал Грузинки голос молодой...(Л. ) 8.Давно отверженный блуждал В пустыне мира без приюта.(Л.) 9.Торговка вяленой воблой торчала между ящиками. (Кат.) 10. Из землянки с фонарями вылезли три офицера и три юнкера в тулупах.(Булг.).

2. Подберите синтаксические синонимы к данным предложениям. Как нужно изменить синтаксическую структуру данных предложений, чтобы получить синонимичные предложения ?

1.Грушницкий со своей шайкой бушует каждый день в трактире. (Л.). 2.Я с нею встретился случайно... (Сев.) 3.Кареты не было видно. (Алд.) 4. Кафе посещалось преимущественно философами. (Паст.) 5. Николушке торопиться было некуда. (А.Н.Т)

3 Даны следующие модели словоформ (синтаксем). При определенных условиях словоформы а) и б), объединенные под одним номером, могут быть синонимичны. Придумайте 5 предложений (по числу номеров в задании), в синтаксической структуре которых словоформа а) могла бы без ущерба для смысла меняться на словоформу б).

    1. а) по + сущ. в Д.п. б) в + сущ в В.п.

    2. а) под + сущ. в В.п б) под + сущ в Т.п.

    3. а) о+ сущ. в П.п б) про + сущ. в В.п.

    4. а) от+ сущ. в Р.п. б) сущ .в Т.п.

    5. а) на+ сущ. в П.п б) сущ.в Т.п.

4.Выделите основные значения словоформ (синтаксем) от + Р.п. существительного. Для этого трансформируйте обороты с родительным падежом в какую-либо другую синтагму так, чтобы сохранился смысл словосочетания. Разбейте на группы словосочетания в зависимости от значения данной конструкции.

Образец:

^ Свет от лампы – Лампа - источник света. Здесь от + Р.п, имеет значение источника . Источник: свет от лампы.

Скука от безделья – Безделье причина скуки. Здесь от + Р.п. имеет значение причины. Причина : скука от безделья.

пуговица от пальто, дорога от храма, ключ от двери, лекарство от любви, запах от сирени, тепло от камина, время от полуночи, тень от деревьев, крышка от чайника, талант от бога, рецепт от врача, ошибки от рассеянности, польза от занятий, музыкант от природы, неурожай от засухи, письмо от родителей, выгоды от предприятия, путь от моря, средство от простуды, великан от рождения.

Какие значения конструкции от+Р.п. не были представлены в примерах? Обратитесь к книге Г.А. Золотовой «Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса» ( М, 2001.)

5 Трансформируйте данные предложения в словосочетания, соответствующие модели с сущ. + сущ. в Р.п. Какие значения конструкции с родительным падежом существительного без предлога позволяют увидеть полученные вами трансформации?

1.Колеса скрипят. 2.Ребенок плачет.

3.Дом принадлежит отцу.4. Книги принадлежат другу.

5.Дверь – часть дома. 6. Обложка – часть журнала.

7.Вино в бокале.8. Молоко в стакане.

9.Кошки любопытны.10. Девушка красива.

11.Груз отправлен.12. Учебник издан.

6.В нижеследующих предложениях творительный падеж существительного имеет разные значения. Выделите основные значения творительного падежа. Для этого трансформируйте оборот с Т.п. в какую –либо другую синтаксическую конструкцию с сохранением смысла. (Например: Он расколол орех щипцами – Он расколол орех при помощи щипцов. В этом случае проявляется инструментальное значение Т.п.). Сгруппируйте предложения в зависимости от значения синтаксической конструкции с Т.п. Сравните полученные вами результаты со значениями беспредложного существительного в Т.п. в словаре Г.А. Золотовой . (Г.А. Золотова «Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса» , М, 2001).

1.Машина рванулась с места сразу на полной скорости, веером разворачиваясь, кинула огни (…) 2.Пахнет полынью –живой и мертвою водою. 3.Деревья, закутанные инеем и снегом, взблескивают синими алмазами. 4.Серою нечистою мутью начинался рассвет.5 Впереди лежало село Махмытка, - в юности, студентом, я ездил сюда (…) 6.Проводник монументом встал в дверях, неподвижный, с салфеткой в руках. 7.Мели ветры белыми метелями, застилались поля белыми порошами, сугробами, задымили сизыми дымами избы. 8.Уже исчезли рожки пригородных трамваев, уже разбегались овцами в собачьем визге деревенские избы. ( Пильн.) 9.(..) Воздух был напоен электричеством. (Л.)10. Спустясь в середину города я пошел бульваром, где встретил несколько печальных групп, медленно подымавшихся в гору. (Л.)11. (…)Теперь я только хочу быть любимым , и то очень немногими .(Л.) 12. (…)Ее густые волосы были собраны под ночным чепчиком, обшитым кружевами. (Л.) 13.Казак вздумал воспользоваться передышкой и двинулся карьером. (Бабель)14. Старик состоял аргентинским консулом и председателем биржевого комитета.(Бабель)15. Наш обоз шумным арьергардом растянулся по шоссе. (Бабель) 16. Иду я влажным лугом, томят меня печали (Солог.) 17. Душою чистой и незлобной Тебя создатель наградил (Солог.).18.Он таращил глаза, размахивал оружием, уверяя, что это восьмой леопард, которого он убьет…(Гум.) 19.Корабельный кок, вооружившись топором, стал рубить ей (акуле) голову (Гум.).

7. Даны слова, к которым можно подобрать конверсивы:

продавать, выше, содержаться употреблять, выиграть, повиноваться, принадлежать, изучать, вмещать, гостить.

Составьте конверсивные пары с данными словами.

Придумайте одинаковые по смыслу предложения с конверсивами в роли сказуемого . Объясните, почему предложения с конверсивами получаются одинаковыми по смыслу.

Образец: Глагол бояться имеет конверсив страшить. Предложение Я боюсь тигра означает то же самое, что предложение Тигр страшит меня. Глаголы бояться и страшить отражают одну и ту же ситуацию , но в качестве подлежащего и дополнения выбирают каждый своего участника ситуации.

^ Бояться = страшить

Х Y Y Х

я тигра тигр меня
8 Укажите синтаксические актанты сказуемых (предикатов) . Преобразуйте активные конструкции в пассивные (I). Преобразуйте пассивные конструкции в активные(II) . Сделайте разбор по членам полученных пар предложений. Какие актанты могут включаться в позицию подлежащего в пассивных конструкциях? Полученные результаты запишите в таблицы (см. образец).

Образец:

^ Архитектор построил дом .

субъект

объект

подлежащее

дополнение

Дом построен архитектором.

субъект

объект

дополнение

подлежащее

I. 1.Ветер качает деревья. 2. Мороз сковал льдом озеро. 3. Солнце озарило поляну.4. Время разрушает древние постройки. 5.Снег покрыл землю. 6.Ливни размывают железнодорожные насыпи.7. Молния расщепила дерево. 8. Корабль доставил нас на остров.

II. 1.Колонны здания соединяются аркой. 2.Река и озеро соединены каналом. 3.Вся комната осветилась горящей свечой. 4.Город был окутан густым туманом. 5.Окна старого дома закрыты ставнями. 6.Стены собора расписаны известным художником.7. Площадь была освещена огнями.

Похожие:

Синтаксическая синонимия и омонимия iconГрамматика в системном представлении языка
Синтагматические и парадигматические отношения между языковыми единицами; синтагматические и парадигматические отношения в грамматике....
Синтаксическая синонимия и омонимия iconЧто такое синтаксическая позиция?
Семинар №2. Понятие синтаксической позиции. Нулевая синтаксическая позиция(=синтаксический нуль)
Синтаксическая синонимия и омонимия iconВопросы к зачету
...
Синтаксическая синонимия и омонимия iconСинтаксическая структура программы на языке си/СИ++. Понятие алгоритма
Ограниченный тип данных. Назначение, определение и построение ограниченного типа на основе стандартного
Синтаксическая синонимия и омонимия iconЛитературное редактирование Практическое занятие №36 Редактирование...
...
Синтаксическая синонимия и омонимия iconЛитературное редактирование Практическое занятие №36 Редактирование...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница