1. Социология как наука об обществе


Название1. Социология как наука об обществе
страница1/10
Дата публикации03.04.2013
Размер0.88 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1. Социология как наука об обществе


В научный обиход понятие «социология» было введено в 1839 г. Огюстом Контом. Он сделал это с целью «иметь возможность обозначить одним словом ту дополнительную часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственных социальным явлениям».

К этому времени в Европе произошли те фундаментальные сдвиги в общественном сознании, обусловленные комплексом социально-политических, экономических, научно-технических и теоритических изменений, которые и спосбоствовали появлению социологического знания.

Социально-пол предпосылки. 1. Процесс разделения общества на 2 антагонистических класса пролетариат и буржуазию. 2. Процесс полит. консолидации. Это вело к изменению социальной среды.

Социально-эконом. 1.Связаны с определенным уровнем развития капиталистического общества. Стало ясно, что феодальное общество находится в глубочайшем кризисе, что оно исторически изжило себя и препятствует дальнейшему общественному росту. 2. Рост городов, миграция и отток сельских жителей в центр. 3. Появление мирового рынка.

С развитием экономики тесно связано становление науки Нового времени.

Научно-теоретические. Естествознание перестает быть собирательной наукой.

Великие научные открытия (основы теоретической механики, сформулированные Галилеем, законы Кеплера, закон сохранения энергии, открытие клетки, изобретение телескопа и микроскопа и др.) расширили мировоззренческий и ментальный горизонты общества, что непосредственно сказалось на философии того времени, сделавшей громадный шаг в осмыслении мира, общества и науки.

Большую роль в становлении социологии сыграли философские теории, либо напрямую связанные с осмыслением успехов естествознания, либо изучающие социально-политическую организацию общества. Философские теории эпохи ранних буржуазных революций в Европе, учения Бэкона, Гоббса, Локка, Спинозы, Вико и др., являющиеся, с одной стороны, отражением развития капиталистических общественных отношений, а с другой — результатом успехов в науке о природе, стали теоретическим и мировоззренческим базисом более поздних социологических доктрин.

^ Три основные идеи, лежащие в основании социологии: общества, прогресса, метода.

Предыстория социологии - это прежде всего процесс формирования онтологических предпосылок социологического знания: представлений об обществе, о социальности, о социальной реальности.

Формирование идеи общества. Уже в античную эпоху началось формирование двух традиций в объяснении возникновения общества и сущности социальности. Согласно одной из них (Аристотель), общество - это естественное образование; человек - существо по природе и изначально социальное и альтруистическое; вне общества он существовать не может. Государство, основанное на политической власти и юридических нормах и объединяющее определенное население на определенной территории, представляет собой лишь продолжение, развитие и укрепление социального по природе состояния человека. Согласно другой традиции (преобладала в Древнем Риме и Древней Греции), общество - это искусственное образование; человек - существо по природе и изначально асоциальное и эгоистичное; естественное состояние человека - внеобщественное и дообщественное. Общество - своего рода искусственный механизм, сконструированный людьми на благо индивидов. Государство, которое опирается на волю людей и на силу, выступает либо как сам этот механизм, либо как главное средство сделать его прочным и эффективным.

Античность: понятие общества - более узкое, но и более конкретное. Оно включало только такие формы взаимоотношений, в которых очевидным и наглядным образом общность, союз, совместная деятельность.

В средневековой Европе общество - конфессиональный характер. Общество - наднациональная и вненациональная сущность. Общественный договор - гипотетическое или подразумеваемое соглашение между людьми, благодаря которому осуществляется переход из "естественного" состояния в "гражданское".

У мыслителей XVII - XVIII вв. Общество = гостударство. О - искусственное изобретение человеческого разума, результат соглашения между людьми и воли законодателей. Договор выступал как реальный или гипотетический акт создания общества (государства). Общество - сумма составляющих его индивидов, руководствующихся, прежде всего, стремлением к самосохранению и благополучию.

На рубеже XVIII - XIX вв. реакция против социального номинализма и индивидуализма; против господствовавшего ранее представления об обществе как искусственном порождении интеллекта и воли человека. Начинает ощущаться и различие между обществом и государством: их уже противопоставляют друг другу. Общество рассматривается как сущность скрытая, но незримо присутствующая "за" государством, находящаяся в его основе. Усиливается внимание к социальным классам и группам.

С начала XIX в. идея общества и социальности проявляется в самых различных формах, а прилагательное "общественный" становиться очень популярным. Постепенно Общество стало мировоззренческой парадигмой. Из искусственного, произвольного образования, творения человеческих рук, оно превратилось в фундаментальную сферу реальности, определяющую самые разные стороны человеческого существования, политику, право, государственную жизнь. Социология родилась из соединения идеи общества с идеей науки об обществе.

^ Формирование идеи социального закона (закона прогресса).

Важнейшей интеллектуальной предпосылкой возникновения социологии как науки было представление о социальном детерминизме, т.е. о том, что в обществе господствуют не хаос и произвол, а пространственная и временная упорядоченность, причинно-следственные связи, обусловленность одних явлений и процессов другими. На этом представлении основывалась вера в то, что наука об обществе способна открывать, формулировать и изучать законы: универсальные, устойчивые и глубинные связи, зависимости и тенденции. Социология выросла из констатации трех законов, относящихся к социальному развитию: 1) социальное развитие существует, оно носит постоянный и универсальный характер. 2) в его основе лежит рост знания, прежде всего, научного, которое практически реализуется в развитии техники и промышленности. 3) общество в своем развитии совершенствуется, т.е. в нем действует закон прогресса. В середине XVIII в. начала зреть рационалистическая теория прогресса. В основе этого прогресса лежат успехи человеческого разума, воплощаемые в развитии наук, техники, искусства. Кондорсе: возможности человеческого разума безграничны, природных границ нет. Для Сен-Симона прогресс - это универсальный закон природы: он управляет людьми даже независимо от их воли (от военного типа к промышленному). Идея социального закона имела исключительно важное значение для возникновения и становления социологии как науки. Ведь согласно этой идее, социальные явления не поддаются произвольному манипулированию; они достаточно прочны и устойчивы, поэтому управлять ими можно лишь в ограниченных пределах и только опираясь на них самих; им свойственны пространственная и временная упорядоченность, доступная рациональному постижению

^ Формирование идеи метода.

В противовес теологическому, схоластическому и гуманистическому стандартам "учености" в результате научной революции в Европе сформировался новый эталон научности. Его основу составляла ориентация на создание "естественной" науки. "Естественное" при этом понималось как рациональное, основанное на разуме. Бэкон доказывал преимущество эмпирического, опытного метода познания и исследовал некоторые его разновидности. Обосновал метод эксперимента. Эмпиризм. Декарт обосновывал исключительное значение разума как источника и средства познания.

Помимо рационализма и эмпиризма другими характерными чертами научной методологии этой эпохи стали следующие: феноменализм, антителеологизм, стремление к точному измерению изучаемых объектов, активность (тенденции к теоретическому и практическому конструированию объекта, тесная связь научной и практической методологии). Эмпирико-рационалистическая научная программа Бэкона - Декарта применительно к науке об обществе осуществлялась путем ассимиляции этой наукой достижений самых разных научных дисциплин. Это был прообраз будущей социологии.

Таким образом, идея общества как особого естественного образования соединилась с идеей естественной науки, т.е. знания о неизменных естественных законах, прежде всего законе прогресса, знания, получаемого рациональными и эмпирическими методами и способного обеспечивать практическое усовершенствование социальных механизмов, опираясь на их естественные тенденции и подчиняясь им. Из соединения этих идей и родилась новая наука.
2Предмет социологии- ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ Что же представляет объект и предмет научного познания социологии?

Совпадают ли объект и предмет социологии? Нет, не совпадают. Объект любой

науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те

стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. Объект

социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а

поэтому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения

предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования, который

часто совпадает с объектом других общественных наук (история, этнография,

право, философия и др.). Социология наука о целостности общественных

отношений, обществе как целостном организме; о социальной системе.

Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера

действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью.

Ведь, известно, различными объектами наук выступают природа и общества,

которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными

отраслями знаний. Каждый из объектов тоже «расчленяется» науками на

отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о

соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как

понимать общество, процесс его функционирования и развития в качестве

объекта гуманитарного знания. Ведь широко распространен взгляд на общество

как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень

развития человеческой цивилизации. Дело в том, что основной порок в

понимании общества состоит в том, что общество представляется в виде базис

и надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и

духовной сфер. Но здесь-то выпадают из поля зрения теории об обществе и,

прежде всего, самый важный, главный объект—человек, его потребности,

интересы, ценностные ориентации. Между тем, история есть не что иное как

деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к

взаимодействию базиса и надстройки, состязание различных социально-

экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает на

абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный взгляд на

его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания

игнорирования личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира

культуры. Здесь-то и важно определять общество как совокупность социальных

общностей, слоев, групп, индивидов, а саму историю как деятельность людей,

преследующих определенные цели. Люди ставят самые разные цели и

руководствуются ими в своей жизни. Именно цели есть специфическая черта

деятельности человека. Целеобразная деятельность включает множество

различных, органично связанных между собой элементов. Сознательная

деятельность в силу внутреннего содержания имеет и противоречивый и

динамичный характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди, получив

определенный результат корректируют на его основе свою последующую

деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием.

Происходит, хотя и крайне противоречиво, исторический процесс

рационализации деятельности людей. Идея рациональности нашла обоснование и

развитие в трудах многих мыслителей, которые связывали переход к высокой

ступени развития общества с разрешением противоречия между стихийностью и

сознательностью.

Конечно же, в конце каждого этапа общественного развития полученный

результат отличается от исходных предпосылок, превращается в новые условия,

средства, которые позволяют ставить иные, более высокие цели. Реализация

высоких целей направлена на удовлетворение возрастающих потребностей чело

века. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть

деятельность, преследующих свои цели людей, а общество состоит из различных

социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным

становится анализ отношений между ними и внутри их. Особую актуальность

приобретает раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общностей,

групп, слоев и индивидов в общественной жизни в их целостности.

Деятельность личности, социальных общностей, групп в общественной жизни и

есть. Предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда

усиливаются процессы социальной, политической и хозяйственной деятельности

и концентрации, возрастает многовариантность развития личности и социальных

систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.

^ 3СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ

История социологии показывает, что представления об уровнях социологического знания все время меняются. На каждом новом этапе развития социологии как науки, в связи с новым пониманием ее предмета, методов, основных принципов изучения общества и его частей, возникают новые подходы к рассмотрению ее структуры.В западной социологической науке обычно речь идет о двух уровнях изучения общества: микро- и макросоциологии [225. С.21-26].Микросоциология занимается изучением общения людей в их повседневной жизни (т.е. интеракция, их взаимодействие). Представители этого направления считают, что социальные явления можно понять только после проведения анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Основное их внимание направлено на исследование поведения индивидов, их поступков, мотивов, которые оказывают определяющее влияние на взаимодействие между людьми, что в свою очередь влияет на стабильность общества и происходящие в нем перемены. Сторонниками микросоциологического уровня являются представители теории обмена (Джордж Хоманс), теории этно-методологии (Гарольд Гарфинкель) и символического интеракционизма.

Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять общество как единое целое. Под этими моделями (структурами) понимаются различные общественные институты, например, семья, образование, религия и т.д. С самого своего рождения люди включены в данную систему социальных структур и испытывают на себе их влияние. Сферу главного интереса макросоциологии составляет изучение взаимоотношений между различными частями общества и то, как происходит изменение этих взаимоотношений. Исследователи макросоциологического уровня придерживаются принципов одной из двух основных конкурирующих теорий: функционализма (Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Талкотт Парсонс, Роберт Мертон и др.) и теории конфликта (Карл Маркс, Ральф Дарендорф и др.).(социологтя труда военная образования медицины экономическая политическая культуры)

4.Функции социологииПознавательная функция. Она заключается в изучении, исследовании, анализе социальной реальности, которая выступает в виде одного или целой группы взаимосвязанных факторов. Эта функция направлена на “производство” новых социологических знаний. Ее реализация происходит на всех уровнях социологического знания, так как общество — сложная система и его невозможно познать, изучить, проводя накопление и синтез только теоретических знаний фундаментальной социологии. В конечном итоге познавательная функция является также основой для осуществления других функций.На общетеоретическом уровне она выступает в форме формулировки проблем социальной действительности, разработки гипотез, определения путей, методики инструментария социологического исследования, а также определения прогнозов общественного характера.На среднем уровне (частные социологические теории) происходит перевод общих понятий на эмпирический уровень, идет накопление знаний о сущности, противоречиях явлений и конкретных ситуациях, имеющих место в человеческой жизни.На эмпирическом уровне социологические исследования, выявляя новые факты, ведут к увеличению обоснованных знаний о социальной действительности.Описательная функция заключается в описании, систематизации, накоплении полученного исследователями материала в виде различных научных отчетов, статей, книг. Они отражают действительную картину изучаемого социального объекта. Естественно, данная работа требует от исследователя высокой нравственной чистоты и порядочности, так как на основе полученных материалов делаются практические выводы и они будут выступать источником замера, отсчета, сравнения для будущих поколений.Прогностическая функция. Данная функция играет очень важную роль. Результаты социологических исследований дают конкретную информацию, необходимую для осуществления сознательного социального контроля и управления социальными процессами в обществе. Она выражается в том, что дает научно обоснованные прогнозы развития как всего общества, так и его отдельных сфер и структур, что выступает теоретической основой для построения перспективных планов их развития.Составление прогнозов играет очень важное значение для всех социальных явлений, так как они не только указывают на необходимость определенного изменения, но также показывают реальные возможности осуществления данного изменения, разрабатываются практические рекомендации и предложения по повышению эффективности управления различными социальными процессами.Практические рекомендации, выдвигаемые социологами, бывают объективного и субъективного характера, в зависимости от того, к какой группе социальных факторов они относятся. Первые относятся к условиям человеческой жизнедеятельности (социальная структура общества, политический строй, условия труда и т.д., а также реальное поведение человека в этих условиях). Практические рекомендации в данном случае основываются на конкретной информации о возможных тенденциях развития тех или иных социальных факторов. Вторые включают в себя группу явлений субъективного аспекта (цели, мотивы, установки, интересы, ценностные ориентации, общественное мнение и т.д.). Выявляя их взаимосвязь с нормами и ценностями групп и организаций общества, которые изучаются, появляется возможность установить степень отклонения, на основе чего разработать средства совершенствования межличностных, межгрупповых и тому подобных отношений.Благодаря этой функции социологии возможно сознательное переустройство и совершенствование жизни всех звеньев социальных организаций общества, в результате тщательного анализа возможности такого преобразования на длительную перспективу для каждого трудового коллектива или социальной организации, учитывая при этом общую перспективу развития общества. Это возможно потому, что социология объединяет знания как общих основ изучаемого общества, так и знания конкретных особенностей различных социальных субъектов.Критическая функция. На Западе эта функция выделена в форме своеобразного направления — социальной критики. Благодаря ей познаваемый мир оценивается с точки зрения интересов личности. Получая объективные знания, социология имеет возможность сигнализироватьо произошедших отклонениях в развитии общества, которые могут привести к каким-либо негативным социальным явлениям и последствиям.Социология, выполняя эту функцию, дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны, она указывает, что нужно и можно сохранить, развить. упрочить, так как не всегда все надо перестраивать, менять и т.д. С другой — показывает, что действительно необходимо радикально изменить.Идеологическая функция. Наличие этой функции обусловлено рядом обстоятельств. Хотя ученый-социолог и заинтересован в том, чтобы получить максимально точную и объективную информацию об изучаемом явлении, все же результаты не всегда свободны от политической оценки. Выбор темы исследования, разработка задач, техника проведения исследования, интерпретация полученных результатов нередко определяются его социально-политической позицией и зависят от его ценностных ориентаций и политических интересов.Кроме этого, многие полученные выводы и рекомендации в разной степени затрагивают политические интересы всех социальных групп и классов. Поэтому социолог-исследователь, как и представители других общественных наук, выражает политические интересы разных социальных групп общества.В.А.Ядов считает, что социология должна быть деидеологизирована и теоретически нейтральна. Она должна отражать реальную действительность, а не интересы различных классов, партий и групп [190. С. 15]. На практике же социология часто во многом зависит от социального заказчика. Но если социолог научно добросовестен, то он будет не слепо исполнять социальный или политический заказ, а добывать истину, кропотливо накапливая и объективно осмысливая реальные социальные факты.Из вышеизложенного можно сделав вывод, что социология как наука имеет многоаспектное, многоцелевое назначение и выполняет многообразные функции.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

1. Социология как наука об обществе iconЛекция Социология как наука Термин "социология"
О. Контом, что буквально обозначает "наука об обществе, социальной жизни", и дает нам общие представления о том, что изучает эта...
1. Социология как наука об обществе icon1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни
Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник...
1. Социология как наука об обществе iconЛекция №1 «социология»
«Социология» производное от двух слов: латинского societas – общество и греческого logos – слово, понятие, учение. Следовательно...
1. Социология как наука об обществе iconТема 1 Социология как наука и ее функции в обществе
Тема 2 Становление элементов социологического знания в истории развития науки об обществе
1. Социология как наука об обществе iconЛекция № Социология как наука Предмет, объект, функции и методы социологии...
Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение»....
1. Социология как наука об обществе icon1. Социология как наука об обществе
Исходя из определения предмета социологии как науки, можно отметить ее особенности
1. Социология как наука об обществе icon2. Российская социология современная Харчев А. Г
Социология – наука об обществе. Термин ввел Огюст Конт в «Курсе позитивной философии» в 1842 году. Становление социологии как самостоятельной...
1. Социология как наука об обществе iconСоциология наука об обществе как о целостной социальной системе,...

1. Социология как наука об обществе icon1. Политическая социология как наука
...
1. Социология как наука об обществе iconТема социология как наука
Социология, объект социологии, предмет социологии, общность социальная, парадигма, социальное, социальное действие, интеракция, социальный...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница