Учебное пособие Смоленск 2008 Философия:


НазваниеУчебное пособие Смоленск 2008 Философия:
страница1/25
Дата публикации12.07.2013
Размер3.14 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


ФИЛОСОФИЯ

Учебное пособие



Смоленск


2008

Философия: Учебное пособие. Под ред. Итуниной Н.Б. – Смоленск, 2008. – 146 с.
Учебное пособие по философии подготовлено авторским коллективом в составе:

кандидат философских наук, доцент Итунина Н.Б. – составитель, ответственный редактор, темы лекции Ч.I.: 3, 4, 7, 9; Ч.II.: 2, 3, 5;

кандидат философских наук, доцент Стеклова Л.Т. – темы лекций Ч.I.: 5, 6, 8; Ч.II.: 6;

кандидат философских наук, доцент Товстолуг В.А. – темы лекций Ч.I.: 1, 2; Ч.II.: 1, 4.

Учебное пособие включает две части. Первая посвящается истории европейской и русской философии с древнейших времен до наших дней, в ней прослеживается становление философии и этапы ее исторического развития. Во второй части студенты знакомятся с философской теорией в области онтологии, гносеологии, социальной философии. Кроме лекционного курса, пособие включает программу, планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы.

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений.

^ Рецензент: Славин А.В., доктор философских наук, профессор (г. Смоленск).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………4

Содержание тем курса…………………………………………………… …….……6

Часть I. История философии…………………………………………………………6

Часть II. Теоретический курс…………………………………………….………......8

Курс лекций (Ч. I)…………………………………………………………………......9

Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы (Ч. I)…….76

Вопросы к экзамену (Ч. I)……………………………………………………….......86

Курс лекций (Ч. II)…………………………………………………………………...88

Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы (Ч. II)......134

Вопросы к экзамену (Ч. II)…………………………………………………………145

Литература…………………………………………………………………………..146

Введение


Философия – одна из древних форм человеческого сознания, могучий пласт духовной культуры человечества. Философские размышления – это поиск ответов на вопросы о сущности мира и человека, о том, как и насколько глубоко может проникать человек в тайны мира, изменять природу, общество и самого себя. Все это проблемы мировоззренческой ориентации человека, в формировании которой философия всегда играла особую роль.

Философия воздействует на интеллект человека, на его эмоции, на весь спектр духовных сил. Не являясь строгой наукой в обычном понимании этих слов, философия – это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человека и человечества. Как справедливо писал о философии замечательный русский философ ХIХ века В.С. Соловьев: «ее задача – не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла».

Приобщение студентов к философской культуре важно как в общечеловеческом, личностном, так и в профессиональном отношениях. Вот почему учебная дисциплина «Философия» является обязательным компонентом образовательной программы по подготовке специалистов в высших учебных заведениях. Ее изучение составляет фундамент общекультурного и общетеоретического гуманитарного развития специалиста любого профиля. Философия помогает формированию оптимального отношения к миру, умению делать сознательный и ответственный выбор в сложных жизненных и профессиональных ситуациях.

Содержание


государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по философии

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение.

Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык, искусство спора, основы логики. Научное и в ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

^

Цели и задачи дисциплины


Основной целью преподавания курса «Философия» является формирование у студентов философской культуры, навыков разумного и творческого мышления, способности оперировать философскими понятиями, подвергать критике те или иные суждения и аргументировано обосновывать собственные выводы.

Задачи курса:

  • помочь студентам составить первоначальное представление о специфике философии, ее проблематике, языке, социальных функциях;

  • раскрыть в сжатом варианте содержание и логику историко-философского процесса;

  • ознакомить студентов с основными философскими категориями, принципами и законами;

  • научить на основе оперирования философскими понятиями ясно выражать и отстаивать свою точку зрения по обсужденным мировоззренческим проблемам;

  • способствовать развитию навыков к объективному анализу сложных процессов в современном мире, острых проблем, с которыми сталкивается ныне все человеческое сообщество.

В результате изучения курса студенты должны:

Знать:

  • классическое философское наследие прошлого и актуальные философские проблемы современности;

  • основные принципы, законы и категории философии.

Уметь:

  • свободно оперировать философскими категориями, ясно выражать и обосновывать свою точку зрения по значимым общественным событиям в историко-философском контексте.

Иметь представления:

  • о «вечных» философских проблемах и современных поисках их решения;

  • о сущности философской, научной и религиозной картины мира;

  • о назначении и смысле жизни человека;

  • о многообразии форм человеческого знания;

  • о соотношении истины и заблуждения, знания и веры;

  • об этических и эстетических ценностях;

  • о глобальных проблемах современной цивилизации.


Организационно-методические указания

Изучение курса философии рекомендуется в последовательности, изложенной программой. Особое внимание следует обратить на четкое усвоение основных концептуальных положений данного курса и ясное понимание сущности излагаемых проблем.

Основными формами занятий являются лекции, семинары, самостоятельная работа студентов. В рамках дисциплины возможно проведение тестирования, подготовка рефератов и другие виды работы.

Лекции обеспечивают теоретическое изучение дисциплины. На семинарах студенты учатся свободно оперировать философскими категориями, критически оценивать различные точки зрения по обсуждаемым философским проблемам. Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с первоисточниками, монографической литературой, журнальными статьями, готовятся к докладам и ответам на вопросы по темам семинарских занятий. Формы контроля: выступления на семинарах, доклады, тестирование, зачет, экзамен.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Похожие:

Учебное пособие Смоленск 2008 Философия: iconУчебное пособие Уфа 2008 удк 616. 97: 616. 5(07) ббк 55. 8 я 7 0-75...
Основы дерматовенерологии: Учебное пособие / Составители: Гафаров М. М., Терегулова Г. А., Выговская Т. Л., Хисматуллина З. Р., Кудашев...
Учебное пособие Смоленск 2008 Философия: iconУчебное пособие для философских факультетов университетов
...
Учебное пособие Смоленск 2008 Философия: iconУчебное пособие Сыктывкар 2008 Шихвердиев А. П. Компании на рынке...
Шихвердиев А. П. Компании на рынке ценных бумаг: Учебное пособие (электронный вариант) – 2008. – с. 249
Учебное пособие Смоленск 2008 Философия: iconУчебное пособие по дисциплине «Правоведение»
Правоведение: Учебное пособие в 2-х частях / Одегова Л. Ю., Фесечко Л. И., Деркач Э. М., Захарченко Н. А., Турченко О. Г., Кулакова...
Учебное пособие Смоленск 2008 Философия: iconУчебное пособие по дисциплине «Правоведение»
Правоведение: Учебное пособие в 2-х частях / Одегова Л. Ю., Фесечко Л. И., Деркач Э. М., Захарченко Н. А., Турченко О. Г., Кулакова...
Учебное пособие Смоленск 2008 Философия: iconМассовые коммуникации и медиапланирование Учебное пособие Ростов-на-Дону...
Г61 Массовые коммуникации и медиапланирование: учебное пособие / E. Л. Головлева. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 250 с. — (Высшее...
Учебное пособие Смоленск 2008 Философия: iconУчебное пособие для вузов Москва 2001 ббк
Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство приор», 2001. — 428 с
Учебное пособие Смоленск 2008 Философия: iconКанке В. А. К19 Философия: Учебное пособие для студентов выс­ших...
...
Учебное пособие Смоленск 2008 Философия: iconКанке В. А. К19 Философия: Учебное пособие для студентов выс­ших...
...
Учебное пособие Смоленск 2008 Философия: iconУчебное пособие Москва • «Логос» • 2001 удк 1(091) ббк 87. 3 К19...
К19 Философия: Учебное пособие для студентов выс­ших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.— 272 с.: ил. Isbn...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница