Конспект лекций


НазваниеКонспект лекций
страница1/36
Дата публикации12.07.2013
Размер5.7 Mb.
ТипКонспект
userdocs.ru > Философия > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»


ФИЛОСОФИЯ:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Учебное пособие
Под редакцией Н.П. Маховой
Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов всех специальностей и форм обучения

Омск

Издательство ОмГТУ

2008

УДК 1 (075)

Ббк 87я73

Ф56

Рецензенты:

В. П. Плосконосова – д-р филос. наук, профессор, СибАДИ;

И. А. Огородникова – канд. филос. наук, доцент ОмГУ
Авторы:

В. О. Бернацкий (разд. 1.1,1.2, 9);

Н. П. Махова (разд. 2 и 8);

Л. И. Мосиенко (разд. 1,3, 3-5, 6.10, 10,2);

И. А. Овсянникова (разд. 5.7, 6.8, 6.9, 10.5);

А. Ш. Руди (разд. 7);

А. С. Скачков (разд. 11);

Е. С. Улевич (разд. 6.1.-6.7, 10.1,10.3, 10.4.)
Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий
[и др.]; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с.

ISBN 978-5-8149-0589-5
Учебное пособие по философии представляет собой переработанное и дополненное издание 2005 года «Философия: конспект лекций», подготовленное авторским коллективом кафедры философии и социальных коммуникаций ОмГТУ. Предыдущее издание имело положительные отзывы студентов и преподавателей вузов. В данной книге внесены изменения и расширены все разделы, появился новый раздел по философии Древнего Востока. К каждой теме приведены контрольные вопросы и задания для закрепления изученного материала. Авторы достаточно глубоко и полно раскрывают темы, предусмотренные Государственными образовательными стандартами и рабочей программой. Особое внимание уделяется изложению авторских трактовок философских проблем, методическому сопровождению.

Рекомендуется студентам всех специальностей различных форм обучения.
^ Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета.

УДК 1 (075)

ББК 87я73

ISBN 978-5-8149-0589-5 © Омский государственный

технический университет, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ


Раздел 1. Философия и культура

5

1.1. Введение. Самоопределение философии

5

1.2. Объект, предмет и специфика философского познания

8

1.3. Истоки философского мышления


17

Раздел 2. Античная философия

24

2.1. Идеи ранней греческой философии

24

2.2. Идеи классической греческой философии

27

2.3. Этические идеи философии греко-римского периода


37

Раздел 3. Философия Древнего Востока

43

3.1. Философия Древней Индии.

43

3.2. Философия Древнего Китая


50

Раздел 4. Философия средневековья и эпохи Возрождения

56

4.1. Религиозная картина мира

56

4.2. Теоцентризм средневековой философии

60

4.3. Патристика и схоластика

62

4.4. Философия эпохи Возрождения


69

Раздел 5. Философия Нового времени

74

5.1. Особенности новоевропейской философии картины

74

5.2. Научная революция и основания механистической мира

77

5.3. Проблема метода в философии Нового времени

79

5.4. Проблема субстанции в философии Нового времени

83

5.5. Философия Просвещения

85

5.6. Немецкая классическая философия

88

5.7. Философия Маркса и Энгельса


93

Раздел 6. Философия XIX и XX веков

100

6.1. Особенности философии XIX–XX веков. Рационализм
и иррационализм


100

6.2. Философия Шопенгауэра

102

6.3. Философия жизни

105

6.4. Психоаналитическая концепция личности

111

6.5. Основные положения философии экзистенциализма

117

6.6. Философия позитивизма

123

6.7. Неокантианство

129

6.8. Философская герменевтика

132

6.9. Философия постмодернизма

138

6.10. Отечественная философия


146

Раздел 7. Общие характеристики бытия

156

7.1.Материальное и идеальное

156

7.2. Пространство и время

165

7.3. Движение и развитие. Диалектика

171

7.4. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности



181

Раздел 8. Познание и практика

189

8.1. Гносеология и её проблемы

189

8.2. Наука и методы научного познания


202

Раздел 9. Социальная философия

215

9.1. Специфика социально-философского знания и его объект

215

9.2. Человек и общество как общественные формирования

219

9.3. Общественное формирование: от рода и семьи к государству
и обществу

234

9.4. Закономерности и движущие силы социального
функционирования и развития

245

9.5. Общественный прогресс и глобальные проблемы человечества


269

Раздел 10. Ценности человеческого существования

274

10.1. Ценности, оценки, нормы

274

10.2. Смысл человеческого бытия

280

10.3. Свобода, зависимость и ответственность личности

286

10.4. Представления о совершенном человеке в различных
культурах


297

10.5. Философия насилия и ненасилия


302

Раздел 11. Философия техники и глобальные проблемы

Современности


309

11.1. Техника как предмет философского осмысления

309

11.2. Философское значение глобальных проблем

современности

322

Библиографический список

349

РАЗДЕЛ 1
^ ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА

1.1. Введение. Самоопределение философии
Философии как специальному, систематизированному знанию несколько тысячелетий. Что касается философствования как особого размышления людей о себе, о смысле жизни и о Мире, то его возраст, скорее всего, равен времени существования человечества. Но тогда-то мы и сталкиваемся со странным парадоксом: при такой длительности существования, нет, пожалуй, другой области знания, которая до сих пор не имеет единства в истолковании своих проблем, единой структуры философского знания и общих методов исследования, а также достаточно точного очертания своих границ. Далеки от единства позиции различных ее направлений: от неотомизма до марксизма и современного постмодернизма. Итогом такого положения является отсутствие единой дефиниции философии даже в рамках любого из многих существующих философских направлений.

Однако общее положение философского дела позволяет в XXI веке сформулировать те вопросы, которые смогут приблизить нас к пониманию природы указанного парадокса и способствовать его решению. А решение для современной философии и в век глобализации необходимо, и оно есть. Для начала зададим три следующих вопроса. Всё же имеется ли сходство у множества направлений философии, или между ними только принципиальные различия? Философия – совокупность оценок (аксиология), личностных представлений или всё же специализированное знание? Если это знание, то какова его форма: научное? ненаучное? субъективное? объективное? Выделяются эти вопросы потому, что, только отвечая на них, можно приблизиться и к четвертому, но в данном случае концептуальному вопросу для самой философии как особой форме знания: почему философий много?

Ведь не испытывают мук неопределённости в интерпретации своих предметов такие давно сложившиеся науки, как математика, астрономия, химия, физика, несмотря на довольно значительные в рамках истории изменения их содержания, структуры и дефиниций. Более того, возникло и конституировалось множество новейших по возрасту наук, например генетика, кибернетика, экология. Однако и научная литература, и учебники по этим наукам фактически едины для всех стран и народов. Почему же такое разнообразие «философий» и их определений?

Может быть, так и должно быть с философией? Тем более что многие авторы и в прошлом, и в настоящем вообще отказывают философии в месте среди научного знания, которое, собственно, только и может быть общечеловеческим, единым. Чаще всего в западноевропейской и российской традиции это обосновывается противоположностью идеализма и материализма, а ещё и тем, что философию делили на научную и ненаучную, отнеся к последней всю не марксистскую. Потому и существующие философские учения и школы сегодня и самих-то философов не убеждают, и многообразие «философий» и направлений не убывает. В последние десятилетия, скорее всего, от растерянности перед множеством направлений и школ шумно заговорили о плюрализме вообще даже научного знания. Стало модным соотносить философское знание с ценностным, а потому, якобы, оно не может быть общетеоретическим.

Вузовский курс философии дает возможность студенту самому установить для себя философские основания своего мышления. Но для этого необходимо знать историю философской мысли, концептуальные основания и принципы философствования своей эпохи. Задача учебного пособия – показать, как общее в современной философии, так и расхождения, дискуссионные проблемы и их причины. Вот почему начинать рассуждение об общих проблемах необходимо либо с постановки гипотезы, либо с неоспаримого никем, соответствующего теме какого-либо факта, если, конечно, он есть. Представляется, что у данной проблемы есть возможность решения с опорой и на гипотезу, и на факт, что вытекает из следующего.

По используемой ныне хронологии человечеству много лет, а как современному типу людей всего 35–40 тысяч лет. И в качестве исходного, а здесь – опорного факта следует указать, что абсолютно все археологические и исторические источники: материальные, мифологические, в более раннее по отношению к нам время – письменные и художественные – в одном трактуются мировым научным сообществом однозначно. Оно едино в том, что все известные памятники далекого прошлого демонстрируют попытки человечества отобразить себя и воспринимаемую природу в определенном единстве, что у человечества исторически изначально появилась форма рассуждения и мышления, названная через десятки тысяч лет, лишь в VI веке до н. э., термином «философия». Все согласны с тем, что собственно философия сформировалась в особый круг проблем со своими принципами их осмысливания, способами решения и «специалистами» – философами, мудрецами лишь в первом тысячелетии до новой эры. Но уже в древних Китае, Индии и в Греции философия достигла не только общественной востребованности, но и высокого для эпохи уровня аргументации своих рассуждений.

И это естественно, так как для человечества с начала его формирования характерно осмысливание возникающих перед ним проблем существования не только со стороны частностей, но и через обобщение. Для сознательной жизни, сколь примитивными ни были сознание или сама жизнь, индивид, род, племя должны идентифицировать себя как часть и целое, как «свой – чужой». Без представлений о себе, о Космосе (небе), о природных стихиях именно как об определенном единстве, Мире как целостности люди не могут установить нормативность жизни, включая систему табу, не могут вписать себя в систему отношений с соседями, природой. Потому-то соответствующее исторической эпохе понимание взаимообусловленности происхождения, свойств и закономерностей действительности – это существенная характеристика человечества.

История всех народов, человечества в целом позволяет установить: потребность в философском знании по своей природе – общественная, а не исключительно личностная, и потому философия как общественный феномен объективна так же, как любое общечеловеческое теоретическое знание. Субъективность в нее привносилась и привносится до сих пор тем, что рассуждают все-таки люди как личности, как чувственные субъекты. Однако нельзя не видеть, что в таком положении находится любое знание, в том числе и научное, то есть и естествознание. Род, племя, отдельное общество как конкретные социальные элементы в равной мере не могут существовать без языка, без эмпирического знания, без философии, которая (и в этом её специфика) всегда – мировоззрение. Это принципиальное и одновременно концептуальное положение для понимания характера философского знания: оно по своей сущности объективно, несмотря на присутствие в нем проблемы человека и его деятельности.

И потому фактически, во-первых, человечеству изначально присуща попытка формирования понимания себя и Мира, Действительности именно как знания о картине единого мира, а не толкование субъективных, отдельных ощущений. Во-вторых, единая картина мира – это необходимая часть философии. Наконец, в-третьих, и как продукт общественной потребности, и как типичный для такого понимания доисторический натурализм и космологизм характеризуют генетически присущее философии стремление к единству с естествознанием, следовательно, для неё объективно и естественно постоянное движение ее суждений к истинности, к научной форме знания. Существующая множественность направлений и форм философий также выдает осознанное стремление философов к истинности, побуждает поиски её критерия, что как раз и демонстрирует вся философия прошлого и настоящего.

Философия как специфическая форма рассуждения и знания не только появилась на заре человечества, она сыграла решающую роль в его становлении и формировании. Не будет при этом преувеличением заключение, что, скорее всего, не столько скребок и рубило, костяная игла, каменный топор и копье, сколько «философствование» превратило биологическую жизнь в социальную. Без философии как мировоззрения и картины мира нет ни человечества, ни человеческого в индивиде. А это-то и требует от философии общечеловеческого, общетеоретического содержания, стремления к истинности своих суждений, целостности и обоснованности знания, а не описания потока впечатлений.

Здесь важно уточнение о первичной форме философии: её, собственно, как и любой другой из ныне существующих форм знания, в самостоятельном виде ранее VI века до н. э. не существовало. Всё доисторическое человеческое знание существовало в устной традиции в форме мифов, легенд, сказаний. Но у всех народов все обозначенные во введении философские проблемы, в том числе и картина мира, присутствуют.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Похожие:

Конспект лекций iconКонспект лекций «Ильин А. А. Акушерство и гинекология. Конспект лекций»
Конспект лекций предназначен для подготовки студентов медицинских вузов к сдаче зачетов и экзаменов. Книга включает в себя полный...
Конспект лекций iconКонспект лекций для студентов направления 070104 «Морской и речной транспорт»
Конспект лекций рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Судовождение» кгмту
Конспект лекций iconКраткий конспект лекций для студентов дневного и заочного отделения...
Психология труда. Краткий конспект лекций /Сост. М. Д. Лапина – Мариуполь, 2004, 34 с
Конспект лекций iconКонспект лекций по дисциплине "инвестирование"
Конспект лекций по дисциплине «Инвестирование» для студентов экономических специальностей всех форм обучения Сост.: В. М. Гридасов...
Конспект лекций iconКонспект лекций Киров 2010 удк 681. 332
Теория автоматов (часть I). Конспект лекций /Киров, Вятский государственный университет, 2010, 56с
Конспект лекций iconКомпьютерная графика и web дизайн Конспект лекций Днепропетровск
Конспект лекций по дисциплине “Компьютерная графика и web дизайн” содержит теоретические сведения для подготовки к зачету. В конспекте...
Конспект лекций iconИстория науки и техники конспект лекций Омск
Конспект лекций предназначен для студентов специальности 070601 «Дизайн», 032401 «Реклама» очной, заочной и дистанционной формы обучения....
Конспект лекций iconС. П. Филин Концепции современного естествознания: конспект лекций
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и...
Конспект лекций iconС. А. Давыдов Социология: конспект лекций Давыдов С. А
Данное пособие предназначено для студентов средних и высших учебных заведений и представляет собой конспект лекций по курсу «Социология»....
Конспект лекций icon«Психодиагностика. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008 isbn 978-5-699-26681-4
Книга предназначена длястудентов-психологов и представляет собой конспект лекций по психодиагностике. Подробное изложение материала...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница