Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!


Скачать 228.51 Kb.
НазваниеАмонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!
Дата публикации12.07.2013
Размер228.51 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
Шалва Александрович Амонашвили родился 8 марта 1931 г. в Тбилиси. В школе работал с 1951 года пионервожатым. После окончания Тбилисского университета в 1955 году работал в НИИ педагогики МП Грузинской ССР с 1983 по 1991 год директором, а с 1987-го – генеральным директором экспериментального научно-педагогического производственного объединения МНО Грузии. С 1964 года руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения. Доктор психологических наук с 1973 г., действительный член АПН СССР в 1989–1991 гг. В 2003 году Международное Общественное Жюри признало его «Рыцарем Гуманной Педагогики» и вручило золотой значок «Сердце и лебедь». Международная Ассоциация Детских Фондов наградила почетной золотой медалью имени Льва Николаевича Толстого.

Министерством образования РФ рекомендовало, разработанную Ш. А. Амонашвили систему «Школы Жизни», для применения на практике.

Книги Шалвы Александровича Амонашвили изданы на многих языках мира. Наиболее известными из них являются: «Здравствуйте, дети», «Как живете, дети?», «Единство цели» (трилогия «Педагогическая симфония»), «Размышления в гуманной педагогике», «Школа жизни», «Воспитательная и образовательная функция оценки учение школьников», «В школу с 6 лет», «Исповедь отца сыну», «Письма к дочери», «Улыбка моя, где ты?», «Почему не прожить нам героями духа?», «Без сердца что поймем?», «Спешите, дети, будем учиться летать!» «Истина школы». Автор художественных произведений: «Амон-Ра», «Саломея», «Вся земля ждет нас!», «Пусть над тьмой сияет свет», «Рука водящая» и др.

БИБЛИОГРАФИЯ

Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980.
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983.
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М.: Педагогика, 1984.
Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М.: Педагогика, 1986.
Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М.: Просвещение, 1986.
Амонашвили Ш.А. Единство цели. – М.: Просвещение, 1987.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Изд-во Университетское, 1990


^ Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя”.

Ребенок живет по своим законам, нельзя ему иначе жить”.

^ Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя”.

Воспитание ребенка в действительности означает воспитание жизни в ребенке. Учитель должен воспитывать не ребенка, а жизнь в ребенке”.

Учитель! Будь осторожен! Не ошибись!
Не вреди!
Будь надеждой для школьника!
Дари себя детям!
Знай, к чему стремишься!
Постоянно ищи в ребенке богатство его души!
Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!


 ^ О ДЕТЯХ (1983)
Дети – активные существа, деятельные мечтатели, стремящиеся к преобразованию. И если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает мораль, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность.
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

(1983)
Шалость детей нарушает наше спокойствие, создает проблемы в воспитании, которые нам порой не под силу разрешить педагогическими путями.
Шалуны – сообразительные, остроумные дети, умеющие применять свои способности в любых неожиданных условиях и вызывать у взрослых чувство необходимости переоценки ситуаций и отношений...
Шалуны – жизнерадостные дети: они помогают другим быть резвыми, подвижными, уметь обороняться...
Шалуны – дети с сильными тенденциями к саморазвитию, самодвижению; они восполняют в себе просчеты педагогов в развитии их индивидуальных способностей.
Шалуны – общительные дети, ибо каждую свою шалость они творят в общении со всеми, кто только заслуживает быть участником их шалостей...
Шалуны – деятельные мечтатели, стремящиеся к самостоятельному познанию и преобразованию действительности.
Шалуны – мысль педагога, объект педагогики.
Шалунов можно наказывать, но нужно поощрять.
Шалость – ценное качество ребенка, только надо управлять им. Я давно установил для себя, что суть детской дисциплины заключается не в подавлении шалостей, а в преобразовании их. Не надо требовать от детей того, чего мы не смогли внушить им с помощью нашей педагогики.

(1986)
Чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества.
Многогранный жизненный опыт детства есть благодатнейшая почва, и посеянные в ней очищенные семена богатого опыта человечества могут дать редчайший урожай – неповторимую личность.
…Почему дети так стремятся быть взрослыми, поскорее войти во взрослую жизнь?
Действительное детство детей – это процесс взросления, действительное счастье ребенка – это ощущение того, что он взрослеет, он уже большой. Однако взросление само собой, без социального общения не происходит, и для него очень важно утвердить свою взрослость именно в среде тех, кто старше. Дети стремятся войти во взрослую жизнь чуть раньше, чем сами готовы для нее. Они пробуют, испытывают себя в том или другом (хорошем или плохом) деле, которым обычно заняты взрослые.
…Духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес; насильно обогащать этот мир равносильно тому, что злонамеренно сажать райские яблоки в отравленную почву.
В своем духовном мире ребенок может взрослеть и совершенствоваться непрерывно, до бесконечности. Он должен стать настоящим Человеком, проявить себя таким в обществе.
Дорогой Взрослый Человек! Не позволяй себе высмеивать ребенка, подшучивать над ним, когда он верит, что совершает общественно значимое, государственное важное дело. Не смей в это время смотреть на него снисходительно, пусть даже с покровительственной улыбкой, не напоминай ему, что он еще ребенок, и не выгоняй его из мира взрослых! Твой долг заключается в том, чтобы отнестись к такому поведению ребенка со всей серьезностью, с чувством гордости за него и поставить умную, мудрую точку над сложным педагогическим i!

Дети должны уметь и любить мечтать, а мы, взрослые – учителя, воспитатели, – должны уметь развивать в них способность мечтать. Мечта – колыбель реальности, которую сегодня уже утверждаем мы, а завтра ее предстоит утверждать нашим детям.

 
^

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА АМОНАШВИЛИ


П.Блонский, К.Вентцель, Я.Гогебашвили, В.Давыдов, Л.Занков, А.Запорожец, Я.Коменский, Я.Корчак, Н.Пирогов, В.Сухомлинский, Л.Толстой, Д.Узнадзе, К.Ушинский, Б.Хачапуридзе, С.Шацкий, Д.Эльконин
^

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ АМОНАШВИЛИ


Образы родных людей, окружавших и воспитавших меня и которых давно нет в живых, до сих пор питают душу мою.

Это отец – он ушел на войну добровольцем, оставив молодую жену и двоих маленьких детей, и погиб в 1942 году в Крыму. Отец оставил мне великолепный образ человека, умеющего быть преданным своим идеалам.

Это мать Мария Ильинична – красивая и умная женщина, – она уберегла своих детей, не потеряв верности ушедшему на войну мужу и сохранив надежду. От нее я знаю, что такое сердечная справедливость.

Это мои бабушка и дедушка из селения Бушети. У них я проводил все школьные каникулы. При мысли о бабушке я вспоминаю ее всепоглощающую доброту и всепрощение. А дедушка подарил мне образ мудреца, умеющего разговаривать с виноградной лозой и смотреть на мир философски.

Наконец, это моя удивительная учительница Варо Вардиашвили, которая заложила во мне то, что впоследствии стало для меня смыслом жизни, – образ гуманного учителя.
^

О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ
Какой ребенку нужен папа? (1986)


Чтобы стать для своих же детей своим человеком, недостаточно быть для них родным отцом. Нужно, чтобы они – папа, мама с детьми – жили вместе как друзья.

Ребенок растет, он становится подростком, и ему нужен папа, отец – общественная личность, мастер труда, вдохновенный творчеством созидания. Ему нужно, чтобы слово отца не расходилось с делом, чтобы он был сильным своей целеустремленностью и преданностью. Подростку нужен отец, вносящий в дом веру в завтрашний день, спокойствие в души членов семьи, устанавливающий заботливые, чуткие отношения между ними. Подростку нужен отец, который сам идет к нему на откровенные разговоры и которому можно довериться. Для подростка очень важно, чтобы о его отце говорили как о человеке, заслуживающем всеобщее уважение и авторитет. Он чуток и заботлив к жене, к своим родителям. Он понимает современную молодежь, верит в нее, верит в своего сына, в свою дочь. Поощряет и подбадривает их на большие дела, на романтику труда, на творение добра, на бескорыстную дружбу, на возвышенную любовь.

Гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлета личности ребенка.

Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку взлететь до полной высоты.
Ш.А.Амоношвили


(1986)
Чрезмерная заботливость перерастает в ребенке не во взаимную чуткость, а в беззаботность и грубость; чрезмерное обилие материальных благ вырабатывает в нем не уважительное отношение к людям труда, бережное отношение к материальным ценностям, а потребительство, вымогательство; чрезмерная уступчивость развивает в нем не гуманность души, а безволие, слабохарактерность; постоянное внушение ребенку, что только он и есть радость и гордость семьи, воспитывает не ответственность перед семьей, а зазнайство и самодовольство.


(1987)
Как только в семье родится ребенок, родители должны с того же самого времени возложить на него самые лучшие надежды. Это сделает их более заботливыми с самого начала.


Сын проходит через сердце, а внук – через сердцевину (1986)
Если человек прошагал свое детство без общения с самыми добрыми, ласковыми, мудрыми, горячо любящими его людьми – с дедушками и бабушками, это значит, что он потерял тысячу прелестных сказок, тысячу увлекательных прогулок, тысячу радостей от исполнения желаний, тысячу мудрых наставлений, в тысячу раз больше оказался незащищенным, в тысячу раз больше споткнулся о камни и в тысячу раз больше не сочувствовали ему в его горе.

^

Дорогие бабушки и дедушки!


Предлагаю вам несколько советов о воспитании внуков и внучек.
1. Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.
2. Не берите на себя детские заботы, которые нужны им самим для самовоспитания.
3. Не балуйте их бессмысленным множеством подарков и доставлением удовольствий.
4. Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.
5. Рассказывайте им почаще о себе, о своем детстве, о своей работе.
6. Раскройте им свою душу, доверяйте им свои сомнения, горести, переживания.
7. Секретничайте с ними, играйте и гуляйте вместе с ними.
8. Показывайте им примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия.
9. Давайте им трудиться рядом с вами.
10. Говорите с ними как со взрослыми.
11. Не напоминайте им, что они еще маленькие.
12. Старайтесь вовлекать их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.
13. Заботьтесь о том, чтобы у них создавалось яркое представление о вас как о новом человеке.
14. Не забывайте, что ваш образ должен воспитывать их и после того, как вас уже не будет в живых.


Будьте, пожалуйста, последовательны в вашем общении с внуком и внучкой!



^

О героике слов и предложений (1983)


Я наметил предложения и слова, на основе которых буду упражнять своих шестилеток в усвоении обобщенных способов записи слов и предложений.
Слова: Родина, человек, герой, воля, труд, строительство, стремление, борьба, обязанность, чуткость, сердечный, вежливый, честный и др.
Предложения: Ты родился человеком. Спеши творить добро. Доставь людям радость. Труд облагораживает человека. Береги честь смолоду.
^

Гуманно-личностная технология амонашвили.


Ни в одном случае я не стану разъяснять детям значения слов и содержание предложений. При необходимости буду направлять их к родителям – пусть расспросят их, что значат понятия “честность”, “обязанность” или выражение “Ты родился человеком”.

Смысловое содержание языковых упражнений следует подбирать не только с той позиции, чтобы ребенок усваивал сегодня тот или иной способ речевой деятельности, но и с той, чтобы оно в ближайшем или отдаленном будущем стало одной из основ рождения в нем личности.

Педагогика всей начальной ступени обучения должна быть сугубо оптимистической? (1983)
Нужны ли отметки “нулевикам”?
Нет, дети в них не нуждаются, потому что отметка мешает им пристраститься к знаниям, жить в школе радостно и весело.

Нужны ли отметки педагогам?
Пусть сами за себя решают мои коллеги. Что касается меня, они мешали бы мне радоваться каждой встрече с детьми.
Может быть, тогда отметки нужны родителям, чтобы знать, как учатся их дети?
Скажу откровенно: вряд ли желательно давать родителям отметки успеваемости их детей. Сами цифры не скажут ровным счетом ничего о конкретных успехах и неуспехах ребенка.

И родители будут вынуждены стать педагогами-знахарями, главным средством которых является испокон веков бытующее строгое запрещение удовольствий. Средства воспитания педагога-знахаря так же опасны для интеллектуального и морального развития ребенка, как лекарство знахаря для обеспечения здоровья человека.
Таким образом, родителям шестилеток лучше не давать никаких отметок, чтобы этим не нарушать духа школы.
Педагогика подготовительных классов, всей начальной ступени обучения должна быть сугубо оптимистической. Очень важно, чтобы каждый ребенок поверил в свои силы, радовался каждому школьному дню, каждой встрече с педагогом, каждому звонку на урок. Принципиально важно, чтобы школьная жизнь стала для каждого ученика смыслом его собственной жизни. Крики, брань, запугивание, грубость и другие подобные проявления педагогической бестактности должны быть недопустимы в работе с детьми.
Вся работа по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса в начальных классах, на мой взгляд, должна быть направлена на преобразование императивного отношения к детям в гуманистическое. Это не должно быть личной инициативой отдельных творческих педагогов, это должно стать правилом нашей воспитательной работы с детьми.

(1986)
На самой верхней грани соприкосновения способностей и эмоций учителя со способностями, силами и эмоциями своих учеников может родиться настоящая, радостная, увлекательная педагогика, действительная духовная общность между учителем и его учащимися.

^

О принципах моей педагогической деятельности (1987)


Принципы эти очень просты, как всякая истина, только нужно принять их за истину, пропитаться ими, строить на них свою деятельность.

Первый принцип – это любить ребенка. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка.

Второй принцип (он вытекает из первого) – это очеловечить среду, в которой живет ребенок. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Кому объединять все сферы общения ребенка? Учителю, кому же еще. Он должен внести ясность во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания ребенка.

Третий принцип – прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка. Глубокое изучение жизни ребенка, движений его души возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе.

Прожить свое утраченное детство вместе со своими ребятишками есть единственная роскошь, которая допустима в жизни учителя.

Использованы фрагменты из книг Ш.А.Амонашвили:

Здравствуйте, дети!;
Как живете, дети?;
^ Единство цели

Нравственное и физическое, экологическое и патриотическое, музыкальное и эстетическое дошкольное воспитание детей. Концепция системы воспитания, программы и методики работы с детьми, теория и практика обучения: всему этому посвящен сайт. Главным в воспитании и развитии детей является отношение к ребенку как к уникальной, свободной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира. Каждый ребенок мечтает, чтобы его любили и ценили просто так, потому что он – это он, потому что другого такого нет, и никогда не будет. И задача взрослых – дать эту любовь своим детям. А любить – это стараться понимать ребенка, жить его интересами, считать его своим товарищем, увидеть в нем партнера по делам, играм, отдыху и жизни. Конечно, увидеть в ребенке другого человека, личность, понять его – задача не из легких, но мы попытаемся ее решить вместе в меру своих душевных сил и умственных возможностей.

Не нужно заблуждаться, полагая – чем больше вы проводите с ребенком времени, тем он будет лучше воспитан. Ведь качество гораздо важнее количества. Поэтому, чтобы в современном мире воспитать свободного человека, умеющего правильно выбрать, поставить и осуществить жизненные цели, мы – родители обязаны правильно воспитывать нашего ребенка.

Дошкольный возраст - большой и ответственный период психического развития ребенка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального фактического складывания личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например, игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушения любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольников может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка. К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести то обстоятельство, что многие неблагоприятные характеристики ребенка носят латентный, скрытый характер. С одной стороны многие нежелательные проявления оказываются приходящими, временными и постепенно, по мере взросления, ребенок теряет их, а с другой стороны - именно к концу дошкольного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей.
^

Секреты детского счастья.


Мы очень любим наших детей и хотим оградить их от всех неприятностей, потерь, разочарований, но ребёнок вырастет и неизбежно столкнётся со всеми реалиями жизни. А пока мы можем научить его радоваться светлым и глубоким переживаниям, ценить и осознавать их. В жизни ему это очень пригодится, т.к. люди позитивно мыслящие, делающие добро смело смотрят в будущее, на их лице всегда улыбка, они всегда со всем справляются. Чаще всего таких людей мы называем – оптимисты, а ведь «оптимизм» - это одна из составляющих счастья. Постарайтесь привить это своему ребёнку. Показывайте на личном примере, что из любой ситуации есть выход и, что жизненные уроки нужно усваивать и больше к ним не возвращаться.

И так у вас появился малыш, а главная потребность любого малыша в любви его родителей и близких, ощутить, как все его любят, да и просто радуются тому, что он у них есть. Чтобы ребёнок почувствовал это – ему нужен постоянный телесный контакт с родными. И поэтому, как можно чаще обнимайте, целуйте и прижимайте к себе малыша; улыбайтесь ему, говорите нежные и ласковые слова. Главное искренне проявлять свои чувства, что бы ваши объятия не были обязанностью. Защищённость любовью и рождаемой ею безопасностью позволит ребёнку спокойно открываться людям и миру, интересоваться массой увлекательных и непознанных вещей. Научите малыша распознавать моменты счастья и дорожить ими. Вот он бегает по парку за бабочкой, а вы наблюдаете за его сияющим лицом и заливистым смехом, а вот он, набегавшись прижимается к вам и слушает сказку «Красная шапочка». Поцелуйте малыша, прижмите к себе, улыбнитесь ему – проживайте и разделяйте вместе с ним эти удивительные моменты. Ребёнок научится осознавать и ценить минуты близости, единства и доверия и на личном опыте ощутить неподдельность таких отношений. Научитесь молчанию и «невмешательству». Будьте поблизости, рядом, но предоставьте малышу свободу, пусть займется тем, что доставляет ему удовольствие, погрузится в собственные чувства. Пусть проживает моменты счастья, наслаждается, пропитывается ими – он учится быть в гармонии с самим собой.

Пусть ваш ребёнок заполняет альбом для рисования «маляками», взад – вперёд катает машинку – зато, при этом личико вашего малыша безмятежно, сосредоточено, спокойно. Не спешите его учить строить из кубиков домик или рисовать человечка - дождитесь, когда малыш сам отвлечётся от своего занятия и потянется к вам. Вот теперь вместе стройте и рисуйте. Тем более, чем старше становится ребёнок, тем больше у него потребности в совместных действиях, где он может проявить ловкость, смекалку и своё умение. Ребёнку хочется с мамой приготовить обед, а с папой поиграть в футбол, т.к. делая что-то сообща – тоже счастье!

 

Пусть малыш поможет вам вымыть морковку, а папе подаст гвоздь или вместе с вами собирает пазлы – он будет чувствовать себя нужным и счастливым. Но ни когда не критикуйте ребёнка за неловкость и неумение, если у него что-то не получается! При спокойном отношении к неудачам в вашем ребёнке воспитывается упорство, а не страх перед трудностями.

Вот так просто научить ребёнка ощущать себя полноценным членом семьи, чтобы он чувствовал любовь и уважение, самоуважение и удовлетворение.
^

Ребёнка воспитывает отец. Папино воспитание..


Многие мужчины путают воспитание детей с тренировкой солдат спецназа и сразу всплывают такие слова как «твёрдость», «жёсткость», «организованность».

^ Попробуем научить мужчин воспитывать детей любовью.

Для вашего ребёнка папа – идеал, совершенный человек – это вдохновляет и дарит чувство эйфории, но и налагает определённые обязательства. Все ваши действия, слова принимаются ребёнком за образец, теперь за вами следит пара внимательных и восторженных глаз. Ваш ребёнок не упустит ничего. Глядя на вас ребёнок делает выводы, что хорошо, а что плохо. Поэтому следите за своими действиями. Запрещаете долго смотреть телевизор – ограничьте и себя в просмотре телевизора, иначе ребёнок вас не поймёт. Важно понять, что лучше поступать правильно, а не ограничиваться правильными словами.

Дети очень любознательны и любопытны, так что если вы случайно обнаружили на столе горку деталей от пульта телевизора или любимого мобильника, не спешите кричать и отчитывать, попытайтесь понять: ребёнок не хотел сломать, ему просто захотелось узнать, как там всё устроено. Так, что усадите юного техника и объясните, что есть у взрослых некоторые вещи, которые брать нельзя хоть и очень хочется. Покажите что вы очень расстроены его поступком. В будущем ребёнок подумает, прежде чем сделает что-то огорчающее Папу. Это лучше, чем «марш в угол», так как нельзя наказывать за любознательность. Не забывайте хвалить ребёнка за исправленные ошибки. Справедливость направит все ваши нежные чувства к единой цели: воспитать ребёнка гармоничным, полноценным, счастливим.

Удачи вам уважаемые Папы!

^

Лучший день для вашего ребёнка.


C детьми , посещающими детский сад занимаются педагоги. Часто они составляют сценарии игр и проводят тематические дни, чтобы день для детей прошёл более интересно, разнообразно и занимательно. Родители детей , не посещающих детский сад могут успешно организовать проведение таких дней дома. 

Тематика дней может быть самой разной. Интересно складываются дни если за основу взять сюжет любой динамичной сказки, которую любят дети, например: Творим добро вместе с героями сказки « Путешествие в Изумрудный город» или  Учимся жить дружно вместе с героями сказки «Теремок» и т.д.

^ Рассмотрим такой сценарий игры в тематический день для детей в возрасте от 3 до 4 лет.

Ваша задача – формировать интерес к устному народному творчеству, желание слушать сказки, обыгрывать их рассматривать иллюстрации, через содержание сказок формировать нравственные представления детей на эмоционально – чувственной основе, развивать творческие способности.
Возьмём на помощь Колобка.


Утро.
Сюрпризный момент. Ваша цель – сосредоточить внимание ребёнка, вызвать интерес к предстоящей деятельности.
Обратите внимание ребёнка на то, что пока он спал в его комнате произошли изменения: появились необычные игрушки, книги со сказками, картины с изображением героев сказок, персонажи кукольного театра, необычная накидка.


^ Ребёнок проснулся.
А вы , надев накидку, берёте в руки волшебную палочку  и говорите ребёнку, что он попал в страну сказок, а вы – сказочная фея. Предложите ребёнку рассмотреть, что есть в стране сказок и находите на подоконнике или ещё где – то Колобка, который не может слезть.
Деле мы проводим гимнастику с элементами психо-гимнастики.
Ваша цель: повысить психофизическую активность, настроение ребёнка.
Ребёнок изображает передвижение по стране сказок её героев: зайчика – Побегайчика, лисички – Сестрички из сказки «Колобок». Вы обращаете внимание на мимику, пантомимику, напряжение и расслабление мышц тела ребёнка.


Умывание.
Чтобы вызвать интерес к процессу умывания и выработать культурно – гигиенические навыки, вы в процессе умывания читаете отрывки из сказки  « Мойдодыр» К.И. Чуковского.


Завтрак
Настраиваем ребёнка на принятие пищи и вызываем у него аппетит, а для этого вы предстаёте перед ребёнком в образе бабушки с волшебным горшочком из сказки Ш. Перро  «Волшебный горшочек». Предложите ребёнку вспомнить волшебные слова, которые нужно произнести, чтобы горшочек стал варить вкусную кашу. Можно в тарелке украсить ягодами.


День.
Ваша цель: развить фразовую речь в соответствии с текстом сказки, речевую и пантомимическую выразительность, чувство партнёрства  и драматизации: закрепить знание содержания сказки.
Колобок предлагает ребёнку инсценировать его сказку, как в настоящем театре. Вспоминайте с ребёнком содержание сказки, последовательность эпизодов. Оденьте костюмы, распределите роли. Сказку разыграйте несколько раз со сменой исполнителей.
Помогите колобку петь песенку.

^ Собираемся на прогулку.
Ваша цель: закрепить навыки одевания  - развить сенсорику.
Возьмите игрушку – бычка из сказки «Смоляной бочёк». Обратите внимание ребёнка на то, что бычок измазан смолой, может приклеить к себе не только волка и медведя, но и одежду ребёнка. Имитируйте приклеивание. Обратите внимание ребёнка на бережное, аккуратное отношение ребёнка к одежде и правильную последовательность одевания. Пусть задаст ребёнку вопросы о форме и цвете одежды.


^ Играем на прогулке.

  1. «Каравай с Колобком»  - Колобок говорит ребёнку, что у него сегодня день рождения , лиса его в сказке съела, а когда ваш ребёнок пришёл в страну сказок, он его оживил. Колобок . Колобок просит поводить для него хоровод. Такой игрой ребёнок закрепит движение хоровода; научится согласовывать движения с текстом , развивать чувство ритма.

  2. Играем в мяч с Колобком. Колобок говорит что у него есть друзья , такие же круглые и просит отгадать загадку, чтоб узнать его друга: Круглый, скачет, можно отбивать об пол, ловить, бросать, а  он не плачет». Играя в мяч, проговаривайте с ребёнком стих: Мой весёлый звонкий мяч. Эта игра развивает ловкость, меткость, координацию движений, закрепляет знание цвета, формы.

  3. ^ Игра в песке. Предложите ребёнку испечь своего Колобка, при помощи формочек, совочка или лопатки, накормите гореов сказки , приготовьте с ребёнком пирожки.

Эта игра закрепляет знание о свойстве песка: сыпучий, влажный, лепится; развивает конструктивное умение, мелкие движения пальцев рук; воспитывает терпеливость.

Вечер.
Аппликация с Колобком.
Покажите заранее заготовленный большой лист бумаги с лесным пейзажем, заготовки с изображением героев сказки, найти их место на листе и приклеить туда героев, что бы получилась целая сказка. Получившуюся «фотографию» подарите колобку на память о путешествии по стране сказок.
Таким образом ребёнок научится закрашивать форму, не выходя за контуры, намазывать её клеем, прижимать форму к листу с помощью тряпочки; активизировать в памяти последовательность встречи с героями сказки, воспитывать терпеливость.

Конечно, всё что здесь написано – это мой личный опыт. Уверена, что вы вполне можете придумать свой сценарий «лучшего дня» для вашего ребёнка. Но, поверьте, что этот день запомнится вашему ребёнку на всю жизнь. И возможно, с этого дня, Ваш ребенок станет более послушным и организованным в столь раннем возрасте.


Удачи Вам друзья!!
^

Можно ли обойтись без логопеда?


На протяжении первых пяти лет жизни ребёнок учится говорить:

1 год – слушает речь взрослых, улавливает эмоциональную окраску; 2 – год подражает звукам, которые слышит, говорит первые слова, появляются первые предложения; 3 – появляются слова всех частей речи, он способен узнавать и называть знакомые предметы, строить фразы. Так возрастает понимание речи ребёнком, но дети ещё недостаточно отчётливо и правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Развитие понимания речи опережает произносительные возможности ребёнка, т.к. усвоение многих звуков тормозит недостаточная подвижность артикуляционного аппарата ребёнка – это движение мышц языка, губ, нижней челюсти. В 3 – года такое произношение считается нормальным, в 5 – ребёнок должен обладать плавной, чёткой, выразительной речью.

Словарный запас должен быть достаточным для возможности описания ребёнком увиденного. Дети с неправильным произношением очень часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать сказки.
В период освоения речи произношение малыша всегда несовершенно. Во первых – недостаточное развитие движений речевых органов ( языка, нижней челюсти, губ, мягкого нёба), во вторых – фонематический слух – способность воспринимать и дифференцировать все звуки речи; находится ещё в процессе формирования. Если к 5 годам все эти несовершенства не прошли, то необходимо начать систематические занятия с логопедом, так как с каждым годом коррекция речи будет даваться сложнее.

Занятия с логопедом включает несколько видов деятельности: артикуляционная гимнастика, дыхательная, голосовая, развитие мелкой моторики, логопедический массаж; развитие фонематических процессов, коррекция нарушений письма и чтения.
^

При разных нарушениях логопед подбирает комплекс упражнений.


Для того, чтобы воспроизвести звук, нужно совершенным речевым аппаратом, чтобы органы речи были подвижны и пластичны для выполнения артикуляционных движений, а неправильное строение артикулярного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и их недостаточная подвижность нередко является причиной плохого произношения. Язык - наиболее активный участник в образовании звуков и произношении слов. От его положения и от того, какую форму он принимает, зависит правильное произношение большинства звуков языка.

Невозможно произвести коррекцию практически любого нарушения без артикуляционной гимнастики.
Недостатки произношения отягощают эмоционально- психологическое состояние ребёнка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы избежать такой проблемы, следует начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям от 2-4 лет такая гимнастика поможет «поставить» правильное произношение,  а дети 5-6 лет смогут преодолеть уже сложившееся нарушение звукопроизношения.
Некоторым детям легко даётся «языковая гимнастика», другие же плохо владеют своими речевыми органами и требуется длительная тренировка для того, чтобы они могли воспроизвести необходимое речевое движение.
^

Начнём с рифмованной артикуляционной гимнастики:


Язычок гулять собрался;
Он умылся, (пропустить язык сквозь губы)
Причесался, ( пропустить язык сквозь зубы)
Выпил чашку молока, ( делаем язычок «чашечкой»)
Съел варенья пол ведра, (делаем движение языком, как бы , зачерпывая варенье из ведра)
Потом выбежал во двор,
Перелез через забор, ( движение языка через зубы)
На качелях покачался , (движение языка вверх – вниз)
На лошадке в лес умчался.
Это упражнение нужно выполнять быстро, но только, когда ребёнок все движения может выполнять правильно.

Упражнение «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем,
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
Качели (движение языком вверх – вниз за зубами)
На качелях я качаюсь:
Вверх - вниз, вверх – вниз,
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.

«Горка» (кончик языка находится за нижними зубами, спинка языка поднята).

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго.
Кончик в зубы упирается,
Бока к верху устремляются.

«Вкусное варенье»

Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму,
И остатки оближу.

«Грибок»

В лесу моя сестричка,
Нашла в кустах лисичку.
Лисичка – не зверёк,
Лисичка та – грибок.

«Гармошка» (движение нижней челюстью, не отрывая приклеенного к нёбу языка)

К небу язычок приклеили,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой –
Гармонист ты неплохой.
Ребёнок должен выполнять все упражнения перед зеркалом.

Для постановки свистящих звуков обязательными будут упражнения:
- «Наказать непослушный язык» - широкий язык лежит на нижней губе и говорит: «Пя – пя – пя»;
- «Лопаточка» - открыть рот и положить на нижнюю губу широкий язык,
- «Почистить зубы» - приоткрыть рот, почистить зубы кончиком языка, делая движения из стороны в сторону с натужней и внутренней стороны.

Для постановки шипящих звуков обязательны следующие упражнения:
- «Вкусное варенье»;
- «Грибочек»;
- «Лопаточка»;
- «Гармошка»;
- «Маляр» - открыть рот, погладить широким кончиком языка нёбо, делая вперёд – назад.

Для постановки звука «Р»:
- «Вкусное варенье»;
- «Маляр»;
- «Почистить зубы»;
- «Лошадка»

В игровой форме можно исправлять дефекты речи и закреплять правильные звуки, используя способность ребёнка к воспроизведению услышанного.
Волк.
Попросите малыша показать, как воет волк (вытянуть губы вперёд и произнести звук «у-у-у» ) Если ребёнок не может вытянуть губы – научите его дуть в трубочку.

Котёнок
Попросите ребёнка плакать, как котёнок.

Пузырёк
Научите малыша надувать щёчки и резко разрывать смычку губ.

Лошадка
Прищёлкивая языком, поцокать, как лошадка.
Можно добавить и такое : как достать язычком до носика, показать длину языка, положить на кончик носа ватку и подняв язык к верхней губе – сдуть ватку «запустить парашутик».
Если нет проблем с нервными окончаниями языка, для проведения артикуляционной  гимнастики присутствие логопеда не обязательно.

Похожие:

Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! iconАмонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского
Сдано в набор 14. 11. 82. Подписано к печати 21. 11. 83. Формат 60X90 1/16. Бум офсетная №2. Гарнит литературная. Печать офсетная....
Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! icon15-17 июля 2011г в Бушети, небольшом селе солнечной Грузии, на родине...
Грузии, на родине выдающегося педагога современности Шалвы Александровича Амонашвили и в его усадьбе собрались представители Международного...
Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! iconПедагогике
Размышления о гуманной педагогике. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с
Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! iconШ. А. Амонашвили Как любить детей
Обидно, что педагогическая наука не стремится к синтезу с педагогическим искусством, с тем, чтобы на этой основе стать мощным двигателем...
Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! iconГероями духа
Почему не прожить нам жизнь героями духа. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2003. — с. 64 (Антология гуманной педагогики)
Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! iconФамилия Имя Отчество Дом Отметка о прибытии Отметка об отъезде

Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! iconКонспект занятия по развитию речи Тема: Дикие животные
Орг момент: Дети находят письмо из леса: «Здравствуйте, дети. Мы вам посылаем письмо с секретом. Отгадав загадки, вы узнаете, кто...
Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! iconИрина Молчанова Дневник юной леди
...
Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! iconЧерненький, черненький и прррросто шатен
...
Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! iconЗдравствуйте дети. Я фея, прилетела к вам из сказочной страны. Вы...
Фея: Здравствуйте дети. Я фея, прилетела к вам из сказочной страны. Вы когда-нибудь были в гостях у сказки?
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница