Минск


НазваниеМинск
страница1/47
Дата публикации04.04.2013
Размер3.7 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47


Суфийская мудрость

Составитель В.В.Лавский

Минск

Лотаць

1998
Суфийская мудрость. /Сост. В. В. Лав­­ский. — Мн.: ИП «Лотаць», 1998. – с. 398.
Суфийская мудрость – книга изречений великих учителей и мастеров суфизма о Пути, духовных исканиях, ученичестве, уроках жизни, ступенях продвижения и постижения тайн духовного мира. В сборник входят изречения таких видных наставников суфизма, как ал-Халладж, Ибн Араби, ал-Газали, Дж. Руми, А. На­вои, Идрис Шах и др.

Для широкого круга читателей, интересующихся восточной философией и религией.

© Составление. В.В. Лавский, 1998

© ИП «Лотаць», 1998

© Оформление. Г. И. Майстров, 1998



^ Мы — пленники цепей страсти.

Мы — несчастные скитальцы.

Мы — храбрецы в пустыне любви.

Добрые советчики в квартале смуты.

^ Иногда мы подобны низкой земле,

Иногда высоки, как небо.

Иногда мы — земля, иногда — живая вода,

Иногда мы — облако, иногда — море.

^ Иногда мы — с пустыми кошельками, иногда —

мошенники,

Иногда как будто скрыты, явны.

Каждый, кто сядет с нами, уверует:

^ Мы счистим с его сердца ржавчину неверия.

Если будет душа его с нами искренней,

Со временем мы покажем ему всё.

Весь мир и всё, что есть в нём, —

^ Отражение одного луча от лица друга.


Надпись на колпаке дервиша

Введение


Суфии представляют собой древнее духовное братство, происхождение которого никогда не было установлено или датировано. Сами они не проявляют большого интереса к подобным исследованиям, довольствуясь ссылками на проявление их образа мышления в различных странах в раз­ные периоды времени. Несмотря на то, что суфиев оши­бочно считают мусульманской сектой, их можно встретить в любой религии. Они называют ислам «обо­лоч­кой» суфизма только потому, что считают суфизм тайным учением всех религий.

Суфизм приобрёл восточный оттенок, так как он очень долгое время существовал в рамках ислама, но настоящего суфия можно встретить и на Западе и на Востоке, он может быть генералом, крестьянином, торговцем, адвокатом, школьным учителем, домашней хозяйкой и вообще кем угодно. «Быть в миру, но не от мира», быть свободным от честолюбия, алчности, интеллектуальной спеси, слепого повиновения обычаю или благоговейного страха перед вышестоящими лицами — вот идеал суфия.

Существует несколько гипотез возникновения термина «суфи». Самая распространённая — термин «суфи» происходит от арабского слова «суф», что в переводе означает шерсть. То есть люди, занимающиеся такой духовной практикой, носили одежды (плащи) из шерсти, так как шерстяная одежда считалась одним из грубейших видов одежды, и тем самым подвергали свои физические тела страданию.

Другие считают, что слово «суфи» происходит от греческого слова «софия» (мудрость).

Третьи говорят, что суфии были племенем, которое находилось в Каабе (место паломничества мусульман). Они занимались очищением священного места и по своему образу жизни были близки к сподвижникам Мухаммада.

Ещё одна гипотеза гласит, что слово «суфи» происходит от арабского слова «суфа» (возвышенное каменное место, каменный выступ), где собирались сподвижники и друзья Мухаммада.

Предлагается и такая гипотеза: термин «суфи» является производным от слова «сафо» — чистый.

Согласно всеобщей концепции суфизма, особенно сторонников теории «единства бытия», этот мир, вся действительность во всём её многообразии есть проявление божественной сущности. Иными словами, весь реальный мир, начиная от мельчайших частиц и кончая небесными сферами, является воплощением божественной сущности. Таким образом, объектом познания становится сам Бог, а сотворённый Богом человек становится субъектом познания, целью которого является познание абсолютной Истины: человек познаёт Бога только через самопознание.

В суфийской теории Богопознания методами и средствами познания выступают откровения (кашф) и вдохновения (илхом). Здесь чувства и разум не работают как средства познания. Но в теории миропознания, где объектом познания выступает сам материальный мир, средствами и методами познания являются чувства, разум, наблюдения, сравнения, опыт в узком смысле слова.

Для достижения Истины путнику необходимо очистить свой внутренний мир, свою душу от всяких земных недугов, т. е. порочных качеств и препятствий, а это удаётся лишь тогда, когда он пройдёт духовные ступени, «стоян­ки» на Пути («макомат»), определённые этапы, приближающие путника к познанию Истины и достижению цели.

Путеводитель гностика на пути познания и духовного путешествия есть мышление путника, его мысль, которая вытекает из его радения, упоминания. В результате чего, проходя каждую ступень в отдельности, путник морально и духовно совершенствуется и приближается к познанию Истины. Вот краткие характеристики некоторых наиболее общих «стоянок».

Покаяние (тавба) — путник на этой стадии должен воздержаться от слов, выражений и поступков, препятствующих ему на пути совершенствования и сближения с Богом. Он сожалеет, кается за свои грехи и поведение. Признаёт свои ошибки и старается начать всё заново, соответственно предписаниям Корана и сунны.

Благочестие (вара’) — путник должен стараться не причинить никому зла. Благочестие, по словам аш-Шибли, разделяется на три вида: первое — предостерегать язык от бессмысленных высказываний и не вмешиваться в чужие разговоры; второе — избегать всяких сомнений и держаться в стороне от подозрительных и запретных намерений; третье — воздержаться от неблагородных и аморальных поступков.

Аскетизм (зухд) — начинается избежанием мирских благ, ведением аскетического образа жизни. Путник должен избегать всего, что считается запрещённым догматами официальной религии.

Бедность (фахр) — путник должен довольствоваться малым. Он должен быть щедрым и подавать подаяние бедным.

Терпение (сабр) — непременно терпеть все трудности, не жаловаться, покорно принимать всё, что трудно переносимо. Терпение в высших своих проявлениях приводит к безразличию, спокойному приятию как ниспосланной благодати, так и испытаний.

Упование (таваккул) на Бога — отречение от своей собственной воли и беспременная надежда на Бога.

Удовлетворённость (ризо) — быть согласным и удовлетворённым предписаниями шариата и всем, что ниспосылается Богом своим подданным.

Благодать (шукр) — путник обязан выражать благодарность языком и сердцем.

Для достижения высшей цели, т. е. познания абсолютной Истины, гностику (путнику) необходимо пройти такие ступени, как шариат (свод мусульманских религиозных законов), тарикат (путь духовного совершенствования суфиев), хакикат (высшая ступень духовного совершенствования).

Прохождение этих ступеней, особенно двух последних, в каждом суфийском ордене или школе имеет свои особенности. Самыми известными орденами, возникшими до XV в., являются:

1. Тайфурийа — происходит от имени Аби Йазида Тайфура Ибн Исо ал-Бистами. Основное отличие последователей ордена тайфурийа заключается в том, что для достижения экстаза последователи этого течения использовали метод опьянения (сукр). Они считали, что опьянение играет главную роль в процессе устранения свойственных человеку дурных начал и этим самым приближает его к достижению стадии уничтожения (фано), конечной стадией которого является вечность (бако).

2. Джунайдийа — этот орден основан известным суфием Джунайдом Багдади (VIII в.). В противовес учению последователей течения Тайфурийа сторонники этого течения для достижения высшей цели единственно верным путём считали трезвость.

3. Кубравийа — основоположником этого ордена является Надж ад-дин Кубра. Главные характеристики Пути — ритуальная чистота: пост, молчание, уход от мирского, мысленное поминание Бога, наставничество опытного руководителя, который разъясняет ученику значение снов и видений. В ордене также использовалась система цвето-световой символики, каждый цвет которой означал достижение путником определённой ступени на Пути познания. Видение белого цвета означало ислам, жёлтого — веру, тёмно-синего — божественную милость, зелёного — устойчивый покой, голубого — истинную уверенность, красного — интуитивное знание, чёрного — страстную любовь к Богу и экстатическое смятение.

4. Кассирийа — берёт своё название от имени Абу Салаха Хамдуна Кассари (ум. в 893 г.). Это течение имело очень много последователей, а сам Хамдун Кассари являлся одним из верных суфиев своего времени. Он считается также основателем всеизвестного суфийского течения — маламатийа.

В основе учения маламатийа лежит догмат полной ничтожности человеческой личности перед Богом, а также постулат о совершенной искренности и честности в своих поступках. Сторонники этого ордена отвергали положение о таваккул (полное упование на милость Божью) и считали обязательным добывать средства к жизни собственным трудом; но занимаясь мирскими делами, они постоянно были погружены в мысли о Боге. Приверженцы маламатийа трудились ровно столько, сколько было необходимо, чтобы прокормить себя и семью. Остальное время они были сосредоточены на самих себе, борясь с собственным «я», поэтому чурались идей интеллектуального мистицизма.

Основная черта проповедуемой идеи маламатийа состоит в том, что путник Истины должен внутренне скрывать все достоинства и положительные качества. Член ордена маламатийа должен себя вести в обществе так, чтобы окружающие люди не заметили его добрых и благородных качеств. Он так должен внешне вести себя, чтобы стать объектом порицания людей.

5. Кадирийа — основателем этого ордена считается Абд ал-Кадир ал-Гелани (Джелани). Орден знаменит ритуалом отправления коллективных радений, индивидуального тихого зикра1 и громкого общего. Радение, называемое лайкийа, шло под сопровождение малых барабанов, тамбурина и флейты. Индивидуальный, тихий зикр происходил следующим образом: скрестив ноги так, чтобы большие пальцы упирались в подколенья, выпрямив туловище, закрыв глаза и сложив пальцы на коленях в форме слова «Аллах», суфий мысленно читает суры Фатиха и Ихлас и произносит формулу зикра, состоящую из семи слов — эпитетов Бога, установленное для данного зикра число раз. При этом он строго соблюдает заданный ритм дыхания и порядок резкого движения головой (вправо — влево — вперёд — назад) с мысленным произнесением соответствующих слогов и слов.

6. Хакимийа — основан Мухаммадом ибн Комиди. Согласно его учению, основное богатство человека — это его сердце и жизнь. Если человек внимание своего сердца направляет в сторону дурных и ничтожных мыслей, то это значит, что он бесполезно проживает свою жизнь.

7. Сухравардийа — суфийское братство, сложившееся в конце XII — начале XIII в. в Ираке в рамках месопотамской школы суфизма ас-Сухраварди. Во время прохождения Пути мистического сознания до инвеституры салик («ищущий», «странник», «вставший на Путь») каждый день рассказывал руководителю свои сны, поскольку считалось, что сны отражают успехи или неудачи дервиша в духовной эволюции.

8. Маулавийа — суфийское братство, формально основанное около 1240 г. Джалал ад-дином Руми в Канье. В основе мировоззрения маулавийа лежат идеи «третьего пути» Джалал ад-дина Руми, а также полная уверенность в том, что основатель и святой-покровитель братства является личностью, на которой отражался предвечный свет тайного знания Пророка. В маулавийа придают исключительное значение (в отличие от других братств) слушанию музыки, пению и танцам во время мистических радений и коллективного зикра. Члены маулавийа считали, что частица Абсолютной души, заложенная в добытии в человеческом сердце, просветляется и очищается лучше всего во время танца под воздействием музыки — следовательно, стремится к слиянию со своей первоосновой, а также, что музыка полнее всего помогает раскрыться любви к Богу.

9. Накшбандийа — суфийский орден, получивший это название по имени Баха ад-дина Накшбанда. Путь члена накшбандийа состоит из десяти «стоянок», которые «ищу­щий» должен преодолеть, строго придерживаясь при этом одиннадцати принципов поведения члена братства. Основ­ной частью практики накшбандийа является тихий зикр, т. е. мысленное (сердцем) поминание имени Бога. Другой составной частью обучения накшбандийа является интимное общение-разговор между наставником и учеником, совершаемое на самом высоком духовном уровне. Наконец, тесная связь между учителем и учеником раскрывается в практике таваджжух — концентрации помыслов каждого из двух партнёров на мысленном образе друг друга, что вначале создаёт духовный контакт, а затем духовное единство учителя и ученика. Метод психофизических тренировок накшбандийа был сосредоточен не столько на процессе умерщвления плоти и «объездке» плотской души, сколько на духовном очищении и полировке-воспитании сердца.

10. Каландарийа — члены ордена доводили до абсурда принцип малама («порицание»), заимствованный у маламатийа. Если сторонник маламатийа стремился скрыть свой образ жизни и свои взгляды, то последователь каландарийа всячески афишировал своё вызывающее поведение, чтобы навлечь на себя порицание, намеренно искал повод нарушить установленные нормы общежития и поведения. Сторонник каландарийа исполнял только обязательные предписания веры, безразлично относился к ритуалу и посту. Он одержим идеей «душевного покоя», предпочитал всему другому «духовное очищение», его не привлекали земные радости, т. к. в мире всё преходяще и относительно.

Эта краткая характеристика некоторых основных орденов суфизма даёт лишь общее представление о разнообразии методов и средств, благодаря которым суфии реализуют себя.

В книгу вошли высказывания величайших Мастеров суфизма от времён Пророка Мухаммада до наших дней. Мысли, афоризмы, четверостишия, притчи и стихотворения о смысле жизни, Пути, нравственных качествах ученика, опыте познания, прозрениях характеризуют как уникальность, так и универсальность суфийской духовной традиции.

Сборник составлен в хронологическом порядке по годам жизни авторов.
Просим все замечания, предложения, дополнения и со­ве­ты по данной работе высылать по адресу:

220050, РБ, г. Минск, а/я 186.

Виктор Лавский
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47

Похожие:

Минск icon-
Минск – это белорусский мод на движке San Andreas. В моде будет удалена оригинальная карта gta san Andreas и построен город Минск,...
Минск iconV. 0 — сканирование, osr и вычитка — неизвестный с Флибусты, 01 —...
При участии ООО «Харвест». Лицензия №02330/0150205 от 30. 04. 2004. Рб, 220013, г. Минск, ул. Кульман, д. 1, корп. 3, эт. 4, к. 42....
Минск iconПособие для студентов географического факультета, обучающихся по...
Ф336 Экскурсионный менеджмент: пособие для студентов географических факультетов, обучающихся по специальности 1-31 02 01 – 02 03...
Минск iconС 28. 02. 2012 москва минск дюссельдорф париж

Минск iconУчебно-методические материалы по дисциплине Основная литература Ачаповская...
Ачаповская М. З. Экономическая теория. Курс лекций для неэкономических специальностей высших учебных заведений/ М. З. Ачаповская....
Минск iconВысшего профессионального образования
Дулов А. В. Судебная психология (изд. 2-е, исправленное и дополненное). Минск, 1975
Минск iconУчебно-методическое пособие Минск 1998 Содержание
Характер народа” — основная характеристика этноса. Структура национального характера 29
Минск iconПрактикум Минск 2011 Тематический план
Белько И. В., Кузьмич К. К. Высшая математика для экономистов. Экспресс-Курс. – М.: 2007
Минск icon«В кн.: Фрейд З. Психоаналитические этюды»: Попурри; Минск; 1997
Книга рассчитана на психотерапевтов, психологов, социологов и всех интересующихся проблемами психоанализа
Минск iconПервый сборник
А также москва, киев, иркутск, воронеж, запорожье, алма-аты, курск, харьков, минск, рязань, тирасполь и др
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница