Учебник по курсу «Основы философии и духовной практики сознания Кришны»


НазваниеУчебник по курсу «Основы философии и духовной практики сознания Кришны»
страница1/16
Дата публикации06.04.2013
Размер2.61 Mb.
ТипУчебник
userdocs.ru > Философия > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Учебник по курсу

«Основы философии и духовной практики сознания Кришны» (Программа подготовки бхакт или «бхакта-программ»).

Вайшнавский университет. Москва 2003г.

Содержание:

Учебник по курсу 1

«Основы философии и духовной практики сознания Кришны» (Программа подготовки бхакт или «бхакта-программ»). 1

Содержание: 1

Раздел 1.Принципы, духовная и организационная структура ИСККОН 3

Тема 1.1.Принципы, духовная и организационная структура Международного общества сознания Кришны (ИСККОН) 3

Тема 1.2.Структура ИСККОН 6

Раздел 2.Самбандха – введение 7

Тема 1.3.Карма Гьяна. Бхакти. 7

Тема 1.4. Наука любви к Богу. 9 ступеней преданного служения. 9

Тема 1.5. Три метода познания мира 12

Тема 1.6.Три раздела ведического знания 13

Раздел 3.Философия – самбандха. 13

Тема 1.7. Три аспекта Абсолютной Истины 13

Тема 1.8.Аватары 15

Тема 1.9.Творение Господа 17

Тема 1.10.Три энергии Господа 19

Тема 1.11.Творение и время во вселенной 20

Тема 1.12.Три гуны материальной природы. 22

Тема 1.13.Постижение Кришны в Его творении 25

Тема 1.14.Конституциональное положение души. 26

Тема 1.15.Обусловленная душа: падение дживы, предопределенность, свобода воли и закон кармы 27

Тема 1.16.Обусловленная душа. Перевоплощение. Эволюция души. 29

Тема 1.17.Освобождение 30

Тема 1.18.Пять видов взаимоотношений с Господом 31

Тема 1.19. Обобщение по разделу «Самбандха» 32

Раздел 4.Философия – абхидхея 34

Тема 1.20.Девять методов бхакти 34

Тема 1.21.Шесть аспектов принятия прибежища Господа. Шаранагати. 34

Тема 1.22. Шесть пороков, разрушающих бхакти 35

Тема 1.23.Шесть качеств, благоприятных для преданного служения 36

Раздел 5.Повседневная практика преданного служения 37

Тема 1.24. Суть всех правил и предписаний (Основное правило садхана-бхакти). 37

Тема 1.25. Упорядоченность и чистоплотность 38

Тема 1.26.Следование четырем регулирующим принципам 39

Тема 1.27.Как превратить дом в храм 41

Тема 1.28.Харе Кришна Маха-мантра и Панча-таттва мантра 41

Тема 1.29.Оскорбления Святого Имени, которых следует избегать 42

Тема 1.30.Поклонение Божествам 44

Тема 1.31.Почитание прасада. Раздача прасада 45

Тема 1.32.Экадаши, святые дни и праздники 46

Тема 1.33.Прием гостей в храме 47

Тема 1.34.Служение святой дхаме 48

Раздел 6.Духовный учитель и ученик 49

Тема 1.35.Гуру и гуру-парампара 49

Тема 1.36.Принятие духовного учителя 51

Тема 1.37.Этикет взаимоотношений с духовным учителем 53

Тема 1.38.Дикша – духовное посвящение 54

Раздел 7.Киртаны. Утренняя программа. Вечерняя служба. 56

Раздел 8.Этикет взаимоотношений. 56

Тема 1.39.Три уровня преданных. 56

Тема 1.40.Служение преданным (Вайшнавская дружба) 58

Тема 1.41.26 качеств преданного 59

Тема 1.42.Правила этикета взаимоотношений 62

Тема 1.43.Оскорбления преданных. Критика и исправления. 63

Раздел 9.История вайшнавской культуры. 65

Тема 1.44.Что такое Веды? Шесть систем ведической философии. 65

Тема 1.45.ИСККОН как культура 66

Раздел 10.Варнашрама-дхарма 68

Тема 1.46.Варнашрама – от ведических времен до наших дней 68

Тема 1.47.Первый ашрам – брахмачарья (ученичество). 70

Тема 1.48.Грихастха-ашрам – второй уклад жизни в системе варнашрамы. 71

Тема 1.49.Ванапрастха и санньяса – отход от мирских дел и полное отречение 73

Раздел 11.История и философия движения санкиртаны. 75

Тема 1.50. Движение санкиртаны – жизнь Шри Чайтаньи 75

Тема 1.51.Движение санкиртаны со времен Господа Чайтаньи до Шрилы Прабхупады. 77

Тема 1.52.Шрила Прабхупада как проповедник – его жизнь и пример. 96

Тема 1.53.История ИСККОН до и после ухода Шрилы Прабхупады 98

Тема 1.54.История ИСККОН в России 102

Раздел 12.Философия проповеди 105

Раздел 13.Проповеднические программы 107

Глоссарий 114

Список сокращений

  1. БГ – «Бхагавад-гита как она есть»

  2. ИВН – «Источник вечного наслаждения»

  3. УГЧ – «Учение Господа Чайтаньи»

  4. НП – «Нектар преданности»

  5. НН – «Нектар наставлений»

  6. ШИ – «Шри Ишопанишад»

  7. НС – «Наука самоосознания»

  8. ШБ – «Шримад-Бхагаватам»

  9. УГК – «Учение Господа Капилы»

  10. ЧЧ – «Чайтанья-Чаритамрита»

  11. ПВС – «Путешествие вглубь себя»

  1. Принципы, духовная и организационная структура ИСККОН

Тема 1.1.Принципы, духовная и организационная структура Международного общества сознания Кришны (ИСККОН)

ISKCON (ИСККОН) – International Society for Krishna Consciousness (Международное общество сознания Кришны).

ИСККОН был зарегистрирован в Нью-Йорке в июле 1966 года при содействии юриста Стефана Гольдсмита как бездоходная, свободная от налогов религиозная организация (Основы управления храмом стр. 95-96); поставившая перед собой следующие основополагающие цели (7 целей):

  1. Систематически распространять в массах духовное знание и обучать людей методам духовной практики для восстановления нарушенного равновесия в системе ценностей общества, обеспечения подлинного единства всех людей и установления мира во всем мире.

  2. Проповедовать философию сознания Кришны, изложенную в Бхагавад-гите» и в «Шримад-Бхагаватам».

  3. Сблизить членов общества друг с другом и приблизить их к Кришне – изначальному Высшему существу, и, тем самым, дать возможность членам общества и всем людям осознать, что каждая душа является неотъемлемой частицей Бога (Кришны).

  4. Распространять и поощрять движение санкиртаны – совместное воспевание святого имени Господа, следуя указаниям Господа Шри Чайтаньи Махапрабху.

  5. Построить для членов общества и всех людей город в одном из святых мест, где проходили трансцендентные игры Кришны, Верховной Личности Бога.

  6. Объединить членов общества в единую семью и научить их более простому и естественному образу жизни.

  7. Для достижения вышеупомянутых целей издавать распространять периодические издания, журналы и книги.

Так что же такое ИСККОН? Это духовное общество, своего рода духовная цивилизация, которая существует вне зависимости от географических границ современных государств. Общество живет своей социальной, деловой, политической т культурной жизнью. Члены этого общества - реальные живые люди, личности, каждая из которых обладает своей индивидуальностью. Но существует нечто, что связывает их всех воедино - это идеал чистой бескорыстной любви и преданного служения Всевышнему Господу, Кришне, Верховной Личности Бога, источнику всего сущего.

В ИСККОН существует 2 линии руководства.

Духовное руководство является основой передачи духовного знания и овладения духовной практикой. Организационная структура позволяет распространять сознание Кришны, заботиться о потребностях людей и решать их проблемы, возникающие в процессе преданного служения.

Система духовной иерархии в ИСККОН состоит из трех уровней:

  1. Совет Джи-Би-Си, представляющий Шрилу Прабхупаду и предыдущих ачарьев.

  2. Духовный учитель.

  3. Старшие преданные, в том числе духовные братья нашего духовного учителя; наши старшие духовные братья и сестры; куратор, наставник; другие старшие преданные.

Организационное управление ИСККОН также имеет структуру иерархии, что позволяет отдельным центрам ИСККОН оставаться независимыми в повседневной деятельности и, в то же время, быть с успехом занятыми в осуществлении миссии ИСККОН, распространяющейся на весь мир, а также иметь определенную защищенность от влияния извне и сохранить традиции духовной культуры без искажений.

В рамках каждого региона существует множество местных организаций ИСККОН, отличающихся по:

  • количеству и уровню зрелости (опытности, развитию) преданных;

  • направлениям деятельности;

  • уровню полномочий, в рамках которых они могут представлять ИСККОН.

В общине находятся люди разных уровней с точки зрения их участия в жизни ИСККОН, начиная с тех, кто полностью посвятил себя претворению в жизнь целей ИСККОН, и, заканчивая теми, кто посвящает деятельности в ИСККОН лишь часть своего времени, кто находит в нем отдушину своим духовным исканиям или удовлетворяет свои интеллектуальные или другие потребности, не связывая с ИСККОН всю свою деятельность, устремления и т.д. Эта нетребовательность к однородности ИСККОН позволяет людям иметь возможности перспективы для духовного развития, при которых они могут постепенно поднимать свои духовные стандарты, и при этом не требуется совершать резких и опасных рывков. («Основы управления храмом» с.73-74; 84-88; 92-96; «Вайшнавизм. Открытый форум» № 1 стр. 104-108).

Шрила Прабхупада не назначал своим преемником одну личность, ачарью, так он хотел передать полномочия по управлению Обществом своим ученикам, чтобы освободить себе время для писательской и переводческой деятельности. С этой целью, а также с надеждой, что управление обществом после его ухода будет продолжено, Шрила Прабхупада в июле 1970 года создал из 12 своих старших учеников Международный Управляющий Совет и назвал этот Совет ДЖИ-БИ-СИ (Governing Body Commission). Благодаря деятельности ДЖИ-БИ-СИ, ИСККОН смог справиться с трудностями своего развития, особенно после ухода Шрилы Прабхупады, и сохранить свою целостность и силу,

Таким образом, благодаря совместным усилиям всех секретарей ДЖИ-БИ-СИ поддерживается чистота духовной традиции. ДЖИ-БИ-СИ представляет авторитет Шрилы Прабхупады, то есть, каждый член ДЖИ-БИ-СИ представляет позицию всего ДЖИ-БИ-СИ, а не свою собственную и каждый член ДЖИ-БИ-СИ подчиняется всем решениям Совета. После ухода Шрилы Прабхупады Совет сам, на основе рекомендаций и выборов, регулирует свой состав, насчитывающий сейчас около 30 возвышенных преданных, которые, олицетворяя чистое сознание Кришны, сами следят за поддержанием чистоты духовной традиции. Совет Джи-Би-Си также олицетворяет высшую законодательную, исполнительную и арбитражную власть в ИСККОН. Ныне он состоит из 2-х палат: верхней и нижней. («Основы управления храмом», с.10; 24-26; «Вайшнавизм: Открытый форум» № 2 с.116, 121-129; «Вайшнавизм: открытый форум» № 1 с.45, 50-51; «Вайшнавизм: открытый форум» № 3 с.160-161).

Каждый отдельный центр ИСККОН, хотя и является частью Международной организации с общими духовными и организационными стандартами, тем не менее, обладает определенной самостоятельностью. Лидеры каждого центра обладают правом и ответственностью принимать решения по вопросам развития и поддержания ятры, не противоречащие законам ИСККОН и государства. Так, каждый центр является финансово независимым и может опираться в поддержании себя как на рекомендованное Шрилой Прабхупадой распространение книг (оставляя себе 50% процентов от вырученных средств), так и на другие источники дохода. Это могут быть пожертвования прихожан, какие-либо бизнес-программы и т.д. Храм может занимать брахмачари в распространении книг или, по необходимости, согласно их профессиональной квалификации.

Чтобы избежать недоразумений, руководитель храма и преданный, занимающийся практическим служением в ИСККОН, должны четко прояснить взаимные ожидания по следующим вопросам:

  1. Какие результаты от Вас ожидаются?

  2. Сроки и формы отчетности.

  3. Общие рамки сотрудничества (правила, соблюдения которых требует руководство, и, с другой стороны, условия, которые Вам понадобятся для успешного выполнения служения, в частности, возможность личного духовного роста).

  4. Ресурсы (возможно, какие-то полномочия, материалы, помощь, обучение, которые потребуются Вам для успешного выполнения служения).

  5. Результаты. Формы ответственности для сторон, не соблюдающих условия договора, а также действия в исключительных и несчастных случаях.

Тема 1.2.Структура ИСККОН




Национальный совет состоит из представителей регионов: региональных секретарей, президентов храмов, руководителей общин

^ Региональный совет состоит из регионального секретаря и представителей общин, нама-хатт, храмов и проповеднических организаций

Проповедническая организация состоит из преданных, все свое время отдающих проповеди, в результате которой возникают общины, нама-хатты и другие малые группы, в которых обучают и заботятся о новых преданных.

^ Община преданных развивается с помощью нама-хатт и других малых групп, при поддержке проповеднической организации

Храм общины. Большая, организованная и дружная община способна построить и поддерживать храм общины, в котором проповедническая организация заботится о духовных стандартах, поклонении, проповеди.

  1. Самбандха – введение

Тема 1.3.Карма Гьяна. Бхакти.

Определения:

Карма – деятельность, совершаемая ради получения материальных результатов.

Карма-йога – связь с Богом посредством деятельности, когда склонность совершать кармическую деятельность направлена на восстановление этой утраченной связи.

Йога – связь, контакт.

Гьяна – философский поиск Абсолютной Истины.

Гьяна-йога – связь с Богом посредством культивирования знания.

Бхакти – бескорыстное служение Личности Бога.

Карма-канда – раздел Вед, предназначенный для людей, стремящихся удовлетворять свои желания, избегая греховных реакций, содержит систему поклонения полубогам (БГ 6.46; ШБ 2.9.42; 2.4.3-4; 4.20.9; 1.1.2; НП введение; НС с.30-31).

Две разновидности кармы и последствия такой деятельности:

  1. греховная деятельность (викарма), такая как все виды атеизма, материализма; приводит к последующему рождению на адских планетах и в животных формах жизни (БГ 16.11-16);

  2. благочестивая деятельность в соответствии с предписаниями карма-канды, своего рода религиозное благочестие; сделка с Господом; дает возможность получать чувственное удовлетворение регулируемым образом и избежать последствий греховной деятельности (БГ 4.17; 6.20-23).

Есть также третий вид деятельности, однако, не имеющий последствий – акарма (БГ 4,18-23).

Карма-канда (ШБ 3.32.2-21; БГ 3.9-16; БГ 2.42-46; ИВН стр. 669-670; гл 23,39):

  • деятельность, санкционированная священными писаниями (БГ 3.16);

  • является путем постепенного очищения сознания человека от привязанности к чувственным наслаждениям и, таким образом, позволяет обрести способность воспринять высшее духовное знание (БГ 3.16; 16.23);

  • результатом следования ей являются: временное наслаждение и благополучие, ограниченное этим телом и количеством благочестия, заработанным в процессе исполнения ритуалов, а также страдания как последствия убийств жертвенных животных, казалось бы, даже Санкционированных (БГ: 4.12; 7.23:9.21);

  • является уступкой необузданным материальным желаниям с тем, чтобы сначала урегулировать их удовлетворение и впоследствии полностью от них отказаться (БГ 3.26);

  • даже небольшая неточность в исполнении ритуалов может привести к прямо противоположному результату, страданиям (ШБ 1.18.12; ШИ 18 м. ком).

Практика гьяна-йоги включает в себя (БГ 6,10-14, БГ6.16; БГ 6.35):

  • анализ окружающего мира с помощью логики, священных писаний, наблюдений; удержание чувства от контакта с их объектами (вайрагья);

  • сокращение своих потребностей в еде и сне;

  • целибат;

  • уединение (обычно в горах);

  • медитация на единый, неделимый Брахман.

Гьяна-йог, поднявшийся до уровня медитации на Параматму, Сверхдушу в своем сердце становится йогом (дхьяна), таким образом, гьяна-йога переходит в дхьяна-йогу (или аштанга-йогу). Понимание мира, достигаемое гьяни – это понимание имперсоналиста:

  • материальное разнообразие и весь материальный мир временны, и потому ИЛЛЮЗОРНЫ (ШБ 1.13.29; ШБ 1.15.42);

  • Абсолютная Истина не относится к материальному творению и имеет непреходящую природу (ШБ 2.10.34);

  • он сам не является частью материального мира с его временными формами, а принадлежит этой Абсолютной Истине (ШБ 3.27.16).

Путь гьяна-йоги ЭТО (БГ 3.4-6; 6.35; 8.11-12; ШБ 4.20.12;):

  • отречение от материального мира (санньяса);

  • стремление к обретению освобождения (в Брахмане) (ШБ 3.29.13; 5.5.35 ком);

  • при этом существует опасность падения из-за сложности искусственного контроля чувств, ума и отсутствия полного удовлетворения души, остающейся незанятой естественной для нее деятельностью (БГ 4.11,6.33-35; ШБ 3.27.20; 1,10.23, 1.18.22).

Постепенный (косвенный) путь развития (БГ 12.12, 6.47; 16.23) включает в себя несколько ступеней карма-канды, то есть урегулирования желаний удовлетворения чувств с постепенным очищением сознания и проявлением в человеке интереса к высшему знанию. Затем человек поднимается на уровень карма-йоги с желанием посвятить часть плодов своей деятельности Всевышнему, то есть появляется некоторое знание, приводящее к стремлению к отречению (от какой-то части плодов своей деятельности без ожидания обрести что-то взамен). После многих жизней, прожитых таким образом, приходит разочарование в удовлетворении чувств и поисках счастья в материальном мире, которое приводит на путь гьяны, гьяны-йоги с философским поиском Абсолютной Истины и полным отречением от мира. Развитие знания, приводит к аштанга-йоге – пути медитации на Сверхдушу в сердце йога (БГ 12.3-4). Если, созерцая Параматму, йог не отождествляет себя с Ней и ему посчастливится встретить чистого преданного Господа, он выходит на путь бхакти-йоги (БГ 12,8-12; БГ 3, 5, 6 гл.).

Три результата, к которым может привести практика гьяна-йоги (БГ 6.20-23):

  1. отождествив себя со Сверхдушой, йог может попасть в ад (майявади),

  2. делая различие между Сверхдушой и собой, йог, в конечном счете, может достичь освобождения в Брахмане (брахмавади);

  3. общаясь с чистым преданным, брахмавади может обрести доступ к чистому преданному служению (ИВН стр. 749-750).

Косвенный путь бхакти-йоги существует параллельно с прямым (БГ 12 12. 17.28 ком.).

Прямой путь бхакти-йоги представляет собой постепенное очищение преданного от других мотивов деятельности кроме как доставить удовольствие Господу (БГ 7.19; 8.14; ШБ 1.5 35). Наличие других мотивов делает преданное служение смешанным (мишра) (ШБ 3.29.7-12):

  • преданное служение, которое прерывается стремлением к плодам деятельности -карма-мишра-бхакти;

  • преданное служение, которое прерывается стремлением к накоплению знания - гьяна-мишра-бхакти (ШБ 4.9.16).

Начав свой путь в преданном служении, которое поначалу прерывается кармой и гьяной, преданный, очистившись, достигает чистого, непрерывного и бескорыстного служения. Даже не завершив этот процесс за одну жизнь, он продолжает его в следующей жизни, благодаря тому, что он почувствовал ни с чем несравнимый вкус преданного служения и стремится ощутить его вновь и вновь, а также благодаря тому, что Господь всегда помогает Своему преданному (БГ 6.41-43; 8.15; ШБ 1.7.6). Тот же, кто идет косвенным, непрямым путем, не защищен личной заботой Господа и, не достигнув совершенства за одну жизнь, в следующей сталкивается лишь с кармическими последствиями своей прошлой деятельности.

Знание о том, как доставить удовольствие Кришне, преданный может получить из 3-х источников (БГ 10.3 конец ком.; ШИ 18 М ком,);

  • духовный учитель (гуру);

  • священные писания (шастры);

  • святые люди (садху).

Слово карма имеет общее значение – деятельность. Преданное служение (бхакти) – это не пассивная медитация, это деятельность, но ее мотивом является желание доставить удовольствие Кришне (ШБ 1.5.35). Также знание о Кришне и преданном служении Ему – это совершенство всего знания (бхакти-гьяна). И тот, кто доставляет удовольствие Кришне преданным служением Ему, получает недостающее знание непосредственно от Господа, находящегося в его сердце (ШБ 2,2.12; 3.25.43; БГ 10.10-11). Чистый преданный, ум и сердце которого полностью заняты Кришной, автоматически отрешен от материального (БГ 10.11). В то время как гьяни из-за его неестественной для души практики, приходится прилагать серьезные усилия, чтобы сохранять свое отречение и обрести знание (БГ 3.4, БГ 4.18; БГ 6.35).

Преимущества бхакти по сравнению с путями кармы и гьяны (ШИ 18 м. ком.; ШБ3.32.23-24; БГ 9.2; 9,34; НП гл.5):

  1. единственная квалификация для бхакти – желание бескорыстно служить Господу (НС.стр. 410), в то время как для карма-йоги нужно благочестие (пунья), для гьяна-йоги – отречение (санньяса),

  2. бхакти – это единственный процесс, который одновременно является и средством, и целью, так как он вечен; в то время как карма, где целью является наслаждение плодами деятельности, и наслаждение, прекращается по достижении их, также и гьяна приведя к освобождению, исчерпывает себя (БГ 9.2).

Бхакти – это служение высшему объекту любви – Кришне. Кришна любит своих слуг и заботится о них. Поэтому тот, кто служит Его слугам, ценится Кришной больше, чем тот, кто стремится служить Кришне непосредственно. Кроме того, дух служения противоположен настроению господства, превосходства, которое является основой материального мира. Поэтому тот, кто всегда стремится занимать незаметное положение слуги слуги слуги Господа, наиболее ярко проявляет истинный дух Вайкунтхи или преданного служения (бхакти) (ШБ 3.29.21; НП стр.134: НС с.406-412).

Целью практики бхакти является развитие привязанности к Господу и обретение любви к Нему, Просто имитируя признаки чистого преданного служения, невозможно обрести любовь к Богу. Осознав цель и увидев свое реальное положение, необходимо учиться постепенно занимать свои склонности и привязанности в процессе, позволяющем увеличить вкус к слушанию О Кришне (БГ 3,7; 3.26; 3.31; 3.35; 8.7; ШБ 3.29.11-2).

Тема 1.4. Наука любви к Богу. 9 ступеней преданного служения.

В начале должна быть вера, затем у человека появляется интерес к общению с чистыми преданными. Затем он получает посвящение от духовного учителя и начинает совершать преданное служение под его руководством. Так он освобождается от нежелательных привычек и крепко утверждается в преданном служении. Затем он достигает вкуса и привязанности. Таков путь садхана-бхакти, совершения преданного служения в соответствии с регулирующими принципами. Постепенно усиливаются духовные эмоции, и, наконец, пробуждается любовь. Так постепенно развивается любовь к Богу у преданного, проявляющего интерес к сознанию Кришны. (Бхакти-расамрита-синдху 1.4.15-16)

Определения:

Вера (истинная) – это полная убежденность в том, что, просто служа Всевышнему Господу, Шри Кришне, человек сможет достичь совершенства (БГ 9.3 ком.).

Садхана (бхакти) – это практика преданного служения, осуществляемая при помощи чувств и позволяющая пробудить бхаву (НП. гл.2; БГ 12.9; ШБ 5.5.27).

Садхья – результат садханы. Результат садхана-бхакти – бхава, према.

Вайдхи-бхакти – «это служение, совершаемое из чувства долга, когда человек служит Господу, выполняя волю своего духовного учителя или следуя указаниям священных писаний, и не имеет еще привязанности к Господу или внутреннего побуждения к любовному служению Ему» (НП стр. 48).

Пракрита-сахаджия – притворство, подражание поверхностных преданных эмоциям и действиям возвышенных преданных и Кришны, склонность сохранять дурные привычки и анартхи, считая, что они помогают преданному служению, тенденция к сентиментальным отклонениям от истинных философских выводов вайшнавов. («Вайшнавизм: открытый форум» № 3 стр. 34; НН стр.48)

Сомнения – одна из самых важных функций интеллекта. Прежде чем человек обретает способность составить верное представление о своей природе, ему потребуется понять ложность телесной концепции жизни, подвергнув сомнению ее истинность («Вайшнавизм; открытый форум» № 3 стр. 130). Однако сомнения не будут благом тогда, когда речь идет об информации, полученной из авторитетного источника (ШБ 3.26.30). Сомнения в отношении духовного пути рассеиваются в процессе преданного служения. (БГ 8.28 ком.)

Зарождение веры в преданное служение происходит, благодаря восприятию человеком чистой, не оскверненной трансцендентной вибрации, исходящей от святого человека (садху) в форме его слов, мыслей, рассказов о Кришне, проповеди и т.д. Это исключительная милость Кришны и Его преданного, Её может привлечь накопленное человеком благочестие в форме неосознанного преданного служения (агьята-сукрити). Благодаря ему в сердце человека при встрече с чистым преданным могут произойти перемены. (ШБ 5.3.14).

Причинами ослабления, а зачастую, разрушения веры являются:

  1. в первую очередь, оскорбления, особенно вайшнавов (НП стр.102-103,181);

  2. близкое общение с атеистами и майявади (НН стр.44-45);

  3. пренебрежение регулирующими принципами преданного служения, которое также скрывает ясное видение высшей цели (ШБ 5.8.8-9);

  4. неконтролируемые материальные желания, которые могут остановить процесс развития веры, из-за них человек временно может сойти на пути кармы, гьяны и йоги (ШБ 5.8.14-15).

Слепая вера – это вера, не подкрепленная постоянной работой разума («Вайшнавизм: открытый форум» № 3 стр. 140). Слепая вера в объект, достойный веры, благотворна, однако, чтобы она была защищена от разрушения, требуется знание, подтвержденное опытом (ШБ 3 26 30; БГ 4.9; 10.4-5).

Развитие преданности характеризуется двумя одновременно проходящими процессами:

  1. развитие веры (артха-правритти);

  2. уменьшение анартх (анартха-нивритти).

Оба процесса важны, однако, развитие вкуса к слушанию о Кришне и воспеванию святых имен является основой развития бхакти, так как привязанность к Кришне позволяет с легкостью отказаться от вредных привычек (анартх). В то время как чрезмерное внимание к своим недостаткам и пренебрежение общением с Кришной, посредством кришна-катхи, приводит к осквернению гьяной и остановке роста преданности (ШИ 18 конец ком. ШБ 2.3.12).

9 ступеней бхакти (БГ 4.10 ком.; 7.30; 8.28 конец ком.; ШБ 1.6.16; НП стр. 187, вся книга)

  1. Шраддха – вера. Все начинается с веры, которая представляет собой некоторое почтение и интерес к сознанию Кришны.

  2. Садху-санга – общение с преданными. Благодаря шраддхе человек начинает общаться с преданными, и в результате такого общения его вера возрастает.

  3. Бхаджана-крия – практика преданного служения. Человек принимает прибежище у садху и под его руководством начинает практиковать садхана-бхакти.

  4. Анартха-нивритти – очищение от нежелательных привычек. Благодаря практике преданного служения нежелательные материальные привязанности начинают исчезать.

  5. Ништха – твердая вера. Когда практически все нежелательное уходит из сердца преданного, его вера становится непоколебимой, и он строго и с великим вниманием следует садхане.

  6. Ручи – вкус. Когда следование садхане становится твердым, человек развивает подлинный, устойчивый вкус к преданному служению.

  7. Асакти – привязанность. Постепенно этот вкус к садхане созревает в эмоциональную привязанности, и преданный горячо желает доставить удовольствие Кришне, обретя совершенную любовь к Богу.

  8. Бхава – экстатическая любовь к Богу. Представляет служение, исполняемое с искренним и горячим желанием удовлетворить Кришну, в конце концов, делает преданного достойным принять всю милость Господа. Эта милость нисходит в сердце преданного и начинает пробуждать дремлющее семя любви к Богу.

  9. Према – чистая любовь к Богу. В сердце преданного полностью пробуждается чистая любовь к Богу, и преданный обретает непосредственное любовное служение Господу в своей вечной сварупе. В каждой последующей ступени присутствуют все предыдущие.

Неустойчивое преданное служение (аништхита бхаджана-крия) состоит из шести последовательных ступеней:

  1. Ложная самоуверенность (утсаха-майя) – энтузиазм начинающего преданного, считающего, что он уже достиг совершенства и потому достоин всеобщего восхищения.

  2. Резкие взлеты и падения (гхана-тарала) – чередование прилежности и энтузиазма в следовании практике и безразличия к ней.

  3. Подверженность сомнениям и непостоянство на уровне ума (вьюдха-викалпа) – неспособность принять решение и пойти по пути достижения цели, метания ума.

  4. «Объявление войны» чувствам (вишая-сангара) – упорная борьба преданного со своей глубоко укоренившейся склонностью к чувственным наслаждениям, в которой он иногда побеждает, а иногда терпит поражение.

  5. Неспособность следовать принятым обетам (ниямакшама) – в отличие от предыдущей ступени, неспособности отказаться от материальных привязанностей, ниямакшама проявляется в неспособности улучшить свое преданное служение.

  6. Наслаждение материальными результатами преданного служения (таранга-рангини) – стремление наслаждаться небольшими волнами на поверхности океана бхакти, которые проявляются в виде материальной выгоды, почета, славы, которые может предоставить человеку бхакти.

Человек утверждается в чистом преданном служении, достигнув уровня ништхи. Дальнейший процесс развития бхакти проходит гораздо быстрее и радостнее. Когда человек развивает вкус к преданному служению (ручи) и привязанность к Кришне (асакти), и уж, тем более, экстатическую (бхава), и чистую любовь к Богу (према), наличие чистого преданного служения очевидно. Однако, оно также проявляется с первых же ступеней (шраддха, садху-санга) в случае, когда преданный занят правильным образом в садхана-бхакти, главным принципом которой является правило: всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о Нем (НП гл.2,5; БГ 12.9). Чистое преданное служение отличается постоянным стремлением служить Господу, невзирая даже на препятствия в форме материальных желаний и беспокойства ума (БГ 6.6-10 ком.; ШБ 5.3.12-15; 2.3.10,12).

Анартха – значит все нежелательное, препятствующее проявлению естественной склонности к преданному служению. Сила привязанности к Кришне и преданному служению Ему обратно пропорциональна наличию анартх. В полной мере очищение от анартх и их следов происходит когда преданный входит в личное общение с Кришной, когда, обретя прему, он оставляет свое материальное тело («Мадхурья-Кадамбини» стр. 43-46).

Садхана-бхакти – практика преданного служения, осуществляемая при помощи чувств тела. Она позволяет очистить чувства и ум и пробудить изначальную склонность живого существа к преданному служению – бхава-бхакти, что является садхьей (целью садханы). Ступени от шраддхи до асакти относятся к категории садханы, а бхава и према – к категории садхьи (НП гл 2,5; БГ 6.6-10 ком.; 6.35 ком).

Рагануга-садхана предназначена для возвышенных преданных, которые в значительной степени свободны от анартх, то есть уже находятся на ступени ништхи (НП стр. 163) и обладают жадным желанием (лаульям). внутренним побуждением заниматься преданным служением Господу. Эта жадность указывает на то, что преданный уже достиг, по крайней мере, уровня ручи и асакти, то есть привязанности к Кришне (НП стр. 47-48) Для практики ваидхи-садханы достаточно иметь желание обрести бескорыстное служение Господу (НП стр. 55).

Према – чистая любовь к Богу, когда преданный полностью отрешен от собственного тела. Он не способен его замечать, поскольку полностью поглощен непрекращающимися экстатическими эмоциями во взаимоотношениях с Кришной. Это состояние полностью отлично от каких-либо сознательных усилий, аскетических подвигов и борьбы. В то время как садхана-бхакти, которая призвана пробудить эту склонность естественно служить Господу, сопряжена с определенными сознательными усилиями, борьбой с чувствами и неустойчивостью ума, особенно до уровня ништхи (НП стр. 184; 188).

Тема 1.5. Три метода познания мира

Определения (ШИ-введение; «Тень и реальность» Сухотра Свами стр. 19-20):

Пратьякша – непосредственное восприятие при помощи чувств и ума.

Анумана – логический вывод на основе обобщенного опыта.

Шабда – получение знания посредством слушания авторитетного источника (ШБ 4.2.31; 4.21.23).

Апаурушея – непогрешимый, трансцендентный к материальному миру (ШБ 3.26.33; ШБ 4.2.31; Очерки ведической литературы с.21-23).

Четыре недостатка обусловленной души: (ШИ – введение; ШБ 3.26 33 4.2.31):

  1. склонность совершать ошибки;

  2. склонность впадать в иллюзию;

  3. склонность обманывать;

  4. несовершенство чувств.

Недостатками пратьякши являются: («Тень и реальность» стр. 46-48:67-68; НС стр 328-330).

  • 4 недостатка, свойственных обусловленной душе;

  • ограниченность настоящим временем.

Недостатками ануманы являются («Тень и реальность» стр. 96; УГЧ стр. 45):

  • получение исходных данных посредством несовершенной пратьякши;

  • бесполезность в постижении событий, находящихся за пределами логики и восприятия, то есть несовершенство материального ума (УГКс. 189-190).

Шабда или шрути относится к абсолютному знанию, полученному в форме звука, исходящего из авторитетного, достойного абсолютного доверия источника. Конечным источником этого знания является Верховный Господь, что и делает это знание апаурушея (безукоризненным). В этом мире Господь проявляет себя через 3 источника:

  • гуру;

  • садху (ШБ 3.26.33; («Тень и реальность» Сухотра Свами стр.23, 37);

  • шастры (ШБ 3.12.47; 4.24.40).

Несовершенство чувств препятствует обретению объективного знания. Это хорошо видно на примере с солнцем: мы видим солнце как небольшой желтый диск размером с монету.

Если пытаться установить личность своего отца, просто спрашивая у каждого мужчины, не является ли он нашим отцом, то к истинному выводу мы вероятнее всего не придем (метод пратьякши и ануманы), но, спросив об этом свою мать, мы без промедления получим ясный точный ответ (шабда – слушание из авторитетного источника) («Тень и реальность» стр. 31, УГК с. 189-190).

Способность доверять авторитетному звуку приходит по мере обретения знания об источниках, достойных доверия, и обретения практического опыта руководства этим знанием в своей жизни. Таким образом, человек использует свои чувства и ум в процессе развития веры в шабду («Тень и реальность, с. 31,87). Преданный, обладающий чистым сознанием и реализованным знанием о Кришне как причине всех причин, легко доверяет шабде. Материалист, привыкший доверять своему уму и чувствам, не способен доверять шабде («Тень и реальность» с. 37; 147-149)

Звук может быть не только абсолютным и полностью достойным доверия. Доступ к апаурушея-шабде мы имеем лишь тогда, когда его источник связан с Кришной. Немаловажно также то, что воспринимающий это знание должен быть свободен от склонности искажать это знание, приспосабливая его под свои материальные желания (ШБ 3.26. 32-33; «Тень и реальность» стр. 31.138,150).

Тема 1.6.Три раздела ведического знания

Определения («Парипрашна», Гоур Говинда Свами стр. 25-26; 23):

Самбандха – связь, взаимоотношения. В бхакти-йоге – Бхагаван.

Самбандха-гьяна – описание природы вещей и их взаимоотношений.

Абхидхея – метод, процесс. В бхакти-йоге – садхана.

Абхидхея-гьяна – описание метода, с помощью которого можно осознать эти взаимоотношения.

Прайоджана – цель, совершенство, результат. В бхакти-йоге – према.

Прайоджана-гьяна – описание совершенства этих взаимоотношений, результата процесса.

Божества, открывающие знание преданному:

  1. Божество Мадана-Мохан открывает знание самбандхи. Именно Ему нужно молиться, чтобы осознать, установить эти взаимоотношения (ЧЧ, Ади, 1.19).

  2. Божество Говиндаджи открывает знание абхидхеи, Говиндаджи принимает служение преданных и через свою форму чайтья-гуру (Сверхдуша) в сердце просвещает их, ведя к совершенству жизни (ЧЧ, Ади 1.19).

  3. Божество Гопинатха, будучи самой совершенной формой Господа, является самым возвышенным преданным Господа – гопи. Его преданные, достигшие высот в своем преданном служении, молят о достижении чистой любви к Кришне – цели всех усилий (прайоджана) (ЧЧ, Ади 1.19).

Личности, которые являются ачарьей: Самбандха-гьяна ачарья – Санатана Госвами. Абхидхея-гьяна ачарья – Рупа Госвами. Прайоджана-гьяна ачарья – Рагхунатх дас Госвами (ЧЧ Ади 1.19).

Не установив изначальные позиции между объектом (Верховным Господом) и субъектом (живым существом), невозможно говорить о развитии взаимоотношений. И, не следуя определенному процессу, невозможно достичь цели. Таким образом, сначала преданный осознает положение Господа, свое и материальной природы. Господь – Бхагаван, обладатель, джива – живое существо, Его слуга. Начав с этих позиций самбандхи, мы можем принять процесс совершенствования этих отношений – бхакти. Совершенством этого процесса является обретение премы – чистой любви к Богу (ШБ 2.9.18, 2.9.4, 2.19.33-36; БГ 10.8-11; ЧЧ Ади 1.19, 1.47).

Майявади тоже имеют самбандху, абхидхею и прайоджану. Их самбандха заключается в вечности и неотличности дживы и Брахмана. Процесс достижения совершенства этого знания – гьяна, а результат – слияние с Брахманом. Таким образом, самбандха - Брахман, абхидхея -гьяна, прайоджана – Брахман.

У материалистов тоже есть самбандха, заключающаяся в утверждении: «Я – наслаждающийся»; процесс достижения – вожделение (кама), а результат – смерть.

  1. Философия – самбандха.

Тема 1.7. Три аспекта Абсолютной Истины

Брахман – безличный, всепроникающий аспект Абсолюта. Воплощает в себе вечность бытия – аспект сат.

Параматма – всепронизывающий аспект Абсолюта, находящийся в сердце каждого живого существа, в каждом атоме, и поддерживающий всю вселенную. Содержит в себе аспекты сат и чит Абсолюта, то есть вечного бытия и трансцендентного знания.

Бхагаван – личностный аспект Абсолюта. В Нем раскрываются все три аспекта Абсолюта: сат, чит и ананда (БГ 2.2 ком., 6.10 ком.; ШБ 3.32.26, 3.25.29, 5.7.7).

Процесс, ведущий к осознанию Брахмана – гьяна. Этим путем идут два вида трансценденталистов (тех, кто ищет Абсолютную Истину; майавади и брахмавади). Несмотря на то, что они ставят одну и ту же цель, они имеют отличающиеся концепции, и результат их практики отличен

  1. Майявади полностью отвергают существование формы у Абсолютной Истины, Она для них безлична. Из-за такого оскорбления Личности Бога они не могут получить даже безличного освобождения и отправляются в ад; (БГ 7.24 ком.; 5,16; ШБ 3.32.26)

  2. Брахмавади признают существование Личности Бога, но, не осознавая своих с Ним отношений, стремятся раствориться в Его бытии. Благодаря оттенку бхакти в их практике они могут достичь желаемого растворения в сиянии Господа (БГ 5.16; ШБ 3.32.26)

  3. Но, если такому брахмавади посчастливится встретиться с чистым преданным Господа и с верой выслушать его наставления, он может также стать чистым преданным (БГ 6.20-23).

Сверхдуша не является полным личностным проявлением Господа (БГ 10,41-42). Благодаря Её присутствию поддерживается вселенная, поэтому проявлена эта форма только в материальном мире как Гарбходакашайи Вишну (БГ 7.4) и Кширодакашайи Вишну. Ее функциями являются:

  1. Наблюдение, как свидетеля и

  2. санкционирование всего происходящего (БГ 13.15, 13.23).

Параматма занимает нейтральное положение, с ней невозможно установить личностные взаимоотношения (БГ 9.9), но, сопровождая живое существо, именно она дает ему память, разум, забвение (БГ 15.15) и Она, являясь свидетелем всех поступков и желаний живого существа в прошлом, настоящем и будущем побуждает материальную природу действовать (БГ 8.4; ШБ 1.2.33, 1.17.20).

Сверхдуша одна (БГ 13.17) (форма Кширодакашайи Вишну), но, пронизывая Собой всю вселенную, Она проявляется в сердце каждого живого существа и в каждом атоме, поддерживая так существование вселенной (БГ 9 8; 8.4; 7.4).

Мистическая йога (аштанга-йога) – это процесс, ведущий к осознанию Параматмы (ШБ 5.7.7; БГ 3.25-29). Пройдя постепенно через контроль ума, дыхания и погрузив ум во внутреннюю медитацию, йог достигает ступени самадхи – транса, в котором Параматма открывается его взору (БГ 6.20-23, 8.12; ШБ 3.32.27).

Для йога, созерцающего Параматму, существует опасность отождествить свое существование с Ней (маявади) (БГ 13.23). Поэтому йог должен утвердиться в понимании различия души и Сверхдуши (БГ 13.3, 3.23; ШБ 3.28.43, 3.32.29).

  1. Сверхдуша обладает полнотой знания, которое никогда не покрывается и не теряется. Живое существо обладает знанием, ограниченным его чувствами и умом (БГ 7.26; 5.15-18).

  2. Из-за несовершенства чувств (материальных) живое существо склонно ошибаться. Параматма безупречна и абсолютно совершенна (БГ 5.16; ШИ введение, М-1).

  3. Живое существо по природе занимает подчиненное положение и во всем зависит от Сверхдуши. А Параматма является Ишварой – владыкой, как материальной энергии, так и духовной (пограничной) (БГ 9.8-10, 7.21, 5.15; ШБ 1.2.31).

  4. Живое существо знает только свое тело, но даже им оно не управляет. Сверхдуша сопровождает каждую индивидуальную душу и, зная ее желания, именно Она санкционирует преобразования материальной энергии в соответствии с желаниями и прошлой деятельностью живого существа (БГ 5,18, 7.21, 9.10 ком.,13.3).

Бхагаван – Личность Бога является источником как всех энергий, которые в совокупности своей представляют Брахман, так и частичного своего проявления, поддерживающего материальный мир, Параматмы. Поэтому тот, кто осознает Личность Бога, также осознает и Брахман, и Параматму, Но тот, кто видит лишь энергии или нейтральное состояние Абсолюта – Параматму не знает об их источнике (БГ 2.2. ком., 7.4).

Осознание трех аспектов Абсолюта можно сравнить с уровнем знания, видения Солнца. Видение лишь сияния Солнца подобно осознанию Брахмана. Видение Параматмы подобно осознанию солнечной поверхности. Осознание Брахмана сравнивается с проникновением во внутренние процессы, происходящие на Солнце (БГ 2.2.ком.).

Бхагаван можно познать исключительно посредством преданного служения. Обладая всеми чертами личности Он полностью свободен, то есть Он Сам открывает Себя по Своему выбору (БГ 10.114, 114 ком., 11.52-54). Совершенное преданное служение включает в себя и полное знание, и полное отречение от материи. Но проявляются они благодаря всепоглощающей любви живого существа к Богу (ШБ 1.2.12 ком., БГ 8.28; ШБ 3.33.26). Бхага – богатство, достояние. Ван – обладать.

Бхагаван обладает всеми достояниями в полной мере. Их шесть: богатство, сила, слава, красота, знание, отрешенность. Живое существо может иметь все эти качества, но только в какой-то мере. Это происходит еще и потому, что Личность Бога не статична, Он увеличивает Свои богатства, знание и силу в каждый последующий момент времени (БГ 2.2 ком.).

Поскольку познание Брахмана лишено знания о положительных качествах Абсолюта, на которых можно было бы сосредоточить ум, и рассматривает только то, чем Абсолют не является, то осознание Брахмана можно назвать отрицательной Абсолютной Истиной. Таким образом, человеку, медитирующему на Брахман, необходимо только уводить все объекты из поля своего созерцания, совершая усилия отречения, отрицания, отказа (ШБ 3.9.21 ком.).

Иногда инперсоналисты могут повторять святые имена или поклоняться Божествам. Но конечной целью они все равно ставят слияние с безличным сиянием Брахмана. Они считают, что занимать чувства нужно только на начальном этапе самоосознания, а совершенством этого пути является сосредоточенность на непознаваемом, бесформенном Абсолюте. (ШБ 9.14; БГ 11.52 ком, 7.24).

Когда йог видит Параматму в своем сердце, он не может иметь с Ней личностные взаимоотношения, поскольку отношения означают служение. Отвергая служение и свое положение слуги, йог не реализует себя, как личность, и, в конце концов (даже попав уже в брахмаджйоти) падает. Если у йога появляется желание что-то сделать для Параматмы, или даже если он просто восхищается Её обликом – это уже начало преданности, бхакти (ШБ 3.25.41).

Кришна – Бхагаван, Личность Бога, для поддержания материального мира проявляет Себя, как Параматма (БГ 7.4). Поскольку Он Личность, то функции нейтрального надзора и санкционирования в материальном мире исполняет Его частичное воплощение (БГ 13.15, 13.23). Также форма Кришны излучает ослепительное сияние – брахмаджйоти, на которое медитируют гьяни. Часть этого сияния погружена в невежество, которое трансформирует брахмаджйоти в материальную энергию (БГ 13.18, 14.3) За пределы этого невежества и хочет выйти гьяни, чтобы слиться с изначальным светом. Однако и в том и в другом виде, это ни что иное, как энергия Господа. Живое существо, не вошедшее во взаимоотношения с Господом, и свободное от влияния низшей энергии, также является лучезарной искоркой, подобной брахмаджйоти (БГ 13.13). Но, когда оно соединяет свою волю с волей Господа, оно обретает полную духовную форму с развитыми духовными чувствами. Оно также действует как энергия Господа, обладающая свободой выбора, но выбор этот всегда неотличен от желаний Господа (ШБ 3.25.41). Таким образом, Брахман, Параматма и Бхагаван представляют собой всю полноту, нет ничего кроме Абсолютной Истины: Кришны и Его энергий. (БГ 9.19, 17 ком, 9.4 ком.; ШБ 3.26.151).

Тема 1.8.Аватары

Экспансии – формы, исходящие от Кришны. Они могут быть наделены всеми достояниями Верховной Личности Бога или обладать ими частично.

Аватара – это нисхождение Господа в одной из Своих форм в материальный мир с определенной миссией (БГ 4.8 ком.; УГЧ с.111; ШБ 1.16.30). Но, даже проявляясь в материальном мире, Господь имеет духовное тело (БГ 4.6, ШБ 1.15.35),

Существует 6 основных видов аватар Господа (БГ 4.8 ком.; 1.3.5; УГЧ с. 108-118):

  1. пуруша-аватары, назначение которых состоит в том, чтобы создавать и поддерживать материальное творение. При этом конкретные формы, населяющие вселенные создает уже Брахма - творец вселенной; (ШБ 2.10.4).

  2. гуна-аватары: Брахма, Вишну и Шива, управляющие соответственно гуной (качеством) страсти, благости и невежества (ШБ 1.3.5);

  3. юга-аватары нисходят, чтобы принести в каждую югу религиозный путь развития живого существа (юга-дхарму). В кали-югу это аватара желтого цвета и приносит путь (санкиртана-ягью) совместного воспевания святых имен Господа (БГ 4.8 ком). В Сатья-югу – аватара белого цвета и процесс осознания Господа – медитация; в Трета-югу – красного, процесс – жертвоприношения (ягья); в Двапара-югу – черного, процесс – поклонение Божеству в храме;

  4. лила-аватары – бесчисленны, но известно 10 из них, регулярно (неизменно) приходящих с разными целями (см. Дэша-аватара-стотра «Песенник»). Главной же целью нисхождения лила-аватар является защитить своих преданных, сгорающих в разлуке с Господом Своим личным присутствием, а также оставить описания своих деяний, которые поглощают умы Его преданных – кришна-катху (БГ 4.9 ком., 8 ком., ШБ 1п 6 глава);

  5. манвантара-аватары – прародители человечества, наделенные особыми полномочиями (ШБ 2.1.36). Ману создает законы, по которым должны жить человеческие существа (как «Ману-самхита», например). Когда истекает срок правления каждого Ману, все планеты вплоть до планет типа Земли погружаются в воды потопа. Таким образом, за день Брахмы сменяются 14 Ману, за месяц – 420, за год – 5040, за всю жизнь Брахмы – 504000;

  6. шактьявеша-аватары – наделенные особым могуществом, полномочиями живые существа (ШБ 4.19.3, 4.12.37). Это могут быть вечные спутники Господа, приходящие в материальный мир с особой миссией (ШБ 3.5.21). К примеру, Нарада – воплощение преданного служения; царь Притху – воплощение исполнительной власти; Калила, Ришабхадев, Кумары – воплощение знания и т.д.

Господь нисходит в материальный мир:

  • чтобы восстановить религиозные принципы;

  • уничтожить безбожников;

  • защитить своих преданных – это главная причина, так как других целей Он может достичь с помощью Своих энергий, а успокоить сердца Своих преданных, сгорающих в разлуке с Ним, Он может только лично. (БГ 4.7-9; ШБ 1.2 34; ИВН с.829-830).

Кришна – Сваям Бхагаван является источником всех экспансий и аватар подобно тому, как огонь одной свечи является начальным для того, чтобы загорелись другие свечи, Он обладает 4-мя особыми качествами, которые присущи только одному Ему:

  1. Он всегда окружен любящими преданными;

  2. Он проводит время в сладостных играх;

  3. Он очаровывает все миры Своей игрой на флейте;

  4. Он обладает необыкновенной, сладостной красотой (УГЧс. 130-133).

Остальные 60 качеств могут в полной мере проявляться в Его экспансиях, но эти 4 отличают только Изначальную Личность Бога – Кришну (НП с. 197). Кришна может проявлять Свои полные и составные части. Он выделяет из Себя экспансии для исполнения различных ролей, но Сам Кришна никогда не покидает Вриндавана, Он всегда занят Своими сладостными играми с гопи и другими обитателями Враджа (УГЧс 125-129).

Тема 1.9.Творение Господа

Бесчисленные планеты Вайкунтхи составляют духовное творение Господа. Из них выделяется одна – Голока (Кришналока) – планета Кришны, или планета коров («го» – корова, «лока» – планета). Все они плавают в духовном сиянии брахмаджьоти, которое исходит из тела Кришны и бесчисленных четырехруких форм Нараяны, каждый из которых управляет одной из планет Вайкунтхи. Небольшая часть брахмаджьоти (ШБ 2.5.11) покрывается невежеством (где нет памяти о Кришне). Там Господь в форме пуруша-аватар проявляет материальную энергию и бесчисленные вселенные (ШБ 2.5.21; 4.17.21). Каждая вселенная управляется Брахмой и Он же проявляет всё многообразие материальных форм во вселенной.

В центре вселенной располагается 14 планетных систем, (ШБ 2.5.38-39; 2.5.40-42) разделенных на 3 уровня существования: низшие, средние и высшие или райские (ШБ 3.10.7-9; 3.11.26; 4.20.35-36). Диаметр этого ядра вселенной составляет 6 миллиардов км. (ШБ 5.20.37). Снаружи вселенная укрыта многослойной оболочкой, создающей внутри полную темноту. Поэтому в каждой вселенной есть лучезарная планета – Солнце, которая светит отраженным светом брахмаджьоти, сиянием духовного мира (ШБ 3.26.3; 4.12.37) Оболочка вселенной состоит из 7 слоев, каждый из которых толще предыдущего в 10 раз. Первый слой представляет собой изначальную воду1. Следующие: огонь, воздух, эфир, ум, ложное эго и самый толстый внешний слой – слой непроявленной, недифференцированной материальной природы (прадханы) (ШБ 2.1,25; 2.2.28; 3.26.52: 3.26.10; 3.32.9.1.6.31).



Низшие планетные системы (7 уровней ниже Земли) населяют змеи и змееподобные существа, Наги, материалисты и демоны. На самые низшие уровни этих планет не проникают солнечные лучи и освещаются они сиянием драгоценных камней, которыми украшены клобуки Нагов. В материальном отношении все эти планеты находятся на высоком уровне развития цивилизации, предназначение которой одно – удовлетворение чувств. Однако обитатели их не знают о преданном служении и обладают материалистическим и даже демоническим сознанием (ШБ 4.29.28).

Средние уровни планет, типа Земли, населяют человеческие существа. Это единственное место во вселенной, где живое существо зарабатывает последствия за свои действия (карму). Это самое благоприятное место для практики преданного служения, поскольку оно свободно от излишней роскоши для удовлетворения чувств и излишних страданий, которые отвлекают ум живого существа (ШБ 5п. гл.20).

Высшие уровни планетных систем населяют сиддхи, чанары, видьядхары, кимпуруши, духи, привидения, полубоги; еще выше – мудрецы, риши, аскеты, давшие обеты безбрачия. На самой высшей планете Брахмалоке (Сатьялоке), представляющей собой лотос, несет свое служение Господь Брахма со своими спутниками. На этих планетах есть неограниченные возможности и для преданного служения, и для тонкого удовлетворения чувств. Все обитатели этих планет преданы Господу хотя и в разной степени (ШБ 3.25.37, 3.10.27-28, 3.5.49, 4.18.19).

Вайкунтха (место, где нет тревог) – планеты духовного мира, которым нет числа. На планетах Вайкунтха вечные спутники Господа поклоняются Ему в одной из четырехруких форм Господа Нарайаны (ШБ 3.15.26). Развив привязанность к определенной форме Господа, преданный из материального мира переносится именно на ту планету духовного мира, где он может продолжать свои взаимоотношения с возлюбленным им образом Господа. Преданные на этих планетах имеют тела, подобные Господу – четырехрукие, и поклоняются Ему в духе благоговения и почтения (ШБ 3.15.13-22, 4.9.11).

Голока – высшая планета духовного мира делится на три части: Дварака, Матхура и Вриндаван (ШБ 3.2.11). Различаются они по степени, в которой сладость игр и взаимоотношений с Господом перекрывает благоговение перед его богатством, силой. Обитатели Вриндавана вообще не помнят о могуществе Господа, сладость той любви, которую они испытывают по отношению к чудесному проказнику и очаровавшему их сердца юноше не позволяет им даже до конца осознать сверхъестественное могущество Его деяний; они просто «плавают» в сладости. Но основой взаимоотношений с Господом, как на Вайкунтхах, так и на Голоке, является стремление служить; все преданные считают, что предназначение их только в том, чтобы доставить радость Господу, в каких бы отношениях с Ним они ни находились (ШБ 3.2.9-10; 3.2.14; 3.15.42; 3.15.39).

Второй стороной Вриндавана является Навадвипа, они не отличны. Различие лишь в том, что во Вриндаване Радха и Кришна проявляют Себя порознь, а в Навадвипе Они сливаются в чудесный единый золотой облик Господа Гауранги. Есть отличие в оттенках настроения: во Вриндаване – сладость, а в Навадвипе – великодушие, сострадание, с которым Господь Чайтанья и Его вечные спутники раздают всем сладость Святого имени Радхи и Кришны. Во Вриндаване воплощением этого великодушия и сострадания является Шримати Радхарани (Навадвипа Дхама Махатмья, Бхактивинод Тхакур).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Учебник по курсу «Основы философии и духовной практики сознания Кришны» iconЭкзаменационные вопросы по философии понятие мировоззрения. Структура мировоззрения
Категория сознания в истории философии. Субстанциальное и несубстанциальное понимание сознания
Учебник по курсу «Основы философии и духовной практики сознания Кришны» iconКонспект лекций по дисциплине основы философии n де
Философия является одной из важнейших составляющих духовной культуры человека, особой формой мировосприятия
Учебник по курсу «Основы философии и духовной практики сознания Кришны» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Социология духовной жизни»
Формы духовной жизни и элементы общественного сознания: соотношение и критерии разграничения
Учебник по курсу «Основы философии и духовной практики сознания Кришны» iconУчебное пособие. М., 1995. История западноевропейской философии:...
История философии: Учебник / Ч. С. Кирвель и др. Под ред. Ч. С. Кирвеля. – Мн., 2001
Учебник по курсу «Основы философии и духовной практики сознания Кришны» iconВопросы к экзамену по философии фмф
Место философии в системе культуры. Возникновение философии как особой формы духовной культуры общества. Возникновение философии...
Учебник по курсу «Основы философии и духовной практики сознания Кришны» iconНектар наставлений Предисловие
Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Ачарья-основательМеждународного общества сознания Кришны
Учебник по курсу «Основы философии и духовной практики сознания Кришны» iconИта вегман основы развития врачебного искусства согласно исследованиям духовной науки содержание
Познание субстанций как основа познания лекарственных средств XVIII. Лечебная эвритмия XIX. Характерные случаи из практики
Учебник по курсу «Основы философии и духовной практики сознания Кришны» icon1. Понятия и сущность сознания. Структура сознания
Проблемой сознания в философии является одной из самых трудных, все классические философы пытались разрешить эту проблему и дать...
Учебник по курсу «Основы философии и духовной практики сознания Кришны» iconСознание Кришны: индуистский культ или божественная культура?
Несмотря на то что сознание Кришны и современный индуизм имеют общие исторические корни древнюю ведическую культуру Индии, индуизм...
Учебник по курсу «Основы философии и духовной практики сознания Кришны» iconВопросы к экзамену по курсу «основы психологии и педагогики»
Школы современной психологии и их связь с педагогикой: психология сознания, гештальтпсихология, когнитивная психология
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница