План семинарских занятий


Скачать 56.46 Kb.
НазваниеПлан семинарских занятий
Дата публикации06.04.2013
Размер56.46 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
2012-2013 учебный год
(ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ЭКОНОМИКЕ»)
Преподаватель: к.ф.н., доц. Т.А. Баширов
Общее количество аудиторных часов составляет 22 часа (каждая тема семинарского занятия изучается 2 часа)
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Концепции современного естествознания: учебник / П.А. Голиков, В.В. Зайцев, Е.И. Майорова, Е.Р. Россинская, А.И. Семикаленова; под ред. Е.Р. Россинской. – М.: Норма, 2007. – 448 с.

  2. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М, 2007. – 704 с.



^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. – М., 2001.

  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2001.

  3. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания. – М., 1997.

  4. Гильмиярова С.Г. Естествознание. – Уфа, 1999.

  5. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – М., 2001.

  6. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1998.

  7. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1999.

  8. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 2001.

  9. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания. – М., 2003.

  10. Готт В.С., Тюхтин В.С., Чудинов В.М. Философские проблемы современного естествознания. – М., 1974.

  11. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естество­знания. – Калуга, 1997.

  12. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания. – М., 1999.

  13. Гусманова Г.М. Концепции современного естествознания. – Уфа, 1999.

  14. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – Новоси­бирск, 1999.

  15. Ерохин В.Г. Концепции современного естествознания. – Рязань, 1997.

  16. Естествознание и основы экологии. – М., 1999.

  17. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 1997.

  18. Концепции современного естествознания / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1999.

  19. Концепции современного естествознания / Под ред. Н.М. Кожевникова. – СПб.: Нестор, 2002. – 74 с.

  20. Концепции современного естествознания / под ред. С.И. Самыгина. – Ростов – на – Дону, 1997.

  21. Короновский Н.В. Наша планета Земля. – М., 2002.

  22. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996.

  23. Кунафин М.С. Концепции современного естествознания. – Уфа, 2002.

  24. Лукьянов А.В., Суркова Н.А., Иванова С.Г. Философские вопросы естествознания. – Уфа, 1999.

  25. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 1999.

  26. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 2006.

  27. Раевская Н.В. Концепции современного естествознания. Конспект лекций. – СПб., 2001.

  28. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М., 1999.

  29. Рыболов Л.Б. Концепции современного естествознания. – М., 1999.

  30. Свиридов В.А. Концепции современного естествознания. – СПб., 2006.

  31. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 1999.

  32. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 2001.

  33. Суханов А.Д. Концепции современного естествознания. – М., 2000.

  34. Философские проблемы естествознания / под ред. С.Т. Мелюхина. – М., 1985.

  35. Философские проблемы науки и техники / Е.Ю. Бельская и др. – М., 1991.


Семинар 1. (2 часа)

Вводный семинар1

  1. Анализ понятия «природа».

  2. Объект и предмет естествознания.

  3. Специфика знания на донаучном, преднаучном и научном этапах развития естествознания (основные черты).

  4. Структура естественнонаучного познания (эмпирический и теоретический уровни, методы познания).

  5. Связь мифа, магии, религии и науки.


Семинар 2. (2 часа)

На пути к классическому естествознанию

  1. Система знаний Древнего Востока (письменность, медицина, астрономия, математика).

  2. Математическое естествознание пифагорейской школы (учение о тетраксисе, закон Архита, теорема Пифагора).

  3. Концепция атомизма в древнегреческой натурфилософии (Левкипп, Демокрит, Эмпедокл, Эпикур).

  4. Значение арабской системы знаний в истории естествознания (медицина, астрономия, математика).

  5. Становление гелиоцентрической картины мира (Н. Кузанский, Н. Коперник, Д. Бруно).

  6. Основные идеи в естествознании Г. Галилея.


Семинар 3. (2 часа)

Расцвет классического естествознания

      1. Астрономия Т. Браге и законы Кеплера.

      2. История открытия закона всемирного тяготения.

      3. Механика Ньютона.

      4. Закон сохранения энергии: история открытия, значение в науке.

      5. Космические скорости и энергетика космических полётов в свете классического естествознания.


Семинар 4. (2 часа)

Электричество и магнетизм

1. История открытия электричества.

2. Исследование электромагнетизма М. Фарадеем.

3. Заряд и поле. Закон сохранения электрического заряда.

4. Электромагнитное взаимодействие. Электромагнитная теория поля.

5. Электрические явления в атмосфере Земли.

6. Свет как электромагнитная волна.

Семинар 5. (2 часа)

Основы термодинамики

1. Роль тепловых явлений в природе.

2. Теория теплорода. Корпускулярная теория теплоты.

3. Законы термодинамики.

4. Молекулярно-кинетическая теория.

5. Энергия и энтропия. Проблема «абсолютного нуля» температуры.
Семинар 6. (2 часа)

Квантовая теория.

1. Хронология становления квантовой теории.

2. Гипотеза М. Планка. Кванты.

3. Фотоэлектрический эффект и дискретная природа света.

4. Квантовая теория Н. Бора.

5. Вероятностный характер процессов в микромире. Гипотеза Луи де Бройля об универсальности корпускулярно-волнового дуализма.

6. Принцип неопределенности В. Гейзенберга.

7. Волновая механика Э. Шредингера.

8. Принцип неопределенности Н. Бора.


Семинар 7. (2 часа)

Пространство и время

  1. Биологические предпосылки времени и дифференциация пространства.

  2. Пространство и время мифа и натурфилософии. Теоцентрическая модель пространства и времени средневековья.

  3. Классические концепции пространства и времени (континуальность и дискретность пространства и времени, проблема реального пространства).

  4. Предпосылки неклассических интерпретаций пространства и времени (принцип относительности Галилея, опыт Майкельсона-Морли, принцип относительности и электродинамика Максвелла).

  5. Неевклидовы геометрии (Лобачевский, Риман, Больяй).


Семинар 8. (2 часа)

Принцип относительности в современном естествознании. Симметрия


    1. Специальная теория относительности.

    2. Общая теория относительности.

    3. Современная критика СТО и ОТО в связи с проблемами научного метода и «смены парадигм» в естествознании.

    4. Симметрия, виды симметрии в природе. Роль симметрии в организации мира.


Семинар 9. (2 часа)

Синергетика и кибернетика

  1. Хаос и порядок в природе.

  2. Самоорганизация: история возникновения и основные положения.

  3. Необходимость и случайность в природе.

  4. Сложность.

  5. Кибернетика и теория управления.


Семинар 10. (2 часа)

Концепции жизни в современном естествознании


  1. Анализ основных определений жизни. Жизнь как «антиэнтропийный процесс».

  2. Гипотезы происхождения жизни на Земле.

  3. Структура и функции клетки (физико-химические аспекты). Признаки живого вещества.

  4. Теории эволюции. Принципы и факторы эволюции живых организмов.

  5. Теория наследственности.


Семинар 11. (2 часа)

Планета Земля: эволюция, строение, динамика


  1. Происхождение Земли и основные этапы её эволюции.

  2. Строение и термодинамика Земли.

  3. Геологические условия возникновения биосферы.

  4. Биотические и абиотические круговороты.

  5. Порядок распространения (хронология) жизни на Земле.

1 Каждый семинар (одна тема) рассчитан на одно занятие (2 часа).




Похожие:

План семинарских занятий iconМетодические указания по отдельным видам занятий планы семинарских...
Цель проведения семинарских занятий определяется задачами, которые предполагается решить в ходе занятия, а они вытекают из конкретной...
План семинарских занятий iconТематика семинарских занятий по курсу «организационная культура»
Цель семинарских занятий: развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков самостоятельной работы с научной литературой,...
План семинарских занятий iconПланы семинарских занятий 2 планы семинарских занятий для студентов...
Цель: Изучить структуру окружающей среды, основные среды жизни. Изучить типы биотических взаимоотношений
План семинарских занятий iconТематический план практических (семинарских) занятий № Темы и их объем в часах Устный опрос
Гражданское право: Учебник – ч. 1/ Под ред. Сергеева А. П., Толстого Ю. К. – М., 2000
План семинарских занятий iconПланы семинарских занятий занятие Введение План
Народы, которые населяли территорию Украины в древности (киммерийцы, скифы, сарматы, греки, готы, гунны)
План семинарских занятий iconПланы семинарских занятий семинар Фирма как основное звено рыночной экономики. План
Производственная программа и ее показатели. Условия оптимальной производственной программы
План семинарских занятий iconУчебный план группы бм-2 на 4 сесестр 2012-2013 учебного года
Указывается цель практических и/или семинарских занятий, тематических дискуссий, деловых игр и их тематика
План семинарских занятий iconДля чего организации внедряют системы менеджмента качества, и какие преимущества они дают?
План семинарских занятий по дисциплине «Управление качеством таможенной деятельности»
План семинарских занятий iconУчебный план группы бм-2 на 4 сесестр 2012-2013 учебного года
Указывается цель практических и/или семинарских занятий, тематических дискуссий, деловых игр и их тематика
План семинарских занятий iconКалендарно-тематический план семинарских занятий по дисциплине «Уголовное право (часть общая)»
Понятие преступления. Категории преступлений. Множественность преступлений. Домашнее задание
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница