Под критикой он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания


Скачать 73.21 Kb.
НазваниеПод критикой он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания
Дата публикации09.03.2013
Размер73.21 Kb.
ТипИсследование
userdocs.ru > Философия > Исследование
Учение И. Канта об априорных формах познания.

Вводная часть. Непосредственно будет ниже.

Кант пишет об априорных формах познания в своем труде «Критика чистого разума». Критика - это анализ познавательных способностей человека. Под критикой он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания.

В своих работах он исходит из того, что возможности познания определяются прежде всего особенностями восприятия внешнего мира, а не внешним миром как таковым.

Есть разные объекты познания, которым соответствуют различные типы познавательной деятельности. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы осмыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы».

Кант различает

- не зависящий от наших ощущений и мышления мир – мир «вещей в себе» («вещи сами по себе»). Для теоретического познания мир вещей в себе закрыт. Это мир ноуменов (с гречки «постигаемое»).

- мир феноменов, явлений, мир чувственных предметов, мыслимых рассудком.

У Канта феномен — объект, конституированный трансцендентальным субъектом (мыслящим «Я»). Феномен выступает в качестве предмета возможного опыта в доступных нам априорных формах чувственного созерцания. Феномен противопоставлен у Канта ноумену.

В нашем знании всегда присутствуют априорные (знание, предшествующее опыту и независимое от него. Оно оформляет чувственность) и апостериорные элементы (знание, получаемое из опыта).

^ Априорная основа познания имеет двойственный характер.

- категории или «интеллектуальные синтезы»

- время и пространство как априорные формы чувственности.

Главную роль при преобразовании чувственного опыта в эмпирический опыт играет рассуждение.

Категории (нечувственный элемент опыта) – это схема мышления, это априорное содержание понятия, не зависящее от опыта. Они не только соединяют чувственные данные, но и вкладывают в них определенные значения, которые образуют составную часть опыта.

Предметы нам должны быть «данными», чтобы они могли быть «мыслимы». Категории являются «синтезами» и «способами действия», которым мы бессознательно подчиняем чувственные данные. Опыт делится на две части: «формальную» или имеющую априорный характер и на содержание, которое является «эмпирическим», т.е. должно быть нам «дано» извне.

^ Условие познания – общезначимые априорные формы (первая их функция), упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами «практического разума», необходимой предпосылкой нравственности.

Свою ф-фию Кант называл «трансцендентальной» (выходящей за пределы) – выходящей за пределы эмпирического опыта с помощью априорных форм (это формы разума, о которых ниже). Это не столь предмет знания, сколько веры, непознаваемый. Процесс познания оказывается не воспроизведением «вещи в себе», а конструированием мира явлений»: «рассудок не черпает свои законы (априори) из природы, а предписывает их ей». Т.е. – в философию Канта надо верить (?)

Кант ставит задачу, выявить особенности различных видов познания, лежащих в основе различных наук. (математика, естествознание (основывается на рассудке) и метафизика (разум). Метафизика по нему вообще не должна быть предметом познания.

^ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПО ТЕМЕ

Человек обладает тремя познавательными способностями: чувственностью, рассудком и разумом.

1) Чувствовать (способность к ощущениям)

2) Рассудок (способность к понятиям и суждениям)

^ 3) Разум (способность к умозаключениям)

В их основе находятся априорные формы.

Априорные формы чувственности – пространство и время

Время и пространство не существуют в реальном мире, а являются формами нашего восприятия, организующими изначальный привходящий в восприятие хаос. Они существуют без опыта и вне опыта в том смысле, что присущи нашему чувственному восприятию как таковому, наличие восприятия само по себе предполагает существование в нем механизмов упорядочивания ощущений в пространственном и временном измерениях.

^ Наложение связей в мире феноменов находится при помощи категорий рассудка. При помощи этих связей познающий превращает хаос в порядок и закономерный движущийся мир.

Пространство и время - это не характеристики материи, а наши внутренние психические характеристики. Наши ощущения изначально расположены в определенном психологическом пространстве. Смена ощущений и есть время.

Изучая наше мышление, на уровне пространства и времени мы создаем математику.

Изучая пространство мы создаем геометрию, изучая время мы создаем арифметику.

Математика - наука о пространстве и времени.

^ Априорные формы рассудка – категории (12 шт., разбитые на 4 группы)

- категории кол-ва (единство (единица меры), множество (величина), совокупность (цельность)

- качества (реальность, отрицание, ограничение).

- отношения (субстанция (присущность и самостоятельное существование), причинность (причина и действие), общение (взаимодействие между действующим и подвергающемуся действию)

- модальности (возможность (возм-ть и невозм-ть), действительность (существование и несущ-е), необходимость (необ-ть и случайность).

^ Благодаря соединению понятий и ощущений возникает научное знание (естествознание)

Апостериорные суждения: некоторые лебеди - бывают черными, докажите нам это на опыте - опыт человек изменчив.

Наука не может опираться на апостериорные суждения (некоторые лебеди черные) т.к. человеческий опыт изменчив и недостоверен.

^ Априорные суждения: все люди смертные. Наука может опираться на априорные суждения (все люди смертные) т.к. они не зависят от недостоверного опыта.

Все эмпирические знания – синтетические. Тело протяженно потому, что, когда мы представляем тело, то мы его вес не представляем, но протяженность представляем. Априорные аналитические суждения – поясняющие, априорные синтетические – расширяющие.

Высшим основоположением, которому подчиняются аналитические суждения (принципом, делающим их достоверными), является логический закон противоречия (то есть они истинны, если не противоречат себе).

Синтетические априорные суждения расширяют наше знание и в то же время общезначимы. Они являются идеалом всякого знания. Соответственно, формулируется вопрос, как возможны априорные синтетические суждения (на каком основании производится синтез), ведь они не могут быть получены из опыта (апостериори), а только из чистого разума (априори). Синтетические априорные суждения возможны, поскольку подчиняются как высшему основоположению трансцендентальному единству апперцепции.

^ ТЕА: сознавая себя, мы вместе с тем осознаем, что от представления о себе неотделимо численное тождество. Это означает, что Я мыслится нами сохраняющимся в потоке перцепций (само оно при этом находится вне времени), стало быть, единичным, а следовательно, задающим единство всего многообразия наших состояний. Данное единство Кант и называет трансцендентальным единством апперцепции. («Я мыслю»). Т.е. оно является условием возможности подведения многообразия чувственного представления под априорные понятия единства, высшим условием единства всех понятий рассудка, вообще высшим условием всех синтезов. В результате суждение приобретает объективную значимость и становится не просто истинным, а необходимо истинным суждением.

^ Расширение темы - Почему разум познавать не может. Какие есть у него априорные формы, которые создают диалектику, «видимость логики», по Канту.

Разум познавать не может, но может осуществлять систематизацию познания; главная же область его приложения - практическая философия. Идеи разума поэтому не выражают априорный элемент познания, а являются лишь "проблематическими" понятиями "как если бы" (als ob), за исключением идеи свободы, которая лежит в основании практического разума: "Но свобода - единственная из всех идей спекулятивного разума возможность, которой хотя мы и не постигаем, но знаем a priori, так как она есть условие морального закона, который мы знаем".

В трансцендентальной диалектике Кант исследует вопросы, каковы априорные формы чистого разума как особой познавательной способности, как возможны априорные синтетические суждения в метафизике, и как возможна метафизика в качестве науки. Существуют априорные понятия чистого разума — трансцендентальные идеи, отличие которых от категорий рассудка состоит в том, что они не соответствуют никакому предмету и выходят за пределы опыта в стремлении завершить всякое рассудочное познание высшим единством. Но это формы, которые вводят нас в иллюзию познавания метафизических вопросов.

Познание в метафизике производится с помощью априорных синтетических диалектических умозаключений, высшим основоположением которых является сам разум. Эти умозаключения делятся на три вида:

-категорические умозаключения (трансцендентальные паралогизмы) обосновывают идею субстанциальности души (психологическая форма),

-гипотетические (антиномии) — идею Вселенной как целого (космологическая форма),

- разделительные (идеал) — идею Бога (теологическая форма).

Попытки человека выйти за пределы опыта естественны и неотвратимы, ибо отвечают духовным запросам человека, поскольку он человек. Оказавшись за горизонтом опыта, человеческий разум неизбежно впадает в ошибки (случай голубя, вздумавшего улететь за пределы атмосферы и забывшего, что сопротивление воздуха не препятствие, а условие полета). У ошибок же, возникающих за горизонтами опыта, есть своя точная логика (из области того, чего не может быть). Последняя часть «Критики чистого разума» перечисляет, сколько и какие именно иллюзии характерны для человеческого духа, пока он не войдет в пространство порядка. Различие между эмпирической, логической и трансцендентальной иллюзиями - критическое изучение таких ошибок и есть, по Канту, диалектика.

^ Некоторые понятия.

Практическая философия – философия морали, нравственности, в общем как должны между собой взаимодействовать люди. Цель практической философии – указать людям те условия (общественные, экономические, политические и моральные), которые позволят им достичь счастья.

^ Антиномии Канта:

Мир конечен — мир бесконечен.

Каждая сложная субстанция состоит из простых частей — не существует ничего простого.

В мире существует свобода — в мире не существует свободы, но господствует только причинность.

Существует абсолютно необходимая сущность — нет абсолютно необходимой сущности.

^ Трансцендентальным паралогизмом называется такое ложное умозаключение, которое имеет трансцендентальное основание. Основание находится в природе разума и ведет к неизбежной иллюзии, которая, однако, может быть устранена. При отсутствии приписываемой критикой дисциплины разум принимает свои идеи за предметы сами по себе и переходит к конститутивному применению трансцендентальных идей. Как следствие, разум неизбежно впадает в заблуждение (трансцендентальную иллюзию), частным случаем которой является паралогизм.

На основании паралогизма рациональной психологией производится доказательство в пользу субстанциальности души. Логический субъект в этом доказательстве принимает характер реальной субстанции.

Важными характеристиками рассудка являются:

строгое отделение понятий друг от друга

способность правильно классифицировать воспринимаемое

непротиворечиво систематизировать опыт и знание

Трансцендентальное — связывающее части содержания, находящиеся по разные стороны некоторого предела.

Похожие:

Под критикой он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания iconКант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо...
Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования,...
Под критикой он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания iconРуководство не в состоянии принять необходимые и срочные меры, что...
Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого...
Под критикой он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания iconГолдстейн И. Ф. Как мы познаем. Исследование процесса научного познания. Сокр пер с англ
Голдстейн М. и Голдстейн И. Ф. Как мы познаем. Исследование процесса научного познания. Сокр пер с англ. – М.: Знание, 1984. – 256...
Под критикой он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания icon4) Язык (определение, структура, функции). Определение
Природа и сущность языка: социальное явление, возникшее и развивающееся в силу потребности людей в общении, психическое явление,...
Под критикой он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания iconЦель человеческого познания истина. Познание происходит через мышление....
Цель человеческого познания – истина. Познание происходит через мышление. Мышлением можно достичь истину и нет. Логика – наука о...
Под критикой он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания iconИсследование производят по следующему плану
Исследование производят по следующему плану: 1) Опрос 2) Исследование речью 3) Исследование с помощью камертонов. 4) Аудиометрическое...
Под критикой он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания icon1. определение и цели психологического консультирования
С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных...
Под критикой он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания iconНет границ, нет зарода полей под луной

Под критикой он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания iconИсследование на акантолитические клетки
Определение и описание первичных и вторичных морфологических элементов на коже и слизистых
Под критикой он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания iconИсследование мышечной системы
Определение признаков гнойного воспаления (абсцесс, флегмона, панариций, рожа и др.)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница