Литература Основная


Скачать 175.83 Kb.
НазваниеЛитература Основная
Дата публикации09.03.2013
Размер175.83 Kb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Философия > Литература
Основы философского понимания мира.

Вы будете изучать:

• философское учение о мире;

• философское осмысление природы;

• теорию познания.

Цели модуля:

• проследить постоянное обновление взглядов философов на развитие природы и познания;

• познакомить с современной философской картиной мира;

• дать основные понятия философской онтологии и гносеологии;

• представить смысл проблем, занимавших мыслителей;

• объяснить различие между философской и религиозно-мифологической картинами мира.

После изучения модуля вы сможете:

• знать такие разделы философии, как онтология и гносеология;

• понимать причину изменений представлений о мироустройстве;

• ориентироваться в современных научных теориях о строении мира;

• иметь представление о сложности процесса познания мира и его противоречиях;

• различать типы философских позиций в понимании мира.

. Литература

Основная

1 Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. - М., 2002.

2. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания: Учеб.пособие для студентов вузов. — М., 2003.

3. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия: Справочник СТУТС!та. - М., 1999.

4. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2000.

5. Философия. Хрестоматия / Сост. П. С. Гуревич. - М., 2002.

Дополнительная литература

1. Антология мировой философии. В 4 т. - М., 1969-1971.

2. Никифоров А. Л. Природа философии. - М., 2001.

3. Пригожий И., Стенерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. — М., 1986.

4. Рассел Б. История западной философии. — М., 1999.

5. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.В4т.-СПб., 1997.

6. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии. — 2000.

7. Степин В.С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М., 1994.

8. Тарное Р. История западного мышления. - М., 1995.

9. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов. - СПб., 2003.

Философское учение о бытии

В философии есть разделы, посвященные определенному кругу проблем. Философское учение о бытие принято называть онтологией. Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, его универсальные связи, основные характеристики и законы. Как возник наш мир, каковы его характеристики, по каким законам он развивается и куда направлено его развитие — все это вопросы онтологии.

Философское осмысление мира в онтологии осуществляется с помощью категорий как предельно общих понятий. Важно учитывать, что философские категории не являются неизменными, застывшими понятиями, в ходе процесса общественного познания их содержание развивается. Многие философские категории взаимообусловлены.

Самыми общими понятиями онтологии и философии являются категории «бытие» и «небытие». Все, что существует, составляет бытие. То, чего не существует, относится к небытию. В философской литературе в качестве синонимов понятия «бытие» часто употребляются понятия «существование», «мир», «космос», «действительность», «реальность». Синонимами понятия «небытие» служат понятия «несуществование», «ничто».

Все существующее в мире имеет одну общую черту — оно есть, оно существует: галактики и планеты, растения, животные и люди, общество и культура. В то же время все существующее имеет разные способы и формы существования. В этом заключается философский принцип многообразия мира. Философия стремится выяснить вопрос о существовании как мира, так и человека. Поэтому она нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека и сознания — категории бытия.

Философы исходили из того, что такая идея позволяет мысленно объединить самые различные предметы и явления мира лишь по одному признаку — их существованию: природа и общество, люди и их действия,

мысли и чувства существуют и образуют целостное единство мира.

______________________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________

БЫТИЕ— это философская категория, с помощью которой осознается всеобщая связь между всем существующим: природным, социальными духовным

__________________________________________________________________________________

Размышление о бытии не останавливается просто на естественном убеждении человека в существовании мира. Предметом раздумий становятся такие вопросы, как прошлое, настоящее и будущее мира. Человек в повседневной жизни может не обременять себя подобными вопросами, однако они необходимы для философской рефлексии. Философия осмысляет тему бытия в целом ряде категорий.

Понятие субстанция обозначает реальную основу конкретного мира, проявляющуюся в различных формах существования предметов и явлений. В истории философии были различные мнения о том, сколько же субстанций лежит в основе бытия. Некоторые философы считают равноправными оба начала бытия: и материальное и идеальное, — их называют дуалистами (от лат. аио — два). В противоположность дуализму позицию признания первичности одного из двух факторов, материального или идеального, называют философским монизмом (от греч. топоз — один).

Основными видами бытия являются материальное и идеальное бытие. К материальному бытию относят физический, природный мир, мир вещей. К идеальному бытию относят духовный мир, мир сознания, мир идей.

Монизм может быть идеалистическим, если в качестве субстанции выбирается идеальное бытие (именно такой позиции придерживался, (например, Гегель), и материалистическим, если субстанцией является материальное бытие (такое понимание представлено в философии (Маркса). Позиция дуализма была выражена в философии Дека содержание категорий «материальное бытие» и «идеальное конкретизируется в категориях «материя» и «сознание».

__________________________________________________________________________________

^ МАТЕРИЯ - это философская категория, означающая первооснову материального бытия.

СОЗНАНИЕ — это философская категория, означающая первооснову идеального бытия.

__________________________________________________________________________________

Категории материи и сознания образуют такую пару категорий в противопоставлении которых основывается расхождение меж материализмом и идеализмом. В истории философии синонимам: гории «материя» являлись понятия «первовещество», «материи, из которого сделаны все тела», «мельчайшая частица реальности» одушевленное вещество» и др.

Исторически первым было определение материи как основы ственности, телесности. В этом понимании материя еще не противопоставлялась сознанию. Душа (человека, животных, растений) мыслилась как совокупность мельчайших материальных части).

После, создания Платоном развернутого учения об идеально понятие «материя» в философском знании стало противопоставляться понятию «сознание» (дух). Материей в основном стали на неодушевленное, мертвое, пассивное вещество, противоположи» здоровому, активному, творческому духу. У Аристотеля, который впервые использует это понятие, материя является первоначалом всего существующего. Именно в качестве такого первоначала древнегреч. натурфилософы предлагали считать воду (Фалес), воздух (Акмен), огонь (Гераклит).

В средневековье ставились вопросы о том, вечна ли материя, появилась ли она естественно или сотворена, является ли она субстанцией. Так, Фома Аквинский считал, что материя создана Богом и не самостоятельного бытия, т.е. не является субстанцией.

С началом Нового времени под материей стали понимать не материал, из которого сделаны все вещи, сколько совокупность свойств общих для всех вещей. Среди основных признаков материальных объектов выделяли протяженность, подвижность, тяжесть, непроницаемость и др. Особое значение для определения материи имела физическая наблюдаемость, фиксируемость всех этих свойств.

Согласно учению Канта, мир как целое не может быть предметом разумного теоретического познания, он оказывается «вещью в себе».

Важнейшей частью философского знания становится уже не онтология, а гносеология. Кант считал, что предметом философии должно быть изучение не природы, а познавательной деятельности субъекта. Учение Канта было шагом к устранению понятия материи из философии и к замене его понятиями пространства и времени как более содержательными. Существует взаимосвязь между естественнонаучным и философским определением материи. Естественно научное находится в постоянном изменении в зависимости от развития науки. На основании достижений естествознания менялись представления человечества о материи. В классической физике материя отождествлялась с веществом. Современные представления о материи связаны с величайшими открытиями Х1Х-ХХ вв. во всех областях естествознания (Эйнштейн, Максвелл, Планк). На рубеже Х1Х-ХХ вв. открытие поля как

нового вида материи привело к острейшим научным и философским дискуссиям, в которых столкнулись позиции материализма и идеализма.

В современной философии естествознания понятие материи утрачивает свои определенные характеристики и становится бескачественным носителем атрибутов (прежде всего пространства и времени).

Материи, согласно современной научной картине мира, присущ и такие свойства, как несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, независимость от человеческого сознания. Материя нигде и никогда

не утрачивает своей способности ко всем новым превращениям. При этом возможны любые ее превращения, кроме двух — возникновения из ничего и перехода в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда деть-

ся: она и источник, и причина, и следствие самой себя.

Следует ли из этого, что неуничтожимость и несотворимость есть непременное условие самого существования мира? Ответ на этот вопрос зависит от позиции философа, которая с необходимостью опирается на обязательный элемент веры. Одни философы исходят из некоей «аксиомы» несотворимости мира и приводят свои доводы, другие же исходят из идеи творения, также отыскивая доводы в защиту своей позиции.

Формами существования материи являются пространство и время. Пространство характеризует сосуществование явлений, а время — их сменяемость.

__________________________________________________________________________________^ ПРОСТРАНСТВО - это форма существования материальных объектов характеризующаяся протяженностью и объемом.

__________________________________________________________________________________

Основными свойствами пространства являются трехмерность, породность, изотропность (одинаковость свойств по всем направлениям)

__________________________________________________________________________________

^ ВРЕМЯ - это форма существования материальных объектов характеризующаяся последовательностью и длительностью.

Важнейшими свойствами времени являются одномерность, однородность. Философское осмысление категорий пространства и времени полагает решение проблемы их объективности: являются ли пространство и время объективно существующими реалиями или же представляют собой субъективные способы восприятия мира человеком. В истории философии были сторонники и той и другой позиции. Если для обыденного восприятия пространство и время являют очевидными и привычными, то при философском их осознании возникают сложные вопросы. Их решение возможно лишь при использовании достижений современных наук как естественных, так и гуманитарных.

Еще одним направлением философского анализа пространства и времени является проблема их абсолютности и относительное.

После создания в начале XX в. общей теории относительности современная наука считает пространство и время относительными критериями, зависящими от еще одного фактора существования материального движения. Пространство и время, как формы существования материи выводятся из движения как атрибут материи, выражающего способ существования.

^ ДВИЖЕНИЕ - свойство (атрибут) материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое.

Материя не может существовать вне движения, поэтому движение называют способом существования материи. Движение, как философская категория, служит для обозначения фундаментального свойства

материи - существовать и проявлять себя только в перемещении взаимодействии и изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств Аристотель наличие движения обосновывал через идею вечного абсолютно неподвижного перводвигателя (Бог). У И. Ньютона и Р Декарта Бог подобен мастеру-часовщику, запускающему механизм мировых часов, которые далее идут по своим собственным законам. Гегель источник движения видел во внутренней противоречивости явлений. Согласно Гегелю в природе существуют три основных формы движения. механическая, химическая и органическая, Ф. Энгельс предложил другую классификацию; он выделил такие формы материи как механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.

Движение многообразно каждому уровню организации материи соответствует своя форма движения. Существуют, качественно различные уровни движения материи, при этом качественное своеобразие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. Классификация форм материи существенно изменилась с достижениями современной науки.

В современной философии естествознания принято выделять три

основных группы движения материи:

1. В неорганической природе - пространственные перемещение и движение элементарных частиц и полей - электромагнитных гравитационных и др., движение и превращение атомов и молекул тепловые процессы, звуковые колебания, геологические форм. Движения материи, изменения космических систем

2. В живой природе - обмен веществ, процессы отражения саморегуляции, управления и воспроизводства, экологические системы и т. д.

3. Общественные формы движения материи - многообразие проявлении деятельности людей.

Между всеми формами движения материи существуют единство взаимное влияние- однако высшие формы движения материи качественно отличны от низших и несводимы к ним.

Каждая форма движения материи имеет свою неповторимую специфику. Однако имеются общие закономерности, свойственные всем формам движения материи между ними. Эта связь проявляется прежде всего в том, что высшее включает в себя низшее как одну из своих генетических предпосылок и в то же время как свой собственный момент. То есть закономерности, присущие низшим уровням организации материи (физическому по отношению к химическому, химическому по отношению к биологическому и т. п.), распространяются на высшие уровни являясь не обходимыми, но не выступая в качестве специфических.
В XIX в; ф: Энгельс назвал вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи основным вопросом философии. В истории философии последователи марксизма старались увидеть в первую очередь борьбу материализма с идеализмом. Развитие философии в XX в показало, что исчезает прежний интерес к вопросу о первичности материи или сознания. Современные философы уже не претендуют на системотворчество, т. ё. рассмотрение всего круга онтологических: гносеологических и социальных проблем в целом. Возникает своего рода «специализация» на тех или иных проблемах. Антропологизация философского знания в XX в. также не способствовала интересу к онтологическим проблемам. (Так, например, основным вопросом философии для экзистенциализма становится вопрос о смысле человеческой жизни.)

В философии XX в. проблема материи осмысляется далеко не всеми философскими течениями. В настоящее время дальнейшее изучение проблем материи и ее качественных характеристик продолжается преимущественно в философии естествознания и в философии науки.

В философском понимании категории «материя» противопоставляется категория «сознание». Сознание является одним из основных понятий классической западной философии. Сознанием называют способность человека к мышлению. Синонимами слова «сознание» в истории философии служили такие понятия, как «идеальное», «дух», «всеобщая идея», «божественный разум», «объективный разум», «мировая воля», «внутренний мир», «осознанное бытие» и т. д.

Сознание как первооснова идеального мира стала впервые осмысляться в философии платонизма. Платон ввел в философию понятия «идеальное», «идеальный мир», которые противопоставлялись понятиям «материальное», «материальный мир». Идеальный мир, по Платону, существует объективно, независимо от существования человека.

В средние века получило распространение понимание сознания как идеальной первопричины мира, как Бога. Человек в средневековом представлении обладает лишь слабым отблеском божественного со-

знания. Начиная с эпохи Возрождения сознание стало восприниматься в первую очередь как атрибут человеческого бытия. Философией Нового времени был выделен ряд свойств сознания как такового (подробнее см.: 3.4. Философия Нового времени, 3.5. Философия Просвещения).

Немецкая классическая философия, раскрыв диалектику индиви-

дуального и социального, показала различные уровни организации

сознания, его активность и историзм.

Сущностной характеристикой сознания является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных физиологических процессов, благодаря которым эти образы возникли. В них не существует ни грана вещества, характерного для окружающей действительности и для мозга. Они лишены веса, пространственных характеристик и других физических свойств.

Идеальность — это системная характеристика всего человеческого общества в целом. Объективные идеалисты, такие как Платон и Гегель, совершенно верно поняли «объективность сознания» — его «независимость» от индивидуального мышления. Но сам факт объективности сознания был истолкован ими мифически: Платон связывал его с существованием особого «мира идей», а Гегель — с мировым духом.

Представление об объективности сознания, кажущееся абсурдным для обыденного восприятия, на самом деле является философски необыкновенно глубоким. Формы сознания складываются в ходе истории независимо от воли и мышления отдельного человека. Философы открывают существование объективных мыслительных форм, которые определяют индивидуальное сознание. Так, например, хотя язык, религия, мораль, искусство созданы людьми, но они существуют независимо от сознания каждого отдельного человека (объективно). Правила языка, религиозные верования, нравственные представления, эстетические идеалы изменяются, но сам процесс изменения носит объективный характер.

Сознание социально, поскольку оно не является физиологической функцией человеческого мозга. Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга, причем человек, включенный в систему общества. Сознание является функцией не мозга, а общества в целом. Объяснить тот или иной факт сознания можно, обращаясь к истории общества в целом, отдельных цивилизаций или культур, а отнюдь не к особенностям строения человеческого мозга. Сознание можно определить как специфически человеческий способ адаптации к среде путем изменения не внутреннего строения человека, а окружающей среды. Новый способ адаптации потребовал формирования устойчивых общностей людей (существование стадной организации приматов — предков человека облегчало переход к групповому характеру человеческой деятельности), постоянной координации действий, входящих в общность индивидов в процессе создания ими условий своего существования. Постоянное, устойчивое общение между индивидами становится одним из условий специфически человеческой адаптации. Средством удовлетворения этой потребности явился язык.

Сознание существует в знаково-символической форме. Способом выражения и сохранения сознания является язык, понятый как система знаков. Поскольку мышление идеально, то передано оно может быть только с помощью знака или символа. В отличие от мышления, оперирующего идеальными объектами, язык материален, так как и знаки, и символы репрезентируют свои значения через материальные носители, без которых они невозможны. Другими словами, язык — это материальное выражение нематериальных (идеальных) построений.

Знаком или символом принято называть чувственный объект (предмет, явление), который является заместителем другого предмета (явления). Сознание существует как символическая деятельность. Мысль (идеальное) «зашифрована» или «закодирована» в знаке или символе. Сознание, таким образом, предстает как деятельность, заключающаяся в «зашифровке» и «расшифровке» знаков. Философы называют это процессом «опредмечивания» и «распредмечйвания».

Сам термин «сознание» подталкивает к его отождествлению с совместным знанием. Осознание окружающей действительности выступает прежде всего в виде знаний о ней. Именно знания обеспечивают человеку возможность ориентироваться в мире, без чего немыслима его адаптация. Более того, знания обеспечивают возможность опережающего отражения действительности, что создает возможность для целеполагания, представляющего собой одно из качественных отличий сознания от других форм общения. Будучи отражением мира, сознание имеет творческий характер, активно воздействует на окружающий мир, преобразует его в соответствии с потребностями общества. Одновременно происходит процесс творения носителя этого сознания и его самосознания.

Одна из проблем, стоящих перед философией, это проблема происхождения и развития сознания. В истории философии существуют различные точки зрения при ответе на этот вопрос. Одни философы придерживающиеся материалистический трактовки, связывают появление и развитие сознания с биологической эволюцией и антропосоциогенезом (т. е. считают сознание «вторичным» по отношению к материи). Другие же предполагают, что сознание развивается по своим собственным законам и может, быть понято исключительно из самого себя. Последовательно проведенная такая позиция означает идеалистическое понимание сознания (т. е. его «первичность» по отношению к материи).

Объективные идеалисты считают, что мир существует независимо от сознания человека. Первоосновой существования, по их мнению, и является не сознание человека, а объективное до человека и независимо от человека существующее сознание, «абсолютный дух», «мировой разум», «Бог» и т. д. Уже отмечалось, что объективный идеализм абсолютизирует такую характеристику сознания, как его объективность.

Субъективные идеалисты считают, что мир существует в зависимости от человеческого сознания. Они полагают, что мир — это лишь совокупность ощущений мыслящего субъекта, т. е. порождение нашего сознания. В таком понимании также есть реальная основа: наше знание — это не что иное, как идеальная (мыслительная) конструкция, которая во многом определяется особенностями познающего субъекта.. Если объективные идеалисты исходят из объективности сознания, то субъективные идеалисты — из его субъективности. Последовательный субъективизм приводит к солипсизму (от лат. 8о1из — один и грзе —сам) — течению, согласно которому мир и остальные люди существуют только в сознании человека.

И материализм, и идеализм существуют со времен зарождения философской мысли. Вопрос о первичности или вторичности сознания по отношению к материи принципиально неразрешим, ответ на него недоказуем и принимается в качестве базисного постулата философских концепций (См. подробнее: 1.3 «Границы» философского знания).

Философия различает индивидуальное сознание (духовный мир одной личности) и общественное сознание (духовный мир общества в целом). Одной из наиболее актуальных проблем философского изучения феномена сознания является определение его структуры. В современной научной литературе выделяют три основных сферы сознания: познавательную, эмоциональную и ценностно-волевую.

Познавательная сфера сознания состоит из области чувственных процессов и области рационального мышления. "К области чувственных, сенситивных (от лат. зепзиз — чувство, ощущение) процессов теория сознания относит ощущения; восприятия и представления, возникающие в результате воздействия на органы внешних чувств человека.

К области рационального (от лат. га(ю — разум) мышления относят понятийное мышление (мышление с помощью языка), образное мышление (воображение), внимание, память.

Эмоциональная сфера сознания включает в себя все душевные переживания, внутренние чувства человека. Кратковременные переживания называют эмоциями (от фр. етойоп — волнение). К ним относятся, например, радость, страх, печаль, восхищение, страдание. Устойчивые, длительные переживания принято называть чувствами, или внутренними чувствами. К ним относят любовь, ненависть, горе, счастье, сострадание и др.

Ценностно-волевая сфера сознания состоит из внутренних целей человека и духовных усилий к достижению этих целей. В сознании человека формируются определенные нормы, жизненные установки, ценности, идеалы, они выступают в виде целей, к которым стремится человек. Способность осуществлять свои желания, стремление к достижению целей называется волей. Кроме познавательной, эмоциональной и ценностно-волевой сфер в структуре сознания иногда выделяют еще две области: область под-

сознания, в которое включают инстинкты, рефлексы, сновидения, комплексы и т. п., и область сверхсознания, к которому относят интуицию, озарение, совесть.

Еще одной важной стороной философского осмысления сознания является проблема источников духовного развития человека, или проблема источников сознания.

Под источниками сознания понимают те факторы, которые создают, видоизменяют, направляют процессы сознания. Важнейшим источником сознания является внешний материальный мир, который оказывает основное влияние на развитие сознания. Вторым источником сознания считается социокультурная среда, в которой формируется сознание человека. Третий источник сознания — духовный опыт самого человека, его переживания, осмысления, внутренние усилия (внутренняя работа духа).

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Как соотносятся понятия «бытие» и «материя»: что их объединяет и в чем их различие, какова взаимосвязь между ними?

2. Перечислите основные характеристики сознания.

3. Что такое материальное? Что такое идеальное?

Похожие:

Литература Основная iconЛитература Основная литература
Гесиод. Работы и дни. Теогония. В кн. Эллинские поэты в пер. В. В. Вересаева М. 1963 или по 1 части антологии
Литература Основная iconЛитература по курсу «Психологические основы профориентации и профессионального...
Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие М.: Пер сэ., 2006
Литература Основная iconЛитература Основная литература
Герчикова И. Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности...
Литература Основная iconЛекция: литература и театр
История литературы (античная литература, литература средних веков и эпохи Возрождения, литература Нового времени, литература ХХ –...
Литература Основная iconОсновная литература
Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. Т. 1 М., 1962-1981
Литература Основная iconОсновная литература
Анцыферова Л. И. Личность в тяжелых жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита
Литература Основная iconОсновная литература
Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка. – М.: Высшая школа, 1981. 359 с. (52 экз.)
Литература Основная iconСписок рекомендуемой литературы Основная литература Безруких М. М.,...
Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. – М.: «Академия», 2009. – 272 с
Литература Основная iconЛитература: Источники Литература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов
Социология. Основы общей теории: учебник для вузов/ под ред. Г. В. Осипова. М., 2003, гл. 9,14
Литература Основная iconЛитература (основная и дополнительная) к каждой теме в названном пособии
Знание – это 1 проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности; 2 адекватное...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница