Методические указания составлены в соответствии с требованиями типовых программ по дисциплинам «Политология»


НазваниеМетодические указания составлены в соответствии с требованиями типовых программ по дисциплинам «Политология»
страница1/4
Дата публикации09.03.2013
Размер0.52 Mb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Философия > Методические указания
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Л.Г. Матвеенкова, М.К. Аманжолова, Е.Г.Володина
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ

ВЗГЛЯДЫ КАЗАХСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ

И ФИЛОСОФОВ
Методические указания для студентов всех специальностей

Караганда 2009

УДК 378.147.34:32 (078)


Матвеенкова Л.Г., Аманжолова М.К., Володина Е.Г. Социально-политические взгляды казахских просветителей и философов. Методические указания для студентов всех специальностей. Караганда: КарГТУ, 2009. 32с.


Методические указания составлены в соответствии с требованиями типовых программ по дисциплинам «Политология» и «Социология» и содержат все необходимые сведения для изучения данных дисциплин в рамках СРСП.

Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, обучающихся по кредитной технологии


Рецензент – член Редакционно-издательского совета КарГТУ, доцент кафедры ЭТ Колесникова Л.И.


Утверждено Редакционно-издательским советом университета

© Карагандинский государственный технический университет, 2009

Введение
Зарождение социально-политической мысли на территории Казахстана восходит к временам седой древности. История ее развития в полной мере еще не изучена, но некоторые политические идеи мыслителей, общественных деятелей прошлого дошли до наших дней. Так, в работе Юсуфа (Жусупа) Баласагунского (Баласагуни) «Кутадгу Билиг» («Благодатное знание»), который жил в XI в., большое место отводится вопросам, способам и методам управления государством, нормам и законам, с помощью которых регулируются взаимоотношения между людьми.

Идея многоступенчатой системы подчинения, где власть принадлежит хану, задача и цель которой состоит в подчинении бедняков середнякам, последних - богатым, а также в управлении народом, нашла яркое отражение в труде Баласагуни. По мнению философа, главное внимание бека должно быть направлено на умение управлять и руководить разными ка­тегориями людей, учитывая их социальное и имущественное положение, а также интересы и потребности. В сфере внимания мыслителя находились не только правовые нормы, но и нравственные, направленные на создание единой этической основы идеального государства. Главная роль в утверждении этих норм принадлежит беку, который должен знать добродетели и пороки, влияющие на поведение граждан. Хан также должен создавать условия для упрочения законности и бдительности, от которых зависит процветание государства.

Другим философом периода расцвета Караханидского каганата является Махмут Кашгари (XI в.), который в своем труде «Дивану лугат аттатюрк» (Словарь тюркских наречий) дает не только описание языка, обычаев тюркских народов, но и рисует картину истории и политической жизни тюрков. Большое внимание он придает роли нравственного начала, таких его черт, как патриотизм, преданность родине, храбрость, которые должны способствовать укреплению государственности.

В ХII в. Ахмет Иугинаки в своем дастане «Акикат сыйы» (Подарок истины) также уделяет большое внимание роли нравственного начала в построении взаимоотношений между людьми и государствами, считая, что адаб (совершенный человек) является основой создания современного государства.

В своих трудах Мухаммед Дости и Ибн Рузбихана дают картину политической жизни Казахстана в более позднее время, а именно в XIV-XVI в.в. Они описывают систему политического устройства государства, в которой нормы и обычаи права вписывались в традиции степной государственности и строго ее охраняли.

Дальнейшее развитие социально-политической мысли в Казахстане тесно связано с деятельностью крупных представителей Казахского ханства, таких как Касым-хан, Хак-Назар-хан, Тауекел-хан, Есим-хан, а также Тауке-хан, являющегося одним из первых законодателей и реформаторов традиционного казахского общества. Надо отметить, что в казахской степи сложилась достаточно демократичная система политических отношений, базировавшаяся на номадном способе производства, важным показателем которой был институт выборности ханов.

Таким образом, социально-политическая мысль на территории Казахстана в описываемый период была представлена в форме философских концепций, отражающих особенности становления и развития государственности и представляла собой своеобразную предысторию социально-политических концепций, получивших развитие в последующие эпохи.


  1. ^ Социально-политические взгляды казахских просветителей


XVII-XVIII в.в. в истории Казахстана связаны с распадом Казахского ханства, борьбой против джунгар, принятием российского подданства Младшим и Средним жузами, а в 60-е гг. XIX в. – присоединением к России и Старшего жуза. Колониальная политика царизма в Казахстане привела к развитию национально-освободительной борьбы казахского народа за независи­мость и свободу. Среди наиболее ярких движений конца XVIII - начала XX столетия следует назвать движения под руководством Срыма Датова, Исатая Тайманова, Махамбета Утемисова, Кенесары Касымова, Амангельды Иманова.

Следует отметить, что вторая половина ХIХ века в истории развития социально-политической, правовой и духовной культуры казахского народа была переломной. Именно в это время в Казахстане возникла и получила развитие культура Просвещения. Ее главными, классическими представителями стали Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, а также самородок казахской культуры Абай Кунанбаев.

Историю данного периода развития казахской государственности нельзя рисовать черно-белыми красками. Поэтому она предстает в осмыслении блестящих просветителей казахского Просвещения неоднозначной, противоречивой, со своими достижениями и трудностями.

Просвещение в Казахстане возникло в силу действия общих закономерностей развития духовной жизни человечества, однако их проявление приобрело ряд особенностей. Возникновение Просвещения в Казахстане было предопределено не только процессом исторического развития казахского общества на определенном этапе его становления, но, прежде всего, теми политическими событиями, которые коренным образом изменили судьбу казахского народа, на долгие годы вперед предначертали содержание его политической жизни и по сей день продолжают оказывать на него свое заметное влияние.

Завершение присоединения Казахстана к России привело к четкому размежеванию политических сил внутри казахского общества на сторонников и противников этого присоединения. Активно включились в политическую борьбу и казахские просветители. При этом они исходили не из стремления аристократических слоев казахского общества использовать присоединение или отторжение Казахстана от России в корыстных целях, а из горячего желания поставить сложившуюся ситуацию на службу целям скорейшего достижения казахским народом исторического прогресса и выхода его из-под пут средневекового оцепенения в наиболее короткие сроки. И в этом, полагали они, Казахстан должен опираться на помощь России, стоящей на более высокой ступени социально-экономического и культурного развития.

Именно поэтому типичное вообще для просветительства отражение потребностей буржуазного обновления социально-политического строя, казахское просвещение выразило в своеобразной форме призыва к прочному союзу Казахстана с Россией и восприятию ее прогрессивной культуры казахским народом. Просветители в Казахстане подготавливали почву для проникновения европейской и, в особенности, русской цивилизации в казахскую народную среду. Их борьба против невежества за распространение знаний в обществе, против угнетения масс за утверждение справедливости, против деспотизма за торжество демократии преследовала несколько иные цели и привела к несколько иным результатам, чем борьба просветителей на Западе. Тот совершенный общественный строй, за который боролись просветители в Казахстане, не стал да и не мог стать идеализировавшимся строем буржуазии. При этом опыт буржуазного развития Европы и России, который был просветителям хорошо известен, дал им возможность подняться, хотя и стихийно, выше буржуазных идеалов и приблизиться к идеалам трудящихся масс.

В своей последовательной борьбе за окончательный переход казахов в российское подданство просветители исходили из интересов народа, отражая его вековые мечты и чаяния о свободе и счастье. Невежество и забитость народа, крайняя разрозненность его сил, его неорганизованность и пассивность вынудили просветителей аппелировать к «верхам», к российскому правительству. И это было обусловлено не их либеральными иллюзиями, а оценкой сложившейся обстановки, их трезвым подходом к решению далеко не легких политических проблем.

В условиях Казахстана середины ХIХ века, когда не было общественных сил, способных осуществить коренное преобразование политической системы общества и освободить народ от вековых пут феодальной эксплуатации, стремление просветителей добиться облегчения участи масс с помощью России было исторически оправдано. Таким образом, стремление любыми средствами добиться освобождения угнетенных масс от средневековых форм эксплуатации было основным мотивом, которым руководствовались просветители в своей борьбе за присоединение Казахстана к России.

Борясь за приобщение казахского народа к культуре России, просветители в то же время не были склонны к идеализации русской общественной жизни вообще. Они хорошо знали, что отрицательные стороны царского самодержавия получили воплощение в его национальной политике, в грабительской деятельности реакционных представителей царской администрации на местах. Осуществляя проникновение в глубь Казахстана и закрепляя на его территории свои границы, царизм вовсе не был озабочен поднятием благосостояния казахского народа, достижением им общественного прогресса. Напротив, он стремился воспользоваться переходом казахов в русское подданство в своих интересах, в целях колониального грабежа и утверждения своего политического престижа на Востоке.

Мужественная, остроумная и боевая критика просветителями грабительской деятельности чиновников царской колониальной администрации имела важное историческое значение. Она помогла передовым слоям казахского и русского общества глубже понять реакционную сущность царизма, способствовала росту сил лагеря борцов против колониализма и самодержавия.

Итак, отличительные особенности казахского Просвещения в самых общих чертах состояли в том, что оно возникло в Казахстане как идейное отражение последствий присоединения степного края к России, а не как продукт естественно возникшего кризиса феодального строя как такового.

В отличие от европейского и российского просвещения по своему идейному содержанию оно развивалось вокруг теоретической разработки проблемы преодоления вековой отсталости, а также роли и значения более развитых стран в этом процессе. Не совпадали с представителями просветителей западных стран и идеалы казахских мыслителей периода Просвещения по проблемам будущего общественного устройства. Если просветители Запада объективно идеализировали буржуазный строй как отвечающий интересам общества, то казахские просветители боролись за установление демократических порядков, основанных на знаниях, просвещении всего общества.

И, наконец, казахских просветителей отличала от западных острая критика ими самого угнетения. В этом отношении просветители Казахстана, несомненно, внесли неоценимый вклад в развитие мировой просветительской мысли.
^ Чокан Валиханов (1835- 1865 гг.)

Чокан Валиханов – основоположник казахской просветительской демократической идеологии, исследователь истории и культуры народов Средней Азии, Казахстана, Западного Китая, этнограф, фольклорист, путешественник. Он оставил массу блестящих работ по географии, философии, истории, социологии и другим направлениям. Ч. Валиханов приобрел известность не только благодаря своим научным изысканиям. В различных слоях русского и казахского общества он заслуженно пользовался славой мудрого бойца против формализма, рутины, средневекового застоя за скорейшее достижение прогресса всеми народами и утверждение новых, справедливых начал общественной жизни. Он знаменит и как выдающийся мыслитель, внесший неоценимый вклад в передовую социально-политическую и философскую мысль своего времени.

Ч. Валиханов рассматривал человека и общество как продукт развития природы. Являясь частью природы, общество, как и природа в целом, развивается закономерно, т.е. на основе законов, которые носят объективный характер. Он представлял себе, что законы общества отличаются от законов природы прежде всего тем, что являются более сложными. В обществе они являются результатом взаимодействия различных сословий, умственные, нравственные и политические качества которых никогда не бывают одинаковыми и, как правило, вызывают противоречия и острую борьбу между ними. Именно в противоречии и борьбе сословий, полагал Ч. Валиханов, кроются многие причины и законы общественных явлений и событий.

Признав естественный характер исторического процесса, Ч. Валиханов в качестве решающей силы социального прогресса считал уровень образования общества, т.е. уровень распространения среди его членов подлинных научных знаний, основанных на исследовании самой действительности, а не на фантастических выдумках религии. «Только истинное знание дает спасительный дух сомнения, только оно научает человека ценить жизнь и материальное благосостояние». Кроме знания, фактором социального прогресса у Ч. Валиханова является свобода, под которой он понимал демократические общественные порядки: «Для нормального роста и развития народа необходимы, прежде всего, свобода и знание». Таким образом, он попытался объяснить, почему одни народы выходят на вершину цивилизации, а другие прозябают в вековой бедности и нищете. Факторами, тормозящими социальное развитие народов, Ч. Валиханов считал невежество, религиозный фанатизм и деспотическую власть. Определенное место в социальном развитии народов Ч. Валиханов отдавал географическому фактору, считая, что географическая среда влияет на общественную жизнь, формируя ее специфику. При изучении особенностей того или иного народа, по его мнению, ни в коем случае нельзя пренебрегать уровнем физического, умственного и нравственного развития человека как такового, т.е. нужно учитывать антропологические параметры данного народа.

Результатом его научной деятельности во время путешествия в Кашгарию явился обширный отчет «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-лу (Малой Бухарии) в 1858 -1859гг.». Эта работа Ч. Валиханова является ценным историко-экономическим исследованием, дающим полные, всесторонние сведения о географии, истории, народонаселении, правительственной системе, промышленности и торговле Восточного Туркестана. Изучая устное народное творчество киргизов, он со слов народного певца впервые записал содержание знаменитого героического эпоса киргизского народа «Манас».

В феврале 1864г. Ч. Валиханов пишет свою известную работу «Записка о судебной реформе у киргиз Сибирского Ведомства», где под видом анализа проекта судебной реформы подвергает всесторонней критике экономическую и политическую основу казахского феодального общества, полицейско-бюрократический режим царской колониальной администрации. Им были написаны «Предания и легенды Большой Киргиз-Кайсапской 0рды» и другие статьи, а также выполнены маршрутные карты и множество художественных зарисовок.

Вражда к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области, защита просвещения, самоуправления, свободы и отстаивание интересов народных масс, главным образом крестьян – все эти черты просветительства мы также находим в трудах первого казахского ученого-демократа Ч.Валиханова. Осуществляя свою просветительскую деятельность, он боролся за распространение просвещения, развитие науки и социальный прогресс своего народа.

Как и другие просветители-демократы, Ч. Валиханов защищал и отстаивал интересы народных масс, мучительно переживал экономическую и культурную отсталость казахского народа и изыскивал пути для выхода из этого состояния. При этом он считал, что только приобщение отсталой феодальной экономики Казахстана к более передовой российской экономике может способствовать не только развитию производительных сил казахского общества, но и духовному возрождению народа. Отстаивая интересы своего народа, он требовал от колониальных властей при составлении экономических и социальных реформ для кочевников обращать внимание на нужды и запросы казахского народа.

Ч. Валиханов с болью в сердце отмечал, как народы Средней Азии, в том числе и Казахстана, переживают глубокий духовный кризис и искал пути для выхода из этого состояния. Кризис выражался, прежде всего, в упадке многовековой культуры народов Средней Азии. В результате междоусобных феодальных войн среднеазиатских ханств были уничтожены богатейшие библиотеки Ташкента, Ферганы, обсерватория в Самарканде и другие культурные ценности. Характеризуя общественное и экономическое состояние народов Средней Азии во второй половине XIX в., казахский просветитель писал: «Средняя Азия в настоящем общественном устройстве представляет явление крайне печальное, какой-то патологический кризис развития. Вся страна, нисколько не преувеличивая, есть не более и не менее как одна громадная пустыня с заброшенными водопроводами, усеянная развалинами, пустыня, занесенная песком, заросшая карликовыми кустами колючего саксаула и обитаемая только стадами их ослов и пугливых сайгаков». Важными условиями для выхода из состояния социально-экономического и духовного кризиса Ч. Валиханов считал распространение передовой русской науки и просвещения и всяческую борьбу с отсталостью и невежеством. Науку и просвещение казахский народ мог приобрести путем сближения с Россией. Приобщение своего народа к русской науке и культуре было целью, «Кораном» его жизни.

Причину духовной отсталости народов Азии в то время Ч. Валиханов видел главным образом в религии ислама, туманом которой была окутана вся Средняя Азия. «На всем мусульманском востоке Коран служит основанием учреждений гражданских, им определяются обычаи, законы и все отношения как общественные, так и международные...». Мусульманство, религиозный фанатизм, указывал он, отрицательно влияет на социальное развитие народа. Религиозное просвещение ничего не может дать полезного, «кроме мертвой схоластики, способной только тормозить развитие мысли и чувства».

Ч. Валиханов по образу своих мыслей был глубоко убежденным атеистом, решительно отвергающим религию, все и всякие религиозные догматы, культы и учреждения. Причем это был атеизм просветительского толка, поскольку корни религии, по его мнению, лежат не в материальных условиях жизни общества, а, главным образом, в невежестве людей. Поэтому проблему религии Ч. Валиханов связывал с задачей преодоления невежества масс, с распространением знаний во всем обществе.

Для выяснения общественно-политических взглядов Ч. Валиханова представляют большой интерес его высказывания по вопросам судебной реформы административного управления. Защищая коренные интересы трудящихся, Ч. Валиханов в период подготовки в казахской степи реформ 60-х годов XIX в. добивался того, чтобы эти реформы способствовали улучшению материального положения и культурного уровня народа. «В наше время, - писал он, - самым важными и близкими для народа считаются реформы экономические и социальные, прямо касающиеся насущных нужд народа, а реформы политические допускаются как средства для проведения нужных экономических форм, ибо каждый человек отдельно и все человечество коллективно стремится в развитии своем к одной конечной цели – к улучшению своего материального благосостояния и в этом заключается так называемый прогресс». Таким образом, просветитель-демократ отводил ведущую роль экономическим социальным реформам, которые, по его мнению, больше всего интересуют народные массы, так как они призваны решать самые насущные потребности народных масс. Что касается политических реформ, то они необходимы, по его мнению, как средство для проведения более глубоких экономических преобразований.

Исключительно ценными являются высказывания казахского мыслителя о том, что конечной целью каждого человека и человечества в целом является улучшение их материального благосостояния. Только постоянное стремление к удовлетворению материальных и духовных потребностей членов общества является, по Валиханову, побудительным мотивом для движения вперед по пути прогресса.

Ч. Валиханов делит все реформы на полезные и вредные: «...Полезны только те реформы, которые способствуют улучшению быта человека, и вредны те, которые почему-либо мешают достижению этой цели». Казахский просветитель-демократ считал, что всякая полезная реформа, не подвергаясь разным случайностям, достигает своей цели тогда, «когда известны общественные нужды и средства». Этим он подчеркивает важность глубокого изучения быта и нравов народа, его насущных потребностей, поскольку только с учетом этих данных следует проводить те или иные изменения путем реформ. Всякие другие нововведения без учета интересов народа и особенностей его жизни обречены на провал.

Следует обратить внимание на глубокие философские суждения Ч. Валиханова о том, что любой социально-экономический фактор зависит так же от хозяйственно-бытового устройства общества, как развитие живого организма всецело зависит от его среды. Чтобы вырастить какое-нибудь растение, отмечает Ч. Валиханов, надо, прежде всего, знать, на какой почве оно произрастает, сколько требует оно света, теплоты и т.д. «Условия племенного организма, среды, климата и почвы должны быть всегда на первом плане, ибо все человеческие побуждения и мотивы обусловливаются совокупным влиянием физических и социальных условий». Всякие преобразования и реформы, указывал Ч. Валиханов, могут играть не только положительную роль, но даже и отрицательную, если они вводятся или были введены без учета потребностей общества лишь «от излишней ревности к гуманным теориям». Поэтому он требовал дифференцированного подхода к нуждам запросам каждого народа, с учетом его культурно-бытового уровня и общественно-экономического развития.

Ч. Валиханов полагал, что постепенное преобразование экономических и политических форм общества сверху может в какой-то мере улучшить тяжелое положение народа. Он сумел показать, что казахское общество, как и всякое другое классовое общество, по своему составу не однородно, а расколото на два противоположных, враждебных друг другу класса – на «привилегированный класс киргизского народа... и «черный» киргизский народ». Валиханов глубоко переживал бедственное состояние трудового, так называемого, «черного» народа, старался выяснить причины, породившие неравенство классов.

Где бы он ни находился: в родном ли ауле, в сибирском ли городе Омске, среди населения иссыкских киргизов или в далекой китайской провинции Кашгар – везде он видел неравное положение простого народа и всегда оставался на его стороне, морально разделяя его тяжелую учесть.

Горячая любовь Ч. Валиханова к своему народу и отечеству сочеталась с уважением к другим народам, их национальным особенностям и культуре.

С особым уважением он относился к русскому народу, к его лучшим представителям. В то же время он ненавидел царских чиновников, учиняющих грубый произвол и насилие над казахским народом и, тем самым, сеющих вражду между народами.

Ч. Валиханов как демократ в своей деятельности боролся за все новое, передовое и прогрессивное как в области социальных, так и экономических преобразований. В то же время он подвергал критике всякий формализм, бюрократическую рутину, приводившую к застою любое полезное действие человека. «Формализм и бюрократическая рутина, - писал он, - обуславливали собой один только застой и служили до сих пор под китайской стеной для всякой полезной общественной деятельности, останавливая свободное течение тех всечасных и вседневных преобразований и улучшений которых требует живая народная сила». Эти высказывания Ч. Валиханова об отрицательных действиях формализма и бюрократизма до сих пор не потеряли своего значения.

Ч. Валиханов с большим уважением относился к казахским женщинам, жизнь которых была особенно тяжелой и бесправной. Неравноправие женщины начиналось с того, что ей еще с колыбели определяли будущего жениха и для прочности этого жених имел право жениться, не дожидаясь ее совершеннолетия. С переходом в «собственность» мужа для женщины начиналась полоса темной, безотрадной и унизительной жизни, так как на ней лежала вся тяжесть не только домашнего хозяйства, она должна была обеспечить уход за скотом, особенно в летнее время. Валиханов выступил против неравного брака, насильственной выдачи замуж несовершеннолетних девушек. Он требовал «предписать старшим султанам и правителям под страхом ответственности - иметь строгое наблюдение, дабы киргизы не выдавали дочерей таких-то лет, дабы отцы не принуждали своих сыновей и дочерей вступать в супружество без личного их согласия...».

Главным злом, препятствующим женскому равноправию, он считал мусульманскую религию, которая поддерживала самые отсталые стороны родового быта. Ч. Валиханов полагал, что причиной морального падения женщин в феодальном обществе также являются суровые законы шариата, низводившие женщин до уровня простого орудия деторождения.

Ч. Валиханов с удовлетворением отмечал, что в Восточном Туркестане (Кашгарии) в противовес другим странам мусульманского Востока, положение женщины несколько свободнее. Там женщина была почти полноправным членом не только семьи, но и общества. Она иногда наряду с мужчиной могла занимать общественные должности. В своей работе, посвященной Кашгарии, он указывал: «Всего лучше кашгарская умеренность выражается выгодным положением женщин в домашнем и общественном быту. Женщины в Малой Бухарии занимают почетное место и многие из них приобрели историческую известность».

Все эти высказывания и открытые требования Ч. Валиханова о равноправии женщин не только в семейных отношениях, но и в общественно- политической жизни страны, еще раз характеризуют его как выдающегося гуманиста.

Как уже отмечалось, Ч. Валиханову принадлежат многие оригинальные высказывания, имеющие глубокий философский смысл. Он признавал материальность мира и с этих позиций объяснял многие явления природы. Человек и человеческое общество рассматривается им также как результат развития природы. И если развитие природы носит закономерный характер, то столь же закономерным является и развитие общественной жизни. Он считал, что исторические события не являются результатом случайного переплетения обстоятельств, в их основе лежит некая общая закономерность. Поэтому в своих работах он постоянно оперирует понятиями «общественные условия», «общественные нужды», «общественные законы» и т.д.

Таким образом, Ч. Валиханов явился мыслителем, который последовательно расространил философские принципы Просвещения на область социальных отношений. И это позволило ему дать свое, весьма оригинальное объяснение ряда проблем социального развития, выработать свою социологическую концепцию. Социология казахского просветителя пронизана духом настойчивого поиска средств и путей достижения общественного прогресса. Все ее содержание – это яркий образец искренней озабоченности мыслителя за судьбы родного народа и всего человечества, пример мучительных поисков правильного ответа на сложнейшие вопросы своего века, которые история поставила перед казахским народом в середине прошлого столетия.

Историческая заслуга Ч. Валиханова состоит в том, что он, пропагандируя

передовые, демократические идеи среди своего народа и помогая передовым слоям общества бороться против темноты и невежества масс, положил начало развитию научной и общественной мысли казахов.
  1   2   3   4

Похожие:

Методические указания составлены в соответствии с требованиями типовых программ по дисциплинам «Политология» iconЛитература 26 пояснительная записка методические указания к выполнению...
«Маркетинг» для направления 080500. 62 «Менеджмент (бакалавр менеджмента)», и требованиями Государственного образовательного стандарта...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями типовых программ по дисциплинам «Политология» iconМетодические указания и контрольные задания по дисциплине
Методические указания и контрольные задания по дисциплине "Электротехника и электроника" для студентов спец. 37 01 06 "Техническая...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями типовых программ по дисциплинам «Политология» iconМетодические указания и контрольные задания по дисциплине
Методические указания и контрольные задания по дисциплине "Электрооборудование автотранспортных средств" для студентов спец. 37 01...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями типовых программ по дисциплинам «Политология» iconОбщие методические указания по выполнению контрольных работ Общие положения
Методические указания и задания для выполнения контрольных работ составлены в соответствии с программой курса «Гражданское право»...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями типовых программ по дисциплинам «Политология» iconТематика и задания для контрольных работ и методические указания по их выполнению
Задания для контрольных работ и методические указания по их выполнению составлены в соответствии с программой курса «Бухгалтерский...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями типовых программ по дисциплинам «Политология» iconМетодические указания по выполнению курсового проекта для студентов...
Методические указания предназначены в помощь студентам, обучающихся по образовательным программ 210200 «Проектирование и технология...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями типовых программ по дисциплинам «Политология» iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена...
В соответствии с требованиями образовательного стандарта спбгу по направлению 03. 02. 00 – Политология магистрант факультета политологии...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями типовых программ по дисциплинам «Политология» iconМетодические рекомендации составлены в соответствии с требованиями...
В процессе написания дипломной работы студент должен научиться находить, обобщать и анализировать информацию, сопоставлять различные...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями типовых программ по дисциплинам «Политология» iconМетодические указания для аудиторной работы студентов уфа 2012 Методические...
Кафедра общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела
Методические указания составлены в соответствии с требованиями типовых программ по дисциплинам «Политология» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплинам...
Д53 методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплинам «Копирайтинг» и «Разработка и технологии рекламного продукта»/...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница