Сенека


НазваниеСенека
страница1/50
Дата публикации09.04.2013
Размер4.65 Mb.
ТипКнига
userdocs.ru > Философия > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50

Пьер Грималь

СЕНЕКА, ИЛИ СОВЕСТЬ ИМПЕРИИ


От рождения до ссылки на Корсику в 41 г. - С 49 года до смерти. - Сенека как литератор. - Приложения (датировка "Писем к Луцилию", хронология).

Грималь Пьер. Сенека, или Совесть Империи / Пер. с фр. Е. В. Головиной; Вступ. ст. и науч. ред. Т. А. Бобровниковой. — М.: Мол. гвардия, 2003. — 350[2] с: ил. (Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.; Вып. 830). —Тираж 5000 экз.

Жизнь и творчество древнеримского философа Сенеки стали неотъемлемой частью культуры современной цивилизации. Философ-моралист, последователь учения Древней Стои, этот человек, всю жизнь стремившийся к нравственному совершенству, воплощал собой самые острые противоречия своего времени.

Книга написана крупнейшим французским античником Пьером Грималем, перу которого принадлежит несколько десятков трудов по истории Рима.

Перевод с французского Е. В. ГОЛОВИНОЙ. Вступительная статья и научная редакция Т. А. БОБРОВНИКОВОЙ

Серия биографий "Жизнь замечательных людей". Основана в 1890 году Флорентием Павленковым и продолжена в 1933 году Максимом Горьким. Выпуск 1030 (830). 2003 г.

Перевод осуществлен по изданию: Pierre Grimal. Seneque, onla Conscience de l'Empire. Paris, Fayard, 1991.

Ouvrage publie avec I 'aide du ministere frangais charge de la Culture — Centre national du Hvre. Издание осуществлено с помощью Министерства культуры Франции (Национального центра книги)

© Societe d'edition «Les Belles Lettrcs», Pans, 1978 © Librairie Arthemc Fayard, Paris, 1991, © Головина Е. В., перевод, 2003, © Бобровникова Т. А., вступительная статья, 2003, © Издательство АО «Молодая гвардия», художественное оформление, 2003, © Издательство «Палимпсест», 2003

^

Загадка Сенеки


Редко можно встретить в истории столь прекрасный и цельный образ, как тот, что встает перед нами из сочинений Сенеки. Они, быть может, не поражают особой глубиной философской мысли, но в них восхищают удивительная нравственная высота и полное презрение ко всем земным благам.

Действительно, Сенеку иногда упрекают в том, что он не разбирался в тонкостях философии. Но это и не интересовало его. Он был не ритор, не ученый, а целитель душ. Он прямо сравнивает себя с врачом. После своих бесед он не хочет ни восторгов, ни рукоплесканий. «Разве больной говорит комплименты врачу, делающему ему ампутацию? Из всех криков я хочу слышать только крики боли, когда я буду бичевать ваши пороки» (Luc, LIX, 2)*. Страждущие духом приходили к нему за советом. В тоске и печали обратился к нему Серен, и философ исцелил его. А любимый ученик Люцилий привел к нему однажды человека, погрязшего в пороках и мечтавшего о том, чтобы возродиться для новой жизни (Luc, CXII, 3). И главные искусства, которым учил Сенека, — это искусство жить и умирать (Luc, XLV, 5).

Его учение направлено было ко всем. Он не делал различие между знатными и простыми, богатыми и бедными, ибо все люди равны перед Богом. Добродетель, говорит он, часто покидает дворцы и поселяется в хижине бедняка (Luc, LXXIV, 28). Более того. Раб ничем не отличается от свободного. Ибо благородная и возвышенная душа может быть равно у римского всадника, вольноотпущенника и раба. «Что такое римский всадник, вольноотпущенник, раб? Все это — имена, порожденные честолюбием и несправедливостью. Из тесного угла можно вознестись к небу» (Luc, XXXII, 11).

* Здесь и далее письма Сенеки цитируются в пер. С. А. Ошерова.

Сенека идет еще дальше. Он объявляет всех людей братьями и запрещает войны. За 18 веков до Льва Толстого он спрашивает, почему наказывают человека, если он убьет другого, а «истребление целого народа прославляется как подвиг... И людям, кроткому роду, не стыдно радоваться крови друг друга, вести войны и поручать детям продолжать их?» (Luc, XCV, 30-31).

Мы должны делать все для своих ближних. У Сенеки есть интереснейшее рассуждение о дружбе. Эпикур спрашивает, зачем нужен человеку друг. И отвечает: «Чтобы было кому ухаживать за тобой в болезни, помогать в оковах и в нужде». Нет, возражает Сенека, не для того. А для того, чтобы «тебе самому было за кем ухаживать в болезни, кого вызволять из-под вражеской стражи» (Luc, IX, 8). Но этого мало. Мы должны помогать и незнакомым людям: «Надо протягивать руку потерпевшему от бури ... и делить свой хлеб с голодными» (Clem., II, 2, 6). Наконец, мы должны помогать даже своим врагам, причем делать это с кротостью. «Грешников надо принимать нежно и по-отечески и вместо того, чтобы преследовать, стараться наставлять их на путь истинный» (De ira, I, 14, 3). Ибо зло нельзя допускать никогда. И лучше стать жертвой насилия, чем его причиной (Luc, XCV, 59).

Мы должны все время помнить, что на нас взирает Бог. «Стоит ли нам что-нибудь скрывать от людей? От Бога ничего не скрыто. Он присутствует в наших душах, он проникает в наши помыслы» (Luc, LXXXIII, 1). Воле Его следует покоряться безропотно (Luc, LXXIV, 20). И тот выше всех, кто более предастся Ему (Luc, CVII, 12). Этот Бог — не какой-то безликий закон стоиков. Это наш Отец, наш Создатель, «любящий нас могучей любовью» (De prov., 2, 6; Luc, СХ, 10; De benef., II, 29, 4). И мы должны Его любить.

Главными нашими врагами, мешающими нам следовать стезей добродетели, Сенека называет мирские соблазны — богатство, роскошь, чревоугодие, властолюбие, разврат. Это ловушки, подобные тем, которые выставляют для животных, начиняя их сладкой приманкой. Он гневно обрушивается на утонченную роскошь окружающих его богачей, которым служат тысячи рабов, нужных лишь для прихотей желудка — то есть искусных поваров, лакеев, умеющих красиво сервировать стол и т. д. (Luc, LXXIX, 21; ХС, 7; XCV, 24). От всех этих благ необходимо отказаться. К нищете, страданиям, к самой смерти надо относиться спокойно и терпеливо.

Помыслы наши должны быть направлены не на призрачные блага здешней жизни, а на добродетель. И жизнь вечную. Нашу жизнь здесь философ сравнивал с существованием зародыша в тесной, темной материнской утробе. Но, говорит он, настанет день, который выведет тебя оттуда. Тогда перед человеком откроются тайны природы, рассеется туман и в глаза ему хлынет ослепительный свет. «Представь себе, каково будет это сияние, в котором сольется блеск бесчисленных звезд» (Luc, CII, 22—28).

Учение Сенеки настолько близко подчас к христианству, что Отцы Церкви не могли этого не заметить. Лактанций горько сожалеет, что римский философ не знал истинного Бога. Он не сомневается, что Сенека обратился бы ко Христу (Inst. div., IV, 24). Святой Иероним пошел еще дальше. Он думает, что Сенека обратился тайно в истинную веру и перечисляет его в ряду христианских святых (Vir. illustr., 12). Существовала даже подложная переписка между Сенекой и святым апостолом Павлом. Ученые Нового времени отвергли все эти домыслы. Сенека не был христианином. Но тем больше его заслуга — не зная Евангелия, он так близко подошел к учению Христа!

Учение Сенеки кажется еще ярче на фоне окружающего его глубокого сумрака. То была одна из самых мрачных эпох в истории Рима.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50

Похожие:

Сенека iconЗнаменитые вегетарианцы
Будда, Иисус Христос, пророк Магомед, Далай Лама, Пифагор, Платон, Сократ, Плутарх, Эмпедокл, Эпикур, Иоанн Златоуст, Заратустра,...
Сенека iconВ. И. Ленин «Свои способности человек может узнать, только шлифуя...
«Практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы...
Сенека iconВнутренний предиктор СССР кто не знает, в какую гавань плыть, для...
Лучше власть над самим собой, чем тысячелетняя власть над другими людьми и вещами 105
Сенека icon«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека)
Ной и интересной, думают, что она достигнет больших высот, а другие, соответственно, свою. Но из-за этих споров и неподдержки ничего...
Сенека iconИсторически первая форма европейской теоретической мысли, ставшая...
Цицерон, Сенека). Кроме того, для позднего периода, когда античная фило­софия сосуществовала с христианским вероучением, прин­ципиальной...
Сенека icon«Кто, имея возможность предупредить преступление, не делает этого,...
«Кто, имея возможность предупредить преступление, не делает этого, тот ему способствует»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница