Шестьсот тринадцать заповедей, выводимые из Десяти заповедей


НазваниеШестьсот тринадцать заповедей, выводимые из Десяти заповедей
страница1/12
Дата публикации10.04.2013
Размер1.54 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Шестьсот тринадцать заповедей, выводимые из Десяти заповедей


Рабби Моше бен Нахман

©Перевод: Хава-Броха Корзакова
http://mesto.org.il/2010-10-11-19-05-31/jewishlib/824-613z
Первая заповедь – это положительная заповедь,[1] согласно которой обязан человек толковать, и исследовать, и искать, и познавать Господа своего, и постигать Его. А то, что это повелевающая заповедь, ясно из слов: «Познай же ныне и положи на сердце твое...»[2]. На это же намекает стих: «Я – Господь твой»[3], ибо познание есть основа и корень всякой вещи. И об этом сказали мудрецы наши: «Каждый человек , обладающий знанием, - как если бы был отстроен Храм в его дни»[4], и подразумевается под этим, что если он может объединять Единое Имя, он поступает, как если бы построил Дворец, который сверху, и Дворец, который снизу. И еще сказали: «Велико знание, данное между двумя буквами (упоминания имени Всевышнего)»[5], и если нет знания, невозможно никакое почитание Всевышнего – ни почитание с помощью жертв, ни почитание с помощью молитвы, как сказано в «Учении священников»[6]: служение любого священника, который не знает, ради Кого он окропляет, ради Кого он воскуряет, не является служением. И сказал праведник (раби Элиэзер) своим ученикам: когда вы молитесь, знайте, пред Кем вы стоите; а также он говорит: «Знай Бога отца твоего и служи Ему».[7] Вслед за познанием приобретет он искусство служения.

«Который вывел тебя из земли Египетской»[8] - здесь заключается намек на то, что человек обязан провозглашать единство Имени Его, ибо то избавление не произошло через посланца, ангела или серафима, а только Сам Всевышний вышел, чтобы совершить его[9], поэтому человек должен знать, что значит провозглашать единство Имени Его, ибо Он один, и нет другого, как сказано: «Нет более, кроме Него»;[10] и необходимо провозглашать единство Имени Его в десяти сферах бесконечного;[11] и положительная заповедь провозглашать единство Имени формулируется здесь: «И служите Господу, Богу вашему»,[12] и в словах о служении содержится намек на молитву; и написано: «Чтобы служить Ему всем сердцем вашим и всею душою вашею».[13]

А что есть служение? Главная его часть – в сердце,[14] повеление провозглашать вслух – это молитва, а служение означает достижение чистой мысли относительно будущего мира и владение намерением (во время молитвы); поэтому первые «праведные»[15] молились в течение часа,[16] и сказал учитель наш праведный, да будет благословенна его память,[17] что основа служения просвещенных и тех, кто думает про Имя Его (в словах) «И к Нему прилепитесь»,[18] и это великое правило в Торе относительно молитвы и благословений, - чтобы мысль его была согласна с верой его, как если бы «прилепилась» к верхним сферам, чтобы соединить буквы Имени, и чтобы вместило оно десять сфер, так же, как пламя связано с углем, и да будет упоминать Его по прозваниям Его, в сердце своем да свяжет Имя Его по строению его и по написанию его. Намеком на это является сказанное: «Скажи ты мудрости: «Ты сестра моя!», и назови разум родным»[19].

«Из дома рабства»[20] - здесь есть намек на то, что человек обязан любить Создателя своего, как раб, любящий хозяина своего, который избавляет и искупает душу его во всяком бедствии и выводит его из рабства на свободу, как сказано: «А вас взял Господь и вывел вас из горнила железного, из Египта»[21].

Итак, в этом стихе («Я – Господь ваш...») есть намек на три положительные заповеди: познавать Его, провозглашать единство Его и любить Его. И все три упоминаются во время чтения «Слушай, Израиль»: «Слушай, Израиль, Господь – Бог наш, Господь един».[22] И любовь – это положительная заповедь, как сказано: «И люби Господа, Бога твоего»,[23] и в нее включается заповедь любить ближнего, и поскольку это – положительная заповедь, то и заповедь любить ближнего подобна ей: «Люби ближнего своего, как самого себя»,[24] как прочитали мы в Берешит раба[25]: «Это правило значительнее, чтобы не сказал ты: раз я испортился, пусть испортится вместе со мной товарищ мой». Сказал рабби Танхума: «Если ты поступил так, знай, Кого ты позоришь, (ибо сказано): (ибо сказано) «По образу Божьему сделал Он его» (Берешит, 1:27).

А в правиле «Люби ближнего своего, как самого себя» содержатся одиннадцать заповедей: не причинять ущерба,[26] обсуждать ущерб и возмещение,[27] обязанность причинившего ущерб – полностью платить за ущерб скотине,[28] обсуждать ущерб от выкопанной ямы,[29] обсуждать кражу и возмещение за нее, обсуждать ущерб от потравы, обсуждать ущерб от огня, обсуждать вопросы компенсации со стороны сторожившего бесплатно,[30] обсуждать в суде вопросы оплаты и найма, обсуждать законы относительно берущего вещь на время, обсуждать вопросы торга и продажи, - это шестнадцать,[31] и в заповедь «люби ближнего» включается заповедь «и люби пришельца»;[32] а не может быть, чтобы в понятии любви не было понятия трепета, поэтому трепет перед Всевышним – это тоже положительная заповедь, выводимая из свойства любви: «Господа, Бога твоего, бойся»;[33] и входит в нее также отрицательная заповедь – не добавлять ни к Его письменным, ни к устным заповедям, и не убавлять от них.[34] И в заповеди трепета перед Всевышним заключается заповедь относиться с трепетом к мудрецам и почитать их, ибо они (тоже) называются «единственными»[35], за то, что они умеют провозглашать единство Имени Единственного. Кроме того, в ней заключается заповедь «Перед сединой вставай»,[36] и в ней же заключается заповедь прислушиваться ко всем пророкам, которые будут появляться в каждом поколении, как сказано: «Пророка из среды твоей, из братьев твоих, подобного мне, поставит тебе Господь, Бог твой, - его слушайтесь»[37]; и прислушиваться к Великому судебному собранию, которое поднимется в Израиле. И заключается в ней отрицательная заповедь не восставать против решения суда. А в заповеди относиться с трепетом к Всевышнему заключается заповедь относиться с трепетом к отцу и матери, которые были соучастниками сотворения человека,[38] как сказано: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего»[39], и эта заповедь следует после заповеди трепетать перед Всевышним и бояться Его наказания.

В чем заключается служение? Это служение через жертвы, предназначенные для искупления прегрешения и для примирения между Израилем и Отцом его небесным. А из чего можно заключить, что молитва также называется служением? Сказано: «И служить Ему всем сердцем вашим»,[40] и в заповедь о любви включается заповедь о «присоединении (ко Всевышнему)», как сказано: «И к Нему прилепитесь»;[41] и заповедь клясться Именем Его правдиво, как сказано: «И Именем Его клянись».[42] Это заповедь клясться Его Именем относительно исполнения (какой-либо) заповеди,[43] как сказано про Боаза: «То я тебя выкуплю, (как) жив Господь!»;[44] и как сказано про Элишу, который оставил отца своего и мать свою, чтобы учиться мудрости у учителя своего: «Жив Господь и жива душа твоя, что я не оставлю тебя!».[45] И все эти заповеди – и трепет, и служение, и присоединение, и заповедь клясться Именем Его правдиво, - все они соединены друг с другом, и связаны друг с другом, и все они – заповеди, выводимые из свойства любви. И нет сомнения, что тот, кто любит товарища своего или господина своего, придерживается путей Его и поддерживает Он стопы его, поэтому эти установления являются положительными заповедями, выводимые из свойства любви. А также заповедь, повелевающая каждому человеку уподобляться Создателю на путях своих праведных, как сказано: «Если ты будешь соблюдать заповеди Господа, Бога твоего, и будешь ходить путями Его»[46], и это включает положительную и отрицательную заповеди. И многое, касающееся вопросов ритуальной чистоты и благотворительности, как сказали мудрецы наши, благословенна их память: «Поскольку Он свят, и ты будь свят, поскольку Он милостив, и ты будь милостив»[47].

А положительная заповедь «Я – Господь» содержит намек на заповедь плодиться и размножаться, как сказали наши мудрецы, да будет благословенна их память, в трактате Йевамот: «Всякий, кто не занимается размножением, - как будто проливает кровь, и уничтожает он образ Всевышнего»;[48] а рабби Акива сказал: «Как будто уменьшает образ Всевышнего, великолепие Его и корону».[49] Другие говорят: «Заставляет Божественное присутствие (Шхину) удалиться от Израиля»,[50] как сказано: «Чтобы быть Богом тебе и потомству твоему после тебя»[51]: когда выполняются слова «потомство твое после тебя», пребывает Божественное присутствие (Шхина), а когда слова «потомство твое после тебя» не выполняются, - на чем пребывает Божественное присутствие? На деревьях и на камнях».[52] В этой заповеди содержится намек на заповедь жениху увеселять жену свою, как сказано: «Свободен да будет он для дома своего один год и да увеселяет жену свою, которую взял»[53]. И в этой же заповеди содержится намек на заповедь о вознесении лулава, чьи листья располагаются один над другим, и один перед другим, и все они присоединены к стеблю и отделены от него, и это намек на Божественное присутствие, на почитание над почитанием, как сказано: «Над высоким наблюдает высший»,[54] и относительно Божественности – мера дня и мера ночи[55]. И сказал в Ваикра раба: ««Плод дерева великолепного»[56] - это Всевышний, благословен Он, как сказано: «Слава и великолепие пред Ним»;[57] «ветви пальмовые»[58] - это Всевышний, благословен Он, как сказано: «Праведник, как пальма, расцветет»;[59] «И отростки дерева густолиственного (мирта)»[60] - это Всевышний, благословен Он, как сказано: «И стоит он между миртами»[61] […][62]; и «И верб речных»[63] - это Всевышний, благословен Он, как сказано: «Превозносите Восседающего на небесах»[64]»[65]. И сказали: «Лулав в правой руке»[66] - потому что он соответствует мере дня, а «Этрог в левой руке»[67] - потому что он соответствует мере ночи. Еще сказали: «Нет у него верхней границы, но есть у него нижняя граница.»[68], как сказано в Книге Творения: «У предела твоего Твоей нет границы»[69]. И еще сказал там[70]: «Размер его – десять (пядей), и нет у них конца, и стебель лулава должен возвышаться над миртом на (одну) пядь»[71], ибо нам нужно увидеть середину и устремляться к ней мыслью (во время благословения). И еще сказали: «Весь день подходит для (воздымания) лулава»[72]. Все это нужно знать, ибо сказано это по обязательному и необходимому вопросу.

А также в словах «Я – Господь» содержися намек на (заповедь) освящать Имя Его, как сказано: «Я был святим среди сынов Израилевых, Я, Господь, освящающий вас»[73]. А в этой заповеди содержится намек на положительную заповедь чтения Шма[74], что есть основа провозглашения единства Имени Его два раза в день, когда день сменяется ночью, а ночь – днем, когда каждая мера (дня или ночи) вступает в свои права. И сказали наши мудрецы, да будет благословенна их память: «Тот, кто не сказал «И установлено»[75] во время утренней молитвы и «Правда и вера»[76] во время вечерней молитвы не выполнил своей обязанности (читать Шма)».[77] Все это – чтоы напомнить о каждой мере в ее время, о мере дня – днем, и о мере ночи – ночью, в чтении Шма. А что есть мера дня? Милосердие, как сказано: «Днем явит Господь милость Свою»,[78] и Он питает создания Свои этой мерой и приготовляет пищу для всякой плоти. А что есть мера ночи? Вера, то есть венец из «Мудрости Шломо», выражается в том, что человек отдает дух свой и душу свою в руки Его и верит Ему, что вернет Он их в его распоряжение. И это то, что сказано: «Возвещать утром милость Твою, и веру в Тебя – ночью».[79]

А также в заповеди «Я – Господь» содержится намек на заповедь учить и преподавать Тору, как сказано: «И повторяй их детям своим, и говори о них»[80]; имеется в виду изучение с целью познавания заповедей и исполнения их, а из-за этого будет человек вспоминать Создателя своего, как сказано: «Да не отходит эта книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью, чтоы в точности соблюдать все написанное в ней»[81], и сказано также: «Соблюдайте же слова завета этого и исполняйте их».[82]

А в правиле «И будешь ходить путями Его»[83] согласно мере любви заключается заповедь наставлять грешника, как сказано: «Ты увещевай ближнего своего»[84], и сказано еще: «Ибо кого любит Господь, того увещевает»[85], и сказано еще: «А кто любит его, тот с детства наказывает его»[86]. А в числе увещеваний находится заповедь наказывать злодея ударами. И из правила «Увещевай»[87] выводится заповедь превозмочь сердце грешника и разбить гордыню сердца его, - не добавлять масла к жертве его (хлебной) и не класть на нее левону[88], как сказано: «Пусть не возливает на нее (жертву) елея и не кладет на нее левоны
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Шестьсот тринадцать заповедей, выводимые из Десяти заповедей icon10 «заповедей» изучения иностранных языков
Я хочу предложить вам несколько советов от Като Ломб, профессиональной переводчицы из Венгрии, владеющей многими языками. Для всех...
Шестьсот тринадцать заповедей, выводимые из Десяти заповедей iconСорок заповедей Любви и Свободы
Общечеловеческая культура создала максимы о любви, которые мы сгруппировали в данный далеко не полный перечень. В основу этих заповедей...
Шестьсот тринадцать заповедей, выводимые из Десяти заповедей iconПрот. Евгений Попов.  Нравственное богословие для мирян в порядке...
Кратковременный только упадок веры в Промысл при взгляде на то, как зло торжествует, а добродетель угнетена 
Шестьсот тринадцать заповедей, выводимые из Десяти заповедей iconЮлия Свияш 10 Заповедей для Настоящей Женщины
«10 Заповедей для Настоящей Женщины. Книга–тренинг / Юлия Свияш.»: Центрполиграф; Москва; 2011
Шестьсот тринадцать заповедей, выводимые из Десяти заповедей iconВеличайший торговец в мире-2
Хафиде, ставшем величайшим торговцем благодаря исполнению заповедей, записанных в десяти свитках успеха, получила завершение. Одинокий...
Шестьсот тринадцать заповедей, выводимые из Десяти заповедей icon10 заповедей от иисуса христа
Вы можете зацепиться лишь за какую-то малую песчинку, исследовать ее частности
Шестьсот тринадцать заповедей, выводимые из Десяти заповедей iconВо имя Отца-Матери, Сына и Святого Духа спаси, Господи, и помилуй...
Власти и воинства её наставь на стезю праведного правления путем христианских заповедей. 
Шестьсот тринадцать заповедей, выводимые из Десяти заповедей icon10 заповедей идеального мужа
Каждая женщина, независимо от степени ее уверенности в себе, нуждается в мужчине, на которого можно положиться, с которым ей самой...
Шестьсот тринадцать заповедей, выводимые из Десяти заповедей iconПять заповедей малозатратного маркетинга
Как минимум, считается, что нужно вливать не меньше, чем наши конкуренты, чтобы выдержать с ними «медиапаритет». Так ли это на самом...
Шестьсот тринадцать заповедей, выводимые из Десяти заповедей iconКицур Шульхан Арух (fb2) Просмотреть   Читать
С приложением заповедей, действующих в земле израиля с краткими примечаниями на основе мишна брура к тем местам, где его мнение расходится...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница