Социальный прогресс и буржуазная философия


НазваниеСоциальный прогресс и буржуазная философия
страница1/13
Дата публикации05.03.2013
Размер2.51 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Социальный

прогресс

и буржуазная

философия

А. М. РУТКЕВИЧ

ОТ ФРЕЙДА К ХАЙДЕГГЕРУ

Критический очерк

экзистенциального

психоанализа

Москва

Издательство

политической

литературы

1986



От Фрейда к Хайдеггеру: Критич. очерк экзистенциального психоанализа.— М.: Политиздат, 1985.— 175 с.— (Социальный прогресс и буржуазная философия) .
Это первая в нашей литературе работа, содержащая критический анализ экзистенциального психоанализа, получившего широкое распространение на Западе н своими истоками обращенного к концепциям Фрейда, Сартра, Хайдеггера. Автор книги, кандидат философских наук А. М. Руткевич, рассматривая взгляды ведущих представителей этого направления (Л. Бинсвангера, Р. Мэя, Р. Лэйнга, М. Босса, Ф. Франкля и др.), показывает их связь с процессами, происходящими в современном буржуазном обществе,— с так называемым «контркультурным» движением, распространением всякого рода неконфессиональных религиозных учений и т. д. Книга рассчитана на читателей, проявляющих интерес к новейшим течениям современной буржуазной философии и психологии.
Введение
Одним из наиболее влиятельных в странах Запада социально-философских учений является психоанализ. В советской критической литературе имеется немало работ, в которых убедительно показано, что претензии последователей 3. Фрейда на то, что ими отстаивается единственно верное учение о человеке, совершенно несостоятельны. В ряде работ прослеживалось и развитие связанных с психоанализом философских концепций. Однако многие аспекты эволюции психоанализа в нашей'литературе пока что не освещались. Между тем в последние годы произошли значительные изменения как самой психоаналитической теории, так и концепций многих буржуазных философов, пытающихся соединить психоанализ с другими направлениями современной западной философии.
Наиболее известной формой такого «синтеза» является экзистенциальный психоанализ. Попытки соединения психоанализа и экзистенциализма наблюдались еще в 30-е годы, но они, как правило, не находили отклика со стороны приверженцев этих доктрин. В 60чз же годы формируется, если можно так выразиться, движение к переосмыслению психоанализа с экзистенциалистских позиций, представленное несколькими тысячами психологов, психиатров и психотерапевтов.
Хотя наименование «экзистенциальный психоанализ» принимается далеко не всеми сторонниками такого переосмысления, оно по ряду соображений в наибольшей мере пригодно для того, чтобы охватить все рассматриваемые здесь доктрины. Во-первых, оно нередко употребляется в этих целях и на Западе, несмотря на возражения некоторых немецких авторов, подчеркивающих отличия своей позиции от «экзистенциального психоанализа» Ж. П. Сартра. Отличия имеются, но ведь они не мешают употреблять сартровский термин «экзистенциализм» для характеристики немецких, французских (Марсель), испанских учений,
создатели которых его отвергали. Во-вторых, термин «экзистенциальный психоанализ» позволяет подчеркнуть отличие теоретических построений психологов и психиатров-экзистенциалистов от учений философов-экзистенциалистов. Первые являются, как правило, практикующими психоаналитиками, причем если фрейдовская теория ими и не признается, то основные черты психоаналитической техники они унаследовали от Фрейда. Профессиональные философы, напротив, либо вообще не интересуются этими сторонами психоанализа, либо выдвигают идеи (как Сартр в «Бытии и ничто»), полностью чуждые психоаналитической практике.
Когда К. Ясперс предваряет свое исследование о философии Ф. Ницше анализом патологического фактора в творчестве этого мыслителя или когда Сартр ищет в детских переживаниях Ш. Бодлера то, что определило всю дальнейшую жизнь и миросозерцание поэта, они являются авторами биографических исследований, которые должны способствовать пониманию определенных философских идей или поэтического творчества. Конечно, экзистенциальные психоаналитики также обращаются к такого рода исследованиям. Начало им положил сам Фрейд этюдами о Леонардо да Винчи, Шекспире и др. Но основные их труды имеют совершенно иной характер. Это профессионально описываемые истории болезни, где нет места фантазиям относительно «эдипова комплекса» того или иного художника или поэта, который якобы определяет все его творчество и содержание его произведений. Сухо и деловито описываются в них действительные 'факты жизни, страдания, навязчивые идеи, бредовые системы тяжело больных людей. Подлинные их имена неизвестны — профессиональная этика запрещает психиатрам их разглашать,— и речь идет о неких «Эллен Вест» или «Регуле Цюрхнер», внутренний мир которых описывается только потому, что в их сознании и поведении были зафиксированы типичные черты того или иного невроза или психоза. Философские размышления возникают в связи и по поводу тех сторон жизни людей, которые открываются психиатру в его повседневной борьбе с психическими расстройствами. Можно сказать, что экзистенциальные психоаналитики пытаются понять внутренний мир больного, используя основные понятия экзистенциальной философии. Результатом такого применения, несколько неожиданного как для философов, так и для психиатров, и стало появление нового направления в западной философской ан-
тропологии. Новизна его, конечно, относительна. Ведь основные положения экзистенциализма были сохранены, в дах внесли только необходимые коррекции, чтобы приспособить метафизические построения к данным психологии и психиатрии. Вместе с тем следует сказать, что если сегодня ждать нового взлета экзистенциализма как философской теории не приходится, то именно психология и психиатрия, наряду с теологией, оказались на Западе теми областями, где эта философия укоренилась довольно прочно и откуда она продолжает оказывать свое влияние. Создатели экзистенциального психоанализа были крупными психиатрами и психотерапевтами, пытавшимися отстоять идеалистическое учение о человеке, опираясь на экзистенциальную философию, в первую очередь на учение одного из виднейших западных мыслителей нашего века — Мартина Хайдеггера. Они написали немало работ, которые заслуживают внимания психологов и медиков. Нас в данном случае интересуют исключительно их философские воззрения. Психологические и медицинские аспекты их трудов будут привлекаться лишь в той мере, в какой они имеют отношение к философским вопросам.
Такой угол зрения объясняется не только тем, что автор не чувствует себя достаточно компетентным, чтобы писать по специально научным вопросам. Широкая известность, даже популярность теорий психоаналитиков-экзистенциалистов связана, по-видимому, не с решением такого рода вопросов и не с влиянием в этом отношении на коллег-специалистов — психологов и медиков. Напротив, со стороны последних чаще слышатся резкие возражения, обвинения в том, что «экзистенциальные аналитики» обращаются к широкому читателю через головы представителей научного сообщества, пропагандируя как безусловные истины весьма спорные гипотезы. Тем более это можно сказать об их философских трактатах: психология и психиатрия становятся в них суммой примеров, подкрепляющих основные тезисы экзистенциализма.
Так как сторонниками экзистенциального психоанализа написано практически необозримое количество книг и статей, мы остановимся на работах только наиболее известных европейских и американских теоретиков. Но перед тем как обратиться к их доктринам, необходимо хотя бы в самых общих чертах охарактеризовать современное положение психоанализа, рассмотреть концепции тех западных философов, чьи труды оказали наиболее серьезное влияние на становление экзистенциального психоанализа.
Глава Д
Кризис психоанализа
1. Психоанализ
и капиталистическое общество
Возникнув в начале века как одно из направлений медицинской психологии, психоанализ, сначала усилиями 3. Фрейда, а затем и его все более многочисленных последователей, постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США. Даже если брать психоанализ в узком смысле — как форму медицинской психологии и психотерапии, то образовалась целая сеть ассоциаций, клиник, исследовательских и учебных центров. Помимо этого имеется еще ряд связанных с психоанализом социальных институтов. Получившие психоаналитическую подготовку специалисты заполнили различные социальные службы, благотворительные фонды, бюро, они работают в сферах управления, рекламы, образования, профессиональной ориентации, законодательства, в средствах массовой информации и т. д. /
Однако и этим влияние психоанализа не исчерпывается. Он стал одним из составных элементов «американского образа жизни» (в несколько меньшей мере и западноевропейского), оказал огромное влияние на антропологию и социологию, литературоведение, эстетику, религиоведение, исторические исследования, на все жанры литературы и искусства. Психоанализ создал на Западе своеобразный «климат мнения», поскольку значительное число ученых, менеджеров, юристов, священников, журналистов, преподавателей, писателей и представителей еще целого ряда профессий ориентируются в своей практике на психоанализ. Такие термины, как «комплекс», «фрустрация», «подавление», «рационализация», «сублимация», вошли в повседневную речь. Сексуальное поведение, супружеские взаимоотношения, воспитание детей осмысляются с помощью психоаналитических схем.
С чем же связана такая популярность учения, основныо положения которого или представляются спорными, или просто отвергаются большей частью научного сообщества? Фундаментом психоаналитической концепции служит деятельность практикующих психоанализ психотерапевтов и психиатров, то есть группы представителей медицинской науки. Влияние психоанализа частично связано с тем, что в определенных случаях они добиваются излечения или хотя бы временного облегчения состояния своих пациентов. Не будь этого, психоанализ никогда бы не стал столь распространенной формой психотерапии. Наличие отдельных позитивных моментов в психоаналитической практике неоднократно отмечали советские психотерапевты и психиатры, подчеркивая в то же самое время порочность общетеоретических положений фрейдизма. Психоаналитики — если не принимать во внимание спекулирующих на моде шарлатанов — являются врачами, которые берутся за лечение сложных психических расстройств и в меру своих сил пытаются облегчить страдания больных.
Другое дело, что психоаналитически ориентированная психотерапия по своей эффективности явно не лучше (а при лечении некоторых психических расстройств — хуже) целого ряда других форм психотерапии. Тем не менее средний американец, как показали опросы общественного мнения, вообще отождествляет психиатрию и психоанализ. Это неудивительно, если учесть, что в газетах, журналах, кинофильмах и романах он постоянно сталкивается с загадочной фигурой аналитика — целителя и знатока человеческой души. Известный английский писатель и ученый Ч. П. Сноу еще в конце 50-х годов отмечал, сравнивая советскую и американскую художественную литературу, что образ психоаналитика в американских романах столь же обычен, как образ инженера в советских1. Психоанализ стал источником множества мифов, возникла даже своего рода мода лечиться у психоаналитика: преуспевающие бизнесмены, кинозвезды и даже боссы преступного мира (портрет такого «пациента» дает, например, А. Силитоу в романе «Начало пути») занялись выявлением своих комплексов.
Широкое влияние психоанализа и мода на него связаны не только и не столько с эффективностью психоаналитической терапии, сколько с целым комплексом социальных факторов. Прежде всего, в странах Запада непрерыв-
См.: Сноу Ч. П. Две культуры. М., 1973, с. 46,
Т
no растет число лиц страдающих от неврозов и психозов. До половины больничных коек в ведущих странах «свободного мира» занято психически больными людьми. Kare l показало широкое обследование, проводившееся с 1978 по' 1984 год Национальным институтом психического здоровья, примерно 18,7 процента взрослого населения США страдают по меньшей мере одним нарушением психики. Чаще всего люди испытывают беспричинную тревогу (около 8,3 процента опрошенных), на втором месте стоят нарушения психики в результате злоупотреблений алкоголем и наркотиками (6,4 процента). Около одного процента американцев — шизофреники '. В таких условиях психоаналитики, говорящие о неизбежном росте психических заболеваний вместе с развитием современной цивилизации и предлагающие свое учение как средство преодоления создавшегося положения, всегда могут найти внимательных слушателей, пациентов и последователей.
Но этим далеко не исчерпываются социальные факторы, способствующие распространению психоанализа. Психоанализ — не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле он стал неотъемлемой частью западной культуры. Как удачно перефразировал Вольтера американский социолог П. Бергер, «если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумать» 2. По мнению Бергера, главной социальной причиной распространения психоанализа- является почти полное разделение сфер публичной и частной жизни в буржуазном обществе. Это ведет к «кризису идентичности»: лишь немногие люди имеют возможность найти свое «подлинное Я» в гражданской жизни, политике, бизнесе, культуре. Для большинства же в условиях разделения труда и капиталистической рационализации производства и потребления остается искать свое «подлинное Я» в частной жизни. Не судите обо мне, пока я стою за станком или за прилавком, как бы говорят эти люди, зато придите ко мне домой и тогда увидите. Психоанализ, приписывающий исключительно большое значение семейным и, в частности, сексуальным отношениям, оказался удобным средством «легитимации» этих умонастроений, претендуя на то, чтобы дать сознание соб-
1 См.: За рубежом, 19—25 октября 1984 г., с. 21.
2 Berger P. Toward a Sociological Understanding of Psychoanalysis.—In: Facing Up to Modernity. N. Y., 1977, p. 51,
8
ственной значимости массе встревоженных потребителей.
Не менее важен психоанализ и для публичной сферы. Капиталистическая рационализация производства ведет к бюрократизации (Бергер повторяет это за немецким социологом М. Вебером), вследствие чего в отношениях между начальником и подчиненным на бюрократической лестнице огромное значение приобретают психологические факторы, средства психологического социального контроля, которые и предлагает психоанализ. Наконец, Бергер указывает на еще один важный момент: «В современном обществе индивид... вовлечен в ситуации, действующие силы которых ему непонятны... Общество стоит перед индивидом как таинственная сила, или, другими словами, индивид бессознателен относительно тех фундаментальных сил, которые формируют его жизнь»1. Социальный опыт человека в буржуазном обществе совпадает с фрейдовской интерпретацией его психической жизни как управляемой бессознательными процессами.
Будучи одним из видных западных социолого.в религии, Бергер считает, что психоанализ приобрел функции религиозного культа. Несмотря на то что психоанализ со^ держит немало положений в духе вульгарного материализма, такой, по словам К. Маркса, «грубый материализм»... равнозначен столь же грубому идеализму и даже фетишизму...»2. Подобно религиозным воззрениям, психоанализ дает мистифицированное представление о действительности, сводит все общественные проблемы к действию мифических, таинственных сил. Но, как и религиозный культ, психоанализ исполняет вполне земные функции. Важнейшей его задачей является «адаптация» индивида, приспособление его к окружающему миру. Психоанализ абсолютизирует этот медико-психологический критерий: здоровым может считаться лишь тот, кто хорошо приспособлен к существующему обществу. Пока психоаналитик видит свою цель в восстановлении психического здоровья пациента, он имеет основание говорить об адаптации больного к реальности. Но уже при определении того, что из себя представляют «здоровье» и «болезнь», он покидает научную почву медицины.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Социальный прогресс и буржуазная философия iconКнига для чтения по марксистской философии Критика буржуазной философии...
Ф. Энгельс «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии», «Диалектика природы», «Анти-дюринг»
Социальный прогресс и буржуазная философия iconКемеров В. Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов
«общество», «наука», «история». — Самоописание социальной философии. — История, социальный процесс, общественная эволюция. — Проблема...
Социальный прогресс и буржуазная философия iconДж. Брунер Психология познания. За пределами непосредственной информации
Пер с англ. М.: Прогресс, 1977. 413 с. (Общественные науки за рубежом. Философия и социология)
Социальный прогресс и буржуазная философия icon2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе. 4
Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. 3
Социальный прогресс и буржуазная философия iconПриложение №1 заявка
«Социальный предприниматель Хакасии» в номинации «Лучший социальный предприниматель»
Социальный прогресс и буржуазная философия iconФилософия, ее генезис и важнейшие проблемы. Специфика философского...
Древнегреческая философия, ее периодизация. Космоцентризм в понимании мира и человека
Социальный прогресс и буржуазная философия iconАктивный раздаточный материал «Философия» фогп, 3 кредита 3 семестр...
Под современной западной философией понимается западно-европейская философия и философия США конца XIX-ХХ веков. Ведущими направлениями...
Социальный прогресс и буржуазная философия iconИстины. Ведическая философия древнейшая философия мира. Кто мы?
Эти вопросы удивительно ясно и логически обосновано отвечает ведическая философия
Социальный прогресс и буржуазная философия iconТипология общества; Общество и общественное отношение
Существует еще одна точка зрения-Социальный реализм. Общество-социальный реализм которого не сводится к природной реальности,а значительно...
Социальный прогресс и буржуазная философия icon«Прогресс это движение по кругу, но все более быстрое». Л. Левинсон
Исходя из этих соображений, я не могу согласиться с точкой зрения Л. Левинсона на прогресс как на циклическое движение. На мой взгляд,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница