Петербургский государственный университет путей сообщения


НазваниеПетербургский государственный университет путей сообщения
страница1/16
Дата публикации12.04.2013
Размер1.77 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

_________________________________________________________


Кафедра философии


В.В.ИЛЬИН

НАУКА.

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Учебное пособие

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2001

Ильин В.В.

Наука. Философия и методология науки.: Учебное пособие. СПб: Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2001 - 132 с.

Научные знания, использование научной методологии необходимы во всех сферах жизни - экономике, управлении, политике, в системе образования и воспитания. Выпускникам вузов предстоит на деле участвовать в превращении науки в непосредственную производительную силу. А эффективность научно-исследовательской, инженерной, управленческой и т.д. деятельности молодых специалистов существенно зависит от уровня их мировоззренческой подготовки.

В данном учетном пособии предлагается характеристика специфики науки, ее методологии, ее связь с другими сферами общественной жизни. Содержание работы связано со спецификой вузов ж.д. транспорта.

Учебное пособие ориентировано на студентов старших курсов и аспирантов; оно может быть использовано преподавателями вузов и лицами, интересующимися проблематикой науки.

Рецензент: доктор философских наук, профессор Б.Я. Пукшанский (Петербургский государственный горный институт (технический университет)).
Дабы познать что-либо, следует

ответить на четыре вопроса: есть ли

это? что это? каково это? почему это?

Аль-Кинди
Знать, чтобы предвидеть, и

предвидеть, чтобы мочь.

О.Конт
^

Что такое наука?


В
Что такое

наука
современную эпоху широко распространено мнение, что ведущую роль в познании и изменении окружающей действительности играет наука. Научные знания, научные методы необходимы во всех сферах жизни общества - в экономике, политике, социальном управлении, в системе образования и воспитания, решении экологических и демографических проблем и т.д.

Наука изучается рядом дисциплин: историей науки, психологией науки, логикой и методологией научного исследования и др., каждая из которых рассматривает науку под разными углами зрения. В середине XX века была предпринята попытка сформировать т.н. науковедение, как самостоятельную комплексную дисциплину, изучающую структуру и развитие научного знания и научной деятельности, взаимосвязи науки с другими видами знания и деятельности, проблемы организации научной деятельности и т.д.

Для исследования науки целесообразно предложить некоторое исходное, хотя бы и не исчерпывающее её определение. Наука характеризуется, прежде всего, как деятельность по получению новых знаний и результат этой деятельности - научное знание. Цель науки - описание, объяснение и предсказание явлений и процессов действительности. Исходя из такого понимания науки, в последующем необходимо раскрыть специфику научной деятельности и научного знания - этому посвящена методология научного исследования. Далее, наука характеризуется в ее взаимосвязи с социальной практикой. Здесь становится немаловажным проблемы организации науки как социального института и ее взаимоотношения с другими сферами общественной жизни, ее роль в подготовке кадров и др.

Наука – явление конкретно-историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно своеобразных этапов. Вопрос о периодизации истории науки до сегодняшнего времени остается дискуссионным и активно обсуждается в нашей и зарубежной литературе.

Предыстория науки начинается с разделения умственного и физического труда. Зачатки научного знания сложились задолго до становления науки как самостоятельного элемента общественного сознания и деятельности. В последующем наука оформляется как особая отрасль духовной жизни общества, духовного производства.

Существуют две основные точки зрения относительно генезиса науки. Одни историки науки считают, что наука возникла в глубокой древности, другие - что зарождение науки происходит в ХVI-ХVП веках, когда стали систематически применяться экспериментальные и математические методы. Конечно, если науку понимать только с этой точки зрения, то в древности не было развитого и систематически применяемого экспериментального метода, и тогда приходим к выводу, что там науки не было. Но известно, что в цивилизациях древнего мира, в Китае, Индии, Вавилоне, Египте, а уж тем более в Греции и Риме были на весьма высоком уровне астрономические, математические, биологические, технические знания. Известны и эпизодические применения экспериментального метода в медицине, открыты были некоторые физические законы и т.д. В общем, в древности были зачатки науки в виде отдельных знаний о природе, обществе, человеке; эти фрагменты знаний сочетались с философскими идеями. Но все же в современном понимании там науки не было. Есть серьезные основания считать, что наука сложилась в европейской культуре в условиях зарождения капиталистического производства, которое ориентировало познание на получение практически полезного знания и прежде всего на оформление естествознания как науки, а не как некоторой суммы знаний и приемов практических действий.

В генезисе науки часто выделяют следующие периоды.

- От середины I тыс.до н.э. до ХVI в. н.э. В начале этого периода сложилась натурфилософия, в которой были зачатки научного знания о природе. Затем, по мере накопления знаний, необходимости решения ряда астрономических, математических, медицинских и других проблем начинают прослеживаться контуры отдельных научных дисциплин. Но интересно отметить, что в течение продолжительного времени научные дисциплины трактуются как части философского знания. Весь этот период иногда называют “преднаукой”.

- ХVI-ХVП вв. Заложены основы современного естествознания. В науке ориентация на математические формулировки законов природы, экспериментальную проверку теорий, критическое отношение к натурфилософским и религиозным догмам, не имеющим опытного обоснования. Наука оформляется как особая область деятельности ученых-профессионалов, возникает научное сообщество, развивается система университетского образования.

- ХVIII -XIX вв. Науку этого периода называют классической. Образуется множество научных дисциплин, в которых накапливается и систематизируется огромный фактический материал. Создаются фундаментальные теории в математике, физике, химии, биологии и др. науках. Оформляются технические науки. Возрастает социальная роль науки.

- XX век. В математике происходит переосмысление её основ и специфики математического мышления; в физике создаются теория относительности и квантовая механика; в биологии развивается генетика и т.д. Содержание и формы научной деятельности, её нормы и идеалы претерпевают сильные изменения, и не случайно науку XX века называют постклассической или неклассической.

Во второй половине XX века идет т.н. научно-техническая революция. Наука становится теоретической основой развития материального производства и все сильнее воздействует на все другие сферы общественной жизни. Вместе с тем, наука оказалась связанной с рядом негативных процессов, которые стали перед человечеством к концу века, прежде всего, с т.н. глобальными проблемами.

В настоящее время насчитывают около 15 тысяч научных дисциплин. Многообразие природных и социальных объектов определяет многообразие наук. Научные дисциплины обычно подразделяют на естественные, общественные (гуманитарные) и технические. При всей правомерности такого подразделения, однако, надо иметь в виду, что между ними нет резких границ. К тому же, при решении многих проблем осуществляются междисциплинарные и комплексные исследования, проводимые средствами различных научных дисциплин (например, в экологии).

В ходе своего исторического развития наука оформляется в социальный институт. Создаются научные коллективы и школы, создаются устойчивые формы научной деятельности, вырабатываются ценностные ориентации и традиции, развивается материальная база наук. В XX веке появилось понятие “научный работник”. К. Маркс характеризовал научную деятельность как “всеобщий труд”, который “обусловливается частью кооперацией современников, частью использованием труда предшественников”.1

Становление науки как социального института обычно относят к ХVI-ХVП вв. Важные вехи здесь - создание Лондонского королевского общества естествоиспытателей (1660) и Парижской академии наук (1666).

В уставе Лондонского королевского общества естествоиспытателей цель общества была сформулирована как “совершенствование знания о естественных предметах и всех полезных искусствах...с помощью экспериментов (не вмешиваясь в богословие, метафизику, мораль, политику, грамматику, риторику или логику)”. Наука отграничила себя от религии, морали и т.д. и в этом она, с её ориентацией на эмпирическое исследование природы, была безопасна для власть имущих, церкви. Но объективно получилось, что если в течение длительного времени ведущую роль в культуре занимала религия, то в Новое время на эту роль претендует наука. Авторитет науки настолько высок, что в настоящее время многие богословы призывают к установлению тесного контакта религии и науки, а некоторые вне- и антинаучные концепции стремятся придать себе имидж научности (например, представители “эзотерических наук”).

Хотя научная деятельность является “всеобщим трудом“, способы социальной организации и взаимоотношений ученых изменялись в истории науки. Если на первых этапах эта деятельность имела вид индивидуального творчества “любителей“ - одиночек, то сегодня наука представляет собою целую отрасль по производству знаний. Научные работники объединены в институты с сильной материальной базой, с развитой системой коммуникаций, с системой подготовки научных кадров. Интенсивно возрастает численность ученых в мире. На рубеже ХVIII - XIX вв. было около 1 тыс., в середине XIX в. - около 10 тыс., в 1900 г. - около 100 тыс., в конце XX в, - более 5 млн. научных работников. Считается, что в XX веке научная информация удваивалась за 10 - 15 лет. (Здесь, думается, нужно разграничить объём информации и объём научных публикаций. Удвоение скорее относится к объёму публикаций, нежели к объёму информации. В публикациях много повторений, пересказа, комментариев и т.п. имеющейся информации и новая информация занимает не такой уж большой объём).

В науке, научных коллективах существует разделение труда. Одни научные работники склонны к выдвижению гипотез и идей, другие - к их обоснованию, третьи - к их разработке, четвертые - к их практическому приложению, пятые - к материальному обеспечению научных исследований и т.д. По мере развития науки совершенствуется специальная подготовка ученых. В институтах науки складываются моральные установки, набор позитивных и негативных санкций, которыми поощряется ожидаемое и наказывается отклоняющееся поведение (например, в виде признания или игнорирования со стороны коллег). Научные работники в социальной стратификации обычно относятся к так называемым средним слоям.

Научная деятельность - специфический вид духовного производства, продуцирующий особый тип знания. Именно получение знаний - главная цель науки. Но наука при всей ее важности, всех ее достижениях не обладает монополией на познание. В других видах деятельности также получается знание, но в них получение знаний не является главной целью. Так, скажем, у искусства есть познавательный момент, но не главный для искусства и его не следует переоценивать, иначе главный момент искусства - выразительность - уйдет на второй план. И вообще, в каждом виде деятельности можно обнаружить другие, но в подчиненном плане. Так, в науке, кроме познавательного, есть и практически прикладной момент - в материальном производстве.

Далее, нужно разграничить научное и ненаучное знание. Не всякое знание может быть отнесено к научному. Кроме того, не совпадают “истинное” и “научное”. В этом плане можно сопоставить обыденное и научное знание.

Обыденное познание берет объекты такими, какими их воспринимает субъект. На этой предпосылке базируется наивно-реалистическое мышление. Конечно, не следует категорически отвергать это мышление. Эйнштейн говорил, что наивный реализм служит отправным пунктом всех наук, в особенности, естественных. Б. Рассел писал, что наивный материализм приводит к физике, однако физика, если она верна, показывает, что наивный материализм ложен.

Обыденное знание, связанное с повседневной жизнью и деятельностью людей, представляет собою фиксацию отдельных фактов и зависимостей, состоит из разрозненных утверждений, формулируется на естественном языке, часто приближенно, нестрого, формируется всеми людьми. Предмет науки не сводится к объектам обыденного опыта. Научное познание ориентировано на познание законов, сущности явлений. Научную деятельность ведут ученые-профессионалы, с использованием комплекса материально-технических средств, научной информации, научных методов. Научное знание - знание объективно-истинное, систематизированное, доказательное, логически непротиворечивое, сформулированное с помощью искусственных языков, с максимальной точностью.

Признаки, критерии научного знания не являются раз и навсегда данными. Так, существовали исторически различные представления об истинности, обоснованности, системности и т.д. научного знания. В методологии науки различают классический и постклассический идеалы и стандарты научности. Но, в общем случае, к признакам научного знания следует отнести:

- объективность;

- рациональность (логическая строгость, точность и однозначность, доказательность, доступность понимания);

- направленность на постижение сущности;

- возможность не только описания и объяснения известных явлений и закономерностей, но и предсказания новых;

- проверяемость, возможность воспроизводимости, общезначимость;

- системность (заметим здесь, что не всякое систематизированное знание - наука; не отнесем к ней, например, телефонный справочник).

Научная деятельность дает приращение нового знания. Наука представляет собой своеобразный вид “социальной памяти” человечества, суммирующий в концентрированном виде опыт познания и преобразования действительности. Но преобразование мира будет успешным только тогда, когда оно согласуется с объективными законами. Отсюда вытекает основная задача науки - выявить эти законы. Наука как социальный институт постоянно функционирует, следствием чего является все более глубокое и точное познание действительности, выработка новых научных знаний. При этом по мере развития науки те или иные научные концепции могут стареть, догматизироваться, уходить в архив науки. Обнаруживается их ограниченность, на смену им приходят новые научные концепции и теории.

Успехи научного познания породили несколько завышенную оценку возможностей науки, у некоторых людей наблюдается своеобразный культ науки, убеждение в том, что наука способна дать окончательные ответы на все проблемы, стоящие перед людьми. Сложилась концепция т. н. сциентизма. Сциентизм утверждает, что наука есть наивысшая культурная ценность, что она - движущая сила цивилизации. За идеал познания принимается научное познание, а за идеал науки принимается математика и связанные с ней наиболее развитые области естествознания. (Одним из тех, кто был убежден в безграничных возможностях наук, был основатель позитивизма О. Конт (1798-1857)).

Но, с другой стороны, некоторые последствия научно-технического прогресса породили своеобразную оппозицию науке, т. н. антисциентизм. В наиболее резкой форме представители антисциентизма говорят, что научно-технический прогресс - это “демон, выпущенный из бутылки”, что он угрожает существованию самой цивилизации. Наука объявляется ответственной за негативные стороны современной общественной жизни. Распространяется мнение о том, что наука не может решить человеческие проблемы, альтернативой науке, научному познанию предлагаются различные варианты плюрализма, иррационализма, К антисциентизму примыкают некоторые богословы. По их мнению современная наука способствует дальнейшему развитию уже развитых государств, усиливает власть тех, кто ее уже имеет, обогащает и без того богатых. Говорят о бездуховности науки, усиленно подчеркиваются негативные социальные последствия научно-технического прогресса.

Правильная оценка роли науки в общественной жизни должна избегать крайностей сциентизма и антисциентизма. Наука занимает свое место в системной организации общества, испытывает на себе влияние различных сфер общественной жизни и сама влияет на другие компоненты общества.

Наука дает обществу знания. Общество нуждается в знаниях, но прежде всего в таких знаниях, которые приносят пользу. Не случайно в науке существует разделение на фундаментальные и прикладные науки и если роль прикладных наук достаточно очевидна, то значение фундаментальных наук далеко не очевидно широким кругам и его приходится доказывать.

Между ценностями и нормами науки и общества не всегда есть соответствие. Если у ученых на первом плане истина, то общество оценивает науку преимущественно с точки зрения пользы. Но при этом, однако, трудно провести границу между истиной и пользой. Полученные наукой знания имеют многочисленные приложения и польза их не всегда непосредственно очевидна. Научные знания участвуют в формировании мировоззрения и культуры людей, на основе научных знаний разрабатывается новая техника и технология, разрабатываются новые источники сырья и энергии, новые средства транспорта и связи; наука участвует в подготовке и реализации управленческих решений и т.д.

Обычно более четко прагматический аспект просматривается в отношениях между наукой и государством. Государство присваивает себе право быть организатором науки, создавая различные институты с формальными иерархическими структурами, вводятся какие-то критерии оценки научной деятельности, определяются финансовые и материальные ресурсы, осуществляется подготовка научных кадров. У нас даже можно услышать предложения о необходимости создания закона о науке. А как некоторый антипод бюрократизации науки в ней существуют естественно, самостоятельно складывающиеся неформальные научные школы, с их лидерами, проблемами, методологией и т.д.

Государство может и поощрять и препятствовать научной познавательной деятельности, чему есть множество примеров. Вот один из них. Развитие науки предполагает обмен информацией. Но в этот процесс вмешиваются политические мотивы, что может привести к закрытости информации, сознательному введению в заблуждение конкурентов и т.п. Государство, да и общество в целом, может наложить некоторые ограничения на развитие научных исследований, поскольку существуют опасения, что бесконтрольное развитие науки может принести непоправимый вред.

По ходу истории усиливаются интегративные тенденции, происходит сближение стран и народов, усиливаются взаимосвязи различных культур. Какова здесь роль науки? С одной стороны, безусловно, наука - сильный положительный фактор интеграции. Но есть и другая сторона. Интегративная культура может строиться на основе общего коммуникационного поля. И наука может создать возможность создания некоторой “усредненной” (например, компьютерной) культуры, на основе которой будут господствовать общие стереотипы жизни. Фактически же это означает, что один тип культуры будет подчинять себе и вести к исчезновению другие. Для этого процесса создаются необходимые научно-технические условия. Все это нельзя оставлять без внимания.

Взаимосвязи науки и общества в целом многообразны. Социальные факторы могут либо стимулировать, либо затормаживать научные исследования. В свою очередь, наука оказывается важным фактором развития общества в целом. Влияние социально-культурных факторов на науку опосредовано определенными методологическими стандартами в науке.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Петербургский государственный университет путей сообщения iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Маркетинг как система организации и управления деловой активностью предприятия
Петербургский государственный университет путей сообщения iconАгентство по реализации молодежной политики самарской области фгбоу...
Самарской области, Самарский государственный университет путей сообщения, Неформальная ассоциация добровольческих организация Самарской...
Петербургский государственный университет путей сообщения iconДесять петербургских вузов попали в "список неэффективных вузов"
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств,...
Петербургский государственный университет путей сообщения iconТеория большого взрыва
Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Дальневосточный Государственный...
Петербургский государственный университет путей сообщения iconНижегородский железнодорожный техникум филиал миит
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный университет путей сообщения»...
Петербургский государственный университет путей сообщения iconСтратегическое планирование учебное пособие москва 2011 фгб оу впо...
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия
Петербургский государственный университет путей сообщения iconСанкт-петербургский государственный университет

Петербургский государственный университет путей сообщения iconIx-й международный молодежный научный экологический форум стран балтийского...
Кий фонд фундаментальных исследований, Санкт-Петербургский научный центр Российской Академии Наук, Правительство Санкт-Петербурга,...
Петербургский государственный университет путей сообщения iconПетербургский Государственный Университет Центр лингводидактического тестирования

Петербургский государственный университет путей сообщения iconГеография зарубежных стран
В. М. Разумовский (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница