Д. Р. Яворский «проклятая доля» Ж. Батая в «холостых машинах» М. Дюшана в современных философско-антропологических дискуссиях, горячо обсуждающих риски и вызовы, исходящие как от измученной природы, так и от неравно


Скачать 58.68 Kb.
НазваниеД. Р. Яворский «проклятая доля» Ж. Батая в «холостых машинах» М. Дюшана в современных философско-антропологических дискуссиях, горячо обсуждающих риски и вызовы, исходящие как от измученной природы, так и от неравно
Дата публикации13.04.2013
Размер58.68 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы

Д.Р. Яворский
«ПРОКЛЯТАЯ ДОЛЯ» Ж. БАТАЯ В «ХОЛОСТЫХ МАШИНАХ» М. ДЮШАНА
В современных философско-антропологических дискуссиях, горячо обсуждающих риски и вызовы, исходящие как от измученной природы, так и от неравномерно созревшей культуры, не слишком заметна тема, поднятая после Второй мировой войны французским мыслителем Жоржем Батаем. В потоке рассуждений, сводящихся к концепту «нехватки», детально проанализированному постструктуралистами (см., например главу 1, параграф 4 в [3]), нехватки широкого спектра: от фаллоса (в психоаналитической теории) до жизненных ресурсов (в работах Римского клуба), он заговорил о проблеме избытка – избытка энергии, подпитывающей человеческую активность, энергии, лишенной физиологической целесообразности и рациональных оснований. Этот избыток он назвал «проклятой долей» [1].

Отправной точкой рассуждений Батая служит утверждение, что всякое живое существо получает больше энергии, чем ему требуется для поддержания жизни; эта энергия в основном используется для роста организма; остаток же ее должен быть растрачен, даже если от этого нет никакой пользы. Мысль об избытке жизненной энергии помогает понять некоторые иррациональные формы экономического поведения, полагает Батай, такие, как трата средств на роскошь, формы политического поведения, такие, как истребительные войны, духовные практики, не имеющие практической пользы, наподобие строительства пирамид в Древнем Египте. Батай ставит задачу осмыслить способы растраты избыточной энергии, чтобы избавить этот процесс от стихийности.

Развивая мысль Батая, продуктивно рассмотреть культуру как систему средств, направляющих избыточную энергию в продуктивное русло, в рост, но не в органический, а в культурный. В этой связи уместно распространенное сравнение культуры с организмом, который, решив задачу поддержания жизни, ставит задачу развития.

Уместно также обратить внимание, что энергия, о которой пишет Батай, уже была тематизирована в самом начале европейской философской традиции в понятии «эроса», введенном Платоном. В сущности, эрос (такой, каким он описывается в диалоге «Пир» [4]) – это энергия желания, направленная на экстравитальные цели, такие, например, как познание истины (о чем собственно и пишет Платон), религиозный экстаз или художественное творчество [2]. Таким образом, можно вести речь об эротических стратегиях культуры – то есть планах и действиях по использованию эроса. Учитывая то обстоятельство, что слово «эрос» с тех пор претерпело смысловые трансформации, следует различить эрос и либидо (неразличенные, например, во фрейдизме). Если либидо это сексуальная энергия, реализующая витальную функцию сохранения вида, то эрос – это поток желаний, направленных, как уже было сказано, на экстравитальное. Не имеет смысла, в данном случае, использовать для характеристики эроса фрейдовскую концепцию сублимации. Сведение эроса к либидо уведет на тот путь, по которому движется современная цивилизация – путь эксплуатации либидозных потоков, путь, упрощающий и огрубляющий человека, явно играющий на понижение.

Эротические стратегии культуры реализуются при помощи особых культурных устройств, которые можно назвать «эротическими машинами», то есть машинами, преобразующими эротическую энергию в «полезную работу». Под «машиной» в данном случае имеется в виду всякое усиливающее устройство, далеко не всегда материальное (от греч. «machina»). Без этих культурных машин человек не мог бы справиться с избытком эроса и, скорее всего, вел бы себя, как домашнее животное, избавленное от необходимости тратить энергию на поиск пищи и поэтому совершающее избыточные и совершенно нецелесообразные движения. Лишенный доступа к эротическим машинам или в ситуации их дисфункции человек испытывает мучительные состояния томления, беспредметного желания, которые являются предметом исследовательского интереса психологии и соответствующих терапевтических практик.

Примерами эротических машин являются война, труд, искусство. Разумеется, этот перечень не исчерпывающ. Каждая из этих машин придает эросу форму определенной мотивации, создавая образ идеального объекта желания в виде победы (торжества над противником, соперником), продукта или изделия, шедевра. Образ цели поддерживается нарративом в виде эпоса (воинская эротическая машина), фольклорных текстов (трудовая эротическая машина) и т.д. Важным элементом эротической машины является корпорация, внутри которой миметически передается деятельностная мотивация: воинское братство (дружина), трудовой коллектив (артель) и т.д. Каждая эротическая машина создает подходящий тип личности с его специфическим этосом.

Бесперебойной работе системы эротических машин соответствует нормальное состояние социокультурной целостности. Как только машины дают сбой или по разным причинам возникает избыток эротической энергии, который не может быть переработан наличными машинами эроса, социокультурная система входит в состояние турбулентности. Это проявляется в виде социальных катаклизмом (революций, гражданских войн), психических расстройств (депрессии, фрустрации). Избежать культурной или личностной катастрофы можно либо путем расширения возможностей имеющихся эротических машин, либо путем создания новой, либо изобретя способ непродуктивного сбрасывания, «выжигания» избытка эроса. Таким образом, реалии, зафиксированные Ж. Батаем, - частный случай эротической стратегии культуры. Однако, бесплодное выжигание эроса – симптом бессилия культуры, иссякания творческого начала, а не норма иррационального поведения человека, как полагал Батай.

Проблематика эроса и эротических машин культуры каким-то образом всегда присутствовала в европейской интеллектуальной традиции, однако рефлексивный характер она приобретает только в XX веке, не в последнюю очередь благодаря психоанализу З. Фрейда, но главным образом в творчестве Ж. Батая. И это не случайно. Научно-техническая революция позволила европейской цивилизации решить проблему жизнеобеспечения масс, но, вместе с тем, вызвала проблему эротического избытка, связанную с избытком демографическим. Технологический прогресс в сельском хозяйстве, вымывший население из деревни в город и автоматизация промышленного производства, высвободившая массу рабочих рук сформировали колоссальный слой населения, не включенный в процесс материального воспроизводства. Симптоматично, что в это время проблема организации труда сменяется проблемой обеспечения занятости. Уже само слово «занятость» говорит о том, что социальной задачей становится не оптимальная организация труда для обеспечения роста его производительности, как это было в эпоху индустриализации, а просто включение людей в экономическую систему, дабы избежать социального взрыва.

В этой связи возникает интуиция таких «машин» культуры, которые могли бы без какого бы то ни было эффекта поглотить избыток эроса избыточного населения. Эта интуиция находит первоначально художественное воплощение в «холостых машинах» Марселя Дюшана – французского художника, стоявшего у истоков дадаизма и сюрреализма. Созданная в период с 1915 по 1923 год, композиция «Невеста собственной персоной, раздетая ее холостяками», запустила метафору «холостых машин», в образной манере предлагавших новый способ утилизации эроса. В культуре часто метафоры становятся реальностью, более того, реальность культуры складывается из метафор. М. Дюшан желая того или нет, задал направление поисков решения проблемы избытка эроса – разработку машин, выжигающих или поглощающих эрос без «полезной работы», машин холостого хода, так как цели «полезной работы» найдено не было, или было предпринято недостаточно усилий для этого поиска. В искусстве возникает целое течение выставления различных движущихся объектов – мобилей, позднее эти арт-объекты проникают в быт, формируя атмосферу привычного присутствия «холостых машин».

Реализацией метафоры М. Дюшана стало, на мой взгляд, общество потребления, которое замыкает деятельность человека на процессе потребления, превращает потребление из средства в цель.

Оценка этого изобретения зависит, разумеется, от антропологической установки. Утилитаристская установка подводит к признанию эффективности общества потребления как «холостой машины». Правда, даже утилитаристы могу рано или поздно задаться вопросом, а хватит ли природных ресурсов, чтобы выжигать эротические амбиции человека?

Гуманистическая установка подводит к критике «холостых машин», бессмысленно растрачивающих человеческую энергию, и тем самым обедняющих человека, редуцирующих его до примитивных функций.
Литература.
1. Батай Ж. Проклятая доля. Пер. с фр. / Ж. Батай. М.: Издательство «Гнозис», Издательство «Логос», 2003. 208 с.

2. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса // Он же. Кризис индустриальной культуры. Избранные сочинения / Б.П. Вышеславцев. М.: Астрель, 2006. С. 21 – 192.

3. Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари; пер. с франц. и послесл. Д. Кралечкина; науч. ред. В. Кузнецов. Екатеринбург: У-Фактория, 2008. 672 с.

4. Платон. Пир. // Он же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. Пер. с древнегреч. / Платон. М.: Мысль, 1993. С. 81 – 134.
(Человек в философии и культуре ХХ века: труды Междунар. Науч. Конф. Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет», 2012. 239 с. С. 124 – 129.)




Похожие:

Д. Р. Яворский «проклятая доля» Ж. Батая в «холостых машинах» М. Дюшана в современных философско-антропологических дискуссиях, горячо обсуждающих риски и вызовы, исходящие как от измученной природы, так и от неравно icon"Семейный комплект (Минимальный)"
Исходящие вызовы абонентам мобильной и фиксированной связи республики Башкортостан, кроме вызовов абонентам смартс
Д. Р. Яворский «проклятая доля» Ж. Батая в «холостых машинах» М. Дюшана в современных философско-антропологических дискуссиях, горячо обсуждающих риски и вызовы, исходящие как от измученной природы, так и от неравно iconТариф мтс "Эксклюзив без границ Федеральный (безлимитный)"
Исходящие вызовы на мобильные телефоны абонентов мтс г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Д. Р. Яворский «проклятая доля» Ж. Батая в «холостых машинах» М. Дюшана в современных философско-антропологических дискуссиях, горячо обсуждающих риски и вызовы, исходящие как от измученной природы, так и от неравно iconВопросы на экзамене
Глобализация и регионализация. Экономический, политический, социокультурный аспекты глобализации: вызовы и ответы. Регионализация...
Д. Р. Яворский «проклятая доля» Ж. Батая в «холостых машинах» М. Дюшана в современных философско-антропологических дискуссиях, горячо обсуждающих риски и вызовы, исходящие как от измученной природы, так и от неравно iconРастворы. Способы выражения концентраций растворов (молярная, моляльная,...
Раствор – гомогенная система, образованная двумя или более веществами, которые, как правило, подразделяют на растворитель и растворённые...
Д. Р. Яворский «проклятая доля» Ж. Батая в «холостых машинах» М. Дюшана в современных философско-антропологических дискуссиях, горячо обсуждающих риски и вызовы, исходящие как от измученной природы, так и от неравно iconСоотношение философии и педагогики в общей парадигме антропологических...
Соотношение философии и педагогики в общей парадигме антропологических наук
Д. Р. Яворский «проклятая доля» Ж. Батая в «холостых машинах» М. Дюшана в современных философско-антропологических дискуссиях, горячо обсуждающих риски и вызовы, исходящие как от измученной природы, так и от неравно iconТарифный план Теплый прием 33 копейки 3D-общение Переходи на 0+ Болельщик
МегаФон Северо-Запад; Мобильные телефоны других операторов – исходящие соединения с номерами абонентов мобильной связи других операторов...
Д. Р. Яворский «проклятая доля» Ж. Батая в «холостых машинах» М. Дюшана в современных философско-антропологических дискуссиях, горячо обсуждающих риски и вызовы, исходящие как от измученной природы, так и от неравно iconСтереотипы в дискуссиях об эволюции

Д. Р. Яворский «проклятая доля» Ж. Батая в «холостых машинах» М. Дюшана в современных философско-антропологических дискуссиях, горячо обсуждающих риски и вызовы, исходящие как от измученной природы, так и от неравно iconАнтон Викторович Кротов Практика вольных путешествий
России практически без затрат — на попутных машинах, электричках, автобусах, теплоходах. Как переночевать без гостиницы, как ездить...
Д. Р. Яворский «проклятая доля» Ж. Батая в «холостых машинах» М. Дюшана в современных философско-антропологических дискуссиях, горячо обсуждающих риски и вызовы, исходящие как от измученной природы, так и от неравно icon1. фундамент не д б. слишком массивным. Для оценки исп показатели:...
Вид анализа, в ходе к-го оценивается величина активов, их стр-ра и динамика – оценка имущ-го полож-я
Д. Р. Яворский «проклятая доля» Ж. Батая в «холостых машинах» М. Дюшана в современных философско-антропологических дискуссиях, горячо обсуждающих риски и вызовы, исходящие как от измученной природы, так и от неравно iconРиски так или иначе присущи любому производственному предприятию....
Такое оперативное управление рисками позволяет обнаружить, устранить или снизить их уровень до того, как предприятие понесет серьезные...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница