Характеристика структурных компонентов деятельности. Методология это учение об организации деятельности, ее


НазваниеХарактеристика структурных компонентов деятельности. Методология это учение об организации деятельности, ее
страница1/6
Дата публикации18.04.2013
Размер0.7 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6
1. Понятие методологии. Характеристика структурных компонентов деятельности.

Методология – это учение об организации деятельности, ее предмет– организация деятельности.

Не всякая деятельность нуждается в организации, в применении методологии. Человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную. Репродуктивная деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека, либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте. Такая деятельность в принципе уже организована (самоорганизована) и, очевидно, в применении методологии не нуждается.

Другое дело – продуктивная деятельность, направленная на получение объективно нового или субъективно нового результата. Любая научно-исследовательская деятельность всегда направлена на объективно новый результат.

В случае продуктивной деятельности и возникает необходимость ее организации, то есть возникает необходимость применения методологии.

Если методология рассматривается как учение об организации деятельности, то, естественно, необходимо рассмотреть содержание понятия организация.

Три основания современной методологии, в том числе, методологии науки:

1. Философско-психологическая теория деятельности

2. Системный анализ (системотехника)– учение о системе методов исследования или проектирования сложных систем, поиска, планирования и реализации изменений, предназначенных для ликвидации проблем.

3. Науковедение, теория науки. В первую очередь, к методологии имеют отношение такие разделы науковедения, как гносеология (теория познания) и семиотика (наука о знаках).

4. Этика деятельности.

5. Эстетика деятельности.

Системный анализ рассматривает деятельность как сложную систему, направленную на подготовку, обоснование и реализацию решения сложных проблем: политического, социального, экономического, технического и т.д. характера.

Сопоставление подходов трех научных дисциплин: философии, психологии и системного анализа (системотехники) позволяет выбрать общую схему структуры деятельности (см. Рис. 2), необходимую для дальнейшего изложения.

Рассмотрим основные структурные компоненты деятельности.

Потребности определяются как нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Биологические потребности обусловлены обменом веществ – необходимой предпосылкой существования любого организма. Потребности социальных субъектов, что в данном случае нас интересует, – личности, социальных групп и общества в целом – зависят от уровня развития данного общества, а также от специфических социальных условий их деятельности.

^ Потребности конкретизируются, опредмечиваются в мотивах, являющихся побудителями деятельности человека, социальных групп, ради чего она и совершается.

Мотивация, то есть процесс побуждения представляет собой сложный процесс, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений.

^ Мотивы обусловливают определение цели как субъективного образа желаемого результата ожидаемой деятельности, действия. Цель занимает особое место в структуре деятельности. Если цели задаются человеку извне, то деятельность носит репродуктивный (исполнительный), нетворческий характер и проблемы целеполагания, то есть построения процесса определения цели, не возникает.

В случае же продуктивной деятельности – цель определяется самим субъектом, и процесс целеполагания становится довольно сложным процессом, имеющим свои собственные стадии и этапы, методы и средства. Процесс целеполагания определяется как проектирование.

Процесс целевыполнения также характеризуется в каждом конкретном случае своим содержанием, своими формами и своими специфическими методами и средствами, своими технологиями.

Совершенно особое место в структуре деятельности занимают те компоненты, которые в случае индивидуального субъекта называются саморегуляцией, а в случае коллективного субъекта, коллективной деятельности – управлением.

Саморегуляция определяется как целесообразное функционирование живых систем.

Саморегуляция имеет следующую структуру: принятая субъектом цель его деятельности – модель значимых условий деятельности – программа собственно исполнительских действий – система критериев успешности деятельности – информация о реально достигнутых результатах – оценка соответствия реальных результатов критериям успеха – решение о необходимости и характере коррекций деятельности.

Управление рассматривается как элемент, функция организованных систем различной природы: биологических, социальных, технических, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.

Понятие внешней среды является важнейшей категорией системного анализа, который рассматривает человеческую деятельность как сложную систему. Среда (внешняя среда) определяется как совокупность всех объектов (субъектов), не входящих в систему, изменение свойств и поведение которых влияет на изучаемую систему, а также тех объектов (субъектов), чьи свойства и поведение которых меняются в зависимости от поведения системы.

Условия деятельности (материально-технические, финансовые, информационные и т.п.) будут относиться и к внешней среде, и в то же время могут входить в состав самой деятельности.

^ Инвариантным для любой деятельности является следующий набор групп условий:

-мотивационные,

-кадровые,

-материально-технические,

-научно-методические,

-финансовые,

-организационные,

-нормативно-правовые,

-информационные условия.

Хотя, конечно, в каждом конкретном случае эти группы условий будут иметь свою специфику.
^ 2. Понятие проекта, проектирования, технологии.

Человеческая деятельность может осуществляться и спонтанно, путем проб и ошибок. Методология обобщает проверенные в широкой общественно-исторической практике рациональные формы организации деятельности. В различные исторические периоды развития цивилизации имели место разные основные типы форм организации деятельности, которые в современной литературе получили название организационной культуры.

Во второй половине ХХ века определились кардинальные противоречия в развитии профессиональной формы организации общества: возникла необходимость развития иного типа организационной культуры – проектно-технологического.
Табл. 1 Характеристика типов организационной культуры (по В.А. Никитину)

Типы

организационной культуры

Способы нормирования и

трансляции деятельности

Формы общественного устройства, воспроизводящие способ

Традиционная

Миф и ритуал

Коммунальные группы, формируемые по принципу «свой-чужой» на отношениях родства.

Корпоративно-ремесленная

Образец и рецепт его воссоздания

Корпорация, имеющая формально иерархическое строение – мастер, подмастерье, ученик.

Профессиональная

(научная)

Теоретические знания в форме текста

Профессиональная организация, построенная на принципе онтологических (бытийных) отношений.

Проектно-технологическая

Проекты, программы и технологии

Технологическое общество, структурированное по принципу коммуникативности и профессиональных отношений.


Еще в прошлом веке, наряду с теориями, проявились такие интеллектуальные организованности как проекты и программы, а к концу ХХ века деятельность по их созданию и реализации стала массовой. Обеспечиваются они не только и не столько теоретическими знаниями, сколько аналитической работой.

К середине ХХ века произошел переход человечества в совершенно новую, так называемую постиндустриальную эпоху развития, когда появилось изобилие продовольствия, товаров, услуг, и когда стала развиваться острейшая конкуренция. Поэтому за короткое время в мире стали происходить огромные деформации – политические, экономические, общественные, культурные.

^ Профессиональный тип организационной культуры, основой которого являлись письменные тексты – в виде учебников, специальной литературы, инструкций, руководств, методических рекомендаций и т.п. – где-то в середине XX века сменился новым типом организационной культуры (естественно, вобравшей в себя все предыдущие) – проектно-технологической культурой.

Затем, к концу XIX – началу XX века проектный тип организационной культуры «проник» в науку – когда в научных исследованиях по многим отраслям научного знания стало практически обязательным требованием построение научных гипотез как познавательных моделей, и научное исследование стало, тем самым, проектироваться. В полную же силу проектно-технологический тип организационной культуры «заработал» лишь в последние десятилетия – когда он был востребован в массовых масштабах практикой.

^ Традиционное понимание проекта, существовавшее ранее в технике, в строительстве и т.д. – это совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. На смену ему пришло современное понимание проекта как завершенного цикла продуктивной деятельности: отдельного человека, коллектива, организации, предприятия или совместной деятельности многих организаций и предприятий.

«Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией».

^ Проекты бывают:

Тип проекта (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект): технический, организационный, экономический, социальный, образовательный, инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебный, смешанный.

^ Класс проекта. В зависимости от масштаба (в порядке его возрастания) и степени взаимозависимости выделяют следующие классы целенаправленных изменений:

- работы (операции);

- пакеты работ (комплексы технологически взаимосвязанных операций);

- проекты;

- мультипроекты (несколько технологически зависимых проектов, объединенных общими ресурсами);

- программы (программа – комплекс операций (мероприятий, проектов), увязанных технологически, ресурсно и организационно и обеспечивающих достижение поставленной цели;

- портфели проектов (набор не обязательно технологически зависимых проектов, реализуемый организацией в условиях ресурсных ограничений и обеспечивающий достижение ее стратегических целей).

^ Длительность проекта (по продолжительности периода осуществления проекта): краткосрочные (до 3-х лет), среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5-ти лет).

^ Сложность проекта (по степени сложности): простые, сложные, очень сложные.

Исходя из этого фундаментального понятия «проект», мы можем рассматривать с общих позиций как разновидности проектов:

– научное исследование;

– практические (практикоориентированные) проекты;

– художественные проекты;

– учебные, образовательные проекты в деятельности каждого обучающегося;

– игровые проекты (организация крупных игровых действий с большим количеством участников).

^ Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта. Жизненный цикл принято разделять на фазы, фазы на стадии, стадии на этапы.

^ Проектирование – это начальная фаза проекта. Любая продуктивная деятельность, любой проект требуют своего целеполагания – проектирования.

Технология – это система условий, форм, методов и средств решения поставленной задачи. Такое понимание технологии пришло в широкий обиход из сферы производства в последние десятилетия. А именно тогда, когда в развитых странах стали выделяться в отдельные структуры фирмы-разработчики ноу-хау: новых видов продукции, материалов, способов обработки и т.д. Эти фирмы стали продавать фирмам-производителям лицензии на право выпуска своих разработок, сопровождая эти лицензии детальным описанием способов и средств производства – то есть технологиями.

Естественно, любой проект реализуется определенной совокупностью технологий. Важнейшую роль в организации продуктивной деятельности играет рефлексия – постоянный анализ целей, задач процесса, результатов.

Таким образом, любая методология может быть построена в логике категории проекта на триединстве фаз проекта:

– ФАЗЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ;

– ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ФАЗЫ;

– РЕФЛЕКСИВНОЙ ФАЗЫ.

^ 3. Науковедение. Наука как социальный институт. Структура научного знания. Критерии научности знания. Формы организации научного знания.

Отрасль науки, которая изучает саму науку в широком смысле слова, называется науковедением. Она включает в себя целый ряд дисциплин: гносеологию, логику науки, семиотику (учение о знаках), социологию науки, психологию научного творчества и т.д. Гносеология – это теория научного познания (синоним эпистемология), одна из составных частей философии. В целом гносеология изучает закономерности и возможности познания, исследует ступени, формы, методы и средства процесса познания, условия и критерии истинности научного знания.

Методология же науки как учение об организации научно-исследовательской деятельности – это та часть гносеологии, которая изучает процесс научной деятельности (его организацию).

^ Исследование (научное) рассматривается как субъективный процесс – как деятельность по получению новых научных знаний отдельным индивидом – ученым, исследователем или их группой, коллективом, что является предметом методологии науки (методологии научного исследования). Научное познание не существует вне познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут что-то познавать (исследовать) лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения ученых к другому.

Наука – это такая же область профессиональной человеческой деятельности, как и любая другая. Единственное специфическое качество науки заключается в том, что если в других отраслях человеческой деятельности используются знания, получаемые наукой, то наука – эта та область деятельности, где основной целью является получение самого научного знания.

^ Наука определяется как сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В узком смысле термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания: наука «физика», «химия», «психология», «педагогика» и т.д.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Характеристика структурных компонентов деятельности. Методология это учение об организации деятельности, ее icon2. Методы педагогической психологии
Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований. Методология как система принципов и способов организации,...
Характеристика структурных компонентов деятельности. Методология это учение об организации деятельности, ее iconПравовая работа – осуществляемая в организации
Особый многоплановый вид деятельности, с одной стороны самостоятелен, а с другой это часть всей деятельности по управлению и хозяйствованию...
Характеристика структурных компонентов деятельности. Методология это учение об организации деятельности, ее iconКритерии написания исторического портрета по истории
Характеристика деятельности: указать не менее двух направлений деятельности, дана характеристика каждого из них
Характеристика структурных компонентов деятельности. Методология это учение об организации деятельности, ее iconПособие содержит изложение основных концепций и практических подходов...
Приведена методология решения маркетинговых проблем при анализе рыночной ситуации, создании, производстве и сбыте товаров, организации...
Характеристика структурных компонентов деятельности. Методология это учение об организации деятельности, ее iconБюджетирование это технология организации и управления компанией,...
Бюджетирование это технология организации и управления компанией, основанная на достижении ее стратегических целей с помощью бюджетов...
Характеристика структурных компонентов деятельности. Методология это учение об организации деятельности, ее iconКурсовая работа по специальности 190601
Характеристика автотранспортной организации, её потенциала и области деятельности 6
Характеристика структурных компонентов деятельности. Методология это учение об организации деятельности, ее iconВопросы к контрольному срезу для групп да-51, дп-51-52 Характеристика...
Да-51, дп-51-52 Характеристика педагогической деятельности педагога учреждения дошкольного образования: структура и функции деятельности,...
Характеристика структурных компонентов деятельности. Методология это учение об организации деятельности, ее iconМаркетинг от частного к общему
Также в первой части рассмотрены вопросы организации маркетинга в контексте того, какое место занимает маркетинг как философия предпринимательства...
Характеристика структурных компонентов деятельности. Методология это учение об организации деятельности, ее iconВопросы к экзамену по дисциплине «финансовое право»
Субъекты финансовой деятельности государства, общая характеристика их компетенции в сфере финансовой деятельности
Характеристика структурных компонентов деятельности. Методология это учение об организации деятельности, ее iconМетодология учебной и научно-исследовательской деятельности студентов
Методология учебной и научно-исследовательской деятельности студентов пр. Трофимова Т. В
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница