Ответы к экзамену по философии: Понятие мировоззрения. Ф. как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения


НазваниеОтветы к экзамену по философии: Понятие мировоззрения. Ф. как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения
страница1/23
Дата публикации19.04.2013
Размер2.96 Mb.
ТипОтветы к экзамену
userdocs.ru > Философия > Ответы к экзамену
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Ответы к экзамену по философии:
1.Понятие мировоззрения. Ф. как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения.

Еще задолго до возникновения философии люди задавали важнейшие вопросы (Как устроен мир? Какое место в мире занимает человек? и т. д.). И находили ответы в мифологии и религии. Так, что правильно назвать эти вопросы не чисто философскими, а мировоззренческими. Мировоззрение это совокупность взглядов человека на мир и место человека в этом мире. Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к др. людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека, определенной соц. группы и общества, их убеждений, идеалов, ценностных ориентаций, соц. полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект Мировоззрения - личность, соц. группа и общество в целом.

Понятие Мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Сама философия есть Мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с Философией находятся другие формы Мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания, а внутри нее, в отличие от натура­листской формы, имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну категорию или научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт разви­тия человечества. Мировоззренческие функции философии: гумани­стическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная, отражательно-информационная. Мировоззренческие идеи “заключают в себе все, что мы можем думать и предполагать о смысле жизни и назна­чении человечества; они дают нашему бытию на­правление и сообщают ему ценность”.

Существенное значение для характеристики мировоззрения имеет пропорциональное присутствие различных компонентов – знаний, убеждений, верований, норм, идеалов и т.д.

Основа Мировоззрения - знания. Они составляют информационную сторону мировоззрения. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит Философии, так как Философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества.

В структуру Мировоззрения входят не только знания но и их оценка. Т. е. Мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.

Знания входят в Мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та призма через которую видится действительность. Убеждения - не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека.

В структуру мировоззрения входят и идеалы. Идеалы могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности. Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.
В структуре мировоззрений можно выделить 4 основных компонента: ^ 1 – познавательный (базируется на обобщенных знаниях повседневных, профессиональных и научных). 2 – ценностно-нормативный (включает в себя ценности, идеалы, убеждения и т.д. Ценность – это свойство какого-то предмета, явления, удовлетворять потребности, желания людей.) 3 – эмоционально-волевой. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды убеждения и верования. 4 – практический. (Мировоззрение – это не просто обобщение знаний, ценностей, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.) Следовательно, мировоззрение можно определить как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. По характеру формирования и способам функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Жизненно-практический уровень базируется на здравом смысле и повседневном опыте. Включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познавательный опыт каждого конкретного индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Следует отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки. Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, которое носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззрения наряду с наукой принадлежит философия.

Любая философия выполняет Мировоззренческую функцию, но не всякое Мировоззрение философично. Философия - это теоретическое ядро Мировоззрения. Философия принадлежит к теоретическому уровню миропонимания, которое составляет познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения.

^ Философия – это система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснения различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия – это теоретический уровень мировоззрения, следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает Философию и науку.

Философ не только сам является носителем определенного мировоззрения, но и видит свою задачу в том, чтобы сделать миро­воззрение вообще предметом своего теоре­тического анализа, специального изучения, обязательно под­вергнуть его критическому суду разума, воссоздать сис­тему миропонимания в наиболее зрелой интеллектуальной форме. Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взгля­дов на мир в целом и на отношение человека к этому миру

Две стороны мировоззрения:

Объективная – позиция в мире, которую он занимает объективно

На мировоззрение влият социальная среда, привычки, угол зрения на мир

Субъективная – человек относится к своему позиции в мире

Эти две стороны находятся во взаимодействии

Мировоззрение – феномен развивающийся и проходит стадии развития:
1. нулевая стадия – человек не разделяет себя и внешний мир, окружающее не воспринимается чем-то внешним, не воспринимает себя как что-то отдельное. Движение - обнаружение мира.

2. мироощущзение. оказывается, человек может не всегда реализовать свои потребности. Человек фокусирует свои ощущения от внешних предметов и окрашивает его. Ситуативно. Реактивн – рекция позитивная или негативная. Самостоятельность низка. Мировоззренческие комплексы неустойчивы.

3. мировосприятие. складывается, когда комплексы мировоззрения становятся устойчивыми. руководствуется представлениями. образ – объект, с которым нет в данный момент взаимодействия.комплекс ощущений вместе с окраской(+,-). Его нельзя отвлеч изменением ситуации, человек стремится к реализации представления, высшая степень самостоятельности и активности формирует собственную линию поведения. Может избирательно реагировать на внешнюю среду(стремиться, избегать). Представления более систематизированы.

4. миропонимание. Ориентирован понятиями,понятия формируются на основе представлений,понятия – тоже обобщения, но носят формальный характер. Проникновение в сущность предмета с помощью разума. Активность резко возрастает. Он начинает воздействовать на внешний мир, изменяет. Наивысшая степень активности.

Каждая последующая стадия надстраивается над предыдущей.работают одновременно все уровни. Мироощущение дает информацию, а миропонимание напрвляет.

Мировоззрение имеет определенную структуру:

  • Мироощущение – чувственное восприятие окружающего мира (напр., оптимист и пессимист)

  • Мировосприятие – опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное)

  • Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов.

^ Роль философии в системе научного знания

Философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

На основе общих принципов рационального миропонимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формулирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Функция ”интеллектуальной разведки” служит и заполнению познавательных пробелов, возникающих постоянно в связи с неполнотой, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием ”белых пятен” в познавательной картине мира. Философия заполняет их силой логического мышления. Схему опыта должна сначала набросать мысль, пояснял Кант.

Уж так устроен человек, что его не удовлетворяют плохо связанные между собой фрагменты знаний; у него сильна потребность в целостном, не разорванном понимании мира как связного и единого. Отдельное, конкретное уясняется гораздо лучше, когда осознано его место в целостной картине. Для частных наук, занятых каждая своeй областью исследования с присущими ей методами, это невыполнимая задача. Философия же вносит весомый вклад в ее решение, способствуя правильной постановке проблем.

^ Интеграция, универсальный синтез знаний сопряжены также с разрешением характерных трудностей, противоречий, возникающих на границах различных областей, уровней, разделов науки при их ”стыковке”, согласовании.

Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, ль ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Наука сама себя достаточно широко, глубинно и масштабно не уясняет, не обосновывает.

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его ”устройства”, общих закономерностях и т.д. однако сами они таких представлений не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания). Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии. Наконец, наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Наука не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Задача уяснения ценностных оснований науки и общественно-исторической жизни людей вообще решается в широком контексте истории, культуры в целом и носит философский характер.
2.Соотношение Философии и науки, искусства, религии. Философия и социокультурный контекст.

На стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе, и в науках о природе.

Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания. Осмысление принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре мировоззрения познавательных отношений между субъектом и объектом, а рост естественно-научной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем основной вопрос мировоззрения (о мире в целом и об отношении человека к этому миру) и ответ на него обрел научную форму. История развития философии в плане отношения всеобщего и частно-научного знания о природе тоже свидетельствует о неразрывной связи Философии и науки. Таким образом на стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития Философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественно-научным. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания. Присутствие в составе Философии и функционирование в ней естественно-научных данных есть один из признаков ее научности. Система знания считается научной, если она отвечает специальным критериям: 1)объективность - природа, предметы и их отношения должны быть познаны такими, какие они есть без привнесения в них чего-либо субъективного или сверх-природного. 2)рациональность, доказательность - в научном знании приводится необходимые и достаточные основания истинности содержания 3)эссенциалистская направленность - нацеленность на воспроизведение сущности и закономерностей объекта. 4)особая систематичность знания - упорядоченность в форме теории. 5)проверяемость – научная истина характеризует знания, кототрые в принципе проверяемы и оказываются подтвержденными. Все отмеченные критерии применяемы к части содержания Философского знания. Таким образом Философия входит в состав научной сферы знания по крайней мере частью своего содержания и потому она есть наука. Ее предмет - вопросы мировоззрения. Философия есть и естественная наука и обществоведческая дисциплина, т.к. изучает и общество, но при этом она не сводима ни к той, ни к другой.

^ Искусство и философия. Соотношение искусства и философии исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи пронизывал живопись истинной философией, поскольку живопись по его словам самостоятельно обнимает первую истину. Аналогичная миссия признавалась и за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь состав фундамент мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией. Для 19 в на первый план выдвинулось проблема иерархического строения здания гуманист наук. Так Романтизм, ставя искусство выше науки, провозглашали его главенство над философией, а Гегель, наоборот, при всей признаваемой им значимости эстет венчал здание самопознания абсолютной идеи его высшей формой - философией. Вопрос о соотношении искусства и философии действительно очень сложен, Между этими видами чел деятельности очень много общего, но нет полного внутреннего тождества. Совместно противостоящая на всем этапе развития культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объекта познания, эти формы духовной деятельности все же противопоставимы с точки зрения своих познавательных средств, своей конечной цели и языка. Философия в этом отношении ближе к науке - она тяготеет к логико-понятийному аппарату, систематичности... Искусство же ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, которые не предполагают своей рассудочной воспроизводимости. Искусство и философия - это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, может быть растворена в понятиях и подана в безличной форме. Искусство же не поддается такому растворению и обезличиванию.

Взаимоотношения между религией и фил исторически изменчивы и разнообразны. Если материальная линия философии противопоставляет себя религиозному мировоззрению, то различные направления идеалистичной философии неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в которых не всегда даже признается различие между философией и религией, как отдельными формами общественного сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия. Однако и в Европейской культуре взаимоотношения между религией и философией неоднозначны. В античности религиозные представления входили в состав философии в качестве ее необходимого компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия включала в себя фил.

Действительное расчленение философии и религии на обособленные формы произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени. Философия, как и зародившаяся в то же время новоевропейская наука, сразу вступила в идеологическую конкуренцию с религией, между ними как бы были разделены сферы влияния, при сохранении, однако, верховного авторитета религии. Была официально принята концепция двух истин. Одна от бога, а другая от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем не вмешивается в события мира, и поэтому чел может и должен познавать природу и философски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в историческую реальность вне зависимости от бога. Впоследствии философия постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально претендовать на замещение центрального места религии. Согласно марксизму, религия есть остаточная форма общественного сознания, которая будет сохраняться до тех пор, пока вследствие развития социально-экономических структур общества со стороны других форм общественного сознания и прежде всего со стороны самой философии не будет предложена система ценностей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании устойчивых религиозных представлений. Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу религии и философии. Можно выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.

Гносеологические причины вязаны с трудностями истолкования фундаментальных достижений естественных наук конца 20в. Недаром многие физики 20 в склонялись к идеализму а папа римский неоднократно проповедовал, что достижения современной физики прямо показывают существование бога. Современные теологи подвергают текст библии все новым толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.

Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с его 2 мировыми войнами, опасность ядерной войны, и истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему дух ценностей - все это не могло не сказаться на фил исканиях. Не подкрепленный новыми ценностями отказ от религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял нравственную основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззрении.

Идеалист философия 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту, восстановить свойственную религии устойчивое психолог равновесие. Таковы философия жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М. Хайдегер, К.Ясперс...), учение П. Тейара де Шардена – фр. ученого фил и теолога, стремившегося осмыслить чел как цель эволюция развития природы. Показателен тот факт, что именно в 20 в. начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер, М.Вебер), т.е. философское направление, специально посвященное обоснованию в составе философского знания духовных абсолютов и норм.

Ее предмет- вопросы мировоз-я. Фил-я есть и ест.наука и общество ведческая дисциплина,т.к. изучает и общ-во, но при этом она не сво-дима ни к той, ни к другой.
3. Предмет Философии. Философия как «любовь к мудрости», как наука и как игра. Роль и функции философии.

ФИЛОСОФИЯ - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

Философия – это все сущее во всей полноте формы и содержания. Философия пытается найти ответы на такие вопросы, как:: «Что такое Душа?», «Что такое Бог?», «Что такое Истина?».

И.Кант сформулировал четыре основных вопроса философии:

    • Что такое Человек?

    • Что я должен знать?

    • На что я смею надеяться?

    • Что я должен делать?


Понятие «философия» происходит от греческого «phileo» (люблю) и «sophia» (мудрость). Ввел это понятие Пифагор в VI в. до н.э. Для него философ – рассуждающий человек, который получает знания только путем собственных рассуждений (т.е. творческим путем).
На сегодняшний день философия является наукой, потому что имеет свой категориальный аппарат, язык, опирается на систему научного знания (не случайно в прошлом многие философы были учеными естественных наук). Философия до сих пор испытывает большое влияние со стороны частных наук, и сама оказывает влияние на другие науки.

Предмет любой науки – это результат исследовательских действий. Предметом Философии является наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования. Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки. Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься, как отдельный индивид, так и целая социальная группа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы общественной жизни людей, ее политического и правового устройства. Философы также изучали проблемы теории познания. Объектом их изучения выступал и сам человек, его ум, чувства, искусство, мораль, религия и т. д. В конечном счете, объектом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях. Объект любой науки – это та часть объективной действительности, на изучение которой направлены действия познающего субъекта. Объектом философского исследования является вся объективная действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека. Объектом изучения ранних греческих философов была природа.

Философия от греч. – любовь к мудрости. У древних греков это слово означало «стремление к пониманию, знанию», «жажду знания». Пифагор называл себя не мудрецом, а любителем мудрости: сама мудрость (как и знание) дана лишь Богам, а человек должен удовлетвориться только стремлением к мудрости (к знанию). Отсюда и «философия» как любовь (или стремление) к мудрости. Мудрость не только знание, но и жизнедеятельность в соотв. с этими знаниями.

Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрениям и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения не очередных мифов, но обращения к природным, причинным связям. Осмысления принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре мировоззрения познавательных субъективно-объективных отношений, а рост естественнонаучной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытесняющих мифологическую картину мир. Со временем основной вопрос мировоззрения (вопрос о мире в целом и об отношении человека к миру) и ответ на него, как и на множество с ним связанных вопросов, обрел научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным от мифологического и от религиозного мировоззрения. На стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе, и в науках о природе. Каковы же черты, или признаки, научного знания? Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации об объектах. Знание – это результатт познания. Та или иная система знания считается научной, если она отвечает определенным критериям:

1. Объективность.

2. Рациональность(в научном знании не просто ч-то сообщается, а приводятся необод. Обоснования, по которым это содержание истинно).

^ 3. Системность знания (упорядоченность по осознанным принципам: упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия).

4. Проверяемость (путем обращения к научному наблюдению, к практике, и испытания логикой: научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемые и в конечном счете оказываются подтвержденными). Предметная специфика Философии как вида научного знания – в предельной обобщенности информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.

Предметом Философии является всеобщее в системе мир-человек. Эта система распадается на две относительно противоположные., но взаимосвязанные подсистемы—мир и человек. Каждая из сторон подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами делятся на 4 аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. Мир, материя, объетивная реальность; человек, сознание; онтологические отношения материи и сознания; познавательные субъективно-объектные отношенияя; аксиологические; духовно-практические. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Но предмет Философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку. Философия - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия выступает в 2-х ипостасиях :1)как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2)как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение функций философии на 2 группы: мировоззренческие и методологические.

^ Мировоззренческие: 1)Гуманистическая функция. Философия не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.2)Социально-аксиологическая функция. Общественная Философия должна указать путь к высшему совершенству и разработать общественный идеал, который может быть положен затем в основание самых разных конкретных представлений о государственном устройстве. 3)Культурно-воспитательная функция. Знание Философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. 4)Отражательно-информационная функция. Одна из главных задач Философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.

^ Методологические функциии:1)Эвристическая функция. Существо этой функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. 2)Координирующая. координирование методов в процессе научного исследования.3)Интегрирующая. Объединяющая роль Философии по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовывать целостность. 4) Логико-гносеологическая. Она заключается в разработке самого Философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Основные функции:

1. Мировоззренческая

  • Выработка средств мировоззренческой ориентации человека

  • Выработка системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации

2. Методологическая

  • Выработка общеметодологических принципов исследования в области всех частных наук

  • Выработка системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности

Задача философии (основной вопрос философии) — ответ на вопрос: «Как возможно нечто в качестве упорядоченного (порядок vs. хаос)?В этом смысле, философию, прежде всего, интересует не то, как обстоят дела    на самом деле, а построение онтологии мира — философия говорит о трансцендентальном (И. Кант). Все остальное — за пределами философии. Философия — мир возможного, в котором действуют свои правила игры — сверхнеобходимые, — и невозможно случайное, поскольку случайное бывает только в мире «необходимого» (причинного): поскольку есть «потому что», постольку есть и исключения из этого «потому что», связанные с другим причинными рядами «потому что». В этом смысле, метафизика (философия) является строгой наукой (Э. Гуссерль), в отличии, скажем, от физики, которая является наукой об обусловлено — необходимом мире (о мире, необходимом в силу каких-то причин). Претензия философии — раскрытие этого мира «безусловного».

4. Онтология – философское учение о бытии. Проблема единства мира.

В широком смысле слова категория бытия обозначает существование. Быть - значит существовать, и философии под бытием обычно понимают реальность, существующую объективно, т.е. независимо от сознания и воли человека. Иначе говоря, бытие - это материальное существование природной и социальной действительности. В таком понимании бытие наделяется более содержательным признаком материальности и в этом значении обозначает природу, материальный мир, материю, обладая не только онтологическим, но и гносеологическим смыслом, используется для решения основного вопроса философии.

Бытие - основополагающая философская категория. Объясняется это тем, что начиная философские рассуждения, нельзя обойти эту исходную категорию, поскольку логически она выступает основой для дальнейших теоретических построений и более того, исторически проблема бытия означает зарождение самой философии.

Первую философскую концепции бытия выдвинули еще древнегреческие философы. Под ним понималось либо нечто неизменное, единое, неподвижное, самотождественное /Парменид/, либо нечто непрерывно становящееся и изменяющееся /Гераклит/. Бытие противопоставлялось небытию. Платон противопоставил мир чувственных вещей чистым идеям - миру истинного бытия. Опираясь на принцип взаимодействия и взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает подобное противопоставление, и строит учение о различных формах бытия.

Категория бытия не только указывает на факт существования материального мира и отдельных его проявлений, но и фиксирует предельно общую связь всего со всем. Она выражает существование мира как конкретно -всеобщей целостности, которая составляет объективные условия деятельности человека, куда входит и его духовная деятельность, факт его общественного существования.

Таким образом, бытие в широком смысле слова - это совокупная реальность природного и общественного, материального и духовного, индивидуального и социального, всего, что равно существует, будучи объединенным всеобщей связью всего со всем, хотя и в различных формах.

Выделяют четыре вида бытия:

1/ бытие вещей и процессов;

2/ бытие человека;

3/ бытие духовного /идеального/;

4/ бытие социального /общественного/.

Все эти виды бытия самостоятельны, внутренне неоднородны, имеют свои подвиды.

В первом виде бытия различаются природные вещи и процессы и созданные человеком. Мир вещей и процессов, созданных человеком, включает в себя воплощенные его мысли и дела, т.е. имеет социальные функции и человеческий смысл. Это дает возможность приблизить этот вид бытия к понятию "социальное бытие".

Необходимо обратить внимание на особую сложность бытия человека, поскольку он, как живое существо, включен в мир природных тел, т.е. представляет собой единство "духа" /психики/ и тела /материи/ и как биологический организм вписан в бытие природы. Он существует не только как материальное тело, но и как представитель человеческого рода, социально-историческое существо.

Бытие духовное охватывает собой проявления индивидуализированного и объективированного духа. Иначе говоря, представляет собой многообразные процессы и результаты духовной деятельности людей. Например, нравственные и правовые нормы, научные идеи, художественные образы и т.д. относятся к объективированному духу. Однако и те процессы, которые происходят в духовном мире индивида, также имеют статус бытия, поскольку без этого вида бытия невозможно существование личности, а значит и человеческое бытие . как таковое.

Применительно к общественном лизни основной вопрос философии представляет собой вопрос и об отношении и об отношении общественного сознания к общественному бытию. Под бытием людей, которое в силу специфики исторического процесса в определенный момент становится также общественные бытием, понимается все существующее вне сознания. Отражение материального существования - непременное условие того, чтобы с помощью категории общественного бытия решать основной вопрос философии.

Таким образом, с помощью категории бытия объединяются основные идеи, которые получены в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира: 1/ мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2/ природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; 3/ в силу объективной логики существования и развития мир /в различии форм его существования/ образует совокупную реальность, действительность предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.

Бытие – интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через его существование.

Существующие уровни бытия: - существующее в возможности /потенциальное бытие/ - существующее в действительности /актуальное бытие/

Различия в философских Воззрениях в первую очередь касаются различий в понимании разных форм бытия (какая форма основная, какая вторична)

Онтология - философское учение о бытии (о сущем) как таковом, о наиболее общих его характеристиках независимо от его частных форм (видов) в отвлечении от логико-гносеологических и методологических вопросов, связанных с его постижением. Под Онтологией в домарксистской философии понималось учение о бытии как таковом, независимых от его частных видов. В этом смысле онтология равнозначна метафизике — системе умозрительных всеобщих определений бытия. В эпоху позднего средневековья философы пытались использовать аристотелевскую идею метафизики для построения такого учения о бытии, которое служило бы философским доказательством истины религии. Эти попытки получили наиболее законченный вид в системе Ф. Аквинского (приспособление аристотелизма к христианскому вероучению; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога). В новое время (16в. ) под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной нематериальной структуре всего существующего. Законченное выражение идея такой онтологии получила в философии Вольфа, кот утратила всякую связь с содержанием частных наук и строила онтологию большей частью путем абстрактно дедуктивного и грамматического анализа ее понятия (бытие, возможность и действительность, количество и качество, субстанция и акциденция, причина действия). Противоположная тенденция выступала в материалистических учениях Гоббса (мир - совокупность тел, подчиненных законам механического движения; духовная жизнь — также движение и усилие; вера в бога есть плод воображения), Спинозы, Локка, поскольку положительное содержание этих учений объективно подрывало идею онтологии как философской дисциплины высшего ранга, изолированной от гносеологии и логики. Критика О. представителей немецкого классического идеализма была двойственна: с одной стороны О. объявляли бессодержательной и тавтологичной, с другой стороны эта критика заканчивалась требованием создать новую более совершенную О. (метафизику), заменить ее трансцендентальным идеализмом (Кант, Шеллинг), логикой (Гегель). В западной философии 20в. в результате реакции на распространение субъективно идеалистических течений (неокантианство - воспроизводит идеалистические и метафизические элементы философии Канта, игнорируя ее материальные и диалектические элементы; позитивизм - истинным источником знаний являются конкретные науки) предпринимаются попытки построить на объективно-идеалистической основе «новую О. » («трансцендентная О. » Гуссерля, критическая О. Гартмана). В новых онтологических учениях под О. понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверчувствственной и сверхрациональной интуиции.

Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория «бытия». В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Для философского мышления с самого начала его зарождения размышления о бытии представляют собой серьёзные проблемы, т.к. бытие чувственного мира не так очевидно. Все конкретные предметы, окружающие человека не вечны. Они возникают и исчезают. Уходя тем самым в небытие. Для философов со времён античности стоял вопрос о том насколько реально и действительно бытие в соотношение с небытием. Греческий философ Парменид: только бытие реально, а небытие иллюзорно. Гегель понимал бытие как исчезающее бытие, переходящее в небытие. Понятие бытие сходно с понятиями действительность, реальность и в некоторых случаях они могут рассматриваться как анонимы. Вместе с тем бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. По способу существования бытие разделяется на 2 мира, 2 способа существования: мир физических состояний (материальный мир) и мир психических состояний (мир сознания, внутренний мир человека). Оба эти мира характеризуются понятием бытия, но их способы существования различны. Физический мир существует объективно независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир чел сознания существует субъективно, т.к. зависит от воли и сознания людей. Специфичность бытия человека, который одновременно принадлежит 2-ум мирам. Способ бытия человека в физическом мире определяется принадлежностью его к психическому миру и наоборот. В этом отношении бытие человека это единство объективно-предметного и субъективного тела и духа. Двояким существованием характеризуется и духовный мир человека, его можно подразделить на субъективный и объективный дух. 1-внутр психический мир человека со всеми уровнями его существования от бессознательного до самосознания, этот мир является достоянием индивида. Вместе с тем совместная деятельность индивидов в социуме порождает объективное духовное, которое становится достоянием общества и его духовной культуры (наука, религия, искусство).

Онтология учение о бытии. В философском учении о бытии философы сталкиваются с рядом проблем, различные решения которых и определяют различия в философских воззрениях. Вопросы: обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства? Является ли мир неизменным или он постоянно изменяется и развивается и т.д. В зависимости от решения этих вопросов философские концепции мира подразделяются на идеализм и материализм, монизм и плюрализм, детерминизм и индетерминизм.

Материализм - это одно из главных фил-их направлений, кот-ое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы бытия физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи. Материя это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Близким к понятию «материализм» явл-ся понятие «натурализм» - взгляд на мир, согласно кот-му природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего.

Идеализм - это особое обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно, зависимо. В зависимости оттого, что идеалисты считают основой окружающего мира, они является либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые сознание некоего объекта - Мирового духа, Абсолютная идея, Мировая душа.

И материализм, и идеализм является разновидностями монизма. Монизм - это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

Ответы к экзамену по философии: Понятие мировоззрения. Ф. как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения icon1. Понятие мировоззрения. Ф. как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения
Мировоззрение это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект Мировоззрения личность, соц группа...
Ответы к экзамену по философии: Понятие мировоззрения. Ф. как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения icon1. Понятие мировоззрения. Ф. как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения
Понятие мировоззрения. Ф. как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения
Ответы к экзамену по философии: Понятие мировоззрения. Ф. как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения iconПлан: Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Предмет философии....
Структурообразующими элементами мировоззрения являются ответы на глубинные вопросы бытия – о возникновении мира и человека, явлений...
Ответы к экзамену по философии: Понятие мировоззрения. Ф. как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения iconЛитература 5 тематический обзор 7
Основные типы мировоз­зрения. Структура мировоззрения. Мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Жизненно-практический и теоретический...
Ответы к экзамену по философии: Понятие мировоззрения. Ф. как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения iconТема Философия как социокультурный феномен
Проблема определения философии. Философия как мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические...
Ответы к экзамену по философии: Понятие мировоззрения. Ф. как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения iconЭкзамен. Вопросы по философии понятие мировоззрения, его структура...
...
Ответы к экзамену по философии: Понятие мировоззрения. Ф. как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения iconЭкзаменационные вопросы по философии понятие мировоззрения. Структура мировоззрения
Категория сознания в истории философии. Субстанциальное и несубстанциальное понимание сознания
Ответы к экзамену по философии: Понятие мировоззрения. Ф. как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения icon2. Особенности философского мировоззрения. Человек как центральная проблема философии
Мировоззрение своего рода духовный каркас и личности, и общества, поскольку определяет принципы поведения и деятельности, формирует...
Ответы к экзамену по философии: Понятие мировоззрения. Ф. как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения iconВопросы к экзамену по философии
Философие и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Мировоззренческие основы идеологии белорусского...
Ответы к экзамену по философии: Понятие мировоззрения. Ф. как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения iconВ1 Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения
Одним из них принимается следующее: мировоззрение – это система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница