Вопросы для самоконтроля: 10


НазваниеВопросы для самоконтроля: 10
страница1/15
Дата публикации11.03.2013
Размер1.34 Mb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


СОДЕЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ. 5

ЛЕКЦИЯ 1.1. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ФИЛОСОФИИ. 5

Вопросы для самоконтроля: 10

Список основной литературы: 10

Список дополнительной литературы: 10

Категориальный анализ понятий: 10

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. 12

ЛЕКЦИЯ 2.1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. 13

ЛЕКЦИЯ 2.2. СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 15

^ ЛЕКЦИЯ 2.3. ДОСОКРАТОВСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. 16

Вопросы для самоконтроля: 18

ЛЕКЦИЯ 2.4. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. УЧЕНИЕ СОКРАТИЧЕСКИХ ШКОЛ. 18

Вопросы для самоконтроля: 21

Рекомендуемая литература: 22


Категориальный анализ понятий: 22

^ ЛЕКЦИЯ 2.5. РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. 22


Вопросы для самоконтроля: 26

Список литературы: 26

Категориальный анализ понятий: 26

ЛЕКЦИЯ 2.6. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. СПОР МЕЖДУ НОМИНАЛИСТАМИ И РЕАЛИСТАМИ В ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ТЕОЦЕНТРИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ: ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА. 27

Вопросы для самоконтроля: 30

Список основной литературы: 30

Категориальный анализ понятий: 30

^ ЛЕКЦИЯ 2.7. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ. 30

ЛЕКЦИЯ 2.8. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФИЯ КАНТА. ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ. 34

Вопросы для самоконтроля: 38

Список литературы: 38

ЛЕКЦИЯ 2.9. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КОНЦЕПЦИИ, ПРОЦЕССЫ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ. ГЛАВНЫЕ МОМЕНТЫ СТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. СЛАВЯНОФИЛЫ И ЗАПАДНИКИ. ФИЛОСОФИЯ В.С. СОЛОВЬЕВА 39

Вопросы для самоконтроля: 43

Список литературы: 43

ЛЕКЦИЯ 2.10. ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА. НЕМАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФИЯ ПРАГМАТИЗМА, НЕОПОЗИТИВИЗМА, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА. ФИЛОСОФИЯ Л. ШЕСТОВА. ФИЛОСОФИЯ Н.А.БЕРДЯЕВА. В.И.ЛЕНИН, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МАРКСИЗМА. 43

Вопросы для самоконтроля: 51

Список литературы: 51

Категориальный анализ понятий: 51

^ РАЗДЕЛ III. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. 53

ЛЕКЦИЯ 3.1. КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ. ПОНЯТИЕ БЫТИЯ. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ. 53

Вопросы для самоконтроля: 56

Список литературы: 56

Категориальный анализ понятий: 57

ЛЕКЦИЯ 3.2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ (ИДЕАЛИЗМ, ГИЛОЗОИЗМ, ПАНПСИХИЗМ И ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ). ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО МАТЕРИАЛИЗМА. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ. 58

Вопросы для самоконтроля: 62

Список литературы: 62

Категориальный анализ понятий: 62

^ ЛЕКЦИЯ 3.3. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ: ЭТАПЫ, ФОРМЫ.ПРАКТИКА И ЕЁ ФУНКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ. 63

Список литературы: 66

Категориальный анализ понятий: 66
^

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ.



ЛЕКЦИЯ 1.1. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ФИЛОСОФИИ.



Цель данной лекции - ознакомить слушателей с природой философского знания, раскрыть основное поле философской деятельности, обозначить предмет философии, выделить основные вопросы философии. Предполагается, что ряд философских категорий, предварительно изученных во «Введении», будет затем повторно рассмотрен на конкретном историко-философском материале последующих лекционных тем. Спецификой данной темы является рассмотрение основных философских понятий, используемых как способ войти в собственно философскую проблематику, поставить вопросы, связанные с онтологией и теорией познания, раскрыть философскую сущность мировоззрения. Немаловажным вопросом является раскрытие проблемы метода философского познания, сформулированного в данной лекции с точки зрения проблемного подхода. Важным аспектом данной лекции является раскрытие функции философии, представленных в комплексе общественно-исторической жизни людей, устанавливается связь философии с наукой.
Философия самая древняя область знания. Она возникла в I тыс. до н.э. одновременно в Китае, Индии и Греции. Возникновение философии было подготовлено. Во-первых, накоплением знаний. Во-вторых, неудовлетворенностью господствующими в обществе религиозными и мифологическими представлениями о мире.

Философия (с греч. «фило»-люблю, «софия»- мудрость)- "любомудрие". Существуют несколько конкретных определений понятию «философия»:

Философия- это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры, определенной эпохи, то есть ее квинтэссенции (сгусток, результат) .

Философия- это форма общественного сознания, это учение об общих принципах бытия и сознания и об отношении человека к миру.

Философия-наука, об общих законах развития природы, общества и мышления.

Как наука философия собирает, обобщает и анализирует информацию с целью получения новой. Эти знания концентрируются в понятиях философских категориях, общих принципов и законах образующих целостную систему.

Философия вырабатывает обобщенную систему знаний на мир и место человека в нем. Она исследует познавательные, целостные, социально – политические, нравственные и эстетические отношения человека к миру.

Итак, предметом философии является отношения человека к миру.

Можно выделить следующие моменты, свойственные философскому знанию вообще.

1.Исследование наиболее общих вопросов бытия. Этим занимается онтология (от греч. ontos – бытие, сущее, logos – учение).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания, который осуществляет гносеология, теория познания (от греч. gnosis – знание, logos- учение).

3.Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека, производимое философской антропологией.

4.Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества, осуществляемое социальной философией.

5.Учение о ценностях, признанных обществом, - аксиология.

Исходя из вышесказанного, можно дать самое общее определение.
^ Философия – учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
Основной вопрос философии - вопрос о соотношении духа к природе, мышления к бытию, сознания к материи, души к телу, человека к миру. Это вопрос о том – создан ли мир богом или он существует вечно, это вопрос о том, как соотносится между собой природа и наши знания о ней. От решения основного вопроса философии зависит способ решения всех других философских проблем.

Основные вопросы философии:

1.ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ (учение о бытии, как таковом) – вопрос о соотношении материи и сознания.

Решение: 1.Материализм: материя – первична, сознание - вторично (Демокрит «Линия Демокрита»). Сознание отражает материю, есть результат материализма.

Исторические формы материализма:

  • наивный материализм (древний)- Эпикур, Демокрит.

  • метафизический материализм (17 -18 вв.) – Гоббс, Бэкон.

  • материализм русских революционных демократов – особенность в попытке соединить материализм и диалектику – Герцен, Чернышевский.

  • марксистский материализм.


2.Идеализм: сознание - первично, материя - вторична. (Платон, Гегель; «Линия Платона»).

Формы идеализма:

  • Объективный идеализм (идея независима от чел. сознания) – Платон «Мир идей предшествует миру вещей».

  • Субъективный идеализм (представления о мире полностью зависят от субъекта) –Юнг «Вещь есть комплекс человеческих ощущений».

Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, несомненная реальностью признает только мысли субъективные, все остальное существует лишь в сознании человека. (Солипсизм: без субъекта нет объекта).

Материализм и идеализм – монистическое течение (признает единственную основу – материя, дух, душа и т.п.).

Дуализм (Рене Декарт): материя и сознание существуют параллельно, независимо друг от друга.

Соединение отдельных положений материализма и идеализма, называют эклектика.
2.ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ (гносеология- теория познания) – вопрос о том познаваем ли мир.

Решение: ДА, познаваем - (материалисты, часть объективных и субъективных идеалистов):

Субъективный идеализм: познавать мир, значит познать комплекс человеческих ощущений.

Объективный идеализм: познавать мир, значит познать абсолютную идею.
Решение: НЕТ, непознаваем - (агностицизм (Юнг, Кант)

Скептицизм – философское направление, представители которого не настаивают на непознаваемости мира, но выражают сомнения в достоверности наших знаний.
Философия как исторический тип мировоззрения является самым высшим из всех, поскольку она способна вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.

1.Мировозрение – это система наиболее общих теоретических взглядов и представления человека о мирке, и осознание им своего места в этом мире. Основанные на этих взглядах убеждения, чувства, идеалы определяют жизненную позицию в жизни. Мировоззрение есть у каждого человека, но его уровень, содержания и формы у различных людей не одинаковы. Это зависит, как от объективных факторов, под влиянием которых формируется личность, так и от субъективных особенностей личности.

Мировоззрение носит конкретно исторический характер, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения.

Существенную роль в формировании человека играет принадлежность человека к той или иной социальной группе.

Вместе с тем, в обществе формируются общие человеческие ценности, то есть едины для всех идеи гуманизма, нравственные ценности, эстетические и другие критерии.

Структура мировоззрения:

Два КОМПОНЕНТА: чувства и знания (в выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный).

Две СРЕДЫ: эмоциональная (представлена мироощущением и мировосприятием) и интеллектуальная ( представлена миропониманием, опирающиеся на знания)

Два УРОВНЯ: мироощущение и миропонимание (миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое).

типологии мировоззрения.

Два ТИПА: жизненно-повседневная (складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности) и теоретическая (человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.)

Формы мировоззрения:

1.Мифологическое мировоззрение (миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства).

2.Религиозное мировоззрение (основанное на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей).

3.Научно-философское мировоззрение.

От других форм мировоззрения философия отличается тем, что относится к научной сфере общественного сознания, имеет свой специфический аппарат, опирающийся в своем развитии ни на одну какую либо дисциплину, а как весь совокупный опыт развития человека.

Т.о. философия выступает в 2 направлениях:

1.как информацию о мире в целом и отношении человека к этому миру.

2.как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

Т.о. Философия выступает и как всеобщий метод познания.

^ Методэто совокупность приемов и способов, теоретически и практически преобразующие деятельность людей.

Каждая наука имеет свои методы исследования – это методы частных наук. Философия не предлагает всеобщий (универсальный) метод исследования.

Философские методы исследования реализуются в частных науках. Специфика философского метода определяется характером решения ряда коренных проблем:

1.Развивается ли мир или он пребывает в неизменном состоянии?

2.Представляет ли собой мир нечто единое целое или он механическая совокупность предметов?

3.Что является источником развития?

4.Каково направление развития мира от низшего к высшему или это простое повторение?
В зависимости от решения этих вопросов различают 2 метода исследования:
1.Диалектический метод исследования (Диалектика (с греч.)- это искусство вести беседу).
Ленин определил диалектику, как науку о всеобщей связи и развития и об относительности человеческого знания.

Современное определение диалектики таково: диалектика- это наука о наиболее общих знаниях развития общества, природы и мышления.
Основные этапы развития диалектики

1.Стихийная диалектика древних мыслителей – Гераклит.

2.Диалектика материалистов эпохи возрождения – Джордано Бруно.

3.Идеалистическая диалектика немецкой классической философии – Гегель.

4.Диалектика русских революционных демократов 19 в. – Белинский, Чернышевский, Герцен.

5.Марксистская материалистическая диалектика.
Основные принципы диалектики:

1.Все в мире находится в движении, всему присуще изменения,, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений – развитие (изменение не только количественное, но и качественное)

2.Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимы от других. Вещи, предметы, явления взаимно обуславливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.


  1. Метафизический метод исследования (досл. МЕТАФИЗИКА означ. «надприродный»):

  • Все предметы и явления окружающего мира находятся во взаимной связи, обособленно.

  • Предметы лишены внутренних противоречий, последнее характерно лишь человеческому мышлению.

  • Недооценка источника развития, отрицание его наличия в самом предмете, явления привела к тому, что метафизики усматривает источник развития во внешнем толчке, то есть в боге.

  • Направление движения по кругу, то есть, как простое повторение.


Каковы же функции философии в сложном комплексе общественно-исторической жизни людей? Прежде всего, философия выявляет (эксплицирует) наиболее общие идеи на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории, к которым относят такие универсальные понятия, как Бытие, Материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина - следствие, случайное-необходимое, часть-целое, элемент-структура и др.. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей. В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Эти понятия приложимы не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям. Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие “универсалии”, всегда относящиеся к конкретным историческим типам культур и вместе с тем принадлежащие человечеству в целом, всемирной истории.

Помимо функции экспликации “универсалий” философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации - перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах. Разработка обобщенных идей и представлений с самого начала входила в задачу философии как рационально-теоретической формы мировоззрения. Выполняя эту функцию, философия в идеале как бы стремится охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические. К этому примыкает также важная критическая функция, которую выполняет философия в культуре. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию. достижения человечества в целом, но и его негативный исторический опыт. По отношению к предшествующему и наличному культурно-историческому опыту философия выполняет роль своего рода мировоззренческого “сита”. Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают, разрушают устаревшие взгляды, догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем они стараются не “выплеснуть вместе с водой и ребенка”, стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать, развить. Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В качестве формы теоретической мысли она обладает мощными конструктивными возможностями творческого формирования принципиально новых идей, мировоззренческих образов, идеалов. Философия способна выстраивать, мысленно “проигрывать” различные варианты миропонимания (“возможные миры”), как бы заготавливая пробные системы мировоззрения для будущего, которое полно неожиданностей, никогда не бывает всецело ясным для ныне живущих людей. Это подтверждается, в частности, существованием в истории философии рапных вариантов понимания и решения мировоззренческих проблем.

Итак, выделяются следующие функции философии:

1. Формирование научного мировоззрения – это самая важная и самая трудная задача, она определяет ролью человека в современном обществе. Сегодня от мировоззрения человека зависит воплотит ли он в жизнь гениальные инженерные идеи или превратит этот мир в безжизненную пустыню.

2.Методологическая функция философии разрабатывает законы, которые являются основой для познания мира.

3.Гносеологическая функция ( теоритическо – познавательная) философии разрабатывает формы и методы научного познания, с целью его преобразования в соответствия с потребностями человека.

4.Целостно – ориентационная функция философии восстанавливает иерархию ценностей, способствуют их переоценки в меняющем мире.

5.Прогностическая функция философии прогнозирует модели будущего развития

6.Интеграционная функция философии позволяет обобщить все формы человеческого опыта

7.Критическая функция философии призвана разрушать догматическое отношение к миру.
Т.о. В начальный период своего развития философия была наукой всех наук, т.к. включала в себя совокупность всех знаний. С развитием общественной практики начинается разделение научных знаний и их отмежевание от философии. Астрология, медицина, математика, география и другие становятся самостоятельными науками, но и в этих условиях философия не утратила своей значимости, она осталась тесно связана с другими науками. Обобщая конкретно научные знания, философия строит свою философскую картину мира. С развитием науки происходит изменение и самой философии. Обогащаясь за счет частно–научного знания философия, в свою очередь, оснащает частные науки всеобщим методом исследования. Философия влияет на развитие частных наук через человека, путем формирования его мировоззрения.

^

Вопросы для самоконтроля:


  1. Что означает греческое слово «философия»?

  2. Что является основным вопросом философии? Назовите пути решения.

  3. Дайте определение понятию «мировоззрение».

  4. В чем специфика философии, как части человеческого мировоззрения?

  5. Что такое метод философского познания? Какие методы существуют?

  6. Перечислите и объясните функции философии.



^

Список основной литературы:


  1. Введение в философию. 2-е изд. М.,2009

  2. Григорьева Т.П. Дао и логос (Встреча культур). М.,2010. Гл.2.

  3. Двадцать лекций по философии./ Под ред. Н.Я. Лойфмана. Екатеринбург,2001

  4. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии. М.,1972

  5. Многообразие жанров философского дискуса: Учебное пособие. / Под ред. В.И.Плотникова. Екатеринбург, 2001
^

Список дополнительной литературы:


  1. Анахт Д. Определения философии. // Соч. М., 1975

  2. Бабушкин В.У. О природе философского знания. М., 1978

  3. Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993

  4. Васильева Т.В. Афинская школа философии. Философский язык Платона и Аристотеля. М.,1985

  5. Виндельбанд В. История философии. Киев, 1997



^

Категориальный анализ понятий:


Философия- форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нем.

Предмет философии — круг вопросов, которые изучает философия.

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

Мифологическое мировоззрение — форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие действительности. Чертами мифов являются очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифов на решение хозяйственных задач.

Религиозное мировоззрение форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное образно-эмоциональное восприятие действительности.

Философское мировоззрение отличается от других тем, что оно основано на знании, оно рефлексивно(имеет способность обращаться к самому себе), логично, опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью.

*Философское мышление это мышление теоретическое и оно близко научному мышлению. Ученые считают, что между философией и богословием существует небольшая разница — философское сознание противопоставлено обыденному сознанию.

*Метод философии — средства, с помощью которых осуществляются философские исследования.

Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика — метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно (а не с точки зрения их взаимосвязи), статично (игнорируется факт постоянных изменений), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше», и носящих абсолютный характер. Данный метод присущ средневековой теологической философии.

Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика использовалась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания.

Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинные, суждений. Часто использовалась в Древней Греции и имела целью не получение истины, а получение победы в споре, использовалась как прием в ораторском искусстве.

Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

*Функции философии — основные направления применения философии через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.

Мировоззренческая — способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая — заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая — заключается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.

Гносеологическая — познавательная.

Критическая — учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача: разрушение догм, увеличение достоверности знания.

Аксеологическая — заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.

Социальная — пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.

Воспитательно-гуманитарная — состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, привить их человеку и обществу, способствовать укреплению морали.

Прогностическая — заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.

Общекультурная — эту функцию философия выполняла с момента своего зарождения, философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.

Практическая — теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым, подтверждая правильность теоретических суждений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Вопросы для самоконтроля: 10 iconВопросы для самоконтроля по дисциплине «Информационные технологии...

Вопросы для самоконтроля: 10 iconВопросы для самоконтроля
Архипов В. В. Неопределенный субъект квазитрудовых отношений// Законодательство и экономика. 2008.№11
Вопросы для самоконтроля: 10 iconПрактикум для студентов неэкономических специальностей Минск 2011
Практикум содержит вопросы для самостоятельного обучения, тесты, упражнения, вопросы для самоконтроля по экономической теории для...
Вопросы для самоконтроля: 10 iconПрактикум для студентов неэкономических специальностей Минск 2010
Практикум содержит вопросы для самостоятельного обучения, тесты, упражнения, вопросы для самоконтроля по экономической теории для...
Вопросы для самоконтроля: 10 iconВопросы для самоконтроля
Культурология применяет различные методы изучения культуры. Главными из них являются
Вопросы для самоконтроля: 10 iconВопросы для самоконтроля и подготовки к итоговому зачету
Понятие и виды профессиональной этики, факторы, обуславливающие ее возникновение и развитие
Вопросы для самоконтроля: 10 iconОсновные категории и термины. 34 Вопросы и задания для самоконтроля. 35
Рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных...
Вопросы для самоконтроля: 10 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Моделирование металлургических процессов»
Контрольные вопросы предназначены для проведения студентом самоконтроля своих знаний по курсу
Вопросы для самоконтроля: 10 icon2. Вставка диаграмм 15 Вопросы для самоконтроля 16
...
Вопросы для самоконтроля: 10 icon2. Теоретические сведения 5 Вопросы для самоконтроля 8
Б 825 Лабораторный практикум по курсу «Информационные технологии в менеджменте» (часть 1)/ А. Н. Борисов; Тула: Тул гос ун-т. 2012....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница