Социальной работы курс лекций москва 2001 содержание стр


НазваниеСоциальной работы курс лекций москва 2001 содержание стр
страница1/18
Дата публикации30.04.2013
Размер3.06 Mb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18




МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Г.П. МЕДВЕДЕВА



ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

КУРС ЛЕКЦИЙ


МОСКВА

2001

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4



РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,

их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной

работе…………………………………………………………………………...8

Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе…………………8


Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества….8

Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………….26

Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,

их сущность, типология………………………………………………….39

Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………39

Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы………………………………………………………………………………………….56
^

РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных


оснований социальной работы в России и за рубежом…………………..77

Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных оснований


социальной работы…………………………………….………………………….77

Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи……………………………………………………………….77

Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку……………………………………………..90

Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..….107

Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы………………………………………………………………………………………..107

Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы…………………………………………………………………………………………119
РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………137
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………137

Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе…137

Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе………………………………...150

Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе……………………162
РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме

социального работника………………………………………………………170
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме

социального работника…………………………………………………..170

Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………170

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы………………………………………………………………………………………..188

РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений

в системе социальной работы. Особенности этического кодекса

социальной работы………………………………………………………….206

Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………..206

Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………206

Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………………………………………………………………………………………216

Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности…………………237

Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности…………….237

Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты………………………………………………247
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....257
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..258

Список основной литературы……………………………………………258

Список дополнительной литературы……………………………………259
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………261

Профессионально-этический кодекс Международной федерации социальных работников………………………………………………………

Профессионально-этический кодекс Ассоциации работников социальных служб……………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ


Курс лекций «Профессионально-этические основы социальной работы» раскрывает основное содержание учебного курса “Профессионально-этические основы социальной работы”, являющегося одним из базовых в Государственном стандарте подготовки специалистов, бакалавров и магистров по направлению «Социальная работа». В отличие от ранее читавшегося курса лекций «Этика социальной работы», в данной учебной дисциплине представлен принципиально иной подход к месту и роли профессионально-этической компоненты социальной работы.

Социальная работа рассматривается в курсе лекций как разновидность социальной деятельности общества, направленной на содействие социализации личности и создание для этого благоприятных условий в обществе. Содержание курса отражает современные научные представления о социальной работе как целесообразной многоаспектной деятельности общества по социализации личности, в том числе находящейся в трудной жизненной ситуации, а также взаимосвязь и взаимозависимость эффективности и качества социальной работы, ее форм и содержания с условиями и уровнем развития общества и личности.

Признание человека высшей ценностью современной цивилизации и особенности социальной работы как профессиональной деятельности определяют сущность и специфику ценностно-этического регулирования деятельности специалистов, обусловливают требования к его личностным качествам, и тем самым детерминируют содержание данного курса. Вместе с тем, признание человека высшей ценностью современной цивилизации делает необходимой социальную работу как в общем смысле, так и в частности, с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. С этой точки зрения ценность человека и общества и необходимость реализации этих ценностей является смыслообразующей компонентой социальной работы.

Учебный курс “Профессионально-этические основы социальной работы” включает в себя основные компоненты профессиональных этико-аксиологических знаний, необходимых социальному работнику в его практической и научной деятельности. Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и учитывает как общие, так и особенные черты современной социальной работы.

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.

Задачами курса является:

- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;

- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;

- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;

- изучение деонтологических вопросов социальной работы;

- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является значимой компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы. Профессионально-этическая система оказывает гуманизирующее влияние на личность специалиста, его клиента, их социальное окружение и таким образом - на общество в целом. Вследствие этого учебный курс “Профессионально-этические основы социальной работы” является неотъемлемой компонентой профессиональной подготовки будущего специалиста, бакалавра и магистра социальной работы, основанием для его последующего личностного и профессионального развития и совершенствования. Этим определяется место и роль курса в социогуманитарном образовании. Учебный курс целесобразно включить в план третьего курса, когда студентами уже в основном изучены теоретические основы социальной работы и сформировано представление о ее смысле и сущности. Содержание учебного курса “Профессионально-этические основы социальной работы” может быть дополнено с учетом специфики Вуза и региона.

В итоге изучения курса “Профессионально-этические основы социальной работы” знания и навыки студента должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений государственного образовательного стандарта.

Студент должен:

- владеть знаниями в области этико-аксиологических оснований социальной работы, знать их основные элементы и взаимосвязи между ними;

- уметь применять системный этико-аксиологический подход к анализу сущности и содержания, форм и методов социальной работы в целом и отдельных ее видов, а также актуальной социальной реальности;

- знать основные этапы развития и становления профессионально-этических оснований социальной работы, их особенности, уметь выявлять, обосновывать и анализировать тенденции в развитии ценностно-этических оснований социальной работы;

- владеть навыками этико-аксиологического анализа процессов, явлений, ситуаций, отношений, поступков, документов и т.п.;

- знать основные компоненты иерархии профессиональных ценностей социальной работы, ее детерминанты;

- знать основные элементы профессиональной этической системы, границы их применимости, уметь их анализировать и применять в профессиональной практике;

- знать смысл и содержание профессионального долга социального работника, уметь выявлять деонтологическую компоненту в конкретной ситуации;

- знать основные положения профессионально-этического кодекса, уметь интерпретировать их в конкретной ситуации;

- уметь выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в социальной работе, владеть навыками их разрешения;

- знать особенности и противоречия формирования в современной России ценностных ориентаций, ценностно-аксиологического сознания личности вообще и профессионального социального работника в частности;

- владеть навыками ценностно-этической самооценки и самоконтроля, самовоспитания и самосовершенствования.

^ Раздел 1. Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность, типология

Место и роль ценностей в социальной работе
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе
Первая тема, изучаемая в учебном курсе, раскрывает понятие ценностей и их роли в регулировании поведения и деятельности человека, его профессиональной деятельности. Ценности и идеалы, признаваемые и реализуемые человеком, служат важнейшими мотиваторами его деятельности, вследствие чего их изучение необходимо для анализа и оценки его деятельности. Профессиональная социальная работа, находящаяся в нашей стране на этапе становления, включает в себя специфическую профессионально-этическую компоненту, изучение которой важно для понимания ее смысла.


^ Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества.

План лекции:

  1. Понятие о ценностях. Ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества. Потребности, ценности, ценностные ориентации, установки. Аксиология как учение о ценностях.

  2. Понятие системы и иерархии ценностей. Структура системы ценностей. Ценностные трансверсии и флуктуации. Идеал, его сущность и содержание. Ценности и ценностные ориентации в профессиональной деятельности. Ценности и цели, ценности и мотивация деятельности и профессиональной деятельности. Идеалы и цели. Особенности ценностного регулирования поведения и деятельности.

  3. Профессионально-этическая компонента социальной работы, ее место и роль в системе социальной работы. Сущность этико-аксиологического подхода к анализу и оценке деятельности и профессиональной деятельности. Место и роль этико-аксиологического подхода в профессиональной социальной работе, его функции, цели, задачи.


Социальная работа является специфическим видом социальной деятельности, прямо или опосредованно охватывающим практически все стороны общественного бытия. Она оказывает особое, сложное и многомерное воздействие на личность и общество, далеко не всегда совпадающее по направленности с другими детерминантами общественного развития. Социальная работа поэтому – одно из важнейших условий и одновременно средств развития и совершенствования человека и общества, достижения ими благополучия и устремленности к благу, поскольку она требует от человека и общества готовности и обусловливает их оптимальную подготовленность к деятельности, направленной на трансформацию, совершенствование общественного и индивидуального бытия.

Деятельность, как правило, не может предприниматься человеком интуитивно, хаотично, инстинктивно, без заранее выработанного ориентира, без цели. Желая достигнуть некоего нового, отличного от ранее имевшегося, состояния, качества, человек исходит из соображений предпочтительности этого нового, следовательно, оно для него более значимо, представляет собой ценность.

Ценности – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества1. Внешне ценности выступают как свойства предмета или феномена, однако ценность не является сущностной характеристикой этого предмета или феномена. Человек, его разнообразные потребности, с одной стороны, и свойства предмета или явления, делающие возможным удовлетворение этих потребностей, с другой, порождают ценностное отношение, результатом которого становится присвоение рассматриваемому предмету или явлению статуса ценности. Таким образом, ценности – это значимые для человека объекты; через категорию ценности человек демонстрирует свое отношение к ним. Ценность – это то, что не безразлично для человека. Иначе говоря, ценность присуща предмету или феномену не от природы, а в силу их вовлеченности в сферу бытия человека, и через понятие ценности человек определяет свою позицию по отношению к данному предмету или феномену.

Ценности возникают в процессе общественной практики, которая определяет как ценностный объект, так и субъект. Человек познает свойства объектов внешнего мира в процессе удовлетворения своих потребностей и интересов, достижения поставленных целей. Отсюда очевидна двойственная, объективно-субъективная природа ценности: свойства предмета или явления, благодаря которым могут быть удовлетворены потребности человека, существуют от природы, присущи этим предметам и явлениям и являются поэтому объективными. Они независимы от востребованности человеком и от осознания их в качестве необходимых, полезных. Поэтому объективная компонента ценности не зависит от восприятия человека. Путем сопоставления своих потребностей с объективной способностью внешних объектов удовлетворять эти потребности человек осознает объекты как ценность или не ценность. Отражение объективных свойств объекта осуществляет человек, поэтому ценностная информация отражает не только сами явления, но и их смысл, значение для отражающего субъекта. То обстоятельство, что оценивание предмета или феномена с точки зрения своих потребностей производит человек, определяет наличие субъективной компоненты ценности. Потребности человека изменчивы, они могут носить искаженный характер, быть актуализированными лишь ситуативно и т.п., вследствие чего ценность может иметь различное значение для разных индивидов, обществ и даже для одного и того же индивида в разное время. Наличие субъективного фактора обусловливает также наличие систем общественных, групповых, личностных ценностей, формирующихся в условиях конкретного способа производства, организации жизнедеятельности общества, группы и личности и их социокультурного опыта. При этом важно отметить, что понятия о добре и зле, ценном и неценном вырабатываются в общественном сознании в первую очередь по отношению к обществу, и только во вторую - к индивиду.

В своих суждениях, принятии решений, поведении, даже единичных поступках человек исходит из определенных ценностей. Любая деятельность вообще предпринимается человеком и обществом в рамках их ориентации на определенные, признаваемые ими ценности, и в соответствии с этой ориентацией деятельность может получать ту или иную направленность, быть конструктивной или деструктивной, более или менее успешной. В конечном итоге именно системы ценностей и ценностные ориентации человека и общества, складывающиеся в значительной мере под воздействием конкретно-исторических условий жизнедеятельности, детерминируют необходимость человеческой деятельности, направленной на трансформацию и совершенствование условий и способов бытия. Поэтому среди многочисленных детерминант социальной работы важнейшее место занимает система ценностей как общества, так и собственно социальной работы как жизненно важной и необходимой сферы социальной жизни.

Деятельность человека и общества предпринимается в основном во имя достижения некоторой цели, которая уже перед началом деятельности существует как идеальный образ желаемого конечного результата. Цель деятельности выбирается человеком не произвольно, она есть следствие условий существования человека и его природы: наличное положение вещей (о чем бы ни шла речь) не удовлетворяет человека и порождает стремление внести в него изменения. Сущее утрачивает в глазах человека позитивную ценность, в то время как предполагаемый конечный результат деятельности – цель - представляется ценностью, требующей реализации. Целенаправленная деятельность, как правило, предпринимается человеком тогда, когда имеется возможность ее осуществления. Это предполагает наличие определенных условий и средств деятельности. Создавая возможность достижения цели, человек условиям и средствам деятельности придает значение ценностей, однако они имеют более низкий по сравнению с целью ранг, ибо не имеют самостоятельного значения: если человек не стремится к определенной цели, то условия и средства достижения этой цели его не интересуют. Вместе с тем, деятельность в целом может быть представлена как ценностная (аксиатическая или аксиологическая) по сути, поскольку ценности являются неотъемлемой составляющей каждого из его элементов и, следовательно, ценности являются неотъемлемой характеристикой того процесса, который составляет сущность деятельности. Таким образом, любая деятельность может быть представлена как деятельность по реализации социально и/или индивидуально значимых ценностей. Значит, ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и ее универсальным регулятором, и тем более важно, чтобы ценностные основания как отдельной личности, так и группы (в том числе профессиональной) и общества в целом соответствовали представлениям о благе человека и общества. Это позволяет рассматривать ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества.

Необходимость реализации ценностей и организации в связи с этим деятельности человек ощущает через потребность. Потребность может быть представлена как состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо (объекте потребности), необходимом для его существования и развития, и выступающее источником его активности. С этой точки зрения потребности человека являются, наряду с другими, регуляторами его поведения, мышления, чувств и воли. Многочисленные фундаментальные и прикладные исследования потребностей человека позволяют вычленить в их разнообразии потребности антропоморфного (связанного с биологической природой человека) и социокультурного (обусловленного процессами онтогенеза и социогенеза) происхождения; и те, и другие важны для понимания природы человека и его деятельности. И те, и другие неотторжимы от человека. Разнообразные потребности человека и общества в значительной степени детерминируют их отношение к миру, бытию, самим себе, а значит, являются существенным фактором определения, систематизации и иерархизации ценнностей.

Важнейшие для человека ценности могут быть представлены как его ценностные ориентации, которые являются важнейшим составным элементом внутренней структуры личности. Будучи сформированными и закрепленными социальным и профессиональным опытом индивида в процессе его становления и развития, они отграничивают значимое, существенное для личности от незначимого, несущественного. Задавая смысложизненные цели, они обеспечивают целостность и устойчивость личности, придают общую направленность его интересам и устремлениям, поведению и действиям не только в конкретной ситуации, но и на перспективу. Непротиворечивость, целостность и устойчивость ценностных ориентаций является важным показателем, характеризующим зрелую, самостоятельную и автономную личность, устойчивый, сплоченный коллектив.

Еще одной важной характеристикой личности (группы) является наличие установки – фиксированной в социальном и профессиональном опыте личности предрасположенности воспринимать и оценивать значимые объекты, а также готовности личности действовать определенным образом, ориентируясь на значимые объекты. В установках в значительной мере фиксируется ценностно-нормативное отношение к объекту анализа и деятельности. Безусловно, наличие установки, т.е. готовности оценивать объект и действовать определенным образом по отношению к нему, еще не означает безусловной однозначности оценки и действий личности – всегда может иметь место неучтенный фактор, который в конкретной ситуации сыграет решающую роль. Но совокупность установок определяет общую направленность личности.

Таким образом, можно считать, что ценности в явном или опосредованном виде представлены в важнейших структурах личности. Они в качестве ценностных ориентаций определяют предпочтения, задают важнейшие смысложизненные цели. Опосредуясь в установках, ценности определяют готовность личности действовать во имя достижения поставленных целей, а значит, во имя реализации наиболее значимых ценностей. Роль ценностей в структуре личности, ее жизнедеятельности и жизни общества в целом обусловливают необходимость их тщательного изучения.

Изучением ценностей занимается аксиология (греч. axia – ценность, logos - учение) – философское учение о ценностях. Это научная дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований бытия, задающих направленность и мотивированность человеческих поступков, действий, отношений и всей его жизни. Начало аксиологии как науки связано с именем немецкого философа Р.Г. Лотце (1817-1881), впервые введшим в научный лексикон понятие «значимости» (ценности). В настоящее время аксилогические исследования посвящаются вопросам происхождения и типологии ценностей, их разнообразным изменениям в связи с изменением условий жизнедеятельности человека, факторам, влияющим на содержание, иерархию ценностей, влиянием ценностей на жизнедеятельность человека и общества и т.п. Однако различные группы ценностей, в связи с многозначностью и широкой представленностью ценностей в человеческой жизнедеятельности, изучаются не только аксиологией. Например, этические ценности изучаются этикой, эстетические ценности – эстетикой, культурные – культурологией, экономические (материальные) - экономикой и т.д. Большое значение имеют исследования в области праксиологии – ценностей практической деятельности человека или, более узко, ценностей профессиональной деятельности, поскольку системы профессиональных ценностей играют существенную роль в формировании и поддержании смысла профессиональной деятельности.

Ценности в сознании личности, группы или общества, как правило, представляют собой не хаотичный набор, а организованы в определенную систему, функционирующую и развивающуюся в соответствии с законами существования любых систем. Поэтому элементы такой системы (т.е. собственно ценности) сущностно связаны между собой, объединены в соответствии с неким основопологающим принципом, идеей иерархизированы, каждая ценность занимает определенное место в системе и выполняет определенные функции. Поэтому система ценностей представляет собой целостную множественность взаимосвязанных элементов, т.е. сущностно, структурно и функционально связанную совокупность ценностей, позволяющих индивиду или группе осознанно и целенаправленно организовывать свою деятельность, решать поставленные задачи, достигать намеченных целей. Очевидно, что ценности, образующие систему, неравнозначны, поскольку ценности обладают неодинаковой значимостью. Система ценностей отличается иерархичностью строения, поэтому можно говорить об иерархии ценностейих упорядоченности в соответствии со значимостью и о рангах – уровнях положения ценностей в иерархии. Ранг ценности в иерархии может быть объективным и субъективным, идеальным и реальным – это зависит от множества факторов. Например, пища может представлять собой ценность высшего ранга для голодного человека, в то время как будучи сытым, этот же человек может в качестве высшей ценности назвать, например, искусство, или свободу, или что-то иное.

Ценности, при всем их многообразии, могут быть типологизированы. В соответствии с любой из общепринятых их типологий2 могут быть выделены и проанализированы различные группы ценностей:

  1. абсолютные – безусловные и безотносительные, а значит, неизменяемые и ни от чего не зависящие, и относительные, изменяемые и зависящие от некоторых факторов;

  2. истинные, представляющие собой в действительности ценность, и мнимые (ложные), не являющиеся таковыми;

  3. позитивные, отвечающие истинным потребностям и интересам человека и негативные, реализация которых принесет человеку вред;

  4. условные, получающие статус ценности при некоторых условиях и безусловные, признаваемые ценностями независимо от условий;

  5. признанные – являющиеся ценностями и осознаваемые и признаваемые человеком как ценности (интитуциализированные) и непризнанные – в действительности являющиеся ценностями, но не признаваемые таковыми;

  6. “непреходящие” (“вечные”) и ситуативные, становящиеся ценностями в конкретной ситуации;

  7. субъективные – представляющиеся (кажущиеся) ценностями в силу некоторых обстоятельств и объективные – объективно являющиеся ценностями;

  8. реальные – имеющие место в действительности и идеальные – имеющие место в теории;

  9. обыденные – признаваемые и реализуемые в обыденной жизнедеятельности и профессиональные (праксиологические) – признаваемые и реализуемые в профессиональной деятельности;

  10. индивидуальные, групповые, этнонациональные и общечеловеческие – признаваемые и реализуемые соответственно индивидом, группой, этнонациональной общностью или человечеством;

  11. действительные – являющиеся ценностями здесь и сейчас и потенциальные – могущие стать таковыми;

  12. терминальные (конечные) – ценности - цели и инструментальные, представляющие собой ценности – средства и условия достижения цели;

  13. практические – ценности выживания и духовные – ценности развития и совершенствования личности;

  14. эгоистические – направленные на себя, на свое благо, и альтруистические – направленные на других;

  15. высшие (возвышенные) – свидетельствующие о высоком уровне духовного развития личности и низменные, соответствующие низменным потребностям и инстинктам человека;

  16. простейшие (отвечающие физиологическим потребностям человека), интеракционистские (ценности деятельности), социализационные (ценности развития и становления личности) и смысложизненные, детерминирующие жизненный путь личности, смысл ее жизни и деятельности;

  17. материально-вещные (предметные), духовно-интеллектуальные (ценности сознания), этические (определяемые ценностями с точки зрения блага, добра и зла), эстетические (определяемые ценностями с точки зрения красоты), религиозные (определяемые ценностями с точки зрения религии) и т.п.

Здесь показаны не все известные типологии ценностей. Однако и приведенные типологии говорят о многообразии ценностей, а значит, с учетом двойственной природы ценностей, о разнообразии и богатстве ценностного отношения человека к миру.

Система ценностей как человека, так и общества включает в себя ценности различных типов (групп). В ней представлены и этические, и эстетические, и духовно-интеллектуальные, и материально-вещные ценности. В ней наличествуют ценности терминальные и инструментальные, истинные и ложные и т.д. Это естественно: жизнь и человека, и общества чрезвычайно многомерна, и отказ от ценностей какого-либо типа или их непризнание, недооценка и переоценка могли бы привести к нарушению гармонии в индивидуальной и общественной жизнедеятельности, иллюзорности целей, утопизму и застою в общественном бытии. Поэтому все типы (группы) ценностей должны быть представлены в общественном бытии и сознании и занимать подобающее им место. Соответственно, они должны быть представлены в структуре системы ценностей.

Субъективная природа ценностей в значительной мере обусловливает не столько их совокупность, которая мало меняется с течением времени, сколько иерархию, меняющуюся в зависимости от конкретно-исторических условий жизнедеятельности человека. Меняющиеся условия жизнедеятельности способствуют трансформации потребностей человека; это, в свою очередь, влечет за собой изменения представлений о ценном и неценном. Это связано с тем, что свои ценностные воззрения человек черпает из непосредственной практической деятельности, которая подвергается со временем существенным изменениям. Поэтому в изменениях иерархии ценностей отражена в большей или меньшей степени эволюция конкретно-исторических потребностей человека.

Это говорит также о том, что ценности могут быть не равны самим себе, т.е.могут иметь место ценностные трансверсии (изменения смысла и содержания ценности) и флуктуации (изменения ранга ценности в иерархии). Ценностные трансверсии могут происходить в связи с развитием общественных отношений и сознания человека, изменением уровня и качества его знаний, когда узнавание или изучение существующего, уже, казалось бы, знакомого и относительно обыденного феномена, позволяет раскрыть новый, более глубокий его смысл, по-новому определить его сущность. В этом случае, в соответствии с изменением смысла феномена, изменяется и объект оценивания. Например, с точки зрения представителя рабовладельческого общества свобода – это независимость от рабовладельца, состояние, противоположное рабству. С точки зрения современного человека свобода – это свобода быть самим собой, возможность реализации и выбора самого себя, деятельность и жизнедеятельность в отсутствие внешнего давления (принуждения), при наличии альтернативы и достаточной для ответственного принятия решения информации. Аналогично можно проанализировать ценность человеческой жизни, рассматривая ее (жизнь) как состояние, противоположное смерти, биологическое функционирование или как совокупность всех проявлений человека. Эти примеры показывают, что, в зависимости от того, что именно понимается как сущность и смысл феномена, возможно и различное к нему ценностное отношение, различная оценка. Ценностная трансверсия таким образом приводит к изменению ранга ценности в иерархии. Однако трансверсия, заключающаяся в понижении ранга, может сопровождаться и изменением типа самой ценности. Например, если мы рассматриваем жизнь человека не как совокупность всех его проявлений, а берем в расчет только физиологию, значит, решая вопрос об условиях жизнедеятельности человека, будем ориентироваться лишь на его выживание, не учитывая при этом, что человек – это не только сгусток белковой материи, но и социальное и духовное существо. Если свободой считается отсутствие формального рабства, цепей, колодок, надсмотрщиков и тому подобных атрибутов, то наличные духовная, политическая, профессиональная, религиозная и иная несвобода могут считаться несуществующими и несущественными.

Ценностные флуктуации имеют несколько иную природу: они зависят главным образом от ситуации, обстоятельств и в связи с этим могут иметь кратковременный характер. При этом экстремальная ситуация и соответствующая ей ценностная флуктуация могут привести к тому, что ценности высокого ранга могут утратить свою значимость. Например, известный возглас Ричарда III «Корону за коня!» из пьесы В. Шекспира демонстрирует пример такой ценностной флуктуации: в ситуации, угрожающей жизни и свободе короля конь предстает как наивысшая ценность, поскольку даст шанс сохранить и жизнь, и свободу, а значит, возможно, и титул, и власть. В другой ситуации корона как символ титула и власти будет королем цениться существенно дороже коня. В этом примере произошло изменение рангов ценностей: терминальные (титул и власть) получили ранг низший, чем инструментальная (конь).

Одной из высших ценностей является идеал (от греч. idea) – образец, норма, представление о высшем итоговом совершенстве, высшая цель стремлений. Создание, конструирование идеала – всеобщая форма специфически человеческой жизнедеятельности. Идеал имеет двойственную природу: с одной стороны, он содержит в себе настоящее в виде противоречия, требующего своего разрешения, с другой стороны, он воплощает в себе желаемое будущее, являясь в этой связи универсальной ценностью. Он отражает конкретно-исторический тип сознания человека и в то же время сам является отражением его ценностных ориентаций. В связи с постоянным развитием общественных отношений, разрешение одного противоречия, т.е. реализация цели и разрешение противоречия, становится предпосылкой и условием возникновения новой потребности и новой цели, выдвижения нового идеала. В идеалах действительность отражается специфическим образом: они обращены в будущее, на создание новой действительности, исключающей существующие в настоящем противоречия, и в то же время содержат в себе потенциал осознаваемых в будущем противоречий. В связи с этим идеал не является вечным, неизменным и абсолютным.

Двойственность природы идеала выражается также и в том, что он требует своего обоснования и оценки, поскольку желаемое и планируемое будущее не обязательно должно быть (и как показывает историческая практика, не всегда бывает) лучше уже имеющегося. Любой идеал как образ желаемого будущего состояния системы должен пройти теоретическое обоснование, во-первых, на соответствие понятию “идеал” вообще, т.е. на его способность выполнять присущие идеалу функции и обладать соответствующими свойствами, характеризующими его как высшее благо и, во-вторых, на соответствие объективным представлениям о желаемом будущем. С другой стороны, идеал сам содержит в себе оценочные критерии по отношению к настоящему, отрицая его самодостаточность и совершенство, раскрывая его противоречия и экспонируя потенциал совершенствования.

Содержание и функционирование идеалов обусловливается не только спецификой объекта, но и представлениями о действиях, которые необходимо предпринять, условиях, которые необходимо создать, средствах, которые необходимо применить для того, чтобы идеал был реализован.

Важной особенностью идеала является то обстоятельство, что в качестве важнейшего средства и условия его реализации выступает социальный субъект, физические и духовные силы самого человека как активного члена социума. В отличие от животного человек перед началом деятельности мысленно представляет себе желаемый итог деятельности – идеальный образ конечного результата. В то же время наличие мыслительного образа – идеала, соответствующего представлениям человека о совершенстве – дает возможность сравнить наличную действительность с желаемой и дать ей неудовлетворительную оценку. Соответствующим образом организуется подготовка к деятельности и собственно деятельность человека, направленная на получение этого результата – она становится целесообразной, причем содержание цели определяется в соответствии с идеалом. Можно назвать основные функции идеала: оценочно-сравнительная, программно-ориентирующая, деятельно-практическая. Благодаря этим функциям идеал реализует свою сущность, а конструирование идеала становится важнейшим фактором развития личности и общества, совершенствования условий их жизнедеятельности.

С точки зрения аксиологии, профессиональная деятельность, будучи неотъемлемой частью человеческой деятельности вообще, также в своей основе содержит ценности и, следовательно, может быть представлена как деятельность, направленная на реализацию ценностей. При этом, конечно, в силу своих особенностей, профессиональная деятельность в основном отличается от деятельности обыденной, представляя собой особенное. Поэтому учение о ценностях профессиональной деятельности – праксиология - представляет собой особенное по отношению к аксиологии. При этом конечно, разнообразные виды профессиональной деятельности могут существенно различаться между собой по всем основным характеристикам; каждая из них является специфическим по отношению к профессиональной деятельности как абстракции. Это приводит к тому, что и главные ценности, системы и иерархии ценностей различных видов профессиональной деятельности могут различаться. Следовательно, можно говорить, что деятельность, профессиональная деятельность и конкретный вид профессиональной деятельности соотносятся как общее, особенное и специфическое. Аналогично этому система ценностей общества, профессиональной деятельности и конкретных видов профессиональной деятельности будут соотноситься как общее, особенное и специфическое. При этом аксиология как философское учение о ценностях включает в себя праксиологию, а та, в свою очередь может включать в себя в качестве разделов учения о ценностях конкретных видов профессиональной деятельности.

Основанием любого вида профессиональной деятельности является необходимость реализации определенных ценностей. Это обстоятельство не зависит от того, насколько специалисты, занятые конкретной работой, представляют себе основные ценности профессии. Однако от того, насколько глубоко они понимают ценностный смысл профессии, зависит во многом их отношение и к непосредственно выполняемой работе, и к профессии вообще. Усвоение и присвоение ценностного смысла и содержания профессии помогает понять место и роль профессии в обществе, человеческой жизнедеятельности, социальном и научно-техническом прогрессе и до некоторой степени их детерминирует.

При этом, конечно, любая профессия, будучи специализированной деятельностью, предъявляет определенные требования к человеку, которые не всегда могут быть удовлетворены в процессе профессиональной подготовки. Для выполнения профессионально необходимых операций, процедур, приемов и т.п. человек должен быть достаточно физически и интеллектуально развит, должен обладать соответствующими качествами: чтобы работать грузчиком, необходима хорошая физическая подготовка; чтобы стать ученым, необходим высоко развитый интеллект. Но требования к физическим и интеллектуальным данным не всегда оказываются достаточными. Некоторые из профессий (в основном это профессии, оказывающие решающее влияние на судьбу и благополучие человека и общества, в том числе и так называемые «помогающие» профессии) предъявляют особые требования к качествам личности специалиста, в первую очередь, к его ценностным ориентациям. Например, вряд ли кому-нибудь хотелось бы стать пациентом врача-садиста или социального работника, высшие ценности для которого – деньги и власть над клиентами. Такого рода «специалисты» нанесут ущерб и своим клиентам, и профессии, и обществу в целом. Даже не прибегая к таким экстремальным примерам, можно показать, что специалист, неверно расставивший ценностные акценты в своей деятельности, может в качестве высшей ценности воспринимать сам процесс деятельности, и в меньшей степени – ее конечный результат, может вследствие этого не понимать смысла деятельности. Например, социальный работник в этом случае может думать, что смысл и цель социальной работы заключается в помощи человеку и затруднится ответить на вопрос, зачем это делается. Поэтому ценностные ориентации специалистов играют важнейшую роль не только в их личной профессиональной деятельности, но и в деятельности совокупной профессиональной группы.

В примере показано искаженное понимание цели (процесс деятельности оказался ее важнейшей целью) в связи с недостаточной аксиологической компетентностью специалиста. Такая ситуация условно может считаться допустимой в единичных случаях: каждый человек индивидуален и безусловно есть люди, чьим склонностям наиболее полно соответствует то или иное содержание деятельности. Их потребность в самореализации может быть удовлетворена путем приобщения к определенной профессии. Однако подобный подход не может быть общим, он должен составлять скорее исключение, чем правило, поскольку профессия должна существовать и существует главным образом не потому, что есть люди, желающие ею заняться, а потому, что человеком и обществом востребован ее конечный результат. В самом деле, медицинские профессии существуют не потому, что некоторым гражданам хочется лечить, а потому, что людям надо лечиться, оздоравливаться; врачи нужны потому, что есть больные, а не наоборот. Аналогичным образом социальная работа и социальные работники есть потому, что существуют люди, нуждающиеся в их помощи. Это означает, что процесс деятельности, имеющий высокую эмоциональную значимость для специалиста, не может быть смыслом и сущностью профессиональной деятельности вообще, не может быть ее целью: он лишь отражает ее содержание.

Из этого примера видно, насколько важна исследовательская деятельности в области профессиональных ценностей: именно на основе системы важнейших профессиональных ценностей и их иерархии возможно определение ее смысла, места и роли в обществе и жизнедеятельности человека и т.п. Четкость понимания ценностей профессиональной деятельности позволяет правильно формулировать ее цели в общем, в масштабах совокупной профессиональной группы, а также каждым специалистом в отдельности. Мотивация совокупной профессиональной группы как и каждого специалиста должна быть сформирована на основе важнейших ценностей профессии.

Важнейшую роль в постановке значимой профессиональной цели играет идеал. Являясь образом желаемого будущего состояния объекта деятельности, идеал опредмечивается в ее конечных целях, а затем отдельные его фрагменты и черты получают более детальную проработку в частных и промежуточных целях. Таким образом, наличие идеала детерминирует целеполагающую деятельность и потенцирует соответствующую ей целерациональную практическую деятельность. Однако этим не исчерпывается роль идеала в целеполагании. Будучи вначале, как правило, только лишь представлением о совершенном состоянии объекта деятельности, в дальнейшем идеал требует конструирования идеальных образов самой деятельности и субъекта деятельности, поскольку не всегда возможно достичь идеального состояния объекта без соответствующих изменений в самой деятельности и ее исполнителях. Следовательно, должны начаться целеполагающая деятельность и соответствующая ей практическая деятельность, направленная на совершенствование профессии или ее отдельных компонентов, профессиональный и личностный рост специалистов. Таким образом идеалконструирующая деятельность в профессиональной деятельности способствует повышению ее эффективности, повышению качества конечного результата и в конечном итоге – более полному удовлетворению потребностей общества и человека.

Любая человеческая деятельность в конечном счете направлена на человека. Обладая возможностью реализации своих основных свойств и потребностей, человек включается в процесс деятельности как активный субъект, участвуя в преобразовании общества и совершенствовании общества и самого себя. Направленность деятельности человека определяется поставленными целями, а те, в свою очередь, ценностями, имеющими для человека вообще или в конкретный период его жизнедеятельности, в конкретной ситуации, важнейшее значение. Безусловно, для организации деятельности цели недостаточно, необходимы средства и условия ее реализации. Ценности-цели требуют от человека активности, направленной на поиск средств и создание условий для целенаправленной деятельности, причем содержание цели во многом детерминирует выбор средств. Ставя перед собой значимую цель, человек производит переоценку своих индивидуальных ценностей, сопоставляя их по значимости с актуальной, оценивая возможность одновременной реализации нескольких целей, рассматривая ценности на предмет использования их как средств и т.п. В зависимости от полученного в результате такого ценностного анализа соотношения ценности-цели и прочих ценностей и исходя из этого результата, личность организует свою деятельность. Важно, что результаты проведенного личностью ценностного анализа не обязательно будут соответствовать научным представлениям об индивидуальном и общественном благе, о добре, красоте и истине. С точки зрения субъекта анализа, они соответствуют его ценности-цели, и значит, могут быть использованы. Это означает, что для достижения благой цели человек субъективно может избрать нелигитимные средства («цель оправдывает средства»), получить неожиданно негативный результат в итоге деятельности, нанести существенный вред окружающим, обеспечив пользу для себя лично. Поэтому развитие человека и общества может быть прогрессивным или регрессивным, способствовать достижению блага большинства членов общества или узкой группы лиц, одного лишь человека. При этом человек и общество могут мотивировать свою деятельность различными, порой противоречивыми и неадекватными, соображениями, но ценности, присутствующие в мотиве в явном или неявном виде, обусловливают необходимость деятельности и задают ее направленность, смысл и содержание, определяют средства и методы. Очевидно, что ценностные ориентации личности способствуют выбору ею не только целей, но и социально одобряемых или, напротив, социально порицаемых средств достижения поставленной цели.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Социальной работы курс лекций москва 2001 содержание стр iconКурс лекций Москва 20 Содержание Стр. Содержание 2 Ведение 4 Понятие...
Классификация хозяйственных средств предприятия по составу и размещению (актив, имущество) 9
Социальной работы курс лекций москва 2001 содержание стр iconКурс лекций Педагогическое общество России Москва 2001
Б 53 Социальное прогнозирование. Курс лекций.— М.: Педагогическое общество России 2002. — 392 с
Социальной работы курс лекций москва 2001 содержание стр iconКурс лекций Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2008
Основы римского права: Курс лекций. Издание 2-е, дополненное и переработанное. М.: Изд-во рудн, 2008. 241 с
Социальной работы курс лекций москва 2001 содержание стр iconОбщий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано...
Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с
Социальной работы курс лекций москва 2001 содержание стр iconАрсентий Александрович «Теория управления: курс лекций»
Красильников Арсентий Александрович «Теория управления: курс лекций» для дневного отделения стр.
Социальной работы курс лекций москва 2001 содержание стр icon1. Теория социальной работы как наука и учебная дисциплина Тема Методологические...
Это пособие предназначено быть как введением в предмет социальной работы, так и отражением достижений профессионалов социальной работы...
Социальной работы курс лекций москва 2001 содержание стр iconСтрахование ответственности курс лекций
Содержит курс лекций по дисциплине «Страхование ответственности» и список рекомендуемой литературы для ее изучения. Предназначен...
Социальной работы курс лекций москва 2001 содержание стр iconРабочая программа тема № «Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья»
Курс лекций по истории зарубежной литературы Средних веков и Возрождения читается на I курсе студентам отделения журналистики во...
Социальной работы курс лекций москва 2001 содержание стр iconСодержание работы
Выбор и расчёт технико-эксплуатационных показателей (тэп) работы подвижного состава и расчёты производственной программы атп стр
Социальной работы курс лекций москва 2001 содержание стр iconКонкурс проводится в социальной сети «ВКонтакте»
«Конкурс») – Общество с ограниченной ответственностью «Интерсол Ист» (далее – «Организатор»). Адрес местонахождения: 115035, г. Москва...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница