Лекция 2 Философское понимание ценностей и задачи аксиологии. Понятие «духовная ценность»


Скачать 113.55 Kb.
НазваниеЛекция 2 Философское понимание ценностей и задачи аксиологии. Понятие «духовная ценность»
Дата публикации30.04.2013
Размер113.55 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Философия > Лекция




Лекция 2
1. Философское понимание ценностей и задачи аксиологии. Понятие «духовная ценность» имеет разные значения: это – конечный мотив действий, придающий им смысл и завершенность; основной критерий выбора и т.д. Ценности в философском смысле слова – это смыслообразующие основания человеческого бытия, задающие направленность деятельности. Человек, испытывая многообразные желания, оценивает их, решая, стоит ли их реализовывать; ценности – критерий этой оценки. Для того чтобы желание оценили положительно, нужно убеждение в том, что его исполнение действительно принесет пользу, что оно ведет к улучшению жизни. Любое суждение о будущем содержит ценностный аспект, поскольку оно соотносит настоящее с желаемым и способами его реализации. Ценности могут быть индивидуальные и социальные (то есть поддерживаемые социальными институтами и общественным сознанием). Личные ценности каждого человека присутствуют в его сознании, проявляются в его действиях, формулируются в словах. Социальные ценности присутствуют в общественной психологии, выражаются в общественной практике, формулируются общественной идеологией. Общество поддерживает ценность, если его функционирование создает условия для ее воплощения, накопления, понимания, распространения.

Выделяются следующие виды ценностей:

  1. когнитивные (оценивают суждения и теории с точки зрения их обоснованности, главная из них – истина);

  2. этические (оценивают отношения между людьми с точки зрения нравственности, главная из них – добро);

  3. эстетические (оценивают произведения искусства с эстетических позиций, главная из них – красота).

В частности, в число когнитивных ценностей входят: точность теории (ее соответствие конкретному классу эмпирических данных), внутренняя согласованность и поддержка других теорий, ее предсказательный масштаб, простота, эффективность, возможность объяснения недостатков предыдущих теорий, определенность фундаментальных утверждений, минимальный объем новых понятий и гипотез (эпистемологический консерватизм), отказ от допущений относительно ненаблюдаемых объектов и т.д. Современная философия науки придает большое значение ценностным аспектам научного познания.

Иногда как особая философская дисциплина выделяется аксиология – теория ценностей как общезначимых принципов, определяющих мотивы человеческих поступков. Аксиология исследует характеристики ценностного мира, способы его познания и природу ценностных суждений, изучает вопросы о соотносимости различных систем ценностей, о соотношении духовных ценностей с реальными обществами и культурами.

Аксиология обязана своим возникновением И.Канту, который разграничил мир природы и мир свободы. Ценности, по И.Канту, – ориентиры в мире свободы; у них нет бытия, но есть значимость. Они – цели, поставленные перед волей. Ценностный мир творится людьми, свободными от механизма природы.

Из философов ХХ века, развивающих аксиологию, выделяется ^ Макс Шелер. Он разделял материальные блага и нематериальные ценности, которые могут проявляться в благах, но не сводятся к ним. Сами ценности, составляя особый класс бытия, согласно М.Шелеру, не зависят от человеческой воли; от нее зависят лишь отношение к ценностям. Человек свободно выбирает определенные ценности, устанавливает их иерархию в зависимости от того, сколь глубокое даваемое ими удовлетворение. Сам М.Шелер низшей ценностью считал «приятное», то есть удовлетворение материальных желаний, которое мимолетно и разделяет людей. Выше рангом – ценности прекрасного и истинного, радость от которых объединяет людей. Таким образом, ценность у М.Шелера онтологизирована – она обладает собственным независимым бытием. Он сформулировал аксиомы аксиологии: понятия «должное» и «недолжное» применимы только к ценностям; должны существовать положительные ценности, а отрицательные не должны; одна ценность не может быть и положительной, и отрицательной.

Существует и тенденция психологизации ценностей: например, Дж.Дьюи связал понятие ценности с утилитарной полезностью (поэтому ценностные суждения доступны экспериментальной проверке), а Б.Рассел свел все ценности к вненаучной области вкусов: ценностное суждение ненаучно, существует только факт оценки, который должен изучаться психологией. Ценностные суждения, согласно этим точкам зрения, ничего не означают и лишь выражают определенные эмоции.

М.Хайдеггер был противником аксиологии как «культа ценностей»: он призывал к очистке философии от идолов. Необходима «деаксиологизация» философии и жизни: она будет избавлением от призраков и обращением к реальной жизни. Само понятие ценности, считает М.Хайдеггер, не имеет логической опоры и поэтому лишает логики существование принявшего ее человека: человечество, наивно считая покушение на ценности угрозой своему существованию, «псевдоживет»; на самом деле отказ от ценностей будет открытием истины.

Основные взгляды на природу ценностей таковы.

1. Ценности – особый, нематериальный класс бытия; они не зависят от людей, которые свободы только в их выборе.

2. Ценности – цели, поставленные человеком перед собой; к ним стремятся к самим по себе, а не ради чего-то другого.

3. Ценности – стереотипы, унаследованные от прошлого, они мешают реальной жизни и должны быть уничтожены.

4. Цели – субъективные предпочтения и оценки выгоды, не имеющие доказательств и различные для разных людей.

5. Ценности – основы культуры, ее предельные основания; в мире сосуществуют равноправные ценностные системы, обосновывающие разные способы существования в мире.

^ 2. Философское понимание религии. Религия – мировоззрение и поведение человека, основанные на вере в сверхъестественное, то есть вере в существование особого нематериального мира, который оказывает воздействие на материальный. Определение религии и ее роли до сих пор остается предметом споров. Ни одна из форм общественного сознания не вызывает столь разные отзывы – от признания религии недоразумением, ошибкой, которая должна исчезнуть, до восхваления религии как пути к спасению души и бессмертию. Существуют разные определения религии, они несовместимы:

1) теологическое – религия есть связь человека с Богом, которая показываем ему выход за пределы земных интересов и после смерти тела помогает душе в загробной жизни;

2) социологическое – религия есть особая форма общественного сознания, поддерживающая социальные ценности представлением их в виде реально существующих субъектов;

3) психологическое – религия есть коллективный невроз, вызванных беспомощностью древних людей перед силами природы и передающийся через стереотипы массового сознания.

Причины появления религии также представляются различными. Верующие видят в религии истину о сверхчувственном мире и приписывают ее откровению – непосредственному обращению Бога к особым людям – пророкам. Согласно атеистическим представлениям, корни религии таковы: социальные – низкий уровень производительных сил, невежество человека и его беспомощность перед силами природы, позднее – господство над людьми социальных отношений, их политическое бесправие и поиск выхода из него; гносеологические – способность человека к абстрактному мышлению и самосознанию, соединенные с тенденцией к антропоморфизации (то есть приписыванию неизвестным явлениям человеческих качеств), когда общее понятие воспринимается как особое существо; психологические – религиозные представления навязываются человеку в детстве помимо его воли и сознания, а также их источниками становятся испытываемые чувства страха, одиночества, бессилия (желание человека найти ответ на «вечные вопросы», получить облегчение при виде несовершенств мира).

В чем специфика религии? Высказываются различные ответы: в разделении мира на естественный и сверхъестественный; в наличии обрядов, направленных на установление отношений со сверхъестественным; в требовании веры как основном способе построения мировоззрения. Основной признак религиозного мировоззрения – придание человеческим ценностям и идеалам абсолютного характера. Их считают аспектами высшего бытия, более сильными, чем природные стихии, хотя в мире эта сила не проявляется в полной мере. Религия утверждает: добро, справедливость, любовь – не тепличные растения, растущие в душах отдельных людей, а сверхкосмические силы, которые создали видимый мир. Для усмотрения онтологической значимости этих ценностей и требуется вера – незыблемая убежденность в том, чему нет доказательств.

^ Социальные функции религии в настоящее время таковы.

1. Религия дает человеку утешение, помогает разрешать душевные противоречия, восполняя его зависимость и бессилие, и отвечает на вопросы, находящиеся за пределами научного поиска, но она ограничивает стремление людей к познанию и изменению мира, убеждая их полагаться на волю Бога.

2. Религия способствует стабильности общества, объединяя чувства и стремления верующих, но разобщает их с представителями других религий – «неверными», «еретиками».

3. Религия обосновывает моральные принципы ссылками на волю Бога и помогает регулировать поведение людей, но она ставит религиозные обязанности выше нравственных.

Основные элементы религии таковы: теология (богословие) раскрывает понятие о богах, характерные для данной религии, и формулирует догматы – фундаментальные идеи данного вероучения; культ – система обрядовых действий, в которых реализуется общение человека и духовных существ; церковь – система религиозных учреждений и людей, профессионально занятые религиозным культом (священнослужителей).

Религиозное сознание человечества прошло длинный и сложный путь. Первичными формами религии были анимизм (представление о всеобщей одушевленности вещей и природных процессов) и магия (стремление воздействовать на материальный мир с помощью сверхъестественных существ). С развитием абстрактного мышления религиозные представления уточнялись и принимали форму сначала национально-государственных религий (поклонение определенным богам было гражданской обязанностью члена данной группы, существование других богов не отвергалось, но им не поклонялись), а затем – и мировых религий, преодолевших связь с национальными традициями и распространяющихся вне связи с ними.

Основное понятие развитой религии – понятие бога как высшего сверхъестественного существа. В зависимости от понимания божества различают формы религиозного сознания:

  1. теизм – понимает Бога как личное, сверхприродное, абсолютное бытие, сотворившее мир и правящее им (иногда выделяют разновидности теизма – политеизм или многобожие и монотеизм или единобожие);

  2. пантеизм – отождествляет мир и Бога, понимая его как безликий мировой дух или разум, разлитый в природе;

  3. атеизм – отрицает существование Бога и иных нематериальных существ, понимая религию как продукт обмана или заблуждения человека – «самоотчуждения» человеческих качеств в сверхъестественные образы.

Взаимоотношения религии и философии достаточно сложны. Это вызвано противоположностью их методов: жесткость догматов и вера в них, с одной стороны, и критический анализ любых высказываний и готовность к пересмотру фундаментальных положений – с другой. Но обе формы мировоззрения решают сходную задачу создания целостной картины мира. Можно выделить следующие разновидности взаимодействия философии и религии: религиозная философия – религиозные догматы считаются незыблемыми и философская теория развивается на их основе; атеистическая философия – принципиально отвергает религию, считая ее отсталой формой общественного сознания, а себя – призванной заменить ее; религиозно нейтральная философия – не ищет Бога и не отвергает его, пытаясь построить такую систему, которая не будет зависеть от религиозных взглядов и потому для всех приемлема: вызывается безразличным отношением к религии и признанием ценности компромисса и взаимопонимания. Сейчас философия, как прпавило, рассматривает религию как область культуры и стремится постичь ее сущность с помощью разума.

Догматы веры неоднократно подвергались философскому анализу с целью их обоснования. Так, наиболее сложная проблема богословия – проблема теодицеи (оправдания Бога): если Бог (в мировых религиях) всемогущ и всеблаг, почему в сотворенном им мире зло существует и преобладает над добром, откуда несправедливость? Разные религиозно-философ-ские доктрины пытаются найти ответ, убедительный для всех людей, а не только для приверженцев данной религии. Как правило, зло объявляется или несовершенной степенью добра, или необходимой «теневой» стороной бытия, существующей для того, чтобы оттенить добро. Впрочем, многие религиозные философы признают, что проблема теодицеи неразрешима с помощью разума и ее решение относится к области веры.

^ 3. Движущие силы развития общества. Что является источником развития общества? Существующие точки зрения можно свести в две группы: 1) источник развития находится вне общества – воля Бога, судьба, самореализация идеи, “вызовы” природы и т.п.; 2) источник развития находится внутри общества – это единство и борьба социальных противоречий (экономических, политических, идеологических) и их разрешение, осуществляющиеся через деятельность людей, которые не всегда могут предвидеть последствия своих поступков.

Для порождения исторического явления необходимы две группы факторов – объективные и субъективные. ^ Объективные факторы (не зависящие от воли людей) таковы: совокупность материально-технических реалий, уровень развития производства и формы производственных отношений; сложившаяся система общественных отношений (социальные институты, обычаи, традиции); природная среда и закономерности ее изменения; взаимоотношения с соседними государствами. Субъективные факторы – сознательная, целеустремленная деятельность людей, направленная на сохранение или изменение общественных условий. Человек не всегда может определить все последствия своей деятельности, поэтому субъективный фактор вносит в жизнь общества стихийность. В начале развития общества преобладала роль объективных факторов, с развитием человечества роль субъективного фактора возрастает.

Что является реальной причиной человеческих действий? Это потребность – нужда человека в чем-либо; различаются материальные потребности (присущие всему живому) и духовные (присущие только человеку), индивидуальные и общественные, коренные и сиюминутные. Размер потребностей и способы их удовлетворения зависят от культурного уровня. Потребности динамичны: как только удовлетворяется одна, ее место занимают другие. Делались попытки сгруппировать потребности: выделялись их группы (потребности биологические, социальные и духовные; или – потребности в самосохранении и в развитии). Осознанная потребность становится интересом. Они, определяя направленность внимания, и являются истинной причиной человеческих поступков. Осознание собственных интересов – сложный процесс, человек может ошибиться и отстаивать мнимые интересы. Существуют групповые интересы, обусловленные положением социальной группы, – в виде настроений, взглядов, идеологий. Интересы различаются по сфере направленности (экономические и духовные), степени общности (индивидуальные и групповые), степени осознанности.

Когда условия жизни не удовлетворяют людей, они пытаются изменить их и становятся субъектами исторического развития. Это – люди и социальные группы, которые осознали свои цели и участвуют в их осуществлении. В ходе исторического развития все больше людей становятся творцами истории. Можно выделить следующие типы субъектов исторического развития: личность – человек, занимающий активную жизненную позицию и вносящий определенный вклад в изменение общественной жизни; народ – общность людей, включающая все слои и классы; социальная группа, которая осознает свою целостность и свое место в обществе, пытается защитить свои интересы; человечество – в будущем, когда все люди осознают общность интересов и необходимость соединения усилий.

Народ – это социальная целостность с общей исторической судьбой, исторической памятью и национальной идеей, единой исторической перспективой. Иногда к народу относили только людей, непосредственно занятых в материальном производстве, и приписывали именно им главную роль в историческом развитии. Возможны различные отношения между народом и этнической общностью (существуют народы мононациональные и многонациональные). Не всегда для народа характерны единство территории и государства, но утрата исторической памяти и исторической перспективы приводит к разрушению народа как субъекта исторического развития.

Какова же роль человека в истории? Для обозначения человека как субъекта исторического развития существуют два термина: историческая личность – человек, оказавший влияние на ход истории, и выдающаяся личность – человек, чье влияние на общество позитивно. При каких условиях личность может изменить жизнь человечества? Движения народных масс всегда имеют идеологов, которые формулируют их лозунги, и вождей, которые стоят во главе их. Вождь создает общественное движение или само движение находит себе вождя?

Особое место занимает вопрос о роли народа и личности в истории. Иногда считают: творец общественного прогресса – народ, а отдельная личность не играет особой роли, она формируется народом и служит его целям. Но, с другой стороны, народ не всегда выступает как единое целое. Народные массы внутренне неоднородны, состоят из людей разных социальных слоев, слабо взаимодействующих между собой. Отсюда – противоположная точка зрения, согласно которой решающая роль в истории принадлежит личности: она создает идею и дает толчок, а массы – лишь материал для ее самовыражения. Третья точка зрения – промежуточная: и народ, и личность оказывают влияние на историю. Личность – творец нового, но народ ставит перед личностью задачу и дает средства для ее решения; успех личности определяется тем, насколько адекватно она выразит стремления народных масс и даст ответ на них.





Похожие:

Лекция 2 Философское понимание ценностей и задачи аксиологии. Понятие «духовная ценность» iconТема 10. Философское учение о бытии
Онтология как учение о бытии. Картины мира: мифологические, религиозные, научные, философские. Проблема бытия в истории философской...
Лекция 2 Философское понимание ценностей и задачи аксиологии. Понятие «духовная ценность» icon5. Культура и духовная сфера
Черты культуры: функциональность, качественность, ценность, нормативность, креативность (творческое начало)
Лекция 2 Философское понимание ценностей и задачи аксиологии. Понятие «духовная ценность» iconВ1 Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения
Одним из них принимается следующее: мировоззрение – это система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих...
Лекция 2 Философское понимание ценностей и задачи аксиологии. Понятие «духовная ценность» iconДуховная антропология содержание духовная антропология духовная антропология...
Древнегреческая и восточная натуралистическая антропология: от философских идей к медицине
Лекция 2 Философское понимание ценностей и задачи аксиологии. Понятие «духовная ценность» icon2. Происхождение и сущность морали
Этика – область философского знания. Это систематизированное философское понимание сущности морали, законов ее функционирования и...
Лекция 2 Философское понимание ценностей и задачи аксиологии. Понятие «духовная ценность» icon1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы...
Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское)
Лекция 2 Философское понимание ценностей и задачи аксиологии. Понятие «духовная ценность» iconПрограмма по курсу «экология» для студентов факультета психологии юфу
Понятие об экологии. Краткая история экологии. Экология как биологическая наука. Глобальное (междисциплинарное) понимание экологии....
Лекция 2 Философское понимание ценностей и задачи аксиологии. Понятие «духовная ценность» iconЛекция 1 Предмет и задачи возрастной психологии Общая характеристика 7 Понятие «развитие»
Культурно-исторический подход. Теория психического развития ребенка Л. С. Выготского
Лекция 2 Философское понимание ценностей и задачи аксиологии. Понятие «духовная ценность» icon-
С одной стороны, культура рассматривается как самоценная сущность ( материальная и духовная среда обитания человека, условие его...
Лекция 2 Философское понимание ценностей и задачи аксиологии. Понятие «духовная ценность» iconПросвещения и невежества
Именно на этом пути христианской любви-жалости, стремлении помочь видит автор спасение нравственности. Он отправляет Соню вслед за...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница