Книга представляет интерес для пропагандистов, агитаторов


НазваниеКнига представляет интерес для пропагандистов, агитаторов
страница1/92
Дата публикации06.03.2013
Размер9.83 Mb.
ТипКнига
userdocs.ru > Философия > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   92
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА АТЕИСТА
Издание девятое, исправленное и дополненное

ББК 86.1 Н32
Под общей редакцией академика С. Д. СКАЗКИНА
Авторы книги:

Доктор философских наук С. Ф. Анисимов, кандидат философских наук Н. А.

Аширов, кандидат философских наук М. С. Беленький, доктор философских наук

А. В. Белов, доктор философских наук В. М. Богуславский, кандидат

философских наук Ю. Ф. Борунков, доктор философских наук Б. Э. Быховский,

кандидат философских наук Л. Н. Емельянова, доктор философских наук В. И.

Гараджа, кандидат исторических наук В. Ф. Зыбковец, доктор философских наук

А. Н. Кочетов, кандидат философских наук Н. Д. Куфакова, кандидат

философских наук Р. Р. Мавлютов, доктор философских наук Б. В. Мееровский,

кандидат философских наук В. А. Мезенцев, кандидат исторических наук С. А.

Мирсков, доктор философских наук М. П. Мчедлов, С. С. Никоненко, доктор

философских наук М. П. Новиков, кандидат философских наук А. А. Осипов,

кандидат философских наук Л. Т. Пинчук, доктор исторических наук П. И.

Пучков, доктор философских наук Д. М. Угринович, кандидат исторических наук

В. Г. Фуров, кандидат философских наук В. Е. Чертихин, кандидат исторических

наук Г. А. Шпажников, кандидат философских наук Г. И. Эирин.
Н32
Настольная книга атеиста / С. Ф. Анисимов, Н. А. Аширов, М. С.

Беленький и др.; Под общ. ред. С. Д. Сказкина. - 9-е изд., испр. и доп. -

М.: Политиздат, 1987. - 431 с, ил.
Это справочное издание знакомит читателей с широким кругом вопросов,

имеющих актуальное значение для теории и практики научного атеизма, с

вероучением, культом и моральными принципами основных религиозных

направлений, с особенностями современного богословия, а также с кратким

очерком истории атеизма, с методикой воспитательной работы с верующими и т.

п.

Книга представляет интерес для пропагандистов, агитаторов,

преподавателей и студентов высших и средних учебных заведений, для всех, кто

занимается атеистической проблематикой.

0400000000-016

Н-----------------115-87

079 (02)-87 ББК 86.1
(C) ПОЛИТИЗДАТ, 1974 г.

^ К ЧИТАТЕЛЯМ
Перед вами девятое издание "Настольной книги атеиста", справочника,

рассчитанного на пропагандистов, агитаторов, партийных и советских

работников, преподавателей и учащихся высших и средних учебных заведений,

всех тех, кто интересуется атеистической проблематикой, ведет трудную, но

благородную работу по атеистическому воспитанию. В подготовке книги приняли

участие ученые, преподаватели вузов, журналисты, пропагандисты. Они

стремились создать книгу, которая охватывала бы широкий круг вопросов теории

и практики научного атеизма, стала бы добрым другом и советчиком наших

атеистов.

Конечно, в одной книге невозможно дать всеобъемлющий материал по

истории и теории религии и атеизма. Эти вопросы нашли отражение во многих

научных и научно-популярных изданиях, выпущенных в нашей стране. Поэтому в

"Настольной книге атеиста" освещены в первую очередь те вопросы, которые

имеют наибольшее значение для пропагандистов, ведущих практическую работу по

атеистическому воспитанию. Так, при анализе религиозных вероучений основное

внимание уделено тем религиозным направлениям, которые получили

распространение в нашей стране. Религии же, с которыми пропагандистам не

приходится практически сталкиваться в повседневной работе, как, например,

синтоизм, даосизм и др., охарактеризованы очень кратко. Особо выделены

материалы о культе, морали, литературе тех религиозных направлений, которые

представляют для пропагандистов практический интерес.

В девятом издании "Настольной книги атеиста" сделан ряд дополнений по

сравнению с предыдущим изданием. Авторский коллектив с благодарностью примет

все пожелания, замечания и дружеские советы читателей книги.

^ АТЕИЗМ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
АТЕИЗМ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Истоки атеизма относятся к той далекой поре истории, когда развитие

общественно-производственной практики впервые позволило накопить

относительно большой объем знаний, а создание письменности дало возможность

ускорить их накопление и совершенствование. С другой стороны, это была

эпоха, когда впервые эксплуататорский строй предоставил немногочисленному

меньшинству людей возможность заниматься политической, художественной,

научной деятельностью, возложив на большинство всю тяжесть рабского

физического труда. В тот период в противоположность представлениям, где

подлинное знание тонуло в массе мифологических, фантастических преданий и

поэтических образов, зарождается система знаний о природе, о людях и их

сознании, о законах, которым подчинены мир и мышление.

Уже первые шаги людей, пытающихся постичь мир, приводили к требованию

ничего не принимать на веру, считать истинным лишь то, что доказано

разумными доводами, основанными на фактах. Так возникают первые зачатки

науки и научного мировоззрения.

Это первоначальное научное, атеистическое по существу мировоззрение

представляло собой материализм, поскольку "материалистическое мировоззрение

означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких

посторонних прибавлений, и поэтому у греческих философов оно было

первоначально чем-то само собой разумеющимся" (Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т.

20, с. 513).

Борьба между научным и религиозным мировоззрением осложняется и

переплетается с борьбой между материализмом и идеализмом. В основе этой

борьбы лежали социальные конфликты. Сама коренная противоположность

научного, материалистического, атеистического мировоззрения религиозному и

идеалистическому не сразу и не вполне осознавалась ее участниками. Пионеры

научной мысли зачастую не могли освободиться от некоторых господствующих

религиозных представлений, а среди их противников Некоторые вводили в свои в

целом антинаучные системы материал, содержащий научное знание о природе, о

человеке, о его мышлении. Кроме того, в религии и философии "связь

представлений с их материальными условиями существования все более

запутывается, все более затемняется промежуточными звеньями. Но все-таки она

существует" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 312). Так, конфликт между

материализмом Демокрита и идеализмом Платона связан с конфликтом между

демократией и аристократией в Афинах.

Атеизм в Древней Индии
Для Древней Индии эпохи создания религиозных книг - Вед (середина 2-го

тысячелетия до н. э.) характерно поклонение обожествленным силам природы.

Позднее, с образованием рабовладельческого общества, возникает вера в бога,

развивается мифология. Священным книгам - Ведам приписывается божественное

происхождение и непререкаемость. Против авторитета Вед восстают первые

индийские ученые-философы школы локаята (чарва-ка) - Брихаспати, Дхишан и

др. (VIв. до н. э.).

Философы локаята утверждают, что никакого бога (иншвары) нет; что мир

никем не создан, а существует вечно по своим законам. Все вещи состоят из

земли, воды, света и ветров. Различным образом соединяясь, эти элементы

образуют все сущее, в том числе и людей. Порознь каждый из элементов

сознанием не обладает, но при особом соединении они образуют тело, одаренное

сознанием. С разрушением этого тела неизбежно исчезает и сознание. То, что

рассказывается в Ведах о загробном мире и рае, представляет собой обман, в

том числе и то, будто животное, убитое при жертвоприношении, попадает в рай.

Если бы это было верно, говорили локаята, то любящий сын должен был бы

принести в жертву отца, чтобы тот попал в рай.

По воззрению локаята, природа безразлична ко всему человеческому, ее

свойства не имеют никакого отношения к нравственным правилам. Ни в природе,

ни в человеческой истории нет никакой целесообразности.

Очень близок к этим воззрениям видный представитель школы санкхья

Капила (ок. VI в. до н. э.). Вещей, существование которых нельзя доказать

убедительными аргументами, нет, учил Капила. Ни восприятием, ни

умозаключением, ни аналогией бытие бога не подтверждается, а это

единственные формы достоверного познания. Следовательно, бога нет.

Ничто, утверждал Капила, не может возникнуть из ничего. Из вполне

определенных вещей возникают вполне определенные вещи. Первые служат

материалом для вторых; и те и другие состоят из вечной материи - пракрита,

которая является причиной всех вещей.

Все состоит из атомов. Из неживых тел образуются живые, между теми и

другими трудно провести резкую границу. Возникновение сознания в теле,

состоящем из элементов, лишенных сознания, Капила объясняет так же, как

локаята.

В системе взглядов Капилы содержится непоследовательность - учение о

пуруше. Помимо материи, лишенной сознания, Капила признает еще тонкий

элемент, обладающий сознанием, -пурушу, которая не имеет ни начала, ни конца

и всеведуща, хотя не имеет контакта с материей. Материя активна и постоянно

изменяется; пуруша пассивна и неизменна.

Атеизм в Древнем Китае
Возникновение материалистических и антирелигиозных идей в Древнем Китае

тесно связано с развитием науки, особенно астрономии. Записи о солнечных

затмениях китайские ученые начали вести за тысячу лет до н. э. На протяжении

столетий в Китае велись наблюдения за движением светил, и в IV в. до н. э.

там был создан первый в истории звездный каталог. Установленная астрономами

периодичность движения светил сыграла важную роль в выдвижении идеи

объективной закономерности - дао, управляющей всем происходящим в природе.

Уже в эпоху Западного Чжоу (XI-VIII вв. до н. э.) в Китае было

выдвинуто положение: "Высшее существо не может существовать! Мир образован

из пяти первоэлементов, а именно: из металла, дерева, воды, огня и земли".

Дальнейшее развитие этих идей хорошо видно в дошедшей до нас знаменитой

книге "Дао-дэ-дзин" (IV-III вв. до н. э.). В этом произведении проводится

мысль, что миром управляет не бог, а присущий самому миру закон - дао. Бог -

творец мира в книге вообще не упоминается. Дао определяет непреложно весь

ход событий и исключает возможность чего-либо сверхъестественного.

Материалистические и антирелигиозные идеи получают значительное

развитие у Сунь Цзы (III в. до н. э.), отрицавшего существование бога или

какой-нибудь иной сверхъестественной силы, распоряжающейся природой. Ван Чун

(I в. н. э.), крупнейший материалист и атеист Древнего Китая, в книге

"Лунь-Хэнь" провозглашает, что мир вечен, его основу образует субстанция

(ци), из которой все вещи возникают и в которую они превращаются. Вселенная

не имеет никакой цели. Вещи возникают сами собой, они не суть творение

какого-нибудь духа. Все совершается по естественному закону, в соответствии

с которым все возникающее рано или поздно гибнет. Нет бессмертия сознания

так же, как нет бессмертия тела. Ван Чун выдвигает требования, которым

должно удовлетворять познание: правду и неправду дела решает только опыт, а

правду и неправду спора - только доказательство.

Атеизм в Древней Греции
В Древней Греции первые попытки научно-материалистически осмыслить

окружающий мир предприняли философы милетской школы (VII-VI вв. до н. э.) -

Фалес, Анаксимандр и Анак-симен. Они стремились объяснить мир из него

самого, не прибегая к внепри-родным, сверхъестественным силам. Милетцы

внесли очень ценный вклад в науки - в математику, астрономию, физику,

биологию.

Гераклит (ок. 540-480), Эмпедокл (ок. 490-430), Анаксагор (500-428)

разделяли и развивали дальше взгляд милетцев, согласно которому вселенная

существует вечно, не создана богами и управляется не ими, а естественной

закономерностью. "Этот космос, - говорит Гераклит, - один и тот же для всего

существующего, не создал никакой бог и никакой человек, всегда он был, есть

и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим". По

Эмпедоклу, основу мира образует вечная несотворимая и неразрушимая материя,

сводящаяся к четырем "корням": земле, воде, воздуху и огню. А Анаксагор в

утверждении вечности материи идет еще дальше. Он утверждает, что не только

материя в целом, но и каждая из ее качественно определенных

частиц -гомеомерий - никогда не возникает и никогда не уничтожается.

Анаксагор, правда, ввел в свою систему ум - некую силу, приводящую в порядок

частицы материи. Однако из дошедших до нас фрагментов сочинения Анаксагора

видно, что под этим умом он понимал скорее материальную движущую силу,

нежели какое-то объективное сознание. Ум не создает мир, не управляет им, а

лишь дает ему толчок, после которого никакого влияния на ход событий не

оказывает. Единодушны эти философы и в признании царящей в мире объективной

закономерности.

Отношение материалистов рассматриваемого периода к религии содержит

некоторые новые моменты по сравнению с милетцами. Хотя взгляды названных

трех философов еще не свободны от мифологических элементов, но нельзя не

заметить, что у них толкование мира является не только безрелигиозным, как у

милетцев, но и антирелигиозным.

К этому же периоду относится деятельность Диагора Милетского, прямо

заявившего в своих сочинениях, что богов нет, что культ богов нелеп, и

доказывавшего это тем, что люди, совершающие дурные поступки,

благоденствуют, а хорошие люди терпят гонения (чего не было бы, если б

существовали боги, управляющие судьбами людей).

Знаменитый философ Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.), сочинения

которого по математике, астрономии, физике, биологии, социологии, этике,

эстетике, логике, теории познания содержали крупные открытия, был величайшим

мыслителем древности, поднявшим материализм на недосягаемую для его

предшественников высоту. Положение предшествующего материализма и атеизма о

вечности вселенной выступает у Демокрита в виде учения о вечности ее

основы - атомов. При этом в отличие от Анаксагора, видевшего в материи нечто

инертное, нуждающееся в привнесенном извне движении (взгляд, легко могущий

привести к религии), Демокрит считает движение свойством, органически

присущим атомам. Несотворимость и неуничтожимость он приписывает не только

материи, но и движению.

Демокрит полностью исключает целенаправленное вмешательство

вне-природных сил в естественные процессы. Он утверждает безраздельное

господство причинности, отвергает богов как творцов мира и его правителей.

Мнение о существовании богов, утверждал Демокрит, - "хитрая выдумка... на

самом деле их нет, но их существование признается лишь в силу некоторых

установлений и обычаев, принятых у того или иного народа".

Тем не менее Демокрит не был последовательным в своих взглядах. Он
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   92

Похожие:

Книга представляет интерес для пропагандистов, агитаторов iconКнига представляет интерес для пропагандистов, агитаторов, преподавателей...
С. Д. Сказкин С. Ф. Анисимов Н. А. Аширов М. С. Беленький Настольная книга атеиста
Книга представляет интерес для пропагандистов, агитаторов iconАлександр Свияш Юлия Свияш Улыбнись, пока не поздно!
Написанная в популярной форме книга известных психологов и эзотериков представляет интерес для читателей, занимающихся вопросами...
Книга представляет интерес для пропагандистов, агитаторов iconТхостов А. Ш. Т 927 Психология телесности
Книга представляет интерес для психологов, философов, медицинских работников, студентов университетов и медицинских институтов
Книга представляет интерес для пропагандистов, агитаторов iconФридрих Август фон Хайек Пагубная самонадеянность
Книга представляет интерес для экономистов, философов и политологов, а также для тех неспециалистов, которые хотели бы лучше понять...
Книга представляет интерес для пропагандистов, агитаторов iconКнига представляет интерес для самых широких читательских кругов
Эти очерки, знакомя читателя с различными скрытыми бытовыми особенностями духовенства, являются достаточно показательными для обстоятельной...
Книга представляет интерес для пропагандистов, агитаторов iconКнига представляет интерес для всех, кто интересуется развитием современной...
И. С. Вдовиной. — М.: Республика; Палимпсест, 2003. — 431 с. — (Мыслители XX века)
Книга представляет интерес для пропагандистов, агитаторов iconКнига представляет интерес не только для специалистов, но и для широкого...
Кристи Нильс. Плотность общества. Перевод с норвежского Е. Рачинской. М.: Роо “Центр содействия реформе уголовного правосудия”, 2001....
Книга представляет интерес для пропагандистов, агитаторов iconОбщий обзор нейро-лингвистического программирования
Книга Роберта Дилтса «Моделирование с помощью нлп» представляет интерес для людей очень многих профессий. В ней много полезного для...
Книга представляет интерес для пропагандистов, агитаторов icon«Провокационная терапия»: «Екатеринбург»; Екатеринбург; 1996 isbn 5 88464 027 7
Материал изложен в удобной форме не только для профессионального изучения, но и простого знакомства с данной проблемой. Книга представляет...
Книга представляет интерес для пропагандистов, агитаторов iconКнига, которая расходится быстреe bcex книг b мире
Книга представляет интерес еще и потому, что отечественной литературы o взаимоотношениях между руководителями, a также между руководителями...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница