Христианская философия средневековой Европы


Скачать 63.29 Kb.
НазваниеХристианская философия средневековой Европы
Дата публикации13.05.2013
Размер63.29 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
Христианская философия средневековой Европы

Христианство как религиозно -философское учение появилось в первом веке нашей эры в Палестине, в Римской провинции под названием иудея

Значительным проповедником в иудейской церкви после Иоанна Крестителя стал Иисус из лазарета. Он проповедовал сострадание и милосердие не только по отношению к собственному социуму, но и применительно врагам и людям другой веры.

С первого по четвертый век нашей эры христианство приобрело большое количество сторонников однако считалась нелегальной религией.

Римская империя казнила и изгоняла всех христиан.

В 330 году император Константин признал христианство легальной религией на ряду с другими языческими верованиями. В скором времени христианство стало единственной доминирующей религией в Риме.

В эпоху средневековья философия и религия были взаимосвязаны. Церковь в средние века монополизировала образование и науку. Большинство ученых представляло духовенство, а монастыри превратились в центры науки и культуры.

Философию средневековья характеризовал библейский традиционализм и ретроспективность.

Библия в отличие от языческого мировоззрения исключало многобожие, и утверждала идею о единой сущности мира.

Поскольку библия понималась как свод законов и требований бога, особое значение приобрела Экзогетика – искусство правильного толкования положений ветхого завета.

Критерием истинности любой теории было соответствие духу библии.

06,10,2012

Философию средневековья характеризовали библейский традиционализм и ретроспективность основанный на библейской догматике.

Философия средневековья была присуща тенденция к назидательности. Это способствовало общей установки на ценность обучения и воспитания. Обычная форма философских трактатов – это диалог авторитетного учителя и скромного ученика.

Средневековое философия было теоцентрично. Главенствующая идея- идея бога. Основной принцип религиозно – философской теории супранатурализм (от лат. «сверх и природа»).

В отличие от античной философии христианство утверждает, что не природа и космос определяет все сущее в мире, а сверхъестественное начало «бог». От него целиком зависит, природа, человек и общество. Верующие по-особому смотрят на смысл мироздания и человеческого существования, Они возвышаются над историческими ситуациями, помнят о не приходящим абсолютном и вечном. Супра натурализм – пронизывала все части средневековой философской теории и состояла из антологии, антропологии, гносеологии и эсхатологии.

Антологию именуют учением о бытие

Антропология- это учение о человеке

Гносеология- учение о познание

Эсхатология – учение о историческом развитие

В антологии Тео центризм раскрывается через принцип креационизма (сотворения). Согласно креационизму бог создал мир из ничего.

Антропоцентризм – это совокупность взглядов утверждающих исключительную роль человека среди творений бога.

По христианскому вероучению бог сотворил человека не вместе со всеми существами, а в специально отведённый шестой день.

Христианские философы подчеркивают особое место человека в мире, человек венец творения он существо, господствующее на земле. Человек является образом и подобием бога, но подобие не означает копию.

Свобода воли позволяет человеку выбирать между добром и злом. Первые люди Адам и Ева сделали выбор неудачно, они выбрали зло и тем самым совершили грехопадение. Отныне природа человека оказалась испорченной, причем своими силами человек не способен преодолеть греховные наклонности ему необходима помощь бога.

Провиденциализм- это религиозная интерпретация истории как осуществление божественного плана, промысла бежевая. Исторический процесс при таком подходе это отношение между богом и человеком, эти отношения состоят из 2 ступеней:

-Прегрешение человека и грехопадение

-Возвышение к богу

Эсхатология - это религиозное учение о конце света. История изображается как процесс направляемый богом к заранее предопределяемой цели, к царству Эсхатона. Царство божие – это рай, достижение царства божье это конечная цель и смысл существования.

Философия эпохи возрождения

Эпоха возрождения – это ранняя стадия кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений.

Термин возрождение символизирует поиск нового, а так же стремление возродить ценности и идеалы античного общества.

Эпоха возрождения как культурный феномен зародилась в Италии, где просуществовала с 14 по 16 век. В Европу Эпоха возрождения проникла в 15 – 16 веках.

Возрождение представляет собой средневековую культуру. ^ Основой мироздания с точки зрения философов эпохи возрождения является человек. Философское мышление этого периода антропоцентрично. Центральная фигура не бог а человек, бог – это начало всех вещей, а человек центр всего мира. Общество не продукт божьей воли а результат деятельности людей. Человек не чем не ограничен в своих замыслах, он может всё, для него характерен новый уровень самосознания- это гордость и самоутверждение, вера в собственные силы и талант, жизнерадостность и свобода мысли. Поэтому именно возрождение подарила миру ряд выдающихся деятелей. К их числу относятся Джованни Бакачу , Леонардо Да Винчи, Дана тела, Микеланджело Буанаротти, Шекспир и т.д.

Флорентийский художник ^ Леон Батиста Альберти одновременно занимался архитектурой, живописью, скульптурой, математикой, механикой, картографией, философией, этикой, эстетикой и педагогикой.

Одной из важнейших черт эпохи возрождения является ее ярко выраженный гуманистический характер. Человек предстает как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира.

^ Мыслители этой эпохи не могли быть атеистами или материалистами. Они верили в бога признавали его первотварцом мира. Согласно их взглядам бог сотворив вселенную и человека дал людям свободу, теперь они должны были сами определять свою судьбу. В эпоху возрождения значительно ослабли греховные сущности человека, испорченности его природы, и усилилась ориентировка не на помощь бога (благодать) а на собственные силы. Философией этой эпохи свойственно вера в безграничные возможности человека и оптимизм. Каждым элементом возрожденческого мировоззрения является культ творческой деятельности. У древних греков физический труд и даже искусство ценились не высоко.

В античности господствовал элитарный подход к человеческой деятельности. Высшей ее формой считались теоретические изыскания, размышления и созерцания. Христианство в период средневековья высшей формой деятельности объявила спасение души (молитвы, соблюдение постов, чтение священного писания). Такая деятельность носила пассивный созерцательный характер.

В эпоху возрождение особое значение приобрела не только духовная жизнь человека но и его телесное существование. Тело уже не считалось оковой души которая тянула ее в низ к греховным помыслам. Телесная жизнь сома по себе являлась самоценной, этим объяснялся культ красоты в эпоху возрождения. Живописцы изображали лицо и тело человека. Свое наивысшее выражение возрожденческое мировосприятие получило в полотнах великих художников: Сандра Боттичелли, Леонардо Да Винчи и Рафаэля.

Самая совершенное произведения Рафаэле секстинская Мадонна, включает в себя настроение тревоги и нежности.

Философское учение Николая Кузанского и Джордано Бруно

В эпоху возрождения философия вновь как и в античности начало изучать природу. Это объяснялось развитием производства и науки. В этот период появились компас, порох, книгопечатание, доменные печи для выплавки металла, часы. Сформировался интерес к астрономии, физике, анатомии, физиологии, естествознание. Возникло экспериментальное естествознание. Интерес человека к земным проблемам расширил его кругозор и укрепил власть над природой.

Философия в эпоху возрождения представляла собой натур философию. В центре ее интереса оставался вопрос о взаимоотношениях бога и мира, но на смену Тео центризму пришел пантеизм. Таким образом, бог сливался с природой.

Одним из характерных представителей философской мысли эпохи возрождения был Николай Кузанский, в 1470 году он стал кардиналом. Религиозную деятельность он сочетал с философией. Основной трактат Кузанского об ученом незнание. Основной вопрос его философии – это вопрос о соотношение бога и мира. Бог – это бесконечное и единственное начало которое охватывает весь мир. Бог с его точки зрения хранитель мира, следовательно, человек так же является частичкой бога. Поскольку личность может изменять и усовершенствовать мир, он выступает как бог земной. Христианское учение о троице у Кузанского трансформировалось в учение о диалектическом единстве Бога мира и человека. Диалектика – наука о постоянном развитие мира. Предметом познания Кузанского было развитие общественных институтов. Согласно его учению все общественные группы находились в постоянном движение и развитие. Следовательно каждый человек мог изменить свой социальный статус находясь в эпицентре этого развития. Его учение получило наибольшее развития в трудах Николая Коперника. Однако Коперник изучал не социальные процессы , а природные. Согласно его учению земля находиться в движение и не является центром мира. Она вращается во круг своей оси и вместе с другими планетами вокруг солнца.

В области гносеологии Николай Коперник так же как и Джордано Бруно стоял на позиции единства чувственного и рационального познания. Идея Кузанского и Коперника развил и углубил один из крупнейших философов эпохи Джордано Бруно. Он открыто выступал против теоцентрической концепции мира. Он утверждал что движущиеся вокруг своей оси и вокруг солнца земля лишь ничтожная пылинка в беспредельном мироздание. Земля не может быть центром космоса потому что в мире нет ни центра, ни границы. Он писал «существую бесчисленные солнца и бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц подобно тому как наши 7 планет кружатся вокруг нашего солнца» предпосылкой познания Джордано Бруно считал сомнение, он повторял девиз Сократа «подвергай все сомнению». Не следует полагаться на мнение большинства, на традиционную мудрость и авторитеты древности, догмы веры. Философии нечего делать с богословскими вопросами писал Бруно. Цель философии познать природу в ее единстве. Единственным авторитетом Бруно признавал разум и свободное исследование. Он считал что научное знание бесконечно, так как бесконечна природа(объект познания).

Похожие:

Христианская философия средневековой Европы icon1. Философия науки и христианская философия
Кол. II из приведенных слов апостола Павла видно, что философские учения в апостольское время Церковью воспринимались с негативным...
Христианская философия средневековой Европы iconФилософия средних веков
Средние века – период исторического развития западной Европы и ближнего Востока. (с 5 по 14 век н э.) Своим рождением эта философия...
Христианская философия средневековой Европы iconТема VII римско-эллинистическая философия. Философия Плотина
«экстазе». («О воле и свободе Первоединого» (6,8). Общая характеристика соч. Прокла «Первоосновы теологии». Толкования учений Платона...
Христианская философия средневековой Европы iconВопросы к учебному занятию: Разнообразие форм перехода к государственности средних веков
Лекция № Государства западной и Центральной Европы (Европейская феодальная христианская цивилизация)
Христианская философия средневековой Европы iconЛекция по дисциплине «История политических и правовых учений»
Влияние идей христианства на развитие политико-правовой мысли средневековой Европы
Христианская философия средневековой Европы iconТестовы задания по теме 7 «Государства западной и Центральной Европы...
Для феодальной земельной собственности характерны следующие особенности… (укажите все верные ответы)
Христианская философия средневековой Европы iconУмберто Эко «Имя Розы»
Западной Европы. Семиотик, эстетик, историк средневековой литературы, критик и эссеист, профессор Болонского университета и почетный...
Христианская философия средневековой Европы icon«Христианская антропология»
Конспект лекций по дисциплине «Христианская антропология» для студентов всех специальностей дневной формы обучения / Е. В. Шестун,...
Христианская философия средневековой Европы iconЛекция Августин о платоновских идеях и о памяти (De diversis quaestionibuslxxxiii,...
Лекция Введение. Средневековая христианская философия в американских университетах
Христианская философия средневековой Европы icon5. Средневековая философия и основные её проблемы
Такой подход к установлению начала средневековой философии объясняется тем обстоятельством, что основные её проблемы сопряжены с...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница