Аннотация: Учебник написан авторами, которые известны и как крупные ученые, и как педагоги, обладающие большим опытом преподавания в вузах. Фундаментальные


Скачать 11.91 Mb.
НазваниеАннотация: Учебник написан авторами, которые известны и как крупные ученые, и как педагоги, обладающие большим опытом преподавания в вузах. Фундаментальные
страница1/74
Дата публикации12.03.2013
Размер11.91 Mb.
ТипУчебник
userdocs.ru > Философия > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   74
Аннотация: Учебник написан авторами, которые известны и как крупные ученые, и как педагоги, обладающие большим опытом преподавания в вузах. Фундаментальные вопросы философии рассматриваются в нем с позиций плюрализма, многообразия их интерпретации и обоснования. Структура учебника максимально приближена к курсу философии, читаемому в большинстве вузов. Еще одна отличительная его черта – то, что авторы стремились учесть требования, вытекающие из присоединения России к Болонскому протоколу, нацеленному на введение единых стандартов образования в международном сообществе. Большое внимание в книге уделено осмыслению места и роли философии в современном мире, непреходящего значения ее как важнейшего элемента духовной жизни общества. Философские проблемы анализируются в тесной связи с религией, правовым сознанием, идеологией, другими формами духовно-ценностного освоения действительности.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.

---------------------------------------------

Философия: Учебник для вузов

Под общ. ред. В. В. Миронова

Посвящается

250-летию основания Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

Коллектив авторов:

В. В. Миронов – введение; раздел IV, главы 1, 2;

В. В. Васильев – раздел I, главы 4, 5;

П. П. Гайденко – раздел I, главы 1—3; раздел II, глава 2;

A. Ф. Зотов – раздел II, главы 3—5;

B. И. Кураев – введение; раздел VIII, глава 3; вместо заключения;

В. А. Лекторский – раздел V, глава 1;

М. А. Маслин – раздел III, главы 1—4;

К. X. Момджян – раздел VII, глава 1;

A. Г. Мысливченко – раздел III, глава 5; раздел VI;

B. С. Нерсесянц – раздел VIII, глава 2;

Е. Л. Петренко – раздел I, глава 6;

A. А. Попов – раздел III, глава 3;

Д. А. Силичев – раздел II, главы 1, 6, 7; раздел VII, главы 3, 4;

Ю. Н. Солодухин – раздел VIII, глава 1;

B. С. Стёпин – раздел V, глава 2;

В. С. Швырев – раздел IV, глава 3;

В. Н. Шевченко – раздел VII, глава 2.

От издателя

Дорогие читатели!

Нашему издательству скоро исполняется десять лет. Все эти годы мы считаем одной из главных своих задач, имеющих большое общественное значение, выпуск учебников и учебных пособий для высших учебных заведений по различным отраслям гуманитарного знания: праву, политологии, экономике, социологии, истории. В общей сложности вышло в свет около 200 учебников и учебных пособий. И тем не менее, данная книга для нас особенная: это первый учебник по философии, выпущенный нашим издательством.

Предлагаемая книга отличается по ряду моментов от других аналогичных изданий. Авторы учебника исходят из того, что в отличие от большинства других гуманитарных наук философия возникла, живет, развивается как совокупность взглядов, концепций, систем, учений, подчас существенно отличающихся друг от друга. Философии как жесткой системы идей и принципов, единственно верной на все времена, не было и никогда не будет. Единство философии как науки и как учебной дисциплины – в единстве вопросов, проблем, которыми она занимается, которые решает на протяжении более чем двух тысячелетий. Но сама трактовка этих вопросов многообразна, меняется с каждой исторической эпохой, с появлением выдающихся мыслителей. В этом смысле философия по самой своей сути имеет плюралистический характер. Вот почему большое внимание в учебнике уделено подробному изложению истории философской мысли, в том числе истории философии в России, включая советский период.

Главный упор сделан на показ современных интерпретаций фундаментальных вопросов философии: сущностных свойств бытия и сознания, человека и его места в мире, форм жизнедеятельности людей, знания и познания и т. д. Важно, что авторы, с одной стороны, стремятся опереться на новейшие достижения естественных и общественных наук, а с другой – показать роль философии как мировоззренческого и методологического ориентира. Это выражается, в частности, в том, что учебник содержит специальный раздел, посвященный генезису и структуре научного познания.

Несомненное достоинство учебника – анализ философских проблем, выдвигаемых современным этапом технологического, экономического, социального, духовного прогресса. Эти проблемы отражены в разделах, посвященных вопросам культуры, цивилизации, постиндустриальному обществу, взаимодействию философии с идеологией, религией, правом.

Приятно отметить, что на приглашение принять участие в написании учебника откликнулись ведущие российские ученые, преподаватели крупнейших российских вузов. Кратко представим их.

Васильев Вадим Валерьевич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории зарубежной философии философского факультета МГУ.

Гайденко Пиама Павловна – доктор философских наук, профессор, заведующая сектором Института философии РАН; член-корреспондент РАН.

Зотов Анатолий Федорович – доктор философских наук, профессор кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ.

Кураев Вячеслав Иванович – кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института философии РАН.

Лекторский Владислав Александрович – доктор философских наук, профессор, заведующий отделом Института философии РАН; главный редактор журнала «Вопросы философии»; член-корреспондент РАН.

Маслин Михаил Александрович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской философии философского факультета МГУ.

Миронов Владимир Васильевич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой онтологии и гносеологии философского факультета МГУ, декан философского факультета МГУ; проректор МГУ.

Момджян Карен Хачикович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной философии философского факультета МГУ.

Мысливченко Александр Григорьевич – доктор философских наук, профессор, консультант Института философии РАН.

Нерсесянц Владик Сумбатович – доктор юридических наук, профессор, руководитель Центра теории и истории права и государства Института государства и права РАН; академик РАН.

Петренко Елена Леонидовна – доктор философских наук, профессор кафедры философии Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Попов Андрей Алексеевич – кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры истории русской философии философского факультета МГУ.

Силичев Дмитрий Александрович – доктор философских наук, профессор кафедры социально-политических наук Финансовой академии при Правительстве РФ.

Солодухин Юрий Николаевич – кандидат философских наук, действительный государственный советник Российской Федерации I класса.

Стёпин Вячеслав Семенович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философской антропологии философского факультета МГУ; директор Института философии РАН; академик РАН.

Швырев Владимир Сергеевич – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН.

Шевченко Владимир Николаевич – доктор философских наук, профессор кафедры философии Российской академии государственной службы при Президенте РФ; заведующий сектором Института философии РАН.

Уверен, что этот учебник поможет читателю составить достаточно целостное представление о предмете науки, возникновение которой ознаменовало возникновение самой цивилизации, и о том, что философия дает современному человеку и обществу.

Генеральный директор издательства «Норма» Э. И. Мачульский

СОДЕРЖАНИЕ

От издателя.

Введение: что такое философия?

1. Эволюция представлений о предмете философии.

2. Основное содержание и функции философии.

3. Структура философии.

Часть первая. История философии.

Раздел I. История западной философии.

Глава 1. Античная философия.

1. Генезис философии в Древней Греции.

2. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии.

3. Своеобразие античной диалектики. Апории Зенона.

4. Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия.

5. Софисты.

6. Сократ: поиски достоверного знания.

7. Человек, общество и государство у Платона.

8. Аристотель: развитие учения о человеке, душе и разуме.

9. Этические учения стоиков и Эпикура.

10. Неоплатонизм.

^ Глава 2. Средневековая философия.

1. Средневековая философия как синтез христианского учения и античной философии.

2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Номиналистическая критика томизма.

3. Специфика средневековой схоластики.

4. Философия в Византии (IV—XV века).

^ Глава 3. Развитие западноевропейской философии в XV-XVIII веках.

1. Философия Возрождения.

2. Научная революция и философия XVII века.

3. Философия Просвещения.

^ Глава 4. Немецкая классическая философия.

1. Истоки и предпосылки.

2. Философия Канта.

3. Наукоучение Фихте и натурфилософия Шеллинга.

4. Абсолютный идеализм Гегеля.

5. Антропология Фейербаха.

^ Глава 5. Становление иррационалистической философии.

1. Метафизика Шопенгауэра.

2. Иррационалистическое учение Ницше.

Глава 6. Марксистская философия: основные идеи и эволюция.

1. Классический философский марксизм.

2. Западный марксизм.

Раздел II. Западная философия в XX столетии.

^ Глава 1. Общие черты и особенности.

Глава 2. Философия жизни и экзистенциализм.

1. Общая характеристика и основные представители философии жизни.

2. Экзистенциализм.

^ Глава 3. Прагматизм.

1. Пирс как основоположник прагматизма.

2. Радикальный эмпиризм У. Джеймса.

3. Инструментализм Дж. Дьюи.

Глава 4. Неопозитивизм.

1. Общая характеристика.

2. Становление логического позитивизма.

3. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна.

4. Венский кружок.

5. Логическая семантика.

^ Глава 5. Феноменология.

1. «Философия арифметики» и «Логические исследования» Э. Гуссерля.

2. Феноменология как фундаментальная онтология.

3. Проблема «других я». Интерсубъективность.

4. Проблема судьбы европейской культуры.

^ Глава 6. Структурализм.

1. Становление структурной лингвистики.

2. Основные черты и особенности структурализма.

3. Проблемы культуры и языка в философии К. Леви-Строса.

4. Концепция общества и культуры Р. Барта.

5. Структурный психоанализ Ж. Лакана.

^ Глава 7. Философия постмодернизма.

1. Эволюция постмодернизма.

2. Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия.

3. Концепция деконструктивизма Ж. Дерриды.

4. Ж. Лиотар: постмодерн как неуправляемое возрастание сложности.

5. Теория «знания-власти» М. Фуко.

6. «Общество всеобщей коммуникации» Дж. Ваттимо.

7. Неопрагматистская версия постмодернизма Р. Рорти.

Раздел III. История русской философии.

^ Глава 1. Начало русской философской мысли.

Глава 2. Философия в России XVIII века.

1. Учение Г. С. Сковороды.

2. Философские идеи М. В. Ломоносова.

3. Философские взгляды А. Н. Радищева.

^ Глава 3. Русская философия XIX века.

1. Особенности развития философских идей в России в первой половине XIX века.

2. Философия истории П. Я. Чаадаева.

3. Философия славянофилов.

4. Идеи материализма и социализма.

5. Философские идеи Ф. М. Достоевского.

6. Философия В. С. Соловьева и С. Н. Трубецкого.

7. Консервативные теории Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева.

^ Глава 4. Русская религиозная философия XX века.

1. Экзистенциальный персонализм Н. А. Бердяева.

2. Философия всеединства С. Л. Франка.

3. И. А. Ильин: философия политики.

4. Философия культуры Г. П. Федотова.

^ Глава 5. Философия в советской и постсоветской России.

1. Становление советской философии.

2. Догматизация философии.

3. Новые тенденции в философских исследованиях (1960-1980 гг.).

4. Философские исследования в современной России.

Часть вторая. Теоретические основания философии

Раздел IV. Бытие и сознание.

^ Глава 1. Бытие как центральная категория онтологии.

1. Эволюция представлений о бытии.

2. Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия.

3. Определение оснований бытия.

4. Вещь, свойство, отношение.

^ Глава 2. Фундаментальные свойства бытия.

1. Структурная организация бытия.

2. Движение как атрибут бытия.

3. Диалектика бытия: принцип развития.

4. Пространство и время.

5. Многообразие пространственно-временных уровней бытия.

^ Глава 3. Сознание.

1. Постановка проблемы сознания в философии.

2. Информационное взаимодействие как генетическая предпосылка сознания.

3. Сознание как необходимое условие развития культуры.

4. Самосознание.

Раздел V. Знание и познание.

^ Глава 1. Познание как предмет философского анализа.

1. Структура знания. Чувственное и рациональное познание.

2. Понятие как основная форма рационального познания.

3. Творчество и интуиция. Объяснение и понимание.

4. Теория истины.

^ Глава 2. Особенности научного познания.

1. Специфические черты научного познания.

2. Строение и динамика научного знания.

3. Философия и развитие науки.

4. Логика, методология и методы научного познания.

Раздел VI. Человек как особая форма бытия.

^ Глава 1. Природа человека.

1. Происхождение человека и уникальность его бытия.

2. Соотношение биологического и социального.

3. Природа, сущность и существование человека.

^ Глава 2. Человек в своей жизнедеятельности.

1. Индивид, индивидуальность, личность.

2. Человек как деятельное и творческое существо.

3. Феномен внутренней свободы.

4. Смысл жизни и назначение человека.

Раздел VII. Общество, история и культура.

^ Глава 1. Ключевые понятия и методологические подходы.

1. Социум.

2. Общество.

3. История и философия истории.

Глава 2. Основные сферы жизнедеятельности общества.

1. Сферы функционирования общества как системы.

2. Материальное производство.

3. Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности людей.

4. Ценности и их особая роль в жизни общества.

5. Социальная сфера.

6. Сфера управления общественными процессами.

^ Глава 3. Постиндустриальное общество.

1. Теории постиндустриализма и информационизма.

2. Социальные последствия перехода к постиндустриализму.

Глава 4. Культура и цивилизация.

1. Понятие культуры, ее сущность и основные функции.

2. Проблема соотношения культуры и цивилизации.

3. Культура и природа.

4. Культура, этнос, язык.

5. Взаимосвязь культуры и экономики.

6. Мультикультурализм.

7. Культура в условиях глобализации.

Раздел VIII. Формы ценностного освоения бытия.

^ Глава 1. Идеологическое освоение действительности.

1. Идеология как форма мысленного отражения мира.

2. Взаимоотношения идеологии с философией и наукой.

3. Функции идеологии.

4. Виды современной идеологии.

5. Перспективы идеологии.

^ Глава 2. Правовое сознание и философия права.

1. Либертарно-юридический тип правопонимания и философии права.

2. Легизм и юснатурализм.

3. Предмет философии права.

4. Метод философии права.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   74

Похожие:

Аннотация: Учебник написан авторами, которые известны и как крупные ученые, и как педагоги, обладающие большим опытом преподавания в вузах. Фундаментальные iconКак себя вести на интервью. 21 Типичные вопросы и ответы 23
Подготовлено при содействии нфпк – Национальный фонд подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Аннотация: Учебник написан авторами, которые известны и как крупные ученые, и как педагоги, обладающие большим опытом преподавания в вузах. Фундаментальные iconЧандра намаскар
Лунных фаз. В лунном календаре четырнадцать дней до полнолуния известны как Сукла пакша, светлые две недели, и четырнадцать дней...
Аннотация: Учебник написан авторами, которые известны и как крупные ученые, и как педагоги, обладающие большим опытом преподавания в вузах. Фундаментальные iconУчебник написан в соответствии с программой подготовки психологов...
Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений
Аннотация: Учебник написан авторами, которые известны и как крупные ученые, и как педагоги, обладающие большим опытом преподавания в вузах. Фундаментальные iconУчебник написан в соответствии с программой подготовки психологов...
Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений
Аннотация: Учебник написан авторами, которые известны и как крупные ученые, и как педагоги, обладающие большим опытом преподавания в вузах. Фундаментальные iconУчебник подготовлен коллективом авторов ведущими патофизиологами...
Патофизиология : учебник : в 2 т. / под ред. В. В. Новицкого, Е. Д. Гольдберга, О. И. Уразовой. 4-е изд., перераб и доп. Гэотар-медиа,...
Аннотация: Учебник написан авторами, которые известны и как крупные ученые, и как педагоги, обладающие большим опытом преподавания в вузах. Фундаментальные iconВячеслав Мещеряков Тренинг мозга Действенный метод трансформации...
Эта книга для многих может стать большим откровением, как для кого-то большим испытанием, ибо вопросы, на которые ищет и находит...
Аннотация: Учебник написан авторами, которые известны и как крупные ученые, и как педагоги, обладающие большим опытом преподавания в вузах. Фундаментальные iconФейерверк волшебства роман-учебник веселого волшебства
Перед вами новый бестселлер В. Долохова и В. Гурангова, который уже давно с нетерпением ждет огромная армия читателей, знакомых с...
Аннотация: Учебник написан авторами, которые известны и как крупные ученые, и как педагоги, обладающие большим опытом преподавания в вузах. Фундаментальные iconГ. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8-9классы ...
Учебник предназначен для учащихся 8-9 классов общеобразо­вательных учреждений. Он написан в соответствии с программой «Искусство....
Аннотация: Учебник написан авторами, которые известны и как крупные ученые, и как педагоги, обладающие большим опытом преподавания в вузах. Фундаментальные iconПальчиковые Игры с мячиком комплекс «разминка»
Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем
Аннотация: Учебник написан авторами, которые известны и как крупные ученые, и как педагоги, обладающие большим опытом преподавания в вузах. Фундаментальные iconКнига содержит более тысячи коротких и веселых стихотворений, специально...
Х как чистоговорки, скороговорки и считалки. Для детей, совсем недавно научившихся читать, они могут стать первым опытом самостоятельного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница