Программа обсуждена на заседании кафедры философии (полное наименование кафедры) протокол №2 от «25»


Скачать 211.33 Kb.
НазваниеПрограмма обсуждена на заседании кафедры философии (полное наименование кафедры) протокол №2 от «25»
Дата публикации18.05.2013
Размер211.33 Kb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Философия > Программа





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



ОТДЕЛ АСПИРАНТУРЫ И ДОКТОРАНТУРЫ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

УтвержДЕНО:

Проректор по НР





А.Н.Егоров

подпись

ФИО












2010 г.

программа

кандидатского ЭКЗАМЕНА

^ ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

ФИЛОСОФские проблемы техники и технических наук

(часть ii)

чЕРЕПОВЕЦ, 2010

Программа обсуждена на заседании кафедры

философии

(полное наименование кафедры)

протокол №

2

от

«

25

»

09

2010 г.





Составители

программы

Смирнова О.В., к.филос.наук, профессор кафедры философии

Козлова О.В., к.филос. наук, доцент

Анохин В.Б., к.филос. наук, доцент



Заведующий кафедрой,

(ученая степень, ученое звание, должность)






Смирнова О.В., к.ф.н., профессор




(подпись)

(расшифровка подписи)

Программа разработана на основе Временных требований к содержанию основной образовательной программы подготовки аспирантов (соискателей) по отрасли науки (приказ Минобразования России от 17.02.04. № 696) и дополнена.


Цель курса: дать аспирантам представления о философском осмыслении науки и техники как специфических формах человеческой жизнедеятельности.
Аспиранты должны:

Знать: смысл и значение понятий «наука» и «техника», НТП, НТР; основные теории и направления философии науки и техники; этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека, техники и окружающей среды.
^ Уметь: анализировать социальные последствия научно-технической деятельности;

- учитывать многовариантность и альтернативность философского осмысления действительности;

- ориентироваться на развивающее обучение и осмысление фактов, а не на простую их репродуктивность;

- различать многообразие ценностных ориентаций и вырабатывать толерантное отношение к различным социокультурным тенденциям развития современного мира;

- использовать общенаучные и философские методы познания в различных видах профессиональной и социальной активности.

^ Приобрести практические навыки: использования философских методов в различных видах профессиональной и социальной деятельности; грамотно оформлять результаты исследований в письменной и устной форме.
^ I. Тематическая карта дисциплины:

№ п/п

Темы

Количество часов

Лек.

Сем.

Всего

1

Философия техники и методология технических наук.

6

2

8

2

Техника как предмет исследования естествознания.

6

2

8

3

Естественные и технические науки.

4

2

6

4

Особенности неклассических научно-технических дисциплин.

6

2

8

5

Социальная оценка техники как прикладная философия техники.

6

4

10




Всего:

28

12

40



^ II. Тематика лекций (общий объем 28 часов).


№ п/п

Наименование лекции

Кол-во часов

1.

Специфика философского осмысления техники. Предмет философии техники.

4

2.

Техника в историко-философской ретроспективе.

2

3.

Основные направления развития современной философии техники.

2

4.

Проблема соотношения науки и техники в философии.

2

5.

Специфика технических наук.

2

6.

Техническая теория.

2

7.

Технические и естественные науки.

2

8.

Различия современных и классических научно-технических дисциплин.

2

9.

Методы технических наук.

2

10.

Инженерная деятельность и необходимость социальной оценки техники.

4

11.

Влияние техники и технологии на развитие общества.

4


^ III. Тематика практических занятий (общий объем 12 часов).



Название темы

Наименование семинарских занятий

Кол- во часов

I. Философия техники и методология технических наук.

1. Техника как предмет философского анализа.

2

II. Техника как предмет исследования естествознания.

2. Естественнонаучные истоки философии техники.

2

III. Естественные и технические науки.

3. Наука и техника.

2

IV. Особенности неклассических научно-технических дисциплин.

4. Инженерная деятельность.

2

V. Социальная оценка техники как прикладная философия техники.

5. Общество и научно-технический прогресс.

4


^ IV. Методические рекомендации преподавателю

Для активизации самостоятельной работы аспирантов следует использовать следующие способы учебной деятельности:

а) работа над темой реферата;

б) выступление с докладами и сообщениями на семинаре;

в) работа над тестом;

г) конспект первоисточника;

д) участие в работе проблемной группы.

См. также следующие издания:

  1. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. – М., 1997.

  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.

  3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М., 2002.

  4. Кохановский В.П. и др. Философия для аспирантов. – Ростов-на-Дону, 2002.




  1. Методические указания аспирантам

Для успешного овладения содержанием курса требуется: активно участвовать в рассмотрении вопросов, выносимых на семинарские занятия; выбрать одну из предложенных тем рефератов и провести самостоятельное научное исследование; углубленное исследование основной и дополнительной литературы с привлечением современных публикаций и исследований. Методические рекомендации для подготовки к семинарам, работы над рефератом можно найти в следующих изданиях:

    1. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – Ростов-на-Дону, 2001.

    2. Материалы к курсу «Философия»: учебно-методическое пособие/Сост. О.В.Смирнова. – Череповец, 2001.

    3. Философия техники: учебно-методическое пособие/Сост. О.В.Смирнова, В.В.Апехтин. – Череповец, 1997.




  1. Рекомендации по использованию информационных технологий.

Широко использовать материалы научных конференций, исследований, полученных через глобальную сеть «Интернет»; электронные учебники по философии; тестовые программы по текущему и итоговому контролю.
VII. Основная литература

  1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. - М., 1980.

  2. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники.- М., 1998.

  3. Ильин В.В. Философия науки. - М., 2003.

  4. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. - М., 2000.

  5. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов. - М., 2002.

  6. Основы философии в вопросах и ответах/ Под ред. Е.Е.Несмеянова. - Ростов-на-Дону, 2002.

  7. Основы философии/ Отв. Ред. Е.В.Попов. - М., 1997.

  8. Современная западная философия: Словарь/ Сост. В.С.Малахов, В.П.Филатов.- М., 1991.

  9. Стенин В.С. Философская антропология и философия науки. - М., 1992.

  10. Стенин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1995.

  11. Философия и методология науки. В 2-х ч. - М., 1994.

  12. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2004.

Дополнительная

  1. Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (диалектика и связь времен). – М., 1996.

  2. Анохин В.Б. Новый тип научной рациональности: Теория хаоса и эволюционная эпистемология. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2004.

  3. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. – СПб., 2000.

  4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М., 1999.

  5. Белов В.А. Ценностное измерение науки. – М., 2001.

  6. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М., 1994.

  7. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

  8. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

  9. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1991.

  10. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М., 1988.

  11. Голубинцев В.О., Донцов А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов: Учебник. – Ростов-на-Дону, 2001.

  12. Егоров В.С. Философия открытого мира. – М., 2002.

  13. Ильин В.В. Критерии научности знания. – М., 1989.

  14. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – 4-е изд., переработанное и доп – М., 2001.

  15. Кедров Б.М. Проблемы логики и методологии науки. Избр. труды. – М., 1990.

  16. Коршунов В.В. Бегство от реальности (или оборотная сторона телекоммуникационных технологий). – М., 2003.

  17. Костельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура/Пер. с англ. Под научн. ред. О.И.Шнаратана. – М., 2000.

  18. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов-на-Дону, 1999.

  19. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.

  20. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995.

  21. Моисеев Н.И. Судьба цивилизации. Пути разума. – М., 2000.

  22. новая постиндустриальная волна на Западе: Антология/Под ред. В.Л.Иноземцева. – М., 1999.

  23. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

  24. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

  25. Проблема человека в западной философии: переводы/Сост. П.С.Гуревич. – М., 1988.

  26. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1991.

  27. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для вузов. – М., 2002.

  28. Философия: Учебник для вузов/Под ред. И.Я.Копыло. – М., 2002.


Тематика рефератов

по философии и истории технических наук


  1. Техника как предмет философского исследования.

  2. Понятие и специфика технических наук.

  3. Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках.

  4. Соотношение технических и естественных наук.

  5. Технические и общественные науки: диалектика взаимосвязи.

  6. Сходство и отличие физической и технической теории.

  7. Эмпирическое и теоретическое в технической теории.

  8. Функционирование технической теории.

  9. Формирование и развитие технической теории.

  10. Античное понимание техники.

  11. Техника и техническое знание в средневековье.

  12. Эпоха Возрождения: преодоление разрыва между техническим знанием и практическим ремеслом.

  13. Сциентизация техники в эпоху Нового времени.

  14. Становление профессии инженера и развитие профессионального образования.

  15. Новое время: предпосылки и условия становления технических наук.

  16. Роль науки в развитии техники.

  17. Научная революция XVII в. как предпосылка приложения научных результатов в технике.

  18. Формирование взаимосвязей между инженерией и экспериментальным естествознанием (XVIII-сер. XIX вв.).

  19. Становление технического и инженерного образования в России.

  20. Разработка прикладных направлений в механике: зарождение теплотехники и электротехники.

  21. Создание гидродинамики и развитие судостроения.

  22. Парижская политехническая школа и научные основы машиностроения.

  23. Становление и развитие технических наук и инженерного сообщества (кон. XIX – нач. ХХ вв.).

  24. Формирование классических технических наук.

  25. Изобретение радио и создание теоретических основ радиотехники.

  26. Техническая наука и промышленная архитектура: работы Г.Эйфеля, В.Г.Шухова, Ле Корбюзье, Ф.Л.Райта.

  27. Завершение классической теории сопротивления материалов в начале ХХ в.

  28. Разработка научных основ космонавтики: К.Э.Циолковский, Г.Гансвиндт, Ф.А.Цандер, Ю.В.Кондратюк и др.

  29. Создание теоретических основ полета авиационных летательных аппаратов.

  30. Отечественные школы самолетостроения и развитие сверхзвуковой аэродинамики.

  31. Развитие научных основ теплотехники в кон. XIX – нач. ХХ вв.

  32. Развитие теории механизмов и машин в начале ХХ в.

  33. Становление технических наук электротехнического цикла.

  34. Создание научных основ радиотехники.

  35. Математизация технических наук.

  36. Формирование фундаментальных разделов технических наук (сер. ХХ в.).

  37. Развитие прикладной ядерной физики и реализация советского ядерного проекта (1943- сер. 1950 гг.).

  38. Развитие ядерного приборостроения и его научных основ.

  39. Создание искусственных материалов и становление материаловедения.

  40. Развитие полупроводниковой техники, микроэлектроники и средств обработки информации.

  41. Развитие теоретических принципов лазерной техники.

  42. Научное обеспечение пилотируемых космических полетов.

  43. Проблемы автоматизации и управления в сложных технических системах.

  44. Развитие средств и систем обработки информации и создание теории информации.

  45. Смена поколений ЭВМ и новые методы исследования в технических науках.

  46. Компьютеризация инженерной деятельности.

  47. Развитие информационных технологий и автоматизация проектирования.

  48. Массовое жилищное строительство и методы типового проектирования.

  49. Город как техническая проблема.

  50. Город как искусственная среда.

  51. Градостроительные проекты.

  52. Образование комплексных научно-технических дисциплин.

  53. Проектирование сложных «человеко-машинных» систем.

  54. Экологизация техники и технических наук.

  55. Проблема оценки воздействия техники на окружающую среду.

  56. Инженерная экология.

  57. Основные этапы развития инженерной деятельности.

  58. Социальная ответственность субъектов инженерной деятельности.

  59. Новые виды и новые проблемы проектирования.

  60. Гуманитаризация социотехнического проектирования.


Методические рекомендации по написанию реферата
Тема реферата согласуется с преподавателем. Аспирант защищает содержание написанного им и проверенного преподавателем реферата в личном собеседовании. Реферат – письменная работа объемом не менее 20 страниц может быть представлен как:

  1. краткое изложение содержания философского произведения конкретного мыслителя (например: «Третья волна» О.Тоффлера);

  2. анализ трудов философа по определенной проблеме (например: Проблема техники в творчестве Н.А.Бердяева);

  3. краткий обзор философских исследований разных авторов по одной проблеме (например: Проблема сциентизации техники в эпоху Нового времени).

Работа над рефератом включает следующие этапы:

- выбор и формулировка проблемы;

- составление плана исследования;

- поиск и подбор литературы;

- работа с источниками, систематизация материала;

- анализ собранного материала, разработка собственного видения проблемы;

- письменное оформление реферата.

Содержание реферата должно включать:

а) введение, где обосновывается актуальность избранной проблемы, степень теоретической разработанности ее (краткий анализ литературы по теме реферата), цель и задачи исследования, новизна собственного подхода;

б) основную часть, где раскрывается и логически обосновывается алгоритм решения проблемы, путем разложения ее на два-три конкретных вопроса (каждый из которых может иметь подвопросы);

в) заключение, где формулируются собственные выводы по теме исследования, даются теоретические и практические рекомендации.

В содержании реферата необходимо раскрыть тему, самостоятельно и аргументировано исследовать проблему, показать навык работы с теоретическими источниками, выразить собственную позицию по обозначенной проблеме.

^ Оформление реферата:

Реферат может быть выполнен в рукописной и печатной формах. На титульном листе сообщается, в каком институте и по какой кафедре проведено исследование, название реферата, автор (фамилия, имя, отчество, специальность). Страницы текста должны быть пронумерованы. Первой страницей считается титульный лист, но он не нумеруется, на следующей проставляется цифра «2» и т.д.

На протяжении всего реферата следует сохранять единообразие в расположении текста, заголовков, примечаний, в применении сокращений. Все ссылки на источники, на конкретных авторов, особенно при прямом цитировании, обязательно оформляются сносками, либо постраничными, либо в приложении, либо отправляющими к списку литературы. На всем протяжении реферата нужно придерживаться какого-либо одного способа оформления сносок.

В конце реферата помещается библиография. Она состоит из списка использованной для написания исследования литературы. Объем литературы не ограничен, но должен включать не менее 10 - 15 теоретических источников по проблеме. Оформление литературы и сносок должно отвечать библиографическим правилам. Небрежно оформленные, содержащие грамматические ошибки, не отвечающие рекомендациям по содержанию и оформлению работы, могут быть возвращены аспиранту.

Литература
1. Боголюбов А. Н. История механики машин. Киев: Наукова думка, 1964.

2. Боголюбов А. Н. Механики и машины // У истоков классической науки. М.: Изд-во АН СССР, 1968.

3. Боголюбов А. Н. Гаспар Монж. М.: Наука, 1978.

4. Веселовский И. Н. Очерки по истории теоретической механики. - М.: Высшая школа, 1974. - 288 с.

5. Взаимосвязь естественных и технических наук /Отв. ред. С. В. Шухардин. М.: Институт истории естествознания и техники АН СССР,1976.

6. Взаимосвязь технических и общественных наук / Отв. ред. Ю. С. Мелещенко. Л.: АН СССР Институт истории естествознания и техники Ленинградское отделение, 1972.

7. Виргинский В. С., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины ХУ века. М., 1993.

8. Волосевич О. М., Мелещенко Ю. С. Технические науки и их место в системе научного знания.// В кн.: Методологические проблемы взаимосвязи и взаимодействия наук. Л.: Наука, 1970, сс. 242 - 262.

9. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М.: Наука, 1987

10. Гвоздецкий В. Л. Формирование теории паровой машины // Вопросы истории естествознания и техники, 1987, № 2, ее. 102 -112.

11. Гвоздецкий В. Л. Взаимодействие теплотехнической науки и практики.- В.: Науки в их взаимосвязи: история, теория, практика.- М.: Наука, 1988.

12. Горохов В.Г. Методологический анализ системотехники. М.: Радио и связь, 1982.

13. Горохов В.Г. Методологический анализ научно-технических дисциплин. М.: Высшая школа, 1984.

14. Горохов В.Г. Знать, чтобы делать. История инженерной профессии и ее роль в современной культуре. М.: Знание, 1987. -176 с.

15. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М.: ИНФРА-М, 2000. - 608 с.

16. Гузевич Д. Ю. Научно-техническое знание и зарождение профессиональной деятельности по его производству во 2-й четверти ХУ1 - 1-й половине XVIII века. - Отв. Ред. Б. И. Иванов; СПФ ИИЕТ РАН. - СПб, 1996, 80 с. (Очерки истории технических наук. Ч. 2).

17. Гузевич Д. Ю. Становление системы научно-технического знания и профессиональной деятельности во 2-й половине ХУIII -начале XIX века./ Отв. Ред. Б. И. Иванов; СПФ ИИЕТ РАН. -СПб, 1998, 112с. (Очерки истории технических наук. Ч. 3).

18. Гузевич Д. Ю Формирование и развитие технических наук в 20-е - 70-е годы XIX века/ Отв. Ред. Б. И. Иванов; СПФ ИИЕТ РАН. - СПб, 2001, 112с. (Очерки истории технических наук. Ч.3).

19. Жмудь. Л. Я. Техническая мысль в античности, средневековье и Возрождении. Отв. Ред. Б. И. Иванов. СПФ ИИЕТ РАН - СПб, 1995, 72с. (Очерки истории технических наук. Ч.1).

20. Зворыкин Д. Н. Развитие проектного дела в СССР.- М.: Стройиздат, 1984.

21. Иванов Б. И., Волосевич О. М. , Чешев В. В. Особенности возникновения и развития технических наук// В кн.: Специфика технических наук. М., 1974.

22. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Л.: Наука, 1977.- 263 с.

23. Иванов Б. И. Философские проблемы технознания. СПб.: 1997, 160с.

24. Карпеев Э.П., Козлов Б. И., Неуймин Я. Г. Некоторые вопросы истории технических наук// Вопросы истории естествознания и техники, 1981, № 4, сс. 42 - 51.

25. Козлов Б.И. Архимед и генезис технических знаний// Вопросы истории естествознания и техники, 1984, № 4, сс. 18-32.

26. Козлов Б. И. История и теория технических наук. Л.: Наука, 1987, 32с.

27. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-теоретического исследования. Л., 1988. - 248 с.

28. Коммуникация в современной науке. М.: Прогресс, 1976.

29. Кудрявцев П. С., Конфедератов И. Я. История физики и техники. - М.: Учпедгиз, 1960 - 507 с.

30. Мандрыка А. П. История баллистики: до середины XIX в. М-Л.: Наука, 1964.-364 с.

31. Мандрыка А. П. Взаимосвязь механики и техники: 1770 - 1970. -Л. .-Наука, 1975.-324с.

32. Мандрыка А.П. Очерки развития технических наук. - Л.: Наука, 1984.-108 с.

33. Мелещенко Ю. С. Техника и закономерности ее развития. Л., Наука, 1971.

34. Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М.: Наука, 1980. - 302 с.

35. Научные школы Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. История развития / Под. ред. И. Б. Федорова и К. С. Колесникова - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1995. - 424 с., ил.

36. Науки в их взаимосвязи: история, теория, практика /Отв. ред. академик Б. М. Кедров, к. ф. н. П. В. Смирнов, д. ф. н. Б. Г. Юдин. - М.: Наука, 1988.- 288 с.

37. Неуймин Я. Г. Модели в науке и технике. - Л.: Наука, 1984.

38. Неуймин Я. Г. Система технических наук и ее специфика// Наука и техника. Общетеоретические проблемы развития. Вып. Х. М.-Л.:АН СССР, 1979.

39. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М.: Наука, 1982.

40. Пархоменко А. А. Технические науки в РАН: история и современность// Российская академия наук - 275 лет служения России. М.: "Янус - К", 1999, сс. 663 - 705.

41. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М.: Наука, 1979.

42. Российская наука - военно-морскому флоту. М.: Наука, 1997.-398с.

43. Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск, 1989.

44. Симоненко О.Д. Электротехническая наука в первой половине XX века. М., 1988.-144 с.

45. Симоненко О. Д. Сотворение техносферы: проблемное осмысление истории техники. - М.: SvR-Apryc, 1994.- 112с.

46. Специфика технических наук/ Под ред. Ю. С. Мелещенко, С. В. Шухардина, О. М. Волосевича. М: АН СССР, Институт истории естествознания и техники, 1974.

47. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.: ИФРАН, 1994.

48. Степин B.C. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

49. Техника в ее историческом развитии/ Отв. ред. С.В. Шухардин, Н.К. Ламан, А. С. Федоров. М.: "Наука". Т.1, 1979. - 416 с.; Т.2, 1982.-510 с.

50. Технические науки и их применение в производстве. / Отв. ред. Кузин А. А., Зоннеман Р., Чаповский А. 3.

51. Технология - материалы - машины. История, современность, перспективы/ Под ред. Н. И. Корягина и Н. К. Ламана. М., Наука, 1994.

52. Уварова Л. И. Научный прогресс и разработка технических средств. М: Наука, 1984.

53. Уварова Л. И. Проблемы практической механики машин в Академии наук XVIII в./ Российская академия наук - 275 лет служения России. М.: "Янус - К", 1999, сс. 706 - 752.

54. Фигуровская В.М. Техническое знание. Особенности возникновения и функционирования. Новосибирск: 1979.

55. Фролов К. В. Наука в стратегии развития. - М.: Наука, 1991. - 576с.

56. Черняк А. Н. История технической книги. - М.: Книга, 1969. - 240с.

57. Чешев В. В. Технические науки и историко-научные исследования// Методологические проблемы историко -научных исследований/ Отв. ред. И. С. Тимофеев. М: Наука, 1982, сс. 350-360.

58. Чешев В.В. Технические науки как объект методологического анализа. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1981. - 192 с.
Дополнение к литературе

Аблеев С. Р. Философия в схемах и таблицах: учебное пособие для вузов.-М.: Высшая школа, 2004.-207 с.

Маслобоева, Ольга Дмитриевна. Философия: учебное пособие для студентов экономических вузов.-СПб: Питер, 2006.-335 с

Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов.-М.: Гардарики, 2006.-366 с.

Балашов Л. Е. Философия: учебник для вузов.-2-е изд.-М.: Дашков и Ко, 2006.-606 c

Родчанин Е. Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник для вузов / Е.Г. Родчанин, В.И. Колесников.-М.; Ростов н/Д: ИТК "Дашков и Ко": Наука-Пресс, 2007.-431 с.

Козлова, Ольга Валерьевна. Проблемы экзистенциализма в отечественной философии: монография.-Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2005.-186 с.

Бучило Н.Ф. Философия: Учебное пособие.-4 е изд.-Санкт-Петербург: Питер, 2004.-428 с.

История философии в вопросах и ответах: Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) УМП/Анохин В.Б., Смирнова О.В. - Череповец.: ГОУ ВПО ЧГУ, 2004. – 54с.

История философии в вопросах и ответах: Философия XIX-XX вв. УМП/Анохин В.Б. - Череповец.: ГОУ ВПО ЧГУ, 2005. – 48с.

Введение в историю и философию науки: учебное пособие для университетов / С.А. Лебедев, В.В. Ильин, Ф.В. Лазарев, Л.В. Лесков; Под ред. С.А. Лебедева.-Москва: Академический Проект, 2005.-408 с.+ Приложение.-(Gaudeamus).

Философия науки и техники: учебно-методическое пособие / Сост. О.В. Смирнова.-Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2005.-41 с.

Введение в историю и философию науки: учебное пособие для университетов / С.А. Лебедев, В.В. Ильин, Ф.В. Лазарев, Л.В. Лесков; Под ред. С.А. Лебедева.-2-е изд.,испр.и доп.-Москва: Академический Проект, 2007.-379 с.+ Приложение.-(Gaudeamus).

СмирноваО.В. Философия науки и техники. Ч.1: Курс лекций: учебное пособие для вузов/ Под ред. В.Б. Анохина.-Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2007.-131 с.

Лось Виктор Александрович. История и философия науки: Основы курса: учебное пособие.-2-е изд.-М.: Дашков и К`, 2006.-401 c.

Ивин А. А. Современная философия науки.- М.: Высшая школа, 2005.-592 с.

Войтов А. Г. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов.-3-е изд.-М.: Дашков и Ко, 2007.-692 c.

Черняк В. З. История и философия техники: пособие для аспирантов.-Москва: КНОРУС, 2006.-572 c.
Вопросы к экзамену по «Философским проблемам технических наук»


  1. Актуальность философского осмысления техники.

  2. Предмет, основные сферы и главные задачи философии техники.

  3. Возникновение философии техники как самостоятельной дисциплины.

  4. Соотношение философии науки и философии техники.

  5. Техника как предмет философского исследования.

  6. Основные концепции взаимоотношения науки и техники.

  7. Образы техники в истории культуры.

  8. Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники.

  9. Основные направления развития современной философии техники.

  10. Специфика технических наук, их отношение к естественным, общественным наукам и математике.

  11. Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках.

  12. Техническая теория: специфика строения, особенности функционирования и этапы формирования.

  13. Техника как самостоятельная реальность. Онтологическая характеристика техники.

  14. Антропология техники. Философский смысл проблемы «человек – техника».

  15. Техника и формирование новых человеческих потребностей.

  16. Научно-технический прогресс: понятие, сущность, этапы.

  17. Научно-техническая революция и ее социальные последствия.

  18. Классическая инженерная деятельность: основные этапы становления и структура.

  19. Системотехническая деятельность: понятие и структура.

  20. Социотехническое проектирование: понятие и виды.

  21. Социальная ответственность субъектов инженерной деятельности.

  22. Глобальные проблемы современности и перспективы техногенной цивилизации.

  23. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества.

  24. Мир техники и будущее человечества. Концепции информационного и постиндустриального общества.

Похожие:

Программа обсуждена на заседании кафедры философии (полное наименование кафедры) протокол №2 от «25» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Рабочая программа составлена к ю н., доцентом кафедры «Государство и право» Е. М. Горячевой и ассистентом кафедры «Государство и...
Программа обсуждена на заседании кафедры философии (полное наименование кафедры) протокол №2 от «25» iconКараваев А. Ф
Лекция по дисциплине «Профессиональная педагогика» обсуждена и одобрена на заседании кафедры психологии и педагогики в деятельности...
Программа обсуждена на заседании кафедры философии (полное наименование кафедры) протокол №2 от «25» iconКараваев А. Ф
Лекция по дисциплине «Профессиональная педагогика» обсуждена и одобрена на заседании кафедры психологии и педагогики в деятельности...
Программа обсуждена на заседании кафедры философии (полное наименование кафедры) протокол №2 от «25» iconКараваев А. Ф
Лекция по дисциплине «Профессиональная педагогика» обсуждена и одобрена на заседании кафедры психологии и педагогики в деятельности...
Программа обсуждена на заседании кафедры философии (полное наименование кафедры) протокол №2 от «25» iconКараваев А. Ф
Лекция по дисциплине «Профессиональная педагогика» обсуждена и одобрена на заседании кафедры психологии и педагогики в деятельности...
Программа обсуждена на заседании кафедры философии (полное наименование кафедры) протокол №2 от «25» iconКараваев А. Ф
Лекция по дисциплине «Профессиональная педагогика» обсуждена и одобрена на заседании кафедры психологии и педагогики в деятельности...
Программа обсуждена на заседании кафедры философии (полное наименование кафедры) протокол №2 от «25» iconКараваев А. Ф
Лекция по дисциплине «Профессиональная педагогика» обсуждена и одобрена на заседании кафедры психологии и педагогики в деятельности...
Программа обсуждена на заседании кафедры философии (полное наименование кафедры) протокол №2 от «25» iconКараваев А. Ф
Лекция по дисциплине «Профессиональная педагогика» обсуждена и одобрена на заседании кафедры психологии и педагогики в деятельности...
Программа обсуждена на заседании кафедры философии (полное наименование кафедры) протокол №2 от «25» iconКараваев А. Ф
Лекция по дисциплине «Профессиональная педагогика» обсуждена и одобрена на заседании кафедры психологии и педагогики в деятельности...
Программа обсуждена на заседании кафедры философии (полное наименование кафедры) протокол №2 от «25» iconКараваев А. Ф
Лекция по дисциплине «Профессиональная педагогика» обсуждена и одобрена на заседании кафедры психологии и педагогики в деятельности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница