Социальные стереотипы выбора подарка в контексте личностного восприятия


Скачать 100.78 Kb.
НазваниеСоциальные стереотипы выбора подарка в контексте личностного восприятия
Дата публикации19.05.2013
Размер100.78 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
Максимова С.Г. (Барнаул)

Социальные стереотипы выбора подарка в контексте личностного восприятия


(По данным пилотажного исследования)

Довольно общим местом считаются в современной социальной науке положения о том, что мир носит знаковый характер (А. Шюц), человек есть существо символическое (Э. Кассирер), символ есть результат взаимодействия индивида со средой (Дж. Г. Мид), и познавая этот мир через созданные символы или "образцы" (Г. Келли), люди его фактически конструируют (П. Бергер, Т. Лукман).

Явление стереотипизации в нашей жизни выполняет объективно необходимую функцию, позволяя быстро и просто категоризовать социальное окружение.

Под "социальным стереотипом" обычно понимается стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно-определенный образ. В основе производства социального стереотипа лежит психологический феномен генерализации, обобщения, схематизации данных опыта.

Особенностями социального стереотипа как регулятора социальных отношений являются феномен поляризации качеств человека (как главного социального объекта и основного содержания стереотипа) и жесткая фиксированность такой полярной дихотомии. Синонимом стереотипа нередко выступают понятия предубеждения, предрассудка или клише. Профессор Ю.А. Левада называет стереотипы готовыми шаблонами, "литейными формами, в которые отливаются потоки общественного мнения. Социальные стереотипы отражают две особенности общественного мнения: существование предельно стандартизированных и упрощенных форм выражения и предзаданность, первичность этих форм по отношению к конкретным процессам или актам общения. Стереотип не только выделяет статистически среднее мнение, но задает норму, упрощенный или усредненный до предела образец социально-одобряемого или социально-допустимого поведения". Шаблоны, в том числе и вербальные, предшествуют самому действию: каждый индивид (группа, поколение), вступая в социальный мир, обязан выбирать из готового набора стереотипов. Стереотипы общественного мнения задаются и обновляются... средствами и средой самого общения, в том числе масс- медиа". Социальные стереотипы, пишет Ю.А. Левада, действуют в тех ситуациях, когда сложное явление упрощается до знакомого и привычного образца, взятого из арсенала исторической памяти, известного чужого примера и пр., вплоть до мифологических схем. Опознание (отнесение к известной схеме) в таких процессах, очевидно, заменяет понимание. В то же время стереотип может выступать и в качестве руководства к действию: люди не только опознают привычные образы, но и стараются следовать им, чтобы быть понятыми другими и собой.

Широкое применение в исследованиях, связанных с анализом стереотипов, получили методы психосемантики. Психосемантический подход опирается на методические принципы исследования личности через исследование "пристрастности", избирательности человеческого сознания путем реконструкции системы индивидуальных значений. Любой человек, оценивая кого-то или что-либо, закладывает в оценки свою предвзятость. Матрица таких оценок является исходным материалом для дальнейшего анализа. Полученные в результате математической обработки матрицы факторы образуют семантическое пространство, в котором располагаются объекты оценивания. Это пространство является "операциональным аналогом категориальной структуры сознания" испытуемых - той "сеткой", через которую они смотрят на мир.

Методологической основой эмпирического исследования социальных стереотипов выбора подарка явились:

^ 1) Техника репертуарных решеток Келли- метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Под понятием индивидуальной системы конструктов имеется в виду система отношений и установок человека к миру. Социальное взаимодействие состоит из попыток одного человека понять, как другой человек осознает действительность. Чтобы плодотворно взаимодействовать с кем-то, человеку необходимо интерпретировать конструкт как часть конструктной системы другого человека. Для гармоничного социального взаимодействия необходимо, чтобы один человек психологически поставил себя на место другого человека, чтобы лучше понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение. Если люди отличаются тем, как они интерпретируют события, то, следовательно, они могут быть похожими, если схожим образом интерпретируют свой опыт.

^ 2) Метод семантического дифференциала Ч. Осгуда.Выбор данной методики исследования мотивирован тем, что в ней используются основные принципы семантического дифференциала. Это метод количественного и качественного индексирования значений при измерении эмоциональных отношений личности к объектам, анализа социальных установок, ценностных ориентаций, субъективно-личностного смысла, различные аспекты самооценки и т.д. Эта техника была разработана Осгудом и предназначалась для измерения различий в интерпретации понятий испытуемыми. При этом имелось в виду то уникальное значение, которое данное лицо, предмет, явление и т.д. приобрело для обследуемого индивида в результате его жизненного опыта. И так как цель данного исследования - выявление стереотипов, эта методика вполне адекватна.

Обработанные с помощью факторного и корреляционного анализа результаты, полученные с помощью методики Келли, дают обширный материал для интерпретации. В интернете (сайт "Академия подарка") по поводу выбора подарка были найдены ценные замечания, которые отчасти соответствуют и нашему подходу к определению смысла этого феномена.

^ Чем подарок отличается от "неподарка"?
Прежде всего, нужно сформулировать, какими свойствами должен обладать некоторый предмет, чтобы его можно было назвать подарком?

Анализ проведенных интервью (респонденты отвечали на вопрос: "Какими свойствами должен обладать предмет, чтобы его можно было назвать подарком?") выявил некоторые особенности, по которым человек определяет, какой же объект можно назвать подарком:
- упакованным, приуроченным, сопровожденным ритуалом дарения;
- подарок должен быть красивым, качественным, со смыслом;
- яркий, должна быть какая-то изюминка, ценность (желательно материальная);
полезность; должен учитывать индивидуальность, запоминающийся;
- в принципе, все, что приходит со стороны, без твоей инициативы и призвано вызывать положительные эмоции, с большей или меньшей долей вероятности можно отнести к подарку;
- подарок должен быть вручен от чистого сердца и безвозмездно.

Данные интервью показывают, что респонденты очень часто выделяют не только качества объектов, но и ритуалы дарения.

На первом этапе эмпирического исследования были выделены 24 характеристики объектов, которые можно было назвать "подарками", - дескрипторы, к ним были отнесены полярные параметры:
1. Неоригинальный - оригинальный
2. Ожидаемый - неожиданный
3. Бесполезный - полезный
4. Маленький - большой
5. Несимволичный - символичный
6. Дешевый - дорогой
7. Без надписи - с надписью
8. Без смысла - с внутренним смыслом
9. Не интересный - интересный
10. Злой (жестокий) - добрый
11. Не яркий - яркий
12. Не имеющий материальной ценности - имеющий материальную ценность
13. Серьезный - шутливый
14. Не модный - модный
15. Не имеющий духовной ценности - имеющий духовную ценность
16. Не функциональный - функциональный
17. Мужской - женский
18. Не оформленный - празднично оформленный
19. Не индивидуальный - индивидуальный
20. Не загадочный - загадочный
21. Не интимный - интимный
22. Взрослый - детский
23. Заказанный - cюрприз
24. Для общего пользования - личный.

Также были выделены роли, относительно которых были проведены оценки:
1. Любимый человек
2. Мама
3. Папа
4. Дети
5. Близкий мужчина (друг)
6. Близкая женщина (подруга)
7. Пожилые родственники
8. Я

На втором этапе было проведено пилотажное исследование, в ходе которого был проведен психосемантический анализ качественной структуры подарка.

Экспериментальная группа включала респондентов, проходивших обучение на месячных социологических курсах РАН по теме "Социология потребления", средний возраст 23 года, в выборке были представители обоих полов, всего было обследовано 12 человек.

В результате психосемантического анализа качественной структуры подарка был проведен корреляционный и факторный анализ. Было выявлено 6 значимых векторов. Наиболее интересными для описания оказались первые три фактора.

Первый фактор имеет собственное значение L=8,095; его можно назвать "фактор неожиданности - загадочности", или фактор "сюрприза", он включает в себя следующие качественные характеристики подарка, т.е. те свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было бы назвать "подарком" (качества расположены в порядке убывания значимости для респондентов):
Шутливый (а=0,98),
Неожиданный (а=0,94)
Нефункциональный (а=0,94)
Бесполезный (а=-0,86)
Дешевый (а=-0,86)
Оригинальный (а=0,733)
Не имеющий материальной ценности (а=-0,72)
Яркий (а=0,70)
Загадочный (а=0,58)
Детский (а=0,54)

Второй фактор (L=6,010) описывает подарок с точки зрения следующих характеристик, которые находятся на втором месте по значимости, данный фактор можно обозначить как "без особого смысла - несимволичный":
Без смысла (а=-0,897)
Несимволичный (а=-0,869)
Интересный (а=0,78)
Заказанный (а=-0,713)
Модный (а=0,665)
Без надписи (а=-0,663).

Третий фактор, имеющий собственное значение L=3,364, фактор "интимности", включает следующие особенности подарка:
Добрый (а=0,835)
Интимный (а=0,81)
Личный (а=0,75).

В результате дальнейшего анализа было интересно выявить "Кому же чаще всего дарят подарки, и какими особенностями они обладают?"

Оказалось, что в зависимости от того, кому в большей степени предпочитают дарить подарки, выявилась следующая закономерность (результаты представлены в порядке убывания веса роли):

На первом месте:

любимому человеку а = 0,82,

На втором:

маме а=0,77 и
папе а=0,77

На третьем:

себе (Я) а=0,73

4-м:

близкому мужчине (другу) а=0,65

5-м:

близкой женщине (подруге) а=0,63

6-м:

детям а=0,52

7-м:

пожилым родственникам а=0,14.

Подарок, который преподносится любимому человеку, чаще всего обладает следующими качествами:
Без надписи (а=-0,45)
Добрый (а=0,40)
Личный (а=0,294)
Не имеющий духовной ценности (а=-0,269)
Серьезный (а=-0,242)
Интересный (а=0,217).

Пожилому же человеку чаще всего преподносится подарок, который обладает следующими особенностями:
Не оригинальный (а=-0,417)
С надписью (а=0,315)
С внутренним смыслом (а=0,306)
Не яркий (а=-0,361)
Сюрприз (а=0,322)
Взрослый (а=-0,267)
Не интересный (а=-0,249)

Таким образом, ярко проявляется стереотип выбора подарка в зависимости от того, кому он преподносится: подарок, который предназначен любимому человеку, наделяется личностным смыслом, т.е. он в большей степени индивидуализируется, тот же подарок, который предназначен пожилому человеку, характеризуется "не оригинальностью и взрослостью". Кроме того, на подарке, который выбирается для пожилых людей, должно быть обозначено от кого, т.е. он должен быть подписан.

Далее был проведен анализ выбора подарка в зависимости от половой принадлежности. На этом этапе мы попробовали ответить на вопросы "Какие же подарки предпочитают дарить женщины и мужчины? "Кому чаще всего они дарят подарки?" В качественной структуре подарка, который преподносят женщины, можно выделить три фактора в зависимости от их значимости. Первый фактор, имеющий собственный вес L=8,913, можно охарактеризовать как "фактор оригинальности", он описывается следующими параметрами:
Шутливый (а=0,98)
Яркий (а=0,93)
Оригинальный (а=0,90)
Не функциональный (а=-0,90)
Бесполезный (а=-0,92)
Неожиданный (а=0,83)
Загадочный (а=0,79)
Дешевый (а=-0,78)
Без надписи (а=-0,746).

Второй фактор с собственным значением L=4,701 мы назвали "счастливое детство", т.к. он описывается следующими качествами:
Не индивидуальный (а=-0,86)
Без смысла (а=-0,63)
Детский (а=0,62)
Добрый (а=0,53)

На третье место выносятся характеристики подарка, которые описываются третьим фактором (L=3,726) - "фактором модности":
Модный (а=0,83)
Маленький (а=-0,69)
Интересный (а=0,68)
Личный (а=0,65).

Мужчины при выборе подарка чаще отдают предпочтение объектам, которые обладают следующими качествами. В первый наиболее значимый фактор (L=7,688) - "фактор сюрприза" - вошли характеристики:
Неожиданный (а=0,93)
Бесполезный (а=-0,94)
Дешевый (а=-0,94)
Не имеющий материальной ценности (а=-0,87)
Не функциональный (а=-0,87)
Имеющий духовную ценность (а=0,74)
Шутливый (а=0,74)
С надписью (а=0,71)
Женский (а=0,66)
Не модный (а=-0,65).

Второй фактор (L=5,549) - "фактор счастливого детства" характеризуется особенностями подарка:
Интересный (а=0,95)
Детский (а=0,79)
Загадочный (а=0,69)
Несимволичный (а=-0,73)
Без смысла (а=-0,65).

Третий фактор с собственным значением (L=4,165) был назван "фактором праздничной оформленности", он включает параметры:
Празднично оформленный подарок (а=0,71)
Добрый (а=0,70)
Яркий (а=0,68)
Личный (а=0,63)
Сюрприз (а=0,52).

Таким образом, женщины при выборе подарка ориентируются на объекты, которые обладают оригинальностью, детскостью и модностью; мужчины - на эффект сюрприза, детскость и праздничную оформленность.

В зависимости от предпочтений, кому чаще дарятся подарки, получились следующие распределения:
Женщины чаще преподносят подарки следующим лицам (распределение по убыванию значимости):

На первом месте

мама а=0,79 и
папа а=0,79

2-м

любимый человек а=0,71

3-м

близкая женщина (подруга) а=0,63

4-м

Я (подарок себе) а=0,61

5-м

пожилые родственники а=0,61

6-м

близкий мужчина (друг) а=0,32

7-м

дети а=0,09

Мужчины чаще преподносят подарки следующим лицам (распределение по убыванию значимости):

На первом месте

мама а=0,85

2-м

папа а=0,81

3-м

близкий мужчина (друг) а=0,71

4-м

любимый человек а=0,67

5-м

детям а=0,63

6-м

Я (подарок себе) а=0,59

7-м

близкой женщине (подруге) а=0,38

8-м

пожилым родственникам а=- 0,27

Таким образом, и женщины, и мужчины чаще всего делают подарки родителям, вероятнее всего, получившиеся распределение обусловлено особенностями выборки - в составе небольшой процент лиц, которые состоят в браке и имеют детей. Поэтому для данной выборки респондентов характерно отдавать предпочтение родителям, т.е. они являются в большей степени одариваемыми.

Подарки, которые женщина преподносит родителям, обладают следующими качествами:
Добрый а=0,38
Не интимный а=-0,44
Без надписи а=-0,34
Серьезный а=-0,32
Индивидуальный а=0,29
Интересный а=0,20

Подарки, которые мужчина преподносит родителям, обладают следующими качествами:
Без надписи а=-0,39
Не интимные а=-0,32
Добрые а=0,30
Полезные а=0,29
Функциональные а=0,27
Яркие а=0,23
Имеющие материальную ценность а=0,21.

Таким образом, данное пилотажное исследование выбора подарка методами психосемантики выявило определенную стереотипизацию выбора предпочтительных подарков, существующих в нашем обществе, позволяя быстро и просто категоризировать социальную структуру подарка. Т.е. существуют готовые шаблоны мнений и оценок, опознающие и относящие объект к принятой схеме "подарка", которые глубоко укореняются в бессознательных структурах человеческой психики.

Список литературы

1. Schutz A. Collected Papers. Hague. Nijkof, 1962. Vol.1.
2. Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. B., 1923-1929.
3. Свасьян К.В. Философия символических форм Эрнста Кассирера. Ереван, 1989.
4. Мид Дж. Г. От жеста к символу // Американская социологическая мысль. Тексты. М.: Институт бизнеса и политики, 1996.
5. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.
7. Дэннис Э., Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа. Пер. с англ. Изд- во "Вагриус", М., 1997.
8. Энциклопедический социологический словарь, М., 1997.
9. Левада Ю.А. Комплексы общественного мнения. Информационный бюллетень ВЦИОМ, N 6 (26), 1996.
10. Osgood Ch. Studies on generality of effective meaning system // Amer. Psychol. 1962. V.17.
11. Петренко В.Ф. Исследование этнических стереотипов психосемантическим методом множественной идентификации // Психосемантика сознания. М., 1988.
12. Петренко В.Ф. "Психосемантика сознания" МГУ, 1988.



Read more:http://www.acapod.ru/1286.html#ixzz1dWf9ofjw

Похожие:

Социальные стереотипы выбора подарка в контексте личностного восприятия icon2. Структура социологического знания
Объектами социологии являются: общество как целостная социальная реальность; социальные организации; социальные институты; социальные...
Социальные стереотипы выбора подарка в контексте личностного восприятия iconМне часто задают вопрос Как перейти от личностного восприятия к безличностному...
Мне часто задают вопрос – Как перейти от личностного восприятия к безличностному или целостному восприятию?
Социальные стереотипы выбора подарка в контексте личностного восприятия icon22-27 мая 2012 г., Крым, мыс казантип тренинг Владимира Козлова
Дмд способствует развитию личностного потенциала, позволяет преодолеть неадекватные социально-психологические и культурные стереотипы,...
Социальные стереотипы выбора подарка в контексте личностного восприятия iconКонтрольные вопросы Глава Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества
В данной книге рассмотрены физиологические, психические и социальные различия мужчин и женщин с учетом многочисленных отечественных...
Социальные стереотипы выбора подарка в контексте личностного восприятия iconПрограммасоциально-педагогической практики для студентов 4курса отделения...
Основными критериями выбора баз практики являются: развитая социально-педагогическая служба учреждения; штатные социальные работники,...
Социальные стереотипы выбора подарка в контексте личностного восприятия iconСоциология Оглавление Социология как наука Функции социологического знания Функции социологии
Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации
Социальные стереотипы выбора подарка в контексте личностного восприятия iconСоциология Оглавление Социология как наука Функции социологического знания Функции социологии
Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации
Социальные стереотипы выбора подарка в контексте личностного восприятия iconБудущих педагогов как условие реализации задач магистерского образования
В контексте нашего исследования под “компетентностью” понимается совокупность когнитивного, предметно-практического и личностного...
Социальные стереотипы выбора подарка в контексте личностного восприятия iconТематический план семинарских занятий
Запад» и «Восток» в русском сознании. «Русская идея». Психологические особенности советского человека. Психологические особенности...
Социальные стереотипы выбора подарка в контексте личностного восприятия iconSelfrealization mybb ru/viewtopic php?id=543&p=11 Lakshmi написал(а)
В действительности нет ни субъекта восприятия, ни объекта восприятия, а есть только восприятие
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница