Дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания


Скачать 110.53 Kb.
НазваниеДает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания
Дата публикации06.06.2013
Размер110.53 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы

  1. Философия дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.

  2. Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.

  3. Иммануил Кант сумел, как считает абсолют­ное большинство философов, сформулировать их выразительно и кратко. По Канту, сферу философии можно подвести под сле­дующие вопросы:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я смею надеяться?

4. Что такое человек?


  1. Фило­софия выступает как осмысление наук, т.е. как метанаука

  2. В мировой философии достаточно четко просматриваются две тенденции. Философия сближается либо с наукой, либо с ис­кусством. представители первой тенденцииГегель, Гуссерль, Куайн) Представителями вто­рой тенденции являются Къеркегор, Шопенгауэр, Ницше, Шел­линг, Хайдеггер, многие так называемые экзистенциалисты (Ка­мю, Ясперс), а также постмодернисты (Фуко, Деррида, JIuomap).

  3. Чувственно-эстетическая философия делает акцент

  • на ин­дивидуальном , а не общем и универсальном,

  • на плюрализме, а не единообразии,

  • на интуитивном и творческом, а не методиче­ски однообразном,

  • на возвышенном, а не этически оправданном.

  1. В наши дни этическую функцию фи­лософии часто называют аксиологической (греческое "аксиос" — ценный); имеется в виду ориентация философии на известные метаценности

  2. В качестве учения о бытии, главных его принципах филосо­фия выступает как онтология или (греческое он — сущее, логос — уче­ние, понятие, мысль, слово).

  3. Выделение различных видов бытия — природы, человека, общества, техники — приведет соответствен­но к философии природы, философии человека, или антрополо­гии (греческое антропос — человек), философии общества (фи­лософии истории в том числе).

  4. Философию познания называют гносеологией (греческое гносис — знание, познание) или эписте­мологией (греческое эпистеме — знание).

  5. Как учение о способах познания философия есть методология (греческое методос — способ).

  6. Как учение о путях творчества и их обосновании филосо­фия есть эвристика (греческое эвриско — нахожу). Разветвленны­ми областями философии являются философия науки, философия религии, философия языка, философия искусства (эстетика), фи­лософия практики (этика), философия культуры, история фило­софии.

  7. Актуальная философия — это пиковые достижения куль­туры, наивысший уровень самоосмысления человечества, достиг­нутый к настоящему времени.

  8. мировоззрение это обобщенная система взглядов человека (и обще­ства) на мир в целом, на свое собственное место в нем, по­нимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятель­ности, судеб человечества; совокупность обобщенных науч­ных, философских, социально-политических, правовых, нрав­ственных, религиозных, эстетических ценностных ориента­ции., верований, убеждений и идеалов людей.

  9. В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания — повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные.

В мировоззрении Должно достигаться напряженное единство таких «полярных» компонентов, аспектов, уровней мировоззрения как:

  • чувств и разума,

  • понимания и действия,

  • веры и сомнения,

  • теоретического и практического опыта людей,

  • осмысления прошлого и видения будущего.

  1. Опыт формирования познава­тельных образов мира с использованием наглядных представле­нии относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание. «Коэффициент интеллектуальности» мировоззрений различен.

  2. Убеждения — взгляды, актив­но принимаемые людьми, соответствующие всему складу их созна­ния, жизненным устремлениям. Во имя убеждений — так велика их побудительная сила — люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть.

  3. Во все исторические эпохи обнаруживали себя и продолжают сохранять важное значение в наши дни мировоззренческие взгля­ды, идеи, основанные на здравом смысле обширном и многооб­разном повседневном опыте. Их нередко называют «жизненной философией».

  4. на теоретическом уровне миропонимания воззрения, формирующие мысли и действия, сами подвергаются специальному критическому анализу, осмыслению.

  5. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — мозга.

  6. Идеализм есть философское мировоззрение, согласно ко­торому истинное бытие принадлежит не материи, а духов­ному началу: разуму, воле.

  7. Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимо­отношения людей. Эта ориентация выражается и в практическом отношении людей к этим ценностям.

  8. Важной составляющей мировоззрения являются ценности. Нет и не было людей, душа которых не была бы преисполнена определенными иерархически выстроенными ценностными ориентациями:

  • Общечеловеческие ценности

  • Общественные ценности

  • Индивидуальные ценности

  1. Важной составляющей мировоззрения является вера. Акт веры — это сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мере свойст­венное каждому человеку, особенно художественным натурам, обладающим философски ориентированным умом. Кроме того, у человека существует нравственная или, говоря точнее, нравствен­но-психологическая необходимость веры: без нее, как и без дока­зательного знания, жить не только духовно, но и практически не­возможно.

  2. Важной составляющей мировоззрения являются идеалы. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделирова­нии будущего не может обойтись без стремления к идеалу. Идеалы — это мечта и о самом совершённом устройстве общества, где все «по справедливости», и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отноше­ниях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализа­ции своих возможностей на благо человечества.

  3. Важной составляющей мировоззрения являются убеж­дения. Убеждения — это твердо составленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

  4. упанишады (наставления), содержат древ­нейшую философию индусов — основу всего последую­щего духовного развития Индии.

  5. В составе Вед сборники священных писаний, руководство к богослужениям и обрядам, философские трактаты, исторические повествования. Веды — это не только собрание древнейших молитв и песнопений, но и огромный комплекс разнообразной ведической лите­ратуры.

  • Имеются четыре основные Веды:

  • Риг-Веда (книга гимнов)

  • Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений)

  • Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношений)

  • Атарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний, который считается более поздним, чем три первых).

  1. Индийская философия. словом брахман обозначается некое начало, из которого все возникает, существует, а затем прекращает свое су­ществование. Это скорее не бог, а отвлеченное фило­софское понятие. В имя бога это слово превращается лишь в эпоху брахманизма

  2. Индийская философия. Наряду с понятием брахман в упанишадах употреб­ляется другое ключевое понятие — атман, которое оз­начает «я», т.е. индивидуальное, личное начало (в отли­чие от безличного начала брахман). Брахманизм создал сложную философию, которая оперировала множеством отвлеченных понятий, одно перечисление которых зай­мет несколько страниц.

  3. Важнейший элемент системы брахманизма, сохра­нившийся и имеющий ключевое значение для всех на­правлений индийской религии и философии, — теория перерождений, или сансара (букв, блуждание, переход, круговорот). По учению о сансаре все существующее в мире связано цепью бесконечных перерождений, пере­ходов из одного состояния в другое. Таким образом, душа человека не умирает со смертью тела, а переселя­ется в новое существо (материальное тело). Человек может воплотиться в животное, в другого человека, в какой-либо другой объект.

  4. В период брахманизма круг ведической философс­кой литературы значительно расширился. Вы уже знае­те, что ее основу составляют древние сборники, имену­емые упанишадами. Они создавались в течение многих столетий разными авторами, представляющими различ­ные религиозно-философские системы-школы. Шесть из них считаются классическими.

  • Веданта (букв, завершение вед) — учение с мис­тическим оттенком, в котором рассматривалось единст­во Брахмана и Атмана (личного и безличного начала).

  • Миманса — близкое к веданте, призывающее к строгому соблюдению ритуалов.

  • Санкхья (перечисление) — учение о двух началах мира — материальном и духовном. Материя порождает душу, которая состоит из индивидуальных душ людей. Материальный мир имеет три гуны (составные части) — сущность, страсть и тьму. Жизнь человека — страдание, так как душа его находится во власти «гуны страсти». Человеческая душа должна освободиться от пут матери­ального мира.

  • Йога (соединение) — аскетическое учение о том, как можно достичь совершенства и слияния души с богом при помощи отрешения от мира. Со временем стали возникать специфические приемы йоги, позво­ляющие сосредоточиться и уйти от внешних влияний с помощью самогипноза, неподвижного нахождения в определенных позах, задержки дыхания, постоянного держания в уме абстрактных формул (таких, как маги­ческое слово «ом»). Сейчас йога чаще понимается как некий набор упражнений для совершенствования тела, хотя это всего лишь средство, а не цель философской системы и йоговской школы.

  • Вайшешика — учение, содержащее теорию ато­мистического строения всего сущего из мельчайших не­делимых частиц. По мнению многих исследователей, оно было близко к материализму.

  • Ньяя — реалистическое учение, близкое к вайше-шике.

  1. Бхагават-Гита — сложнейшее и интерес­нейшее философское произведение Древней Индии. Содержание Бхагават-Гиты понимается иносказа­тельно. Поле битвы — это жизнь души, а кауравы — враги, мешающие ее развитию. Арджуна — это обоб­щенное изображение человеческой личности, терзаемой сомнениями и внутренней борьбой: каким путем идти? Сначала Арджуна находится в состоянии «темной ночи души», но наступает просветление. Сам бог, устами Кришны, обращается к Арджуне. Битва стихает. Бог и человек остаются наедине... Если в начале эпизода Ар­джуна готов сражаться и убивать, то теперь он отшель­ник, подавивший в себе грешное желание, силу эго­изма и дьявольские наущения. Он нашел свой путь, это — бхакти, преданность богу.

Кун-Цзы написал несколько философских сочине­ний, составивших основу классического конфуцианско­го девятикнижия (не совсем ясно, какие именно книги или их фрагменты непосредственно написаны самим Кун-Цзы, а какие — его учениками и последователя­ми). Первая серия — «Пятикнижие» состоит из:

  • И-цзин — «Книга перемен» (сборник молитв, за­клинаний, изречений).

  • Шу-цзин — «Древняя история» (полулегендарная история древнейших императоров).

  • Ши-цзин — «Книга песнопений» (мифы, объяс­няющие устройство и создание мира, религиозные пес­нопения и гимны).

  • Ли-цзи — «Книга церемоний» (описание обрядов и бытовых традиций).

  • Чун-цю — «Книга весны и осени» (летопись ис­тории княжества Лу). Эта книга наиболее бесспорно приписывается Кун-Цзы.

Вторая серия — «Четверокнижие» написана, очевид­но, в большей степени учениками Кун-Цзы. Она состо­ит из:

  • Да-Сюэ — «Великое учение» (о самоусовершен­ствовании человека).

  • Чжун-Юн — «Книга о середине» (о соблюдении гармонии).

  • Лун-Юй — «Беседы и суждения» (Книга изрече­ний Кун-Цзы и его учеников).

  • Мэн-Цзы — учение одноименного философа, уче­ника и продолжателя Кун-Цзы.

  1. Конфуций Кун-Цзы проповедовал пять основных добродете­лей: мудрость, гуманность, верность, почитание стар­ших и мужество. Следование им, хотя бы по мере возможности, должно было бы обеспечить порядок и гармонию в жизни людей. Особый упор делается в этом учении на верность долгу (и), преданность своему госу­дарю (чжун), сыновнюю почтительность (сяо) и уваже­ние к старшим (ли).

  2. обсуждать теологические вопросы (о боге и вере в него) Конфуций считал пустой тратой времени.

  3. Лао-Цзы (основателю даосизма) приписывается сравнительно не­большой философский трактат Дао-дэ-цзин (книга о дао), состоящий из отдельных изречений. В основе уче­ния, изложенного в этой книге, лежит понятие дао (букв, путь, дорога). Дао — это и бог, и путь, и разум, и слово

  4. Рассматривая дао как путь, движение, причину пе­ремен, Лао-Цзы (основатель даосизма) был настоящим консерватором (сторон­ником неизменности и старины) в отношении к общес­твенной и политической жизни. В этом стремлении к неизменности, вечной гармонии и устойчивости учение даосизма (термин происходит от главного понятия этой философии) схоже с конфуцианством. Любое действие, изменение, «делание» могут стать причиной зла

  5. Лао-Цзы (основатель даосизма) призывал платить за добро добром, быть чуждым суете, сторониться лишних знаний, быть воздержанным и бережливым. В его учении больше чувст­ва и меньше разума, чем в конфуцианстве.

Похожие:

Дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания iconНастоящая книга действительно сексология для всех. В живой и доступной...
В живой и доступной форме она дает знания о сексуальности, необходимые каждому, кто не хочет действовать вслепую и старается сочетать...
Дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания iconКнига первая из серии «знания первоистоков»
ЗемлеВ дольмены уходили люди – наши далёкие предки, чтобы сохранить на Земле знания первоистоков – то есть знания от Бога, которыми...
Дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания iconБилеты по теории государства и права
Научные знания – упорядоченные, организованные в определенную систему знания, взаимосвязанные и логически изложенные, обоснованные,...
Дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания iconСтруктура социологического знания
Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей...
Дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания iconОсновные вопросы философии
Философия самая древняя область знания. Она возникла в I тыс до н э одновременно в Китае, Индии и Греции. Возникновение философии...
Дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания iconТо, что мне нравится в нашем современном мире это доступность знания....
Все знания открыты. Каждый может найти доступную по его уровню школу или мастера, заточенного под специфические потребности. С одной...
Дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания iconТема Теория государства и права как наука §  Понятие научного знания
Общая теория права входит в систему современного социально-гуманитарного знания. Для того чтобы понять, что составляет предмет изучения...
Дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания iconВасилий Шукшин. Крепкий мужик
Идегтярилн, и химией обсыпали сбрую грызут), метла, грабли, лопаты Иосталась она пустая, церковь, вовсе теперь никому не нужная....
Дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания iconСеминар №1 по дисциплине «Методология и методы психологического исследования»...
Формы существования человеческого знания. Характеристика научного знания. Отличия от обыденного знания
Дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания iconКаннингэм С. Викка для начинающих/Пер с англ. К. Ткаченко
Викка — это разновидность магии, возникшая так дав­но, что многие ее знания утрачены. Сегодня маги стараются по крупицам собрать...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница