Фрай Лжец "Лжец"


НазваниеФрай Лжец "Лжец"
страница1/24
Дата публикации11.06.2013
Размер5.22 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Стивен Фрай

Лжец



"Лжец": Фантом Пресс; Москва; 2004

ISBN 5-86471-341-4

Оригинал: Stephen Fry, "The Liar"

Перевод: Сергей Ильин

Аннотация

Если исходить из названия романа, то "Лжец" должен повествовать о лжеце, но если

вспомнить о том, кто написал его, то все уже не так однозначно. Стивен Фрай,

талантливый актер и писатель, как никто умеет мешать правду с вымыслом, подменяя

одно другим.

Адриан Хили - неисправимый лгун и законченный циник. Это с одной стороны. А с

другой, он - изощренный выдумщик и тонкий наблюдатель. Адриан лгал всегда. Сначала в

частной элитной школе, где изводил надутых преподавателей - чтобы расцветить убогое

школьное существование. Затем в Кембридже - дабы избежать экзаменационной рутины и

завоевать место под солнцем. Адриан лжет так талантливо, что перед ним открываются

воистину блестящие карьерные перспективы, вот только Адриан больше любит

выдумывать, чем зарабатывать деньги. Но жизнь решает за него - благодаря своему

таланту вруна Адриан оказывается в центре запутанной истории с кровавыми убийствами,

шпионажем и бесконечной ложью...

Дебютный роман Стивена Фрая "Лжец" наверняка получил бы самое горячее

одобрение Ивлина Во, Оскара Уайльда и Пелема Г. Вудхауза, будь они живы. Собственно, на

них и равнялся знаменитый актер и шоумен, берясь за перо, и роман у него получился

идеально английским - с ироническим прищуром, каскадом шуток, изящных каламбуров и

крайне прихотливым сюжетом.

^ Стивен Фрай

Лжец

Посвящается

(вставить полное имя)

Во всем последующем нет ни единого слова правды

Мужчина в футболке с надписью "Слава" остановился у дома, в котором когда-то

родился Моцарт. Он смотрел на дом, и глаза его сияли. Так он и стоял, неподвижно, задрав

голову и весь светясь обожанием, пока стайка Линялых Джинсов и Флуоресцентных Бермуд

втекала, огибая его, в дом. Потом тряхнул головой, сунул руку в карман штанов и

направился к дверям. Высокий тонкий голос, донесшийся сзади, заставил его остановиться

на полпути.

- Вы когда-нибудь задумывались, Адриан, над феноменом ключей?

- Каких именно, дверных?

- Не дверных, Адриан, нет. Отнюдь не дверных. Водных. Подумайте о родниках,

кладезях, о вечно бьющих источниках. Иерусалим, к примеру, - это источник религиозности.

Один-единственный городишко в пустыне, и тем не менее - источник трех самых могучих

религий мира. Столица иудаизма, свидетель распятия Христа, город, откуда Магомет

вознесся на небо. Такое впечатление, что религия бьет из его песков ключом.

Футболка "Слава" улыбнулся сам себе и вошел в здание.

Твидовая Куртка и Синяя Оксфордская Сорочка остановились перед крыльцом. Теперь

настал их черед благоговейно созерцать людской поток, текущий мимо по Гетрейдегассе.

- Возьмите Зальцбург. Далеко не самый главный город Австрии, и тем не менее

Иерусалим для каждого любителя музыки. Гайдн, Шуберт и... о да, потому-то мы и здесь...

и Моцарт.

- Существует теория, что Землю пересекают особые линии, и там, где они сходятся,

случаются странные вещи, - сказал Синяя Оксфордская Сорочка. - Лей-линии, - по-моему,

так их называют.

- Вы можете счесть, будто я тяну одеяло на себя, - произнес Куртка, - но я бы

сказал, что тут все дело в немецком языке.

- Войдем?

- Вне всяких сомнений.

Они вступили внутрь темноватого дома.

- Понимаете, - продолжал Куртка, - любые оттенки иронической абстракции,

которые язык передать не способен, находят себе выражение в музыке.

- Никогда не считал Гайдна ироничным.

- Возможно, конечно, что теория моя безнадежно ошибочна. Заплатите этой

хорошенькой фрейлейн, Адриан.

В комнате третьего этажа, там, где шалил маленький Вольфганг, в комнате, чьи

стены он расписывал не по годам толковыми решениями арифметических задач, чьи

стропила подрагивали от младенческих менуэтов, Футболка "Слава" разглядывал витринки

с экспонатами.

Черепаховые и слоновой кости гребни, которыми расчесывались некогда взъерошенные

локоны маленького гения, судя по всему, не пробудили в Футболке никакого интереса, равно

как и письма, и списки отданного в стирку белья, и детских размеров альты и скрипки.

Внимание его целиком и полностью поглотили макеты сценических декораций, висевшие в

застекленных ящичках по всем стенам комнаты.

Один из ящичков, похоже, в особенности зачаровал его. Футболка вглядывался внутрь

напряженно и подозрительно, словно наполовину побаиваясь, что замершие в ящичке

фигурки из папье-маше пробьют стекло, выскочат и двинут его по носу. Он как будто

совсем забыл о Линялых Джинсах и Кислотных Шортах, которые толпились вокруг, смеясь

и обмениваясь шутками на непонятном ему языке.

Сцена, столь его увлекшая, изображала банкетный зал, посреди которого

располагался нагруженный яствами обеденный стол. У стола помещались два маленьких

господина - один присел от страха, а другой стоял, упершись в бок рукой, в позе

высокомерного презрения. Оба смотрели вверх, на модельку белой статуи, каковая

указывала на них обвиняющим перстом итальянского дорожного полицейского или

вербовочного плаката военных времен.

Твидовая Куртка и Синяя Сорочка только что вошли в комнату.

- Начните с того конца, Адриан, встретимся посередке.

Куртка проследил, как Оксфордская Сорочка перемещается на другой конец комнаты,

а затем подошел к ящичку, стекло которого оставалось еще запотевшим от пристального

внимания Футболки "Слава".

- Don Giovanni , - сказал Твидовый, подойдя к Футболке, - a cenar teco m ' invitasi , e

son venuto . Дон Жуан, ты звал меня к обеду, я здесь.

Футболка по-прежнему не отрывал глаз от стекла.

- Non si pasce di cibo mortale , chi sipasce di cibo celeste , - прошептал он. - Кто

обедает на небесах, не нуждается в пище смертных.

- Сколько я понимаю, у вас для меня кое-что есть, - сказал Твидовый.

- "Золотой олень", на имя Эмбури. Небольшой пакет.

- Эмбури? Мидлсекс, Англия? Вот уж не знал, что вас интересует крикет.

- Имя я взял из газеты. Показалось мне очень английским.

- Каковым оно и является. Всего хорошего.

Твидовый отошел и присоединился к Синей Сорочке, уже погрузившемуся в беседу с

француженкой.

- Я объяснял леди, - сказал Сорочка, - что, по моему мнению, эти декорации

"Волшебной флейты" выполнены Дэвидом Хокни .

- Определенно, - подтвердил Твидовый. - На мой взгляд, Хокни присущи два стиля.

Неистовый и естественный либо холодный и бесстрастный. Помнится, я заметил

однажды, что существуют две разновидности Хокни: Хокни на траве и Хокни на льду.

- Простите?

- Это шутка, - пояснил Синяя Сорочка. - А Твидовый вглядывался в экспонаты.

- Вот это наверняка Царица Ночи.

- По-моему, она самый удивительный из персонажей, - сказала француженка. - А ее

музыка... Господи, она просто божественна. Я и сама певица, и сыграть роль Царицы - моя

заветнейшая мечта.

- Партия действительно почетная, - согласился Оксфордская Сорочка. - И, как я

всегда полагал, очень сложная. Какую немыслимо высокую ноту приходится брать

исполнительнице? Верхнее до, не так ли?

Ответ, данный француженкой на этот вопрос, ошарашил не только Синюю Сорочку

и его спутника, но и всех, кто присутствовал в комнате. Ибо француженка вперилась в

Сорочку округлившимися от испуга глазами, открыла пошире рот и взяла пронзительным

сопрано такую чистую и страстную ноту, какой ей никогда уже не удалось повторить за

всю ее дальнейшую выдающуюся оперную карьеру.

- Боже милостивый, - сказал Твидовый, - неужели и вправду так высоко? Сколько я

помню...

- Дональд! - воскликнул Сорочка. - Взгляните!

Твидовая Куртка обернулся и увидел причину только что прозвучавшего вопля, равно

как и других, технически менее совершенных криков, уже летевших отовсюду.

Посреди комнаты возвышался, дергаясь и подпрыгивая, точно марионетка, мужчина в

футболке "Слава".

Впрочем, не вульгарность подобного перепляса в подобном месте взбудоражила всех, а

вид и бульканье крови, бьющей из его горла пенной струей. Человек этот, подскакивая на

месте и перебирая ногами, казалось, пытался, стискивая руками шею, остановить кровь,

однако ее напор делал эту задачу неисполнимой.

В такие мгновения время останавливается.

Те, кто потом описывал эту сцену друзьям, психиатрам, священникам, журналистам,

все как один говорили о звуке. Одним он представлялся хриплым урчанием, другим -

булькающим карканьем; старик в твидовой куртке и его молодой спутник согласились

впоследствии, что шипение, с которым бьет из кофеварки струя капуччи-но, отныне всегда

будет напоминать им этот страшный предсмертный сип.

Все запомнили ошеломляющее обилие крови и напор, с которым та прорывалась сквозь

пальцы мужчины. Всем запомнился хор возвысившихся в ужасе басов, когда несколько

человек, невзирая на красную морось, устремились на помощь дергавшемуся на полу

человеку. Все запомнили, как ничто не смогло заградить путь ужасной струе, которая била

фонтаном из горча несчастного, погружая на его футболке слова "Я буду жить вечно" в

темное пятно. Все запомнили, как долго он умирап.

Но только один из присутствовавших там запомнил необычайно толстого человека с

маленькой головой и жидкими волосами, который, покидая комнату, выпустил из ладони

нож, скользнувший на пол, точно живая рыбка.

Только один человек увидел толстяка, однако делиться увиденным ни с кем не стал. Он

схватил своего спутника за руку и повлек его прочь.

- Пойдемте, Адриан. Думаю, нам лучше оказаться в другом месте.

Глава первая

I

Адриан проверил орхидею в своей петлице, обозрел гетры, подтянул лавандовые

перчатки, разгладил жилет, сунул под мышку черную трость из ротанга, дважды сглотнул и

широко распахнул дверь раздевалки.

- Ах, дорогие мои! - воскликнул он. - Поздравляю! Поздравляю вас всех! Триумф,

абсолютный триумф!

- Ну а теперь он что за херню на себя напялил? - фыркнул кто-то в дальнем, мглистом

конце помещения.

- Ты идиот и задница, Хили.

Беркисс набросил на сверкающий цилиндр Адриана кусок фланели. Адриан двумя

пальцами снял ее.

- Беркисс, если существует самомалейшая возможность того, что эта фланель впитала

какую ни на есть из выделяемых тобою секреций, что ею была стерта хоть капелька твоего

гнусного лобкового сала, что она коснулась, лаская, хотя бы одного из замаранных уголков

твоего омерзительного тела, тогда меня хватит судорога. Прости, но так и будет.

Картрайт невольно улыбнулся. Он проехался по скамье, отодвигаясь подальше, и все

же он улыбнулся.

- Ну-с, девушки, - продолжал Хили, - вы непоседливы и резвы, так тому и быть

надлежит, однако распускаться я вам не позволю. Я заглянул к вам лишь для того, чтобы

поаплодировать вашему совершенно изумительному выступлению и сказать, что кордебалет

ваш - воистину лучший в городе, и я намерен угощать вас одну за другой обедом в

посольстве в течение долгого и исполненного разнообразных свершений времени.

- Ты лучше скажи, что ты такое нацепил.

- Это называется "каракуль", и, я уверен, вы согласитесь, вещь это редчайшая. Вы

несомненно заметите, что она льнет к моему роскошному телу так, точно ее для меня и

создали... что относится также и к тебе, о усладительный Хопкинсон.

- Ой, заткнись.

Адриан увидел, что Картрайт отвернулся к своему шкафчику - шкафчику, от которого

у Адриана имелся собственный ключ. Мальчик, судя по всему, с головой ушел в процесс

натягивания носков. Адриану потребовалось полсекунды, чтобы сделать умственный снимок

изящных ступней и божественных лодыжек, облекаемых счастливыми, счастливыми

носками, - снимок, который он сможет потом проявить и исследовать, как и другие, уже

наклеенные в потаенный альбом его памяти.

Картрайт никак не мог понять, отчего Хили временами бросает на него такие вот

взгляды. Он чувствовал их, даже не видя, чувствовал, как эти холодные глаза оглядывают его

с жалостью и презрением к тому, кто не обладает столь острым языком, столь едким

остроумием, какие присущи всесильному Хили. Но ведь есть же другие мальчики, еще и

поглупее, чем он, почему же Хили именно с ним обращается не так, как с остальными? С

изящной небрежностью утвердив одну из обтянутых гетрами ног на скамье, тянувшейся

посреди раздевалки, Адриан поворошил тростью стопку трусов и регбийных шортов.

- Особенно мне понравилась, - сказал он, - та сцена в первом действии, когда вы и

девушки из Марлборо выстроились в два ряда, а после вдруг как наброситесь на этот

смешной кожаный мячик. Боже, как я смеялся, когда вы позволили кордебалету из Марлборо

убежать с ним... ай-ай-ай, а вот это принадлежит кому-то, так и не научившемуся подтирать

попу. Бирка с именем тут имеется? Ма-дисон, тебе, знаешь ли, следует уделять больше

внимания личной гигиене. Для этого и требуется-то всего два листка туалетной бумаги.

Один для подтирки, другой для подчистки. О, как вы бежали вприпрыжку, счастливые вы

создания, за нападающими Марлборо. Но только мячика они вам не вернули, так? Все били

им о землю, били, пока не перекинули через стойку ваших хорошеньких ворот.

- Это все судья, - сказал Гудерсон. - У него на нас зуб.

- Ну, как бы там ни было, милейший Гудерсон, факт остается фактом: этот дивный

дневной спектакль не оставил никаких сомнений - вам предстоит стать всеобщими

любимицами города. И могут найтись лишенные совести мужчины, которые станут

навещать вас прямо здесь, в вашей гардеробной. Они будут осыпать вас цветами,

комплиментами, флакончиками венгерской воды и бутылищами самого дорогого

шампанского. Опасайтесь таких мужчин, душечки мои, им нельзя доверять.

- А что, что они нам сделают?

- Они сорвут нежные цветы вашей невинности и растопчут их.

- Это больно?

- Не очень, если приготовиться заблаговременно. Ты приходи нынче вечером ко мне в

кабинет, и я подготовлю тебя к этому процессу с помощью успокоительной мази моего

собственного изобретения. Только надень что-нибудь зеленое, тебе следует всегда ходить в

зеленом, Джарвис.

- Ой, а можно я тоже приду? - спросил Ранделл, справедливо считавшийся

общедоступной сахарницей своего пансиона.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Фрай Лжец \"Лжец\" iconЯлом И. Я 51 Лжец на кушетке / Пер с англ. М. Будыниной
Я 51 Лжец на кушетке / Пер с англ. М. Будыниной. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 480 с. — (Практическая психотерапия)
Фрай Лжец \"Лжец\" iconТы лжец. Как научиться обманывать и манипулировать другими людьми...
Светлана Валерьевна Кузина Ты — лжец. Как научиться обманывать и манипулировать другими людьми
Фрай Лжец \"Лжец\" iconС. В. Кузина Ты лжец Как научиться обманывать и манипулировать другими...

Фрай Лжец \"Лжец\" iconКнига эта предназначена для всех, кто хочет изменить к лучшему свои...
Для того чтобы достичь Бога, добиться просветления, пробудиться, ничего не нужно делать. Нет никого, кто смог бы привести тебя к...
Фрай Лжец \"Лжец\" iconСтивен Фрай «Хроники Фрая. Автобиография»»
Стивен Фрай, у которого к двадцати годам позади уже имелись и криминальное прошлое, и тюремная отсидка, и преподавательский опыт,...
Фрай Лжец \"Лжец\" iconМакс Фрай Сказки старого Вильнюса Макс Фрай Сказки старого Вильнюса Улица Ашмянос Ašmenos g
Тони, – да да, все цвета, кроме краплака. И кисти. Нет, не эти, а вон те. Первый, второй, третий и нулевку. И может быть… да, вот...
Фрай Лжец \"Лжец\" iconРассказ адаптировал Алексей Митрошин corrdictionary
Фрай Бентоса; compadrito арг хвастун) de Fray Bentos, con ciertas incurables limitaciones (вместе с определёнными неизлечимыми недостатками;...
Фрай Лжец \"Лжец\" iconМакс Фрай Лабиринт
Фантастика и мистика, детективный сюжет и сказочные подробности, ироническая пародия и философская притча тщательно перемешаны в...
Фрай Лжец \"Лжец\" iconМакс Фрай
«Сука, — думаю я. — Тупая сука. Тупая. Сука. Тупая сука. Тупаясука, сукатупая. Сукатупаясука. Тупаясукатупаясукатупая»
Фрай Лжец \"Лжец\" iconМакс Фрай Русские инородные сказки   3 Русские инородные сказки 3 Русские инородные сказки 3
Тетя Джемима перебирает темными пальцами сахар, соль, муку, находит в манке конверт, осторожно отряхивает, прячет обратно, покачивает...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница