Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике в современных условиях?


Скачать 83.64 Kb.
НазваниеКаковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике в современных условиях?
Дата публикации12.06.2013
Размер83.64 Kb.
ТипВопрос
userdocs.ru > Философия > Вопрос

Тема 7. ЧЕЛОВЕК КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА


ФИЛОСОФСКОГО И НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Вопросы для обсуждения

1. Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике в современных условиях?

2. Почему многие философы говорят о человеке как тайне?

3. В чем заключается ценность человека?

4. Каковы отличительные черты понимания человека в культуре античности, средневековья, Нового времени.

5. Что собой представляет деятельностная парадигма в понимании человека?

6. Как связаны между собой понятия “индивидуальность” “личность”?

7. Возможна ли сегодня автономная и ответственная личность?

8. Согласны ли Вы с Х. Ортега-и-Гассетом в том, что ХХ век -- это век господства массового, усредненного человека?

9. Какие пути к бессмертию выбирает человек?

10. В чем по-вашему заключается тайна любви?

11. Как соотносятся между собой власть и авторитет?

12. Каковы основные принципы этики ненасилия?

13. В чем парадоксальность феномена свободы личности?

14. Что представляет собой антропологический кризис, каковы его основные проявления?

15. Что нового в понимание человека и его предназначения вносит выход человека в Космос?

^ ПРОБЛЕМА НОВОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ЧЕЛОВЕКУ В РАБОТЕ Ж.-П. САРТРА «ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ»


  • В чем, с точки зрения Сартра, обвиняют философию экзистенциализма его оппоненты?

  • Как Сартр определяет свободу человека и связанные с ней экзистенциалы «тревогу», «заброшенность», «отчаяние»?

  • В чем состоит новизна гуманистической позиции, которую отстаивает философия экзистенциализма?


См. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990, с.319-344.

Ж.-П. Сартр. Экзистенциализм – это гуманизм.

// Сумерки богов. М.,1990. С. 423-424, 427.
… Что это оз­начает: «существование предшествует сущности»? Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не пред­ставляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существу­ет, и он не только такой, каким себя представляет, но та­кой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и про­являет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков первый принцип экзистен­циализма. Это и называется субъективностью, за которую нас упрекают. Но что мы хотим этим сказать, кроме того, что у человека достоинства больше, нежели у камня или стола! Ибо мы хотим сказать, что человек прежде всего существует, что человек — существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек — это прежде всего проект, который пережи­вается субъективно, а не мох. не плесень и не цветная ка­пуста. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия. Не таким, каким он пожелает. Под жела­нием мы обычно понимаем сознательное решение, которое у большинства людей появляется уже после того, как они из себя что-то сделали. Я могу иметь желание вступить и партию, написать книгу, жениться, однако все это лишь проявление более первоначального, более спонтанного выбора, чем тот, который обычно называют волей. Но если существование действительно предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответ­ственность за существование.

Но когда мы говорим, что человек ответствен, то эта не означает, что он ответствен только за свою индивиду­альность. Он отвечает за всех людей. Слово «субъекти­визм» имеет два смысла, и наши оппоненты пользуются этой двусмысленностью. Субъективизм означает, с одной стороны, что индивидуальный субъект сам себя выбирает, а с другой стороны — что человек не может выйти за пре­делы человеческой субъективности. Именно второй смысл и есть глубокий смысл экзистенциализма. Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, мы имеем в виду, чти каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хо­тим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей. Действительно, нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбирать зло. То, что мы выбираем,— всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом дли всех. Если, с другой стороны, существование предшествует сущности и если мы хотим существовать, творя одновременно наш образ, то этот образ значим для всей нашей эпохи в целом. Таким образом, наши ответственность гораздо больше, чем мы могли бы пред­полагать, так как распространяется на все человечест­во. Если я, например, рабочий и решаю вступить в христианский профсоюз, а не в коммунистическую партию, если я этим вступлением хочу показать, чти покорность судьбе — наиболее подходящее для чело­века решение, что царство человека не на земле,--то это не только мое личное дело: я хочу быть покорным ради всех, и, следовательно, мой поступок затрагивает все человечество. Возьмем более индивидуальный сли­чай. Я хочу, например, жениться и иметь детей. Даже если эта женитьба зависит единственно от моего положении, или моей страсти, или моего желания, то тем самым я во­влекаю на путь моногамии не только себя самого, но и вес человечество, Я ответствен, таким образом, за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, кото­рый выбираю; выбирая себя, я выбираю человека вообще.

… Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я вы­ражаю словами: человек осужден быть свободным. Осу­жден, потому что не сам себя создал; и все-таки свобо­ден, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает. Экзистенциалист не верит во всесилие страсти. Он никогда не станет утверждать, что благород­ная страсть — это всесокрушающий поток, который не­умолимо толкает человека на совершение определенных поступков и поэтому может служить извинением.


  • ^ В чем состоит смысл идеи о том, что существование человека предшествует его сущности?

  • Как связаны между собой свобода человека и его ответственность за свое существование?



^ ПРОБЛЕМА ВНЕРЕЛИГИОЗНЫХ ЭТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ В РАБОТЕ У. ЭКО «КОГДА НА СЦЕНУ ПРИХОДИТ ДРУГОЙ»


  • Как У. Эко оценивает возможность существования различных форм религиозности?

  • В чем состоит обоснование возможности непротиворечивого объединения образа Христа и принципов природной этики?


См. Эко У. Когда на сцену приходит другой. // Пять эссе на темы этики. СПб., 2000. С.9-24.

У. Эко. Когда на сцену приходит Другой.

// Пять эссе на темы этики. СПб., 2000. С.11-21.

…Я твердо убежден, что рели­гиозность существует в разных фирмах, и следовательно, ощущение сакральности, тяга к "главным вопросам" и ожидание отве­та на них, чувство единения с чем-то пре­восходящим человека свойственны и тем, кто не верует в личное и всерасполагающее божество.

…Мы прямоходячие животные, поэтому нам затруднительно долго пребывать вниз толовой и поэтому у всех нас общее пред­ставление о верхе и о низе, причем первое, как правило, предпочитается второму. Точно так же всем людям свойственно поня­тие о правом и левом, о покое или ходьбе, о стоянии или лежании, о ползании и пры­гании, о бодрствовании и сне. … Этот список мож­но продолжать долго, в него войдут поня­тия, связанные с видением, слышанием, едой и питьем, заглатыванием и извержени­ем. И безусловно, любому человеку присущи такие представления, как познание, па­мять, желание, страх, грусть или облегче­ние, радость или печаль, а также представ­ление о том, какими звуками отображают­ся все эти чувства. Далее (и тут мы уже вступаем в область права), всем знакомы универсальные концепции принуждения; всем нам нежелательно, когда препятствуют в процессах речи, зрения, слуха, сна, за­глатывания либо извержения, не дают идти куда хочется; мы страдаем, если нас связы­вают или принуждают к изоляции, если нас избивают, ранят или убивают, подвергают пыткам физическим и психологическим, ко­торые ограничивают или уничтожают спо­собность соображать.

Учтите, что пока я выводил на сцену только некоего звероподобного и одинокого Адама, не ведающего, что есть сексуальное единение, радость диалога, любовь к детям, горе из-за утраты любимого человека; но даже и на этом этапе нам (если не ему/ей) эта семантика дает основания для этики; мы в первую очередь обязаны уважать права телесности другого существа, и, в частности право говорить и право мыслить. Если бы все нам подобные уважали эти «телесные права» история не знала бы таких явлений, как избиение младенцев, скармли­вание христиан львам. Варфоломеевская ночь, сожжение еретиков, концлагеря, цен­зура, работа детей в шахте, массовые изна­силования в Боснии.

Но как, благодаря чему, даже обзаве­дясь инстинктивным набором универсальных представлений, это звероподобное выведен­ное мною создание, сотканное из изумления и свирепости, сумеет дотумкать до идеи, что оно желает делать что-то и не желает, чтобы с ним что-то делали иные, и уж тем более, что оно не должно делать другим то, чего не хочет, чтобы делали ему? …Этический: подход начинается, когда на сцену приходит Другой. Любой закон, как моральный, так к юриди­ческий, всегда регулирует межличностные отношения, включая отношения с тем Дру­гим, кто насаждает этот Закон.

… Как свидетельствуют самые внерелигиозные из гуманитарных наук, Другой, взгляд Другого определяет и формирует нас. Мы (как не в состоянии существовать без питания и без сна) неспо­собны осознать, кто мы такие, без взгляда и ответа Других. Даже тот, кто убивает, на­силует, крадет, изуверствует, — занимается этим в исключительные минуты, а в осталь­ное время жизни выпрашивает у себе подоб­ных одобрение, любовь, уважение, похвалу. И даже от тех, кого унижает, он хочет по­лучить признание — в форме страха или подчинения…. Можно умереть или ополоуметь, живя в обще­стве, в котором все и каждый систематиче­ски нас не замечают и ведут себя так, буд­то нас на свете нету.

Почему же тогда существуют (или суще­ствовали) культуры, санкционирующие мас­совое убийство, каннибализм, унижение •тела Другого? Просто по той причине, что в них круг Других сужен до пределов племе­ни (или этноса) и "варвары" не воспринима­ются как человеческие существа. Но и хри­стианнейшие крестоносцы тоже не относи­лись к неверным как к ближним, которых надо сердечно возлюбить. Дело в том, что признание роли других, необходимость ува­жать те же их потребности, которые мы считаем неукоснительными для себя, — ре­зультат тысячелетнего развития. Христиан­ская заповедь любви тоже была провозгла­шена и со скрипом воспринята только тогда, когда времена созрели.

…я полагаю, что личности, ни­когда не переживавшие опыт трансценденции либо утратившие эту способность, мо­гут придавать смысл своей жизни и своей смерти, могут успокаиваться одной любовью к другим и стремлением обеспечить для этих Других жизнеподобную жизнь — в частно­сти, и после того, как их самих уже не ста­нет. Есть, разумеется, на свете и такие, кто не верует и все равно не заботится о при­дании смысла собственной смерти. Но есть и те, кто говорит, что верует, и при этом готов вырезать сердце у живого ребенка, только бы самому не умереть. О силе этики судят по поведению святых, а не тех неразумцев, cujus deus venter est.1

…Я постарался обосновать принци­пы внерелигиозной этики на чисто природ­ном явлении (а для Вас это явление в ка­честве составляющей части природы есть детище Божественного промысла), какова наша телесность, и на убеждении, что ин­стинктивно всякий предполагает, что его душа (или нечто, выполняющее ее функ­цию) проявляется только благодаря сосед­ству с окружающими. Из этого вытекает, что то, что я определил как "внерелигиозная этика", по сути — этичность природы, а от нее не станет открещиваться даже и верующий человек. Природный инстинкт, дозревший до степени самоосознания, — разве это не опора, не удовлетворительная гарантия?


  • Какие идеи У. Эко предлагает в качестве основы «внерелигиозной» этики?

  • Какую роль в становлении человека, его нравственности оказывает его «встреча» с Другим?

1 «Чей Бог – утроба» (лат.).


Похожие:

Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике в современных условиях? iconВ результате 10% самых богатых в 1993 г получили около 40% общего...
В результате 10% самых богатых в 1993 г получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические...
Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике в современных условиях? iconИнновационные процессы оказывают сегодня значительное влияние на...
В условиях технологической гонки между старыми экономическими лидерами и новыми индустриальными странами, сформировалась новая макроконкурентная...
Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике в современных условиях? iconПриготовление в домашних условиях
Вследствие возникшего огромного интереса к полезному и натуральному питанию у населения, мы рады предоставить Вам линейку заквасочных...
Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике в современных условиях? iconПроблемы и пути совершенствования деятельности российских банков в современных условиях
В монографии проведен анализ состояния банковской системы России, рассмотрены проблемы интеграции банковского и промышленного капиталов...
Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике в современных условиях? iconКаковы причины аутизма?
В12 и т д.), митохондриальную дисфункцию (снижение уровня карнитина, повышение лактата)
Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике в современных условиях? iconВ условиях нарастания социальных противоречий и кризисных явлений...
Сегодня можно с уверенностью сказать, что таким вечным является сохранение жизни людей в условиях кризисных явлений в экологической,...
Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике в современных условиях? iconПрограмма дисциплины «Современные конфликты и проблемы их урегулирования»
Ххi вв., их предысторию и причины возникновения; дать представление о современных научно-теоретических и практических подходах к...
Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике в современных условиях? iconЛекция №6
Развитие рыночных отношений в современных условиях невозможно без широкого использования денег. Цель изучения данной темы – раскрыть...
Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике в современных условиях? iconКаковы были причины Великих географических открытий?
Назовите не менее трех предпосылок нового времени и раскройте одну из них более подробно
Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике в современных условиях? iconКаковы причины существования политического неравенства, почему одни...
Вопросы маленькие, так что каждый берёт по 1,2 или 3 вопроса (в зависимости от количества человек в группе)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница