Вопрос Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества


НазваниеВопрос Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества
страница1/15
Дата публикации15.03.2013
Размер1.98 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Вопрос 1. Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества.

Овладение основами философии позволяет ориентироваться в быстро меняющемся и все более многообразном мире. Мир сегодня таков, что информация в нем не только лавинообразно умножается, но и быстро устаревает, а потому требует постоянной критической оценки, пересмотра и переосмысления. Непредсказуемость и сложность жизненных ситуаций, ускоренная динамика общественных изменений, отсутствие единых стандартов и шаблонных решений в чем бы то ни было – характерные признаки современности. В такой ситуации от человека требуется интеллектуальная смелость, умение проявить свой ум, гибкость и нестандартность мышления. Сегодня невозможно стать ни квалифицированным специалистом, ни достойным гражданином без определенной культуры мышления. Школой же мышления издавна и по праву считается философия. Вся история философии является живым диалогом великих личностей, благодаря чему изучение ее становится школой критической мысли, школой свободного диалога с другими людьми, с культурой человечества в целом.

Творчески мыслить – это уметь увидеть и четко обозначить проблему, это способность понять и оценить чужую мысль, сформировать и выразить собственную идейную позицию. Творчески мыслить – это также и уметь постоянно полемизировать с самим собой, быть способным к самокритике. Самокритичность – это синоним самостоятельности мышления. Без нее ум человека останется зависимым от чужого ума, от чужой точки зрения. Самокритичность защищает человека и от высокомерия, делает его готовым к диалогу, позволяет ему с уважением и толерантностью относиться к иной точке зрения, к чужим убеждениям, что так необходимо в наше время.

Изучение философии помогает формированию целостного системного представления о мире и месте человека в нем, активной гражданской позиции, развитию творческого потенциала.

Философия – это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.

Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику.

Весьма значительную часть философского знания составляют эстетические представления. Создание философской картины мира предполагает наличие у ее творцов чувства красоты, гармонии, сопричастности к миру. Философская картина мира содержит в себе также и эстетическое отношение к миру.

Философия как наука выполняет следующие функции:

1. Мировоззренческая – способствует формированию целостной картины мира.

2. Методологическая – философия вырабатывает основные методы познания.

3. Мыслительно-теоретическая – философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать понятия окружающей среды.

4. Критическая – подвергает сомнению окружающий мир и все знания.

5. Социальная – объясняет общество, причины его возникновения, современное состояние.

6. Воспитательно-гуманитарная – помогает культивировать гуманистические ценности и идеалы, которые способствуют воспитанию человека.

7. Прогностическая – на основе имеющихся знаний можно прогнозировать каковы дальнейшие перспективы развития нашего общества.

Роль философии особенно возрастает на переломах истории в периоды революционных изменений, когда человек ставит перед собой, обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального прогресса.

Решение глобальных проблем современности требует неординарных решений, демократизма и мужества мышления, смелости анализа прошлого, настоящего, перспектив будущего. Без известной философской культуры решить конструктивно эти проблемы вряд ли возможно. Именно философское знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного.

Только постигнув свою социально-деятельную функцию, отдельный человек может осознать, кто он есть, какое место занимает в жизни общества, подняться до самосознания. Философия видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком.

^ Вопрос 2. Предмет и структура философского знания.

Предмет философии исторически изменялся в тесной связи с развитием всех сторон духовной жизни общества, с развитием науки и самой философской мысли.

Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с формированием потребности в теоретическом исследовании. Философия собственно и сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Первоначально философия отвечала на вопросы, которые были уже поставлены мифологией и религией. Однако способ решения этих вопросов у нее уже был иным, он основывался на теоретическом, согласующемся с логикой и практикой, анализе этих вопросов.

Первые мыслители античного мира стремились главным образом понять происхождение многообразных природных явлений. Но уже в то время начинается размежевание между отдельными областями зародившегося знания. Выделяются математика, медицина, астрономия и т.д. Наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило также развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и направления.

Начиная с эпохи Возрождения и особенно в XVII – XVIII веков процесс размежевания между философией и специальными науками совершается несколько ускоренными темпами. Механика, физика, а затем химия, биология, юриспруденция, политическая экономия становятся самостоятельными отраслями научного познания. Это прогрессирующее разделение труда в сфере научного знания качественно изменяет роль и место философии в системе наук, ее взаимоотношения с частными науками. Философия уже не занимается решением специальных проблем механики, физики, астрономии, химии, биологии, права и т.д., а обретает свой круг проблем. Она исследует предельно общие характеристики как самого человека и условий его жизни, так и того мира, в котором он живет.

Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек - мир». Философия - это знание о мире и об отношении человека к этому миру. На всеобщее в системе "мир - человек", составляющее предмет философского познания, и спроецированы проблемы философии. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззренческие (по их значимости для деятельности человека), не бывает.

Основным способом решения философских проблем является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человека, на достижения всех наук и культуры в целом.

Целостность, системность предмета философии обусловливает ее сложноорганизованную, многоуровневую, структуру, которую можно представить следующим образом:

1. Онтология – учение о бытии, об основных началах всего существующего.

2. Социальная философия – раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

3. Философская антропология – философское учение о природе и сущности человека.

4. Гносеология - учение о знании, теория познания.

5. Праксеология – учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни.

6. Этика – философское учение о нравственности, морали.

7. Аксиология - учение о ценностях.

8. Эстетика – философская дисциплина о законах создания и освоения художественных ценностей; философское учение о прекрасном.

9. Логика – наука о формах правильного, т.е. связного, последовательного, доказательного мышления.

В различных философских системах указанные дисциплины в разной степени выражены, по-разному связаны друг с другом, приобретают разное содержание и направленность.

^ Вопрос 3. Основные философские учения Древней Индии.

Философская мысль в Древней Индии возникает в период формирования там цивилизованных форм общественной жизни; об этом говорит хотя бы то, что в обществе уже сложились социальные группы. Это четыре Варны (касты) – брахманы (жрецы, элита общества), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (низший слой).

В Древней Индии развитые философские воззрения содержаться в ведической литературе, зарождение которой относят к середине II тыс. до н.э. и которая представляет собой собрания гимнов персонифицированным силам природы, религиозных ритуалов и т.п.

Дхарма – учение, доктрина, в нашем понимании философия. На востоке дхарма – это философия и религия вместе (неотделимые), дхарма это моральный долг и путь каждого благочестивого человека.

Веды – древние(до 1500 до н. э.), священные тексты индуизма, написанные на санскрите (Ведийский санскрит). Веды и комментарии к ведам лежат в основе индийской философии.

Космос порождает человека. В его физическом воплощении он есть порождение воды, воздуха и огня, но в дальнейшем человек отделяется от физической природы. В рамках древнеиндийской философии подчёркивается значение духовной стороны человека, она приобретает здесь космический смысл.

Веды составляют основу индуизма. Согласно Ведам «этот» мир, включая и человека вышел из атмана - брахмана, в него же всё и вернётся. Иначе говоря, существует круговорот бытия и цель человеческой жизни, таким образом, состоит в том, чтобы вписаться в него, ибо если человек жил недостойно, его душа после его физической смерти может воплотиться в низшем существе - в человеке с пороками, в животном и даже в насекомом. При достойном же поведении душа воплощается в человеке с положительными качествами.

Здесь действует закон кармы (каждый получает воздаяние по своим поступкам), но индивидуальная судьба человека определяется законом дхармы. Дхарма брахманов состоит в их предназначении управлять обществом, вайшьев - в обязанности трудиться и содержать брахманов и самих себя и т.д. Закон дхармы жёстко предопределяет жизненный путь человека, закон же кармы как бы ослабляет эту предопределённость, ибо он даёт возможность человеку самому влиять на свою жизнь (жизнь своей души), делая сознательный выбор в соответствии с этическими установками общества.

Это, однако, самая общая, философская интерпретация законов, выводящая нас на извечную проблему свободы человека. В другом плане, а именно - в плане социально-политической философии дхармы и кармы использовались для оправдания кастовой системы общества, для умиротворения потенциальных бунтарей, ибо: что бы ни случилось в нашей жизни, мы должны принимать это с покорностью, т.к. всё есть результат наших же прошлых деяний.

Традиционные философские школы Индии делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Их отличие в основном связано с отношением к священному писанию брахманизма, а затем индуизма — Ведам (ортодоксальные школы признавали авторитет Вед, неортодоксальные отрицали его).

Ортодоксальные школы Древней Индии, например, йога – система практических действий, направленных на познание абсолюта.

Неортодоксальные:

1) Джайнизм - в центре джайнской религиозно-философской доктрины - проблема бытия личности. В трактатах-сутрах излагается учение о пути к освобождению из круговорота бесконечной смены рождений и смертей. Оно может быть достигнуто обретением "трех сокровищ" (триратна): правильным воззрением, или видением истины (самьягдаршана), правильным познанием (самьягджняна) и правильным поведением (самьяг-чарита).

2) Буддизм - учит, что жизнь во всех ее проявлениях есть зло, несущее страдания всему живущему. Причина зла и страданий - привязанность человека к чувственному миру перерождений (сансара), все человеческие чувства, страсти, желания. Преодолев их, поняв суетность и зло мира, можно прекратить «круговорот бытия», создав себе такую карму, которая приведет к небытию, нирване. Это «спасение» достигается вступлением на «восьмеричный путь» праведной жизни, под которой подразумевается отказ от всех человеческих интересов, семьи, имущества, от всего светского, подавление в себе любого интереса к земному путем самососредоточения. Практически такая жизнь возможно только в монашеской общине. Мирянин мог рассчитывать на «лучшее перерождение», лишь щедро жертвуя монахам и соблюдая 5 моральных требований: воздержание от нанесения зла, лжи, кражи, от чувственных излишеств и алкоголя.
^ Вопрос 4. Основные философские учения Древнего Китая.

В Древнем Китае мифология была развита слабо. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми. В Китае преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления.

Зарождение философии в Китае исследователи относят к VШ-VI в.в. до н.э. Ценнейшим источником древнекитайской философии является «Книга Перемен» (И Цзин), которая может рассматриваться как связующее звено между пред философией и собственно философией. В «Книге Перемен» представлена оригинальная система философских построений. Характерным является то, что человек, природа, Вселенная рассматриваются как единое целое, в котором всё взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами (отсюда и название «Книги»).

Сам механизм перемен раскрывается через взаимосвязь двух базовых начал, а именно ЯН и ИНЬ.

Первое - ЯН считается мужским, подвижным, деятельным началом; второе - ИНЬ - женским, инертным, пассивным началом. При их вертикальном расположении между ними помещается третий - промежуточный элемент - ЦЗЫ, символ примирения и гармонии противоположностей - их дитя.

Таким образом, рассматривая все сущее как единство противоположных начал - мужского - янь и женского - инь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их взаимодействием.

Существенной чертой древнекитайской философии является её традиционное обращение к образу совершенно мудрого человека /мудреца/.

Идеи первых философов Китая Лао-Цзы и Конфуция положили начало двум основным направлениям всей последующей китайской философии - даосизму и конфуцианству.

Даосизм - одна из религий Древнего Китая, идейным истоком которой явилось философское учение, приписываемое полулегендарному мудрецу Лао Цзы («старый учитель»), автору «Книги о дао и дэ». Дао (путь) - основной закон бытия, вечное изменение мира, независимое ни от воли богов, ни от усилий людей. Дао – это космический закон, а дэ – его земное воплощение. Неизбежность ухода от старого и прихода к новому. Поэтому люди должны подчиняться естественному ходу событий, их удел - «недеяние», пассивность. Свой идеал Лао Цзы выражал в призыве к слиянию с природой и возврату к прошлому, рисуемому им в идиллических тонах.

Конфуцианство - философско-этическое учение мыслителя древнего Китая Конфуция (Кун-цзы) и его последователей. Согласно конфуцианству, в обществе действует закон «жэнь» (человеколюбие, гуманность), ниспосланный небом. Для усвоения этого закона человек должен соблюдать «ли» - нормы общественного поведения, традиционные обряды, поступать согласно своему общественному положению: «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын – сыном». В центре внимания конфуцианства – проблемы этики, политики, воспитания человека. Принципом нравственного совершенства конфуцианство объявляет идею гуманности, уважения к себе, почитание старших, разумный порядок. Главный императив морали Конфуция – «не делай другим того, чего не желаешь себе».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Вопрос Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества iconФилософия, ее предмет и место в жизни общества и человека
Специфика философии. Основные компоненты и категории философского знания. Основные функции философии
Вопрос Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества iconТема Предмет и роль философии в жизни общества и человека Философия,...
Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Вопрос о научности философии
Вопрос Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества iconВопросы к экзамену по философии фмф
Место философии в системе культуры. Возникновение философии как особой формы духовной культуры общества. Возникновение философии...
Вопрос Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества iconПредмет философии. Место и роль философии в культуре
...
Вопрос Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества iconОбщих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь...
Необходимость ориентироваться в меняющейся социальной и природной среде порождает у каждого человека потребность в обобщенной системе...
Вопрос Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества iconЭкзаменационные вопросы по курсу «философия»
Предмет философии, ее задачи и методы. Роль философии в жизни человека и общества
Вопрос Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества iconПланы семинарских занятий Дискуссия о задачах и статусе философии...
Малинова И. П. Философия права в системе юридического образования // Рос юрид журнал. 1995. №3
Вопрос Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества iconИзучения общей психологии являются сущности и закономерности возникновения,...
Психология— наука о законах возникновения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности...
Вопрос Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества iconЭкзамен по Философии. Философия как мировоззрение. Основной вопрос философии
Основные подходы к изучению общества (идеалистический, натуралистический, диалектико-материалистический)
Вопрос Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества iconВопросы к экзамену по философии
Понятие и предмет философии. Цели и задачи философии. Функции философии. Основные проблемы философии и её структура. Основной вопрос...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница