Е. В. Яговдик Философия


НазваниеЕ. В. Яговдик Философия
страница1/11
Дата публикации15.03.2013
Размер1.31 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Белгородский государственный технологический университет

им. В.Г. Шухова
Е. В. Яговдик

Ф и л о с о ф и я
Утверждено ученым советом университета

в качестве учебного пособия для студентов 2-го курса

дневной формы обучения специальностей


150402 – Горные машины и оборудование,

260601 – Машины и аппараты пищевых производств,

270101 – Механическое оборудование и технологические

комплексы предприятий строительных

материалов, изделий и конструкций,

270113 – Механизация и автоматизация строительства,

151001 – Технология машиностроения,

151003 – Инструментальные системы

машиностроительных производств,

200503 – Стандартизация и сертификация

Белгород

2009
УДК 1(075)

ББК 87я7

Я 37


Рецензенты: доктор философских наук ^ Н.И. Шевченко

кандидат философских наук Г.Н. Калинина

Яговдик Е. В.
Я 37 Философия: учебное пособие / Е. В. Яговдик. Белгород: Изд-во БГТУ, 2009.88 с.


Учебное пособие подготовлено в соответствии с новым Государственным стандартом к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста. Содержание философии раскрывается через рассмотрение основных философских проблем (бытие, познание, общество, человек, наука).

Материал изложен в доступной форме, что позволяет обучаемым развить в себе конструктивное мышление и выработать свою философскую позицию. В конце каждой темы предложны вопросы для проверки знаний, а также тематика рефератов и сообщений.

Учебное пособие предназначено для студентов 2-го курса дневной формы обучения, изучающих курс философии.

Издание публикуется в авторской редакции.


УДК 1(075)

ББК 87я7


© Белгородский государственный

технологический университет

(БГТУ) им. В. Г. Шухова, 2009

Введение
Учебное пособие по курсу "Философия" подготовлено для студентов технических специальностей с учетом требований обязательного минимума образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Оно ставит своей задачей показать студентам различные подходы к решению наиболее важных философских проблем, чтобы помочь обучающимся на основе знания философского материала научиться самостоятельно мыслить и независимо судить о сложных, но важных вещах, опираясь на достижения мировой мысли. Ведь проблемы философии относятся к разряду «вечных», ставятся на протяжении всей истории существования этого предмета и каждая точка зрения вносит неоценимый вклад в формирование картины мира.

На всем протяжении своего существования, человек стремится возвысить этот способ миропонимания. В конечном счете, назначение философии и состоит в духовном возвышении человека, обеспечении, возможно, лучших условий состояния человечества.

Приступая к изучению философии необходимо иметь в виду, что она представляет собой динамическую, развивающуюся систему понятий, идей, категорий. Важно научиться ориентироваться в различных теориях и направлениях, чтобы получить возможность выявить их истоки и правильно соотнести с требованиями сегодняшнего дня.

В учебном пособии систематизированы и последовательно изложены наиболее важные философские концепции.

Проблема бытия издревле считалась одной из важнейших. Будет заблуждением считать, что данная абстрактная категория имеет мало общего с реальной повседневностью. Напротив, рассмотрение вопроса человеческого бытия, существования, дает ответ на значимые вопросы о смысле жизни, о предназначении человека. Каждый человек в определенные моменты своей жизни становится перед выбором и тем самым осуществляет свою свободу. Поэтому, философия, обладая такими функциями как мировоззренческая, познавательная, ценностная, помогает самоопределению человека, помогает сделать ему правильный выбор.

Для стимулирования самостоятельного философского мышления студентов в конце каждой темы, помимо вопросов для проверки усвоенных знаний, даны темы рефератов для попыток более глубокого исследования заинтересовавшего вопроса. Следует отметить, что использование в учебном процессе только одного этого учебного пособия недостаточно, поэтому мы рекомендуем дополнительную литературу.

  1. ^ Учение о бытии




    1. Постановка проблемы бытия в философии


Понятие «бытие» является фундаментальной категорией философии. Раздел философии, изучающий проблему бытия, называется онтологией, которая включает в себя вопросы происхождения мира, его характеристики, законы развития и направление развития. Бытие есть философская категория для обозначения всего объективно существующего мира (природного, социального, индивидуального, материального и духовного). Отталкиваясь от данной категории, философы разворачивают всю систему понятий, рассуждений и выводов.

Заметим, что конкретное, содержательное наполнение категории «бытие» зависит от многих факторов, например, существующей в данную эпоху картины мира (мифологической, религиозной, естественнонаучной) и от субъективной позиции философа.

^ Картина мира - это целостное миропонимание, в основе которого лежит принцип, определяющий мировоззренческую установку человека, его ценностные ориентиры.

Антитезой (противоположностью) бытия является небытие. Все конкретные формы бытия возникают из небытия и становятся объективной реальностью, актуализируются. Когда бытие существующего приходит к концу, то оно превращается в небытие, меняет свою форму. Нужно отметить, что небытие является относительной категорией, в абсолютном смысле небытия нет, так как возникновение той или иной формы бытия является результатом перехода одной формы бытия в другую.

Принято рассматривать бытие как многосферное и многоуровневое. Многосферность проявляется не только на самом широком уровне разделения - на природное, социальное и индивидуальное бытие, но и на каждом из этих уровней. Природное бытие включает в себя атмосферу, гидросферу, биосферу, ноосферу и т. д. Социальное - техническое, экономическое, социальное. Индивидуальное - сознательное, бессознательное, биологическое.

Многоуровневость связана с развитием бытия. Выделены следующие уровни бытия: потенциальное бытие, которое заключается в возможности бытия, то есть еще не реализованном потенциале (его следует отличать от небытия вообще), и актуальное бытие, то есть уже реализовавшаяся возможность.

Важно отметить, что за данной многосферностью и многоуровневостью обнаруживается единство мира. Вопрос о том, какова природа этого единства неоднократно поднимался в истории философии. Принято считать, что реальную основу всех явлений в их единстве и многообразии образует субстанция. В истории философии существует несколько точек зрения на то, сколько субстанций лежит в основе бытия. Философская позиция, признающая, что в основе всего лежит одна субстанция - материальная или духовная называется монизмом. Материалистический монизм представлен учениями философов Милетской школы, идеалистический - Платоном, который разработал идею о первичности духовной субстанции - «мире идей». Позиция, признающая равноправие двух независимых первоначал называется дуализмом, которая была заложена Аристотелем в его учении о материи и форме и впоследствии классически изложенная Р. Декартом в его учении о равноправии двух субстанций - материальной и духовной. А признание множества самостоятельных и независимых друг от друга субстанций называется плюрализмом, ярким представителем которого является Лейбниц.

^ 1.2. Представление о сущности бытия в истории философии
В античности под бытием понимали так называемое наличное бытие, то есть окружающий мир (природу, вещи, людей), реальный процесс жизни, существующий в общем, абстрактном значении в форме вместилища всего имеющегося, которое имеет форму шара конечных размеров, внутри которого все движется равномерно, прямолинейно или кругообразно. Помимо материальных субстанций (субстанция - сущность всех вещей), таких как вода, воздух, огонь, атом, существовали и духовные субстанции в форме «ума», «чистых идей» и т.д. Философ Парменид выдвинул идею о совпадении бытия и мышления. Он считал, что можно мыслить о том, что существует, что есть на самом деле, и нельзя помыслить о том, чего нет, то есть о небытии. Следовательно, существует только бытие, небытия нет. Если помыслить о небытии, то это значит перевести его в область существующего, в область бытия, следовательно, небытие станет тождественным бытию. В это время имело место единство природы (космоса) и человека, поэтому можно сказать, что натурфилософская картина античности была антропоцентрической.

Средневековая философия разграничила истинное бытие - бесконечное, божественное и неистинное бытие - сотворенное из ничего, мирское, поддерживаемое божественной волей.

В эпоху Возрождения возникает понятие бесконечного чувственно воспринимаемого бытия, движения материи от точки к точке. Приобретает значимость материальное бытие, формируется культ телесности, утраченный в средневековье, однако окружающая природа все еще отождествляется с богом.

В 17 - 18 веках в заключительный период формирования классической научной картины мира тема бытия окончательно приобретает материалистическое звучание. Вместилищем мира становится неподвижный эфир, относительно которого равномерно движутся предметы. Взаимодействие между предметами имеет характер дальнодействия и осуществляется мгновенно, поэтому существует единое (абсолютное) время. Характеристиками материального мира являются: неизменность, равновесность, линейность, простота.

В этот же период возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту (человеку). При этом человек является просто сторонним наблюдателем природного бытия, той реальности, в которой существовали механические законы. Природа и сам человек рассматривались как некие механизмы, что связано с развитием механики - главной науки в этот период. В конце 18 века И. Кант разрушил классическую схему независимости бытия от человека, показав, что окружающий мир им воспринимается сквозь призму сознания, познавательные способности которого ограничены.

В 19 веке формируется неклассическая картина мира, в которой под бытием стали понимать сложную многомерную, многовариантную, динамическую действительность, описываемую такими понятиями как изменчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость. Была продолжена традиция, направленная на осмысление бытия человека.

Общественные потрясения начала 20 века еще острее поставили вопрос о смысле и сущности человеческой жизни. Многие философские школы этого времени: «философия жизни», «экзистенциализм», «фрейдизм», «неокантианство», «феноменология» раскрыли новую сторону бытия - бытие человека, субъективную реальность. Формируя новую онтологию, представители данных школ пытались выделить личностное первоначало, лежащее в основании всего остального бытия. Впоследствии научные исследования внутреннего мира человека развили вопрос единства духовного (социального) и биологического, сознательного и бессознательного, эмоционального и рационального, показав всю сложность человеческого бытия.

В конце 20 века была осознана взаимообусловленность, взаимосвязь природного и человеческого бытия, в результате чего возникло наиболее общее универсальное определение бытия: бытие - это вся совокупность существующего в мире, единство материальной и духовной реальности. В современном понимании, бытие может рассматриваться как в статическом (устойчивом) так и в динамическом (изменчивом) аспекте.

Необходимо подробнее остановиться на прочно сложившейся в философии и науке традиции исследовании бытия как «материи».

Как было сказано выше, в античной натурфилософии материя рассматривалась с двух позиций: с позиции созерцательного материализма, когда материя отождествлялась с каким либо веществом, и с позиции атомистического идеализма, когда материя состояла из атомов и пустоты.

В классической механике (И. Ньютон), согласно концепции дискретного строения материи - материя - это субстанция, состоящая из отдельных атомов или корпускул.

В 19 веке согласно концепции континуального (непрерывного) строения материи - материя существует в двух видах - вещество и поле. Они строго разделены и их превращение друг в друга невозможно.

На рубеже 19 - 20 веков в условиях революции в естествознании (открытие электрона, рентгеновских лучей, радиоактивности) какое - то время наблюдался кризис в определении материи - «материя исчезла», в результате чего распространились идеалистические настроения. Далее, согласно концепции корпускулярно - волнового дуализма было дано определение материи как единой физической реальности, совмещающей в себе свойства вещества и поля. Для того чтобы определение материи приобрело универсальный характер, возникает понятие, остающееся до сих пор самым общим и адекватным: материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Материя абсолютна, в смысле ее неисчерпаемости, присутствует везде и всюду в дискретном виде или в виде поля. Даже пустота - одно из возможных состояний материи. В частности физик П. Дирак показал, что вакуум представляет собой систему виртуально рождающихся и поглощающихся фотонов.

^ 1.3. Материя: способ существования и формы
Движение - всякое изменение вообще, способ существования материи. Формы движения многообразны и каждая форма движения проявляется на определенном этапе развития материи. В 19 веке Ф. Энгельс дал классификацию форм движения материи, которая до сих пор является наиболее полной и универсальной: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. В данной схеме формы движения материи выстроены по принципу от простого к сложному: каждый последующий уровень включает в себя предыдущий, но к нему не сводится, так как добавляется нечто новое. Понятие «движение» более полно раскрывается через его соотношение с понятием «покой», «устойчивость», «состояние». Движение есть смена состояний явления или предмета. В то же время в потоке никогда не прекращающихся изменений материи существуют моменты покоя, которые проявляются в форме равновесия, временной стабильности, устойчивости явлений. Следовательно, движение абсолютно, покой относителен. Относительный характер состояния покоя заключается в том, что он имеет место лишь по отношению к конкретным материальным объектам, а не ко всей материи в целом. Например, тело может находиться в состоянии покоя относительно Земли, но по отношению к другим планетам оно находится в постоянном движении. В самом теле человека также происходят постоянные физические, химические и другие изменения.

В мире присутствуют различные типы и виды изменчивости. В самом общем виде их можно разделить на качественные и количественные. Количественные изменения – это, прежде всего, механические процессы, которые связаны с перемещением тел. Качественные изменения связаны с изменением структуры самого предмета, превращением его в другой предмет. Внутри же самих изменений можно выделить обратимые (переход вещества из одного агрегатного состояния в другое) и необратимые. Философию в отличие от конкретных наук в первую очередь интересуют необратимые качественные изменения, которые называются развитием, которое изучает диалектика, на основании чего последнюю часто определяют как учение о развитии.

Развитие - это упорядоченное и закономерное необратимое изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы. Развитие характеризуется рядом фундаментальных черт. Прежде всего, это - всеобщность, означающая, что на всех уровнях бытия развитие имеет место. Необратимость понимается как возникновение качественно новых возможностей, которые не существовали ранее. И, наконец, направленность изменений, означает, что любые, даже кажущиеся случайными изменения возникают как результат определенных взаимодействий и порождают в свою очередь другие изменения. С проблемой направленности развития связано понимание прогресса и регресса. Прогресс обычно понимают как переход от более низких к более высоким уровням организации материи, а регресс наоборот характеризуется деградацией, то есть упрощением.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Е. В. Яговдик Философия iconФилософия, ее генезис и важнейшие проблемы. Специфика философского...
Древнегреческая философия, ее периодизация. Космоцентризм в понимании мира и человека
Е. В. Яговдик Философия iconАктивный раздаточный материал «Философия» фогп, 3 кредита 3 семестр...
Под современной западной философией понимается западно-европейская философия и философия США конца XIX-ХХ веков. Ведущими направлениями...
Е. В. Яговдик Философия iconИстины. Ведическая философия древнейшая философия мира. Кто мы?
Эти вопросы удивительно ясно и логически обосновано отвечает ведическая философия
Е. В. Яговдик Философия iconФилософия, её предмет и роль в обществе
Если частные науки изучают отдельные объекты природы и общества, то философия рисует общую картину мира. Философия изучает наиболее...
Е. В. Яговдик Философия iconТема Предмет и роль философии в жизни общества и человека Философия,...
Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Вопрос о научности философии
Е. В. Яговдик Философия iconКнига четвертая: Философия XX в
Европейская философия обратилась к проблеме человека в эпоху Возрождения и на заре нового времени. Но мыслители XX в сочли необходимым...
Е. В. Яговдик Философия iconИзбранные экзаменационные ответы и контрольные работы студентов
Ломоносов. В россии философия пришло из Германии. Русские современные учены опирались философии из Франции, но по существу Германская...
Е. В. Яговдик Философия iconАктивный раздаточный материал «Философия» фогп 3 кредита 3 семестр...
Юстиниан закрыл философские школы в Афинах. Античная философия возникла в греческих полисах Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья...
Е. В. Яговдик Философия icon9. Античная философия эллинистического периода (киники эпикурество ) Эпикуреи́зм
Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит...
Е. В. Яговдик Философия iconАктивный раздаточный материал «Философия» фогп 3 кредита 3 семестр...
Философия Нового времени охватывает период XVI-XVIII вв. Этот период характеризуется дифференциацией естественно-научного знания,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница