1. Предмет истории философии Развитие философии обусловливало необходимость осмысления этого процесса, формируя тем самым предпосылки становления такой особой


Скачать 275.87 Kb.
Название1. Предмет истории философии Развитие философии обусловливало необходимость осмысления этого процесса, формируя тем самым предпосылки становления такой особой
страница1/3
Дата публикации15.03.2013
Размер275.87 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3
1. Предмет истории философии Развитие философии обусловливало необходимость осмысления этого процесса, формируя тем самым предпосылки становления такой особой отрасли исследования, как история философии. Уже в сочинениях Платона и Аристотеля содержится анализ учений их пред шественников, подчиненный изложению их собственных взглядов. Попытки концептуального, с позиций скептицизма, осмысления истории античных философских учений мы находим в сочинениях Диогена Лаэргия и Секста Эмпирика. В эпоху средневековья, а также в 16-18 вв. историко-философские исследования были частью комментариями к философским работам, частью полемическими произведениями, отражающими борьбу течений в философии. Поворотным пунктом в становлении историко-философской науки стали лекции по истории философии Гегеля. Отвергая господствовавшие тоща представления, согласно которым история философии есть ни что иное, как нагромождение заблуждений, беспорядочная смена учений, лишённых внутренне необходимой связи, Гегель рассматривает историко-философский процесс как закономерное поступательное развитие. Великий немецкий мыслитель видит в каждой философии самосознание исторически конкретной эпохи. Этим, по Гегею, определяются ее содержание и значением В этом же, по его мнению, и ее неизбежная ограниченность. Переход к новой эпохе означает возникновение новой философии, но предшествующие фило софские учения не предаются забвению. Их принципы, освобожденные от свойственной им исторической ограниченности, усваиваются после- дующими учениями. Поэтому отрицание предшествующей философии, если оно носит конкретный, диалектический характер, есть развитие посредством преемственности, благодаря которой осуществляется обогащение философских знаний. Философия, подчеркивал Гегель, есть "...развивающаяся система, и такова также история философии..." Однако, истолковав философию как самопостижение "абсолютного духа", сущность которого сводится к мышлению мышления, мыслитель не применил выдвинутый им принцип к собственной системе, в которой он видел абсолютное завершение философского развития. Гегелевская теория историко-философского процесса была подвергнута критическому переосмыслению как со стороны марксистской философии, так и философами, представляющими немарксистские циклы Запада. Так, например, представитель последних Дильтей, оказавший большое влияние на современные концепции, полностью отверг рациональное зерно гегелевской теории, утверждая, что историко- философский процесс выражает субстанциональность и иррациональ ность человеческой жизни. История философии, согласно Дильтею, может быть правильно понята лишь как анархия философских систем, каждая из которых интеллектуально воспроизводит неизбежное для данной исторической эпохи чувство жизни, не подлежащее оценке как истинное или ложное: оно просто существует как сама жизнь. Критически переосмысливая идеалистическое учение Гегеля, классики диалектического материализма вычленили его "рациональное зерно", в том числе и гениальную постановку ряда проблем истории философии как науки. В противовес гегелевской идеалистической теории они обосновывали, что на всем протяжении истории философии "... философов толкала вперед... не одна только сила мышления, как они воображали. Напротив. В действительности их толкало вперед главным образом мощное, все более быстрое и бурное развитие естествознания и промышленности" В отличие от гегелевской, диалектико-материалистическая теория историко-философского процесса не сводится к развитию идеализма. Она исходит из необходимостиаскрывать развитие философии как борьбу различных учений, течений, направлений, в ходе которой происходит радикальная поляризация философии на главные - ма териалистическое и идеалистическое - направления, борьба между ко торыми образует движущую идейную силу философского развития. Основой поляризации философских учений, согласно этой теории, являются альтернативные решения основного вопроса философии - воп роса об отношении духовного к материальному, сознания к внешнему миру. К сожалению, случилось так, что получив широкое признание и авторитет, диалектико-материалистическая философия подверглась су- щественным деформациям, превратившим ее в своего рода "фило- софский катехизис", сборник правил, инструкций и формул " на все случаи жизни", который получил свое реальное воплощение в статье Сталина "О диалектическом и историческом материализме". Из осно вания политики диалектико-материалистическая философия прев- ратилась в ее обоснование, становилась служанкой, холуйкой политики. " История философии — раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ.

^ 20. Специфика философии Нового Времени Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало было положено открытиями Н.Коперника, И. Кеплеpa, Тихо де Браге, Г. Галилея, а завершение выпало Ньютону. Семнадцатый век нередко называют «веком науки». Научные знания о мире ценились весьма высоко, что подтверждается содержанием и даже формой философии. Философия, участвуя в развитии научного познания, нередко опережала его. Философы, подобно Р. Декарту, Б. Паскалю, Г. Лейбницу, порой и сами были первооткрывателями в математике и естествознании. Полюсами, создавшими в Европе пространство для ищущей мысли, были два научных сообщества. Первое - Лондонское Королевское общество (оформилось к началу 60-х гг. XVII в.), девизом которого было весьма красноречивое: «Ничего со слов!», т.е. - ничего «на веру» и никакой ориентации на авторитеты и умозрения, но только - на опытно-экспериментальные исследования. На почве этого сообщества и при его поддержке развивался эмпирико-сенсуалистский материализм Бэкона, Гоббса, Локка. Почти одновременно с Лондонским обществом кардиналом Ришелье была создана Французская Академия, на базе которой было открыто множество других (естественнонаучная, живописи и скульптуры, архитектуры и др.) академий. Господствующей философской тенденцией становится материализм, так как растущие знания о природе подтверждали его истинность и опровергали положения идеализма. Но, из-за того, что наиболее развитыми науками были механика и математика, материализм того времени был механистическим. Именно в механике видели философы того времени ключ к тайнам мироздания. Первые философы Нового времени были учениками неосхоластов. Однако они со всей силой своего ума, и души стремились пересмотреть, проверить на истинность и прочность унаследованные знания. Критика «идолов» у Ф. Бэкона и метод сомнения Р. Декарта в этом смысле не просто интеллектуальные изобретения, а особенности эпох: пересматривалось старое знание, для нового знания отыскивались прочные рациональные основания. В эпоху рабовладения и феодализма не было четкого разграничения между философией и отдельными науками. Тогда существовала единая, нерасчлененная область знания «философия-наука». В Новое время происходит выделение из нее, отпочкование отдельных естественнонаучных дисциплин - механики, астрономии, физики, химии и т.д. Это, естественно, изменило сферу действия новой философии и придало ее развитию особые черты и направления. Во-первых, изменяется предмет философии, а сами философы сосредотачивают свое внимание на решении вопроса о соотношении материи и сознания, а также на логико-гносеологических проблемах. Во-вторых, коренной перелом в развитии естествознания, появление и развитие частных методов и приемов исследования в области естественных наук поставили перед философией задачу обобщения их достижений и разработки общефилософского метода, а также проблему соотношения философии с частными науками. В-третьих, огромные успехи в развитии естественных наук и связанные с ними изменения в области методологии научных исследований чрезвычайно остро поставили перед передовой философией и такие теоретико-познавательные проблемы, которые касаются существа самого познавательного процесса, а именно: о происхождении познания, его источнике; о соотношении чувственного, опытного и рационального в познании; о познавательной роли чувственного опыта и абстрактном, о логическом мышлении, об истине. При решении этих вопросов философы Нового времени разделились на два основных направления: эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Представители эмпиризма, будучи приверженцами экспериментально-опытных наук и опираясь больше на конкретные достижения тогдашней физики, химии, ботаники, зоологии, находившихся в основном на стадии собирания и обобщения довольно ограниченного материала, возводили в ранг всеобщего философского метода индуктивный метод. Они считали, что знание происходит из чувственного опыта, непосредственного наблюдения и эксперимента. Истины всеобщие и необходимые происходят только из опыта, а не из интеллекта.

^ 22. Рационализм и дуализм философии Р. Декарта Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он: • обосновал ведущую роль разума в познании; • выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; • стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; • выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях". То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом: • в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.); • зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.); • следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; • сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит; • мыслить может реально существующий человек; • следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; • поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую". Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, осно­вополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции. Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им). Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: • материальные (вещи); • духовные (идеи).

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: • протяжение — для материальных; • мышление - для духовных. Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.

Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.) Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека. С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии": спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни? сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе. Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продви­нуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: "превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство"). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском). Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования: • допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; • сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; • последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным; • строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования. Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует "врожденными идеями", которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. Данные идеи могут быть двух видов: • понятия; • суждения. Примером могут служить следующие: врожденных понятий - Бог (существует); "число" (существует), "воля", "тело", "душа", "структура" и т. д.; врожденных суждений — "целое больше своей части", "из ничего не бывает ничего", "нельзя одновременно быть и не быть". Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания. Целями познания, по Декарту, являются: • расширение и углубление знаний человека об окружающем мире; • использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека; • изобретение новых технических средств; • усовершенствование природы человека. В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.

^ 23. Учение о субстанции Б. Спинозы и Г. В. Лейбница Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677) стал автором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма. Важная философская заслуга Спинозы — подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную. Главным недостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась в том, что, по Декарту: субстанция — это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самого себя, тем не менее сотворены кем-то (чем-то) иным — высшей и единственной истинной субстанцией — Богом и в своем существовании полностью зависит от него. Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременной зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении существования) от другой субстанции — Бога. Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем: • не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими Субстанциями; • существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее; • данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога; • природа и Бог — едины; • не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой; • Бог внутри Природы; • только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" — единичные вещи; • единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — "модусами" единой субстанции — Природы-Бога; • внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами: • существует; • самостоятельна и независима от кого-либо; • имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя; • обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых — мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение — свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта); • бесконечна в пространстве и времени; • вечна (несотворима и неуничтожима); • неподвижна. Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой классической философии. Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве. Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, — на высшую — Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой — всех сотворенных — на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие). Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи — проявления субстанции) на два класса — протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции. В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие: • весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу; • данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого — "единое", "единица"); • монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием; • монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением; • по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние; • в силу непрерывности своего существования монада осознает себя; • монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти"). Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса: • "голые монады" — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых); • монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием; • монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить; • высшая монада — Бог. Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.
  1   2   3

Похожие:

1. Предмет истории философии Развитие философии обусловливало необходимость осмысления этого процесса, формируя тем самым предпосылки становления такой особой iconВопросы к экзамену по философии
Понятие и предмет философии. Цели и задачи философии. Функции философии. Основные проблемы философии и её структура. Основной вопрос...
1. Предмет истории философии Развитие философии обусловливало необходимость осмысления этого процесса, формируя тем самым предпосылки становления такой особой iconИсторические предпосылки развития буржуазной философии
С XV в она вышла на первое место и стала играть ведущую роль во всемирной истории. Причиной этого было развитие капитализма, нашедшее...
1. Предмет истории философии Развитие философии обусловливало необходимость осмысления этого процесса, формируя тем самым предпосылки становления такой особой iconПроблема бытия в философии
Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся...
1. Предмет истории философии Развитие философии обусловливало необходимость осмысления этого процесса, формируя тем самым предпосылки становления такой особой iconОт классической философии к постклассической
В развитии европейской философии могут быть выделены две эпохи: классика (развитие философии с античных времен до середины XIX в.,...
1. Предмет истории философии Развитие философии обусловливало необходимость осмысления этого процесса, формируя тем самым предпосылки становления такой особой iconВопросы к экзамену по философии фмф
Место философии в системе культуры. Возникновение философии как особой формы духовной культуры общества. Возникновение философии...
1. Предмет истории философии Развитие философии обусловливало необходимость осмысления этого процесса, формируя тем самым предпосылки становления такой особой iconЛекция Введение в философию Предмет философии
Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития
1. Предмет истории философии Развитие философии обусловливало необходимость осмысления этого процесса, формируя тем самым предпосылки становления такой особой iconСтановление истории философии как науки
...
1. Предмет истории философии Развитие философии обусловливало необходимость осмысления этого процесса, формируя тем самым предпосылки становления такой особой iconВ предыдущем разделе делались ссылки на ряд вопросов, относящихся...
Именно проблемный анализ позволит подойти к истории философии как к актуальному собранию человеческой мысли
1. Предмет истории философии Развитие философии обусловливало необходимость осмысления этого процесса, формируя тем самым предпосылки становления такой особой iconВ предыдущем разделе делались ссылки на ряд вопросов, относящихся...
Именно проблемный анализ позволит подойти к истории философии как к актуальному собранию человеческой мысли
1. Предмет истории философии Развитие философии обусловливало необходимость осмысления этого процесса, формируя тем самым предпосылки становления такой особой iconЛекция природа философского знания. Предмет философии. Основные вопросы философии
Лекция природа философского знания. Предмет философии. Основные вопросы философии. Философская сущность мировоззрения. Проблема метода...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница