1. Философия и ее функция


Название1. Философия и ее функция
страница1/8
Дата публикации15.03.2013
Размер1.14 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
1.Философия и ее функция

Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, «любовь к мудрости», рус. «любомудрие») — наиболее общая теория, одна из форм мировоззрения; одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания; форма общественного сознания.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

мировоззренческую,

методологическую,

мыслительно-теоретическую,

гносеологическую,

критическую,

аксиологическую,

социальную,

воспитательно-гуманитарную,

прогностическую

функции философии.

^ Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

^ Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

^ Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

^ Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

^ Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

^ 2. Материализм и идеализм

В решении философских проблем, касающихся развития мира и его познания, преобладают материалистический или идеалистический подходы. Материализм и идеализм – два основных и наиболее широких направления в философии. Они различаются по тому, как они решают вопрос об отношении бытия и мышления, материи и сознания, природы и духа. Материализм исходит из признания первичности бытия, материи, природы по отношению к сознанию, мышлению, духу. Бытие первично, сознание вторично, т.е. производно от материи, от человеческого бытия. Идеализм за первичный признает дух, сознание мышление, а за вторичное – бытие, материю, природу. При этом объективный идеализм берет за основу всего сущего независимый от человека «мир идей» (Платон), или же развитие «мирового духа» (Гегель). А субъективный идеализм исходит из того, что мир есть комплекс ощущений человека (Беркли, Юм и др.). или что сознание человека первично по отношению к обществу и его культуре. Материализм и идеализм – это не только различные мировоззрения, но и различные способы мышления – материалистический или идеалистический. Того и другого способа мышления могут придерживатся физик и биолог, политолог и т.д. Так экономист (теоретик или практик) может исходить из реальной жизни, из учета действий объективных экономических законов (например закон о стоимости), их основопологающей роли в развитии экономики. Тогда он поступает как реалист. Но есть и такие экономисты, которые игнорируют действия экономических законов, не признают их. Они произвольно создают экономическую модель исходя из своих субъективных представлений о тех или иных экономических явлений. В этом случае они выступают как идеалисты в экономике, так как выводят суть экономических явлений из мыслительной конструкции. Использование какого-то одного способа мышления – материалистического или идеалистического называется монизмом (от mono – один). Существует материалистический и идеалистический монизм, исходящие из определяющей роли материалистического или духовного начала в развитии мира и человека. Противоположный монизтическому дуалистический способ мышления (от dua – два) исходит из того, что материальное и духовное – это два различных начала в развитии мира и деятельности человека. Наиболее видным дуалистом был Рене Декарт (17 в.). Он высказал идею о материальной и духовной субстанциях, развивающихся по своим законам независимо друг от друга.

^ Проблема онтологического основания в учениях Платона и Аристотеля

Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. За тем она попадает на грешную землю, где, временно, находясь в человеческом теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание, по Платону, есть воспоминание душой своего до земного существования. Считал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душе Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля, Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным. In his humble opinion идея ("форма") неразрывна с вещью, каждая вещь состоит из двух начал - материи и формы. В основе мироздания находится неопределенный пассивный субстрат "первая материя". Однако, в таком виде материя существует только в абстракции. В действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных форм. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению. Форма материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, который един и вечен.

^ 3. Мифологическая картина мира

Конец формы

Высшим уровнем первобытного сознания являлась мифология. Миф – способ обобщения мира в форме наглядных образов.

В древнейшие эпохи аспекты мира обобщались не в понятиях, а в чувственно-наглядных образах. Совокупность таких образов и составляла мифологическую картину мира. В мифологическом сознании мир виделся живым, одушевленным существом, живущим по законам родовой общины. Человек не выделял себя из окружающей среды. Для мифа характерны неразличение вещи и слова, фантазии и действительности, вещи свойств, реального и сверхестественного.

Миф выполнял функцию установления идеального равновесия между родовым коллективом и природой.

В мифологическом понимании мира случайное, хаотическое не противостоит необходимому, закономерному. Выделение черт предмета определяется не его объективными характеристиками, а субъективной позицией хранителя мифа (колдуна, шамана) в русле его индивидуальных ассоциаций.

Мыслительная деятельность на уровне мифологического сознания отлична от понятийно-мыслительной деятельности эпохи цивилизации.

Основные черты наглядно-образного мифологического мышления:

– преобладание умозаключений по аналогии;

– обобщение на основе подражания;

– неразличение случайного, единичного, общего, неповторимого;

– эгоцентризм отражения;

– неполнота обратимости логических операций.

Мифологическое мышление не может обеспечивать логико-понятийное освоение объективных связей и отношений мира.

Мифологическое пространство – пространство родовой жизни, в которой появился и функционирует данный род со своим определенным родоначальником, в качестве которого выступает некая вещь – животное, растение. 

Для мифов характерны следующие черты:
• Отождествление фантазии с реальностью. Вера человека в миф не нуждается ни в каком логическом обосновании. Логические доводы – бессильны.
• Объяснение действительности в наглядно-образной форме. Миф объясняет реальность не через абстрактные понятия и логические рассуждения, а с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций.
• Эмоциональная насыщенность. Миф затрагивает чувства людей. Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к этим событиям и зависимым от них.
• Связь с магией. Представления о сверхъестественных силах предполагают возможность посредством магии влиять на них с целью получить их поддержку. 
• Переход от мифа к философии был подготовлен рядом факторов социального, экономического и духовного характера: развитием аграрного и ремесленного производства, разложением первобытнообщинного строя и возникновением государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни; появлением разделения труда и товарно-денежных отношений; постепенным накоплением знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения.
Рождение философии – рождение нового типа мышления, который хотя и вынашивается в лоне мифологического мышления, но принципиально отличен от него и выступает как его соперник в построении картины мироздания. Философия возникает, когда авторитет разума занимает место авторитета традиции.
^ 4. Философия и мифология

Любовь к мудрости послужила основой становления философии как отрасли духовной культуры. Если уподобить (что делали древние греки) философию древу, то любовь к мудрости – корень, из которого она произрастает в том смысле, что развитие философии вдохновлено любовью к мудрости. Материалом же для построения духовного древа философии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры – мифология. 
Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первой цивилизации и являющаяся их духовной основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого – смыслового, который по мере эволюции логического мышления и развития тенденции рационализации становился все более важным. В определенное время в определенном месте этот развившийся в мифологии глубинный уровень прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, заявив о своей самоценности. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии. 
В процессе философской рационализации мифа образы мифических сказаний из личных существ превращаются в безличные категории. Постепенное выхолащивание мифологических представлений хорошо видно на примере перехода от образа бабочки-Психеи к понятию души-Психеи (а затем к науке психологии). 
Предпосылкой становления философии служит введение отвлеченных сущностей, а окончательно утверждается она тогда, когда эти сущности начинают рассматриваться как понятия, формирующиеся в мозгу человека и выступающие в качестве предмета мышления. От вечных и неизменных понятий берет начало философия, и они – гарант бессмертия человеческого духа. 
Основные различия между мифологией и философией состоят в следующем.
• Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское требует доказательств.
• Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения, а не посредством повествования, достоверность которого с самого начала ставится вне всяких сомнений.
• Средством философского рассуждения служат не наглядные образы и эмоции, а абстрактные понятия. 
С возникновением философии мифология не вытесняется из культуры. Даже после возникновения философии, мифология всегда соседствует с ней, часто переплетаясь и подпитывая ее на протяжении веков. Более того, каждая новая эпоха создает свои собственные мифологемы, которые так или иначе находят свое отражение в философии.
^ 5. Философия Древней Индии

Главная идея философии древней Индии состоит в том, что живое едино, тесно связано друг с другом, может перетекать, менять формы и превращаться.
В философии индии вделяют три основных этапа:

1) ведийский период (1500—500 до н. э.),

2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.)

3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).

Дхарма – учение, доктрина, в нашем понимании философия. На востоке дхарма – это философия и религия вместе (неотделимые), дхарма это моральный долг и путь каждого благочестивого человека.

Веды – древние(до 1500 до н. э.), священные тексты индуизма, написанные на санскрите (Ведийский санскрит). Веды и комментарии к ведам лежат в основе индийской философии.

Карма – это закон причины и следствия, даже боги имеют и зависят от кармы.

Майя – философская категория, которая постулирует утверждение что все, что окружает человека является лишь иллюзией. Человек, в силу своего неведения, создает иллюзорное представление о мире, именно это представление и является майей.

Цель буддиста – осознать мир таким, какой он есть, а не таким как он кажется.

Традиционные философские школы индии делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные признают авторитет Вед.

Ортодоксальные школы Древней Индии.

1) Ньяя – рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует.

Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета.

2) Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.

3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах.

4) Санкхья – признает что мир объективен и материален, характеризуется 3мя гунами, состоит из пуруши и пракрити.

5) Веданта – конец Веды, сосредоточена на философии, изложенной в Упанишадах.

6) Йога – система практических действий, направленных на познание абсолюта. Базовый трактат – йога сутра. Йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения сомадхи.

Неортодоксальные школы индийской философии.

1) Индивидуальный материализм. Школы – Локаяды – считают что мировая религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)

2) Джайнизм – первооснова мира – вечная, несотворенная субстанция (материя). Субстанция является носителем энергии и обладает простым и поступательным движением, ее общее количество не уменьшается. Весь мир состоит из атомов различного веса, атомы сливаются в вещи. Закон кармы ( сверхтонкая материя, которая определяет движение атомов). Существует 2 вида предметов: души и неживая материя. Основной жизненный принцип – неприменение вреда всему живому.

3) Буддизм. Четыре благородных истины Будды:

А) Жизнь – страдание

Б) причина страданий – желания и страсти

В) от страданий можно избавится путем отказа от желаний

Г) венец всему – освобождение от уз сансары.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

1. Философия и ее функция icon1. Строение и функции кожи
К основным функциям кожи относятся: защитная функция термо-регулирующая функция, обменная функция, рецеп-торная функция, участие...
1. Философия и ее функция iconЧто есть философия / Функции философии. Вопросы №3 Функция философии,...
Функция философии, способствующая формированию у человека представлений об основных ценностях, называется …
1. Философия и ее функция icon7. Функция планирования и система планов в организации. Механизмы...
Функция планирования – совокупность видов деятельности, определяющая задачи, которые должны выполняться предприятием и те ресурсы,...
1. Философия и ее функция icon1. Определение числовой функции. Способы задания функций
Тогда говорят, что задана функция из Х в У. Числовая функция характерез тем, что оба множества Х и у состоят из чисел Х- аргумент,...
1. Философия и ее функция icon1. Определение числовой функции. Способы задания функций
Тогда говорят, что задана функция из Х в У. Числовая функция характерез тем, что оба множества Х и у состоят из чисел Х- аргумент,...
1. Философия и ее функция iconСпособ идентификации и ориентации общества, личности это функция…
Функция исторической науки, позволяющая выработать научно обоснованный курс на основе исторического опыта
1. Философия и ее функция iconФилософия, ее генезис и важнейшие проблемы. Специфика философского...
Древнегреческая философия, ее периодизация. Космоцентризм в понимании мира и человека
1. Философия и ее функция iconАктивный раздаточный материал «Философия» фогп, 3 кредита 3 семестр...
Под современной западной философией понимается западно-европейская философия и философия США конца XIX-ХХ веков. Ведущими направлениями...
1. Философия и ее функция iconИстины. Ведическая философия древнейшая философия мира. Кто мы?
Эти вопросы удивительно ясно и логически обосновано отвечает ведическая философия
1. Философия и ее функция iconПусть функция непрерывна в некоторой окрестности точки
О п р е д е л е н и е Функция называется непрерывной в точке, если предел функции и её значение в этой точке совпадают, т е (1)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница