Рабочая программа дисциплины


Скачать 286.44 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины
страница1/2
Дата публикации25.06.2013
Размер286.44 Kb.
ТипРабочая программа
userdocs.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

В.С. Белозеров

________________

(подпись)

«___»_________________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЛОСОФИЯ

Направление подготовки

030900 – юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Объем занятий: всего 108 часов, 3 зачетные единицы

Изучается в 3 семестре

Разработана:

проф. Черниковой В.Е.

доц. Поморцевой А.М.

Дата разработки:

«30» мая 2011г.

Согласована:

«_____» ____________ 2011 г.

Зав. кафедрой философии

/проф. Ерохин А.М./ _______________ (подпись)
Рассмотрено УМК кафедры философии

«1» июня 2011 г.

протокол №11

Председатель УМК ____________ /проф. А.М. Ерохин/

Ставрополь, 2011

^ 1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Философия» являются:

-формирование представлений о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира;

-знание предмета философии;

-овладение принципами, законами, категориями философии, их содержанием и взаимосвязью;

-формирование мировоззренческих и методологических основ юридического мышления;

-совершенствование навыков самостоятельного аналитического мышления в сфере гуманитарного знания, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами;

-введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей правовой деятельности, изучение основных философско-правовых разделов; -формирование у студентов системы ценностей, способствующих их самореализации в профессиональной деятельности.
^ 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: базовая (обязательная) часть, дисциплина гуманитарного, социального и экономического цикла;

-усвоение студентами курса философии обеспечивает их теоретическим фундаментом для овладения социальной философией, социологией, политологией, философией права, культурологией, психологией;

-специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются;

-является предшествующей для специальных философских дисциплин : социальная философия, логика, философия права, правовая антропология, история и философия науки.
^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «философия».

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

-способен логически верно, аргументированною и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

-обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

-способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

-способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

-способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

-способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
^ В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

Уметь: формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
^ 4. Структура и содержание дисциплины «Философия»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы

(108 часов).
4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

3




^ Аудиторные занятия (всего)

50

50




В том числе:

-

-

-

Лекции

26

26




Семинары (С)

24

24




^ Самостоятельная работа (всего)

58

58




Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен




Общая трудоемкость часы зачетные единицы

108

108




3

3





^ 4.2. Структура дисциплины


Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)










лекции

семинары

срс

всего




Философия, ее предмет и место в культуре


3

1

2

2

4

8

устный опрос


Исторические типы философии. Зарождение философской мысли

3

2

2

2

6

10

самостоятельная работа

Философия Средневековья, Возрождения и Нового времени

3

3

2

-

4

6

тестовые задания

Классическая немецкая философия

3

4

2

2

2

6

самостоятельная работа

Зарубежная философия XIX-XXI веков.

3

5

2

2

6

10

устный опрос (ролевая игра)

Отечественная философия

3

6

2

2

6

10

тестовые задания

Философская онтология

3

7

2

2

6

10

промежуточная аттестация: устный опрос, подготовка рефератов

Философские проблемы сознания

3

9

2

2

4

8

презентация ответов, тестовые задания

Теория познания

3

11

2

2

4

8

семинар-диспут

Учение о развитии

3

13

2

2

4

8

самостоятельная работа

Культура и цивилизация

3

15

2

2

4

8

семинар-дискуссия, устный опрос по результатам семинара

Философская антропология

3

16

2

2

4

8

промежуточная аттестация: тестовые задания

Философские проблемы права

3

17

2

2

4

8

устный опрос

Итого







26

24

58

108






^ 4.3.Содержание дисциплины.
1.Философия, ее предмет и место в культуре. Сущность, основной смысл и значение философии в духовной жизни общества. Философия как способ духовного освоения мира, основные подходы к понятию «философия». Философия и культура, философия как самосознание культуры.

Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское, научное). Мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Мифология и религия как истоки философии. Исторические формы религиозных верований (фетишизм, анимизм, тотемизм, магия). Специфические черты, функции мифологического и религиозного мировоззрений. Особенности философского мировоззрения.

Философия и наука, их взаимосвязь. Система философских наук. Характерные черты и признаки научного знания. Критерии научности. Практический смысл изучения философии.

Специфика философского знания. Объект и предмет философии. Структура философского знания. Эволюция представлений о предмете философии. Методы и методология философского знания. Функции философии, их содержание и социальная направленность.

«Основной вопрос» философии, его современное состояние и перспективы. Основные направления философии. Материализм и идеализм, их разновидности. Плюрализм философских учений.
^ 2.Исторические типы философии. Зарождение философской мысли. Культурно-исторические предпосылки возникновения философской теоретической мысли. Миф и религия как способы развития представлений о мире. Зарождение философской мысли в Древнем Египте и Двуречье. Особенности восточной мифологии, религии и философии, их взаимосвязь и взаимозависимость. Философия Древней Индии. Основные школы и направления древнеиндийской философии: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).

Древнекитайская философия, ее характерные черты. Периодиз Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, их социально-практическая направленность

Особенности формирования философского мировоззрения в условиях античной цивилизации.

Проблема первоосновы и развития мира в первых греческих философских школах (милетская, эфесская, элейская) и философских учениях (Фалес, Пифагор, Гераклит, Эмпедокл, Парменид). Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.

Антропоцентризм классической греческой философии. Антропология и этика Сократа. Соотношение мира идей, мира вещей и материи в онтологии Платона. Гносеология («теория воспоминаний») Платона. Метафизика Аристотеля: учение о форме и материи, причины возникновения сущего и уровни бытия. Проблема идеального государства в учениях Платона и Аристотеля. Первые философско-правовые учения.

Особенности и этическая направленность философии эллинизма и Древнего Рима.
^ 3.Философия Средневековья, Возрождения и Нового времени. Основные этапы развития средне­вековой философии. Патристика и схоластика. Учение Августина Блаженного и основные проблемы патристики. Основные проблемы философии Ф.Аквинского. Антропоцентрический и гуманистический характер философии Возрождения.

Научная революция XVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Эмпиризм и рационализм. Сенсуализм Т. Гоббса и Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Скептицизм и агностицизм Д. Юма.

Традиция рационализма: основные идеи Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. Проблема субстанции в рационализме Нового времени: монизм, дуализм, плюрализм. Связь гносеологии и онтологии.
^ 4.Классическая немецкая философия. Основные проблемы немецкой классической философии. И. Кант как родоначальник немецкой классической философии и создатель трансцендентального идеализма. Этически, эстетические и правовые взгляды И.Канта, «категорический императив».

Послекантовский немецкий классический идеализм. Субъективный идеализм И. Фихте. Объективный идеализм и натурфилософия Ф. Шеллинга.

Философская система Г.Гегеля. Идеализм и панлогизм философии Г. Гегеля. Основные этапы развития Абсолютной идеи. Диалектический метод Гегеля. Становление диалектики как науки. Философия права Г.Гегеля.

Критика Л. Фейербахом философии Г.Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
^ 5. Зарубежная философия XIX-XXI веков. Становление и развитие философии марксизма. Трансформация основных философских проблем, смена ценностных ориентиров в европейской культуре XIX–XX веков. Позитивизм, его модификации. Прагматизм и проблема понимания истины (Ч. Пирс, У. Джемс, С. Хук, Д. Дьюи). «Философия жизни», основные идеи и представители (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон). Сущность, существование, проблема бытия и свободы человека в философии экзистенциализма. Психоанализ, его разновидности и представители (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).

Методологические проблемы социогуманитарного знания и философия. Феноменология Э. Гуссерля и интуитивизм А. Бергсона. Герменевтика: возникновение и развитие, основные направления. Структурализм Р. Барта, К. Леви-Стросса, М. Фуко. Онтологические и теоретико-познавательные проблемы в аналитической философии. Неопрагматизм Р. Рорти.

Современная религиозная философия. Постмодернизм как направление в философии и культуре XX века. Тенденции развития мировой философии в XXI веке.
^ 6. Отечественная философия. Особенности становления и основные этапы развития отечественной философии. Философская мысль Древней Руси. Социально-философская мысль в России XVI-XVII вв. Русская философия XVIII века. М. Ломоносов и его роль в становлении материалистической традиции в русской философии.

Русская философия в первой половине XIX века. Философия «западников» и «славянофилов».

Русская философия во второй половине XIX-начале XX веков. Материализм, позитивизм и религиозная философия в России.

Философия «всеединства» В. Соловьева, ее место в русской философии. Последователи философии «всеединства»: С. Булгаков, П.Флоренский, Л. Карсавин. Русский космизм и его основные направления. Н. Федоров, К. Циолковский, А.Чижевский, В. Вернадский.

Религиозно-философское возрождение в России в начале ХХ века. Марксистская философия в России, ее влияние на отечественную философскую традицию. Советская философия, ее особенности и этапы развития. Отечественная философия 60-80-х годов ХХ века, основные проблемы и представители.

Философия постсоветской России. Развитие отечественной философии в начале XXI века, ее основные проблемы.
^ 7.Философская онтология Понятие картины мира, виды картин мира. Специфика философской картины мира. Бытие как центральная категория онтологии. Эволюция представлений о бытии, многообразие концепций бытия. Бытие как субстанция. Определение оснований бытия в философии: монизм, дуализм, плюрализм. Материализм, идеализм, пантеизм и их разновидности. Вещь, свойство, отношение. Основные онтологические категории. Формы бытия. Правовое бытие: его специфика и особенности.

Материальное бытие. Бытие и материя: соотношение понятий. Проблема материи в истории философии и науки. Философское понимание материи. Современная наука о строении материи. Виды материи. Атрибуты материи. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Самоорганизация времени, самоорганизация материальных систем. Роль синергетики в формировании новой картины мира.
^ 8. Философские проблемы сознания. Философские концепции происхождения и сущности сознания. Проблема «идеального». Специфика философского и естественнонаучного подходов к проблеме происхождения сознания. Антропосоциогенез. Социально-историческая природа сознания. Единство сознания и деятельности. Сознание и психика. Сознание и мышление. Сознание и интеллект. Функции сознания.

Структура индивидуального сознания. Индивидуальное и общественное сознание, их специфика и взаимосвязь. Уровни и формы общественного сознания. Обыденное и массовое сознание. Массовое сознание современного российского общества.

Сознание и язык. Сознание и космическое информационно-смысловое поле. Понятие ноосферы. Роль сознания в развитии ноосферных процессов и определении перспектив человеческой цивилизации. Современные информационные технологии и проблема создания искусственного интеллекта.
^ 9.Теория познания. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии. Познание как отражение объективной реальности. Познание и практика. Сущность, формы, функции практики. Структура процесса познания. Чувственное познание, его основные формы. Ощущение, восприятие, представление. Содержание и формы рационального познания. Понятие, суждение, умозаключение. Рациональное и иррациональное, соотношение веры и знания в процессе познания. Познание и творчество. Роль интуиции в процессе познания, виды интуиции.

Наука как важнейшая форма человеческого познания, система объективных знаний о мире и закономерностях его развития. Специфика научного познания, его особенности и характерные черты. Системность как фундаментальный принцип научного познания. Структура научного познания, его уровни и формы. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания. Методология научного исследования. Средства и методы эмпирического исследования. Средства и методы теоретического уровня научного познания. Классификация методов научного познания. Методология правового познания.

Проблема истины в философии и основные концептуальные подходы к ее решению. Виды истины. Соотношение абсолютной и относительной истины. Взаимосвязь объективной и субъективной истины. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Критерии истины в философии и науке.
^ 10.Учение о развитии. Понятие развития в философии. Философская трактовка, исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Альтернативы диалектики. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. Взаимодействие диалектики и метафизики.

Структура диалектики: принципы, законы, категории, их функциональное значение. Классификация законов и категорий диалектики, их взаимосвязь.

Диалектика и синергетика: общее и особенное. Становление синергетической парадигмы. Хаос и порядок, упорядоченность и гармоничность. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность. Методологическая роль синергетики в научном познании.
^ 11.Культура и цивилизация. Сущность понятия «культура». Сущности, структура и основные функции культуры. Культура и деятельность. Социально- философские интерпретации культуры. Материальная и духовная культура. Человек как творец и творение культуры. Культура и общество: преемственность, традиции и новации. Единство и многообразие культуры. Этническое, национальное и общечеловеческое в культуре. Исторический процесс от монолога к диалогу культур. Восток и Запад: возможен ли между ними диалог культур. Специфика русской культуры и ее противоречивый характер. Роль России в мировом диалоге культур и поиск ею своей культурной идентичности. Типы цивилизаций.
^ 12. Философская антропология. Проблема человека в философии. Историко-философские подходы к определению сущности человека. Проблема человека в античной философии. Антропоцентризм Возрождения. Проблема человека в новоевропейской философии. Современное осмысление сущности человека. Экзистенциалистский подход. Антропосоциогенез. Единство природного и общественного в человеке.

Личность и ее осмысление в западной философии. Роль объективного и субъективного в генезисе личности. Социализация личности как объекта и субъекта общественных отношений. Отчуждение и свобода, «быть или иметь» в жизни личности. Свобода и ответственность, прав и обязанности личности. Роль ценностных ориентаций в ситуации выбора в жизни личности. Саморазвитие личности. Проблема жизни и смерти.
^ 13.Философские проблемы права История философско-правовой мысли. Философско-правовые взгляды в России. Философско-правовая онтология. Правовая реальность, ее сущностные характеристики. Правовые отношения и правовое сознание. Право и закон. Право и власть. Правовая культура. Философско-правовая аксиология. Право как общее благо. Право как свобода и ответственность. Право как равенство и справедливость. Свобода как ценность. Свобода и ответственность. Справедливость как основная правовая ценность. Философско-правовая гносеология. Границы и возможности познания правовой реальности. Методы познания в философии права. Герменевтика и толкование законов. Философско-правовая праксиология. Правовая деятельность как способ бытия правовой реальности. Правовая деятельность и управление. Антропологические основы права. Человек как правовое существо. Философский смысл и обоснование прав человека.

  1   2

Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Рабочая программа составлена на основании гос впо (спо) и учебного плана направления 350200 "Международные отношения"
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «История дальнего востока россии»
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос (фгос) впо и авторских разработок
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины колумнистика в современной прессе блок...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины ??? Гендерология и феминология
Рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по направлению подготовки 040101. 62 «Социальная работа», утвержденного 07...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Федеральные налоги и сборы с организаций»
Федеральные налоги и сборы с организаций [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012. – 56 с
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Экономика и инвестиции»
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины Место дисциплины в структуре...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно фгос впо
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Место дисциплины в структуре ооп подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция»
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины психология (наименование дисциплины)...
Рабочая программы составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и ооп впо по направлению и профилю подготовки...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница