Тема №6: «Основные виды познания»


Скачать 36.86 Kb.
НазваниеТема №6: «Основные виды познания»
Дата публикации25.06.2013
Размер36.86 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
Тема №6: «Основные виды познания»

  1. Научное познание. Формы и методы научного познания.

  2. Ненаучное познание и его виды.

  3. Социальное познание. Самопознание.

Вопрос № 1: Научное познание. Формы и методы научного познания.

В философской энциклопедии понятие «наука» трактуется как: «Высшая форма человеческих знаний, система развивающих знаний и понятий о явлениях и законах внешнего мира или духовной деятельности людей». Что касается понятия «наука» в широком смысле, то она представляет собой единство знания, познания и сознания т.е. выступает как форма общественного сознания и является продуктом развития общества. И её характерная особенность, как формы общественного сознания проявляется в том, что наука выступает как основной вид сознания действительности. Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию, а научные знания предполагают и объяснение фактов, а так же, их осмысление во всей системе понятий той или иной науки. Следовательно, научное познание отвечает на вопрос не только «как?», но и «почему оно протекает именно таким образом?» и научное знание не терпит бездоказательности. Т.е. то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Следовательно, «научное» - это прежде всего объяснительное знания и сущность научного знания заключается в понимании действительности в прошлом, настоящем и будущем. В достоверном обобщении фактов и в том, что за случайным, оно находит необходимое и закономерное за единичным-общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Процесс научного познания поэтому носит по своей сущности творческий характер и научное познание включает в себя такие формы, как: интуицию, догадку, вымысел и здравый смысл.

Особенности научного познания:

  1. ^ Стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, какой он есть вне и независимо от человека. Это означает то, что полученный при научном познании результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий и авторитетов.

  2. ^ Его направленность на получение таких данных, которые не только связаны с сегодняшним днем, но и могут быть использованы в будущем и в этой связи данная особенность научного познания определяется как широта объекта в познании.

  3. Логика и доказательность.

  4. Логическая взаимосвязь и системность.

  5. Логическая строгость, точность и однозначность.

  6. Использование специальных методов, терминов и понятийного аппарата.

  7. Проникновение в сущность явлений.

  8. Опора на предыдущий уровень развития научных знаний.

  9. Научное познание доступно не всем.

Таким образом, научное познание отличается системным характером, доказательностью знаний, преобладанием интеллектуальных методов познания, а так же, специально организованной исследовательской деятельностью. В научном познании выделяют 2 основных уровня, которые опираются на свои научные методы (способы действий, с помощью которых решаются научные задачи) и основные критерии по которым различают эти уровни. Это:

  1. Характер предмета исследования

  2. Тип применяемых средств исследования.

  3. Особенности метода исследования.

С учетом этих критериев выделяют имперический и теоретический.

Имперический уровень научного познания, прежде всего связан с фактами, составляющими основу любой науки, а так же, с эмпирическими законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации, результатом наблюдения и эксперимента.

Теоретический уровень научного познания имеет дело с более абстрактными научными законами, охватывающими широкий класс явлений а так же, такие объекы, которые нельзя непосредственно наблюдать. Основным методом импирического уровня познания осносятся:

  1. Наблюдение опирается на целенаправленное восприятие явлений

  2. Импирическое описание, которое служит результатом наблюдения и представляет собой фиксирование этих результатов при помоци специальных знаков и языка

  3. Эксперимент – управляемое и контролируемое воздействие на изучаемый объект с целью получения информации о нем.

Особую форму научного познания составляет мысленный эксперимент, совешаемый над вообщежаемой моделью, характеризуется тесным взаимодействием воображения и мышления.

Основной метод эксперимента – изменение условий, в которых находится исследуемый объект, что даем скрыть причинную зависимость между условиями и свойствами исследуемого объекта и характер изменения этих свойств, в связи с изменением условий. Данный метод позволяет обнаружить новые свойства предметов, которые не проявляются в естественных условиях, поэтому для него характерны контролируемость условий, возможность измерения параметров процесса, а так же использование инструментов и приборов. В ходе и результате эксперимента осуществляется описание или протоколирование, которые производятся в виде отчета с общепринятыми терминами и наглядным образов в виде графиков, рисунков. Основные научные требования к описанию: достоверность и точность воспроизведения наблюдений и эксперимента. Описание может быть полным и неполным.

Еще одно необходимое условие научного исследования – установление факта(ов).

Факт – явление материального или духовного мира, а также фиксация какого-либо явления, свойства и отношения, следовательно основная задача научного познание – вскрытие причины возникновения того или иного факта, выяснить существенные его свойства и установить закономерную связь между фактами.

Методы теоритического познания:

- гипотеза ( выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых дается объяснение к эмпирическим фактам)

- формулирование научной теории ( построенное логически не противоречивое описание явлений окружающего мира, выраженное особой системой понятий)

Похожие:

Тема №6: «Основные виды познания» iconТема  Природное и общественное в человеке. Человек как
Тема 12. Уровни, формы и методы научного познания Тема 13. Естественные и социально-гуманитарные науки
Тема №6: «Основные виды познания» iconТема: Экономическая сущность страхования, организация страхового...

Тема №6: «Основные виды познания» iconТема Интеграционные процессы в мировой экономике, основные интеграционные...
Тема Интеграционные процессы в мировой экономике, основные интеграционные группировки
Тема №6: «Основные виды познания» iconТеория познания эмпириокритицизма
Основные посылки теории познания Маха и Авенариуса откровенно, просто и ясно изложены ими в их первых философских произведениях....
Тема №6: «Основные виды познания» iconПроект федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)»
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы добровольчества (волонтерства), включая основные принципы и виды добровольческой...
Тема №6: «Основные виды познания» icon1. Понятие, виды и роль анализа хозяйственной деятельности в управлении...
Ахд – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на разделении их на составные части и изучении...
Тема №6: «Основные виды познания» iconЛабораторная работа №4 Тема: круглый стол: «Архитектура и структура...
Цель занятия: изучить понятия архитектуры и структуры эвм, основные виды структур эвм, понятие принципа открытой архитектуры современных...
Тема №6: «Основные виды познания» iconТема состав и виды землеустроительных работ
Тема состав и виды землеустроительных работ – землеустроительные работы на местном уровне
Тема №6: «Основные виды познания» iconЛекция 7 Тема: Виды изменчивости и виды мутаций у человека. Факторы мутагенеза
Изменчивость – это свойство живых организмов приобретать в процессе онтогенеза признаки, отличающие их от родителей
Тема №6: «Основные виды познания» iconВносит Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации)...
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы добровольчества (волонтерства), включая основные принципы и виды добровольческой...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница