Программа адресована Программа происходит из экзистенциального и гуманистического направлений, которые рассматривают «отношения»


Скачать 195.39 Kb.
НазваниеПрограмма адресована Программа происходит из экзистенциального и гуманистического направлений, которые рассматривают «отношения»
Дата публикации28.06.2013
Размер195.39 Kb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Философия > Программа


Теоретическое и практическое введение в философию и методологию Гештальт терапии через призму направления PSP
Годовая обучающая тренинговая программа. Создатель и ведущий ПЕТРОС ТЕОДОРУ (Гештальт психотерапевт, член EAGT, основатель PSP)
_____________________

1. Особенности и природа программы
Программа начнется в Октябре 2012 года и продлится до Июня 2013. Она будет включать в себя 7 встреч, по 20 часов каждая. Каждая встреча будет посвящена одной теме. Все встречи взаимосвязаны и зависят друг от друга теоретически и практически.

(Точные даты встреч вы можете узнать в Институте.)

Программа построена по принципу "мастерской" и не является сугубо теоретической.
Каждая встреча включает в себя:

- теоретическую часть

- практическую групповую работу

- непосредственное взаимодействие участников между собой

- тренинговую часть: участники будут практически работать надо различными аспектами проекта (также предполагается демонстрационные сессии)


^ 2. Программа адресована
Программа происходит из экзистенциального и гуманистического направлений, которые рассматривают «отношения» как базовый фактор жизни. Она разворачивается в широких философских областях феноменологии, теории поля и экзистенциального диалога.
Будет интересна и полезна:
- профессиональным психологам и психотерапевтам любого направления и ориентации, которые заинтересованы в исследовании новых для них областей, для обогащения их теоретического багажа и практического потециала,

- профессионалам, работающим в близких к психологии и психотерапии направлениях. Это могут быть люди занимающиеся социальной работой, образованием, ведущие или участники групп любого типа и формата (искусство, образования, организации и тд),

- студентам обоих вышеперечисленных направлений.


^ 3. Цели программы, касающиеся знаний, навыков и развития
Направление PSP связывает Гештальт философию с искусством импровизации. Программа сформирована на основе идеи того, что импровизационная практика (любого типа) совмещенная с перспективой

Гештальт философии, создают мощный сплав, приносящий значительную пользу для участников. Так как философия Гештальта рассматривает жизнь как аутентичный отклик на события поля, а сценическая импровизация в основе своей аутентична, PSP связывает две эти области и позволяет как можно ближе подойти к сути Гештальт философии через непосредственный опыт, предоставляемый сценической импровизацией.
Основные цели программы:
... Знания, образование (теоретические цели)
Участники ознакомятся с базовыми принципами:

а) философии Гештальт терапии

б) сценической импровизации

в) направления PSP ( см. Приложение 2)

г) их комбинации

Участники будут не только слушать теорию. С помощью инновационных путей обучения и специально сконструированных упражнений, они смогут «воплощать» теоретические концепции через непосредственное практическое (эмпирическое) взаимодействие.
... Навыки, тренинг (практические цели) - часть А

У участников будет возможность понаблюдать и поучаствовать в демонстрационных сессиях методологии Гештальт терапии, показывающих возможности применения PSP.
Особое внимание будет уделено практической подготовке и тренинге инновационными методами навыков, которые могут использоваться в любого типа работе, связанной с людьми (психотерапия, образование, организация, социальная работа, искусство и т.д.)
Эти навыки:
а) феноменологическая перспектива процесса контакта

б) работа с осознанием

в) процессуальная работа

г) применение принципов экзистенциального диалога в отношениях

д) ведение групп
... Навыки, тренинг (практические цели ) часть Б
Между встречами участники смогут работать индивидуально (или в малых группах с другими участниками). Они будут выполнять небольшие задания, которые на следующей встрече представят в большой группе. Темы этих домашних заданий" будут связаны как с материалами программы, так и с профессиональной (или учебной) деятельностью участника.
Например, если участник работает с группами, его заданием может быть структурирование некоторых идей Гештальта и философии PSP в связи со своей работой. Задание будет обсуждено, а может и получить супервизию (в случае практического применения) на большой группе.
... Развитие
Поскольку участники принимают участие в длительной групповой программе, будет необходима работа с групповой динамикой. Группа участников программы не является психотерапевтической группой, но программа подразумевает время для:
а) работы с групповой динамикой (в том числе в качестве демонстрации применения материалов программы),

б) личных задач и вопросов участников, которые могут возникнуть во время групповой жизни.

Так что участники несомненно получат возможность личного развития, работая индивидуально и в группе.


^ 4. Важное примечание к целям программы
По окончании программы, участники:
а) не пройдут полного тренинга по Гештальт терапии и направлению PSP, и

б) у участников не будет официального разрешения работать как Гештальт психотерапевт или PSP практик в какой-либо форме (терапия, арт, Плейбек театр, образование и т.д.)
Программа хоть и отвечает продвинутому уровню обучающего тренинга, но все же носит скорее вводный характер. Это означает, что программа не включает в себя полного, тщательного и длительного тренинга, но предоставляет множество возможностей практической работы и участия в демонстрациях которые проводят другие участники или ведущий.


^ 5. Структура и подразделения программы
Программа разделена на 7 частей, каждая из которых соответствует одной из семи встреч. Каждая часть имеет свою специфическую область и тему, построение и цель. Эти части не автономны одна от другой, будучи прочно связаны между собой как теоретически, так и практически.
Базовой характеристикой программы является ее опора на личную ответственность участников. Это позволяет программе быть достаточно гибкой и адаптивной к потребностям и запросам, возникающим в процессе ее проведения.
Темы и содержание каждой встречи фиксированны и неизменны, но группа и ведущий могут переформировывать и видоизменять построение и проведение каждой отдельной части программы.
Так как программа построена на различных аспектах Гештальт терапии связанных с различными аспектами направления PSP, семь частей программы организованы и названы следующим образом:
1. «Феноменологическая теория поля и экзистециальный диалог как краеугольные камни Гештальт терапии».

2. «Искусство отношения, процесс контакта, циклическая и целостная формы опыта».

3. «Основные принципы PSP: воплощенная теория».

4. «Микроструктура человеческого опыта: имплицитные и эксплицитные аспекты в PSP».

5. «Осознание, «Я» как процесс, образ тела и телесные ощущения».

6. «Импровизационные отношения в жизни».

7. «Саморегуляция и человеческие встречи».


^ 6. Группа участников
(часть А): единая группа или две подгруппы
До конца Сентября 2012 группа должна быть сформирована с перспективой существования как закрытой (неизменной) группы, с ограниченным числом участников.
Если число участников будет недостаточным для образования закрытой группы, программа будет урегулирована для включения также участников которые посещают ее не каждый раз.
В таком случае, группа участников будет разделена на две подгруппы:

- устойчивая группа с участниками посещающими все встречи

- нерегулярная группа с участниками которые могут выборочно посетить часть встреч. Эта подгруппа может также включать в себя участников, которые посетили часть семинаров для устойчивой группы, но по той или иной причине не могут присутствовать на всех дальнейших встречах (см. часть Б).
(часть Б): нерегулярная подгруппа
Участники этой подгруппы должны принять во внимание, что:
... встроиться в фазу в которой находится программа и соответствовать уровню устойчивой группы участников является их личной ответственностью,
... они будут участвовать в процессах связанных с групповой динамикой как визитеры,
... они будут принимать участие в демонстрациях и практических упражнениях только в случае согласия на это всей группы,
... их сертификат участия в программе будет включать в себя только те встречи, которые они посетят.
... присоединиться к устойчивой группе будет возможно только если они пропускают лишь первую встречу или, в отдельных случаях, после группового решения.


7. Сертификаты
В конце программы участники получат сертификаты участия:

а) от Института и

б) от "PSP-studio" (основанная ведущим учебно-прикладная студия).
В этих сертификатах будет упомянуто количество часов, характер и длина программы (в случае нерегулярных посещений, сертификат будет выдан только на те части программы, в которых было принято участие).

"PSP-studio" может выдать рекомендации любого рода, которые могут потребоваться участникам в будущем.


^ 8. Участие и процесс проведения программы
... Так как предполагается создание закрытой группы, участникам будет предложено заполнить краткий ориентировочный опросник, связанный с их мотивацией, ожиданиями, ограничениями, образованием и развитием, профессиональной жизнью, занятостью, готовностью к обязательствам, которые предполагает их участие в программе и так далее.
... Как было упомянуто выше, все встречи взаимосвязаны. Следовательно, участники должны посетить их все. В случае если участник пропускает более одной встречи, он автоматически переводится в нерегулярную подгруппу.
... Программа включает в себя довольно небольшое количество встреч, тесно и разнообразно связанных между собой, в том числе теоретически, практически и интерактивно. Следовательно, участник должен усвоить материалы предыдущей встречи к моменту следующей. Иначе:

- посещение следующей встречи будет для него непродуктивным и

- он не сможет поддерживать групповые процессы (и получать пользу для себя от этих процессов).
... В начале каждой встречи некоторое время будет отведено для:

- краткого повторения материала предыдущей встречи и

- работы с групповым осознаванием уровня продвижения, на котором находится группа.
... Каждый участник ответственен за ведение записи теоретического и практического материала в процессе встречи. Материал предоставляется в устной форме. Этого достаточно чтобы участники могли следовать обучающему процессу. Ничего другого в обязательном порядке читать не потребуется. Список дополнительной литературы для интересующихся, тем не менее, будет предоставлен.

Если книга ведущего о Гештальт философии и PSP будет переведена на русский, к ней будет приложен список глав, которые соответствуют материалу программы.
... Программа структурирована, но в то же время предполагается что она будет развиваться, основываясь на процессе жизни группы. Поэтому участники время от времени будут давать обратную связь ведущему о своем опыте в программе и своем состоянии (в устной и письменной форме). Этот материал также является частью программы и должен предоставляться всеми участниками.
... Процесс обучения абсолютно конфиденциален (в том числе это касается переводчика и нерегулярных участников), и с уважением относится к личным границам и реальности каждого участника.

В момент подписывания соглашения об участии, участники также должны будут подписать согласие о неразглашении личной информации, которая может быть узнана на протяжении обучения. Это означает что она не может обсуждаться нигде, кроме программы и ни с кем, кроме ее участников.

Развитие и структура программы гарантирует (до определенного предела) усвоение ее материала. Это будет происходить в начале каждой встречи с помощью повторения предыдущего материала и группового обсуждения, а также с помощью обратной связи ведущему и описаний личного опыта.

... В структуру программы так же будет включена любая уместная процедура, предложенная:

а) Институтом для соответствия его стандартам функционирования,

б) группой в процессе обучения (после начала программы).

Например, могут быть включены разные виды обсуждений или тестов (устных или письменных).

В любом случае эти процедуры будут введены не для «повышения дисциплины». Их задача поддержать высокий качественный уровень программы и адаптировать ее к стандартам Института и потребностям группы.


(9) Общая структура каждой встречи

Необходимо заметить, что:

... Структура каждой встречи достаточно гибка и может быть адаптирована для потребностей, возникающих у участников группы.

... Нижеследующая структурная информация касается как работы с групповой динамикой (А) так и теоретического раздела (Б).

1. «Феноменологическая теория поля и экзистенциальный диалог как краеугольные камини Гештальт терапии»

... (А) Открытие и завершение каждого дня. Знакомство с программой. Вступительная работа с групповой динамикой (ожидания, страхи, первые взаимодействия). Прояснение и обсуждение различных аспектов и процедур программы (конфиденциальность, уважение личных границ, дневники, содержание практической работы и так далее). Вступительные упражнения, демонстрация и основная практика в феноменологической и диалогической живой работе. Показ и практическое понимание различных аспектов теории (интерактивные упражнения).
... (Б) Знакомство с феноменологией, экзистенциализмом, теорией поля: Интенциональность (направление сознания). Трансцендентная позиция (отказ от персональных ). Горизонтализация (безоценочность). Описание. Экспериментирование. Экзистенциальное одиночество. Значимость. Потеря. Ответственность и свобода выбора. Концепт феноменологически объединенного поля (все соединено со всем остальным и с целым). Здесь и сейчас. Процесс (все постоянно изменяется). «Я-Это» и «Я-Ты» способы отношений. Включение (достижение мира друг друга). Присутствие (сосуществование «вместе» с Другим). Пространство «между» (существование «внутри» области отношений без ее контролирования). Проживание диалога (активное участие в отношениях). Использование языка (обращение к Другому). Не-эксплуатация (не «использовать» Другого).

2. «Искусство отношения, процесс контакта, циклическая и целостная формы опыта».

(А) Открытие и завершение каждый день. Групповая динамика. Обсуждение предыдущей встречи (теории и группового процесса, дневников). Упражнения, демонстрации и практика феноменологической работы. Показ и практическое понимание различных аспектов теории (интерактивные упражнения). Интерактивное подведение итогов и дополнение теории предыдущей встречи (прояснение и углубление где необходимо).
(Б) Что такое контакт (процесс организации поля). Граница контакта (энергетическая психологическая область контактирования). Цикл (карта, фазы) контакта и его различных вариантов. Прерывания (избегания) процесса контакта. Творческое приспособление (организация процесса контакта). Закон “Prägnanz” (организующие принципы жизненных процессов). Сопротивление контакту: интроекция (незнание что мое, а что твое), проекция (видеть себя в Другом), ретрофлексия (делать себе то, что хотелось бы сделать Другому), конфлюэнция (отсутствие личных границ), дефлекция (избегание эмоций), эготизм («знание» но не проживание).

^ 3. «Основные принципы PSP: воплощенная теория».

(А) как описано в секции 2.
(Б) Знакомство с PSP (связь Гештальт философии с практикой сценической импровизации). Природа PSP, ее цели и содержание. Понятия PSP, связывающие теорию и практику: персональный фильм, мотив, синтаксис, "1000+1 упражнений для сценического процесса контакта".

4. «Микроструктура человеческого опыта: имплицитные и эксплицитные аспекты в PSP».

(А) как описано в секции 2. Плюс (только для этой встречи) оценка развития программы и внесение необходимых изменений и дополнений.
(Б) Природа времени. Основная микро-единица опыта: «настоящий момент». Настоящий момент как «проживаемая история» со своим сценарием и драматическим напряжением. «Временный контур» раздражителей (изменения силы и качеств входящих внешних раздражителей с течением времени). «Витальные аффекты» (мозг переводит временные контуры в базовые эмоции). «Мультивременные» ментальные представления (два разных потока опыта, протекающих параллельно).

5. «Осознание, «Я» как процесс, образ тела и телесные ощущения».

(А) как описано в секции 2.
(Б) Что есть осознание (осознание как переводчик событий поля в феноменологический опыт). Осознание, сознание, мысли и другие когнитивные функции. Что есть базовое и сознательное осознание. Внутренние (чувства, ощущения), внешние (отношение с окружением) и промежуточные зоны (когнитивные функции) осознания. Динамическое определение «Self» (не как совокупность устойчивых характеристик, но как непрерывный развивающийся процесс). Self не как индивидуальный феномен, но как «функция поля» и как «функция границы контакта». «Промежуточный режим» функции Self (полярности между аспектами Self и свободное движение в континууме между двумя полюсами). Природа образа тела как способ психологического проживания тела. Физическое ощущение как способ проживать и развивать осознание через тело.

6. «Импровизационные отношения в жизни».

(А) как описано в секции 2.
(Б) Спонтанность (Self стремится к «промежуточному режиму»). Аутентичность (введение личных элементов в процесс контакта). Потенциал (возможный диапазон наших способов переживания контакта). Интерактивное развитие когнитивных и эмоциональных смыслов в человеческом опыте (разум и эмоции работающие вместе). Последовательная природа опыта (следующий шаг исходит из предыдущего). Прошлое, настоящее и будущее взаимодействуют в ощущении «сейчас» (происходящее сейчас является результатом того, что только что произошло и становится основой для того, что должно произойти, и следующее, что случается, изменяет то, что произошло перед ним). Непосредственный жизненный опыт и когнитивные абстракции предыдущего опыта. Постепенная и импровизационная природа изменений в жизни. Парадоксальная теория изменений (принцип «оставаться с этим», не форсировать изменения, просто позволять им случиться). Стресс и страх перед неизвестным в импровизационном процессе изменения.

7. «Саморегуляция и человеческие встречи».

(А) как описано в секции 2.
(Б) Все есть отношения (очень краткое изложение квантовой теории, теории хаоса и не-линейных систем, фрактальная геометрия). Интерсубъективность (или пространство «между» двумя людьми в отношениях) как присущая человеку потребность равнозначная потребности в безопасности. «Эмерджентные свойства» (открытие неожиданных возможностей) во время человеческой встречи. Построение имплицитно и эксплицитно интерсубъективного поля и интерсубъективного сознания (важность того, что фактически и непосредственно происходит во время человеческой встречи, необходимость и риски фокусирования на содержании встречи). Поддержка Self во время отношений с Другим. Концепции креативности и естественной эстетики (в жизни и в искусстве). Мощь и целительный аспект интерсубъективного сознания (обогащение ощущения Self через и вместе с Другим). Погружение в экзистенциальный диалог как способ «практиковать» интерсубъективность в любом аспекте жизни.



Приложение 1
Ведущий программы: Петрос Теодору (Греция)
www.petrostheodorou.gr

petrosth@otenet.gr
Профессиональный Гештальт-психотерапевт, работающий как в Греции, так и за ее пределами. Член Европейской Ассоциации Гештальт Терапии (EAGT).
Работает индивидуально и с группами. Основные направления - работа с отношениями и экзистенциальная перспектива в широком понимании.
Преподает и проводит тренинги.
Он является основателем направления PSP и тренером и супервизором Плейбек театра (обучает Плейбеку через PSP).
Читает лекции в различных структурах и организациях, пишет книги и статьи.
Автор книги "Гештальт философия, направление PSP, Плейбек Театр: импроландшафты". Его статьи можно увидеть в различных изданиях. Например, со статьей о центральном концепте PSP "персональный фильм" можно ознакомится в British Gestalt Journal (BGJ, volume of May 2011).
Программы и тренинги, созданные им отличаются гибкостью и могут отвечать различным целям и проводиться на разных уровнях. Они зависят от потребностей области или структуры в которой проводятся (образование, психотерапия, искусство, организации и др.) Его тренинги обычно включают в себя как теоретические части так и практические (эмпирические).
Его стиль как преподавателя это личный систематический метод, основанны на PSP (Proces-Stage-Praxis) и так же изменяется в зависимости от цели тренинга. Методика преподавания основана на осознавании и работы с процессом, создании структуры интерактивного тренинга и отличается от классического преподавания.
В PSP он интегрирует основные философские принципы Гештальт терапии со сценической импровизацией в уникальный сплав. В то же время PSP не является одним из видов арт-терапии.
Как преподаватель, он был приглашен в Россию несколько раз (в Москву и, весной 2012г в Санкт-Петербург, в этот Институт), начиная с 2005 года. Он работает как тренер для программ с основным и продвинутым курсом обучения Плейбек Театру, также как супервизор, лектор и ведущий различного рода групп.

Приложение 2
Краткое представление PSP (Process- Stage-Praxis)
Это направление интегрирующее экзистенциально-отношенческой перспективы, искусства человеческого контакта и повышения уровня осознавания, личного развития и сценической импровизации в единый сплав. Оно создано для поддержки наших врожденных творческих способностей и их развития через процессуальную работу и осознавание.
В PSP существуют два функциональных направления. В нынешнее время, оба они задействованы в "PSP-studio", структуре объединяющей несколько типов программ.
1. "Прикладное" направление, на котором PSP функционирует как инструмент, применяемый в психотерапии, искусстве, обучении, организациях и других видах деятельности.
2. «Тренинговое» направление на котором происходит обучение использованию PSP теории и практики. Это многогранная и очень гибкая программа обучения.
Теоретический и практический стержень PSP
Главная теоретическая часть PSP включает в себя фундаментальную философию лежащую в основе Гештальт психотерапии, которая не связана напрямую с психотерапевтической практики. Это происходит в связи с ростом использования "Гештальт теории" в не-психотерапевтических областях (школы, рабочие места, творчество и искусство), как интегративного, экзистенциального философского видения.
Также теоретическая часть PSP содержит две другие группы "особых" концепций:

^ Первая группа концепций связана с особенным полем сценической импровизации, "увиденной" через призму философии Гештальта. Другими словами, некоторые части сценической импровизационной теории и практики сначала были отобраны как "сырой материал", а затем рассмотрены через призму "Гештальт теории", трансформировавшись в теоретические принципы PSP.

^ Вторая группа "особых" концепций включает в себя теоретическую часть PSP, которая была создана специально для того, чтобы крепче связать Гештальт философию и искусство импровизации. Это:

- «персональный фильм»

- «мотив»

- телесные ощущения в PSP

- гибкая "модель", позволяющая создавать упражнения для приложений PSP ("1000+1 упражнений для сценического процесса контакта").
Каждое практическое применение PSP, в случае необходимости, создается из этой комбинации Гештальт философии и искусства импровизации.
В некотором смысле PSP не является "новым" направлением в том, что касается его составляющих элементов. Однако, в то же время оно "новое":

- так как интеграция элементов Гештальт философии и элементов сценической импровизации уникальна и

- благодаря свойствам "особых" концепций, которые были созданы чтобы служить мостом между этими двумя элементами и позволить им стать единым целым.
чем НЕ является PSP
Несмотря на то, что PSP пользуется элементами нижеследующих полей, она комбинирует, трансформирует и смешивает эти элементы, превращая их в свои собственные блоки. В этом смысле PSP:

- не психотерапия,

- не форма "арт-терапии",

- не драма-терапия, психодрама, анимация или театральная игра,

- не теория театра и драматургии,

- не вариант Плейбек Театра.


Похожие:

Программа адресована Программа происходит из экзистенциального и гуманистического направлений, которые рассматривают «отношения» iconРабочая программа дисциплины
Рабочая программа составлена на основании гос впо (спо) и учебного плана направления 350200 "Международные отношения"
Программа адресована Программа происходит из экзистенциального и гуманистического направлений, которые рассматривают «отношения» iconПрограмма мероприятия. Обзор. Фестивально конкурсная программа. Обучающая...
После оформления заявки Оргкомитет предоставит информацию по обучающей и культурно-развлекательной программе
Программа адресована Программа происходит из экзистенциального и гуманистического направлений, которые рассматривают «отношения» iconПрограмма-минимум Левого Фронта Предварительные замечания Программа-минимум...
...
Программа адресована Программа происходит из экзистенциального и гуманистического направлений, которые рассматривают «отношения» iconПрограмма Форума. Официальная программа московского международного Форума «Открытые инновации»
Деловая программа Форума разделена на два крупных блока: официальная и специальная программа Форума
Программа адресована Программа происходит из экзистенциального и гуманистического направлений, которые рассматривают «отношения» iconПрограмма проведения государственного аттестационного экзамена по...
Настоящая программа разработана в соответствии с действующим законодательством, Положением об итоговой государственной аттестации...
Программа адресована Программа происходит из экзистенциального и гуманистического направлений, которые рассматривают «отношения» iconПрограмма о переселении людей из мест крайнего севера. Программа...
Будем работать так: частично лекции, частично – решать задачки. Посещаемость отмечают
Программа адресована Программа происходит из экзистенциального и гуманистического направлений, которые рассматривают «отношения» iconПрограмма тура: программа «истории и загадки от водяной черной змеи »
Зажигательная программа  с участием лучшего гитариста Прибалтики Аурелиуса Глобиса и его ансамбля. Танцевальное шоу-ревю! Dj- aleksandr!...
Программа адресована Программа происходит из экзистенциального и гуманистического направлений, которые рассматривают «отношения» iconПоложение областная профилактическая программа
Настоящее Положение определяет порядок реализации областной профилактической программы «Юность территория, свободная от курения»...
Программа адресована Программа происходит из экзистенциального и гуманистического направлений, которые рассматривают «отношения» iconПоложение областная профилактическая программа
Настоящее Положение определяет порядок реализации областной профилактической программы «Юность территория, свободная от курения»...
Программа адресована Программа происходит из экзистенциального и гуманистического направлений, которые рассматривают «отношения» iconПрограмма Восточноевропейского форума
Выработка основных направлений и форматов взаимодействия в рамках равноправного Восточноевропейского гуманитарного партнерства
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница