Лекция привлекательных состояний. Часть 1 Раздел 02 «Мысли»


НазваниеЛекция привлекательных состояний. Часть 1 Раздел 02 «Мысли»
страница1/12
Дата публикации30.06.2013
Размер1.45 Mb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Экспериментальная психология.

Селекция привлекательных состояний.

Часть 1


Раздел 02 - «Мысли»




Глава 02-01

Свобода от ложных концепций



«Все мы во многих вопросах полагаемся на вбитые в нашу голову при домашнем воспитании авторитеты или на "здравый смысл"; мы боимся поколебать в себе чувство уверенности. Если вы отвергаете это обвинение, то потерпите немного, скоро сами себя на этом поймаете.»

Эрик Роджерс
Содержание главы:

02-01-01) Концепции и их роль в возникновении НЭ.

02-01-02) Источники возникновения концепций.

02-01-03) Явные и неявные концепции.

02-01-04) «Очевидно пустые» и «рабочие» явные концепции.

02-01-05) Практика противопоставления и механической замены.

02-01-06) Антиконцепции. Определение и виды. Примеры концепции о «будущем».

02-01-07) Составление списка концепций.

02-01-08) Классификация концепций по их содержанию.

02-01-09) Сильные и слабые цели.

02-01-10) Классификация интерпретаций. Вопрос о родственниках. Концепция «связи».

02-01-11) Выбор интерпретаций. Примеры.

02-01-12) Рассмотрение концепций, аргументы и контраргументы.

02-01-13) Метод прямой проверки концепций.

02-01-14) Циклическая смена интерпретаций.

02-01-15) Абстрактная концепция «я». Практика осознания отсутствия.
02-01-01) Приступая к устранению НЭ, ты замечаешь, что чаще всего они возникают, когда события идут не так, как тебе хочется. НЭ сопровождаются мыслями «так неправильно», «это нехорошо», «надо иначе», то есть твои представления о том, как «должно» быть, вступают в противоречие с тем, как есть на самом деле, и привычка испытывать НЭ четко срабатывает в такие моменты. Совершенствуя усилия устранения НЭ, укрепляя ясность в том, что ты не хочешь их испытывать, хочешь прекратить эту надоевшую привычку, укрепляясь в радостном желании испытывать озаренные восприятия (ОзВ), получая удовольствие от рассудочной ясности, ты приходишь к проявлению устойчивого интереса к критическому рассмотрению концепций.

Слово «концепция» используется в науке для обозначения достаточно непротиворечивой системы гипотез и интерпретаций экспериментальных данных. Слово «концепция» в контексте этой книги используется в соответствии с тем, какое значение оно приобрело в нашем разговорном языке - «механически перенятая система взглядов».

«Механически» - значит слепо подражая, бездумно, под влиянием НЭ (например чувства собственной ущербности, неловкости, страха негативного отношения к себе, страха изоляции и пр.), без собственных рассуждений, без собственного поиска оснований в виде экспериментальных данных. То есть на веру принимается какое-либо утверждение, и далее человек живет так, словно оно является безусловно истинным.

«Система взглядов» - это устойчивый набор мыслей, которые по привычке возникают при определенных обстоятельствах.

Например, если ребенок ударился и заплакал, то возникает привычный комплект мыслей: «ребенок плачет – ему больно - надо утешить», что и является основанием сказать, что есть концепция «плачущего ребенка надо утешить». Но со временем ты можешь обнаружить, что слез и требований становится все больше и больше, утешать приходится чаще и чаще, и тогда ты можешь подвергнуть сомнению эту концепцию, начать рассуждать. В результате рассуждений, наблюдений, вытекающих из них предположений и полученного нового опыта ты можешь прийти к выводу, что «утешать» - значит приучать ребенка к испытыванию жалости к себе. В итоге ты можешь изменить свое поведение – не только не утешать, но наоборот – лишать ребенка внимания каждый раз, когда тот испытывает сильные НЭ, а как только в его реве появляется пауза, проявлять к нему и внимание и симпатию, если она есть. В итоге ребенок поймет, что надрывные рыдания и яркая жалость к себе лишают его твоего внимания, и получит стимул к прекращению привычки культивирования данной НЭ в данной ситуации. А ты в итоге устранишь концепцию, испытаешь восприятие ясности, и останется лишь добиться безупречного устранения НЭ, возникающих по привычке в то время, как ребенок плачем добивается твоего внимания.
02-01-02) Ты приобретаешь концепции из самых разнообразных источников.

Например, если мать за обедом увидит таракана, вся сморщится, закричит дурным голосом и с отвращением и страхом вынесет его в унитаз, то ты, будучи малолетним ребенком, перенимающим и впитывающим все и вся, переймешь и это отношение к тараканам, после чего легко примешь концепцию: «тараканы – это мерзость». Это «эмоциональный» путь передачи концепций.

Другой путь – «авторитетный». Если некто «уважаемый» или «старший» или «умный» с важным видом сообщает, что не следует делать того-то и того-то, то можно слепо принять на веру это утверждение, ведь не может же такой «умный» и «уважаемый» человек говорить глупости.

Третий путь – мимикрия. Если ты попадаешь в общество людей, то начинаешь перенимать их концепции, если хочешь стать принятым, не быть отверженным.

Отдельно хочу выделить боль и связанный с ней страх как путь перенятия концепций. Если ребенок упал, ударился и напугался, то в этот момент под давлением сердобольной бабушки он легко примет концепцию, что «быстро бегать – это опасно и плохо, а спокойно сидеть – это хорошо и безопасно».

Пятый путь основан на такой ошибке, когда некий набор фактов рассматривается как полный и окончательный. Когда ты говоришь «на Марсе жизни нет», то сначала подразумеваешь, что это предположение основано на тех фактах, которые известны сейчас, и что в будущем может быть открыто все что угодно – самое невероятное и непредсказуемое, но со временем возникает твердая уверенность в том, что на Марсе жизни нет.

Шестой путь – чисто логическая ошибка, или нехватка или неверность исходных предпосылок, или тупость, то есть та специфическая инертность мышления, которая вызвана к жизни сильными НЭ.

Седьмой основан на чувстве собственной важности. Сказать что-то важным тоном, «со знанием дела» – значит поднять себя в глазах жены, друга, коллеги, а потом уже ничего не остается, как отстаивать свою точку зрения до конца, какой бы абсурдной она ни была, прибегая к психическому давлению («ну тебе что, непонятно что ли?»), намеренному запутыванию вопроса, т.е. намеренным культивированием неясности.

Восьмой – другие концепции, порождающие навязчивые механические желания. Если твой отец считает, что дочь «должна» сообщать – где она собирается ночевать, с кем она занимается сексом и т.д., то когда ты уходишь и ничего ему не сообщаешь, он испытывает всплеск тревожности, агрессии, хочет заставить тебя следовать его желанию и начинает выдумывать разные страшилки, и чем страшнее будет та глупость, которую он придумает, тем выше вероятность того, что на тебя это подействует. Таким образом он прилагает усилия к порождению в самом себе новых концепций, и пытается передать их тебе, чтобы тобой можно было снова управлять, держать тебя в тюрьме.

Девятый – один из самых распространенных - неискренность в рассуждениях. Ты можешь вытеснять аргументы, не доводить рассуждения до конца, предвидя, что результат будет противоречить твоим убеждениям, или ты можешь полениться тщательно рассмотреть узкие места своей концепции. Для таких «рассуждений» характерно наличие элементов в виде «очевидно, что…», «всем известно, что…», «ученые давно открыли, что…» (при этом, разумеется, нет никаких конкретных ссылок на конкретные заявления ученых, сопоставлений с другими мнениями) и т.п.
02-01-03) Люди очень редко думают, т.к. под словом «думать» обычно понимают не процесс размышления, сопоставления и анализа аргументов и т.д., а процесс жонглирования концепциями.

Концепции делятся на два больших класса. Первый – это явные концепции, то есть такие, которые могут быть самостоятельно сформулированы человеком, которые он сам активно продвигает. Можно начитаться книг о пользе капусты, вдохновиться прочитанным и начать убеждать в этом своих домашних.

Представим себе другую ситуацию: спросим человека - возможно ли прекратить испытывать НЭ, и он конечно скажет «нет», но это не значит, что он думал когда-либо над этим, рассматривал чьи-то доводы или свидетельства, или сам пытался прилагать усилия. Ему такие мысли вовсе и не приходили в голову, и до того, как ему задали этот вопрос, он мог и не знать, что ответит таким образом. И если бы ему предложили перечислить в явном виде свои представления о мире, то эта концепция вообще и не появилась бы в списке. Такие концепции я называю неявными. Несмотря на то, что они неявные, они определяют поведение человека не менее жестко, чем явные. Если того, кто разделяет неявную концепцию «прекратить испытывать НЭ невозможно» склонить к рассуждению, то он может прийти к самым разным выводам – «нельзя прекратить», «может и можно прекратить», «не знаю, не пробовал», «надо подумать», «почему бы и нет» и т.д., и тем не вести себя он будет так, словно полностью и безоговорочно принимает концепцию невозможности их прекращения.

Если человек нарушает закон по незнанию закона, ответственность он все равно понесет, так и люди испытывают последствия своих концепций несмотря на то, что могут даже не догадываться об их существовании.

Еще пример неявной концепции: «я не смогу достичь просветления до конца своей жизни». Опровергнуть ее на практике невозможно. Вряд ли эта концепция вызовет заметное беспокойство, поскольку оперирует чем-то очень далеким - концом жизни, и чем-то в высшей степени неопределенным – «просветлением». Никакого заметного внутреннего диалога от нее не будет – громкий внутренний диалог занят более насущным. Если кто-то выскажет эту мысль, то ты с ней можешь даже и не согласиться (в зависимости от настроения), или остаться в неопределенном отношении, и все же концепция будет существовать и подавлять устремленность. Осознание наличия этой концепции может родиться спонтанно - в результате усилий по устранению НЭ, порождению озаренных восприятий, контролю хаотического внутреннего диалога, разговора с практикующим и т.д., и только после этого ты ощутишь тот груз, которым она тебя придавила, и сможешь начать прилагать усилия, чтобы сбросить его.

Явная концепция сразу доступна для исследования, в то время как неявную сначала необходимо обнаружить, что совсем непросто, а после обнаружения ее необходимо четко сформулировать, чтобы сделать предметом анализа.

Чтобы выявить неявную концепцию, я предлагаю использовать письменную фиксацию и анализ внутреннего диалога в тот момент, когда возникают НЭ, когда тянется НФ или НЭС. Любая концепция – явная или неявная – это кусок внутреннего диалога (ВД), т.е. быстро проскальзывающая череда мыслей. Внутренний диалог состоит из нескольких слоев (об этом подробнее в последующих главах). Громкий внутренний диалог состоит из полностью проговариваемых про себя слов, и такая мысль может длиться от доли секунды и более. Слепой внутренний диалог состоит из обрывков слов и образов, имеющих длительность от 1/30 секунды, и мысль, состоящая из цепочки таких обрывков, может иметь очень короткую длительность – например, треть секунды, так что «ухватывание» и фиксация подобных мыслей требует большой внимательности, высокой скорости устранения НЭ.

Такую практику я называю «оперативной работой с неявными концепциями».

Другой способ – поиск резонансных мыслей. Испытывая НФ или НЭС, я не устраняю его немедленно, а продолжаю испытывать и перебираю различные темы, задаю себе вопросы: «что меня беспокоит, угнетает? Утюг остался включенным? Нет. Ребенок голодный? Нет… На работе неприятности? Нет…». Я ищу мысли, от которых возникнет явление резонанса – произойдет всплеск интенсивности НФ, возникнут НЭ. Это означает, что найдено направление поиска неявной концепции. Теперь я перебираю мысли из этой области, пока снова не обнаружится резонанс, что приведет к еще большему сужению области поиска. Чем точнее я очерчиваю круг, тем выше вероятность наступления спонтанной ясности. Чем чаще я занимаюсь такой практикой, тем совершеннее становятся навыки.

Третий способ выявления области поиска неявных концепций – «резонансное моделирование». В воображении видоизменяй реальную ситуацию и наблюдай – усиливается НФ, ослабевает или остается неизменным. Например представь, что тебе повысили зарплату, а потом – что понизили. Затем представь, что твой ребенок стал учиться лучше, а потом – хуже. И так далее. Каждый раз ты будешь наблюдать некоторое ослабление или усиление НФ, но какая-то тема отзовется особенно сильным резонансом – значит, собака зарыта именно там.

Зачастую поиск концепций выявляет их целыми гроздьями. Например: у тебя гости, пьете чай, возникает беспокойство. Исследовав обрывки внутреннего диалога, ты понимаешь, что опасаешься, как бы твой ребенок не начал при гостях чавкать. Отсюда - первая концепция: «Чавкать – некультурно, нехорошо». Продолжаешь раскопки: «но почему именно я боюсь, ведь чавкаю не я… потому что это мой ребенок». Отсюда вторая концепция: «я ответственен за поведение своего ребенка». И так далее. Становится ясно, что концепции проявляются целыми конгломератами и поддерживают друг друга. Чтобы добиться ясности, необходимо тщательно разделить их и разобраться с каждым вопросом отдельно.
02-01-04) Рассмотрим два типа явных концепций. Первые при ближайшем же рассмотрении оказываются очевидно необоснованными. Назовем их «очевидно пустые». Рассмотрение вторых не приводит тебя сразу к ясности, необходим анализ, рассмотрение аргументов, контраргументов, контр-контраргументов и т.д. Назовем такие концепции «рабочими».

Освобождение от очевидно пустой концепции лишь кажется очень простым, но это не так. Ведь несмотря на то, что тебе очевидна ее безосновательность, она существует в этом месте, значит тому есть причина. Причиной может быть одна из вышеперечисленных девяти, и кроме этого - инерция, привычка. Устранение даже самой безобидной привычки требует последовательных и радостных усилий, особенно если эта привычка подпирается другими – например привычкой испытывать НЭ в данной ситуации. Например в детстве ты считала себя некрасивой. Когда ты убедилась в ошибочности такого мнения и поняла, что для одного - ты красавица, другому – безразлична, то по инерции продолжила испытывать те же НЭ при знакомстве с мальчиками, а концепция из явной превратилась в неявную и продолжала быть спусковым крючком для возникновения НЭ.
02-01-05) Для преодоления инерции существования очевидно ложных (или сведенных в результате анализа до состояния, близкому к очевидно ложному) концепций я рекомендую метод противопоставления. Формулирую мысль, опровергающую данную концепцию, т.е. формулирую антиконцепцию, после чего выполняю формальную практику (см. далее в соответствующей главе) - сотни раз на дню задаю себе вопрос – что я считаю верным – концепцию или антиконцепцию? Мысль «я некрасива», или мысль «кому-то нравлюсь, кому-то нет»? В результате такой практики, сопровождаемой безупречным устранением возникающих НЭ, достигается поставленная задача – влияние очевидно ложной концепции на мое поведение постепенно ослабевает, пока не прекращается вовсе.

Другой подход называется практикой механической замены (МЗ). Он эффективен в отношении тех очевидно ложных концепций, которые были в тебя буквально втиснуты силой - грубым психическим давлением. Мать нависла над тобой и орет: «ТЫ БУДЕШЬ СИДЕТЬ СМИРНО???!!!!», или наоборот – жалобно смотрит, чуть не плача: «зачем же ты меня позоришь…». Ты сжимаешься в комочек и «понимаешь» - сидеть смирно – хорошо, баловаться – плохо.

Практика механической замены состоит в том, что ты проговариваешь вслух раз за разом антиконцепцию – например, целый час подряд, каждый день по часу. Это приводит к существенному ослаблению концепции, являясь клином, выбивающим предыдущий клин.

Эта практика позволяет также довести до конца устранение рабочих концепций, когда они сведены до уровня очевидно ложных или близко к этому.

Для концепции «надо помогать людям» антиконцепцией будет «я хочу помогать только тем, кому хочу, кто мне симпатичен», а зачастую можно формировать антиконцепции простым добавлением отрицания: «если он занимается сексом с другой, это значит, что ко мне он не испытывает нежности» - «если он занимается сексом с другой, это НЕ значит, что ко мне он не испытывает нежности».

Такую практику можно совмещать с другой деятельностью, от этого она не слишком теряет в эффективности.

В течение своей жизни мы повторяли данную концепцию – вслух или про себя - десятки и сотни тысяч раз, но сила слепого воздействия намного меньше, чем сила воздействия, выбранного в результате радостного желания, поэтому всего лишь несколько тысяч повторений антиконцепции достигают цели, механически вытесняя очевидно ложную концепцию. Антиконцепция не встает на место концепции и сама не превращается в препятствие, поскольку ты используешь ее не вслепую, а для совершенно ясной цели – вытеснить чужеродный механизм.

Можно выполнять эту практику совместно с другими практикующими - сначала антиконцепцию проговаривает вслух одна, потом другая, причем внимательно прислушиваться нет необходимости.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Лекция привлекательных состояний. Часть 1 Раздел 02 «Мысли» iconЛекция привлекательных состояний. Часть 1 Раздел 05 «Ощущения»
Словом «ощущения» я буду обозначать только те восприятия, которые еще называют «физическими ощущениями». В обыденном языке словом...
Лекция привлекательных состояний. Часть 1 Раздел 02 «Мысли» iconЛекция привлекательных состояний. Часть 1 Раздел 06 «Стратегия эффективной практики»
Продвижение всерьез начинается именно тогда, когда прекращается спазматическое желание эпохальных свершений, и ты начинаешь совершать...
Лекция привлекательных состояний. Часть 1 Раздел 02 «Мысли» iconЛекция привлекательных состояний. Часть 1 Раздел 04 «Различающее сознание»
«Когда я вижу, что у учёных людей нет ни способности истинного различения реального от нереального, ни бесстрастия, то я чувствую,...
Лекция привлекательных состояний. Часть 1 Раздел 02 «Мысли» iconЛекция привлекательных состояний. Часть 1 Раздел 07 «На пути к непрерывным ОзВ»
ОзВ с нуля более эффективно, чем прибавлять их сразу ко всему количеству испытанных ранее, так как числа в пределах сотни или нескольких...
Лекция привлекательных состояний. Часть 1 Раздел 02 «Мысли» iconЛекция привлекательных состояний. Часть 1 Раздел 03 «Желания»
«Истинно спонтанное действие – это такое, при котором ты всецело отдаешь себя, но только после глубоких раздумий. Это действие, при...
Лекция привлекательных состояний. Часть 1 Раздел 02 «Мысли» iconСелекция привлекательных состояний
Книга достаточно детализирована, так как я не хочу вызвать в читателе простой всплеск эмоций, после которого наступит спад и возврат...
Лекция привлекательных состояний. Часть 1 Раздел 02 «Мысли» iconВ любой истории есть немало интересных сюжетов. Но нет, наверное,...
Об этносах, о происхождении (этногенезе) своего народа, его этнических корнях один из самых привлекательных и загадочных. И вместе...
Лекция привлекательных состояний. Часть 1 Раздел 02 «Мысли» iconИ. И. Агапова История экономической мысли Лекция у истоков экономической мысли
Но поскольку экономическая мысль первоначально не отделяется от других форм мышления об обществе, точно определить ее первые проявления...
Лекция привлекательных состояний. Часть 1 Раздел 02 «Мысли» iconХолерик. Меланхолик. Комбинированный. Флегматик. Тип темперамента,...
Характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивность, скорость, темпа, ритма психологических процессов...
Лекция привлекательных состояний. Часть 1 Раздел 02 «Мысли» iconСаморегуляция психических состояний: Феноменология, механизмы, закономерности
Показательна в этом смысле тенденция массового интереса населения к популярной психологической литературе типа «Помоги себе сам»,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница