1. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы


Название1. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы
страница1/8
Дата публикации17.03.2013
Размер0.93 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

1.Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы.

«философия», с древнегр означает (phileo – люблю, Sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философия – форма общественного (индивидуального) сознания.Ф. – особый тип мировоззр. 1.Мировозр-е – обобщенная система взглядов на мир и место человека в нем. Состоит из:1. Мироощущения – эмоционально-психологическая сторона, 2. Мировосприятия 3. Миропонимания – познавательно-интеллектуальная Исторические типы философских мировозр. соответств. историч. эпохам: Ф.античности 5-6 в д н э.Ф средних веков 5 -15 нашей эры .Ф эпохи возрождения 15- 1/3 17 в д н. э. Философия нового времени 17 - сер 19 в н.э Ф эпохи Просвещения 18 в н.э. Ф современная с 30 -40 г 19 века – до наст момента

Первым историч. типом является мифология. Миф –придание, сознание. В религиозном мировоззр. мир удваивается на естественный и сверхъестественный. (есть творец и есть твари).мифология, и религия –предфилософия. Историч. философия возникает как рационально-теоретич. тип мировоззр и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщённая система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними.


2. Предмет философии и структура философского знания

Специфика проблем философии опред-ся её стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщённое знание о мире и месте в нём человека. Три мировоззренческие проблемы:

1. Проблема Универсума(мира), ответы на вопросы о его первоначалах, формах и способах его бытия др.2. Проблема человека, в чём смысл жизни человека3. Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними.

1е фил учения в древних цивил-х Китая, Индии, Греции формулировались как учения о природе или натурф-я.

Натурфил-я трансформ-ся в онтологию (греч. ontos - сущее и logos - слово, учение) - учение о фундамен-х принципах бытия и наиболее общих основаниях сущего. Позже формируется Логика стала трактоваться как наука о законах правильного мышления, Эпистемология - раздел ф, изучающий проблемы знания и познания. Затем антропология - учение о чел. В современ. ф основной акцент переносится на развитие отдельных фил дисциплин .

В экзистенциально-феноменологической ф. в центре проблема «человека-в- мире»( неразрывная связь человека и мира).

Стр-ра ф.:- теоретическая фил-я (логику, онтологию, аксиологию, гносеологию и эпистемологию), -философия науки; -практическая философия, ( соц.ф-я; фил-я. Культуры; ф. права; фил. антропологии; фил. техники и др.)


3.Специфика и методы философского мышления.

Метод (от греч.Methodos путь к чему-либо, прослеживание, исследование) – совокупность приемов и операций практич. и теоретич. освоения действительности ( работы Р. Декарта и Ф. Бэкона)

Первую группу составляют всеобщие методы познания. 2метода фил: диалектический и метафизический.

«Диалектика» - умение вести спор, диалог. Философское учение о развитии. 3 закона:-1.единства и борьбы противоположностей. Суть:Любой предмет обладает противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. 2.Перехода качества в количество (механизм развития)Суть: колич. изменения по достижению определенного момента приводят к качествен., а качествен. изменения приводят к определенным количествен. изменениям. -3 отрицания отрицания (направленность развития, путь, траектория)Суть: показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Диалектика Гегеля-идеалистическая; Диалектика Маркса-материалистическая

Негативная диалектика: рассмотрение регресса, а не только прогресса.

Метафизика – метод, противоположный диалектике. Отвергает её принципы, объекты неизменны, признаются только локальные связи. Не являлась фил. методом, проникла из науки. Метафизика-вся классическая философия.


4.Философия и основные формообразования культуры.

Формообразов-я культуры : наука, искусство и религия.

Наука это специфич вид познават деят по достиж.знаний;это способ познания мира; это социальный институт, совокупность объективно-истинных знаний о мире. Особенн-ть науки -"фрагментарна" (специализирована). Объектом является фрагмент действительности; -результаты фиксируются в виде "закона";-объективна; -систематичность;

-эмпиричность (факты) научное познание через наблюдение, эксперимент; логическ и теоретич. обоснование; -рациональна и самокритична, -незавершенность,преемственность знаний; -особенный язык понятий, свои особенные методы и средства исследований .Философия более широко смотрит на проблему, но менее точно, чем наука. Многие открытия в науке были когда-то предсказаны философами (атомы).

Философия и искусство - во многом они схожи: 1.одним из главных предметов изучения явл-ся человек, его духовн мир.2. философ раскрывает не только значения тех или иных явлений кул-ры, но и их личностных смыслов (как и искусство)Из видов искусства ближе всего к ф. лит-ра. Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, И. Гете, Ф. Ницше, Ф. Достоевский, Т. Манн, Г. Гессе, Ж.-П. Сартр, А. Камю(были мыслителями). .В фил. отраж-ся фундаментальн. основоположения культуры.

5.Образы философии и стили философствования

образы философствования:1) системно-концептуальный {Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза);2) спекулятивно-диалектический (Г. Гегель, Ф. Шеллинг,В. Соловьев);3) дискуссивно-аналитический (Б. Рассел, Л. Витгенштейн,Р. Карпап);4) мистико-диалектический (Прокл, Плотип, М. Экхарт);5) риторико-эссеистскиЙ (Б. Паскаль, М. Моптепь, Ф. Ницше);6) императивно-этический (Конфуций, Сенека).

образы философии :1. Философия как любомудрие. (в античн.у философов высокий статус,почитаемые)2. Философия как образ жизни. поиск самостоят. ответов на мировоззрен. вопросы. 3. Философия как вид «языковой игры*. На уровне непрофессионального сознания как бесполезное занятие.4. Философия как идеология. Обычно в социальных системах, где жесткие тоталитарные режимы и репрессивные формы государственной власти и управления. 5. Философия как наука. Философия трактуется не только как одна из множества наук, претендующая на духовное и интеллектуальное лидерство в современной культуре.


6.Философия и миф.Становление философии в культуре древних цивилизаций. Исторически 1-ой формой мировозр. знания явл. мифология

Мифология –представл. мира и человека в фантаст. образах и сюжетах. Осн. формы м-гии: сказки, легенды, вымыслы, слухи и т.д.(Объяснен. природы и обществ. явлен. как результат дейст-я сверхестеств. сил.). В недрах мифологии сформ-сь религия.

Зап ф-я берет свое начало в Др Гр в 7-6в до н.э. в Гр изменения связанные с развит-м рабовлад-я. Могущ-во ч ,его производит силы настолько усиливаются что он может выжить вне родовых связей. Новый класс рабовлад торгов-цев ремеслин землепашцев захватывает полит власть . Полисная сис-ма организ-ии полит и соц жизни Важнейшая отлич черта полиса –публичность.Идеей ф-ии явл поиск единого первоначала,отыскивается в самой природе, ф-я возникает как натурфилософия. (Милетс школа 7в)

Ос черты социокуль ДВ:1)неисторич-тьВос-ка (вялотек-яя жизнь, нет резких соц-х измен-й на протяждлит врем) 2)Азиат способ произ-ва (фор-мапосел-я: замкнут сельсобщина,всепринадлежгос-ву,отсутрыночотнош, абсолют власть импер-ра)3)невыделенностьиндевида из коллек-ва4)клановый образ жизни 5) отсут классов противор-й. Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика (адживика) (фатально-натуралис-тическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв. до н.э., видит освобождение от страданий на пути нравственного совершенст-я, удаления от мира и достиж-я путем особых дух медитаций и физ упражнений состояния нирваны. В Китае Ф-ы Конфуций и Лао-дзы. Для древнего Китая хар-на опора на священные книги - "пятикнижие",первые критики мифологиии, упомин-ся два принципа янь и иньолицитворяют два взаимодополня-ющих начала (муж. и жен.).


7.Специфика и основные проблемы древнеиндийской философии.

Ф. Др. Индии сохраняла связь с религиозно-мифологическими элементами культуры Древней Индии. В VI -- V вв. до н. эры в Индии позднее развились осн фил системы Индии:веданта, ньяя-вайшешика, санкхья, йога, буддизм и др.

Важн понятия: “сансара”, “карма”, “нирвана”. Создателем буддизма и основателем одной из мировых религий явился Сиддхартха Гаутама (Будда), живший на рубеже VI - V вв. до н. э. Центральным догматом этики буддизма стало учение о страдании, а главной целью учения - указание человеку восьмеричного пути самосовершенствования, ведущего его к освобождению от мирского страдания и обретению конечного успокоения, к состоянию единства с космическим сознанием.Особенности Индийской философии:1. отказ от личного вклада - анонимность.2. Философия проявлена, но она не отделена от религиозной практики. Она синкретична (связана с искусством, этикой).3. Философия направлена внутрь человека. Это философия духовного перерождения.


8.Специфика и основные проблемы философии древнего Китая.

Фил. школы-даосизм и конфуцианство. Религиозно-мистическое учение даосизма было основано Лао-цзы в VI -V в.в. до н. э. Осн.понятия “Дао”, “инь-ян”, “ци”,“цзы”. Категория "Дао" многозначна: Дао – сверхчувств. реальность, - индивидуальная мера человеческого поведения, необходимого для гармонии Поднебесной. Пара категорий "инь-ян" обозначает противоположн, циклически доминирующие во взаимодействии силы, начала Вселенной, "Ци" обозначает универсальн субстрат мира, который поддерживает равновесие сил инь-ян.,"цзы" это и знание о мире, дает возможность правильно действовать в нем, и мудреца-учителя, который использует это знание для упорядочивания основной структуры Космоса: "Небо-Человек-Земля". Принцип "у-вэй" - "недеяния”, отказу от активности,можноорганично включиться в естеств. ритм жизни Космоса - Дао.

Конфуцианство ( основоположн - Кон-фу или Конфуция) в VI -V в.в. до н. э. Идеал конфуцианства - сильное государство и процветающее общество. Философия Конфуция -поиск ценностей, которые способств сохран стабильн гос-ва.(сохр традиций и нравств совершенств людей). –важн. условие сохранен космической гармонии.

Последователь Конфуция-Мэн-цзы.:человеческая жизнь подчинена “небесной воле”, которую выражает и исполняет мудрый государь - “сын неба”. Человеку от рождения присущи 4 качества: чувство сострадания, чувство стыда, скромность и умение различать истину от лжи.

Неоконфуцианство – идеалистич. школа,вопросы онтологии, натурфилософии, космогонии. Господств. положение в философской и обществ.-пол. мысли Китая до начала 20 века.


9.Проблемное поле и основные этапы развития античной философии. Специфика древнегреческого философского мышления.

Античная философия VII -- VI вв. до н. э.Античная философия сформировала особый стиль мышления, заключавшийся в стремлении к построению теоретического знания и обеспечению его логической доказательности.

В развитии древнегр фил три этапа -- натурфилософский (досократический), гносеологический (сократический) и эллинистический.

досократической философии (VII-- 1-я пол. IV вв. до н.э.), милетской школы (Фалес, Гераклит), школойПифагора, элеатами (атомистами (Левкипп, Демокрит)- проблема единства и множеств.мира, поиску единой основы мироздания (архэ). тема становления бытия.

Софисты (Протагор), и Сократа-начало моральной философии,система субъект-объектных отношени,гноссеология. Неоплатонизм, восходящий к философии Платона, явился одним из истоков христианск. вероучения.

Аристотель -- систематизировал весь комплекс античного научно-философского знания- основоположник формальной логики, теории аргументации. Стоицизм, кинизм, эпикуреизм – преобладан. морально-этической проблематики,поиск новых целей и регулятивов жизни человека. В античн. фил-ии были заложены основы онтологии и метафизики, гносеологии и логики, антропологии и психологии, философии истории и эстетики, моральной и политической философии.



10. Философия и религия. Статус и функции философии в средневековой культуре.

Средневековье с V по XV вв.; мышление -теоцентричное. Идея творения- в онтологии, идея откровения – в учении о познании. История -как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека.

этапы:патристика и схоластика. Патристика с II по VIII вв. Августин Блаженный, Василия Великий, Ориген и др. (под влиянием идей Платона).проблемы : сущность Бога, отношение веры и разума, души и тела, свободы человека, происхождение добра и зла и т.д. Эпоха схоластики VIII -- XV вв. На этапе схоластики (греч. schola -- ученая беседа, школа) под влиянием Аристотеля. Цель: рациональн обоснование христианск вероучения. (Фома Аквинский и др. )

Номинализма и реализм: поиск доказательств бытия Божия. Реализм в среднев ,наряду с номинализмом и концептуализмом выяснял вопрос о реальном (объективном) существовании понятий. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия — общее имя, и от концептуализма, для которого универсалия — основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии, Р. считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Фома Аквинский обосн. основн. принципы христианск. теологии. (принцип гармонии веры и разума, использовать фил-ю для более доступн. изложения и обоснования истин религии). Философские воззрения Фомы Аквинского послужили основой неотомизма -- официальной философской доктрины Ватикана, возникшей в последней трети XIX в.


11.Философия эпохи возрождения: основные направления и этапы развития.

Переходная эпоха между Средневековьем и Новым временем (XIV --XVI вв.) -Возрождение (или Ренесанса). Для фил-ии Возрожден х-но: антропоцентризм, гуманизм, антисхоластическая направленность, пантеизм. В центре- человек,как творец. Гуманизм -признание человека личностью, права на творчество, свободу ,счастье- впервые предстал в качестве целостн. системы взглядов. Фил-я вновь обращ-ся к изучен. природы. Пантеизм отождествляет Бога и природу.Этапы разв-я фил-и Возр: гуманистическ, неоплатоническ ,натурфилософский. Гуманистич. - интерес к человеку. Неоплатонич. трад-ия связана с развитием учения Платона. Натурфилософск.- сформировать научн мировоззр, свободное от теологии, материалистич. взгляд на мир, эксперимент методы обоснован новой космологии. (А. Данте, Ф. Петрарка, Эразм Роттердамский, Т. Мор и М. Монтень; неоплатоники Дж. Пико деллаМирандола и Николай Кузанский; натурфилософы Н. Коперник, Дж. Бруно и Г. Галилей). В Бел-си - М. Гусовский, Ф. Скорина, С. Будный. стала Реформация- заключ. этап эпохи Возр. (1-я половина XVI в.), приведшая к христиан вероучен – протестантизму, содерж. религиозн, социально-политич и философск. взгляды.. (М. Лютером, Ж. Кальвином) переход к новому этапу развития европейского общества и его культуры.


12.Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Дилемма эмпиризма и рационализма.

В эпоху Нового времени философия в тесном контакте с наукой, господствовали метафизика и механицизм. Для механицизма XVII -- XVIII вв. было хар-но сведение сложн к простому, стремление объяснить движение и взаимодействие объектов, исходя из законов классич. механики.

В эп.Н времени: Эмпиризм (греч. empeiria-- опыт) как результат трансформации сенсуализма (лат. sensus -- чувство, ощущение). Суть сенсуализма :чувств. опыт человека- источник познания окружающ мира. Эмпиризм: все знание основывается на опыте.(эксперим. методах) рассм. индуктивный метод в качестве средства обобщения данных эксперимента.

Ф. Бэкон- постановка проблемы научн метода исслед природы. Т. Гоббс и Дж. Локк- становлен новых соц идей в философии XVII. (необходимость подчинения всех людей одним законам на основе “общественного договора»).

Рационализм (лат. ratio -- разум)х-но: -предпочтение разуму ;-математич метод исслед, дедуктивн метод, включающему интеллектуальную интуицию. Представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Учению Б. Спинозы о единой субстанции (материалистическую идею единой субстанции -- протяженной и мыслящей, являющейся причиной самой себя.) представитель идеалист направлен в рационализме Г. Лейбниц противопоставил идею множественности субстанций -- монад. Благодаря Г. Лейбницу в философию проникла идея эволюции,он предпринял попытку нарисовать картину мира как огромной системы, в которой господствует предустановленная гармония, восходящая к высшей монаде -- Абсолюту, Богу.


13.Философия и идеология в эпоху Просвещения.

XVIII в. Наиболее ярко во Франции (перед революцией1789) Представители: Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ф. Вольтер, Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье.

Хар-но признание приоритета разума в решении всех проблем, критицизм, материализм в понимании природы, сенсуализм и созерцательность в гносеологии, исторический оптимизм, разработка программ общественных преобразований, сформулиров концепция историч прогресса, движущей силой которого явл развитие моральных, религиозных и научных идей. Суть в просвещении масс.Во второй половине XVIII и в начале XIX века просветительские идеи получили распространение в России (А.Н. Радищев, Н.И. Новиков и др.). В Беларуси идеи гуманизма и Просвещения разрабатывались в трудах К. Нарбута, И. Массальского, К. Бощеславского и др.



14.Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции.18-19 в.характерны: систематическая целостность и внутренняя завершен-ность, идеализм, особый интерес к гносеологической проблематике.Немецкая классическая философия1) Философия Иммануила Канта;2) Объективный идеализм и диалектика Гегеля;3)Антропологический материализм Людвига Фейербаха;

1) Основоположн- И. Кант. Творчество Канта дел-ся на два периода:

1) Докритический -зан-ся логикой, астрономией работа -«Всеобщая естественная история и теория неба» 2) Критический -три работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».И. Кант :тезис = антитезис (антиномия), напр: тезис - мир сущ. сам по себе, антитезис - мир создан Богом. Мир непознаваем. Фил-я Канта -агностицизм. Был сформулирован категорический императив : поступай так, чтобы правило, которым ты руководствуешься, могло стать всеобщим законом.

2) Гегель- критика фил-и И.Канта. Гегель – его фил-я –система диалектич идеализма. Части ф-ии:1) Логика2) Философия природы

3) Философия духа;

Гегель - автор трех законов диалектики:1) Закон, о единстве и борьбе противоположностей 2)Закон перехода постепенных количественных изменений в коренные качественные. 3) Закон отрицания отрицания.

Во вт пол XIX в 2 направлен: материализм (Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс) иррационализм (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

3) Людвиг Андреас Фейербах (антропологический материализм) работы: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего». антропологический поворот в совр фил-и.Представители иррационалистич фил-и (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) отказа от признания разумных оснований действительности и выдвижения на первый план иррационального начала.


15.Классика и современность: две эпохи в развитии европейской философии.

В контексте развития европейской Ф могут быть выделены две эпохи: классика и постклассика

Сравнительная характеристика

Классика

1. Предметом классической философии является мир в целом, понимаемый как Универсум.

2. Универсум понимается как целостная завершенная система. Он моделируется как космос (т.е. как упорядоченное бытие) и признается как действительно существующее.3. Структура философского знания. Философское знание четко структурировано по разделам: онтология, метафизика в ее рамках; философская антропология; гносеология (эпистемология); методология; социальная философия.4. Абсолютныйлогоцентризм, т.е. признание универсального разума и разумности, Логоса. 5. выработка универсального языка философских текстов (требование универсальности особенно касается логико-грамматического строя языка).6. Язык. Характерна семантическая стабильность, по крайней мере, в рамках философской традиции: используемые понятия должны иметь определенное значение и в целом должна соблюдаться строгость в оперировании понятиями.традиция. Переход же к другому языку будет означать и переход к другой философской традиции. 7. В сфере познания – четкое противопоставление объекта и субъекта познания, 8. Также в сфере познания – чаще всего имеет место гносеологический оптимизм и тесная связь с наукой

9. Человек понимается как носитель рациональности, как познающий субъект. Никакие другие стороны его бытия: пол, возраст, например, - не рассматриваются.

10. Понимание социальных процессов. (идеи циклизма и регрессизма,социального прогресса

Постклассика

1. Предмет философии (т.е. мир) утрачивает целостное единство. Он относителен (релятивен), фрагментарен. Как следствие, не признаются универсальные законы бытия.

2. Универсум моделируется на основе принципа онтологической относительности. Это означает, что допускается множественность моделей и интерпретаций бытия (пр: психологические, лингвистические, логические).

3. Структура философского знания крайне размыта и неопределенна. Интерес перемещается на «обочину» философии, туда, где она соприкасается с другими формами знания.

4. Метафизический стиль мышления подвергается сомнению,

5. Универсальная рациональность не признается, как и универсальный язык. Допустимы и признаются все виды рациональности и языка.

6. Имеет место отказ от строгости в использовании языка и от традиционных философских жанров (статья, монография). Философы обращаются к форме эссе, философской поэзии, активно используют живопись, кинематограф.

7. В сфере познания имеет место отказ не только от оппозиции объекта и субъекта познания, но и вообще от разного рода бинаризмов, чего бы они ни касались 8. Связь с наукой в целом практически отсутствует (за исключением позитивистского = «философией науки»). Акцент в рассмотрении философских проблем смещается в сторону разного рода ценностей: этических, эстетических.

9. Человек рассматривается не только и не столько как носитель рациональности.

10. никакими закономерностями., история не логична, «у человека нет истории, он сам есть история».




16.Характерные особенности и основные направления развития постклассической философии.

Постклассическая философия. Развитие постклассической Ф осуществляется в рамках трех основных стратегий: социально-критической (преодолении созерцательности классической Ф), экзистенциально-феноменологической (отвергает объективизм предшествующей философской традиции) и аналитической(актуальной становится критика субстанциализма философской классики). В стуктуре можно выделить:

- Неоклассическая Ф-я в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неотомизм, неопротестантизм, марксизм, позитивизм (опирался на учения франц. И англ. Материалистов и субъективных идеалистов)). Неклассическая (критика классики и ее рационализма, отказывает разуму в познавательной споспособности, но не агностицизм! Мир познается интуицией, волей, фантазией, воображением, озарением, которые и замещают разум ). Постнеклассика: (с 70-х 20 века) постмодерн, неопротестантизм, структурализм (СТРУКТУРАЛИЗМ - направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х гг. 20 в. и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Объект исследования структурализма - культура как совокупность знаковых систем). Отказ от традиционных философских тем, выход к маргинальным проблемам.

В целом, за исключением неоклассики, характерен отказ от рационализма и переход на позиции иррационализма.


17.Марксистская философия: ее сущность, основные этапы развития и значение в истории цивилизации.
Основоположник – Карл Маркс (1818-1883). К. Маркс и Ф. Энгельс выработали новую программу развития философии. В рамках этой программы не только были трансформированы традиционные проблемные поля философской классики, но по-новому было осознано предназначение философии и задачи, стоящие перед ней. Миссия философии впервые в истории ее развития была связана с социальной критикой, призванной содействовать реализации идеала эмансипации общества и человека. Характерной чертой философии марксизма явился социоцентризм.

Основным объектом критики Марксом классической философии стала ее созерцательность. В «Тезисах о Фейербахе» Маркс формулирует идею о необходимости изменить мир.

Маркс – материалист, и бытие материального мира для него первично по отношению к бытию духа. Но Маркс придерживался диалектических идей. В результате его философское учение может быть названо диалектическим материализмом, в рамках которого разработаны новая теория и соответствующий ей метод философского мышления – материалистическая диалектика.

Будучи материалистом, Маркс, тем не менее, не отрицал значимости духовной сферы. Но в отличие от классиков он показал, что эта сфера не самодостаточна, а является результатом развития общественного бытия, в центре которого он особым образом выделяет материальные экономические отношения. Согласно Марксу, экономические отношения(базис) определяют все другие типы отношений в обществе(надстройка): политические, идеологические, религиозные, культурные и т.д.

Такая идеалистическая установка классической философии приводила к тому, что, например, в эпоху Просвещения социальное зло считалось следствием недостаточного развития сознания (причину зла усматривали в отсталости, неграмотности, предрассудках). Маркс же, выводя на первый план экономические производственные отношения, видит причину существующей социальной несправедливости и неравенства в противоречиях капитализма, в капиталистической частной собственности.

Маркс – автор классового подхода к рассмотрению общественных явлений. Он утверждает, что классы – это историческое явление, возникновение которого связано с появлением частной собственности. Жизненные интересы классов противоположны, что ведет к формированию классовых противоречий, которые в конечном итоге лежат в основе классовой борьбы.она является источником прогрессивных изменений в обществе, которые должны привести к возникновению общества нового типа – коммунизма. В силу наличия общественной собственности на средства производства при коммунизме классы завершат свою историю и исчезнут, а вместе с ними исчезнет и классовая борьба. И наиболее действенным способом преобразования общественных отношений Маркс считал социальную революцию и вместе с ней признавал и одобрял революционное насилие.

Маркс автор теории о Прогрессизме как закономерной смене типов общественно-экономической формации (-общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. В структуру формации входят все существующие в данном обществе социальные отношения, но основу ее составляет определенный способ производства, а в нем – производственные отношения и производительные силы).типология предполагает последовательную смену первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической формаций с переходом к коммунистическому обществу, включающему две фазы – социализм и собственно коммунизм.


18.Философия и национальное самосознание. Основные идеи и этапы развития философии в Беларуси.

Начало процессу христианского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой, принявшей христианство и постригшейся в монахини под именем Анастасии. Своей христианско-просветительской деятельностью широко известна также полоцкая княжна Предслава, принявшая монашество под именем Ефросиньи (Полоцкой). Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины. К этому же историческому периоду относится творчество С. Будного, А. Волана, М. Гусовского, братьев Зизаниев, В. Цяпинского. В XVII в. философские поиски были продолжены С. Полоцким, а в XVIII в. - Г. Конисским.

белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К числу отличительных особенностей философии Возрождения относятся антропоцентризм, гуманизм, антисхоластическая направленность, пантеизм. В центре внимания в эпоху Возрождения оказался человек.стиль изложения, практикуемого белорусскими мыслителями: стремление к ясному, простому, доходчивому языку. В этом отношении показательна рационалистически-теологическая (по сути деистически-материалистическая) концепция С. Будного, религиозного реформатора, филолога, педагога, поэта. В Ф-и Беларуси XVII в. материализм и атеистическая версия свободомыслия наиболее последовательно были представлены в творчестве К. Лещинского. В философском учении К. Лещинского имел место последовательный отказ от теологии и ееосновоположений. Одной из центральных фигур этого периода являлся канцлер Л. Сапега, с именем которого связана разработка Третьего Статута Великого княжества Литовского (1588 г.) - одного из самых значительных законодательно-правовых документов Европы. В работах Л. Сапеги (идея синтеза политики и философии, взгляд на государственную деятельность как на высокое искусство,) получила обоснование идея правового общества и государства.

Философская и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения включает в себя следующие этапы:

-Философия раннего Возрождения, начала ХVI – 50-60-е гг. ХVI в. В социально-экономическом плане это был период интенсификации ремесленного производства, торговли, роста и возвышения городов. Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройства общества.

-Философия Возрождения и Реформации, вторая половина ХVI в. Этот период включил в себя широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования (судебная и административная реформы, борьба за городское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 гг., создание Главного Литовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма)

-Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец ХVI – ХVII вв.).содержание этого периода может быть обозначено такими признаками, как: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения, утверждения схоластического типа философствования.

Развитие духовной культуры Беларуси ХVII – нач. ХVIII вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. В первой половине ХIХ в. наблюдается закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных ориентаций в связи с вхождением Беларуси в состав Российской империи. Развитие философской мысли отличалось поисками критериев национальной идентификации и путей развития национального самосознания. С конца 20-х годов XX в. началась эпоха советской Ф в Беларуси.


19.Классики философской мысли Беларуси. Роль и влияние их наследия на развитие современной культуры.

Что касается белорусской духовности, то здесь отчетливо проявило себя ее рационалистическое направление (С. Будный). По сути говоря, было положено начало научному изучению библейских текстов, а это обстоятельство имело далеко идущие социально-культурные последствия: научно-рациональный подход должен был необходимо распространиться на изучение природы и общества. Протестантская духовность подчеркивала ценность посюсторонней жизни, способствовала воспитанию предпринимательской активности, моральной ответственности личности (Ф. Скорина, М .Литвин).

Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественногоправа (М. Литвин, С. Будный, А. Волан).

Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец ХVI – ХVII вв.).содержание этого периода может быть обозначено такими признаками, как: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения, усиление тенденций к морализированию. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения

В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие направления:

а) радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний). Для него было характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, схоластике, церковному учению).

б) умеренное реформационно-гуманистическое (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий). Оно стремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласования античной, философской традиции с ценностями средневековой христианской и гуманистически-ренессансной культур.

в) атеистическо-гуманистическое; оно, порвав со схоластикой и теологией, обратилось к материалистическим идеям античности и Возрождения (С. Г. Лован, К. Бекеш, К. Лыщинский). Эти мыслители заимствовали и осмысливали античные решения проблемы происхождения мира; античные обоснования естественноприродной сущности человеческой морали; они отвергали идею Божественного откровения, концепцию врожденных идей; высоко ценили индивидуальный разум и опыт в качестве средств познания.

Развитие духовной культуры Беларуси ХVII – нач. ХVIII вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Формировалась поздняя, «виленская» схоластика, сосредоточившаяся на разработке этических, эстетических, педагогических идей. Развертывались дискуссии между представителями различных конфессий: православной (М. Ващенко, Л. Карпович, М. Смотрицкий), униатской (Л. Кревза, И. Кунцевич), католической (Я. Альшевский, А. Баболь, Я. А. Кулеш). В конце ХVIII – начале ХIХ в. происходило становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания, что требовало философского осмысления его оснований (М. Почебут, Ю. Мицкевич, Я. Снядецкий). В первой половине ХIХ в. наблюдается закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных. С середины ХIХ в. осмысление этого круга идей осуществлялось в художественной литературе (А. Мицкевич, Я. Чечот, У. Сырокомля, Я. Барщевский, В. Дунин-Мартинкевич, Я. Лучина, Ф. Богушевич). В ХХ в. эта традиция была продолжена Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем, М. Горецким.


20.Основные особенности и этапы развития русской классической философии.

Оригинальная русская философия появляется в XIX в. Начало профессионального философствования в России связано с именем Петра Яковлевича Чаадаева Для нее характерен постепенный переход от попыток использования готовых философских систем западноевропейской философии (А.Н. Радищев, декабристы) к созданию самобытных философских достижений.

революционно-демократическая (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский),

религиозная (А.С. Хомяков, Вл. С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, В.В. Розанов, Л.Н. Шестов, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, о. П. Флоренский, о. С. Булгаков),

мистическая (Вл. С. Соловьев, Е. Блаватская).

Наряду с ними имеет место большое разнообразие различных философских школ и течений. Среди них западники (П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Огарев, Бакунин),

Обсуждение проблем религии и вопросов о методах реформ раскололо прежде идейно единое западничество на два направления:

 либеральное (П. А.Анненков, Т .Н. Грановский, К .Д .Кавелин), отстаивавшее догмат о бессмертии души;

 революционно-демократическое (А .И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г.Белинский), трактовавшее сущность души с позиций атеизма и материализма, выдвигавшее идеи революционной борьбы.

славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Данилевский),

Славянофильство – религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформилось в конце 30 – начале 60-х гг. ХIХ в. Среди главных представителей славянофильства были:

 «старшие» славянофилы: А .С. Хомяков, И. В. Киреевский, К .С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин;

 «младшие» славянофилы: К .С. Аксаков, А. И. Кошелев, П. В. Киреевский, Д. А. Валуев, Ф. В. Чижов;

 «поздние» славянофилы: Н .Я. Данилевский, Н. Н. Страхов.

Основная идея славянофильства – утверждение самобытности России, ее общественного уклада; обоснование ее особой мировой миссии. Основа российской жизни, утверждали славянофилы, – это известная триада: Православие (соборность, цельность духа); Самодержавие (царь несет на себе бремя греха власти); Народность (православная община, солидарность и нравственность).

Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900), русский религиозный философ, поэт, публицист, критик. Выступал как публицист, проповедуя идеи объединения Востока и Запада через воссоединение церквей;

космисты (Вл.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А. Чижевский, В.И. Вернадский).

В качестве оригинального духовно-теоретического феномена выступает русский космизм, сложившийся в России в к. ХIХ – нач. 20 вв. В философии космизма выделяют следующие направления:

 религиозно-философское (Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский);

 методологическо-философское (Е. М. Вернадский, Н. Г. Холодный, А. Л. Чижевский, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский)

материалисты-нигилисты (М.А. Бакунин, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев), позитивисты (Н.К. Михайловский, К.Д. Кавелин), «почвенники» (К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский), марксисты (Б.В. Плеханов, В.И. Ленин, Л. Троцкий),

Среди отличительных черт русской философии - подверженность религиозному влиянию, «некабинетный» стиль философствования, тесное переплетение с художественной литературой, ярко выраженный интерес к морально-этическим проблемам.


21.Темптическое пространство и основные традиции в русской философии конца 19-20вв.

Русская философия - феномен мировой философской мысли. В то же время ее отличает особая глубина, самобытность и своеобразный круг исследуемых проблем. Одно из центральных мест в русской фи-ии всегда занимала проблема выбора пути развития России, со временем оформившаяся в виде так называемой "русской идеи". Большое внимание этой проблеме уделяли славянофилы, полагавшие, что основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ по своему менталитету принципиально отличается от народов Запада.

Оппонентами славянофилов были западники, с иных позиций подходившие к осмыслению исторических судеб России, ее места и роли во всемирной истории и культуре. Западники полагали, что России, отставшей от мировой цивилизации, предстоит освоить западные ценности и осуществить социально-экономические реформы по западному образцу.

Еще одной версией "русской идеи" явилось евразийство, усматривавшее единое будущее у народов, населяющих пространство Евразии. Это интеллектуальное и социально-философское учение оформилось в 20 - 30-е гг. XX в. главным образом в среде российской эмиграции. Его основателями выступили Н. С. Трубецкой, Л. П. Карсавин, В. И. Вернад¬ский. Значимую роль в процессе возрождения идей евразийства в конце XX века сыграло творчество Л. Н. Гумилева.

Отличительными особенностями классической русской философии являлись ее принципиальная ориентация на проблемы этико-антропологической направленности.

Гносеологической проекцией этой концепции явилась теория "цельного знания", которую философ противопоставил как рационализму западников, так и иррационализму славянофилов, декларировав свеобразный сверхрационализм, согласно которому знание непосредственно открывается уму человека.

Оригинальный характер русской философии проявился в так называемом "русском космизме", весьма самобытно воплотившем в себе идеи космологического и социокультурного синкретизма. Человек в русском космизме наделялся особым статусом, приобретал особые полномочия. Он представлялся "устроителем и организатором Вселен¬ной" (В. С. Соловьев), перед которым, по словам В. И. Вернадского, стоит "вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого".

Рубеж XIX - XX вв. по праву считается "серебряным веком" русской философии. Начиная с 20-х гг. и вплоть до начала 90-х гг. XX в. века в СССР русская философия (как и философия других народов Советского Союза) развивалась, главным образом в русле марксистских идей. В то же время в российской эмиграции возникло особое философское направление, получившее название "философия русского зарубежья", представителями которого был внесен существенный вклад в развитие мировой философской мысли.


22.Философия в современном мире: социокультурный статус и основные функции.

Философия стоит перед необходимостью осмысления процессов глобализации, идущих в современном мире. В контексте этих процессов необходимо сохранение национальной идентичности отдельных стран, народов, регионов. Обращение к ценностям национальной культуры, их актуализация в современной социально-культурной динамике – одна из серьезнейших задач философии. Решение экологической проблемы также входит в круг интересов национальной философской культуры.

В этих условиях происходят значительные изменения в реализации важнейших функций философии. В качестве таких функций как правило выделяют: мировоззренческую, методологическую, социально-критическую.

Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, исследует формы практического, познавательного и ценностного отношений человека с действительностью, разрабатывает цели и идеалы развития человеческого общества и культуры.

Методологическая функция философии состоит в разработке научной картины мира, обосновании образа познания и формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека.

Социально-критическая функция философии состоит в том, что она оказывает значительное влияние на формы и принципы организации социальной жизни, проявляется в обосновании системы социальных целей и ценностей, идеалов переустройства общества, исходя из различных идеологических представлений и социально-классовых интересов. Она становится особенно актуальной на переломных этапах общественного развития.

В таких условиях социально-критическая функция философии реализуется в следующих основных направлениях. Во-первых, философия осуществляет теоретический анализ причин возникающих проблем и критику наличной социальной действительности. Во-вторых, она разрабатывает новые идеалы общественного устройства, ценностные приоритеты социального и культурного развития. В-третьих, в философии вырабатываются и получают рациональное обоснование новые системы норм.

Социально-критическая функция философии тесно связана с ее прогностическим потенциалом. В философии разрабатываются категориальные модели возможных человеческих миров, в ее теоретическом поле проигрываются различные модели будущего, выстраивается многообразие потенциальных векторов развития,



23.Понятие «метафизика».Изменение статуса метафизики в истории философии.

Метафизика – метод, противоположный диалектике. Отвергает её принципы, объекты неизменны, признаются только локальные связи. Не являлась фил. Методом, проникла из науки. Под метафизикой современные авторы понимают всю классическую философию.

Характерными чертами метафизического метода являются:

а) представлять мир, находящимся в покое,

б) рассматривать разные моменты бытия изолированно друг от друга,

в) строить категорические утверждения по принципу "или то, или это".

В этой связи Аристотель приводит четыре определения метафизики: 1)исследование первых начал и причин; 2) познание «бытия, поскольку оно бытие»; 3) знание о субстанции; 4) знание о Боге и субстанции сверхчувственной. Эти определения гармонично связаны между собой и являлись фундаментальными критериями для становления проблемного поля классической метафизики вплоть до XIX в.

Метафизика субстанций ориентирована на выявление имманентных миру начал – космических (архэ), эйдетических (идея) и сверхсущих (Бог) оснований универсума – и их теоретической фиксации во всевозможных логических формах. Данная категория выражала всеобщую связь сущего и всех его сфер. В средние века Бог выступал как высшее бытие, а тварный (созданный им) мир – как определяемый через Него.

Метафизика субъекта, формирующаяся в период становления естественнонаучных программ, связана с проблемами познания ,философское мышление связывает свои интересы с практическим разумом, и поэтому в центре внимания оказывается деятельность познающего субъекта, разумная.Постклассическая метафизика связана с ситуацией забвения или тотальной ревизии принципов и идеалов классической метафизики во второй половине XIX – начале XX в. Основными программами преодоления классической метафизики предстают: аналитическая (Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик, К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд), феноменолого-экзистенциальная (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти и др.) и социально-критическая (К. Маркс, Д. Лукач, Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Ю. Хабермас и др.).

Постметафизический мир как мир становления порождает и новый тип метафизического субъекта. Последний уже не властвует над всем сущим, не манифестирует абсолютную истину и т. д., а ощущает себя ироником, имеющим критическую позицию по отношению к социальной и культурной жизни во всех ее измерениях .в эпоху постмодерна на первый план выходит множество альтернативных проектов философствования, каждый из которых претендует на место теоретической философии. Тем самым монолитное здание классической метафизики, построенное на идеалах Просвещения, рассыпается на частные, а порой и достаточно маргинальные, стратегии в соответствии с идеей приобретения прагматического опыта в плюралистическом универсуме.


24.Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

1. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы iconТема Философия как социокультурный феномен
Проблема определения философии. Философия как мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические...
1. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы iconПланы семинарских занятий по философии тема философия, круг ее проблем и роль в обществе
Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия, философия. Структура мировоззрения
1. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы iconПредполагаемые вопросы к экзамену по философии
Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия
1. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы iconЭкзаменационные вопросы по философии
Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения
1. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы iconМировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические...
Мировоззрение – опред система наиболее общих взглядов человека на мир, себя самого, на цели и пути историч развития
1. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы iconВопросы для подготовки к экзамену по философии
Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. 
1. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы icon1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы...
Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское)
1. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы icon1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
1. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы iconТема Предмет и роль философии в жизни общества и человека Философия,...
Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Вопрос о научности философии
1. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы iconФилософия, ее генезис и важнейшие проблемы. Специфика философского...
Древнегреческая философия, ее периодизация. Космоцентризм в понимании мира и человека
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница