1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии


Название1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии
страница1/7
Дата публикации19.03.2013
Размер0.83 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
1.Социально-экономические, политические и духовные истоки философии. Философия как духовное явление в своем возникновении опирается на духовные компоненты: мифологию, религию, древнее искусство и эмпирические знания. Создатели мифов оперировали конкретно-чувственными качествами предметов, упрощенно, односторонне и популярно истолковывая некие явления и проблемы. В мифе формировалось представление об органической связи человека с природой. Был начат поиск ответов на вопросы о тайнах рождения и смерти, происхождения мира, человека, о ценностном отношении к сущему. Искусство способствовало зарождению философии через развитие феномена созерцания как первообщения человека с миром. У философии и религии имеется общая цель – вывести человека из сферы обыденности, придать его жизни смысл, открыть путь к самым сокровенным ценностям, увлечь идеалами. Наиболее существенная общая проблематика религии и философии – духовно-нравственная. Первоначально философия вырабатывалась в лоне религиозной формы сознания. Хранителями и трансляторами элементарного, во многом наивного знания, основанного на опыте, были древние мудрецы. Первоначально было совокупное знание древних, именовавшееся философией. Постепенно происходила специализация знаний, формировались конкретные науки. Возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими и политическими факторами. – экономическое развитие в целом.

экономическими факторами возникновения и развития философии явились: А) поступательное экономическое и политическое развитие, способствовавшее накоплению знаний, требовавших обобщения и систематизации; Б) расширение контактов на основе торговли и судоходства, которые свидетельствовали об ошибочности прежних фантастических представлений, заменявшихся реальными образами;

В) появление социальных общностей требовало от индивида выработки нового типа самоопределения: ориентации не на привычку и традиции, а на собственный разум; Г) отделение умственного труда от физического позволило отдельным индивидам заниматься профессиональным теоретизированием, философствованием
^ 2.Понятие мировоззрения, его структура,и основные функции. Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем. Мировозр. - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом. Основа М. - знания. Они составл. информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль в формир. этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. - это теорет. ядро М. Мировоз-е имеет слож. струк-ру. Она вкл-ет неск. уровней: 1.мироощущение, т.е.эмоц-психологич. Сторона мировоз-я. Обязат. Эл-ом мировоз-я явл-ся эмоции. В настроении людей склад-ся обстоят-ва их жизни, различия соц. полож-я, возраст и т.д. Кроме эмоции в состав мироощ-я вкл-ют идеалы, переживания. 2.миропонимание, т.е.позноватно-интелек-я сторона мировоз-я.В его состав входят знания. Миропоним-е бывает жизненоповседневным и теоретическим. 3.мироосвоение. Этот уровень представ. Собой связь мировоз-я с практикой. Он вкл-т в себя убеждения, а также нравствен. И политич. Принципы. Функции мировоззрения:- методологическая-выражается в накоплении, систематизации, выработке разнообразных методов познания природы, общества и самого человека;- гносеологическая-осмысление природы познания и его возможностей, истинности знания;- аксиологическая- заключается в ценностном восприятии мира и самого себя; социальная-способствует формированию целостного взгляда на процессы, происходящие в обществе, на место человека в обществе; критическая - выражается в критическом осмыслении окружающего мира и самого себя; - прогностическая- выражается в прогнозировании развития окружающего мира и самого себя; интеграционная - заключается в интеграции представлений, верований, убеждений личности, а также путей и средств достижения выбранных жизненных целей,- воспитательная - способствует социализации личности, ее воспитанию и самовоспитанию.


^ 3.Исторические типы мировоззрения.

Основными историческими типами мировоззрения являются мифология, религия и ф-я. Фил. видение мира не было дано человеку изначально. Раннее объясняющую роль играл миф. Миф – способ организации и хранения важной для коллектива ин-ии. Возлагая мифические события старшие поколения передавали эту ин-ию младшим. Миф объединял в себе культуру, зачатки различных верований, полит. взглядов, искусства и представлял собой целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе естественное, сверхъестественное, знание и веру, мысли и эмоции. У всех народов мира были свои мифы, т.е. различные сказания о фантастических существах, о делах богов и героев. Тематика была очень разнообразной, много мифов было посвящено проблеме происхождения мира. Например, в др. Китае сущ. след. представление о первонач. существовании мира: внутри космич. яйца зародился сверхъестественный человек Фань-Гул. Оказавшись в первобытном мраке, он раскалывает его на землю и небо, небо поднимает над головой. От такой работы – умирает, а всё, что нас окружает, возникает из частей его тела. Солнце – из левого глаза, луна из правого, гром – из голоса, реки – из крови, деревья – из кожи, а люди произошли из паразитов, которые ползали пор его телу. Особое место у др. людей занимали мифы о добывании огня, изобретении ремёсел и т.д. Мифы сущ. и в настоящее время. Тесно связана с мифами литература, она вырастает из них и постоянно рождает новые. Мифы возникают также внутри каждого соц. сообщества. В результате сознательного манипулирования общественным мнением. Вторым историческим типом мировоззрения явл. религия. Религия – форма общественного сознания, основу кот. составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющую роль в мироздании и жизни людей. Религия у народов различна, но вера едина. Религ. сознание сущ. на 2 ух уровнях. 1 уровень – теоретич. или религ. идеология. Она представляет собой систематизированное изложение религ. форм и мифов проф. богословами. 2 уровень – религ. психолдогия, т.е. религ. представления и чувства. Религия – одна из древних форм общественного сознания. Она оказывала и оказывает большое влияние на историю человечества. Она носительница культурных ценностей, средством упорядочения и сохранения традиций и обычаев. Форма религия очень разнообразны. Одной из древнейших форм явл. тотемизм, т.е. вера в таинственную родственную связь между группой людей и определённым видом растений, животных или явл. природы. Очень распространена была среди др. людей магия. Согласно магич. представлениям, путём опред. действий, заклинаний можно воздействовать на какое-нибудь явление или на человека. Ещё одной формой был фетишизм, т.е. почитали неодуш. материальные предметы, якобы обладающие сверхъест. свойствами. Для первобытных людей важное значение имела окружающая их природная среда. Отсюда возникновение такой формы религии как культ. природы. Наиб. высокой формой первобыт. верований был анимизм, т.е. вера в духов. Все эти формы сохр. и в современ. обществе. Однако основными явл. малоатеистические религии: христианство, буддизм, ислам. Религия – сложное духовное образование, кот. не укладывается в какие-то однозначные и прямолинейные характеристики. С одной стороны религия проповедует общечеловеческие и нравственные нормы. Но в религ. мировоззрении могут выражаться и др. настроения: фанатизм, вражда к людям и др. веры. В отличие от мифол. и религ. мировоззрений фил. мысль представляет собой иной тип миропонимания, в основе кот. лежат позиции разума, интеллекта.

^ 7.Космоцентризм античного философского мышления; проблема первоначала. Античн.философия складыв.в услов. утверждения зрелых рабовлад. отношений и установлен.зачатков демократич. строя. Ранняя греческая философия была направлена на Космос как на безусловную реальность и высшую ценность. Космос представл. как музыкальная гармония сфер, универсальное живое сущ-во, в кот. все частицы наход. во взаимосимпатии, согласованности. Впоследств. в такие наивные представления о космосе было введ. понятие Демиурга, якобы создавшего Вселенную согл. первообразу. В постановке вопр. О первонач. всего сущего проходит мысль о единстве мира, которое скрыто за чувственно воспринимательным многообр. явлений. Милетская школа первоначало вещей видела в образе некоего телесного эл-та или материальной стихии. Для Фалеса это вода, для Анаксимена-воздух, для Анаксимандра-среднее между ними и поэтому неопредел. состояние вещ-ва. Мир восприним. в его рождении, становлении, развитии,а космической гармонии должна соотв.гармония человеч. жизни. . Космос, в отличие от конечного человека, вечен и бессмертен. Бытие Вселенной, по Гераклиту осуществляется на основе извечных превращений вещественной стихии огня. Идея становления, взаимопревращения вещей («все течет») выступает основой единства мира, которым правит «логос» - закон, поддерживающий порядок. Гераклит, развив наивные диалектические представления своих предшественников, положил начало осознанию диалектики как философского метода мышления, указал на всеобщий источник движения и изменения вещей: противоречие как единство («гармония») и борьба противоположностей (день-ночь, изобилие-голод и т. д.), пронизывающих космос в целом и каждое явление в отдельности. Эмпедокл высказал плодотворную догадку о закономерной эволюции живых существ в результате естественного отбора более жизнеспособных сочетаний.

^ 8. Концепция атомизма и этико-социальные воззрения Демокрита. Наиболее четко материализм выразился в мировоззрении Демокрита (460-370 до н.э.). В поисках причины движения сущего философ выдвинул гипотезу о мельчайших неделимых частицах (атомах), движущихся благодаря присущей им силе тяжести. Из атомов рождается все сложное огонь, вода, воздух, земля. На место мифологического порождения у Демокрита становилась материальная причина: Все процессы в природе есть продукт противоречия между атомами и пустотой как условия возможности их движения. Проводя этот детерминистический принцип, Демокрит давал материалистическое объяснение происхождения Космоса из спонтанного вихревого движения атомов. С позиций атомистики Демокрит объяснял психические явления, сводя душу и все умственные процессы к движению особых атомов, отличающихся тонкостью, легкостью и проникающей способностью. Демокрит пришел к допущению двоякого рода качеств познаваемых объектов: действительных, присущих самим объектам (их физико-математические параметры), и качеств мнимых, зависящих от нашей способности чувственного восприятия (цвет, вкус, запах и т. д.). В философии истории Демокрит отрицал доктрину «золотого века» (деградации общества от некоего идеального первобытного состояния), одним из первых выступил с идеей общественного прогресса. В этике философ ограничивал принцип наслаждения и отстаивал идеал здорового, умеренного и миролюбивого расположения духа. В политике Демокрит был сторонником демократии, считал политику важнейшим искусством.

^ 4. Предмет философии и его историческая динамика; структура философского знания. Предметом философии является всеобщее в системе «мир - человек». Главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания. Предмет философии отличен от предмета частных наук, изучающих эмпирическую реальность, тем, что он представляет собой отношение человека к миру. Философия изучает не мир сам по себе, не сами объекты, а отношение к ним человека. Круг философских проблем изменялся по мере развития человеческой культуры, познания и практики. Специфика проблемного поля философии определяется ее стремлением выработать целостное и обобщенное знание о мире и месте в нем человека. Поэтому в качестве основных можно обозначить четыре мировоззренческие проблемы:1. Проблема универсума, окружающего мира, в рамках которой философия отвечает на вопросы о том, что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, что является первоосновой мира, конечен или бесконечен мир, единственен или множественен, каковы его прошлое, будущее и др. Опираясь на различные науки, синтезируя знания из разных областей, философия раскрывает сущностные принципы устройства мира.2. Проблема человека, смысла существования человека в мире, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов о принципиальных отличиях человеческого существования от иных типов бытия, о смысле жизни человека, о его свободе, - эти и многие другие вопросы составляют содержательное поле проблемы человека в философии. 3. Проблема взаимосвязи человека и мира, субъективного и объективного, идеального и материального. При всех содержательных оттенках в трактовке системы отношений «мир-человек», преобладающей в классической философии, стала такая ее формулировка, в которой она приобрела форму вопроса об отношении мышления к бытию, сознания к материи. 4. Проблема бытия человека в «мире людей», связана с решением межличностных, социальных отношений. Здесь огромный пласт вопросов, связанных с поиском идеальной модели общества, начиная от идеального государства Платона и Конфуция, города Солнца в «Утопии» Кампанеллы и заканчивая марксистской моделью гармоничного коммунистического общества. В рамках решения самых разнообразных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема герменевтики, понимания человека человеком, понимания текстов, диалога автора того или иного произведения с читателем, которые зачастую разделены веками, вследствие чего читатель проникает в смысл произведений и «творит» свои личностные смыслы. Поиск согласия, взаимопонимания, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами в функционировании современной философской мысли. Ни одна из обозначенных философских проблем не может быть полностью изолирована от другой. Все проблемы взаимодополняют друг друга. Структура философского знания включает в себя следующие разделы:- Онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущею, об общих принципах и закономерностях существования природы, общества и человека. - Гносеология - раздел философского знания, в котором изучаются особенности процесса познания человеком внешнего мира, проблемы природы познавательного процесса и его возможности, проблема соотношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания.- Аксиология - философская дисциплина, занимающаяся исследованием природы ценностей, их иерархии, структуры, взаимосвязи, а также их места в человеческом бытии.- Философская антропология - философское учение о человеке в многомерности его существования. - История философии. Рассматривает историческое развитие философии. - Этика - философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, исследует ее генезис, природу и внутреннюю структуру. - Эстетика учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышления эстетики - прекрасное и безобразное. - Социальная философия - раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории, исследует проблемы ее движущих сил.- Логика - наука о формах, законах и методах познавательной деятельности.

^ 5.Специфика философской традиции Древней Индии. Хар-уя древневост-ую ф-ию, следует заметить, что во-1ых, она сформировалась в усл-ях деспотичных гос-в, где чел-ая личность была поглощена внешней средой, нерав-во, жесткое кастовое деление во многом определили социально-политическую и морально-этическую проблематику ф-ии. Во-2ых, большое влияние мифологии. В-3их, в отличие от европейской ф-ии восточная - первоначальная, исконная, коренная. Древняя Индия. Отличие древнеиндийских ф-ов: близкая связь ф-ии и религии, слабая связь с наукой, нацелена на чел-ка и гармоничное отношение чел-ка и природы. В середине между 1ым и 2ым тыс. до н.э. появляются 1ые тексты, относящиеся к ф-ии мифологического плана. Веды - основополагающие тексты. Они писались многие столетия. Анонимность - характерная черта восточной ф-ии. Большие блоки: Ригведы (гимны богам), Самоведы (сборник песнопений вообще), Яджурведы (заклинания), Атхарбаведы (для жертвоприношений). Интерпретация текстов вед - 1ый шаг к возникновению ф-ии. Появились соответствующие комментарии (Брахманы(правила свершения ритуалов), Упанишады (сидеть около ног учителя), Самхиты (религиозные гимны), Араньяки (книги лесных отшельников)). В рамках Упанишад зарождается сама ф-ия. Ф-ские школы в 1ое время разделяются по признаку - признают они Веды или нет. Критические школыАдживика (натуралистически-фаталистическое учение), Буддизм (осн. Сидхартха Гаутама, 4 благородные истины: жизнь – страдание, источник страдания – желания чел-ка, прекратить страдание можно уничтожив жажду жизни, цель – достижение нирваны; 5 осн. заповедей:не убей, не укради, не лги, будь целомудрен, воздерж.от опьян.в-в; осн.положения: все вещи обусловлены, всё изменяется, нет бога, 1 жизнь творит др. этот процесс непрерывен), Джайнизм, Чарвака(Локаята) (основа познания-чувственное восприятие). Ортодоксальные – Ньяя (осн. Готама, логика, признание равноценности рационального и эмпирического познания, бог есть), Вайшешика (осн. Канада, мир состоит из след.субстанций:огонь, вода, воздух, земля, эфир, время, пр-во, душа и ум; верховная душа – бог, сотворивший мир из атомов, чел-к наделён свободной волей и сам выбирает свою судьбу), Веданта (мир-иллюзия), Миманса, Йога (осн. Патанджали, неск-ко ступеней: обуздание, культура этики, удобное положение тела при размышлении, контроль над дыханием, контроль над чувствами, правильное внимание, сосредоточенность, созерцание) (ортодоксальные школы признавали авторитет Вед, неортодоксальные отрицали его). Веды содержат ?-ы и ответы на них о происхождении мира, космическом порядке и т.д. Индийская ф-ая традиция сформировала ряд основных философско-этических понятий, к-ые позволяют составить общее представление о древнеиндийских ф-ских учениях. Прежде всего это понятие кармы - закона, опред. судьбу чел-ка. Карма тесно связана с учением о сансаре (цепи перерождений сущ-в в мире). Освобождением или выходом из сансары является мокша. Именно пути выхода из мокши и отличают взгляды разных ф-их школ.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии icon1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии...
Оно позволило отдельным индивидам профессионально заниматься теоретизированием, философствованием развитие древнегреческой, особенно...
1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии iconМагомед ярагский
В монографии известного дагестанского философа Агаева Ахеда Гаджимурадовича создается интеллектуальный портрет крупного мыс­лителя,...
1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии icon33. Личные, социально-экономические, культурные и политические права...
Конституция РФ права и свободы подразделяют на 4 основные группы: личные, политические, социально-экономические, культурные. Они...
1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии iconВопросы к экзамену по философии
Социально-политические концепции в западноевропейской философии 16-18 вв. Макиавелли, Томас Мор, Гоббс
1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии iconГ. В. Гегель: абсолютный идеализм и диалектика
Социально-исторические и духовные предпосылки формирования философии в Германии в конце ХVIII- начале ХIХ веков
1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии iconТема праворадикальные режимы в италии и германии в 1920 – 30-е гг
Италия в 1929 – 1939 гг. Экономические и социально-политические последствия кризиса. Фашистская система гмк
1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии iconИван IV васильевич Грозный: мифология и духовно-политические аспекты реформ Учебное пособие
Иван IV васильевич Грозный: мифология, духовно-политические и социально-экономические основы реформ. Учебное пособие / гоу впо рхту...
1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии iconГосударственный строй Франции в период якобинской диктатуры. Конституция 1793 г
Серьезнейшие политические изменения, продолжающаяся война с антифранцузской коалицией европейских стран, экономический кризис резко...
1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии iconКраткая история неолиберализма
Джорджа Буша. Харви также предлагает читателям модель, с помощью которой можно не только анализировать политические и экономические...
1. Социально-экономические, политические и духовные истоки философии iconУчебный курс «Социально-политические технологии в системе государственного...
Социально-политические технологии в системе государственного управления современной рф: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница